nomercyPM

nomercyPM

ТГ- канал Безжалостный project для действующих и будущих руководителей проектов в IT - https://t.me/no_mercy_pm
Пикабушник
Дата рождения: 12 июня
3590 рейтинг 2 подписчика 12 подписок 12 постов 2 в горячем
4

OSINT: проверяем работодателя до того, как он проверит тебя

Качество нашей жизни минимум на треть определяется работой. Хорошая работа — помогает в достижении наших жизненных целей, плохая — мешает. В этой статье поговорим о способах анализа информации о потенциальном работодатели, которые доступы любому человеку без специально подготовки и больших ресурсов. И в этом нам помогут некоторые OSINT-методы (англ. Open Source Intelligence - разведка по открытым источникам).

Чтобы понять, насколько потенциальный работодатель соответствует вашим представлениям о прекрасном, стоит сделать несколько шагов:

  1. Собрать информацию

  2. Построить на основе нее гипотезы и постараться их опровергнуть или подтвердить.

  3. Сформировать свое отношение и принять решение, стоит идти работать в конкретную организацию или нет.

1️⃣ Шаг. Изучаем источники и информацию в них:

🔍 Порталы мониторинга контрагентов (Репутация, зачестныйбизнес, чеко и др.) и гос. сервисы по ИНН:

🌐 Интернет-ресурсы, включая сайт Компании:

  • отзывы о Компании бывших и действующих сотрудников на dreamjob.ru и подобных ресурсах

  • информация о вакансиях в других подразделениях Компании (кого и как долго ищут, актуальный технический стек и т.д.) на работных сайтах

  • отчетность (если Компания публичная), политики и руководящие документы, новости

  • топ-менеджмент, включая потенциальных заказчиков, для которых будете делать проекты, и руководители направления, в которое метите.

📲Телеграм-каналы и специализированные сообщества:

  • мнение о компании в профессиональных сообществах.

2️⃣Шаг. Формулируем гипотезы на основании полученной информации и важных именно для вас критериях

🏢Организация:

  • зарабатывает деньги сама или сосет их из государства / материнской компании.

  • соблюдает законодательство или не очень.

  • есть там культ достигаторства / лидерства / осознанности или любой другой или нет.

  • руководят обычные люди, отбитые сектанты (см. расстановки в Уралсибе), бывшие силовики, "авторитетные бизнесмены" из девяностых или еще кто-то.

3️⃣ Шаг. Самый важный. Определяемся со своим отношением к полученной информации.

Важно учесть, что собранная информация может быть явно:

  • недостоверной. Например, резко отрицательные отзывы некоторых бывших сотрудников или наоборот супер-восторги, к которым сам работодатель приложил руку.

  • устаревшей. Изучаете отчетность, в которой приведены факты годичной давности. За год многое могло измениться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Далее стоит задуматься, насколько полученная информация укладывается в вашу картину мира и представления о прекрасном. Будущая [не-] удовлетворенность работой будет зависеть от ваших субъективных ощущений. Которые в свою очередь будут складываться из того, на что вы:

  • можете и должны влиять (ваша работа и коллеги, с которыми работу делаете)

  • не можете влиять и не сможете изменить (порядки в Компании, культура, руководство, устоявшиеся нормы поведения, подходы к ведению дел и т.д.)

Несколько примеров, которые заставляют задуматься

Т.к. я работаю в управлении ИТ-проектами (ТГ-канал "Безжалостный project"), приведу примеры по ИТ-компаниям.

1. ООО "Реалайз" (ИТ-компания ритейлера "Sokolov"):
Сотрудник написал заявление на увольнение по собственному желанию. Руководитель попросил его на время, пока коллега будет в отпуске, поработать. Сотрудник согласился поработать дополнительно, скинул себе несколько документов, включая логины/пароли на яндекс.диск. Его хлопнули безопасники, оформили инцидент. Компания уволила сотрудника по статье о разглашении коммерческой тайны.

Сотрудник добивался в суде изменения записи в трудовой книжке на увольнение по собственному желанию. Суд он выиграл.

Работодатель пытался оспорить, но решение оставлено в силе. Ссылка

2. ООО "Мастерская цифровых решений"

Компания не расплатилась с рекрутером за поиск и трудоустройство трех ИТ-специалистов. Суд призвал Компанию к ответу и вынес решение в пользу рекрутера.

С т.з. работы в такой компании вряд ли такой случай можно считать как однозначный стоп-фактор, но на мысли о том, что Организация не очень честна с контрагентами, наводит.

3. Цифровая Индустриальная Платформа

Сотрудника уволили, когда он был в отпуске по уходу за ребенком из-за того, что он работал удаленно из Португалии. Сотрудник в итоге несколько судов проиграл. Возможно, еще дело окончательно не завершено. Ссылка

В целом история мутная. Я бы призадумался, стоит ли сотрудничать с такой организацией. Скорее всего призадумались и более десяти контрагентов, которые подали в суд на Компанию, чтобы та выполнила свои обязательства:

В завершении поста скажу, что навести справки о потенциальном работодателе несложно и может уберечь от ненужных проблем. Поэтому не стоит лениться и проанализировать доступную информацию.

Поделитесь в комментариях о своих способах навести справки.

Если пост был интересен, то приглашаю в ТГ-канал "Безжалостный project". Он в целом для руководителей ИТ-проектов, но и для широкой публики там могут быть интересные посты.

Показать полностью 3
2556

Как обойти ITSM

Как обойти ITSM

Моя премия зависит от количества заявок, которые я закрыл.
Вчера у коллеги перестала работать клавиатура. Я бы мог её заменить. Но я украл клавиатуру с ресепшена и отдал её ему.

Теперь сотрудник ресепшена завел заявку "Моя клавиатура пропала".

Чем больше заявок я закрою, тем больше моя премия.

Дальше планирую отключить принтер моего начальника.
___________________


Показать полностью 1

Как выбирать курсы по проектному управлению в ИТ

Тема войти-в-айти все не утихает, а значит, и курсы по ИТ-специальностям все множатся. Тысячи их!

Что же делать начинающему менеджеру ИТ-проектов, чтобы расширить и углубить границы своего незнания? Как найти жемчуг в куче навоза не потеряться во всем многообразии курсов и не пожалеть о бессмысленно потраченных времени и деньгах?

почти реальный пример курсов

почти реальный пример курсов

Поделюсь собственными соображениями о том, как бы я выбирал курсы по управлению ИТ-проектами, учитывая свой пятнадцатилетний опыт в управлении ИТ-проектами. Полагаю, что для бизнес- и системного анализа этот подход также актуален.

Первый шаг - определиться с целью прохождения курсов

Варианты тут следующие:

  1. получить знания максимальной практической направленности, чтобы применять их на текущей или новой работе;

  2. потешить самолюбие или украсить стену нарядными бумагами получить сертификат или свидетельство о повышении квалификации. Например, если это требуется у вас на работе;

  3. завести полезные знакомства.

Второй шаг - определиться с ресурсами, которые у вас есть

Надо понять, каким временем и деньгами располагаете, чтобы учитывать эти ограничения при выборе курсов и планировании обучения.

Третий шаг - сформировать критерии выбора курсов

практика - критерий истины

практика - критерий истины

Т.к. для меня цель обучения - получить знания максимальной практической направленности, то критерии у меня следующие:

  1. Обучение проводит узкоспециализированный провайдер. Странно, когда медицину преподают в заборостроительном или кулинарном техникуме. С проектным управлением или каким-нибудь бизнес- / системным анализом все то же самое.

  2. Курсы читают практикующие профессионалы по изучаемой вами дисциплине. В идеале, если они - действующие профессионалы, востребованные на коммерческом рынке. Т.е. преподавание - их дополнительный источник дохода, а не основной.

  3. Учебная программа - состоит не только из теории, но и из практики. Если на курсах не отрабатываются практические примеры, это не курсы, а херня на постном масле. В идеале - 70% времени обучения посвящено практике.

  4. Преподают именно тот вид проектов, на котором я специализируюсь (хочу специализироваться). Если я хочу прокачаться в управлении ИТ-проектами (заказная разработка, внедрение систем, продуктовая разработка) то обучаться управлению медиа- или ивент-проектами - весьма странная идея.

Четвертый шаг - найти толкового провайдера / учебное заведение

  1. гуглю в режиме анонимности "курсы по проектному управлению в IT";

  2. смотрю первые 3-4 страницы выдачи. Вижу, что там перемешаны сайты учебных заведений и статьи всяких порталов, которым курсы занесли денег за рекламу;

  3. открываю любую ссылку на портал (т-журнал, habr.com, klerk.ru и пр.) и убеждаюсь, что там рекламируются одни и те же провайдеры (нетология, я.практикум, skillfactory, productstar и т.д.

  4. всех провайдеров, в названии которых есть "нетология", различные комбинации со словом "skill", "product", "синергия", "академия", "academy", "бизнес", "business", "sky..." пропускаю.

  5. смотрю поисковую выдачу дальше, понимаю, что остаются:

    • специализирующиеся на проектном управлении организации (PM Expert, Проектная практика и т.д.);

    • крупные ВУЗы (МГУ, НИТУ МИСИС и пр.);

    • специализированные учебные центры при вузах ("Специалист" при МГТУ им. Баумана и пр.);

    • учебные центры при больших ИТ-компаниях;

    • небольшие авторские курсы практиков;

  6. Захожу на сайт каждого из оставшихся провайдеров и изучаю описание курсов и программ, которые подходят по критериям из Шага 3.

Пятый шаг - убедиться, что программа обучения соответствует целям

Необходимый базовый минимум, который должен знать проджект-менеджер, и который должен быть в программе:

  • Что такое проект и тройственное ограничение;

  • Целеполагание в проектах, эконом. эффекты от проектов;

  • Жизненный цикл проекта и необходимые артефакты (что на каком этапе появляется) от идеи до передачи в эксплуатацию созданного ИТ-продукта;

  • Виды проектов в ИТ (проекты и продукт, в чем отличия, где пересекаются);

  • Обзор "гибких" подходов к реализации проектов, возможности и их ограничения;

  • Орг. структура проекта, роли в проекте, коллегиальные органы управления проектом;

  • Задачи и обязанности руководителя проектов. Чем отличается управление проектом со стороны подрядчика от работы на стороне заказчика;

  • Планирование проекта, контроль, управление ресурсами и сроками;

  • Управление рисками, проблемами, изменениями;

  • Управление коммуникациями;

  • Юридические основы проджект-менеджмента;

  • Бюджетирование ИТ-проектов, виды и статьи затрат, виды контрактов;

  • Инструменты проджект-менеджера (Jira или аналоги, MS Project).

Шестой шаг - убедиться, что учиться предстоит у практикующего профессионала, а не у теоретика.

У вас уже есть определенный список курсов, которые удовлетворяют критериям, приведенным выше. Далее надо удостовериться, что учиться будете не у теоретиков, а у практиков проектного управления.

Отличный преподаватель должен сочетать вот такие качества:

ключевые качества преподавателя по проектному управлению

ключевые качества преподавателя по проектному управлению

Смотрим, кто преподает интересующие нас курсы. Если в описании преподавателя есть много англоязычных аббревиатур (PMP, PME, IPMA, MBA, TOGAFF, BABOK, BJJ, ITSM), научная степень, авторство книг и статей, то я таких не очень котирую, т.к. количество регалий скорее свидетельствует о том, что передом мной профессионал в получении дипломов и сертификатов, а не практикующий профессионал.

Моя же цель - научиться у практика, а не старпера-теоретика. По этому фильтру отпадет приличное количество ВУЗов.

Вот плохой пример описания преподавателей какой-то MBA-программы по менеджменту ИТ-проектов:

эксперт по деловому этикету и технологический брокер научат вас управлению ИТ-проектами (нет)

эксперт по деловому этикету и технологический брокер научат вас управлению ИТ-проектами (нет)

На скриншоте выше в первую очередь представлены кто угодно, но не эксперты по проектному менеджменту в ИТ. Наверняка эксперт по деловому этикету и автор "многочисленных пособий по управлению персоналом" знают свое ремесло как следует, но почему их выбрали в качестве витрины для этой программы? Этот симптом меня заставляет задуматься и рассматривать других провайдеров.

Если в описании преподавателя нет информации о том, какие реальные (не учебные) проекты он вел, стоит запросить такую информацию у провайдера. Ее почти наверняка вам предоставят.

А вот годное описание преподавателя:

к этому тренеру у меня доверия больше

к этому тренеру у меня доверия больше

Если в описании преподавателя нет информации о том, какие реальные (не учебные) проекты он вел, стоит запросить такую информацию у провайдера. Ее почти наверняка вам предоставят.

Седьмой шаг - ознакомиться с отзывами на конкретные учебные заведения / программы / преподавателей

Тут подойдут любые способы:

  • отзывы в гугле и яндексе;

  • спросить в чатах сообществ по проектному управлению и в чатах профильных телеграм-каналов;

  • поискать отзывы по соц. сетям;

  • [в последнюю очередь] почитать отзывы на сайтах самих учебных организаций.

Еще несколько соображений

При выборе курсов не ведитесь на многочисленные плюшки, которые вам предлагают в нагрузку:

  • карьерное сопровождение;

  • "гарантии" последующего трудоустройства;

  • 100500 дополнительных инструментов, "без которых невозможно работать проджект-менеджером" (miro, figma, chatGPT, SQL и т.д.)

Основные инструменты для проджект-менеджера - jira и ее аналоги, MS Excel, Ms Project. Остальное освоите уже на работе, когда будет такая необходимость.

Идеально, если по итогам обучения будет выдано официальное свидетельство о переподготовке или повышении квалификации государственного образца. Но если будет просто сертификат, то это тоже неплохо.

Многие курсы можно оплатить в рассрочку. Это на случай, если денежных ресурсов прямо сейчас на оплату не хватает.

кстати, при выборе формата обучения имейте ввиду, что завести полезные знакомства на курсах, которые идут оффлайн, проще, чем на

курсах, которые идут в онлайн-формате.

Суммируем

Чтобы освоить полезные с практической точки зрения знания и в дальнейшем монетизировать их, стоит уделить внимание предварительному сбору информации и анализу курсов.

Если курсы соответствуют критериям ниже, то вероятность, что время будет инвестировано с пользой выше:

  • провайдер, который специализируется на проектном управлении;

  • программа состоит не только из теории, но большей частью из практических занятий;

  • курс ведет действующий профессионал, имеющий практический опыт управления; проектами, а не какой-нибудь продюсер медиа-проектов или специалист по деловому этикету;

  • минимум 75% процентов курса - материалы по проектному управлению, включая специализированный инструментарий, а не всякая ерунда типа chatGPT, figma, excel и пр.

Удачи в учебе, действующие и будущие коллеги!

Еще больше полезной информации по ИТ-менеджменту для действующих и будущих руководителей ИТ-проектов в ТГ-канале "Безжалостный project".

Если сочтете интересным, добро пожаловать в подписчики :-)

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!