Гипнотизируемый объект, которого мы здесь назовём Сью, не был новичком в этом деле. Эстрадный гипнотизёр когда-то уже пытался загипнотизировать её и отказался от этого замысла, внушив ей идею, что она неподходящий объект для гипноза. Милтон Эриксон сообщает: «Я встретил её первый раз у доктора М. Я осмотрел её и кивком головы дал доктору М. понять, что она была хорошим объектом для гипноза. Я продолжал работать с другими пациентами, и, спустя некоторое время, я попросил Сью сесть рядом со мной в кресло. Я спросил её, не хотелось бы ей попробовать испытать гипноз, и она ответила: «Да, но я - плохой объект для этого». Я сказал ей, что думаю, что она очень хороший объект для гипноза. Я взял её руку и проверил её на каталепсию. В то же время я пытался уловить хоть какую-то глазную фиксацию. Я обнаружил отлично реагирующую фиксацию глаза, потом она покачала головой и сказала: «Я не думаю, что меня можно загипнотизировать». Я попросил доктора М. продолжать работу со Сью, которая, правда, не принесла практически никакого результата. В следующий раз сеанс гипноза проводили у неё дома. У меня там было два хороших объекта и Сью могла наблюдать за ними. Она была хозяйкой, отвечала на телефонные звонки и беспокоилась, что дети шумят. Она сказала: «Мне хотелось бы загипнотизироваться, но боюсь, я не смогу». Я попросил её сесть и быть объектом гипноза. Она села, я попытался загипнотизировать её, но она была беспокойна и попытка закончилась ничем. Это была вторая попытка. Запись представляет собой третью попытку. Прежде чем начать свою индукцию в этот вечер, Эриксон намеренно устроил так, что в комнате сидели люди. Через некоторое время он переставил стулья, заставляя Сью каждый раз двигаться. Позже он прокомментировал это так: «Я усадил её на стул, который я занял позже сам, потом я переместил её на кушетку. Я уже был на её месте. И она подчинилась мне, пересев на кушетку. Она усадила меня на кушетку, всё больше вовлекаясь в эту хитрую игру. Если бы здесь было ещё одно кресло, и, несмотря на то, что в нём было бы удобнее сидеть, я бы всё равно сел на её место. Перемещение до начала гипноза означало, что если есть предыдущее перемещение, то будет и последующее перемещение. Я ввёл идею перемещения раньше, чем она стала полностью приемлемой. Тогда не будет шанса, что она собирается сопротивляться перемещению. Я также подчеркнул, что на кушетке Сью села на место, где до этого сидел хороший объект».
Ниже следует стенографический отчёт и комментарии относительно индукции.
Хейли: Прежде, чем мы начнём, мне бы хотелось знать, как вы узнали, что Сью была хорошим объектом. Когда вы сможете сказать, что человек будет хорошим объектом?
Эриксон: Когда вы знакомитесь с человеком, который проявляет определённо легко реагирующее поведение. Например, вас знакомят с Джоном. Вы видите, что он решает: «Итак, я пожму руку и скажу то-то и то-то», беспокоясь о деталях знакомства. Этот тип личности трудно поддаётся гипнозу. Но если вы видите представленного вам человека, который выжидательно смотрит на вас, он проявляет легко реагирующее и естественное поведение. Когда я посетил доктора М. и был представлен Сью, она проявила именно это легко реагирующее поведение. Она именно хотела сказать: «Здравствуйте, доктор Эриксон», и она просто хотела пожать мне руку. Она ждала реплик, ждала, что я буду делать. Я наблюдал, как она знакомится с другими людьми, мужчинами и женщинами. Это были совершенно лёгкие и открытые реакции. Она была типом с очень хорошей реагируем остью.
Уикленд: Что по вашему мнению мешало её гипнозу первые два раза?
Эриксон: Она не решалась на него. Её муж поднимал уже этот вопрос прежде, но она к его мнению относилась скептически. Она знала, что он не компетентен в этом вопросе. Она не знала меня, а эстрадный гипнотизёр определённо не произвёл на неё хорошего впечатления. Вопрос оставался открытым.
Эриксон: Я думаю, Сью, что пора вам войти в состояние транса.
Эриксон: Вы не дома. Это очень хорошая кушетка. Теперь, мне бы хотелось знать, что бы вы хотели испытать в состоянии глубокого транса (хлопает ресницами).
Хейли: Мне кажется, вы не хотели, чтобы она ответила на этот последний вопрос. Вы сказали: «Мне хотелось бы знать, что бы вам хотелось…», но вы это сказали так, что фраза не прозвучала как вопрос, на который ей нужно ответить. Вам бы хотелось, чтобы она задумалась об этом?
Эриксон: Вы задаёте вопрос, подводите её и не даёте ей ответить на него, вы откладываете ответ на более позднее время.
Хейли: Это усиливает ответ, если поставить вопрос и запретить отвечать на него, не так ли?
Эриксон: Вы сами ответили на это.
Уикленд: Я думаю, что возможно здесь и следовало поступить так, частично, потому что она не была уверена в своём ответе.
Эриксон: Вы подчёркиваете тот факт, что она собирается ответить, что она решилась ответить.
Эриксон: И медленно погружаетесь всё в более глубокий сон…(длинная пауза)…По мере того, как вы всё крепче и глубже засыпаете, вы сможете освободить свои руки, разъединить их. И пусть они медленно, понемногу начинают подниматься… непроизвольно. Поднимаются совсем немного.
Уикленд Вы говорите: «Поднимите их совсем немного». Я не уверен, что вы замечаете хотя бы минимальный подъём или что-то в этом роде, я не уверен, получили ли вы вообще ответ. Был ряд случаев, когда вы говорили это, и я совершенно не мог понять, происходит что-нибудь, или нет.
Эриксон: Тут произошла одна вещь. Положите руку на бедро и глубоко вздохните. Что случилось с вашей рукой?
Уикленд: Она поднимается.
Эриксон: У вас есть время на вдох. И у них нет возможности отрицать это. Позже я подумал, что мне это надо было усилить, говоря на каждый второй вздох «поднимается».
Уикленд: Это происходит слишком незаметно, чтобы глаза могли заметить!
Хейли: Я не заметил при этом вдохов вообще.
Эриксон: Никто не замечает вдохов и выдохов. Люди привыкли к ним.
Эриксон: Они поднимаются ещё немного. Поднимаются – поднимаются – и поднимаются, а ваши веки закрываются.
Хейли: Веки у неё были закрыты в этот момент. Мне кажется, что обычно вы говорите: «Ваши веки начинают закрываться». А здесь, я заметил, вы употребляете глаголы в настоящем времени.
Эриксон: И ваша рука поднимается ещё немного. Указательные пальцы движутся. Двигаются совсем немного. Рука поднимается… поднимается снова. А потом будет подниматься следующий палец. Вся рука становится неподвижной… поднимаясь. Поднимается, поднимается вверх. Поднимается, поднимается, поднимается вверх.
Эриксон: Небольшое дрожание век, они закрываются.
Эриксон: Изгиб при подъёме. Поднимается (показывает, как повышается его голос, когда он это произносит). Я думаю, что вы заметили как я говорю «поднимается».
Хейли: Движение тела тоже.
Эриксон: Движение моего тела. И ваша собственная бессознательная локализация звука. (Показывает явно подчёркнуто, как он выпрямляется). Поднимается. И передача изменения размещения. Но вы никогда не обращаете внимание на расположение звуков. Вы просто воспринимаете их.
Эриксон: Локоть сгибается. Поднимается кулак.
Хейли: Локоть действительно сгибался?
Эриксон: Лёгкое дрожание бицепсов.
Эриксон: Всё рука поднимается … медленно … поднимается … поднимается ещё немного. И поднимается. (Пауза).
Эриксон: Тенденция для меня была такова. Я должен был говорить: «Поднимается ещё немного, поднимается ещё немного. Ещё немного поднимается». Различный объём в моём голосе.
Хейли: Повышается его объём?
Эриксон: Повышал его объём. И вы повышаете его только тогда, когда это реально происходит. Те же слова, но различный объём в словах. И вы включаете это изменение объёма.
… поднимается, поднимается ещё немного. Локоть сгибается. Локоть поднимается. Рука поднимается – поднимается больше и больше. Рука поднялась слегка. (Длинная пауза). Теперь я хочу, чтобы вы засыпали крепче и крепче. И чтобы доказать вам, что вы засыпаете, я хочу, чтобы вы медленно наклонили голову вперёд.
Уикленд: Здесь так много уровней, на которых предполагаемый эффект можно сделать параллельным.
Хейли: Она действительно наклонилась.
Уикленд: Говорите «медленно», «ещё немного» или что в этом роде, когда субъект отвечает лишь минимально?
Эриксон: Вы воспринимаете их минимальные действия и это хорошо.
Уикленд: И вы избегаете просить их сделать что-то большее, чем можете получить в этот момент.
Эриксон: Вы довольны тем, что получаете от них, и они это знают. И так как вы довольны, они должны отвечать, реагировать.
Эриксон: (Пауза). Медленно наклонитесь вперёд, ещё больше, ещё больше (Пауза). Ещё немного (Пауза). А вы можете засыпать всё крепче и крепче (Пауза). И я хочу, что бы вы засыпали всё крепче и крепче. И я считаю для вас: один…
Уикленд: Здесь вы переходите от слов «вы можете заснуть ещё крепче» к заявлению «я хочу, чтобы вы уснули ещё крепче».
Эриксон: Вы можете, а я хочу – так мы объединили усилия.
Хейли: Она слышала этот счёт прежде?
Хейли: А если бы она не слышала этот счёт прежде, что бы вы ей сказали тогда?
Эриксон: Я бы ей это объяснил.
Хейли: То, что когда вы дойдёте до 20, она будет крепко спать?
Эриксон: Но она слышала это прежде. Она видела это на практике. Она уже знала, что означает этот счёт. Она знала, что означает этот отсчёт для хорошего субъекта. И она знала, как реагирует на этот отсчёт хороший субъект. И когда я начал этот отчёт для неё, ей пришлось использовать все свои предыдущие знания, всё её предыдущее понимание, но это были уже её действия.
Уикленд: Это срабатывает лучше, если вы не объясняете этого. Я имею в виду, что если вы объясняете это, это означает, что вам пришлось подчеркнуть, усилить это, в то время, когда вы не объясняете, это означает, что она уже знает.
Хейли: Ей пришлось это делать по своей инициативе, да? Но что вы будете делать с наивным субъектом, который никогда не слышал об этом счёте прежде? В какие слова вы бы облекли это?
Эриксон: Потом я объясню, как я смог бы сосчитать от 1 до 20, при этом на счёте 5 субъект спал бы уже на четверть и т.д.
Хейли: Но когда я интересовался вступительной частью, я не был уверен, что вы сначала объяснили, или что вы сосчитаете до 5, а потом сказали, что пациент на четверть уже спал, или давали пациентам понять, что если цифра 5 означает спать на четверть, 10 – на половину, 15 – на три четверти, а 20 – полный сон.
Эриксон: Это зависит от интеллекта пациента и готовности воспринимать всё это. Некоторые пациенты даже со степенью колледжа, не могут понять, что вы имеете в виду, когда говорите, что будете считать до 20 единицами или двойками, когда вы говорите, что сможете считать четвёрками, пятёрками. Поэтому приходится быть весьма многоречивым. А некоторым вы можете сказать: «Я буду считать до 20 различными способами» – и они понимают – единицами, двойками, тройками, четвёрками.
Хейли: Но более эффективно будет, если они это понимают?
Эриксон: Более эффективно, потому что они принимают игру и активно действуют.
Хейли: Итак, чем меньше вам приходится объяснять, тем лучше.
Эриксон: Чем больше они участвуют, тем лучше.
… 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – наполовину спите, - 11, 12, 13, 14, 15 – спите на три четверти, - 16, 17, 18, 19, 20 и глубоко вздохните и продолжайте крепко спать. Спите крепко, глубоко.
Хейли: Вы предложили ей глубоко вздохнуть и сами сделали глубокий вздох.
Эриксон: Именно так (показывает, изменяя паузы и модуляции голоса). Я сам делаю показательный вздох и выдох.
Уикленд: Вам нужно что-то сделать, когда вы доходите до этого места.
Эриксон: Подъём с усилием.
Хейли: Вы встаёте с усилием и опускаетесь, когда говорите «засыпайте, спите».
Дальше не могу - текст слишком большой для Пикабу