Тайм-менеджмент третьего поколения
Выступление Рори Вадена на TEDx, сокращенное в три раза.
1. Делай сейчас то, что освободит время в будущем.
2. Научись целенаправленно откладывать дела.
Выступление Рори Вадена на TEDx, сокращенное в три раза.
1. Делай сейчас то, что освободит время в будущем.
2. Научись целенаправленно откладывать дела.
Сокращенный перевод статьи Прагьи Агарвал (The Guardian).
С юных лет я начала скрупулезно создавать списки дел, без устали записывая задачи и вычеркивая их, как только они были завершены. Так я упорядочивала свое хаотичное мышление, когда внимание перескакивало с одной идеи на другую. На моем столе был бардак, но я точно знала, что мне нужно делать и когда. К сожалению, список задач никогда не становился короче.
В прошлом году я в течение нескольких месяцев работала в офисе, а в свободное время дописывала свою книгу. Яростно жонглируя рабочими и домашними задачами, в эти месяцы я обнаружила, что семейная жизнь уже катится под откос. Меня постоянно преследовало чувство тревоги, потому что я «ничего не успевала». Пора было что-то менять.
Для приведения мыслей в порядок я решила каждую пятницу составлять список «сделанного».
Изначально было очень трудно вспомнить какие-то победы или достижения, но я настойчиво пыталась. Постепенно, с течением недель, я научилась фиксировать то, чего достигла в профессиональном или в личном плане: моменты, которые принесли мне настоящую радость, или личные трудности, которые я преодолела. Я отмечала крупный семинар, который провела, и очередные 2000 слов, написанные для моей книги. Я упоминала сложную ситуацию, в которой мне удалось сохранить спокойствие, и полезное время, проведенное с детьми.
Все эти события раньше проходили мимо и бесследно растворялись в череде других задач, теперь я научилась помнить и записывать их. Такое простое нововведение имело грандиозный эффект, потому что помогло мне уловить собственное ощущение успеха и замечать не только большие победы. Я бы не сказала, что это решило все проблемы, да и не каждую неделю получается записать «сделанное», однако моя жизнь качественно изменилась.
У меня по-прежнему много амбициозных целей и большое количество задач, но теперь я сама устанавливаю критерии успеха и постоянно осознаю свои достижения. Это позволяет мне чувствовать себя уверенно и работать со списком запланированных дел без лишних переживаний.
Мои переводы также можно читать здесь:
Pragya Agarwal: «My daily to-do lists led to churning anxiety. ‘Have-done’ lists set me free» (The Guardian).
Мы с женой давно озадачены тем, что работа не приносит нам удовлетворения, поэтому пытаемся найти свое призвание и способ зарабатывать деньги с удовольствием. Кажется, подобное желание возникает у многих людей среднего достатка в возрасте 30-40 лет.
Мы достаточно ответственные родители: любим детей, стараемся наилучшим образом подготовить их ко взрослой жизни, работаем над отношениями в семье и иногда консультируемся с детским психологом. На одной из таких встреч зашел разговор об оценках детей в школе.
Я высокопарно заявил, что оценки — это не главное. Мы, в первую очередь, стараемся научить ребенка трудиться. Не обязательно иметь пятерки, но домашние задания выполнять надо. В частности, у нас есть важное правило для сына: пока не сделал уроки — никаких развлечений.
Психолог спросила:
— Почему это так важно?
— Потому что вся жизнь так устроена — сначала ты совершаешь над собой усилие, делаешь то, что неприятно, а уже потом получаешь блага и удовольствия.
— Вы живете именно так?
— Конечно. Например, мы с женой каждый день ходим на работу, хотя нам это не нравится. За выполненную работу мы получаем деньги, которые тратим, кроме прочего, на путешествия и развлечения.
— А вас устраивает такая жизнь?
Вот, это поворот!
Конечно, не устраивает! Я двадцать лет пытаюсь уйти из нелюбимой профессии, чтобы кроме денег работа приносила еще и радость. В то же время я навязываю сыну образ жизни, где работа (учеба) — это обязанность, а не захватывающая и вдохновляющая деятельность.
Получается, что изменив свой собственный взгляд на то, какой должна быть моя работа, я оставил без изменения модель воспитания сына, описывая для него труд лишь в категориях "должен" и "обязан".
Осознанное отношение к работе надо формировать с детства, поэтому учеба в школе должна приносить удовольствие. Сейчас тяжело представить, что наш девятилетний сын может без давления делать домашние задания и с радостью ходить на уроки. Однако, если у нас получится правильно увлечь ребенка интересной для него частью школьной жизни, он без раздражения станет относиться и к обязательной учебной программе. Дальше потребуется только наблюдать и помогать сыну в нужные моменты.
Опыт подсказывает, что для реализации такого подхода нам может потребоваться не один год, но разве есть лучшие варианты?
Сокращенный перевод статьи Джеймса Клира.
С одной стороны, упорство и настойчивость являются ключом к успеху в любой области. С другой стороны, советовать кому-либо никогда не сдаваться – это глупо. Успешные люди часто отступают. Если что-то не работает, умные не повторяют это бесконечно. Они пересматривают, трансформируют и, порой, принимают решение не продолжать.
Жизнь требует обеих стратегий: иногда вам нужно проявлять непоколебимую уверенность и удвоить свои усилия, а иногда – отказаться от того, что не работает и попробовать другой путь. Ключевой вопрос: как понять, когда сдаваться, а когда держаться?
Одним из способов найти ответ является структурирование неудач на три категории:
1. Тактические неудачи. У вас не получается выполнить хороший план, потому что вы не можете выстроить системную деятельность и не контролируете процесс, упуская важные детали. В результате вы теряете производительность, необходимую для реализации плана и достижения цели.
2. Стратегические неудачи. У вас есть хорошая цель и вы умеете делать свою работу, но выбираете способ реализации, который не дает желаемых результатов. Ошибочно выбранная стратегия не ведет вас к цели, несмотря на то, что вы очень эффективно работаете.
3. Концептуальные неудачи. Они возникают, если вы неверно устанавливаете цель. Это происходит, когда цель не соответствует вашим талантам, собственным интересам, личным ощущениям. Такое может происходить потому, что вы следуете не собственному видению, а мнению авторитетных для вас людей (родители, преподаватели, друзья, начальники, знаменитости). В результате ваше истинное мировоззрение не согласуется с вашими действиями.
Далее я расскажу про способы устранения каждой категории неудач. Надеюсь, что данная структура поможет вам проще принимать решения, когда отступить, а когда продолжать работу.
Способы устранения тактических неудач
1. Запишите процесс.
Независимо от того, управляете ли вы бизнесом, занимаетесь семьей или организовываете собственную жизнь, создание системы имеет решающее значение для успеха. Все начинается с записи каждого конкретного шага в процессе и разработки чек-листа, которому можно четко следовать, даже если мир сводит вас с ума.
2. Измерьте результаты.
Если что-то для вас важно, измерьте это. Если вы предприниматель, измеряйте, сколько звонков по продажам дают эффект. Если вы писатель, измерьте количество написанных страниц и частоту публикаций. Если вы тяжелоатлет, измеряйте показатели силы.
Не измеряя результаты, как вы узнаете на сколько эффективно работаете?
3. Пересмотрите и откорректируйте тактику.
Самое утомительное в неудачах первой категории это то, что они никогда не прекращаются. Тактика, которая раньше работала, устаревает, а которая раньше казалась плохой, теперь может быть актуальна. Вам необходимо постоянно следить за тем, как вы выполняете свою работу, и совершенствовать ее. Успешные люди обычно отказываются от тактики, которая не продвигает их стратегию и концепцию вперед. Корректировка тактики это не разовая задача, а образ жизни.
Способы устранения стратегических неудач
1. Пробуйте стратегии быстро.
Одни идеи работают намного лучше, чем другие, но какие именно не знает никто – ни венчурные инвесторы, ни ваши друзья, ни члены семьи. Исследования и моделирование – это лишь отговорки. Мне нравится, как Пол Грэм сказал: «Ты не начинал работать над своей идеей, пока не попробовал применять ее».
Чем быстрее вы протестируете стратегию в реальной жизни, тем быстрее получите обратную связь о том, работает она или нет.
2. Пробуйте стратегии дешево.
Очень важно тестировать новые стратегии с минимальными затратами. Неудача, которая дешево стоит, позволяет вам тестировать больше идей.
Кроме того, минимизация затрат на тестирование уменьшает вашу привязанность к определенной идее. Если вы вложите много времени и денег в конкретную стратегию, вам будет трудно отказаться от нее. Плохие бизнес-идеи, токсичные отношения и вредные привычки бывает трудно прекратить, как только они становятся частью вашей личности. Дешевое тестирование новых стратегий повышает вероятность того, что вы будете следовать той из них, которая работает лучше, а не той, которая дороже лично вам.
3. Пересматривайте и корректируйте стратегии.
Трудно найти успешного предпринимателя, художника или производителя, который сегодня делает то же самое, что и в начале своего пути.
Слишком многие предприниматели думают, что если их первая бизнес-идея провалилась, значит они не созданы для бизнеса. Слишком многие художники полагают, что если их ранние работы не получают похвалы, они не обладают необходимым талантом. Слишком много людей считают, что если первые две-три попытки отношений неудачные, значит они никогда не найдут любовь.
Представьте, если бы так работали силы природы. Если бы природа дала себе только одну попытку создать жизнь, мы были бы одноклеточными организмами. К счастью, эволюция работает не так. На протяжении миллионов лет жизнь приспосабливалась, эволюционировала, пересматривалась и зарождалась до тех пор, пока не достигла разнообразия видов, населяющих нашу планету сегодня. Находить правильное решение с первой попытки – это не естественно.
Изменение стратегии – это нормально. Это буквально то, как существует наш мир.
Способы устранения концептуальных неудач
1. Подведите итоги своей жизни.
Люди редко уделяют время критическому осмыслению своего мировоззрения и ценностей. Конечно, нет никаких требований, которые бы обязывали вас развивать личное видение работы или жизни. Многие предпочитают двигаться по течению и проживать жизнь, как она есть. Теоретически это нормально, но на практике есть проблема: если вы никогда не решитесь на концептуальное осмысление своей жизни, то постоянно будете обнаруживать себя проживающим чужую жизнь. Чтобы этого не допустить, следует критически оценить свою жизнь. Чего вы хотите добиться? Как вы хотите провести свои дни? Это не чья-то работа, определять видение вашей жизни. Это можете сделать только вы.
Я предлагаю начать с изучения ваших основных ценностей. Затем проанализируйте свой жизненный опыт и определите, что получается у вас лучше всего, какая деятельность приносит вам наибольшее удовлетворение. Определите свои сильные и слабые стороны. Как правило, наибольшее удовлетворение нам приносит работа, в которой мы успешны и получаем признание окружающих (не обязательно в денежной форме). Именно этот вид деятельности, скорее всего, окажется вашим призванием. Подумайте, какие цели вы можете поставить для себя в этом направлении.
2. Определитесь с тем, что вы не обсуждаете.
Сформулируйте базовую концепцию, которой вы не поступитесь ни при каких обстоятельствах. Если вы уверены в своем видении, то редко теряете его одним махом. Мало неудач, которые приводят к полному уничтожению мечты. Чаще мы терпим неудачи на стратегическом уровне, но чувствуем себя деморализованными. Это подрывает наш энтузиазм и мы сдаемся не потому, что так надо сделать, а потому, что так велят наши эмоции.
Проявляя твердость в выбранной концепции помните, что одна из распространенных ошибок – это отказ обсуждать стратегию. Если вы собираетесь быть чем-то одержимым, то будьте одержимы своим видением в целом, а не конкретной идеей. Есть почти бесконечное количество способов реализовать вашу концепцию, если вы сможете быть гибкими в деталях.
3. Работайте с критикой.
Критика может быть индикатором неудачных стратегий и тактик, но, если предположить, что вы разумный человек с добрыми намерениями, она редко является индикатором неудачного видения. Если вы полны решимости сделать свое видение непреложным фактором вашей жизни и не сдаваться с первой попытки, то вы должны быть готовы справляться с критикой. Вам не нужно извиняться за то, что вы любите, однако следует научиться обходиться с недоброжелателями, неся минимальные затраты.
Заключение
Будем надеяться, что деление неудач на три категории поможет вам прояснить некоторые из проблем, с которыми вы сталкиваетесь, и понять, как с ними справиться. На первый взгляд может быть не ясно, как различные категории неудач могут влиять друг на друга. Например, тактические неудачи могут иногда создавать достаточно хаоса, чтобы вы ошибочно полагали, что у вас неправильное видение. Иногда требуется несколько тактик, чтобы создать необходимое пространство для разработки стратегии или видения.
Вот, почему я много пишу о том, как управлять своим повседневным распорядком дня, как определять приоритеты и почему многозадачность – миф. Эти темы сами по себе не создадут мировоззрение, но они могут освободить достаточно места в вашем календаре, чтобы вы могли найти его.
Другими словами, вы можете идти по неправильному пути из-за того, что вокруг вас много пыли и вы не можете разглядеть нужную дорогу. Определите верные тактику и стратегию – очистите воздух от пыли, и вы почувствуете, что концепция проявляется сама собой.
James Clear: The 3 Stages of Failure in Life and Work (And How to Fix Them)
Идея про 21 день, за которые формируется привычка – это популярная маркетинговая чушь. На сложную привычку может уйти целый год и это нормально.
В интернете много хороших статей о том, как родился миф про 21 день и почему на этот срок не стоит рассчитывать. В публикациях рассмотрены психологические и физиологические аспекты формирования привычки, но мало где упоминается об организационном факторе. Создание среды, в которой вы будете совершать новое для себя действие, порой требует значительного времени.
Например, вы решили заняться спортом и купили абонемент в спортклуб. Тут же возникает масса причин, которые мешают вам пойти на тренировку: то на работе завал, то вечеринка с похмельем, то свидание, на которое не хочется идти со спортивной сумкой. В результате вы за месяц побывали в зале всего один раз и начинаете испытывать очередное разочарование из-за «отсутствия силы воли». Конечно, ведь сильные духом формируют привычку за 21 день!
Однако, не стоит сокрушаться. Никто еще не начал всерьез заниматься спортом за такой короткий срок. Наберитесь терпения и займитесь устранением помех. Например:
Работа. Планируя неделю учитывайте, что надо сделать максимум неотложных задач именно перед днем тренировки. Если запланировали тренировку на вечер, сообщите коллегам с самого утра, что вечером задержаться на работе не сможете, пусть они обращаются к вам заранее. Есть и более эффективный способ – ходите в зал утром перед работой.
Вечеринка. Если её нельзя пропустить, спланируйте заранее неделю так, чтобы посетить спортзал в другой день.
Сумка. Арендуйте в спортклубе шкафчик. Спортивная одежда легко стирается под душем и сохнет в шкафчике. Сумка больше не нужна и вам не надо выбирать между спортом и личной жизнью.
Создание условий и приобретение навыков, необходимых для регулярного посещения спортклуба, могут занять около месяца. Только после этого у вас получится всерьез приступить к тренировкам. Настройтесь на терпеливую работу в течение целого года.
За этот год обязательно возникнут новые организационные препятствия (отпуск, болезнь, переезд и т.п.). Ищите решения, чтобы минимизировать их влияние на регулярность тренировок. В тяжелые периоды уменьшайте количество занятий, но не прекращайте их полностью. Только так вы действительно сформируете привычку, которая начнет влиять на вашу жизнь.
Подобным образом создаются все сложные привычки, поэтому не рассчитывайте на быстрый результат и не расстраивайтесь из-за временных трудностей.
Irwin Elias: «Untold about the habits» (сокращенный перевод).