Сообщество - Лига авторов
Добавить пост

Лига авторов

53 поста 774 подписчика

Популярные теги в сообществе:

1036
Лига авторов

Апокалипсис уже был. Катастрофа Бронзового века. Часть 1

1. Логово львов или гибель империи


Горе городу крови! Слышны хлопанье бича и стук колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, кони спотыкаются о трупы их.
…И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет: «погибла Ниневия!». Где теперь логовище львов? Сгорели в дыму колесницы твои, и меч пожрал львят твоих, истреблена с земли добыча твоя, и не будет более слышен голос мужей твоих.
«..Стойте, стойте!» Но никто не оглядывается. Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам драгоценной утвари. Разграблена, опустошена и разорена, — и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели.

Книга пророка Наума. Ветхий Завет.
2630 лет назад в последний месяц лета взят штурмом и разрушен величайший город мира – Ниневия, столица первой мировой империи – «логово львов».
Апокалипсис уже был. Катастрофа Бронзового века. Часть 1 История, Археология, Научпоп, Интересное, Длиннопост

Дж.Мартин «Падение Ниневии»


Ассирия – огромная держава, казалось, сокрушившая всех своих врагов. Поступь ее солдат помнили Кавказские горы, оазисы и пески Африки и Аравии, тучные равнины Анатолии и скудное Иранское нагорье, от моря до моря простиралась огромная держава – от Средиземного на западе до залива Индийского океана на востоке, от Черного и Каспийского моря на севере, до Красного моря на юге.


Ее территория охватывала всю территорию плодородного полумесяца - колыбели человеческой цивилизации, самую густонаселенную часть древнего мира. Полтора миллиона квадратных километров и 12 млн. населения: седьмая часть всего человечества или каждый третий-четвертый житель «цивилизованного» мира.


Эта империя в грехах которой будут обвинять все будущие империи мира. И, пожалуй, единственная 100% соответствующая им.


Дипломатия? О, да, когда-то ассирийцы были неплохими дипломатами, но уж точно не во времена расцвета своей империи. Не хочешь, чтобы война пришла на твои земли? Склонись же иноземный царь и признай царя Ассирии своим царем. Ты будешь бесконечно слать подарки, отправлять своих сыновей, дочерей, внуков одного за другим, выплачивать огромную дань и возносить молитвы кровожадным богам Ашшура.


Все народы, кто пытался противостоять ассирийцам либо уничтожены, либо растоптаны и унижены. Их храмы осквернены, а боги взяты в плен. Эта огромная многонациональная империя, где правил единственный народ - ассирийцы. Мужчины с холодными глазами, бесстрашные воины, не знающие пощады, вечно голодные львы, рыскающие в поисках добычи. Остальные народы – всего лишь бессловесное стадо. Непомерные налоги, неприкрытый грабеж, разрушение городов, уничтожение, рассеивание и переселение целых народов. Цель – уничтожить сопротивление на корню, столь жестоко, что даже сама мысль о такой попытке должна пугать, так чтобы дети детей рассказывали о могуществе Ассирии и неотвратимости возмездия.


Так было, но вот итог – горящая Ниневия, смертельный удар в самое сердце Ассирии. Дальше – лишь краткая агония империи. Гибель великого города произвела огромное впечатление на современников. Боги прокляли это место, город львов так никогда не возродится. Подымалась не раз из руин Троя, отстраивался заново Карфаген, вновь и вновь вставал разрушенный почти до основания Вавилон, лишь Ниневия уничтожена раз и навсегда.


Но так ли это? Гибель великой империи на самом деле лишь тень куда более впечатляющих событий более чем пятивековой давности. Ассирия построила свою империю на обломках совсем другого, забытого всеми куда более древнего мира. Почти за 600 лет до этого пал другой великий город – Хаттуса, столица державы хеттов. Но об этом нет ни единой записи в хрониках того времени. Само его имя забыто на три тысячи лет. Почему? Да просто некому уже было записывать. Гибель этого города не оставила даже следа в памяти народов. В то время рушилась не только огромная империя хеттов. В беспощадном пожаре, охватившем цивилизацию той эпохи, погибал весь тогдашний мир, созданный и выпестованный двумя тысячелетиями развития, могучие державы, десятки мелких государств исчезли с лица земли, сотни, тысячи больших и малых безвестных городов уничтожены.


Историки спустя три тысячелетия назовут этот апокалипсис Катастрофой Бронзового века.


2. Забытые катастрофы в истории человечества


Сегодня большинство школяров представляют историю как постепенное и неуклонное развитие человеческого общества и технологий, им сопутствующих. Так или иначе, каждое поколение живет в целом лучше предыдущего, а мы с вами уж точно живем в замечательное время в самом лучшем из миров. Обманчивое впечатление. Сто лет назад многие думали именно так – время войн позади, наука и техника двигается вперед семимильными шагами, благосостояние общества растет как никогда. А потом грянула мировая война, затем революции, потом вдарил экономический кризис, следом – практически сразу вторая мировая война. Многие, выросшие в конце XIX в самом начале XX-го века, воспринимали это время, как начало реального конца света. Но мир не рухнул. Не рухнул он и во времена холодной войны, когда достаточно было нажать большую красную кнопку, чтобы начать процесс самоуничтожения планеты.


Но, несмотря на все ужасы, мировые войны и кризисы XX века, человечество продолжало развиваться. Даже мировые войны не оказали заметного влияния на общую демографию мира. Кто-то скажет, что эти процессы не замедлили, а скорее наоборот ускорили научно-техническую революцию, преобразившую мир. Войны, в свою очередь, стали причиной того, что человечество поняло: нужно уметь договариваться, иначе не выжить. Великие державы, в конце концов, нашли инструменты, с помощью которых можно удержать мир от скатывания в бездну. Речь идет не о решении лишь военных, но также экономических и экологических проблем, мир сегодня стал многосвязным, страны, их экономики все это – лишь звенья одной огромной цепи. В этом сила сегодняшнего глобального мира, но, как ни удивительно, и его уязвимость и невероятная слабость.


