Сообщество - Лига психотерапии

Лига психотерапии

5 518 постов 26 136 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

3475

Средний сын

Серия Эссе Бермант-Поляковой

С рождения сына она знала, что с ребёнком у неё что-то не так. Старший был ближе к сердцу, роднее, хоть и ершистый; младшая была ласковая, болтушка и проказница. А со средним она знала - не складывается.


Свою тонну книг по воспитанию детей она перечитала ещё в молодости. Сыну, казалось, ничего от них не надо: ни подарков, ни объятий. С детьми во дворе особо не играл, сторонился. К отцу тянулся, ездил с ним на рыбалку. Остальное было ему не интересно.


У неё попросил однажды набор инструмента для резьбы по дереву. Это было в его седьмом классе. Она удивилась, стала узнавать, что лучше купить. Никаких денег было не жалко, билась одна мысль - хоть так дать то, что не додала, не вложила, не долюбила. Поиски свели её с мастером резьбы по дереву, у него сын и перенял основы ремесла.


В школе учился сам, хорошо. После школы сын уехал из их маленького города в большой, поступил. Домой не приезжал, - начал подрабатывать. В гости не приглашал, а они показаться дома и не уговаривали - знали, что давить бессмысленно. Пообещает под нажимом, чтобы отвязались, а в последнюю минуту всё переиграет так, чтобы вырулить по-своему.


Когда её мальчику было десять, она разговаривала с психологом о том, в чём её вина, что она сделала не так, что он таким вырос.


Где совершила ошибку?


Психолог задавала пугающие её вопросы - страшным было то, что психолог как будто сына знала, предчувствовала то, как он поступит в разных ситуациях. Потом говорила с ней про то, что ошибки никакой нет, что между людьми бывают разные отношения, и у её мальчика - такой вот тип привязанности, избегающий.


Она шла домой, повторяя про себя слова про то, что он таким уродился и она в этом не виновата. Чувствовать себя недоматерью она перестала только в его шестнадцать, когда он, волнуясь, подарил ей собственноручно вырезанную липовую шкатулку.


Она обомлела, а сын показывал кто где: на крышке скульптурно изображены были и отец, и брат с сестрой, и она с ним у костра, все вместе на рыбалке. Всю композицию он придумал и сделал сам.


После вуза сын приехал один раз повидаться и сказать им, что на Родину не вернётся.


Работать устроился вахтами, чтобы скопить на квартиру в большом городе. Не пил, не курил. С тем, что он проживёт всю жизнь один, она не могла и не хотела смириться.


Раз в неделю она ему звонила, ненадолго. Денег он накопил, квартиру купил, зарабатывал сначала на ремонт, потом на хорошую кухню. Всё сам, без женской руки, - когда речь зашла о кухне, она твёрдо сказала, что после выходных приедут с отцом на новоселье.


Спрашивала, что привезти, что подарить. "Не надо ничего везти, у меня все есть", - как же ранил её раньше этот ответ! Сейчас она ответила спокойно, мол, поняла.


В выходные на базаре столкнулась с учителем по резьбе. Он сильно сдал. Спрашивал, как у сына дела, рассказывал о своих многолетних хворях. Уговорил их с мужем поехать к нему прямо с базара.


В подарок сыну повезли от него тяжёлый мешок грушевых чурбачков. На словах просил передать, что высушена древесина на совесть, сушил для себя.


Дверь по адресу сына им открыла пухлая белокурая девушка. Отец только крякнул.


- Спустись к машине, гостинцы поможешь поднять. Тебе там мешок кой-чего передали, - попросил сына.


Всю дорогу домой она проплакала.


Соседки завидовали, какой он у неё ответственный, разумный и самостоятельный, а ей не хватало его ребячьей открытости, желания прильнуть к маме, того, что было в отношениях с другими детьми - души, тепла. Так и вырос, в своём дому хозяин и при хозяйке теперь. Навсегда взрослый.


- Не угодишь тебе! То один он - плачешь, то женат он - плачешь, - не мог взять в толк, отчего у неё льются слёзы, муж.


Она плакала не о нём, а о себе. О третьем ребёнке, которого у неё не было.


Младшая дочь взяла дело в свои руки, навела мосты, подружилась в Фейсбуке с невесткой. Приходила, показывала ей на компьютере фотографии, которые та выставляла.


