Обзоры
37 постов
В Москве открылось производство алкалиновых батареек, созданное по российской технологии с глубокой локализацией. Новый завод «Первый завод гальванических элементов» будет выпускать пальчиковые (АА) и мизинчиковые (ААА) батарейки трёх категорий для бытового использования.
Производство основано на экологичной модели замкнутого цикла, позволяющей перерабатывать до 70% материалов из старых батареек. Это даёт возможность повторно использовать до четырёх тысяч тонн сырья ежегодно, включая цинк и марганец, и снижать себестоимость продукции на 15–25%.
Запуск стал возможен после десяти лет интенсивной работы, в течение которых удалось наладить сотрудничество с отечественными производителями сырья, разработать лабораторное оборудование для тестирования компонентов, внедрить высокоскоростную автоматизированную линию и подготовить специалистов для ее обслуживания», — отметил генеральный директор предприятия Денис Корнилов.
Как рассказали в мэрии Москвы, мощности завода рассчитаны на выпуск 200 тысяч батареек в сутки. Проект стал частью растущего промышленного сектора Москвы, где сейчас работает около 4,6 тысяч предприятий. В ближайшее время батарейки отечественного производства появятся на маркетплейсах и в розничных сетях.
На видео, представленном Объединённой двигателестроительной корпорацией (ОДК), впервые зафиксирован ключевой этап испытаний нового российского двигателя ПД-8 — контролируемое разрушение лопатки вентилятора.
Испытания, проведённые на открытом стенде предприятия ОДК-Сатурн в Рыбинске, смоделировали одну из самых критических ситуаций в полёте. Специальный заряд, размещённый в одной из лопаток, был подорван при работе двигателя на взлётном режиме. Кадры демонстрируют, как конструкция силовой установки успешно сдержала удар: обломки не пробили корпус, что подтверждает её способность обеспечить безопасность самолёта, рассказали в ОДК.
Этот обязательный для сертификации тест доказывает, что даже в случае подобной нештатной ситуации планер воздушного судна останется целым, что позволит экипажу безопасно совершить посадку. Успешное прохождение испытания стало важным шагом на пути к получению двигателем ПД-8 сертификата типа.
Испытания прошли успешно на аэродроме Уральского завода гражданской авиации.
Пилоты отметили, что полёт прошёл полностью штатно. Самолёт показал стабильность и чёткую управляемость, а новый двигатель ВК-800 и винт АВ-901 отработали без замечаний. Во время тестов машина достигла скорости 210 км/ч и высоты 400 метров.



Как уточнили в Минпромторге России, этот двигатель создан, чтобы закрыть важный пробел: в России до сих пор не производили серийно подобные силовые установки для лёгких самолётов. Теперь появится возможность строить собственные машины для работы в труднодоступных регионах, где особенно важна надёжная техника, и не зависеть от импортных поставок.
Российские учёные создали прототип мощного гиротрона для нагрева плазмы в термоядерных реакторах. Разработка Института прикладной физики РАН и АО НПП «Гиком» представляет собой источник миллиметрового излучения частотой 230 ГГц.
Прибор предназначен для электронно-циклотронного нагрева плазмы в перспективном российском токамаке ТРТ. Эта установка отличается компактностью и рекордным магнитным полем в 8 Тл, что потребовало создать источник излучения с повышенной частотой.
Ключевой особенностью гиротрона стала уникальная конструкция с встроенным квазиоптическим преобразователем, имеющим два выходных окна. Такое решение не только повышает мощность, но и позволит в будущем синхронизировать частоту прибора с внешним управляющим сигналом.
В ходе испытаний 2025 года устройство в импульсном режиме продемонстрировало мощность 1 МВт с КПД 29%. Теоретические расчёты показывают, что с применением системы рекуперации энергии показатель эффективности можно увеличить до 45–50%, уточнили в ИПФ РАН.
На 2026 год запланирован следующий этап — создание промышленного образца для проведения экспериментов с длительными импульсами работы до нескольких десятков секунд. Эта разработка соответствует мировому уровню технологий для термоядерных исследований.
В подмосковной Дубне компания Yadro запустила первое в стране серийное производство базовых станций. Это значит, что теперь важнейшее оборудование для сетей можно создавать внутри страны, а не закупать за рубежом.
