Серия «Москва: лабиринты времени»

359

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад?

15 мая 1935 года московский метрополитен принял своих первых пассажиров. Почему москвичи сначала относились к новому транспорту как к развлечению, какое у него было преимущество перед трамваями и правда ли, что в подземке можно было поесть? Разбираемся вместе.

Билет на 35 минут

Для современного пассажира метро начинается с «Тройки» и турникета. А 90 лет назад москвичи сначала шли в кассу за обычным бумажным билетиком. Проезд стоил 50 копеек, а билеты отличались по цвету. Красные продавали тем, кто ехал до «Сокольников», а желтые - до «Парка культуры». Действовал билет всего 35 минут, так что купить впрок, чтобы потом не стоять в очередях, было нельзя.

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Метро, Московское метро, Города России, Архитектура, Старое фото, Фотография, Длиннопост

Так выглядели первые билеты московского метро. Фото: metro.ru

Затем пассажир отправлялся к контролерам. Они проверяли билеты, компостировали (пробивали дырочку) и пропускали пассажиров к поездам. Никакой автоматики - тогда все делалось вручную.

Кстати, выкидывать билет после этого было нельзя: его годность могли проверить другие контролеры в вагоне и на выходе со станции.

Технические новинки

Пройдя контроль, пассажир отправлялся к эскалатору - самодвижущейся лестницы. Тогда это была не просто диковинка - первые в СССР эскалаторы появились именно в метро, так что большинство пассажиров увидели их впервые в жизни.

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Метро, Московское метро, Города России, Архитектура, Старое фото, Фотография, Длиннопост

Дежурные у эскалаторов на «Кировской» (сегодня - «Чистые пруды»). Фото: pastvu.com

Чтобы все пассажиры смогли справиться с новой для себя техникой, рядом с эскалаторами поставили дежурных. Они подсказывали, как правильно зайти на движущуюся лестницу и сойти с нее. Кстати, больше всего этот «аттракцион» заинтересовал школьников. А вот взрослые, наоборот, первое время старались обходить станции с эскалаторами, чтобы не сталкиваться с любопытной детворой.

Еще одна техническая новинка - торговые автоматы. Пассажирам предлагали купить газету, конфеты, шоколадки, папиросы и другие товары. Такие гаджеты установили на «Сокольниках» и «Дворце советов» (сегодня «Кропоткинская»).

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Метро, Московское метро, Города России, Архитектура, Старое фото, Фотография, Длиннопост

Торговый автомат с газетами в московском метро. Источник: видеохроника 1930-х годов

Также на некоторых станциях для пассажиров работали буфеты. Перед поездкой можно было подкрепиться пирожным, бутербродом или мороженым. Именно так и поступил первый пассажир московского метро - Петр Латышев, герой труда с завода «Красный Пролетарий».

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Метро, Московское метро, Города России, Архитектура, Старое фото, Фотография, Длиннопост

Буфет в московском метро. Источник: видеохроника 1930-х годов

Станции и вагоны

Богатое архитектурное убранство, пожалуй, самая известная фишка московского метро. Не станции - настоящие дворцы! Но зачем было их строить под землей? На это было сразу несколько причин.

Первая - идеологическая. Тогда рабочие жили в общежитиях и коммуналках, а условия были стеснены. Метро было способом показать мощь и красоту страны - мол, сегодня мы станциями-дворцами пользуемся как транспортом, а когда появится достаточно жилья, то мы и жить будем в такой же красоте.

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Метро, Московское метро, Города России, Архитектура, Старое фото, Фотография, Длиннопост

Охотный ряд. Фото: википедия

Вторая задача, которую решали красивые станции - психологический комфорт пассажиров. Все-таки многим неуютно и даже немного страшно было спускаться глубоко под землю. Красивые станции помогали избавиться от неприятных ассоциаций и меняли мнение о том, с чем человек может столкнуться под землей.

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Метро, Московское метро, Города России, Архитектура, Старое фото, Фотография, Длиннопост

Комсомольская. Фото: википедия

Еще богатое украшение станций помогало ориентироваться в подземке. Современных систем навигации тогда не было, а так пассажир мог выглянуть в окно и понять, где находится и долго ли ему еще ехать до своей остановки.

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Метро, Московское метро, Города России, Архитектура, Старое фото, Фотография, Длиннопост

Фрунзенская. Фото: Википедия

Вагоны 30-х годов тоже сильно отличались от современных. Их старались сделать максимально комфортными. Сидеть пассажирам предлагалось на мягких удобных диванах, а за освещение выступали лампы в плафонах. Даже дома не у всех такая красота была!

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Метро, Московское метро, Города России, Архитектура, Старое фото, Фотография, Длиннопост

Вагон метро выпуска 1935 года. Фото: sdelanounas.ru

Схема первого метро

15 мая 1935 была открыта всего одна линия, Сокольническая. Казалось бы, путаться негде? А нет - была особенность, которая заставляла пассажиров быть внимательнее. И это - разветвление возле «Охотного ряда». Проехав эту станцию, поезд мог отправиться в двух направлениях - к «Парку культуры» или к «Смоленской».

Первый день работы московского метро. Каким оно было 90 лет назад? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Метро, Московское метро, Города России, Архитектура, Старое фото, Фотография, Длиннопост

Первая схема московского метро. Фото: metro.ru

Ответвление проработало до 1953 года, пока не была построена и запущена Арбатско-Покровская линия метро со станциями более глубокого заложения. До 1958 года участок от Коминтерна до Смоленской был закрыт, а потом снова начал принимать пассажиров в составе Филевской линии.

О том, как строили метро, читайте здесь

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие интересные публикации об истории Москвы и области.

Показать полностью 9
63

Строили всей страной: московскому метро 90 лет

Проходя по Русаковской, большинство москвичей не обращает внимание на небольшую шестиугольную постройку - настолько неприметной она кажется. А ведь именно здесь начинали строить московское метро.

Строили всей страной: московскому метро 90 лет Москва, Метро, Московское метро, Строительство, История города, Краеведение, Достопримечательности, Общественный транспорт, Черно-белое фото, Старое фото, Города России, Длиннопост

Памятный знак первой шахте метро на Русаковской. Фото автора

И Москва встала

Идеи о строительстве метро в Москве ходили еще до революции. Уже тогда жители первопрестольной постоянно жаловались на транспортные проблемы - добраться из отдаленных районов в центр было сложно, а путь на трамвае из Сокольников или Марьиной рощи до центра занимал около двух часов. К тому моменту в европейских столицах уже были свои подземки. Россия от подобного проекта отказывалась - в Москве было развито трамвайное лобби (этот вид транспорта приносил большой доход в казну), да и церковные деятели, лидеры мнений того времени, высказывались против.

Строили всей страной: московскому метро 90 лет Москва, Метро, Московское метро, Строительство, История города, Краеведение, Достопримечательности, Общественный транспорт, Черно-белое фото, Старое фото, Города России, Длиннопост

Московский трамвай 1899 года. Фото: Пресс-служба Департамента транспорта Москвы

Отгремела революция, а после нее в Москву приехали тысячи рабочих, которые хотели устроиться на заводы и фабрики. Общественный транспорт еле справлялся, и большевики вспомнили о еще дореволюционной идее строительства метро. В 1923 году они предложили разработать проект компании Siemens Bauunion. В 1925 он был готов, но денег на его реализацию не нашли и строительство снова застопорилось.

А потом наступил 1931 год. За прошедшие 10 лет население увеличилось вчетверо, а 6 января случился сильный снегопад, и Москва встала. Из-за гигантского дорожного затора в пробке застряли трамваи и троллейбусы. Автобусы и извозчики, не скованные проводами и рельсами, тоже проехать не могли. Стало ясно - без решения транспортных проблем нормальной жизни городу не видать.

План изменили прямо во время строительства

15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) решили: метро - быть! За основу взяли проект 20-х годов Siemens-Bauunion. Причин было несколько. Во-первых, он уже был готов. Во-вторых, он предлагал строить метро «открытым» способом, удобным для Москвы по нескольким причинам: у города не было тоннелепроходческих щитов, отсутствовали квалифицированные рабочие, не хватало материалов, а геологическая обстановка в столице оказалась весьма сложной.

Как должен был выглядеть результат первой очереди? Ветка дублировала бы самый загруженный отрезок трамвайных линий. Посередине улиц хотели выкопать четырехметровую траншею, в ней сделать пути для метро, а сверху все закрыть бетонными плитами. При этом уходить под землю поезда должны были только там, где их невозможно пустить по земле - например, в центре города с его плотной застройкой и узкими улочками.

Строили всей страной: московскому метро 90 лет Москва, Метро, Московское метро, Строительство, История города, Краеведение, Достопримечательности, Общественный транспорт, Черно-белое фото, Старое фото, Города России, Длиннопост

Фото: pastvu.com

В ноябре 1931 во двор дома 13 на Русаковской пришли семь рабочих и начали копать. Мерзлую землю вывозили на одной телеге. Так начали строить опытный участок московского метро. Место выбрали не случайно - оно находилось вдалеке от центра и позволяло набраться опыта: дорога имела уклон в 3,5 метра на каждые 100, а в одном из мест метро должно было пройти под уже существующими железнодорожными путями.

Сначала местные жители не поняли, что происходит и вызвали милицию. Милиционер оштрафовал метростроевцев за мусор, а управдом и вовсе попытался закрыть рабочим вход на территорию.

Тогда же возникли вопросы к метростроевцам и со стороны города. Строительство метро открытым способом вело к неизбежному перекрытию улиц, нарушению водопроводов и электрокабелей и т.д. Имеющийся план от Siemens-Bauunion этих особенностей не учитывал.

Строили всей страной: московскому метро 90 лет Москва, Метро, Московское метро, Строительство, История города, Краеведение, Достопримечательности, Общественный транспорт, Черно-белое фото, Старое фото, Города России, Длиннопост

Лазарь Каганович на строительстве московского метро. 1933 год. Фото: back-in-ussr.com

Тогда молодой инженер Маковский предложил увести тоннели на глубину и строить закрытым способом. Это позволит не вмешиваться в обычную жизнь города и не перекрывать дороги, а грунты на глубине могут оказаться более устойчивыми. Партия дала добро на комбинированный метод - участок от «Сокольников» до «Комсомольской», который находился в стороне от центра, решили строить открытым способом, а линию между «Комсомольской» и «Библиотекой Ленина», за исключением Остроженки, глубоким заложением.

После того, как план был готов и утвержден, уже раскопанные участки решили зарыть, а стройку запустить заново - с учетом всех особенностей нового плана.

Строили всей страной

Для строительства глубокого метро пригласили шахтеров Донбасса - только они умели работать на необходимой глубине. Но и имеющихся метростроевцев, и приехавших на стройку специалистов, не хватало - на счету была каждая пара рабочих рук.

Чтобы обеспечить стройку рабочей силой, начальники участков лично ездили на площадь Трех вокзалов, чтобы перехватить приезжающих в Москву на заработки и пригласить в Метрострой. Позже Моссовет закрепил за каждым крупным предприятием свой участок метро, и заводы с фабриками начали присылать своих рабочих на субботники.

Строили всей страной: московскому метро 90 лет Москва, Метро, Московское метро, Строительство, История города, Краеведение, Достопримечательности, Общественный транспорт, Черно-белое фото, Старое фото, Города России, Длиннопост

Субботник на шахте метро. Октябрь 1934 года Фото: Фотохроника ТАСС

Не остались в стороне и комсомольцы. Среди них провели три волны мобилизации, устроено соревнование. Кто-то, увлеченный романтикой больших строек первой пятилетки, видел в метрострое способ «поквитаться с эпохой» и сделать историю своими руками. Кто-то считал, что отказаться от мобилизации - недостойно, все равно, что дезертировать. Молодежь из провинции отправлялась на московскую стройку, чтобы изменить свою жизнь. Хватало среди строителей и девушек - так они отстаивали свое равноправие и показывали, что способны работать наравне с мужчинами даже под землей.

Строили всей страной: московскому метро 90 лет Москва, Метро, Московское метро, Строительство, История города, Краеведение, Достопримечательности, Общественный транспорт, Черно-белое фото, Старое фото, Города России, Длиннопост

Метростроевцы. Бригада Татьяны Федоровой. 1936 год Фото: Bridgeman Images / Fotodom

Ускорить продвижение работ позволили тоннелепроходческие щиты. Первый заказали в Англии, а второй по его примеру сделали уже советские рабочие.

Помимо людей, регионы поставляли на стройку метро материалы и технику. Сначала станции хотели оформить кафелем - этот материал недорогой, легко чистится, да и в европейских подземках его используют. Но оказалось, что кафельные фабрики и так были завалены заказами и дать нужное количество материалов просто не могли. А камнеобрабатывающие заводы, наоборот, были свободны и готовы сделать мраморные и гранитные плиты для отделки метро. Камень для строительства первой очереди метро привезли с Урала и Грузии.

Открытие пришлось отложить

Сначала метро хотели открыть 7 ноября 1934 года, к годовщине революции. На станциях уже делали тестовые заезды поезда, начинали учиться машинисты. Но метрополитен к запуску не был готов: продолжалась отделка станций. И, самое главное, не было эскалаторов.

Все дело в том, что «чудо-лестницы» тогда делали всего две фирмы в мире. Решать вопрос с их закупкой и установкой стали еще в 1933 году. Лондонский производитель не захотел показывать документацию и предупредил, что в нужные сроки со строительством и установкой эскалатора не справится даже его фирма с 30-летним опытом. Немцы были не против предоставить чертежи за 500 тысяч марок, что было слишком дорого.

Строили всей страной: московскому метро 90 лет Москва, Метро, Московское метро, Строительство, История города, Краеведение, Достопримечательности, Общественный транспорт, Черно-белое фото, Старое фото, Города России, Длиннопост

Эскалатор на станции "Лубянка", 1935. pastvu.com

Тогда в СССР решили делать эскалаторы самостоятельно. В Европе купили один образец за 200 тысяч золотых рублей, чтобы его разобрать, скопировать устройство и сделать эскалаторы для московских станций.

Первые эскалаторы российского производства появился в январе 1935 года и всего за 20 дней метростроевцы смонтировали их на станциях. А уже 6 февраля их оценили первые неофициальные пассажиры - 2500 делегатов XII съезда советов и делегаты съезда колхозников-ударников.

Строили всей страной: московскому метро 90 лет Москва, Метро, Московское метро, Строительство, История города, Краеведение, Достопримечательности, Общественный транспорт, Черно-белое фото, Старое фото, Города России, Длиннопост

Делегаты 2-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников — первые пассажиры метро на станции «Парк культуры имени Горького». Автор – Я.Н. Халип. Москва. 1935 г. Главархив Москвы

Официально метрополитен был запущен 15 мая 1935 года. Первое время многие воспринимали его как развлечение и аттракцион, но через несколько лет он стал тем видом транспорта, без которого Москву представить невозможно.

О том, каким было метро в его первый день работы, читайте здесь

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие интересные публикации об истории Москвы и области.

Показать полностью 8
21

Языческое капище Битцевского лесопарка. Что осталось на Лысой горе?

В поисках информации о мистических местах Москвы, я наткнулась на неожиданный топоним - Лысая гора. Согласно славянской мифологии, в таких местах проводили ведьминские шабаши и различные ритуалы. А эта еще и рядом с метро. Решено - едем смотреть!

От станции «Беляево» до Битцевского лесопарка, где находится гора, чуть больше километра пешком. Зайдя в лес, идем по велопешеходной дорожке, пока не оказываемся на лугу. Никакой мистики, к слову, не ощущается - вокруг гуляют мамы с детьми, собачники, ездят велосипедисты. На поляне сворачиваем с асфальта на тропинку - она еле заметна в невысокой траве.

Языческое капище Битцевского лесопарка. Что осталось на Лысой горе? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Битцевский парк, Парк, Мобильная фотография, Капище, Славяне, Интересные места, Памятник, История России, Длиннопост

По легендам, первое капище появилось здесь давным-давно, еще при древних славянах, которые жили на территории современного парка в I-II веках. Место подходящее: рядом есть низина с родником, лес, а сама гора - «лысая», то есть, не заросшая деревьями.

Языческое капище Битцевского лесопарка. Что осталось на Лысой горе? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Битцевский парк, Парк, Мобильная фотография, Капище, Славяне, Интересные места, Памятник, История России, Длиннопост

Современное капище появилось здесь в 2000 году, оно расположено в сотне метров от древнего. Его построил местный лесник - говорят, он даже соблюдал языческие обряды. Мужчина сумел воссоздать срубы, поставить деревянных идолов и даже ладью. Но «прожило» оно недолго.

В 2005-2006 годах, когда в парке орудовал маньяк, среди местных жителей начали ходить разные слухи. Якобы, и неоязычники здесь разные ритуалы устраивают, и энергетика на горе плохая, и радиационный фон ненормально высокий, а ворота на капище помогают маньяку заманивать и убивать людей. В итоге активисты решили уничтожить это место. Идолов изрубили, ворота с разных сторон капища повалили и сожгли.

Часть достопримечательностей пережила погром. Сегодня на поляне возвышается огромный столб-идол. В сети пишут, что это Перун.

Вокруг срубов можно найти несколько бревен с песьими головами, вкопанных в землю под углом. Они изображают волков, указывающих на разные стороны света. Южный смотрит на небесный экватор над точкой юга, Северный на полярную звезду, а Восточный и Западный указывают на точки, где находится солнце в самый длинный летний день с утра и вечером.

По центру сохранились «срубы» - квадраты из бревен, также ориентированные по частям света. Когда-то в центральном находилась скульптура с четыремя славянскими богами, но в нулевых ее уничтожили. Сейчас на том месте находится камень плодородия. Сами же бревна москвичи, гуляющие в парке, используют вместо скамеек.

Языческое капище Битцевского лесопарка. Что осталось на Лысой горе? Достопримечательности, Краеведение, История города, Москва, Битцевский парк, Парк, Мобильная фотография, Капище, Славяне, Интересные места, Памятник, История России, Длиннопост

Чуть в стороне от «основного» капища находится подвешенная на цепях ладья. О том, что это не качели, а ритуальный предмет для погребений, сообщает специальная табличка. К сожалению, мне не удалось найти информации о том, как использовали именно такие сооружения наши предки. Могу лишь предположить, что на ладью тело укладывалось перед захоронением, а лодка была «транспортом», позволяющем душе добраться в царство мертвых.

Считается, что капище может найти не каждый человек. Тот, кто идет по лесу, не зная о нем, обязательно наткнется, а если приезжаешь целенаправленно, то можешь хоть весь день бродить кругами, пока не найдешь человека, который за руку тебя на место приведет. Но перед современными навигационными системами эта магия пропадает - ладья обозначена на карте 2ГИС, а само капище есть на картах Яндекса и Гугла.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить публикации о других необычных местах Москвы и области.

Показать полностью 12
42

Почему купцы строили такие странные дома? Типичный купеческий дом в Сокольниках

Лайфхак, как отличить купеческий дом от обычного. Если первый этаж каменный, а второй деревянный, скорее всего, здание принадлежало дореволюционному бизнесмену.

Почему купцы строили такие странные дома? Типичный купеческий дом в Сокольниках Здание, Архитектура, Достопримечательности, История города, Москва, История России, Памятник, Краеведение, Интересные места, Города России, Путешествия, Длиннопост, Сокольники

Почему строились именно так? Камень был материалом дорогим, зато долговечным и не боится пожаров. Но хороший микроклимат в полностью каменном доме сделать не получалось: устроишь хорошую вентиляцию для лета — разоришься на дровах зимой, максимально утеплишь первый этаж — обольешься потом в жару.

Дерево же было «дышащим» материалом с низкой теплопроводностью. Это значит, что и на дровах зимой не разоришься, и летом в комнате будет приятно.

В результате купцы нашли компромисс. Первый этаж дома, где находились собственный магазин, офис, склад с товарами или другие «рабочие» помещения строили из камня. Второй же делали деревянным, уютным и комфортным для жильцов.

Почему купцы строили такие странные дома? Типичный купеческий дом в Сокольниках Здание, Архитектура, Достопримечательности, История города, Москва, История России, Памятник, Краеведение, Интересные места, Города России, Путешествия, Длиннопост, Сокольники

Здание с фото москвичи долго знали как «Дом экспедиции «Калинкинского медо-пивоваренного товарищества», но позже выяснилось, что это название было ошибочным. На самом деле здание на Русаковской, 19, принадлежало купцу Александру Афанасьевичу Брычеву, который держал на прудах неподалеку красильную фабрику. Он купил участок с домом у мещанина Василия Голикова, а позже нанял архитектора Александра Кузнецова, чтобы перестроить жилище по своему вкусу. Каменный первый этаж оштукатурили, а стены второго этажа оштукатурили и обшили тесом. Тогда же окна, простенки и карнизы украсили редкой для Москвы «сергиево-посадской» резьбой.

Почему купцы строили такие странные дома? Типичный купеческий дом в Сокольниках Здание, Архитектура, Достопримечательности, История города, Москва, История России, Памятник, Краеведение, Интересные места, Города России, Путешествия, Длиннопост, Сокольники

Сегодня на картах здание обозначено, как ремонтируемое. Со стороны станции Митьково установлен небольшой забор, зато фасад, выходящий на Русаковскую, можно рассмотреть во всех деталях.

Показать полностью 3
8

Каменные палаты на «Пушкинской». Новодел или XVII век?

По пути на тренировку я завернула в переулки у метро «Пушкинская» и обнаружила там неожиданную постройку — каменные палаты. Находка меня удивила: на картах как интересное здание она не обозначена, да и основная окружающая застройка относится к XIX-XX векам.

Фото автора

Отследить историю этого места можно с 1811 года, когда участок на пересечении Страстного бульвара и Большой Дмитровки заняла Университетская типография. В 1810-1820 для нее построили два новых корпуса, Типографский и Редакторский, а старинное здание отдали под служебные помещения.

В XVIII веке палаты активно перестраивали. Их расширили пристройкой к торцам, надстроили, а к дворовому фасаду добавили галерею на аркаде. Сегодня «новые» части носят название «Боярские палаты Союза театральных деятелей», а оригинал «старой» постройки был утерян в 2000-2003 году, во время реставрации комплекса.

На месте палат XVII века построили копию. Насколько точную, сказать не могу - «доремонтных» снимков здания в сети нет. Но, по фотографиям соседних построек 80-х годов могу сказать, что комплекс был в плачевном состоянии и требовал большого количества работ для того, чтобы привести его в приемлемый вид.

Так квартал выглядел в 80-е годы. Фото с сайта pastvu.com

Новые-старые палаты находятся на Большой Дмитровке, 34ст3. Если хотите посмотреть, обойдите театральный центр «На Страстном» — постройку найдете во дворе за его зданием.

Фотографии мои - тег «Моё».

Показать полностью 5
23

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани?

В 2014 году с Тушинского аэродрома взлетел последний самолет, а в 2015 был принят фрагмент застройки летного поля. Посмотрим, что осталось от легендарной «Тушинки» и что сегодня находится на месте аэродрома.

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост

В далеких 1920-х рядом с тогда еще деревней Тушино находился заливной луг. Его решили «высушить» и создать здесь летное поле. К тому моменту центральному аэродрому имени Фрунзе, который находился на Ходынском поле, было сложно справляться с нагрузкой и возникла необходимость в новой площадке для летчиков.

Первыми начали «заселять» будущий аэродром осоавиахимовцы. Летная школа перебралась в Тушино летом 1931 года, а уже в 1935 свои двери для авиаторов распахнул Центральный аэроклуб имени Чкалова. Главное здание на Волоколамском шоссе, 88, выходит парадным входом к дороге. Лестница оформлена балюстрадой, а прямо над ней находится балкон-трибуна, с которого высшие чины наблюдали за авиапарадами.

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост

Интересно, что в первые 10-15 лет вид входной группы авиаклуба существенно изменился. Были утрачены решетчатые светильники, установленные на перилах лестницы в 1935, на снимке 1950 года на их месте находятся вазоны для цветов. Бюст Ленина, который украшал центр лестницы в первые годы после постройки, заменили полноценной статуей.

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост

Так главная лестница выглядела в 1935 году. Фото с pastvu.com

Фасад здания нуждается в ремонте: штукатурка выглядит немного «уставшей», а в некоторых местах и вовсе начинает осыпаться.

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост
По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост

За зданием аэроклуба находится небольшой сквер, в котором размещена техника музея ДОСААФ. Вход к ней был закрыт, так что любоваться самолетом Л-29 и вертолетом Ми-2у приходится из-за забора.

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост
По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост

Рассвет аэродрома приходится на 40-60-е годы. Здесь устраивают авиапарады, на которые приезжает руководство страны, базируются военные, тренируются спортсмены. После присоединения города Тушино к Москве в 1960-м году аэродром получает полностью мирный «профиль». Пассажирские самолеты он не принимает, но здесь по-прежнему базируется аэроклуб имени Чкалова, выполняются полеты Юношеской планерной школы, поднимаются в воздух вертолеты 1-го МГАК.

К нулевым годам летная площадка пришла в упадок. Дренажная система во время ливней и таяния снега перестала справляться со своими функциями. Из-за этого весной и осенью аэродром не мог принимать самолеты, а в поле вокруг взлетно-посадочных полос появлялись болота.

21 мая 2014 года в истории аэродрома была поставлена точка. В небо поднялся последний самолет –Ил-14Т «Голубая мечта». Это воздушное судно стояло на летном поле больше 15 лет, а потом на него обратили внимание энтузиасты и решили восстановить.

В том же, 2014 году, на территории аэродрома открылось первое здание «новой эпохи» -- стадион «Открытие Арена». Его построили для футбольного клуба «Спартак».

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост

В 2015 был принят проект застройки летного поля. На месте аэродрома решили возвести жилой район. В 2019 здесь находилась одна из самых крупных застраиваемых площадок Москвы.

Сегодня к реке тянутся десятки новостроек, но история легендарного аэродрома не забыта. Ее хранят названия улиц – Летная, Спортивной авиации, Аэроклубная, Пилотажная и Виражная. А главная артерия района получила имя в честь прославленного летчика – Чкаловский бульвар.

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост

Запечатлены воспоминания и в граффити, которые нанесли на заборы вокруг строящихся домов.

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост
По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост

Возвращаясь к метро «Тушинская» возле перехода через Волоколамское шоссе встречаю еще один маркер эпохи – мемориальный камень в память о жертвах теракта. 5 июля 2003 года на рок-фестивале «Крылья» подорвались две террористки-смертницы. В тот день 15 человек погибли и еще 60 получили ранения.

По следам тушинского аэродрома. Что осталось от застроенной воздушной гавани? История города, Достопримечательности, Здание, Архитектура, Краеведение, Москва, Города России, Длиннопост

А как вы считаете, стоило ли сохранять Тушинский аэродром? Расскажите об этом в комментариях.

Показать полностью 12
15

Здание Центросоюза

Здание Центросоюза — единственная постройка знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье в России. Он одержал победу по итогам трех этапов конкурса проектов, но сам в строительстве не участвовал. Вместо него возведением здания руководил советский архитектор Николай Колли.

Здание Центросоюза Архитектура, История города, Достопримечательности, Здание, Москва, Краеведение, Города России, Советская архитектура

Готовая постройка воплотила в себе основные постулаты, сформированные Ле Корбюзье в работе «Пять отправных точек современной архитектуры». Изначально оно было расположено на ножках-опорах (в 90-е первый этаж застроили и их стало не видно), плоская используемая крыша, ленточные окна, свободные планировки и «чистый» фасад.

Ул. Мясницкая, 39

Показать полностью 1
7

Здание Московской духовной консистории

Современное здание Московской духовной консистории построено в 1890-х годах прошлого века по проекту архитектора В.Г. Сретенского. Но земля, на которой стоит особняк в русском стиле, имеет намного более глубокую и темную историю, чем мы привыкли думать.

Здание Московской духовной консистории История города, Архитектура, Достопримечательности, История России, Москва, Длиннопост, Краеведение

В XV веке здесь находились палаты Годуновых, а чуть позже постройки Рязанского подворья. Именно в них Петр I открыл свою Тайную канцелярию. Позже Екатерина II разместила здесь похожий орган — тайную экспедицию при Сенате.

Здание Московской духовной консистории История города, Архитектура, Достопримечательности, История России, Москва, Длиннопост, Краеведение

При сносе зданий в конце XIX века открылся темный секрет организации. Выяснилось, что в подвалах построек находились тайные казематы, где содержали подсудимых, обвиняемых в преступлениях против власти. По свидетельствам Гиляровского, в замурованных подземельях нашли множество цепей и человеческих костей. Оказалось, что в этих подвалах содержали Емельяна Пугачева, допрашивали писателя Николая Новикова, судили Салтычиху.

В 1833 году бывшие правительственные помещения занимает духовенство. Именно оно сносит старые здания и оплачивает постройку нового особняка. В нем разместили меблированные комнаты для сдачи в аренду и контора «Мазуринской биржевой артели». В одном из помещений на первом этаже открывает магазин хрусталя предприниматель Юрий Степанович Нечаев-Мальцев.

Здание Московской духовной консистории История города, Архитектура, Достопримечательности, История России, Москва, Длиннопост, Краеведение

После революции помещения здании делили библиотека, редакционный комитет «Технико-экономического общества» и книжный магазин государственных технических издательств.

Здание Московской духовной консистории История города, Архитектура, Достопримечательности, История России, Москва, Длиннопост, Краеведение

Сегодня в особняке располагается Следственный департамент МВД России.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!