Сын тоже там в Фейсбуке был, вёл страницу. Лица его там не было, только на снимках - вырезанные из дерева фигурки. Непостижимо живые.


Она заходила на его страницу каждый день. Научилась лайкать его посты.


Написал он на своей странице только один раз.


На смерть мастера, у которого учился.


Про то, как много этот человек ему дал. Про то, как важно ему было встретить человека, который чувствовал сокровенные движения его души, даже когда словами он не мог их сказать. Про то, что в жизни таких людей у него было только двое - мастер и мама, которая подарила ему первые инструменты, поддержала в учении, всегда верила в него.


Что она не похожа на других мам - она не любит пустые разговоры. А однажды привезла ему тяжеленный мешок дров в подарок, а не занавески и кастрюли на обзаведение хозяйством. Но это был самый желанный подарок на свете, потому что древесину сушил далеко в другом городе его учитель, и это его наследство. Это его дух делает такими чудесными его скульптурки.


В комментариях к посту чужие люди восхищались ею и пели осанну её материнству.


Она молча легла пластом и не могла сдвинуться с места два дня. О том, что она передумала внутри себя, она никому никогда не рассказала.


Источник

Показать полностью
7

Синдром эмоционального выгорания: диагностика, причины, лечение и профилактика часть 1

Синдром эмоционального выгорания: диагностика, причины, лечение и профилактика часть 1

Синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Это процесс, когда мы начинаем в этих направлениях чувствовать себя совершенно плохо; чувствуем, что что-то не так и мы не справляемся с общей нагрузкой.

Эти симптомы проявляются в виде эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения от исполняемой работы. Все эти симптомы мешают нам быть продуктивными, эффективными, так как это состояние, которое возникает, снижает нашу эффективность и работоспособность, а также возможность продвигаться вперед.

В современном мире это достаточно частое состояние, с которым сталкиваются люди, и мы подробно его рассмотрим.

Как определить симптомы эмоционального выгорания?

Возникает чувство безразличия, изнеможения, человек как бы не может справляться с теми задачами, нагрузками, которые на него возлагаются, и не может полностью отдаваться работе; постоянно есть какие-то эмоциональные или мысленные отвлечения, декоммунизация.

Это происходит, когда появляется негативное отношение к процессу, который возникает вокруг вас, и к тем людям, которые с вами контактируют в этот момент: это могут быть коллеги, партнеры, клиенты и др. Возникает ощущение, что в них все не нравится, или они какие-то не такие, или какие-то требовательные, и хочется от них отстраниться, отдалиться.

Еще один симптом – это негативное самовосприятие в профессиональном плане, то есть, человек испытывает состояние неудовлетворенности: ему кажется, что он не такой эффективный, не такой умный, не такой блистательный, как был раньше, или как, например, коллега за соседним столом, или же как кто-то другой, кого он себе представляет. Человек начинает себя сравнивать с другими и искать в себе какие-то изъяны.

Впервые термин «эмоциональное выгорание» употребил американец, психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Он очень много работал, более 15 часов в сутки и сам находился в этом состоянии, поэтому смог совершенно досконально, грамотно и понятно описать признаки возникновения этого состояния по этапам – что за чем развивалось и к чему это привело.

В 2001 году профессиональный синдром эмоционального выгорания был включен в 10-й пересмотренный вариант международной классификации болезней, но он был включен не как болезнь, а как фактор, который влияет на состояние здоровья человека.

Но в современном мире синдром выгорания используется чаще всего как признак, когда мы говорим о работе. Хотя на самом деле синдром выгорания может случиться и на бытовом уровне – механизмы его возникновения одни и те же.

Выгорание возникает из-за постоянного стресса, причиной которого становятся определенные внешние условия. Например, слишком большой объем задач. Или, например, если человек очень ярко переживает какие-то свои провалы. И вот здесь, конечно, большое значение имеет психотип данного человека, как он первично настроен переносить какие-то моменты, связанные с работой или собственные неудачи, как он относится к тому, если что-то пошло не так, как он себе это представлял. Это важно, потому что со стороны сам процесс может проходить совершенно нормально. Но человеку кажется, что он делает что-то недостаточно хорошо по отношению к другим, и ему кажется это провалом.

При эмоциональном выгорании человек теряет способность испытывать эмоции, то есть чувствовать, осознавать мотивы своих действий. В итоге возникает деперсонализация: он устает, но при этом не думает о себе. Возникает состояние, когда он как бы делает это все для другого человека – для детей, для мамы, для папы, для мужа, для своего коллеги, для начальника, но не для себя.

