4

OSINT: проверяем работодателя до того, как он проверит тебя

Качество нашей жизни минимум на треть определяется работой. Хорошая работа — помогает в достижении наших жизненных целей, плохая — мешает. В этой статье поговорим о способах анализа информации о потенциальном работодатели, которые доступы любому человеку без специально подготовки и больших ресурсов. И в этом нам помогут некоторые OSINT-методы (англ. Open Source Intelligence - разведка по открытым источникам).

Чтобы понять, насколько потенциальный работодатель соответствует вашим представлениям о прекрасном, стоит сделать несколько шагов:

  1. Собрать информацию

  2. Построить на основе нее гипотезы и постараться их опровергнуть или подтвердить.

  3. Сформировать свое отношение и принять решение, стоит идти работать в конкретную организацию или нет.

1️⃣ Шаг. Изучаем источники и информацию в них:

🔍 Порталы мониторинга контрагентов (Репутация, зачестныйбизнес, чеко и др.) и гос. сервисы по ИНН:

🌐 Интернет-ресурсы, включая сайт Компании:

  • отзывы о Компании бывших и действующих сотрудников на dreamjob.ru и подобных ресурсах

  • информация о вакансиях в других подразделениях Компании (кого и как долго ищут, актуальный технический стек и т.д.) на работных сайтах

  • отчетность (если Компания публичная), политики и руководящие документы, новости

  • топ-менеджмент, включая потенциальных заказчиков, для которых будете делать проекты, и руководители направления, в которое метите.

📲Телеграм-каналы и специализированные сообщества:

  • мнение о компании в профессиональных сообществах.

2️⃣Шаг. Формулируем гипотезы на основании полученной информации и важных именно для вас критериях

🏢Организация:

  • зарабатывает деньги сама или сосет их из государства / материнской компании.

  • соблюдает законодательство или не очень.

  • есть там культ достигаторства / лидерства / осознанности или любой другой или нет.

  • руководят обычные люди, отбитые сектанты (см. расстановки в Уралсибе), бывшие силовики, "авторитетные бизнесмены" из девяностых или еще кто-то.

3️⃣ Шаг. Самый важный. Определяемся со своим отношением к полученной информации.

Важно учесть, что собранная информация может быть явно:

  • недостоверной. Например, резко отрицательные отзывы некоторых бывших сотрудников или наоборот супер-восторги, к которым сам работодатель приложил руку.

  • устаревшей. Изучаете отчетность, в которой приведены факты годичной давности. За год многое могло измениться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Далее стоит задуматься, насколько полученная информация укладывается в вашу картину мира и представления о прекрасном. Будущая [не-] удовлетворенность работой будет зависеть от ваших субъективных ощущений. Которые в свою очередь будут складываться из того, на что вы:

  • можете и должны влиять (ваша работа и коллеги, с которыми работу делаете)

  • не можете влиять и не сможете изменить (порядки в Компании, культура, руководство, устоявшиеся нормы поведения, подходы к ведению дел и т.д.)

Несколько примеров, которые заставляют задуматься

Т.к. я работаю в управлении ИТ-проектами (ТГ-канал "Безжалостный project"), приведу примеры по ИТ-компаниям.

1. ООО "Реалайз" (ИТ-компания ритейлера "Sokolov"):
Сотрудник написал заявление на увольнение по собственному желанию. Руководитель попросил его на время, пока коллега будет в отпуске, поработать. Сотрудник согласился поработать дополнительно, скинул себе несколько документов, включая логины/пароли на яндекс.диск. Его хлопнули безопасники, оформили инцидент. Компания уволила сотрудника по статье о разглашении коммерческой тайны.

Сотрудник добивался в суде изменения записи в трудовой книжке на увольнение по собственному желанию. Суд он выиграл.

Работодатель пытался оспорить, но решение оставлено в силе. Ссылка

2. ООО "Мастерская цифровых решений"

Компания не расплатилась с рекрутером за поиск и трудоустройство трех ИТ-специалистов. Суд призвал Компанию к ответу и вынес решение в пользу рекрутера.

С т.з. работы в такой компании вряд ли такой случай можно считать как однозначный стоп-фактор, но на мысли о том, что Организация не очень честна с контрагентами, наводит.

3. Цифровая Индустриальная Платформа

Сотрудника уволили, когда он был в отпуске по уходу за ребенком из-за того, что он работал удаленно из Португалии. Сотрудник в итоге несколько судов проиграл. Возможно, еще дело окончательно не завершено. Ссылка

В целом история мутная. Я бы призадумался, стоит ли сотрудничать с такой организацией. Скорее всего призадумались и более десяти контрагентов, которые подали в суд на Компанию, чтобы та выполнила свои обязательства:

В завершении поста скажу, что навести справки о потенциальном работодателе несложно и может уберечь от ненужных проблем. Поэтому не стоит лениться и проанализировать доступную информацию.

Поделитесь в комментариях о своих способах навести справки.

Если пост был интересен, то приглашаю в ТГ-канал "Безжалостный project". Он в целом для руководителей ИТ-проектов, но и для широкой публики там могут быть интересные посты.

Офисные будни

6.7K постов17K подписчика

Правила сообщества

В связи с массовой активностью небратьев, ответы на волны негатива в отношении сотрудников правоохранительных органов будут выноситься из сообщества, их авторы блокироваться.

-не нарушайте вежливость. За нарушение вежливости -бан, ибо это отталкивает посетителей и авторов.

- не нарушайте правила Pikabu и чтите закон.

- добавляйте посты связанные с тематикой сообщества;
-делитесь опытом организации жизни  в офисе и проживания на работе;
-делитесь управленческим опытом;


Бан за неуместную настойчивость: если вы активно, по несколько раз в неделю, в течение длительного времени размещаете сообщения низкого качества, простецкие и незамысловатые, не ориентированные на интересы аудитории, вы отправляетесь в бан сообщества. Ради качества контента.