Однако, вопреки распространенному убеждению, на самом деле не было поступательного целенаправленного движения истории человеческого общества и ХХ век здесь отнюдь не показатель. Да, общество развивалось, но не так гладко, как вам кажется: случались и застои, и крушения, и откат назад в темные века, и почти бесследная гибель целых ветвей цивилизации. Так погибли города майя, исчезли ольмеки, древние государства долины Инда.

Кто-то вспомнит раннее средневековье как образец такого упадка общества. С гибелью Римской империи Европа откатилась назад в своем развитии на многие столетия.


Но на самом деле одно из таких событий произошло относительно недавно - кризис XIV века. Причем тут данный кризис и катастрофа бронзового века? Да, читатель, эти события несравнимые по масштабу, но анализ кризиса XIV века, о котором сохранилось масса хроник и иного археологического материала, может дать нам хотя бы вектор поисков для понимания событий трехтысячелетней давности.


3. Кризис XIV века


Итак, конец великолепного рыцарского XIII века в Европе. Конец трехвековой экспансии христианской Европы. Рост населения, городов, ремесел, торговли. Освоены, распаханы все пригодные для пашни земли Европы. Из сырьевого придатка богатого Востока Европа стала сама потребителем и производителем товаров роскоши. Натуральное хозяйство начала Х века уже забыто, сеньоры требуют от своих крестьян уже не молоко, масло, яйца, зерно, шерсть, а звонкую монету. Деньги – кровь экономики. На первые звоночки наступающей беды никто не обратил внимания. Строительство великолепных готических соборов прекратилось. Серия городских бунтов против засилья «могущественных людей» (крупных феодалов) прокатилась по многим городам Европы. Банки Италии (где и находились тогда основные банки той эпохи) потрясла серия громких банкротств. Началась девальвация монет, их порча. Крестьяне в массе своей все больше беднели и разорялись.


Но это лишь первые вестники беды. Если мы отмотаем вперед лет 70 с начала, скажем, 1314 года, мы увидим совсем другую Европу.


Конец XIV века. Европа потеряла от трети до половины своего населения. Особенно ужасающая статистика в крупных городах. Их население катастрофически уменьшилась, в некоторых до 80%, в большинстве более чем наполовину. Не легче ситуация и в маленьких городах и деревнях, вымерли целые области. В одной Германии исчезло более 40 тысяч населенных пунктов. Торговля упала, производство товаров сократилось в разы. При этом изрядно обезлюдевшую Европу сотрясают ожесточенные кровопролитные войны. Чем не картинка для постапокалипсиса?


А теперь попробуем понять причины произошедшего. Как оказалось, что процветающая и быстрорастущая Европа оказалась в такой глубоком кризисе? Кто-то из вас, кто знает историю, покачает головой и скажет – «Великая Чума». И будет прав, и неправ одновременно. Не все так просто. Чума приходила в Европу не раз задолго до и после многие века подряд, но ничего подобного не происходило.


На самом деле это плата за три века процветания. Триста лет подряд Европа росла демографически, территориально (осваивая пустующие земли), культурно и экономически. Этот благоприятный период в наше время будет назван климатическим оптимумом. В Шотландии и в северной Германии выращивали виноград. Никогда в исторически обозримое время климат Европы не был столь мягким и благоприятным для сельского хозяйства. Христианская Европа уверенно расширяла границы на запад (Испания), на Юг (освобождая от арабов Италию, острова Сардинию и Сицилию), на Север (Исландия и Скандинавия), на Восток – волны крестовых походов. В те времена викинги назвали покрытую ледниками сегодня Гренландию – Зеленой страной, а суровый Нью-Фауленд – Винланд (Земля винограда). Уже тогда, за 500 лет до Колумба, европейцы впервые шагнули на земли американского континента.


До первых крестовых походов даже короли и императоры Запада не знали, что это такое настоящая роскошь, впервые они столкнулись с ней на Востоке. Неприятие и презрение к роскоши первых крестоносцев очень быстро сменилось ненасытной жаждой к обогащению и к красивой жизни. Рост городов, населения, ремесел, торговли позволяли на первых этапах удовлетворять все растущие запросы знати. Однако к концу XIII ситуация в корне изменилась. Государства крестоносцев пали. Военная экспансия Европы остановилась. Рост населения прекратился, поскольку прокормить новые рты просто нечем. Крестьяне жили уже на грани выживания. А вот господам, с их проснувшимся аппетитом к роскошной жизни, нужны деньги все в большем количестве. Где их взять? У банков, у богатого ордена тамплиеров. Пока могли – отдавали им долги, выжимая последнее из крестьян. Но настал момент, когда взять у крестьян и отдавать долги стало нечем. Крах банковской системы стал неизбежен. А с тамплиерами, у которых есть силы и возможности надавить на должников, чуть позже разобрался французский король, объединившись с папой, опасавшегося растущего политического и военного влияния ордена. Замки тамплиеров взяты штурмом, великий магистр и его ближайшие соратники погибли на кострах инквизиции, самый могущественный и богатый рыцарский орден погиб, но никаких несметных сокровищ в их замках не нашли..


Окончательно нарыв лопнул, когда в 1314-1316 годах два холодных и дождливых лета сменила не менее суровая зима, погибла большая часть урожая. Крестьяне, доведенные до нищеты за предыдущие годы, голодали и вымирали целыми деревнями. Никто не знал, что это лишь начало глобального изменения климата. Наступал малый ледниковый период. Годы неурожаев с небольшими перерывами следовали один за другим, за ними шли голод и эпидемии самых разных болезней и, наконец, войны. Когда нечего взять со своих крестьян – самое время пограбить соседа. Такого количества войн Европа не знала ни до, ни после. Тогда же началась и самая долгая война Европы – столетняя война, продлившаяся на самом деле 116 лет. А в 1346 году в измученную и ослабленную Европу пришла сама госпожа Чума. Причем пришла она с торговыми кораблями с Востока, то, что раньше приносило роскошь и богатство – стало источником смерти. Особенно сильно чума ударила по торговым городам, расползаясь оттуда по всей Европе. Ужасы великой Чумы описаны в литературе более чем подробно, потому и останавливаться мы на них не будем. Отметим, что, как всегда, в бедствиях винили еретиков, колдунов, ведьм и евреев. Заполыхали костры, безжалостно убивали при малейшем подозрении на колдовство, еврейские погромы захлестнули города, тогда погибло большое количество еврейских общин. Первый холокост в истории культурной Европы.


Великие крестьянские войны – Жакерия и восстание Уота Тайлера всколыхнули Францию и Англию во второй половине этого столетия. Из этого кризиса Европа вышла к началу XV века – совсем другой. Крестьяне в массе своей стали менее зависимы от произвола господ, а рыцарская конница уступила место на полях сражений железной пехоте швейцарцев и немецких ландскнехтов, задолго до появления там огнестрельного оружия. Нехватка рабочих рук вызвала спрос на них. Выжившие в целом стали богаче. Теперь торговля начала переориентироваться с товаров роскоши на повседневные товары. Так вместо производства роскошных тканей XIII века, пришедших в упадок, появились центры сукноделия, шерстянки, бумазеи. Эпоха Средневековья подходила к концу, наступало Новое Время.


Подытожим с тобой, читатель, причины кризиса XIV века: системный кризис общества, неурожаи, связанные с изменением климата, войны, как следствие кризиса, и, наконец, чума. Причем, возможно, именно чума и стала одним из факторов более быстрого выхода из кризиса. Также стоит отметить, что восточная Европа, в свое время сильно пострадавшая от нашествия монголов, кризис почти не заметила.


Ну а нам пора переходить к главной теме нашего с вами исторического расследования.


4. Бронзовый Коллапс - катастрофа, не имеющая равных в истории человечества.


Что же такого случилось в XIII веке до нашей эры?


За полвека до начала катастрофы у нас имеется цивилизованный мир, простирающийся от Греции до берегов Инда. Две тысячи лет развития, устоявшиеся торговые связи. Огромные города с населением, достигающим 100 тыс. жителей (для сравнения напомню, что Лондон в 1500 году насчитывал лишь 50 тыс. жителей). Торговые караваны и суда доходят до современных Британии и Испании. Великие державы того времени - государство Хеттов, Египет, Ассирия и Вавилон разделили мир на сферы влияния, заключен вечный мир, все великие цари, их семьи связаны династическими браками. Сохранилась многочисленная дипломатическая переписка того времени. Кроме великих держав существуют десятки, если не сотни государств зависящих в той или иной степени от них - Финикия, Угарит, государства Эгейского моря и многие другие. Лишь разбойные государства (или государство?) ахейцев предпочитают полную независимость. Это мир, где правит бронза. Она – стержень этого мира.


Проходит полвека, и все катится в тартарары. ВСЕ города от Греции до Египта и Междуречья разрушены. Индская цивилизация исчезает. Те государства, что устояли перед первой волной катастрофы, быстро приходят в упадок, разваливаются. Население падает в разы, торговля исчезает, царствует натуральное хозяйство, технологии теряются. Все Средиземноморье теряет письменность. Это не преувеличение – исчезает ахейское письмо, угаритское, хеттское и многие другие. В этот период нет хроник, их просто некому писать, выжившие неграмотны. И так продолжается почти 400 лет – эпоха темных веков, куда более темных и страшных, чем мрак раннего средневековья.


5. Вечный вопрос – кто виноват?


На самом деле версий не так много. Озвучим основные.


1) Народы моря


Если полистать учебники истории, то покажется, что вопрос надуман. Всем известно про нашествие народов моря. Они достаточно подробно описаны в единственных сохранившихся хрониках – в египетских надписях того времени. Волна народов моря смела цивилизации Средиземноморья и Хеттскую державу. Но именно эта простота ответа настораживает. Хотя, казалось, что необычного? Варвары сметают богатые, но ослабевшие в военном отношении, прогнившие изнутри державы.


Просто? Как бы не так. Что за варвары, что смогли посадить на морские корабли целые армии и пересечь море? Вопрос логистики, снабжения такой армады в морском путешествии явно далеко не так прост, как обычное нашествие орды варваров.


Даже если представить, что такое возможно, как морские разбойники смогли сокрушить не прибрежные государства типа Финикии, Греции, Крита, а сухопутную державу хеттов с первоклассной и непобедимой многочисленной армией?


2) Извержение вулкана Теры (остров Санторин)


Красивая версия. Грандиозная катастрофа, уничтожившая минойскую цивилизацию и приведшая к многочисленным разрушениям в Средиземноморье, привела к крушению экономик прибрежных государств, а изменения климата из-за извержения вызвали повальный голод. Вот мы и имеем движение большого числа народов от эпицентра катастрофы, для них это вопрос выживания, они просто смели государства, вставшие на их пути. К сожалению, эту версию нам придется отложить – по последним данным извержение Теры произошло за 300 лет до Бронзового Коллапса. Оно действительно привело к гибели (пусть и не сразу) морской державы минойцев, завоеванной впоследствии ахейцами, но и только.


3) Изменение климата


Кардинальное изменение климата вызвало многолетнюю засуху в восточном Средиземноморье, что привело к миграции народов. Сценарий близок ко второму, но остаются вопросы. Да, пострадал от неурожаев весь регион. Но почему удар пришелся именно по районам, также пострадавшим от засухи, а не в направлении, скажем, Европы, где в то время более влажный климат именно в тот период? Каким образом эти народы смогли сломить сопротивление государств, у которых был многовековой опыт противостояния внешним агрессорам, к тому же умеющих строить неприступные по тем временам крепости?


4) Железный век сменил бронзовый


Очень часто встречающийся вариант в популярной литературе. Железо победило бронзу. На смену бронзовому дорогому оружию пришло массовое, более дешевое и качественное железное. Армии бронзового века не смогли противостоять нашествию народов вооруженных железным оружием. Поскольку железо более часто встречается в природе, то переход к железу позволил вооружить огромные массы людей. Эти толпы вооруженных железом  бойцов легко победили малочисленные армии государств бронзового века.


Вполне убедительно, но есть несколько существенных возражений: с железом те же хетты знакомы уже давно, к тому же оружие из некачественного железа хуже бронзового, а получение стали займет не одно столетие и потребует смены технологий. Но самое главное возражение – более чем простое: массовый переход к железу произойдет именно после катастрофы бронзового века.


Так что же послужило настоящей причиной катастрофы? Вот это мы с вами и попробуем выяснить.


Продолжение следует...


© Лысый Камрад (LKamrad)



==================================================================================

Так же мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле. Если вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 1
437

Интересные экспонаты археологических  музеев. Часть 7

Салютуем любителям истории  и археологии вместе с бродячим котом  у стен древнего  Акрополя. Устраиватесь поудобнее  -- сегодня у нас снова увлекательный тур по музеям мира.

Интересные экспонаты археологических  музеев. Часть 7 История, Археология, Древний Рим, Античность, Научпоп, Длиннопост, Кот

"Нога в воздухе — на фоне Парфенона", автор  фото  Edgard Alsteens, 1986 год.


Мраморные крылья богини победы...

Просто не смог пройти мимо и не познакомить вас с ними: перед вами — трепетные крылья богини победы, I век н.э. Сама статуя не сохранилась, но крылья чудесным образом уцелели. Обстоятельства находки мне неизвестны.

Экспонат Палатинского музея, Рим, Италия

Интересные экспонаты археологических  музеев. Часть 7 История, Археология, Древний Рим, Античность, Научпоп, Длиннопост, Кот

Крохотный золой листок с выбитыми на ней клинописными знаками возрастом почти 3300 лет

Эта пластинка длиной всего 2.5 см была замурована в закладной кирпич храма богини Иштар в столице Ассирии в древнем городе Ашшур. На ней великий царь Тукульти-Нинурта велел запечатлеть следующие слова для потомков:

"Тукульти-Нинурта, царь вселенной, царь Ассирии, сын Салманасара царя Ассирии говорит: В то время храм богини Иштар, моей госпожи, который ранее построил Илашума, мой праотец, — этот храм пришел в упадок. Я убрал его обломки на дно котлована для фундамента. Я перестроил его сверху донизу и поместил свою монументальную надпись. Пусть более поздний царь восстановит его и вернет мое начертанное имя на свое место. И тогда Ашшур услышит его молитвы".
Интересные экспонаты археологических  музеев. Часть 7 История, Археология, Древний Рим, Античность, Научпоп, Длиннопост, Кот

Честно говоря, крайне скромная пластинка по размерам для царя всей вселенной, вот персидские цари — цари царей и владыки полумира, оставят куда более впечатляющие закладные пластины в основании своих дворцов и храмов. Но об этом я расскажу в другой раз.


Экспонат музея передней Азии в Берлине

Интересные экспонаты археологических  музеев. Часть 7 История, Археология, Древний Рим, Античность, Научпоп, Длиннопост, Кот

Замечательная пародия на античного "мальчика, вытаскивающего занозу", не правда ли?

Мужичок в кепке, пыхтя и надувая щеки, сощурив опухшие глазки, пытается ухватить толстыми пальцами маленькую занозину на подошве своей ступни. Тут и к гадалке ходить не надо, чтобы понять, кого пародирует эта гротескная фигурка, конечно же, знаменитого греко-римского Spinario (мальчика, вытаскивающего занозу), что дошел до нас в 7 экземплярах в разной степени сохранности.


Вот только несмотря на всю современность "мужичок в кепке" старше всех других Spinario — его датировка 135 г. до н.э. Он найден в Приене (Анатолия, Турция) и сейчас находится в старом Берлинском музее.

Интересные экспонаты археологических  музеев. Часть 7 История, Археология, Древний Рим, Античность, Научпоп, Длиннопост, Кот


Как же он тогда мог пародировать эти статуи? Все просто. Эти Spinario, в свою очередь, всего лишь копии эллинистической бронзовой статуи III века до н.э. Так что к тому времени, когда сделали "мужичка в кепке", Spinario уже вовсю тиражировался в копиях.



Я вижу тебя насквозь!

Афродита из горного хрусталя (прозрачная разновидность кварца), эллинизм, Египет, I век до н.э., высота всего 8,5 см.

Скорее всего, это торс статуи "Венеры на корточках" — богиня присела на корточки, пытаясь закрыться от нескромных взглядов. Один из вариантов статуи представлен на последнем фото.

Экспонат музея Гетти ( J. Paul Getty Museum)

Интересные экспонаты археологических  музеев. Часть 7 История, Археология, Древний Рим, Античность, Научпоп, Длиннопост, Кот

Экспресс-тур по музеям провел вам сегодня ваш старый знакомый Лысый Камрад (LKamrad)


==================================================================================

Так же мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле. Если вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 6
340

Ответ на пост «Мне не страшно»

Прошло больше пяти лет, уже и не вспомню какая нужда погнала нас с мужем в летний субботний день из дому, как всегда, наверное, обычные домашние заботы: что-то прикупить, развеяться после рабочей недели, да в общем то и не важно, просто внезапно сработало правило " не в то время и не в том месте"..

Набродившись по торговым рядам, решили зайти в кафе перекусить, потом вспомнили, что не посмотрели одну вещичку, снова пошли. На все наши болтания ушло часа три наверное, нужно было возвращаться домой. Пошли на остановку маршруток, народу в очереди было много, пришлось ждать. Когда подошла очередная, водитель вдруг предложил нам занять места рядом с ним. Я не люблю сидеть по серединке, поэтому пропустила мужа вперёд и он сел рядом с водителем,  я устроилась у открытого окна. А дальше всё пошло наперекосяк. Дорога была оживлённая, но ничего не предвещало неожиданностей, как вдруг по встречной полосе из небольшого отворота появилась легковая красная машина, не знаю чем она привлекла моё внимание, но я смотрела только на неё, а она, словно загипнотизированная моим взглядом, взяла направление прямо в нашу маршрутку, я только и успела произнести " Он что?" .. Вот эти несколько секунд и стали решающими в какую сторону повернёт наш жизненный путь. Был удар, темно в глазах, не могу их открыть, лицо горит, сквозь ватный тампон в ушах слышу крики, кажется со стороны кто-то рассказывает и показывает, как муж выскакивает вслед за водителем через его дверь, пытаются открыть дверь с моей стороны, а её заклинило, муж снова забирается в кабину со стороны водителя и придерживая меня за плечи, ногой выбивает мою дверь изнутри. Меня вытаскивают из кабины, я при этом ничего не вижу, кто-то суёт мне нашатырь, но что может сделать ватка с нашатырём, если у меня лицо заливает кровью из носа. Потом была скорая, на шею надет жёсткий воротник, жесткая каталка,приёмный покой, где меня тошнило, затем повезли на рентген, долго заполняли бумаги..

Понемногу я пришла в себя, узнала, что муж практически не пострадал, зашиб колено, водитель цел, удар  пришёлся на меня. В салоне маршрутки были стоящие пассажиры, попадали все, а трое, включая меня, получили тяжелые травмы.

В момент аварии и пока я не оказалась на больничной койке мне было не страшно, я не успела ничего осознать, а вот когда я увидела своё лицо в зеркало, поняла, что произошло, хоть и не хотела в это верить. Травмы были тяжелые, должно было пройти некоторое время для заживления костей и только после была показана операция на носу. Так я попала на операционный стол только спустя девять месяцев. Всё это время я носила тёмные очки и старательно  замазывала черные синяки под глазами и на лице, так как через три месяца после аварии вышла на работу. Конечно все коллеги проявляли сочувствие, но отводили глаза, уж больно жуткий был у меня вид.

Вот такая история.

Показать полностью
267

Мне не страшно

Очень боюсь смерти. Очень. До дрожи в коленях, до холодного пота, когда сердце летит в пропасть, а в глазах темнеет от ужаса.

До усрачки.

А тогда я даже не успел ничего понять. Вот борясь с дремотой и покачивая головой в такт музыке, еду, всматриваюсь в плохо освещенную трассу. Скорость чуть больше ста, до дома осталось минут десять. В какой-то момент слышу истошный гудок, вскидываю голову, свет фар бьет прямо в глаза. Пытаюсь вывернуть руль, вжимаю ногу в педаль тормоза, понимая, что все равно не успеваю.

Не было удара, не было тоннеля и света в его конце. Ничего этого не было.


Следующий кадр – стою на обочине трассы. Камаз ударил почти в лоб, машина смята как жестяная банка. Звенящая тишина. Вижу свое запрокинутое лицо, неестественно вывернутую голову. Жестокий спазм скручивает внутренности, я падаю в придорожную грязь. Встаю, опираясь на руки, саднит левую ладонь, похоже поранил. Тошнит, горечь во рту. Водитель Камаза стоит рядом:

– Нет, ты видел? Ты видел, а?! Он же прямо на встречку мне выскочил, сволочь. Что я мог сделать?

– Прости, сам не понял, как случилось, видать, заснул я.

– Да ты-то тут причем? А откуда…

Свет бьет в глаза.

Я стою в коридоре перед дверью собственной квартиры. Кружится голова. Почудится же такое, врагу не пожелаешь. Но все ерунда, главное – я жив. Забыть все как страшный сон. Нажимаю кнопку звонка до упора. Слышу топот маленьких ножек и голос дочки:

– Мама открывай, папа пришел!

Дверь открывается.

– Макс, ну где ты так устряпался? Снимай все и марш в ванную.

Мою грязные руки, стоп, что это? Кровь? Да, на левой руке ссадина. Значит – не привиделось, все правда. Ноги подкашиваются, сажусь на край ванны. Меня начинает колотить, стучат зубы. Надо успокоиться, еще не хватало своих испугать.

– Ириш, мне нужно сказать тебе что-то очень важное.
Садись. Вот так.
Я вас очень люблю. И всегда буду любить.

– Все сказал, дурачок? Идем на кухню, там ужин стынет.

– Да, не хочу я. Не забудь про карточку мою, пин-код ты знаешь. Завтра сразу же сними всю наличку, чтобы потом не морочиться. …И прости, что не сдержал обещание встретить с тобою старость.

Целую дочку в макушку.

Свет бьет в глаза.

– Мама, обещал заехать на прошлой неделе, но так и не успел. Так уж получилось, прости, если сможешь. Почему ты молчишь?

– А что мне сказать, сынок? Ругать тебя смысла нет. Взрослый уже, чай. Сам себя казнишь поди. Вместе туда пойдем. Негоже мне сына провожать, да и отец твой там поди заждался. Давай сюда руку..

Слезы застилают глаза. Моя маленькая ладошка тонет в теплой материнской ладони.

Мне не страшно.


© ЛысыйКамрад

Показать полностью
3498
Лига авторов

Полудурок, но хороший!


Есть у меня два друга. Димон и Андрюха. Димон – по виду бандит из 90-х. Бритый затылок, золотая цепь, вес под 140 кг, взгляд исподлобья. Короче, сразу видно, добрейшей души человек. Андрюха  – длинный, субтильный, в очках  и  вечно взъерошенный.

Полудурок, но хороший! Текст, Продолжение следует, Проза, Приключения


На самом деле Андрюха гендир, а Димон у него водитель  –  уже лет пятнадцать. А дружим мы с детства, уже почти четверть века. Едем с гулянки. Поскольку Димон крепко выпил – решено машину оставить и добираться общественным транспортом. Для них это реальный экстрим-приключение, оба не ездили на автобусе те самые пятнадцать лет.


Итак, вечерний автобус. Сзади сидим мы с Димоном  –  тише воды ниже травы, а вот Андрюху понесло. Он пытается закадрить девицу с претензией на гламур. И так, и эдак – ноль внимания, фунт презрения. Андрюха пытается впечатлить даму рассказом о русском авангарде, пересыпая его цитатами поэтов-футуристов серебряного века.


Тут какая –то старушка начинает гневно призывать мужчин вступиться за честь девушки и освободить красавицу от приставаний наглого хулигана. Тяжко вздохнув Димон бредет к Андрюхе и кладет ему лапищу на плечо.


–  Остынь. Не твоя девушка. На ..уй нужно.Неприятностей не оберешься.


Андрей скорбно соглашается и затихает. Стоит, покачивается, придерживаемый могучей рукой Димона. Старушка громогласно объявляет, что не перевелись еще достойные мужчины-интеллигенты.


Выходим втроем на следующей остановке, Димон осторожно придерживает Андрюху.


Вдруг за нами выбегает девушка и с криком  –  «Не бейте его! Он хоть полудурок, но хороший!» - начинает колотить Димона кулачками по груди.


Еле разобрались и успокоили ее. Галка (так ее зовут) оказалась 100% наш человек. Через три месяца она вышла замуж за Димона. Андрюха был свидетелем.


А у Андрюхи у нас теперь новое погоняло – «полудурок, но хороший».



© Лысый Камрад


Upd.  Продолжение истории про друзей разместил  в комментарии к посту.

Полудурок, но хороший! Текст, Продолжение следует, Проза, Приключения
Показать полностью 1
639

И снова о наболевшем: почему авторы уходят с пикабу?

Был полтора месяца у меня такой пост о том, что авторы уходят из-за атмосферы нетерпимости и агрессии, которые создают единичные пользователи, пользуясь своей безнаказанностью. Авторы на пикабу перед ними полностью беззащитны. В своем блоге они могут мгновенно блокировать таких неадекватов, удалять их комментарии и спокойно работать дальше. Здесь это в принципе невозможно. Любой с хрен горы, которого обидела тян, унизил начальник, обрызгала проезжающая машина и проч., проч., может прийти в авторский пост и от души нагадить автору, просто потому что у него такое настроение.


Причем создание автором сообществ своего имени, как делают некоторые авторы, не решение проблемы. Потому как такого "критика" по правилам банить нельзя, его надо предупредить. И лишь потом он получит бан  --  временный. Ежели такой неадекват придет снова через неделю и снова выльет свое дерьмо на вас, вы должны будете снова его предупредить, поскольку таких, увы, хватает, а вы их всех по именам-аккаунтам не упомните, потому что вам некогда, да и нет желания вести списки всех таких ранее предупрежденных.


Недавно попробовал новый способ подачи публикации, пост набрал +500 и +30К просмотров. Неплохо? Уху-уху. Зато сколько выслушал гадостей. И стяжатель я, и идиот, и пост хреновый, и не наберет он ничего. Набрал.


Вот только вопрос. Я стяжатель потому как указываю, что у меня есть личный блог, и вы можете (обратите внимание -- можете при желании, а вовсе не должны) помочь автору донатом. Причем обвинение в жадности и стяжательстве это вполне дежурное обвинение, повторяющееся раз за разом.


Ок. Я посмотрел свою статистику за месяц. У меня за 30 дней 26 постов – большинство авторские длиннопосты (исключаем 4 поста про интересные музейные экспонаты, хотя они вполне заслуживают тега "мое"). Средний рейтинг выше 2 тысяч за пост, среднее количество просмотров выше 150 тыс. за пост, количество просмотров получается от 3 до 4 миллионов за месяц. И это только на познавательном научпоп контенте именно за длиннопосты!


Судя по всему я разбогател на донатах. Ведь полторы сотни тысяч просмотров за один пост и 3-4 миллиона просмотров в месяц + куча восторженных и одобрительных комментариев. Десятки тысяч рублей от читателей кружатся и падают мне в руки. Да-да.


Количество донатов за ноябрь – 3800 рублей. А вы знаете сколько времени нужно чтобы написать один авторский длиннопост? Не час, не два и даже не три. Чтобы было понятней – баба Нюра уборщица за час уборки получает в десятки раз больше, чем ваш покорный слуга за час работы над авторским длиннопостом. Да, вот такой вот я халявный стяжатель ваших заработанных потом и кровью трудовых денежек.


Так может вы все-таки хотя бы рискнете предположить, что деньги на себя и свою семью я зарабатываю не на пикабу, а как-то  иначе. Донаты же  это всего лишь приятный бонус для меня  от  моих читателей, которым нравятся мои публикации. Не больше,  но и не меньше. Спасибо большое и  поклон всем, кто  счел нужным скинуть любой, пусть и  небольшой донат автору.


Следующий пост будет про авторские посты на пикабу и, разумеется, про мой будущий, увы, уже неминуемый перманентный бан здесь, так что если есть желание не потерять меня -- добро пожаловать сюда в мой блог: https://vk.com/lkamrad

С уважением к моим читателям, ваш старый  Лысый Камрад.

Показать полностью
3142
Лига авторов

Тайна весьма необычного двойного захоронения эпохи викингов в Дании. Загадки истории с Лысым Камрадом

В 1981 году недалеко от деревни Гердруп к северу от города Роскилле (Дания) нашли весьма необычное, если не сказать, очень и очень странное захоронение IX века. В одной могиле лежали рядом друг с другом женщина и мужчина, но при этом они были погребены совершенно по разному!

Тайна весьма необычного двойного захоронения эпохи викингов в Дании. Загадки истории с Лысым Камрадом Викинги, История, Археология, Тайны, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Фото с раскопок 1981 года. Нижней части фотографии скелет мужчины, в центре - женщины.

Сегодня это реконструированное погребение является, пожалуй, главной достопримечательностью местного музея города Роскилле.

Тайна весьма необычного двойного захоронения эпохи викингов в Дании. Загадки истории с Лысым Камрадом Викинги, История, Археология, Тайны, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Реконструкция погребения в музее Роскилле


Первое, что бросается в глаза — огромные камни, лежащие на груди, левой руке и в ногах женщины. Справа у ног вы видите тяжелый наконечник копья длинной почти 40 см.


Так почему же тогда археологи так уверены, что это именно женщина, может здесь погребен воин с боевым копьем? Ведь, как мы знем, не всегда можно точно определить пол останков.

Но не в этом конкретном случае.

Тайна весьма необычного двойного захоронения эпохи викингов в Дании. Загадки истории с Лысым Камрадом Викинги, История, Археология, Тайны, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Останки женщины в погребении


Таз скелета мало того, что чисто женский, по нему видно, что женщина рожала, причем не один раз. На поясе у нее — железный нож и продолговатый роговой футляр для игл и шила. Наличие массивного тяжелого копья в могиле озадачило археологов не меньше чем тяжелые камни. Это был первый случай нахождения оружия в явно женском погребении викингов.


Нет, женщина явно не воин, к тому же, судя по скелету, она на момент смерти уже далеко немолода, но, как решили археологи, из уважения к ней в могилу соплеменники положили символ копья Одина Гунгнир, выкованный для него подгорными гномами. Это копье скорее именно символическое, поскольку мало годится для реального боя. Уважение к женщине, вероятно, сочеталось со страхом перед нею, а потому ее придавили камнями, чтобы она не смогла восстать после смерти.


С погребением мужчины (лет 35-40) рядом так же возникли вопросы. Никакого погребального инвентаря, лишь сбоку от останков лежал сточенный донельзя старый нож, впрочем, его могли выронить случайно или просто выбросить за негодностью.

Тайна весьма необычного двойного захоронения эпохи викингов в Дании. Загадки истории с Лысым Камрадом Викинги, История, Археология, Тайны, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Положение скелета, а точнее его ног, явно указывало на то, что лодыжки были связаны.

Тайна весьма необычного двойного захоронения эпохи викингов в Дании. Загадки истории с Лысым Камрадом Викинги, История, Археология, Тайны, Интересное, Научпоп, Длиннопост

А вот шея его явно сломана, причем, вероятнее всего, в результате повешения.


Что же в итоге мы имеем?


Уважаемая общиной женщина похоронена с тяжелым ритуальным копьем, причем ее опасались даже после смерти, потому тело завалили тяжелыми камнями, а рядом лежит жертва повешения, просто брошенная в могилу без всякого инвентаря.


Кто же этот мужчина, может казненный преступник?


Но преступника точно не положили бы в такую могилу, их всегда хоронили в других местах отдельно от всех.


В итоге археологи предположили, что мужчина это невольник-слуга, которого отправили на тот свет, чтобы он мог после смерти служить своей госпоже. По мне так не очень убедительное предположение, поскольку викинги не отправляли слуг за умершей хозяйкой или хозяином, предавая их смерти через повешение, ведь куда проще заколоть или просто удавить. К тому же это не объясняет связанных ног и отсутствия инвентаря, ведь слуга как-то должен служить своей госпоже, что сложно делать без каких-либо инструментов и со связанными ногами.


Так что же, вопросы остались без ответов? Нет, это совсем не конец нашей истории.


Недавно была проведена ДНК-экспертиза останков и ее результаты поразили археологов. Оба скелета принадлежали близким родственникам — матери и сыну!


Это объясняет, почему они были похоронены вместе в одной могиле, но почему настолько по разному?


Хотя, если задуматься, как раз теперь стало понятно, почему соплеменники так боялись мести женщины и завалили валунами ее останки, ведь мать вполне могла отомстить за убийство сына даже после смерти, в том случае если она была могущественной ведьмой. Значит в ногах ее лежало вовсе не боевое копье, а настоящий посох ведьмы с тяжелым четырехгранным наконечником?


Если это действительно так, то отчасти ответ на загадку можно найти в древней саге, записанной еще в XIII веке. Она рассказывает нам историю колдуньи Катлы и ее сына Одда:


Одда-преступника не могли ранить или убить ножом, мечом или топором, поскольку колдовство матери защищало его от железа. Она прячет его дома от преследователей, превращая его последовательно в пса и в свинью. Пока другая женщина, так же обладающая магическими способностями, не разоблачает их. В итоге сына вешают на глазах матери, а ее саму забивают камнями, но она все же успевает проклясть убийц.

Так неужели археологи нашли действующих лиц или точнее останки людей, ставших прообразами героев этой старинной саги?


К сожалению, точного ответа на этот вопрос мы никогда не получим...


С вами был сегодня ваш старый знакомый Лысый Камрад (LKamrad).


==================================================================================

Так же мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле. Если вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 5
578

Когда теряешь голову от страсти, помни — есть шанс потерять её навсегда...  С античными статуями это бывает сплошь и рядом

Перед вами прекрасная мраморная скульптура Венеры Анадиомены в натуральную величину. Анадиомена по гречески "выходящая из моря". — богиня любви запечатлена на берегу сразу после ее ее рождения из морской пены прибоя. Еще с влажными, отяжелевшими от воды волосами, которые она только готовится отжимать...

Когда теряешь голову от страсти, помни — есть шанс потерять её навсегда...  С античными статуями это бывает сплошь и рядом Древний Рим, Древняя Греция, Искусство, Интересное, Загадка, Длиннопост

Конец II - начало III века н.э., Термы Каракаллы, Рим. Хранится в Музее спасенного искусства в Термах Диоклетиана.


Но у этой великолепной статуи нет головы. Смотрите, вот даже волосы есть, она держит их в поднятых руках, а там, где должна быть голова — НИЧЕГО — пустое пространство.  Жутковато, не правда ли?  ..И тем сильнее желание увидеть её лицо, уничтоженное вандалами много веков назад.


Скажете  невозможно? Нет, вполне реально. Мы с вами сможем увидеть её лицо ( и не одно!), чуть позже — я размещу фотографии с пояснениями  в обновлениях к этому посту. 


К тому же сразу  напомню,  на самом деле наша великолепная  Венера —  лишь римская мраморная копия  настоящей древнегреской бронзовой  скульптуры Афродиты Анадиомены.


Upd.1


Перед вами  первая Венера Анадиомена, совсем юная девушка, как сказали бы сейчас — на грани фола. Однако нет ничего глупее чем предъявлять к претензии по поводу морали древним римлянам.


Бронза, I-II век н.э., найдено в Бельгии, экспонат Musée Royal de Mariemont.

Когда теряешь голову от страсти, помни — есть шанс потерять её навсегда...  С античными статуями это бывает сплошь и рядом Древний Рим, Древняя Греция, Искусство, Интересное, Загадка, Длиннопост
Когда теряешь голову от страсти, помни — есть шанс потерять её навсегда...  С античными статуями это бывает сплошь и рядом Древний Рим, Древняя Греция, Искусство, Интересное, Загадка, Длиннопост

Но она, увы, не слишком похожа на нашу Венеру -- молодую взрослую женщину,  да и поза  не совсем совпадает...


Что же, тогда ждите следующего обновления,  примерно через час.  Перед вами появится  царственная Анадиомена в золотых украшениях....

Upd.2


А вот это бронзовая красавица с золотыми сережками и ожерельем (наверняка были еще браслеты на руках и ногах). Она так же старше нашей римской Венеры, I-II век н.э., найдена в Балльбеке, экспонат национального музея Бейрута, Ливан.  Здесь вы можете хорошенько рассмотреть ее лицо.

Когда теряешь голову от страсти, помни — есть шанс потерять её навсегда...  С античными статуями это бывает сплошь и рядом Древний Рим, Древняя Греция, Искусство, Интересное, Загадка, Длиннопост
Когда теряешь голову от страсти, помни — есть шанс потерять её навсегда...  С античными статуями это бывает сплошь и рядом Древний Рим, Древняя Греция, Искусство, Интересное, Загадка, Длиннопост

И хотя ее поза гораздо ближе к  нашей Венере, как по мне, она все же  не так прекрасна как первые две, да и вид сзади слегка меня разочаровал


Но все равно красива!

Когда теряешь голову от страсти, помни — есть шанс потерять её навсегда...  С античными статуями это бывает сплошь и рядом Древний Рим, Древняя Греция, Искусство, Интересное, Загадка, Длиннопост

Upd.3


Перед вами Афродита Анадиомена из Бенгази, Ливия. Датировка — 150-100 гг. до н.э., то есть она точно ближе  к греческому  оригиналу по времени чем наша римская копия из терм Каракаллы.


Вероятно, примерно таким и было ее лицо  в  оригинальной скульптуре Афродиты Анадиомены...


Экспонат из коллекции музея Пенсильванского университета, фотографии взяты с сайта музея.

Когда теряешь голову от страсти, помни — есть шанс потерять её навсегда...  С античными статуями это бывает сплошь и рядом Древний Рим, Древняя Греция, Искусство, Интересное, Загадка, Длиннопост

Вид сзади, чтобы вы могли хорошенько разглядеть ее прическу.

Когда теряешь голову от страсти, помни — есть шанс потерять её навсегда...  С античными статуями это бывает сплошь и рядом Древний Рим, Древняя Греция, Искусство, Интересное, Загадка, Длиннопост

Обратите внимание какая география у Венер: первая — Рим — Италия, вторая — Бельгия. затем Ливия — Африка, потом Ливан —Ближний Восток. 


Все это было  когда-то частью одного целого  —  великой  Римской империи, раскинувшейся от песков Африки до  холодных гор Шотландии,  от Красного моря  до  Атлантического океана, омывающего берега Испании.  И везде -- даже в самых далеких  и глухих  уголках империи приносили дары и  преклонялись перед  прекрасной богиней любви...



С вами был сегодня, ваш  старый знакомый Лысый Камрад (LKamrad).


==================================================================================

Так же мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле. Если вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!