Советский фильм имеет один недостаток, который его погубил - хронометраж. Автором его сценария был тот же Олег Куваев, и нестройность сюжета книги перекочевала и в фильм, а стандартный "час двадцать" скомкал и без того нестройный сюжет, настолько что концовка выглядела неестественной и пафосной, будто историю заканчивали второпях. Будь фильм хотя бы двухсерийным, или сценарий писал бы более профессиональный писатель, возможно фильм получился бы более успешным и популярным. Если оставить за скобками этот недостаток, то в целом фильм весьма неплох (с возрастом особенно начинаешь ценить старую советстую школу актерского мастерства).
И наконец, настал черед современного творения. Фильм настолько современен, что начинается с голого мужика бегущего по льду за собаками.
После первых пяти минут просмотра я мог охарактеризовать сие творение двумя словами: лубочная картинка.
Именно картинка - чистеньких красивых декораций, отфотошопленной природы и гламурных геологов.
Поселок геологов был выстроен (для декораций завезли 115 тонн леса), и выкрашен. Очевидно, что художника-постановщика взяли из какой-то рекламной студии, навеки забанили в гугле, и под страхом смерти запретили читать книгу-первоисточник. Иначе я не могу объяснить веселенькие белые оконные наличники и переплеты здания Управления (которые по книге приходилось забивать оленьими шкурами), умеренно-роскошные кабинеты Чинкова и Фурдецкова достойные какого-нибудь райкома, уютненькие обои и паровое отопление в комнате журналистки (которая является комнатой в недостроенном общежитии, где она замерзала под одеялом, обогреваясь двумя электроплитками).
Леса, трава, реки и озера поражают своей раскрашенной красотой. Кстати, о лесах. Я слегка недоумевал - откуда бы им там взяться. Оказывается, все просто: фильм снимался не в районе Территории (это примерно где городок Певек), а на полпути к ней (плато Плуторана).
Ну не долетели, подумаешь.
И, наконец, актеры. Я оставлю за кадром довольно посредственную игру некоторых. Но подбор актеров! Двух усталых, с подорванным здоровьем, начальников (Чинков и Монголов) играют "мужчины в самом расцвете сил"! Когда герой Бероева (Монголов), говорит что откажется выполнять приказ прикрывшись медсправкой, чувствуешь не сочувствие к человеку, из которого выжали все здоровье и силы, а желание дать в морду со словами "сцука, да на тебе еще пахать и пахать!".
Ходят все в белоснежных полушубках, и чистых свитерах (на минуточку, когда в книге с одного раненного товарища стянули обувь, то увидели настолько дырявые носки, что одна женщина принесла ему свои), и даже грязь и глина к ним не пристают. Единственный актер, к одежде которого нет претензий - это старик-якут Кьяе - похоже он просто снимался "в своем". Впрочем, подобные косяки привычны в российском кинематографе. Но когда я увидел Гурина в современной лыжной куртке, на пластиковой молнии, я просто офигел. В 1955году!!!
Каюсь, я не смог досмотреть. Выключил на половине.