По планам, к 2030 году в России нужно установить 75 тысяч таких станций. Новый завод готов поставить 55 тысяч, то есть большую часть. Первые партии уже в этом году получат операторы «Билайн», «МегаФон» и Т2.
На разработку и наладку производства ушло три года — достаточно быстро для такой сложной техники. Новые станции поддерживают современные стандарты 4G и 5G, причём для перехода на «пятое поколение» не нужно менять железо — достаточно обновить программу. Они смогут работать и в больших городах, и в отдалённых посёлках, рассказали в пресс-службе Правительства России.
На дубнинском заводе делают всё: от печатных плат до финальной сборки и проверки оборудования. Так что теперь, когда вы звоните по телефону или листаете ленту в соцсетях, часть технологической цепочки, обеспечивающей эту связь, может быть полностью отечественной.
В Иркутске заработало новое производство полного цикла, которое будет выпускать приводные конвейерные цепи под брендом «Стальное звено». После выхода на полную мощность предприятие планирует производить до 15 тысяч метров цепей в год.
Запуск стал возможен благодаря инвестициям в 87 млн рублей, большая часть из которых — льготный заём по программе «Проекты развития» от федерального и регионального фондов развития промышленности отметили в фонде.
«Наше предприятие 18 лет занимается поставками комплектующих к конвейерному оборудованию на российский рынок. В 2022 году после ухода с рынка зарубежных компаний мы приняли решение запустить собственное импортозамещающее производство конвейерных цепей и комплектующих к ним. Благодаря финансированию федерального и регионального фондов развития промышленности мы смогли в кратчайшие сроки закупить современное оборудование и освоить технологию производства, позволяющую выпускать высококачественные цепи мирового уровня», — прокомментировал генеральный директор ООО «Компания Белт Трейд» Дмитрий Наумов.
Производство охватывает весь цикл: здесь выпускают цепи 14 типоразмеров и все необходимые комплектующие — пластины, втулки и пальцы. Уровень локализации составляет 100%, а сырьё полностью российское.
Цепи предназначены в первую очередь для лесной, целлюлозной и деревоперерабатывающей промышленности. Среди заказчиков — крупнейшие компании отрасли, такие как «Группа ИЛИМ» и «Тернейлес». Основной регион поставок — Восточная Сибирь и Дальний Восток.
На Московском вокзале Санкт-Петербурга представили обновлённый состав «Красной стрелы» — поезда, который уже много лет связывает две столицы. Вместо привычных вагонов теперь будут использоваться новые, более просторные модели, сделанные на Тверском вагоностроительном заводе.
Главное отличие — внутри стало заметно больше места. В купейных вагонах добавили по два дополнительных места, но при этом в каждом купе теперь есть индивидуальные розетки, беспроводные зарядки и даже возможность отрегулировать температуру. Для тех, кто едет на верхней полке, появились откидные столики.
В поезде теперь есть несколько специальных купе. Одно — для родителей с маленькими детьми, с расширенной кроватью и бортиками. Другое — в штабном вагоне — рассчитано на маломобильных пассажиров: оно просторное, с отдельным подъёмником для коляски.
Внешне поезд тоже изменился: у него новая красно-серая окраска, первая за последние десятилетия. Такую же получили и два новых электровоза, которые будут водить состав.
По словам представителей компании, в поезд также встроена система, которая в реальном времени передаёт данные о его работе, что должно повысить надёжность. Обновлённая «Красная стрела» продолжит свой привычный маршрут между Москвой и Петербургом, предлагая пассажирам более комфортные условия.
На площадке Всероссийского научно-исследовательского института по эксплуатации атомных станций (ВНИИАЭС) успешно завершены комплексные испытания полномасштабного тренажёра, созданного для обучения персонала будущего энергоблока БРЕСТ-ОД-300.
Реактор строится на Сибирском химкомбинате (СХК) и станет частью опытно-демонстрационного энергокомплекса с замкнутым ядерным топливным циклом.
«На СХК в этом году уже смонтирован и принят в эксплуатацию аналитический тренажер разработки ВНИИАЭС, - напомнил начальник отдела подготовки персонала ОДЭК СХК Егор Клевцов. - Полномасштабный тренажер - следующий этап. Это ключевое техническое средство обучения, поскольку в соответствии с федеральными нормами и правилами подготовка персонала должна завершиться до физического пуска энергоблока с применением полномасштабного тренажера».