Купа Купыч Гениальный (Купец) Оффенбах
«Республика ШКИД» — советский художественный фильм, созданный в 1966 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Геннадием Полокой по одноимённой повести Григория Белых и Алексея Еремеева.
Содержание
История создания
Оригинальная повесть хоть и была написана в третьем лице, но в то же время была во многом автобиографичной для самих авторов, которые были бывшими воспитанниками Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (сокращённая её же воспитанниками до аббревиатуры ШКИД). Сами авторы также воспроизвели себя в повести: Белых — Черных „Янкель“[1], Еремеев — Пантелеев „Лёнька“ (последний в дальнейшем использовал «Л. Пантелеев» в качестве творческого псевдонима). Написанная в 1926 году и опубликованная через год, повесть «Республика ШКИД» рассказывала о судьбах беспризорных подростков, по разным причинам оказавшихся в школе-коммуне, основанной в 1920 году педагогом Виктором Сорокой-Росинским, которого воспитанники, вполне в духе того времени, сократили до «Викниксора».
Фильм был решено выпустить по случаю полувекового юбилея Октябрьской революции и 40-летия написания книги. Изначально сценарий фильма был написан одним из соавторов повести, Алексеем Пантелеевым, который к тому времени стал уже классиком детской литературы но его сценарий крайне не понравился Госкино. Геннадий Полока, по его собственному свидетельству, к работе над фильмом был привлечён в качестве литературного «доработчика», вместе с Евгением Митько. Они сильно переписали сценарий, в основном изменив только образы персонажей, но сохранили многие цитаты из книги, разбавив их дополнительными словами дворого сленга. Пантелеев был недоволен исправлениями сценарий, но всё же дал добро при условии, что в титрах только он будет упомянут как автор сценария. Затем начались проблемы с поиском режиссёра — все штатные режиссёры «Ленфильма» были заняты:
И вдруг кто-то сказал: «У него же режиссёрское образование. Пусть сам и снимает!»
Об Полоке, как о режиссёре, до этого долгое время не вспоминали, потому что за пять лед до этого он был арестован по сфабрикованному обвинению в растрате на съёмках его фильма «Чайки над барханами», но в конечном итоге был оправдан, но в последующие годы ему почти не давали заниматься режиссурой.
Хотя реальное здание, где располагалось ШКИДа, прекрасно сохранилось до настоящего времени, в фильме для наружных сцен было использовано здание факультета иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена.
Хотя фильм Полоки сразу завоевал популярность, Пантелеев был скорее разочарован. В 1967 году он писал в «Комсомольской правде»:
Процветали в нашей школе и воровство, и картёжные игры, и ростовщичество. Были жестокие драки. Ни на минуту не утихала война между «шкидцами» и «халдеями». Но было и другое… Мы много и с увлечением читали. Изучали иностранные языки. Писали стихи. Было время, когда в нашей крохотной республике на шестьдесят человек «населения» выходило около шестидесяти газет и журналов… Был музей. Был театр, где ставили «Бориса Годунова» и современные революционные пьесы. Ничего этого (или почти ничего) в фильме нет. …Жизнь Шкиды на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле[4].
Но в фильме Полоки, в отличие от повести, главным героем стал Викниксор, а основной сюжетной линией — его тяжёлая борьба с дурными наклонностями, приобретёнными подростками на улице. Премьера «Республики ШКИД» состоялась 29 декабря 1966 года, а через год фильм стал одним из лидеров проката — его посмотрели 32,6 миллионов зрителей (12-е место).
Сюжет
Действие происходит в Петрограде в самом начале 1920-х годов. В стране, как сообщается во вступительных титрах, 4 миллиона беспризорных детей. Малолетних преступников отлавливают органы ВЧК и распределяют по школам-интернатам и колониям закрытого типа. Руководители школ и колоний, педагоги-энтузиасты, сами выбирают себе воспитанников. Тех же, кого они не берутся перевоспитать, ждёт тюрьма.
Директор Школы-коммуны имени Достоевского, Виктор Николаевич Сорокин (он же Викниксор), готовит педагогический состав и персонал к торжественной встрече первого набора воспитанников. Для них накрываются столы к завтраку, но в столовую никто не является: стащив приготовленную еду и позавтракав в спальном помещении в привычном стиле, беспризорники отбирают у дворника Мефтахутдына ключи от ворот и уходят из школы. При этом ключи забрасывают на дерево, чтобы было неповадно запирать ворота. В конце концов это дерево приходится срубить, чтобы достать ключи.
Нагулявшись вдоволь, вечером того же дня беспризорники возвращаются в школу на ночлег и издеваются над персоналом. Особенно достаётся заместителю Викниксора — преподавательнице немецкого языка, Эланлюм (то есть Элла Андреевна Люмберг). Тогда Викниксор резко меняет стиль общения: утром, лихо перебрасывая воспитанников из рук в руки, педагоги и персонал отправляют их сначала в душевую, затем в столовую, где за малейшее неповиновение выгоняют из-за стола («завтракать будете в ужин»), и, наконец, за парты.
У Палвана (то есть Павла Ивановича Арикова), преподавателя словесности, свой «метод воспитания»: заискивая перед необузданными беспризорниками, на уроках он поёт с ними песни (преимущественно «городской фольклор»), не обременяя их учёбой. Через две недели Викниксор теряет терпение и увольняет Палвана. Недовольные воспитанники устраивают «бузу» — создают своё независимое хулиганское государство и объявляют войну педагогам под лозунгом «Бей халдеев!».
Педагоги принимают вызов, но в конце концов вынуждены пойти на мирные переговоры. Общий язык с воспитанниками главный «халдей» находит за сочинением гимна для их государства, но изменить привычки беспризорников оказывается непросто. Новому шкидцу, бывшему гимназисту Алексею Пантелееву, которого в школу привела мать, старшеклассники устраивают «тёмную» за то, что он отказался вместе со всеми воровать лепёшки у полуслепой матери Викниксора. Не выдав зачинщиков избиения, Пантелеев сам отправляется в карцер.
На обеде Викниксор выступает с демонстративно-обличительной речью о недопустимости самосуда над ворами. На самом деле он догадывался, что «суд» был не за воровство, а за отказ участвовать в нём. После этого Викниксор наблюдает, как одноклассники у двери карцера извиняются перед Пантелеевым и передают ему еду, и понимает свою правоту. Не сдавший своих Пантелеев становится одним из лидеров Шкиды.
Директор объявляет самоуправление и предлагает выбрать старост. Активный Японец (настоящее имя — Георгий Ионин) становится гардеробным старостой — он должен выдавать или не выдавать по приказу директора за провинности верхнюю одежду школьникам (сам он это называет «каторгой»). Самый важный пост — старосты по кухне — достается Янкелю (настоящее имя — Григорий Черных). Он принимает обязанности делить хлеб по справедливости. В школу приходит ростовщик Слаёнов: он даёт взаймы недоеденный хлеб с обязательством вернуть вдвое больше. Постепенно в зависимость попадают все младшие школьники.
Не имея возможности вернуть долги, «рабы» делают для него разные поручения в обмен на еду. Делая свой хлебный бизнес на младших группах, он подкупает хлебом и сахарином старших товарищей и обретает таким образом защитников в лице Цыгана и Купца. Дело набирает обороты: протолкнув на выборах старосты по кухне своего человека — Савушку, Слаёнов начинает продавать привозимый в школу хлеб напрямую базарным торговцам.
Школа полностью остаётся без хлеба. После ревизии на кухне и отправки Савина в карцер Янкель, Пантелеев и Дзе (настоящее имя — Георгий Джапаридзе) объявляют ростовщику в присутствии младших, что они ликвидируют все долги, а «купленные» покровители отказываются идти против своих. Старшеклассники оставляют Слаёнова на избиение младшим.
О новом воспитаннике, малорослом одноглазом Косте Федотове по кличке «Мамочка», лидер старшеклассников Купа Купыч Гениальный заботится, как о младшем брате. Но в первую же ночь, обокрав товарищей и прежде всего Купу, Мамочка пытается бежать из школы. Разочарование Купы, у которого Мамочка украл американские ботинки, перевоспитывает последнего эффективнее, чем гнев Викниксора, поймавшего его на краже.
Позднее Викниксор без опасений отправляет его в аптеку за кислородной подушкой и лекарствами для больной матери и, чтобы не замёрз, надевает на него свой пиджак. Но на обратном пути Мамочка встречает своих бывших товарищей. У него отбирают пиджак и бумажник Викниксора, а кислородную подушку бросают в костёр. Не отважившись вернуться в школу с пустыми руками, Мамочка вновь оказывается на улице.
Школа устраивает первомайский бал. Все воспитанники приводят девушек, называя из скромности двоюродными сестрами. Янкель хочет пригласить Тоню Маркони, с которой он познакомился в ночлежке, незадолго до поступления в школу. Девушка отказывается, потому что Григорий, чтобы не прослыть "женихом" перед товарищами, не вышел к ней осенью, когда она пришла повидаться, а попросил ребят выпроводить ее "с наилучшими пожеланиями", на что она тогда очень сильно обиделась и сейчас демонстративно заявила Янкелю, что забыла свою клятву - оставаться друзьями.
Шкидцы видят марширующих по улице членов только что образованной пионерской организации и хотят в неё вступить. Но Викниксор выясняет, что их школа носит закрытый «полутюремный» характер, и создание подобных организаций у них не разрешается. Тогда воспитанники создают подпольную организацию, а для отличительной символики крадут красную скатерть из кабинета директора, режут её и делают пионерские галстуки.
Летом вышедшие на купание воспитанники дерутся с отрядом «голоногих». «Голоногими» называли пионеров за их форменную одежду: рубашка и шорты. Эланлюм не скрывает своего возмущения и позора. Пионеры резко выделялись на фоне остальных детей своей дисциплиной и организованностью, за что неоднократно были биты как членами уличных группировок, так и взрослыми — нэпманами. За одного из таких пионеров, которого на рынке поймал и бил метлой по лицу торговец-мясник, вступился беспризорник Костя Федотов, после чего сам попал в больницу.
О подвиге была опубликована заметка в газете, и шкидцы узнали в герое Мамочку. Навестить его в больнице приходит вся школа, также отряд того пионера, которого он защищал. Викниксор «легализует» их подпольную организацию.
В ролях
Актёр Роль
Сергей Юрский директор Виктор Николаевич Сорокин „Викниксор“
Юлия Бурыгина Элла Андреевна Люмберг „Эланлюм“
Павел Луспекаев преподаватель гимнастики Константин Александрович Медников „Косталмед“
Александр Мельников преподаватель истории Александр Николаевич Попов „Алникпоп“
Анатолий Столбов преподаватель словесности Павел Иванович Ариков „Палван“
Георгий Колосов Мефтахудын
Вера Титова повар Марта
Виолетта Жухимович Тоня Маркони
Лев Вайнштейн Григорий Черных „Янкель“
Виктор Перевалов Гога
Анатолий Подшивалов Николай Громоносцев „Цыган“
Юрий Рычков Карл-Мария Эрнст Готфрид Генрих Дитрих Кауфман фон Оффенбах „Купец“, „Купа Купыч Гениальный“
Александр Товстоногов Георгий Джапаридзе „Дзе“
Вячеслав Голубков Георгий Ионин „Японец“
Артур Исаев Алексей Пантелеев „Лёнька“
Александр Кавалеров Костя Федотов „Мамочка“, „Костька Камбала“
Владимир Колесников школьный ростовщик Слаёнов
Алексей Догадаев Савин „Савушка“
Вячеслав Романов Воробей
П. Алябин 1-й директор исправительной школы
Владимир Васильев 2-й директор исправительной школы
Михаил Васильев мясник с метлой
Людмила Волынская Амалия Вонитовна „Амвон“
Вадим Гаузнер Эпизод
Лилия Гурова начальник приёмника-распределителя
И. Гришечкин Эпизод
Анна Есипович мама Викниксора
Михаил Краснер Эпизод
Николай Кузьмин один из мясников
Борис Лёскин сопровождающий Мамочку милиционер
Александр Липов пионервожатый Костя
Герман Лупекин 1-й преподаватель в ШКИДе
Любовь Малиновская директор женской исправительной школы
Борис Рыжухин Эпизод
Владимир Максимов 3-й директор исправительной школы
Галина Теплинская мама Пантелеева
Геннадий Иванов Эпизод
Алексей Куксов Эпизод
Юрий Куксов Эпизод
Александр Михайлов Эпизод
Владимир Левитанский Якушкин (он же Якушка)
Александр Мамонтов Эпизод
Не указанные в титрах
Актёр Роль
Гусейн Ахундов 2-й преподаватель в ШКИДе
Л. Васильев эпизод
Людмила Великая продающая семечки девушка
Евгения Ветлова подружка Дзе сеньорита Маргарита
Николай Годовиков беспризорник/шкидовец
Вячеслав Горбунчиков эпизод
Тамара Колесникова медсестра
Михаил Ладыгин 4-й директор исправительной школы
Александр Орлов танцующий в ресторане 1-й нэпман
Татьяна Пельтцер дама с вазой на Покровском рынке
Игорь Санников эпизод
Станислав Соколов танцующий в ресторане 2-й нэпман
Игорь Ясулович говорящий: «И у меня такого добра достаточно — сам могу предложить» директор исправительной школы
Съёмочная группа
Автор сценария — Алексей Пантелеев
Режиссёр-постановщик — Геннадий Полока
Главные операторы — Дмитрий Долинин, Александр Чечулин
Художники — Николай Суворов, Евгений Гуков
Режиссёр — Григорий Цорин
Композитор — Сергей Слонимский
Звукооператор — Галина Гаврилова
Монтажёр — Александр Ивановский
Костюмы — Елена Амшинская
Грим — Е. Борейко
Оператор — Н. Родионов
Редактор — Михаил Кураев
Ассистенты:
режиссёра — В. Журавлёва, И. Иванов
оператора — В. Соловьёв
художника — Б. Дышленко
Симфонический оркестр Ленинградского Малого академического театра оперы и балета
Дирижёр — Лео Корхин
Директор картины — Иосиф Шурухт
В фильме звучит также, в исполнении Сергея Юрского, романс Н. В. Кукольника «Virtus Antiqua» («Прости! Корабль взмахнул крылом…») на музыку М. И. Глинки.
«Интервенция» (первоначальное название — «Величие и падение дома Ксидиас») — художественный фильм, представление-буфф по мотивам одноимённой пьесы Льва Славина.
Содержание
Сюжет
Действие происходит весной 1919 года; в Одессу, находящуюся под властью белых, прибывают войска Антанты, с которыми противники большевиков связывают большие надежды.
Главный герой — Бродский работает у банкирши Ксидиас репетитором её 19-летнего сына Жени. Одновременно Бродский — руководитель группы большевиков-подпольщиков, ведущих пропаганду среди иностранных солдат. Однако из-за доноса банкирши, а потом и её сына, а также безответственности одной из участниц подполья, Саньки, его и других подпольщиков арестовывают и казнят.
На лицензионном DVD фильм выпустила фирма «CP Digital».
В ролях
Владимир Высоцкий — Бродский, он же Мишель Воронов (в некоторых эпизодах озвучивал Алексей Булдаков[1])
Валерий Золотухин — Женя Ксидиас
Ольга Аросева — мадам Ксидиас
Гелена Ивлиева — Санька-цветочница
Ефим Копелян — Филипп, криминальный авторитет
Руфина Нифонтова — мадам Токарчук, налётчица
Владимир Татосов — Имерцаки, карточный шулер
Юрий Толубеев — Соломон Шустер, аптекарь
Юлия Бурыгина — Жанна Барбье, коммунистка
Валентин Буров — Бондаренко, большевик
Валентин Гафт — Длинный, французский солдат
Марлен Хуциев — главнокомандующий
Георгий Штиль — Марсиаль, французский солдат
Николай Дупак — капрал Барбару
Андре Сеголо — Али, сенегалец, солдат французских колониальных войск
Станислав Соколов — лейтенант Бенуа
Юрий Родионов — Селестен, французский солдат
Сергей Юрский — маски (аристократ, спекулянт, дама полусвета и белогвардеец)
Остальные актёры в титрах указаны как исполнители эпизодических ролей:
М. Дворкин
А. Иванова
Анатолий Королькевич — конферансье
Юрий Катин-Ярцев — месье Золотницкий, заслуженный «медвежатник» (специалист по взлому сейфов)
Борис Лёскин — предприниматель
Юрий Мальцев
Николай Мартон — капитан Симон
Александр Массарский — Нестор
Алексей Миронов — налётчик
Валентин Мультатули
Марк (Михаил) Никельберг
Александр Орлов — конферансье
Павел Панков — переводчик
Павел Первушин — Степан
Юрий Погребничко — французский солдат
https://vk.com/ztsssr