При эмоциональном выгорании постепенно теряются основные представления собственного восприятия «я» в окружающей среде. В этом месте человек как бы о себе начинает забывать и пытается выполнить текущую работу, которая на него наваливается. Не пытаясь ее разграничить, а пытаясь отбиваться от потока проблем, которые возникают вокруг него, тем самым, еще больше попадает в неконтролируемую ситуацию, когда он не может сам определять – сколько он делает, что он делает и в какое время.

Кто более подвержен эмоциональному выгоранию?

Главная группа, у которой возникают симптомы эмоционального выгорания – это профессии, связанные с большой ответственностью, конкретными сроками выполнения или большими объемами работ, а также профессии, связанные с эмоциональным увеличением процесса.

Также эмоциональному выгоранию подвержены профессии, которые связаны с коммуникацией с большим количеством людей. В контактах с разными группами и типами людей нужно подстраиваться, так как каждый человек имеет свою какую-то характеристику, и она будет разная для каждого. Соответственно, нам нужно не терять эту способность видеть, какой перед нами человек и пытаться с ним правильно взаимодействовать.

Когда происходят частые смены коммуникации с разными людьми, возникает ситуация хронического утомления. В эту категорию входят такие профессии, как врачи, полицейские, пожарные, учителя, психологи, журналисты. На самом деле в эту категорию входят фактически все современные профессии, которые связаны со стремлением что-то делать быстрее и эффективнее, постоянно куда-то двигаться и пытаться все одномоментно успеть. Хотя термин выгорания относится и к ситуации, связанной с работой, но если его рассматривать значительно шире, то это многозадачность, которая возникает у любого человека в нашем современном мире, которая не прекращается и человек ставит себе большие планы. Например, это может быть мама, или папа, который собирается успеть и поработать, и что-то полку прибить, продукты купить, детей куда-то отвезти, уроки проконтролировать, ремонт сделать.

Это и есть постоянный поток задач, с которыми человек может справляться. Конечно же, потенциально выгореть может человек с любой занятостью, который ставит себе максимально достижимые результаты.

Кто подходит под эту категорию риска? Это идеалисты, максималисты, мечтатели, сверхответственные люди – люди, которые ставят очень большие задачи и могут всю свою жизнь положить на достижение этой цели и готовы пожертвовать многими моментами своей жизни ради цели.

Кроме того, профессиональный кризис подходит к тем людям, которые общаются с большим количеством людей и работают с большими объемами этой занятости. К этой категории относятся трудоголики с напряженным и неспадающим ритмом работы. Часто это люди, перед которыми ставят какие-то непонятные задачи, или же он сам для себя ставит неконкретные задачи. Всегда, когда мы куда-то стремимся, мы должны понимать, к чему мы идем. Если человек не сегментировал эти цели и задачи, а лишь в общем представляет, что нужно делать, то, когда эта работа будет считаться завершенной, все равно процесс не заканчивается. Соответственно, человек не может выдохнуть, что работа закончилась – ему кажется, что поток идет постоянно. Поэтому когда работа заканчивается, психологическую точку нужно научиться ставить. Те люди, которые не умеют ставить эту психологическую точку, попадают в фактор эмоционального выгорания.

Сюда же относятся люди, которые находятся на производстве, где есть однообразная работа, которая не заканчивается, не имеет какой-то конкретной конечной точки. В этом случае недостаточно поощрения работы в психологическом и материальном плане. Мы не удовлетворены результатами своей работы – «Я потратил очень много сил, много энергии, но я не получил отдачи от процесса».

Есть еще ощущение недооцененности, когда мы максимально вкладываем свои таланты, готовимся к чему-то, хорошо выполняем поставленную задачу, но не получаем поощрения ни словом, ни делом. Или же, если кто-то перехватит инициативу, а вы вложили очень большой коэффициент своего личного таланта, труда и времени в это направление, и получается, что вас никто не заметил. Соответственно, вы получаете такой психоэмоциональный акцент: «Я столько трудился, и это ни к чему не привело, и сейчас я чувствую разочарование и усталость».

Продолжение следует...

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить вторую часть!

Показать полностью 1
11

МОРАЛЬНАЯ УСТАЛОСТЬ

Серия ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
МОРАЛЬНАЯ УСТАЛОСТЬ

Сегодня расскажу вам о результатах ряда исследований в которых людей просили принимать серию морально трудных решений. Ничего экстремального, просто выбор, где приходилось быть честным, соблюдать правила, отказываться от мелких выгод ради справедливости.

В исследованиях была серия раундов и после некоторого их количества происходила любопытная вещь. Те же участники, что были предельно честны, начинали чаще врать, брать больше, чем положено, и выбирать варианты, которые давали быстрый личный выигрыш. Не потому, что они вдруг стали менее нравственными, а потому что их самоконтроль постепенно ослабевал.

Этот эффект назвали моральной усталостью. Он показывает, что удержание этического поведения требует когнитивных ресурсов. Принятие честных решений активирует системы саморегуляции, те же самые механизмы, которые помогают нам сопротивляться импульсам, планировать и контролировать поведение. И, как любая энергия, этот ресурс со временем уменьшается.

Когда человек долго находится в ситуации морального напряжения, его способность выбирать «правильно» снижается так же, как снижается точность после долгих часов концентрации. Мозг начинает искать короткие пути. Он перестает тщательно оценивать последствия и возвращается к более простым стратегиям: избеганию усилий, выгоде в моменте, лжи как способу упростить задачу.

Это не означает, что люди «становятся хуже». Скорее, они временно теряют способность поддерживать высокий уровень моральной саморегуляции.

Эффект важен тем, что объясняет многие повседневные феномены: почему после трудного разговора человек может ссориться из-за мелочи, почему после дня сложных решений появляется соблазн нарушить правило, которое обычно легко соблюдать.

Моральная устойчивость - такой же ресурс, как внимание или сила воли. И если он истощается, человеку нужен не упрек, а восстановление.

Показать полностью 1
9

Мне уже 30 лет, а я всё ещё не знаю, кем хочу быть, когда вырасту!

Серия Как найти внутреннюю опору?
Мне уже 30 лет, а я всё ещё не знаю, кем хочу быть, когда вырасту!

Знакомо? Вы смотрите на список профессий и примеряете их на себя, как костюмы:

"Бухгалтер?" Не мое. "Менеджер?" Скучно. "Дизайнер?" Страшно. От этого можно только выгореть.

Проблема в самом вопросе "КЕМ?". Он заставляет искать роль извне, под которую нужно подстроиться. Лучше задайте себе другой вопрос - "КАКИМ БЫТЬ?" Не какую должность занять, а какие свои природные "суперсилы" вы хотите применять в работе каждый день?

Вот простой пример:
• Допустим, ваша суперсила — "УПОРЯДОЧИВАТЬ ХАОС" (системное мышление).
• Профессия "КЕМ?" — это только один костюм: логист.
• Подход "КАКИМ?" — это ваш собственный стиль. Вы можете быть:
• Логистом, который строит идеальные маршруты.
• Event-менеджером, который создает безупречный тайминг мероприятий.
• Главным редактором, который выстраивает четкую структуру статей.
• Дизайнером интерьеров, который продумывает эргономичное пространство.

Видите? Ваше ядро ("упорядочивать") неизменно, а "костюмы" (профессии) можно менять.

Почему этот подход создает опору и внутренний стержень?
1. Вы перестаете зависеть от одной должности. Рынок меняется, профессии устаревают, а ваши способности — остаются с вами.
2. Вы чувствуете себя автором своей карьеры. Вы не ищете "свою" вакансию, а проектируете путь, где сможете максимально проявлять свои сильные стороны.
3. Приходит уверенность. Это знание: "Я — не просто "копирайтер". Я — человек, который умеет доносить сложное простыми словами. И это нужно везде: в переговорах, в презентациях, в обучении новых сотрудников".


Практика на 2 минуты прямо сейчас:
1. Отбросьте названия профессий. Забудьте про "менеджера" или "аналитика".
2. Спросите себя: "Что я делаю естественно и хорошо, почти не задумываясь? Какая моя работа приносит мне состояние потока?"
• Это может быть: "объяснять", "вдохновлять", "договариваться", "глубоко копать в детали", "видеть общую картину", "создавать уютную атмосферу".

Запишите 2-3 таких своих "КАК". Это и есть ваш фундамент.
Ваш внутренний стержень — это не название должности в трудовой. Это набор ваших уникальных способов взаимодействия с миром. И это — ваша главная ценность.


Пишите в комментариях, какие ваши сильные стороны позволили вам реализоваться как профессионалу? Это будет хорошим примером для тех, кто ещё не прошёл этот путь. 👇

Показать полностью
4

Мне уже 30 лет, а я всё ещё не знаю, кем хочу быть, когда вырасту!

Серия Как найти внутреннюю опору?
Мне уже 30 лет, а я всё ещё не знаю, кем хочу быть, когда вырасту!

Знакомо? Вы смотрите на список профессий и примеряете их на себя, как костюмы:

"Бухгалтер?" Не мое. "Менеджер?" Скучно. "Дизайнер?" Страшно. От этого можно только выгореть.

Проблема в самом вопросе "КЕМ?". Он заставляет искать роль извне, под которую нужно подстроиться. Лучше задайте себе другой вопрос - "КАКИМ БЫТЬ?". Не какую должность занять, а какие свои природные "суперсилы" вы хотите применять в работе каждый день?

Вот простой пример:
• Допустим, ваша суперсила — "УПОРЯДОЧИВАТЬ ХАОС" (системное мышление).
• Профессия "КЕМ?" — это только один костюм: логист.
• Подход "КАКИМ?" — это ваш собственный стиль. Вы можете быть:
• Логистом, который строит идеальные маршруты.
• Event-менеджером, который создает безупречный тайминг мероприятий.
• Главным редактором, который выстраивает четкую структуру статей.
• Дизайнером интерьеров, который продумывает эргономичное пространство.

Видите? Ваше ядро ("упорядочивать") неизменно, а "костюмы" (профессии) можно менять.

Почему этот подход создает опору и внутренний стержень?
1. Вы перестаете зависеть от одной должности. Рынок меняется, профессии устаревают, а ваши способности — остаются с вами.
2. Вы чувствуете себя автором своей карьеры. Вы не ищете "свою" вакансию, а проектируете путь, где сможете максимально проявлять свои сильные стороны.
3. Приходит уверенность. Это знание: "Я — не просто "копирайтер". Я — человек, который умеет доносить сложное простыми словами. И это нужно везде: в переговорах, в презентациях, в обучении новых сотрудников".


Практика на 2 минуты прямо сейчас:
1. Отбросьте названия профессий. Забудьте про "менеджера" или "аналитика".
2. Спросите себя: "Что я делаю естественно и хорошо, почти не задумываясь? Какая моя работа приносит мне состояние потока?"
• Это может быть: "объяснять", "вдохновлять", "договариваться", "глубоко копать в детали", "видеть общую картину", "создавать уютную атмосферу". Запишите 2-3 таких своих "КАК". Это и есть ваш фундамент.

Ваш внутренний стержень — это не название должности в трудовой. Это набор ваших уникальных способов взаимодействия с миром. И это — ваша главная ценность.


Пишите в комментариях, какие ваши сильные стороны позволили вам реализоваться как профессионалу? Это будет хорошим примером для тех, кто ещё не прошёл этот путь. 👇


Показать полностью
6

“Overthinking” оправдание бездействия

Серия Соболев Николай

Проблема большинства сегодня, но на самом деле, это лишь красивая форма самообмана. Где мы откладываем то или иное действие, прикрываясь «аналитикой» и «стратегией», порой даже не приступая к реализации.

Единственная верное решение — начать воплощать задуманное “как можешь” сейчас, а непосредственно уже в процессе корректировать свои действия по мере реализации  собственных целей и достижения поставленных задач.

6

Генетика, нейромедиаторы и практики саморегуляции для счастья

Генетика, нейромедиаторы и практики саморегуляции для счастья

Концепция генов счастья является предметом постоянных исследований и дискуссий в научном сообществе. И хотя исследования показали, что некоторые гены могут быть связаны с определенными чертами, влияющими на эмоциональное благополучие человека, как, например, ген переносчика серотонина который связан с регуляцией настроения, но важно отметить, что генетика – это только один из многих факторов, оказывающих влияние на эмоциональное благополучие человека, потому что не существует какого-то определенного гена, который определяет счастье или полностью эмоциональное благополучие. Скорее считается, что на общее эмоциональное состояние человека влияет сложность, возможно, воздействие генетических, экологических и психологических факторов.

Факторы окружающей среды, такие как социальная поддержка, стресс и доступ к ресурсам, также могут играть решающую роль в определении эмоционального благополучия человека. Но каждый из генов, который хоть отчасти влияет на выработку обмен и рецепцию гормонов, участвующих в формировании стресса, в том числе и в системе положительных подкреплений, в какой-то степени влияет и на общую способность человека быть счастливым.

Также, на наше субъективное состояние счастья влияет скорость обработки сигнала в головном мозге. Учеными была получена информация, что 50% нашего счастья зависит от генов, 10% – от жизненных обстоятельств и всего лишь 40% зависит от наших личных усилий и целенаправленных действий. То есть, исследователи пришли к выводу, что генетика и воспитание имеют существенное влияние друг на друга.

С помощью молекулярной генетики также было выяснено, что наши гены влияют на поведение и на то, как мы выбираем себе даже среду обитания, город, окружение и пр. Однако есть и другая зависимость – окружающая среда может влиять на экспрессию наших имеющихся генов. То есть, в совокупности, генетика, воспитание и среда обитания влияют на то, как человек будет воспринимать окружающую действительность.

Поэтому мы все по-разному реагируем на триггеры, неудачи, непредвиденные обстоятельства и обладаем разной способностью чувствовать себя счастливыми. Некоторым людям действительно сложнее радоваться жизни. Кому-то нужно учиться этому, и хватит на это нескольких недель, а кому-то потребуются долгие годы для того, чтобы эту нейропластичность немного изменить.

С одной стороны, от генов зависит наше восприятие мира, людей, разнообразных ситуаций, в которые мы попадаем. С другой стороны, совокупность этих эпигенетических факторов может влиять на экспрессию тех или иных генов. То есть, здесь получается взаимовлиятельный процесс, где активность генов влияет на внешние или внутренние условия окружающей среды.

В следующей части про такие гормоны, как серотонин, дофамин, окситоцин, эндорфин.

Показать полностью 1
9
Вопрос из ленты «Эксперты»

Жопно-какательный вопрос у ребенка

Ситуация не моя, знакомая задала вопрос, но, думаю, многим эта тема интересна и возможно пригодятся пути ее решения.

Знакомая воспитывает двух сыновей. В разводе, бывший не прячется, с детьми общается, берет к себе, но в любом случае дети пережили стресс при разводе. Младшему в возрасте 4 лет мама прекратила подтирать попу, потому что сказала, что он достаточно большой и должен делать это сам, а он такой - не хочу, какашки вонючие, грязные. Был скандал. После этого мальчик стал максимально оттягивать походы в туалет, мог по три дня ходить, держать в себе, запоры естественно пошли. Мама начала делать микро-клизмочки.

(Если кто не знает - после них неудержимо хочется какать, просто невыносимо!)

Это помогало прокакаться, потом мальчик пользуется влажными салфетками. До следующего раза. Так живут уже два года. Мальчик полненький, шустрый. Я ей посоветовала убрать клизмы, уж лучше слабительное пить, чем так. По сути подмывание попы и лазание в нее же микроклизьмами - это одно и то же, чего и добивается ребенок,: внимание через попу.

В общем вопрос такой. Кто имеет опыт подобных проблем, кто с ними сталкивался, к кому надо обратиться, чтобы помощь была реальная: невролог, психолог? И, если тут есть решившие подобную проблему врачи, пожалуйста, поделитесь, хочу помочь человеку.

Показать полностью
18

Генетика, нейромедиаторы и практики саморегуляции для счастья часть 1

Генетика, нейромедиаторы и практики саморегуляции для счастья часть 1

Традиционно гормонами счастья называют серотонин, дофамин, окситоцин и эндорфин.

Дофамин – это гормон радости, в том числе гормон активности, гормон достижения поставленной цели. Чем выше его уровень, тем более подвижен и жизнерадостен человек. Кроме того, дофамин определяет и скорость мышления, способность осваивать новые знания. Нарушение системы выработки дофамина приводит к депрессиям, в случае его недостатка – к болезни Паркинсона, а в случае его переизбытка – к шизофрении.

Серотонин, наоборот, действует успокаивающе и снижает уровень активности и регулирует баланс между сном и бодрствованием. Другие важные функции серотонина – это контроль болевой чувствительности и связанных с ней негативных эмоций. Серотонин позволяет концентрироваться на важных событиях. Нарушение системы выработки серотонина приводит к депрессии.

Эндорфины влияют на наше восприятие боли. Задача нейромедиатора эндорфина – не пропускать слабые болевые сигналы от клеток. Без эндорфинов мы бы постоянно чувствовали боль и страдали.

Четвертый гормон счастья – это окситоцин. Окситоцин отвечает за формирование разных видов привязанностей в паре и между матерью и ребенком. Во время родов окситоцин стимулирует сокращение матки и наступление схваток. Недостаток окситоцина также дает сбой в системе выработки дофамина и эндорфинов. Дефицит окситоцина вызывает послеродовую депрессию.

Гормонные части, или нейромедиаторы дофамин, серотонин, эндорфин, окситоцин вырабатываются в лимбической системе головного мозга. Она отвечает за наши эмоции, мотивацию, за сон и память. Неокортекс отвечает за мышление и анализ. Рептильный мозг выдает инстинктивные реакции – бей, беги или замри. И поскольку человек эволюционировал в агрессивной опасной среде, главной задачей трехуровневой системы является выживание вида. Таким образом, нейромедиаторы вырабатываются каждый раз, когда человек делает что-то необходимое для выживания.

Например, ищет пищу – вырабатывается дофамин. Или заботится о младенце – вырабатывается окситоцин. Позитивный опыт, как и негативный, остается в памяти. Так формируются нейронные связи, автоматически запускающие выработку нужных нейромедиаторов. В схожих ситуациях они как бы подсказывают: «это опасно» или «это хорошо и безопасно». Основные нейронные связи формируются у ребенка уже к 7 годам.

Гормоны счастья всегда действуют в паре с гормонами стресса. Каждый человек вообще, в принципе, стремится к счастью. Но, с точки зрения эволюции, постоянно пребывать в счастье – не лучшая идея. Находясь под воздействием гормонов счастья, мозг не озадачен ситуацией выживания. И для этого как раз нужны гормоны стресса. Например, кортизол, благодаря которому все млекопитающие молниеносно могут реагировать на угрозу.

Если мы освобождаемся от таких угроз к существованию как голод, холод или наличие хищников, мозг по инерции продолжает сканировать другие потенциальные угрозы: например, как мы себя почувствуем, если вдруг нас не пригласили на какую-то значимую встречу. Для лимбической системы это будет стресс, потому что опасность считывается как опасность разрушения социальных связей, а так как наши предки сильно зависели от общины, изгнание из племени означало скорую смерть.

Согласно исследованиям, подкрепленные выработки одних и тех же нейромедиаторов, а также повторяющийся опыт, формируют устойчивые нейронные связи в мозге. У человека создается своеобразный фильтр, через который он воспринимает реальность каких-то вещей и ситуаций, избегает чего-то или, наоборот, стремится достигнуть. К примеру, даже будучи уже взрослым, мы можем избегать математики, помня о том, как сосед по парте смеялся над нами в классе, или, наоборот, слишком пристраститься к пище, потому что часто мы ели с родителями в пиццерии много лет назад, и это вызывало у нас приятные эмоции, к которым мозг стремится и во взрослом возрасте без уже такой оценки.

Так формируется настроение. Если человек раз за разом реагирует на все агрессивно или пребывает в унынии, это не значит, что он не может быть в состоянии счастья. Эти реакции со временем станут его режимом жизни по умолчанию. Мозг достаточно ленив на прокладку новых нейронных связей, на их построение требуется много энергии. И с возрастом этот процесс замедляется и осуществляется все труднее. Поэтому мозг использует свои старые наработанные схемы.

Кора головного мозга не беспрекословно слушается лимбическую систему. Мы можем выстроить новый нейронный путь через повторение и, таким образом, можем перенаправлять сигналы лимбической системы. Кора головного мозга будет подавать альтернативные сигналы, пока не произойдет реакция. Мы не можем игнорировать сигнал, но мы можем изменить реакцию на него.

Меньше переживать, больше думать о положительном, смотреть на все в менее негативном ключе. Мы не можем синтезировать в моменте работу нейромедиатора по щелчку пальцев и становиться веселым тогда, когда нам захочется. Однако мы можем выполнять определенные действия для синтезирования нейромедиаторов и гормонов, понимая их принцип действия. И на этом основана, собственно, когнитивно-поведенческая психотерапия в том числе.

Возьмем гормон серотонин. Серотонин – это гормон нейромедиатор оптимизма, дающий ощущение социальной справедливости, ожидание позитивного будущего, тихой, спокойной, здоровой активности, радости. Это базовое ощущение безопасности в близком кругу и социуме, безусловное ожидание от людей по отношению к себе дружественного поведения. На физическом уровне серотонин также регулирует цикл сна и бодрствования, пищеварения, здоровье сердечно-сосудистой системы, тонус нервной системы, дыхания, тонус диафрагмы и других внутренних органов, а также силу и выраженность любовных ощущений. На высоких значениях серотонин дает нам спокойствие, безмятежность, понимание этого мира и знание того, что этот мир абсолютно удовлетворяет нас тем, что происходит сейчас.

В жизни, когда мы живем с ощущением, что завтра будет лучше, чем вчера, это ощущение неуклонного позитивного развития. Серотонин дает силу воли и способность выжить, при этом дает нам способность к самоограничению – легкость в отказе от будоражащих сейчас, но вредных потом затей.

На низких значениях серотонин дает искаженное восприятие реальности. Кажется, что жизнь вокруг плохая, кругом враги, у меня ничего не получается, тучи сгущаются надо мной, то есть, происходит такое искаженное восприятие в негативном оттенке. Ощущение глубокой несправедливости, неправильности устройства мира. Человек не может полноценно заснуть и полноценно проснуться. Возникает раздражительность, беспокойство. Человек не может начать активную здоровую деятельность и долго работать над одним проектом, не отвлекаться и не бросать его на полпути. И также не может отказываться от искушений, которые наносят вред.

Как мы можем нормализовать серотониновую систему? В зависимости от того, на каком уровне есть нарушение в серотониновой системе, от этого уже будут зависеть и методы ее коррекции. Нарушение может происходить на уровне транспортера, на уровне рецепторов, рецепторной чувствительности, синаптической скорости передачи. Также серотониновые нарушения могут возникать на уровне ферментной системы, на уровне деградации серотонина. Понять, что происходит с серотонином, можно путем сдачи генетических тестов.

В каких-то случаях увеличение серотонина возможно достичь медикаментозным методом путем приема предшественников серотонина, но в некоторых случаях важно повышать свой эндогенный серотонин, особенно, если нарушения идут на уровне рецепторного аппарата.

Также повысить уровень серотонина можно через физические показатели – например, обеспечить попадание солнечного света на сетчатку глаза и на кожу с самого утра, особенно это касается обладателей карих глаз. Солнечный свет, улавливаемый зрением, будет активировать рецепторы серотонина. Также, здоровый загар обеспечивает достаточный синтез витамина D, который играет важную роль в производстве серотонина и чувствительности рецепторов к нему. Не менее важно восстановить здоровую микрофлору кишечника, потому что около 95% серотонина синтезируется именно в кишечнике. Важно исключить употребление токсичных веществ, алкоголя, полуфабрикатов. Также, для выработки серотонина важна визуальная стимуляция, правильная организация пространства, избавление от визуального шума, Необходимо обустроить соответствующим образом свое жилище, рабочее место и всегда обращать внимание на свой облик и на свой имидж.

Также любые формы контролируемой гипоксии способствуют повышению серотонина. Это задержки дыхания в воде, поход в горную местность, многочасовое движение, сопровождающееся кислородным долгом, то есть, повышенным потреблением кислорода в виду физических нагрузок. Механизм реализуется, с одной стороны, за счет того, что углекислый газ усиливает скорость передачи нервного импульса, а с другой стороны – это форма награждения организма серотонином радостью за выживание.

Также, через психическое состояние мы тоже можем повлиять на выработку серотонина. Каким образом? Перестать реагировать враждебно на то, что не наносит прямого вреда и осознать окружающую действительность как нейтральную. Принимать мир таким, какой он есть. Ежедневное перестраивание своей психики в таком ключе необходимо для деинсталлирования бессмысленных триггеров, запускающих снижение выработки серотонина. Потому что любая негативная мысль, любая негативная эмоция, способствует выработке кортизола, а кортизол, в свою очередь, будет подавлять серотонин.

Через социум также мы можем повышать наш серотонин. Нахождение в кругу единомышленников, эмпатичных, поддерживающих людей, способствует повышению уровня серотонина. Важен также тактильный контакт – объятия, массажи, поцелуи – это все тоже будет повышать выработку серотонина. Общение с животными, с детьми, тоже будет действовать через окситоцин, в том числе, для выработки серотонина.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества