HelKor1995

HelKor1995

Показываю нетуристическую Москву
На Пикабу
2218 рейтинг 9 подписчиков 16 подписок 26 постов 9 в горячем
141

Ответ на пост «Обеспечена подача кислорода в офис, разрешено периодически пить воду, а так же обедать раз в день»9

Обеспечение шарашкиных контор всем необходимым для работы - тема для отдельного поста. Если честно, иногда появляется ощущение, будто обустраивают эти самые места не для людей, а для утконосов или белых медведей, ибо нормальный Homo sapiens в таких условиях просто не выживет.

Абонемент в туалет

В 2019 году во время поиска первой московской работы меня занесло на Горбушку. В один из местных мини-магазинов требовался копирайтер, который сочинит красивые текстики на сайт, где с наценкой перепродавали китайские телефоны, ноуты, планшеты и прочую типа технику с AliExpress. Обсудили условия, поболтали о товаре, о моих навыках, договорились созвониться... И тут я поняла, что мне стоит посетить дамскую комнату.

На мой вопрос о том, где находится сие место, hr озвучила маршрут и предупредила: «Только туалет у нас платный». Меня это сильно удивило: по закону работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды сотрудников, т е туалет должен быть бесплатным. Когда я открыла hr сию великую тайну, скрытую в 22-й статье Трудового кодекса, она рассказала, что у них так было не всегда. Туалет стал платным всего три недели назад, потому что у него сменился арендатор. С прошлым у владельца был договор, а с новым условия пока обсуждают. По слухам, в первый месяц он смотрит «рентабельность» бизнеса, а потом установит стоимость абонементов,. которыми работодатель обещал обеспечить сотрудников.

Я, конечно, все понимаю. Москва - это место, где сдать в аренду можно даже утиное гнездо и угол на чердаке у Карлсона, а деньги делают, буквально, из воздуха. Но абонемент в туалет меня, меньше полугода назад понаехавшую, поразил. Мамкины бизнесмены, предлагаю идеи - абонемент на пользование вентиляцией, платный выход на пожарную лестницу (при ЧС - повышенный тариф) и сертификаты на пользование кулером. Роялти за идею можете перечислить когда-нибудь потом, если открою донаты.

Зима, холода, в туалете минус 2

После попытки сменить работу в 2022 году эта детская песенка перестала мне казаться смешной. Ибо это оказалось реальностью моего нового рабочего места. Для одного из проектов понадобились ребята, которые будут вести паблики с городскими новостями. До этого я работала в аналогичном месте, но на проекте предлагали денег больше, а нагрузки планировались меньше. И несколько человек из нашей фирмы согласились.

Коротко об офисе: находится в здании фабрики, которое идет под снос. Соответственно, отопление номинальное, из удобств - холодная вода и электричество. В туалете наблюдала чудо господне: на стене слой инея в палец, а вода есть и трубы не полопались. Кстати, замену перегоревшей лампочки там пришлось согласовывать с руководством.

Мебели на всех не хватало. Стулья брали из соседнего кабинета - за пару дней до нашего заселения там был пожар, так что им не пользовались, а сохранившуюся мебель пока не растащили. Опоздал? Твой штраф - рабочее место: сиди с ноутом на подоконнике. Ну или на полу, если на подоконнике холодно.

Техника в офисе? Приносите свой ноут, а работодатель обеспечит вай-фай. Правда, очень медленный - его с сим-карты на роутере раздают. Базовые удобства вроде микроволновки или чайника - это для неженок. Для спартанцев, коих искали на это место, было достаточно кулера с пожелтевшей от времени водой в бутыли. Но чтобы попить, надо было проявить смекалку - добыть стаканчик. Можно, например, сходить в кофейню, взять кофе, выпить, а стаканчик помыть. Только в офисе потом его надо спрятать, чтобы уборщица не выкинула. Кружки не приносили: ввиду плохой энергетики места они быстро отращивали ноги и сбегали туда, где поуютнее. Например, в соседний кабинет.

Протянула я в этом чудо-офисе три дня, а потом свалила. Ибо мне до конца проекта дожить хотелось, а работодатель этого, увы, не гарантировал.

Бонус: Intel Core i3, 4 ГБ

Снова вернемся в 2019 год, когда я юна, бодра и готова хвататься на любую работу. На сей раз джин в виде алгоритмов HH выдал мне вакансию на переживший 90-е и ныне здравствующий завод глубоко на севере Москвы. Хорошая зарплата и интересные задачи прилагаются.

Когда потенциальные руководители увидели меня, то начали наперебой отговаривать: вы, мол, девушка интеллигентная-красивая-нежная, а у нас тут мужики-работяги, которые при вас материться будут. И вставать вам надо пораньше, чтобы в наше замкадье из вашего добраться, и темы сложные. Все это меня не пугало - видела я и матершинников, и ранние подъемы.

Вещью, после которой я развернулась и ушла, оказался... рабочий компьютер. На нем предлагалось, в том числе, монтировать видео в Adobe Premiere Pro. Но там были установлены процессор Intel Core I3 и 4 гб оперативки. Для тех, кто не шарит - этого очень мало. Программа со скрипом запустится, вы даже что-то слепите. Правда, в процессе убьете примерно половину нервных клеток, испугавшуюся ваших криков кошку потом дня три будете искать по всей квартире, а у соседки от ваших реплик завянет герань. Ибо выражаться вы будете похлеще, чем те самые мужики-работяги, которые всю жизнь провели на заводе и с помощью трех матерных слов могут объяснить коллеге систему работы станка для лазерной резки по металлу.

Почему говорю так уверенно? Был опыт. Видео на 40 секунд в HD-формате на аналогичном железе я монтировала около 8 часов. В процессе много ругалась на зависания, хотела ко всем волшебным единорогам выкинуть компьютер и уйти жить в тайгу. Спасла мой агрегат от полета в окно обычная жадность: покупка нового встала бы в пару десятков зеленых, а я тогда столько не зарабатывала.

Показать полностью
106

5 мифов про самую старую трамвайную остановку Москвы

Про трамвайную остановку «Красностуденческий проезд» в сети ходит много баек. Говорят, что она самая старая в Москве, что ее построили еще в XIX веке, а еще, что современный павильон - это новодел. Разбираемся, так ли это.

Фото автора

Фото автора

Миф 1: эта остановка трамвая - самая старая в Москве

Да, если не считать «дедушку» современного трамвая - конку. В 1891 москвичам представили новый вид транспорта - паровой трамвай. Фактически, это был облегченный паровоз - впереди находилась небольшая кабина с котлом и топкой, а сзади цепляли несколько пассажирских вагонов.

Из-за высокой пожарной опасности новый вид транспорта сперва пустили по окраинам. Первая линия проходила от Бутырской заставы до Петровской сельскохозяйственной академии. К этой линии и относилась остановка «Красностуденческий проезд».

Миф 2: павильон сохранился с XIX века

Нет - современный вид остановка приобрела только в 1936 году. Первый павильон здесь построили в конце 1890-х по проекту мастера московского модерна архитектора Франца Коговицкого.

В 1920-х трамвайные линии начали расширять и модернизировать, а на остановках решили установить новые павильоны. Работу над проектом доверили архитектору Евгению Шервинскому, ученику Коговицкого. Он заменил господствовавший в архитектуре малых форм белый цвет на черно-коричневый, а конструкцию сделал более основательной. Кроме того, по-другому оформили зону ожидания: вместо открытой площадки для пассажиров обустроили закрытые залы-веранды.

Так выглядел павильон в 1951 году. Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/5_mifov_pro_samuyu_staruyu_tramvaynuyu_ostanovku_moskvyi_12753213?u=http%3A%2F%2Fpastvu.com&t=pastvu.com&h=44ec87a553be7941f5f3d0340aab231e0bb40a9c" title="http://pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">pastvu.com</a><!--/noindex-->

Так выглядел павильон в 1951 году. Фото: pastvu.com

Миф 3: такие павильоны стояли по всей Москве

Да, это правда. Проект Шервинского оказался таким удачным, что стал типовым. Павильоны делали сборными, чтобы их было удобно монтировать по всему городу. Особенно эффектно они смотрелись на московских бульварах - узор решеток на остановках гармонировал с их оградами.

Фрагмент решетки павильона. Фото автора

Фрагмент решетки павильона. Фото автора

Миф 4: торговые помещения были запланированы изначально

Нет - залы в боковых частях остановки предназначались для пассажиров. Торговые помещения здесь оборудовали в 60-х годах. И эта практика, отчасти, помогла спасти остановку в сложные для нее 90-е и нулевые годы.

Павильон сильно нуждался в ремонте еще в 80-е, а в 90-х на остановке случился пожар. Сгорела большая часть деревянных деталей, но сохранились чугунные колонны и решетка в нижней части. Павильон был в очень плохом состоянии, какое-то время стоял заброшенным, а потом его привели в порядок в внутри открыли торговую палатку и ремонт обуви.

Так павильон выглядел после пожара. Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/5_mifov_pro_samuyu_staruyu_tramvaynuyu_ostanovku_moskvyi_12753213?u=https%3A%2F%2Fpastvu.com&t=https%3A%2F%2Fpastvu.com&h=cffeb735f754aad7f7649a299c48beb33b5e7928" title="https://pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://pastvu.com</a><!--/noindex-->

Так павильон выглядел после пожара. Фото: https://pastvu.com

Миф 5: павильон отремонтирвали на деньги бизнесвумен

Да, это так. В 2013 павильон получил статус выявленного объекта культурного значения, а в 2015 стал памятником регионального значения. В 2016 году остановка вошла в программу «рубль за метр» - здание отдавали инвесторам по низкой цене, но с условием, что его отреставрируют. Тендер выиграла предпринимательница Анна Паничкина.

Состояние павильона в 2015 году. Фото: Википедия

Состояние павильона в 2015 году. Фото: Википедия

Остановку отреставрировали по найденным в архивах завода «Красная Пресня» чертежам Шервинского и фотографиям 50-х годов. Специалисты расчистили чугунные детали на кровле, восстановили по образцам 3 из 4 колонн, заново изготовили 18 капителей (верхняя часть колонны). Деревянную обшивку тоже обновили - для остановки специально сделали несколько резных панно, которые вставили между колоннами.

Цветочек наверху - это резное деревянное панно. Навершия колонн - капители, отлитые по образцу детали, сохранившейся во внутренней части павильона. Фото автора.

Цветочек наверху - это резное деревянное панно. Навершия колонн - капители, отлитые по образцу детали, сохранившейся во внутренней части павильона. Фото автора.

Сегодня в левом крыле павильона работает кофейня. Центр со скамейками отдан пассажирам. А для тех, кто хочет узнать об истории остановки подробнее, повесили специальную табличку с QR-кодом.

Сегодня внутри павильона работает кофейня. Фото автора.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикации о других интересных местах Москвы и области.

П С - часть фоток мои, тег «моё»

Показать полностью 9
196

Ответ на пост «Вакансия»5

Шарашкины конторы? Плавали - знаем. В первый год, понаехав в Москву, я в таких местах бывала часто. У меня не было нормального опыта работы (подработки по специальности после пар - не в счет), не было поиска этой самой работы (в родном городе она сама меня находила). Зато были свежий диплом ВУЗа, желание наработать опыт и азарт для решения новых задач. Итак, на дворе стоял доковидный 2019-й год...

Психологический тест или вопросы про суицид

Одним из первых мест, куда я сделала попытку устроиться, был фонд, помогающий детям с инвалидностью. Вместо сборов денег там искали возможность пристроить детишек на лечение, а моей задачей как PR-специалиста было это дело освещать.

Собеседование прошло нормально, а потом мне предложили пройти тесты. Сперва это были задачки на IQ, а потом пошла психология. И среди вопросов про дружелюбие и стрессы мне попался следующий: «Насколько легко вам было бы выбрать метод для самоубийства? Оцените по 5-бальной шкале». Я удивилась, но ответила, а после следующего пункта пошла искать местного HR. Ибо этот пункт был: «Какой способ для суицида вы бы выбрали? Почему именно его?».

Когда я спросила у специалиста по набору персонала, что это было, она ответила, что так выявляет депрессию у человека. Мол, если человеку легко выбрать способ для суицида, то он об этом думал и депрессия у него есть. Но брать соискателя, которому сложно самоубиться, тоже не стоит - это человек нерешительный и не смотрит в будущее.

Про обидчивого кузнеца

Среди новых вакансий HH предложил мне место SMM-специалиста в кузнице. Вы думали, что таких заведений в 21-м веке нет? Ошибаетесь - в хипстерско-зумерских арт-кварталах еще не то найти можно. Я тогда угорала по «Сильмариллиону», так что пахло предложение либо идеальным метчем с работодателем, либо общением с наглухо отбитым мамкиным бизнесменом. На деле оказалось что-то среднее.

Любитель художественной и не только куйни снял в арт-квартале помещение, поставил там печь, наковальню и начал организовывать мастер-классы. SMMщик нужен кровь из носу - из красивых соцсетей к нему пойдут ученики и фирма озолотится. За восьмичасовой рабочий день он предлагал 30 тыс. руб. и нехватка у меня опыта его ни коим образом не смущала.

Мы проболтали два часа. Все шло идеально, пока я не спросила про заключение трудового договора. Сами понимаете - я девушка молодая, приехала недавно. Мало ли - решим с парнем в ипотеку влезть или незапланированная беременность случится. А без нормального договора и банк ипотеку может не одобрить, и государство в случае беременности выплат не даст. И кузнец на меня за это... Обиделся! Он сказал, что мы не сработаемся, потому что я ему не доверяю, а маркер этого - мое желание заключить договор. Плюс начал рассказывать о своих грандиозных планах, договоренностях на ВДНХ и желании расти.

Устраиваться я не стала, а год спустя, проходя мимо бывшей кузни, обнаружила, что арендатор в бывшей кузне сменился. Соцсети тоже были заброшены. Видимо, SMM-щика, который сделает ему красивую страничку и привлечет учеников, он так и не нашел.

Вам нужно срочно сменить гардероб!

Именно эту фразу я услышала среди первых на новом собеседовании. Бизнесвумен искала PR-спецаилиста/SMMщика/журналиста/копирайтера/фотографа/видеооператора для ресторана на воде. По ее представлениям, этот человек должен был вместе с гостями кататься на теплоходе, а потом выкладывать в соцсети фото и видео и рассказывать, как весело они проводят время и какой вкусный ужин им приготовили.

Но - этот человек, по мнению бизнесвумен, должен выглядеть элегантно! А значит мне, как девушке, полагаются элегантные брюки и блузка, макияж, прическа и обувь на шпильке. Естественно, за свой счет. Меня это умилило: дама искренне полагала, что за 30 тысяч, которые она предлагала при полном дне на 5/2, у меня останутся свободные деньги, которые можно потратить «на красоту».

На вопрос о том, нет ли задержки выплат, дама уверенно ответила, что такого не бывает. Если что-то идет не так, то сотрудники просто сами идут в кассу теплохода-ресторана и достают оттуда нужную сумму. Все на доверии!

Я такого «доверия» не оценила и устраиваться не стала, но поработать с дамой удалось. Уж очень ей понравились статьи в моем портфолио, так что позже она обратилась ко мне с разовым заказом.

Back to USSR

На это собеседование я поехала, скорее, из любопытства, чем от готовности работать в компании. Сайты пестрели отзывами: «Осторожно, обман! Берут на испытательный, кормят «завтраками» и не платят!». Но уж больно любопытные были задачи, да и возможность поработать в рекламном агентстве привлекало, так что я поехала.

Офис компании находился в здании 20-х годов постройки, которое всем своим железобетонным каркасом молило о капремонте. Мне предложили заполнить анкету и подождать начальника в коридоре. Присев, я огляделась. Над диваном висела картина - счастливые пионеры в чистеньких рубашечках дарят охапки цветов товарищу Сталину. Диван, судя по его виду, вполне мог застать сие событие: сиденье давно продавилось, а кожаная обивка протерлась почти до дыр. Слева от дивана стоял секретер с таким количеством пыли, будто ее не вытирали очень давно. Возможно, как раз со сталинских времен.

Когда ко мне пришел потенциальный начальник, вспомнилось кино про «Буратино». Уж больно он походкой, мимикой, осанкой и повадками напоминал Карабаса-Барабаса. Вопросов про опыт не задавал, зато активно интересовался моим мнением по поводу переработок. На мой вопрос о том, что писали про компанию в интернете, он ответил, что это слухи, которые распускают неудачники. Сетовал, что сейчас сотрудники не хотят работать и говорил, что советская власть «быстро разобралась бы с этими тунеядцами».

После собеседования я заглянула в офис. За компьютерами с пузатыми мониторами сидели ребята возрастом «только после ВУЗа». По их словам, текучка в организации была просто сумасшедшей - никто в помещении, где я находилась, не успел проработать еще и двух месяцев. Зарплаты они тоже не видели, но начальник клялся, что все выплатит, как только ему заплатят за заказ. А еще компьютеры бы посвежее поставить, а то надо картинки верстать, а имеющиеся только самые ранние версии «Фотошопа» тянут. Но начальник это неприменно сделает. Как только ему заплатят.

Бонус - воспоминание из детства

Школу я закончила в 2013 году. Сдав ЕГЭ и подав заявления в ВУЗы, я поняла, что мне предстоит еще два свободных месяца. И неплохо было бы за это время немного подзаработать, чтобы гаджеты к началу учебы обновить.

Я раскидала заявки по фирмам, которые брали подростков и студентов промоутерами, листовки раздавать. Подобный опыт у меня уже был, и по соотношениям оплаты работы и сложности он меня устраивал. К сожалению, заниматься поиском я начала слишком поздно - в июле все вакансии были закрыты, но мне обещали «обязательно перезвонить, когда что-нибудь появится».

Перезвонили мне в конце октября. Предложение было поистине эпическим: надо было раздавать листовки от ритуальной службы на шоссе возле кладбища. Дело было в том, что приближалась «родительская суббота», и местный производитель памятников решил, что было бы неплохо привлечь «заинтересованную» аудиторию с помощью рекламы. В «родительский день» промоутеры должны были ходить вдоль машин, стоящих в пробке, и выдавать листовки их пассажирам. Соглашаться я на эту подработку не стала - уж больно «некрасивой» она мне показалась на тот момент. Аудитория аудиторией, но моральные нормы ведь надо соблюдать, так?

Поработать в шарашкиных конторах мне, к слову, тоже пришлось. Если тема кого-то заинтересует, могу сделать отдельный пост на эту тему.

Показать полностью
335

Ответ на пост «У нас самый старый мурал»1

У вас самый старый мурал, а у нас самое старое граффити. По крайней мере, именно так называют этот рисунок в сети. Обнаружили картинку случайно - при реконструкции обвалился кусок штукатурки, а там нарисован мужчина с усиками и бакенбардами.

Фотография автора

Фотография автора

Стали разбираться. Оказалось, что слой штукатурки, на котором расположено изображение, датируется 1860-ми годами.

Фотография автора

Фотография автора

Здание, на котором нашли рисунок, до революции был ночлежкой Ярошенко, в котором работал описанный Гиляровским трактир «Каторга». Современный адрес дома — Подкопаевский переулок, 11/11/1 ст2.

Фотография автора

Фотография автора

Узнать историю рисунка или выяснить, кто его автор, сегодня, к сожалению, не удастся. Так что реконструкторы и волонтеры сделали доступный им минимум - прикрыли изображение прозрачной пластиной от непогоды.

P S - фото мои, тег «моё».

Показать полностью 3
359

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад?

15 мая 1935 года московский метрополитен принял своих первых пассажиров. Почему москвичи сначала относились к новому транспорту как к развлечению, какое у него было преимущество перед трамваями и правда ли, что в подземке можно было поесть? Разбираемся вместе.

Билет на 35 минут

Для современного пассажира метро начинается с «Тройки» и турникета. А 90 лет назад москвичи сначала шли в кассу за обычным бумажным билетиком. Проезд стоил 50 копеек, а билеты отличались по цвету. Красные продавали тем, кто ехал до «Сокольников», а желтые - до «Парка культуры». Действовал билет всего 35 минут, так что купить впрок, чтобы потом не стоять в очередях, было нельзя.

Так выглядели первые билеты московского метро. Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pervyiy_den_rabotyi_moskovskogo_metro_kakim_ono_byilo_90_let_nazad_12726467?u=http%3A%2F%2Fmetro.ru&t=metro.ru&h=075dc0a3209133595e6f23243c219d57c4df834e" title="http://metro.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">metro.ru</a><!--/noindex-->

Так выглядели первые билеты московского метро. Фото: metro.ru

Затем пассажир отправлялся к контролерам. Они проверяли билеты, компостировали (пробивали дырочку) и пропускали пассажиров к поездам. Никакой автоматики - тогда все делалось вручную.

Кстати, выкидывать билет после этого было нельзя: его годность могли проверить другие контролеры в вагоне и на выходе со станции.

Технические новинки

Пройдя контроль, пассажир отправлялся к эскалатору - самодвижущейся лестницы. Тогда это была не просто диковинка - первые в СССР эскалаторы появились именно в метро, так что большинство пассажиров увидели их впервые в жизни.

Дежурные у эскалаторов на «Кировской» (сегодня - «Чистые пруды»). Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pervyiy_den_rabotyi_moskovskogo_metro_kakim_ono_byilo_90_let_nazad_12726467?u=http%3A%2F%2Fpastvu.com&t=pastvu.com&h=44ec87a553be7941f5f3d0340aab231e0bb40a9c" title="http://pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">pastvu.com</a><!--/noindex-->

Дежурные у эскалаторов на «Кировской» (сегодня - «Чистые пруды»). Фото: pastvu.com

Чтобы все пассажиры смогли справиться с новой для себя техникой, рядом с эскалаторами поставили дежурных. Они подсказывали, как правильно зайти на движущуюся лестницу и сойти с нее. Кстати, больше всего этот «аттракцион» заинтересовал школьников. А вот взрослые, наоборот, первое время старались обходить станции с эскалаторами, чтобы не сталкиваться с любопытной детворой.

Еще одна техническая новинка - торговые автоматы. Пассажирам предлагали купить газету, конфеты, шоколадки, папиросы и другие товары. Такие гаджеты установили на «Сокольниках» и «Дворце советов» (сегодня «Кропоткинская»).

Торговый автомат с газетами в московском метро. Источник: видеохроника 1930-х годов

Торговый автомат с газетами в московском метро. Источник: видеохроника 1930-х годов

Также на некоторых станциях для пассажиров работали буфеты. Перед поездкой можно было подкрепиться пирожным, бутербродом или мороженым. Именно так и поступил первый пассажир московского метро - Петр Латышев, герой труда с завода «Красный Пролетарий».

Буфет в московском метро. Источник: видеохроника 1930-х годов

Буфет в московском метро. Источник: видеохроника 1930-х годов

Станции и вагоны

Богатое архитектурное убранство, пожалуй, самая известная фишка московского метро. Не станции - настоящие дворцы! Но зачем было их строить под землей? На это было сразу несколько причин.

Первая - идеологическая. Тогда рабочие жили в общежитиях и коммуналках, а условия были стеснены. Метро было способом показать мощь и красоту страны - мол, сегодня мы станциями-дворцами пользуемся как транспортом, а когда появится достаточно жилья, то мы и жить будем в такой же красоте.

Охотный ряд. Фото: википедия

Охотный ряд. Фото: википедия

Вторая задача, которую решали красивые станции - психологический комфорт пассажиров. Все-таки многим неуютно и даже немного страшно было спускаться глубоко под землю. Красивые станции помогали избавиться от неприятных ассоциаций и меняли мнение о том, с чем человек может столкнуться под землей.

Комсомольская. Фото: википедия

Комсомольская. Фото: википедия

Еще богатое украшение станций помогало ориентироваться в подземке. Современных систем навигации тогда не было, а так пассажир мог выглянуть в окно и понять, где находится и долго ли ему еще ехать до своей остановки.

Фрунзенская. Фото: Википедия

Фрунзенская. Фото: Википедия

Вагоны 30-х годов тоже сильно отличались от современных. Их старались сделать максимально комфортными. Сидеть пассажирам предлагалось на мягких удобных диванах, а за освещение выступали лампы в плафонах. Даже дома не у всех такая красота была!

Вагон метро выпуска 1935 года. Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pervyiy_den_rabotyi_moskovskogo_metro_kakim_ono_byilo_90_let_nazad_12726467?u=http%3A%2F%2Fsdelanounas.ru&t=sdelanounas.ru&h=a3dac1637f852679fc238751ff69894857c44ac6" title="http://sdelanounas.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">sdelanounas.ru</a><!--/noindex-->

Вагон метро выпуска 1935 года. Фото: sdelanounas.ru

Схема первого метро

15 мая 1935 была открыта всего одна линия, Сокольническая. Казалось бы, путаться негде? А нет - была особенность, которая заставляла пассажиров быть внимательнее. И это - разветвление возле «Охотного ряда». Проехав эту станцию, поезд мог отправиться в двух направлениях - к «Парку культуры» или к «Смоленской».

Первая схема московского метро. Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pervyiy_den_rabotyi_moskovskogo_metro_kakim_ono_byilo_90_let_nazad_12726467?u=http%3A%2F%2Fmetro.ru&t=metro.ru&h=075dc0a3209133595e6f23243c219d57c4df834e" title="http://metro.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">metro.ru</a><!--/noindex-->

Первая схема московского метро. Фото: metro.ru

Ответвление проработало до 1953 года, пока не была построена и запущена Арбатско-Покровская линия метро со станциями более глубокого заложения. До 1958 года участок от Коминтерна до Смоленской был закрыт, а потом снова начал принимать пассажиров в составе Филевской линии.

О том, как строили метро, читайте здесь

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие интересные публикации об истории Москвы и области.

Показать полностью 9
63

Строили всей страной: московскому метро 90 лет

Проходя по Русаковской, большинство москвичей не обращает внимание на небольшую шестиугольную постройку - настолько неприметной она кажется. А ведь именно здесь начинали строить московское метро.

Памятный знак первой шахте метро на Русаковской. Фото автора

Памятный знак первой шахте метро на Русаковской. Фото автора

И Москва встала

Идеи о строительстве метро в Москве ходили еще до революции. Уже тогда жители первопрестольной постоянно жаловались на транспортные проблемы - добраться из отдаленных районов в центр было сложно, а путь на трамвае из Сокольников или Марьиной рощи до центра занимал около двух часов. К тому моменту в европейских столицах уже были свои подземки. Россия от подобного проекта отказывалась - в Москве было развито трамвайное лобби (этот вид транспорта приносил большой доход в казну), да и церковные деятели, лидеры мнений того времени, высказывались против.

Московский трамвай 1899 года. Фото: Пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Московский трамвай 1899 года. Фото: Пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Отгремела революция, а после нее в Москву приехали тысячи рабочих, которые хотели устроиться на заводы и фабрики. Общественный транспорт еле справлялся, и большевики вспомнили о еще дореволюционной идее строительства метро. В 1923 году они предложили разработать проект компании Siemens Bauunion. В 1925 он был готов, но денег на его реализацию не нашли и строительство снова застопорилось.

А потом наступил 1931 год. За прошедшие 10 лет население увеличилось вчетверо, а 6 января случился сильный снегопад, и Москва встала. Из-за гигантского дорожного затора в пробке застряли трамваи и троллейбусы. Автобусы и извозчики, не скованные проводами и рельсами, тоже проехать не могли. Стало ясно - без решения транспортных проблем нормальной жизни городу не видать.

План изменили прямо во время строительства

15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) решили: метро - быть! За основу взяли проект 20-х годов Siemens-Bauunion. Причин было несколько. Во-первых, он уже был готов. Во-вторых, он предлагал строить метро «открытым» способом, удобным для Москвы по нескольким причинам: у города не было тоннелепроходческих щитов, отсутствовали квалифицированные рабочие, не хватало материалов, а геологическая обстановка в столице оказалась весьма сложной.

Как должен был выглядеть результат первой очереди? Ветка дублировала бы самый загруженный отрезок трамвайных линий. Посередине улиц хотели выкопать четырехметровую траншею, в ней сделать пути для метро, а сверху все закрыть бетонными плитами. При этом уходить под землю поезда должны были только там, где их невозможно пустить по земле - например, в центре города с его плотной застройкой и узкими улочками.

Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/stroili_vsey_stranoy_moskovskomu_metro_90_let_12726079?u=http%3A%2F%2Fpastvu.com&t=pastvu.com&h=44ec87a553be7941f5f3d0340aab231e0bb40a9c" title="http://pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">pastvu.com</a><!--/noindex-->

Фото: pastvu.com

В ноябре 1931 во двор дома 13 на Русаковской пришли семь рабочих и начали копать. Мерзлую землю вывозили на одной телеге. Так начали строить опытный участок московского метро. Место выбрали не случайно - оно находилось вдалеке от центра и позволяло набраться опыта: дорога имела уклон в 3,5 метра на каждые 100, а в одном из мест метро должно было пройти под уже существующими железнодорожными путями.

Сначала местные жители не поняли, что происходит и вызвали милицию. Милиционер оштрафовал метростроевцев за мусор, а управдом и вовсе попытался закрыть рабочим вход на территорию.

Тогда же возникли вопросы к метростроевцам и со стороны города. Строительство метро открытым способом вело к неизбежному перекрытию улиц, нарушению водопроводов и электрокабелей и т.д. Имеющийся план от Siemens-Bauunion этих особенностей не учитывал.

Лазарь Каганович на строительстве московского метро. 1933 год. Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/stroili_vsey_stranoy_moskovskomu_metro_90_let_12726079?u=http%3A%2F%2Fback-in-ussr.com&t=back-in-ussr.com&h=d4b8b832d7679801862012d19b07d555d341bb9b" title="http://back-in-ussr.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">back-in-ussr.com</a><!--/noindex-->

Лазарь Каганович на строительстве московского метро. 1933 год. Фото: back-in-ussr.com

Тогда молодой инженер Маковский предложил увести тоннели на глубину и строить закрытым способом. Это позволит не вмешиваться в обычную жизнь города и не перекрывать дороги, а грунты на глубине могут оказаться более устойчивыми. Партия дала добро на комбинированный метод - участок от «Сокольников» до «Комсомольской», который находился в стороне от центра, решили строить открытым способом, а линию между «Комсомольской» и «Библиотекой Ленина», за исключением Остроженки, глубоким заложением.

После того, как план был готов и утвержден, уже раскопанные участки решили зарыть, а стройку запустить заново - с учетом всех особенностей нового плана.

Строили всей страной

Для строительства глубокого метро пригласили шахтеров Донбасса - только они умели работать на необходимой глубине. Но и имеющихся метростроевцев, и приехавших на стройку специалистов, не хватало - на счету была каждая пара рабочих рук.

Чтобы обеспечить стройку рабочей силой, начальники участков лично ездили на площадь Трех вокзалов, чтобы перехватить приезжающих в Москву на заработки и пригласить в Метрострой. Позже Моссовет закрепил за каждым крупным предприятием свой участок метро, и заводы с фабриками начали присылать своих рабочих на субботники.

Субботник на шахте метро. Октябрь 1934 года Фото: Фотохроника ТАСС

Субботник на шахте метро. Октябрь 1934 года Фото: Фотохроника ТАСС

Не остались в стороне и комсомольцы. Среди них провели три волны мобилизации, устроено соревнование. Кто-то, увлеченный романтикой больших строек первой пятилетки, видел в метрострое способ «поквитаться с эпохой» и сделать историю своими руками. Кто-то считал, что отказаться от мобилизации - недостойно, все равно, что дезертировать. Молодежь из провинции отправлялась на московскую стройку, чтобы изменить свою жизнь. Хватало среди строителей и девушек - так они отстаивали свое равноправие и показывали, что способны работать наравне с мужчинами даже под землей.

Метростроевцы. Бригада Татьяны Федоровой. 1936 год Фото: Bridgeman Images / Fotodom

Метростроевцы. Бригада Татьяны Федоровой. 1936 год Фото: Bridgeman Images / Fotodom

Ускорить продвижение работ позволили тоннелепроходческие щиты. Первый заказали в Англии, а второй по его примеру сделали уже советские рабочие.

Помимо людей, регионы поставляли на стройку метро материалы и технику. Сначала станции хотели оформить кафелем - этот материал недорогой, легко чистится, да и в европейских подземках его используют. Но оказалось, что кафельные фабрики и так были завалены заказами и дать нужное количество материалов просто не могли. А камнеобрабатывающие заводы, наоборот, были свободны и готовы сделать мраморные и гранитные плиты для отделки метро. Камень для строительства первой очереди метро привезли с Урала и Грузии.

Открытие пришлось отложить

Сначала метро хотели открыть 7 ноября 1934 года, к годовщине революции. На станциях уже делали тестовые заезды поезда, начинали учиться машинисты. Но метрополитен к запуску не был готов: продолжалась отделка станций. И, самое главное, не было эскалаторов.

Все дело в том, что «чудо-лестницы» тогда делали всего две фирмы в мире. Решать вопрос с их закупкой и установкой стали еще в 1933 году. Лондонский производитель не захотел показывать документацию и предупредил, что в нужные сроки со строительством и установкой эскалатора не справится даже его фирма с 30-летним опытом. Немцы были не против предоставить чертежи за 500 тысяч марок, что было слишком дорого.

Эскалатор на станции "Лубянка", 1935. <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/stroili_vsey_stranoy_moskovskomu_metro_90_let_12726079?u=http%3A%2F%2Fpastvu.com&t=pastvu.com&h=44ec87a553be7941f5f3d0340aab231e0bb40a9c" title="http://pastvu.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">pastvu.com</a><!--/noindex-->

Эскалатор на станции "Лубянка", 1935. pastvu.com

Тогда в СССР решили делать эскалаторы самостоятельно. В Европе купили один образец за 200 тысяч золотых рублей, чтобы его разобрать, скопировать устройство и сделать эскалаторы для московских станций.

Первые эскалаторы российского производства появился в январе 1935 года и всего за 20 дней метростроевцы смонтировали их на станциях. А уже 6 февраля их оценили первые неофициальные пассажиры - 2500 делегатов XII съезда советов и делегаты съезда колхозников-ударников.

Делегаты 2-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников — первые пассажиры метро на станции «Парк культуры имени Горького». Автор – Я.Н. Халип. Москва. 1935 г. Главархив Москвы

Делегаты 2-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников — первые пассажиры метро на станции «Парк культуры имени Горького». Автор – Я.Н. Халип. Москва. 1935 г. Главархив Москвы

Официально метрополитен был запущен 15 мая 1935 года. Первое время многие воспринимали его как развлечение и аттракцион, но через несколько лет он стал тем видом транспорта, без которого Москву представить невозможно.

О том, каким было метро в его первый день работы, читайте здесь

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие интересные публикации об истории Москвы и области.

Показать полностью 8
21

Языческое капище Битцевского лесопарка. Что осталось на Лысой горе?

В поисках информации о мистических местах Москвы, я наткнулась на неожиданный топоним - Лысая гора. Согласно славянской мифологии, в таких местах проводили ведьминские шабаши и различные ритуалы. А эта еще и рядом с метро. Решено - едем смотреть!

От станции «Беляево» до Битцевского лесопарка, где находится гора, чуть больше километра пешком. Зайдя в лес, идем по велопешеходной дорожке, пока не оказываемся на лугу. Никакой мистики, к слову, не ощущается - вокруг гуляют мамы с детьми, собачники, ездят велосипедисты. На поляне сворачиваем с асфальта на тропинку - она еле заметна в невысокой траве.

По легендам, первое капище появилось здесь давным-давно, еще при древних славянах, которые жили на территории современного парка в I-II веках. Место подходящее: рядом есть низина с родником, лес, а сама гора - «лысая», то есть, не заросшая деревьями.

Современное капище появилось здесь в 2000 году, оно расположено в сотне метров от древнего. Его построил местный лесник - говорят, он даже соблюдал языческие обряды. Мужчина сумел воссоздать срубы, поставить деревянных идолов и даже ладью. Но «прожило» оно недолго.

В 2005-2006 годах, когда в парке орудовал маньяк, среди местных жителей начали ходить разные слухи. Якобы, и неоязычники здесь разные ритуалы устраивают, и энергетика на горе плохая, и радиационный фон ненормально высокий, а ворота на капище помогают маньяку заманивать и убивать людей. В итоге активисты решили уничтожить это место. Идолов изрубили, ворота с разных сторон капища повалили и сожгли.

Часть достопримечательностей пережила погром. Сегодня на поляне возвышается огромный столб-идол. В сети пишут, что это Перун.

Вокруг срубов можно найти несколько бревен с песьими головами, вкопанных в землю под углом. Они изображают волков, указывающих на разные стороны света. Южный смотрит на небесный экватор над точкой юга, Северный на полярную звезду, а Восточный и Западный указывают на точки, где находится солнце в самый длинный летний день с утра и вечером.

По центру сохранились «срубы» - квадраты из бревен, также ориентированные по частям света. Когда-то в центральном находилась скульптура с четыремя славянскими богами, но в нулевых ее уничтожили. Сейчас на том месте находится камень плодородия. Сами же бревна москвичи, гуляющие в парке, используют вместо скамеек.

Чуть в стороне от «основного» капища находится подвешенная на цепях ладья. О том, что это не качели, а ритуальный предмет для погребений, сообщает специальная табличка. К сожалению, мне не удалось найти информации о том, как использовали именно такие сооружения наши предки. Могу лишь предположить, что на ладью тело укладывалось перед захоронением, а лодка была «транспортом», позволяющем душе добраться в царство мертвых.

Считается, что капище может найти не каждый человек. Тот, кто идет по лесу, не зная о нем, обязательно наткнется, а если приезжаешь целенаправленно, то можешь хоть весь день бродить кругами, пока не найдешь человека, который за руку тебя на место приведет. Но перед современными навигационными системами эта магия пропадает - ладья обозначена на карте 2ГИС, а само капище есть на картах Яндекса и Гугла.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикации о других необычных местах Москвы и области.

Показать полностью 12
7

Сергиев Посад за 1 день. Куда сходить и что посмотреть

Длинные майские праздники - идеальное время, чтобы запланировать небольшое путешествие. Ну или хотя бы поездку выходного дня. Мы с мужем прошлую субботу провели в Сергиевом Посаде. Что можно посмотреть в городе за день, рассказываю в своем очерке.

На чем добраться?

Когда речь идет о путешествиях по Подмосковью, у меня ответ один - электричка. Билеты с Ярославского вокзала до Сергиева Посада стоят от 293 рублей, а дорога занимает 1:20 - 1:30. Совет - если не собираетесь оставаться в городе с ночевкой, лучше выехать пораньше, хотя бы до 10 часов утра.

Изначально мы с мужем собирались посетить Сергиев Посад в пятницу, но перенесли поездку из-за снегопада в Москве. Впрочем, у природы бывают свои капризы, и еще на подъезде к городу я увидела в окно электрички настоящие сугробы.

По дороге к Лавре

Что посмотреть в городе? В первую очередь, вспоминаем, конечно, Троице-Сергиеву Лавру. Именно она притягивает в город большинство туристов. Полюбовавшись видом на монастырь со смотровой площадки, мы спустились к его стенам, но сразу внутрь решили не идти - сперва захотели осмотреть прилегающую территорию.

Совсем рядом с Лаврой находится сквер в честь Петра и Февронии Муромских. Его разбили на берегу Келарского пруда. В прошлом году там установили скульптуру, изображающую пару святых, а чуть поодаль - дерево, на котором молодожены могут повесить замок. Судя по количеству замочков, брачующиеся прошлым летом были здесь частыми гостями.

По пути заглядываем на мемориал воинской славы. В военное время Загорск (советское название Сергиева Посада) был городом госпиталей. На месте обелиска находится братская бойцов, которые не смогли оправиться после ранений. Их перезахоронили на этом месте 1958-1960-м годах, а в 1960-м над могилой поставили обелиск из темно-красного гранита. Позже памятник дополнялся новыми деталями, пока не принял современный вид.

По дороге к Лавре встречаем два белокаменных храма, построенных в 1500-х годах. Это Введенский храм и Церковь Параскевы Пятницы. В советское время они сильно пострадали (Введенский храм использовали, как склад, а Церковь Параскевы Пятницы переоборудовали под мельницу), но сейчас оба объекта реконструированы и принимают прихожан.

Троице-Сергиева Лавра

Уже у входа на территорию монастыря туристов встречает мини-рыночек из сувенирных киосков. На память для себя или в подарок близким можно приобрести платок (от 600 руб), футболку с ликами святых (800-1200 руб), маленькую икону (720 руб), кружку (от 380 руб). Прочие сувениры по типу магнитов\брелоков\колокольчиков тоже в наличии.

На территорию Лавры заходим через Святые ворота. Изнутри они покрыты росписями на тему жития преподобного Сергия. Выглядит действительно впечатляюще - многие туристы останавливаются даже в проходе, чтобы рассмотреть изображения. А мы идем дальше.

Следующее место, которое привлекло мое внимание - Собор Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм начали строить еще в 1559 году по повелению Ивана Грозного. Государь с семьей присутствовал на закладке здания, но умер еще до завершения строительства. Собор был освящен и открыт только в 1585 году.

За образец для новой церкви взяли Успенский собор Московского кремля. Храм в Троице-Сергиевой Лавре отличается от него большей массивностью конструкций и не таким сложным рисунком деталей.

Сейчас снаружи храм реставрируют, но он все равно открыт для посещений. Внутри сохранились росписи и иконостас XVII века, а у западной стены можно найти несколько захоронений.

После храма мы решили рассмотреть монастырскую колокольню 1741 - 1769 годов постройки. Это настоящая архитектурная жемчужина Троице-Сергиевой Лавры. Башня легкая, устремленная ввысь, отделана барочным декором. Правда, тех, кто ждет такого же яркого интерьера внутри, придется расстроить - в колокольне разместили лавку с иконами и сувенирами.

К Троицкому храму, где покоятся мощи Сергия Радонежского, стоит длинная очередь. Если хотите успеть туда, закладывайте примерно час на ожидание. Мы же решили не ждать, а приложиться к мощам других радонежских святых - святителей Филарета и Иннокентия. Раки с ними находятся в Трапезном храме.

Трапезный храм выстроен по приказу царей Иоанна и Петра Алексеевичей (Петра I и его брата-соправителя). Здание оформлено в стиле московского барокко. Снаружи стены расписаны в «шахмат», верхняя часть стены увенчана «ракушками», а окна украшают резные каменные наличники.

Внутри здание выглядит не менее впечатляюще - стены и потолок покрыты роскошными храмовыми росписями. Помещение заполнено естественным светом благодаря большим окном, своды которых также украшены библейскими мотивами.

Где пообедать?

Закончив осматривать Лавру, мы решили перекусить. Но куда отправиться на обед? Явно не в макдачную - здесь есть места поинтереснее.

Самый простой вариант - перекусить пирожками в палатке, находящейся на территории монастыря. Если же пройти чуть ближе к выходу, можно найти кафе «Келарский дворик», где кормят варенниками с картофелем или капустой и пельменями с рыбой или кальмарами. Пройдете через обеденнй зал - попадете в пирожковую. В ней можно найти салаты или вторые блюда. Правда, почти все они рыбные, постные.

Тем, кто хочет поесть поплотнее, стоит отправиться на улицу Карла Маркса - основные кафе и рестораны находятся здесь. Мы выбрали «Сергиевскую Кухмистерскую» - заведение с блюдами русской кухни. Часть рецептов здесь взяли из кулинарной книги конца XIX - начала XX века авторства Елены Молоховец.

Мы решили попробовать говядину в горшочке, архангельский рыбник с бульоном, калитки с картофелем и груздями и бабы в сиропе. Из напиков - желудевый кофе и чай.

Особенно меня удивили калитки - небольшие пирожки из ржаного теста с открытым верхом и начинкой. Я провела свое детство в Сибири, но до недавнего времени это блюдо, типичное для русской кухни, нигде не встречала. Как оказалось, готовятся они несложно и быстро, так что вполне могли бы стать русским фастфудом, если бы не оказались незаслуженно забыты.

Что посмотреть, кроме храмов?

После обеда мы решили побродить по городу. Первым делом отправились к музею «Конный двор». Там как раз шло несколько выставок. Экспозиции, в основном, рассчитаны на семьи с детьми или паломников. Обо всех выставках подробно рассказано на сайте музея - если хотите посетить, можете заранее узнать подробности и выбрать то, что вам интересно.

А мы пошли дальше осматривать город. Через парк с детскими каруселями мы вышли к недавно отремонтированному бульвару Кузнецова. Здесь устроили большую пешеходную зону с большими газонами, широкими дорожками, современными детскими площадками и качелями для взрослых.

Но больше всего внимания в этом месте привлекает памятник выпускникам 1941 года. Юноша с девушкой кружатся в вальсе и еще не подозревают, что это последний мирный и беззаботный вечер. Над их головами уже нависли мины фашистских орудий. Сама композиция сильная, пугающая, заставляет задуматься.

На обратном пути заглянули к ДК имени Гагарина. Несмотря на прохладную погоду и снег на газонах, там уже включили фонтан. Май месяц, как-никак. Сам ДК выполнен в стиле сталинского неоклассицизма - здесь у нас и колонный портик, и барельеф, и скульптуры трудящихся.

Возле ЖД-вокзала неожиданно для себя мы обнаружили памятник известному промышленнику и меценату Савве Мамонтову. Оказывается, в 90-е годы XIX века он спонсировал строительство Московско-Ярославской железной дороги до Архангельска. А еще рядом находилось одно из его имений - усадьба Абрамцево, в которой сейчас работает музей.

Показать полностью 41
Отличная работа, все прочитано!