Серия «Детективное агентство "Диамат"»

2

Огни святого Эльма

Серия Детективное агентство "Диамат"
Огни святого Эльма

Команда профессора Материкова оказалась на борту научно-исследовательского судна «Поиск» во время сильного шторма. Алёша, впервые попав в такую бурю, с трепетом смотрел на гигантские волны, обрушивающиеся на палубу. Небо было чёрным, ветер выл в снастях.

Вдруг робот Логикус, стоявший на мостике, повернул свою оптическую систему к верхушке мачты.
— Обнаружено аномальное свечение. Температура не соответствует открытому пламени. Требуется анализ.

Алёша посмотрел туда и ахнул. На острие мачты и на концах рей танцевали десятки голубовато-фиолетовых огоньков. Они тихо потрескивали и переливались, словно живые звёзды, присевшие отдохнуть на корабль. Это было одновременно красиво и жутковато.

— Профессор! — крикнул Алёша, перекрывая вой ветра. — Это же огни Святого Эльма! Моряки говорят, что это души погибших моряков являются перед бурей! Это правда магия?

— Помнишь наш девиз, Алёша? — спокойно ответил профессор Материков, поправляя непромокаемый плащ. — «Никакой магии! Только факты, причины и следствия». Логикус, давай работать! Первый постулат!

Дело о призрачных огнях

Постулат материальности: Ищем вещественные доказательства! — скомандовал профессор.
— Анализирую, — отозвался робот. — Обнаружено интенсивное электрическое поле. Влажность воздуха — 98%. Концентрация заряженных частиц в атмосфере превышает норму в сотни раз. Вывод: свечение имеет не биологическую или мистическую, а электромагнитную природу. Это физический процесс, а не проявление духов.

— Хорошо, — кивнул профессор. — Но почему этот процесс происходит? Что является борьбой противоположностей здесь?

— Очевидно, — сказал Логикус. — Идёт борьба между мощным положительным зарядом, накопленным в грозовом облаке над нами, и отрицательным зарядом, расположенным на поверхности корабля и моря. Корабль, особенно мачта, становится островком сконцентрированного электрического напряжения.

— То есть, — вступил Алёша, — как в туче, только наоборот? Там лёд и вода терлись, а здесь что трется?

— Отличный вопрос! — похвалил профессор. — Здесь «трутся» не льдинки, а сами заряженные частицы воздуха — ионы — о металлический остроконечный предмет. Но чтобы произошёл качественный скачок, нужно накопление. Вспоминаем закон перехода количества в качество!

— Объясню на примере, — продолжил профессор. — Представь, что ты проводишь пластиковой расчёской по сухим волосам. Один раз провёл — почти ничего. Два, три, десять... это количественные изменения. А потом — хвать! — между расчёской и волосами проскакивает маленькая искорка и слышится тихий треск. Это и есть маленький разряд, как молния в миниатюре.

— Так же и здесь! — воскликнул Алёша. — Гроза над нами — это как будто мы тысячу раз проводим гигантской расчёской по волосам! Она накапливает в воздухе и на мачте огромный заряд!

— Именно! — подтвердил профессор. — Напряжение растёт, растёт (количество), но его недостаточно для полноценной молнии. И вот, когда оно достигает критической точки у острия мачты, происходит скачок. Но не взрывной, как у молнии, а плавный. Воздух вокруг острия не пробивается полностью, а лишь ионизируется — начинает светиться. Это новое качество — не темнота и не молния, а тихое, устойчивое свечение! Количество электрического напряжения перешло в новое качество — видимый свет.

— А почему оно не бьет нас током? — поинтересовался Алёша.

— Потому что сила тока в этом разряде очень мала, — объяснил Логикус. — Это свечение — форма разрешения противоречия между зарядами без катастрофического взрыва. Это компромисс, найденный природой.

— И в этом есть глубокий смысл, — добавил профессор, глядя на танец огней. — Огни Святого Эльма — это не гибель корабля, как думали суеверные моряки. Наоборот! Они — признак, что заряд плавно стекает в атмосферу, спасая судно. Они — форма защиты, рождённая из самой угрозы.

Буря бушевала всю ночь, а таинственные огни, как верные стражи, светились на мачтах. Но теперь для Алёши они были не призрачными духами, а удивительным и красивым материальным явлением — живой иллюстрацией того, как природа, через борьбу и скачки, находит свои собственные, подчас очень эффектные, решения. Он понял, что настоящая магия — это не колдовство, а могущественные и познаваемые законы материального мира.

Показать полностью 1
528

Ответ на пост «Пока в школах вводились основы религий, есть кое-что, чего действительно не хватает, судя по выпускникам школ на этом сайте»4

Серия Детективное агентство "Диамат"

Рассказ для вашего ребенка о необходимости логики

Ошибка робота и сила мысли

Алёша с восторгом наблюдал, как робот Логикус с невероятной скоростью рассчитывал траекторию полёта метеорита. Цифры мелькали на экране, строя сложные графики. Вдруг вычисления остановились. Логикус издал тревожный звук.

— Обнаружено противоречие. Мои схемы дают сбой. Не могу разрешить задачу, — проговорил робот ровным голосом.

Профессор Материков подошёл, внимательно посмотрел на данные и рассмеялся:
— Логикус, твоя проблема не в железе и не в математике. Ты столкнулся с логическим парадоксом, который не можешь обработать, потому что он нарушает твои базовые бинарные алгоритмы. А это прекрасный повод для нашего сегодняшнего урока!

Что такое логика? Инструкция для ума

— Логика, Алёша, — начал профессор, — это не скучные правила из учебника. Это наука о правильном мышлении. Можно сказать, инструкция по сборке мыслей так, чтобы они не разваливались и вели нас к верным выводам. Её главная задача — помочь нам отличить правду от лжи, хорошее рассуждение от плохого.

— Но я же и так думаю правильно! — возразил Алёша.

— А вот давай проверим! — улыбнулся профессор. — Задача первая: Бочка и вёдра. Представь: у тебя есть большая бочка, вмещающая ровно 10 литров воды. И два пустых ведра: одно на 3 литра, другое на 5 литров. Вопрос: как отмерить ровно 4 литра воды с помощью этих вёдер и бочки?

Алёша нахмурился.
— Э-э... Налить 5 литров в большое ведро, потом перелить из него 3 литра в маленькое... В большом ведре останется 2 литра... А как получить 4?

— А теперь включим логику и последовательность! — сказал профессор. — Давай записывать шаги:

Наполняем 5-литровое ведро.

Переливаем из него воду в 3-литровое. В 5-литровом остаётся 2 литра.

Освобождаем 3-литровое ведро.

Переливаем оставшиеся 2 литра из 5-литрового ведра в 3-литровое.

Снова наполняем 5-литровое ведро.

Аккуратно доливаем из него воду в 3-литровое ведро, где уже есть 2 литра. Туда поместится ещё ровно 1 литр!

В 5-литровом ведре как раз останется 5 - 1 = 4 литра! Задача решена.

Алёша ахнул: его мозг впервые почувствовал, как чёткий алгоритм действий побеждает кажущийся тупик.

Логика и диамат: Как они связаны?

— Но как это связано с твоим диалектическим материализмом, профессор? — спросил Алёша.
— Очень просто! — обрадовался вопросу учёный. — Диалектический материализм — это учение о том, как развивается реальный, материальный мир. А логика — это учение о том, как правильно должна развиваться наша мысль, чтобы верно отражать этот мир.
Первый постулат диамата говорит: мир материален и существует объективно. Значит, и наше мышление должно исходить из фактов, а не из выдумки. Это основа логики.
Закон единства и борьбы противоположностей находит отражение в логике как поиск и разрешение противоречий в рассуждениях. Найдя противоречие, мы находим ошибку!

Задача вторая: Рыцари и лжецы. Представь остров, где живут рыцари (всегда говорят правду) и лжецы (всегда лгут). Ты встречаешь двух человек. Один говорит: «Хотя бы один из нас — лжец». Кто они?

Логикус замер, его процессор напряжённо гудел. Алёша начал рассуждать:
— Допустим, он лжец. Тогда его утверждение ложно. Значит, среди них нет ни одного лжеца, одни рыцари. Но если он лжец, это невозможно! Противоречие! (Борьба противоположностей: он не может быть одновременно и лжецом, и не-лжецом). Значит, он рыцарь! Его утверждение истинно. Значит, лжец есть. Это его друг!

Логикус издал одобрительный гудок: «Задача решена. Противоречие снято».

— Видишь? — сказал профессор. — Ты использовал логику, чтобы разрешить противоречие, и пришёл к истине. Это и есть диалектика в действии!

Зачем людям нужна логика?

— Но зачем она мне в жизни? — спросил Алёша.
— А чтобы не попадаться на удочки мошенников и демагогов! — воскликнул профессор. — Например, если тебе говорят: «Все умные люди любят читать. Ты не любишь читать. Значит, ты глупый!» Логика сразу видит ошибку. Из «все умные любят читать» не следует, что «все, кто не любит читать — глупые». Это логическая ошибка. Логика учит нас критически мыслить, проверять информацию, видеть причинно-следственные связи. Без неё человек — как корабль без компаса в океане мнений.

Задача третья: Кентавр. — Профессор показал картинку. — Кентавр — материален? С одной стороны, мы можем его представить, нарисовать (тезис). С другой стороны, в реальности его не существует (антитезис). Так материален ли он?
— Логика помогает нам сделать вывод (синтез): образ кентавра материален как комбинация нейронов в нашем мозгу и краски на холсте. Но сам объект, который он обозначает, в материальном мире не существует. Мы чётко разделяем понятие и объект, благодаря логике.

Алёша посмотрел на Логикуса, который снова чётко работал.
— Значит, логика — это как прошивка для моего мозга? Которая помогает мне видеть мир яснее и не совершать ошибок?
— Именно так! — подтвердил профессор Материков. — Изучая логику, мы не просто учимся решать задачки. Мы чиним самый главный инструмент, данный нам для познания материального мира — наше собственное мышление. А тот, кто ясно мыслит, ясно излагает и редко попадает впросак. Вот почему логика — это суперсила для каждого человека

P.S.

Это серия рассказов для детей. В рассказах использован диалектический материализм, для объяснения природных явлений.

Серия создается в противовес мракобесам.

Показать полностью
7

Детективы из Агентства «Диамат»

Серия Детективное агентство "Диамат"

Жарким летним днём Алёша сидел на скамейке и скучал. Вдруг он услышал раскатистый гром. На горизонте нависала огромная, как гора, сине-чёрная туча. Она была такая зловещая, что показалось, будто это живое существо.

Детективы из Агентства «Диамат»

— Наверное, великан-тучегнев сердится и кидает свои молнии, — пробормотал он, копируя голос своей прабабушки.

Рядом остановился его старый знакомый, профессор Материков, известный на весь город учёный и изобретатель. С ним был его верный помощник — робот Логикус, блестящий металлическими боками.

— Интересная гипотеза, Алёша! — улыбнулся профессор. — Но в нашем Агентстве «Диамат» мы не верим в магию. Мы ищем улики. Хочешь стать нашим юным детективом и раскрыть настоящее дело о Грозовой Тучи?

Алёша моментально ожил и согласился.

Дело первое: Загадка Грома и Молний

— Первое правило детектива-естественника, — сказал профессор, — всё состоит из реальных вещей. Давай найдём материальные улики! Логикус, анализ!

Робот выпустил маленький дрон прямо к туче.
— Обнаружены материальные объекты: капли воды, кристаллы льда, движущиеся потоки воздуха. Вывод: туча — не гнев великана, а скопление воды в разных состояниях. Волшебства нет.

— Но почему она тогда гремит и сверкает? — не унимался Алёша.

— А вот это уже второй пункт нашего расследования, — пояснил профессор. — Внутри каждой системы идёт невидимая борьба. Логикус, измерь температуру в разных частях тучи!

— Зафиксировано: наверху тучи — ледяной холод, до минус сорока. Внизу — более тёплый воздух. Противоречие. Столкновение.

— Точно! — воскликнул профессор. — Представь, что в туче идёт великая битва между ледяным рыцарем «Холодом» и тёплым богатырём «Теплом». Их борьба — это ветер, вихри и трение!

— Я понял! — подхватил Алёша. — Они трутся друг о друга, как я тру друг об друга руки!

— Именно! И это подводит нас к главному, — продолжил учёный. — Пока трение слабое, ничего не происходит. Это просто количество — миллионы маленьких столкновений. Но когда льдинок и капель становится очень много, и они трутся всё сильнее, накапливается электрический заряд. И в один момент происходит скачок! Маленькие искорки сливаются в одну гигантскую — и рождается молния! Резкий громовой хлопок — это и есть звук того самого качественного скачка.

Как будто в подтверждение его слов, небо прорезала ослепительная молния, а через несколько секунд грохот потряс воздух. Алёша уже не испугался, а смотрел на тучу с пониманием: он разгадал её секрет.

Дело второе: Исчезнувшая лужа

Гроза прошлась ливнем по городу и умчалась дальше. На асфальте осталась большая блестящая лужа. Алёша, профессор и Логикус пошли пить чай с пирожными, а когда вернулись через пару часов, лужи на месте не было.

— Опять загадка! — удивился Алёша. — Её кто-то выпил?

— Давай проследим всю жизнь этой воды, — предложил профессор. Он достал блокнот и начал рисовать спираль.
— Всё начиналось с того, что вода спокойно парила над землёй в виде невидимого пара. Это была её лёгкая, воздушная форма. Потом она сгустилась в тучу и пролилась дождём. Дождь — это как бы «отрицание» пара. Вода сказала: «Я больше не легкий дух, я становлюсь тяжёлой каплей!»

— А лужа? — спросил Алёша.

— Лужа — это и есть то самое первое отрицание. Но на этом история не заканчивается. Солнце пригрело, и вода снова начала превращаться в пар. Она «отрицала» саму лужу, говоря: «Я больше не лужа, я снова становлюсь невидимым паром!»
— Значит, она просто исчезла? — огорчился мальчик.

— Вовсе нет! — засмеялся профессор. — Посмотри на спираль. Вода вернулась к своей начальной форме — пару. Но сделала это на новом уровне. Теперь этот пар, обогащённый уличной пылью, поднимется в небо, чтобы, возможно, стать новой тучей над соседним лесом. Она не исчезла, она превратилась, совершив круг по спирали развития!

Вечером, глядя на розовеющее закатное небо, Алёша понял главное. Мир — это не набор случайных чудес. Это огромный и сложный, но познаваемый механизм, где всё связано, всё борется, всё меняется и ничто не пропадает бесследно. И у него, Алёши, теперь есть ключ к разгадке его тайн.

С тех пор он часто смотрел на небо, но уже не как на картинку, а как на увлекательную книгу, которую он научился читать.

P.S.

Это серия рассказов для детей. В рассказах использован диалектический материализм, для объяснения природных явлений.

Серия создается в противовес мракобесам.

Показать полностью
6

Ответ на пост «Гигантский джет»1

Серия Детективное агентство "Диамат"

Небольшой рассказик, для ваших детей. Объяснение про молнию и заодно чуток материальной диалектики

С помощью ИИ

С помощью ИИ

Загадка молнии-бунтаря

Алёша и профессор Материков стояли на крыше обсерватории, наблюдая за ночной грозой. Вместе с ними, конечно, был робот Логикус, который фиксировал каждую вспышку своими сверхчувствительными сенсорами.

— Смотрите, вот ещё одна! — крикнул Алёша, когда небо пронзила ослепительная ветвистая молния, ударившая из тучи в землю.
— Классический пример, — кивнул профессор. — Отрицательный заряд с нижней части тучи разрядился в положительно заряженную землю. Всё по законам физики.

Но вдруг Логикус издал резкий звук, сигнализируя о необычном событии.
— Внимание! Зафиксирована аномалия. Вектор разряда направлен не от облака к земле, а от вершины грозового столба вверх, в ионосферу.

Все взгляды устремились в ту точку, которую указал робот. И правда, из верхушки тучи на мгновение вырвался не яркий, а скорее тусклый, красноватый гигантский «побег» и ушёл высоко вверх, в тёмное небо.

— Молния... пошла неправильно? — удивился Алёша. — Она же должна бить вниз! Это какой-то сбой?

— В природе, Алёша, нет «сбоев», — улыбнулся профессор Материков. — Есть только ещё не до конца изученные материальные процессы. Наше детективное агентство снова начинает расследование! Правило первое: ищем материальную причину.

Дело о молнии, которая пошла против течения

— Логикус, что мы знаем наверняка? — спросил профессор.
— Установлено: грозовая туча — это гигантская фабрика по производству электричества. Обычно отрицательный заряд скапливается внизу, а положительный — наверху, ближе к положительно заряженной ионосфере.
— Так! — воскликнул Алёша. — Значит, внизу борьба противоположностей: минус тучи против плюса земли. А что наверху?

— А наверху, — подхватил профессор, — тоже идёт своя, невидимая нам борьба противоположностей! Положительный заряд в верхней части тучи сталкивается с положительным же зарядом ионосферы. Но они одинаковые, они же должны отталкиваться!

— Верно, — подтвердил Логикус. — Однако, если положительный заряд в верхней части тучи становится очень-очень мощным, возникает гигантское напряжение. Противоречие нарастает.

— То есть, — глаза Алёши загорелись, — это как если бы две армии, которые обычно не воюют, вдруг накопили такое количество сил, что война стала неизбежной?

— Точно! — похвалил профессор. — И вот мы подходим к главному — закону перехода количества в качество. Обычная молния — это быстрый и мощный разряд. А эта, восходящая, — она другая. Её называют «джет» или «спрайт». Она возникает не от одного удара, а как итог множества обычных молний в туче.

— Объясняю на примере, — продолжил учёный. — Представь, что ты качаешь насосом воздух в велосипедную камеру. Каждый раз ты прикладываешь небольшое усилие (количество). Камера просто становится чуть твёрже. Но если ты будешь качать очень долго и сильно, в какой-то момент произойдёт скачок — камера не выдержит и лопнет с громким хлопком!

— Так и здесь! — подхватил Алёша. — Каждая обычная молния, бьющая вниз, — это как одно движение насоса. Она перераспределяет заряды в туче, и положительный заряд на её вершине становится всё сильнее и сильнее. Наконец, его накапливается так много, что он не выдерживает и «лопается» — пробивает путь не вниз, а вверх, к ионосфере! Качественное изменение — рождение нового типа разряда!

— Совершенно верно, — кивнул профессор. — И это явление отлично иллюстрирует закон отрицания отрицания. Обычная нисходящая молния — это первая форма разряда (тезис). Но своей работой она сама же создаёт условия для своей противоположности — молнии восходящей (отрицание). А вместе они являются частью единого круговорота электричества в атмосфере, поддерживая глобальное равновесие. Одна форма отрицает другую, но вместе они образуют высшее единство — динамическую электрическую систему планеты.

Алёша смотрел на уходящую грозу уже с совсем другим чувством. Он понял, что даже в, казалось бы, «неправильном» поведении молнии нет хаоса или «промысла божия», как говаривала бабушка. Есть строгие и могущественные материальные законы, которые просто проявляются в бесконечном разнообразии. И чтобы их увидеть, нужно быть не просто наблюдателем, а настоящим детективом, вооружённым волшебным стеклышком диалектики.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества