savagurulev

savagurulev

На Пикабу
87 рейтинг 3 подписчика 1 подписка 21 пост 2 в горячем
13

Локализация такси. Юридический разбор

Вчера многих потрясла новость связанная с локализацией такси. Но то, что написали в новостях отнюдь не соответствует реальности. Давайте разберемся в чем вообще соль и чего нам ждать?

Москвич 8

Москвич 8

Для начала исследуем закон: Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» N580. Хотите юридически подушню? Нет? Хорошо, тогда вот вам краткая выжимка о том, что изменилось после принятия этого закона:

  1. Основанием для работы в такси перевозчиком (водителем) является разрешение. Однако физлицо имеет право работать в такси, если заключило договор со службой заказа такси (агрегатором). Разрешение предоставляется бесплатно.

  2. По идее, в каждом субъекте теперь должен быть свой региональный реестр легковых такси (автомобилей), реестр перевозчиков и реестр служб заказа такси. В первый вносятся машинки, во второй таксисты, в третий агрегаторы. Во второй реестр изменения вносятся очень просто через госуслуги, сам это делал, как с другими не знаю.

  3. Ряд требований предъявляется к агрегатору, к водителю такси, а еще и к самому легковому такси.

  4. Перевозчик или агрегатор обязаны публиковать свои тарифы на перевозку на своем сайте.

  5. В городах федерального значения может устанавливаться максимальное количество легковых такси.

  6. В субъектах могут устанавливаться запреты на перевозку легковым такси на территории жд, авиа и автовокзалов, за исключением мест, оборудованных для таких услуг, а также особенности организации перевозок в таких местах.

  7. Водитель и агрегатор несут ответственность за вред, причиненный пассажиру в момент перевозки (автомобиль ответственности не несет).

Закон вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Какие изменения были внесены вчера? Что там такое опять приняли эти депутаты? Законопроект N № 481272-8 называется: “О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси” то бишь вносит изменения в исследованный нами закон N 580.

Evolute I-Pro и Evolute I-Jet

Статья 9 закона N580 раскрывает требования, предъявляемые к автомобилю, новый закон добавляет к ним еще несколько. Вот непосредственно текст:

7. Транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать одному из следующих требований:

1) совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации технологических операций (условий) при производстве указанного транспортного средства соответствует совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2)  указанное транспортное средство произведено в рамках специального инвестиционного контракта, который заключен в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» в период с 1 марта 2022 года по 1 марта  2025 года включительно, либо в рамках специального инвестиционного контракта, который заключен в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и в который в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года включительно внесены изменения, предусматривающие привлечение для производства указанного транспортного средства организации, которая ранее являлась инвестором или привлеченным лицом по другому специальному инвестиционному контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», до  1 марта 2022 года;

3) указанное транспортное средство произведено в рамках специального инвестиционного контракта, который заключен в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года  № 488-ФЗ  «О промышленной политике в Российской Федерации» после 1 марта 2025 года либо в который внесены изменения после 1 марта 2025 года, и в отношении его Правительством Российской Федерации принято решение о допуске к использованию в качестве легковоготакси.

8. С 1 января 2033 года транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать требованию, установленному пунктом 1 части 7 настоящей статьи.

9. Действие положений части 7 настоящей статьи не распространяется на транспортные средства, сведения о которых внесены в региональный  реестр легковых такси до 1 марта 2026 года, а на транспортные средства, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси Калининградской области, - до 1 марта 2028 года, в региональные реестры легковых такси субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, - до 1 марта 2028 года, в региональные реестры легковых такси субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, - до 1 марта 2030 года.

10. Сведения о моделях транспортных средств, соответствующих требованиям, установленным частью 7 настоящей статьи, публикуются федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики в установленном им порядке.

Амберавто а5

Амберавто а5

В статью 10 тоже внесены изменения, но сама статья «Региональный реестр легковых такси» носит более технический характер, в ней написано о том, что должен содержать в себе этот региональный реестр. Там мало интересного и важного.

Изменения в статью 9 куда важнее. В ней, в частности в пункте 7, сказано, что автомобиль, вносимый в реестр на дату такого внесения должен соответствовать одному из трех требований:

  1. Набрать достаточно баллов за локализацию.

  2. Быть произведенным по СПИК (специальному инвестиционному контракту) с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

  3. Быть произведенным по СПИК после 1 марта 2025 года.

В пункте 8 же сказано, что с 1 января 2033 года транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать требованию, установленному пунктом 1 части 7 настоящей статьи. То есть требованию о локализации.

Наконец, в пункте 9 речь идет о том, что требования из пункта 7 не распространяются на автомобили, внесенные в реестр до 1 марта 2026 года, для Сибири и Калининградской области до 1 марта 2028, а для Дальнего Востока до 1 марта 2030 года.

Лада Гранта и Лада Аура

В итоге что мы имеем? До указанных дат можно вносить в реестр те же машины что и сейчас. То есть новые требования о локализации будут действовать только с 1 марта следующего года как минимум. И то, как я понял, эти требования не будут распространяться на автомобили, внесенные в реестр до вышеозначенных дат. Автомобили вносятся в реестр на неопределенных срок, так что можно будет внести все автомобили, что используются сейчас и ездить на них до посинения. Но вот после этих дат внести в реестр можно будет только определенные машины, которые соответствуют как раз тем трем пунктам.

Voyah Dream и Voyah Free

А какие машины соответствуют требованиям о локализации сейчас? Вы наверно слышали про некие 3200 баллов за локализацию. Откуда инфа? Из Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции". И там действительно сказано про 3200 баллов. Там также сказано, что условием подтверждения соответствия указанному требованию является наличие реестровой записи реестра российской промышленной продукции, размещаемого в государственной информационной системе промышленности. То есть, по идее, должен быть исчерпывающий перечень доступных в такси машинок.

Аурус Комендант и Аурус Сенат

А еще, как было сказано выше, автомобиль должен соответствовать совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Где перечень? А вот он!

Письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. № КА-39089/20 О направлении актуального перечня легковых автомобилей с российским идентификационным номером транспортного средства (VIN), использование которых представляется приоритетным для государственных и муниципальных служащих.

На данный момент в перечень входят 15 брендов:

бренд Lada, модели: Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Legend, Niva Travel, Largus, Aura;

бренд Москвич, модели: 3, 3е, 6, 8;

бренд УАЗ, модели: Патриот, Пикап, Профи, Хантер, СГР;

бренд ГАЗ, модели: ГАЗель NEXT, ГАЗель NN, Соболь, Соболь NN;

бренд SOLLERS, модели: ST6, ST8, ATLANT, ARGO;

бренд Evolute, модели: I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE, I-VAN;

бренд Voyah, модели: FREE, DREAM;

бренд Haval, модели: JOLION, DARGO, F7/F7x, H9, M6;

бренд XCITE, модели: X-Cross 7, X-Cross 8;

бренд AURUS, модели: SENAT, KOMENDANT;

бренд KAIYI, модели: E5, X3 Pro, X3, X7;

бренд BAIC, модели: U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7;

бренд АМБЕРАВТО, модель: А5;

бренд SWM, модели: G05 Pro, G01;

бренд CITROEN, модель: C5 AIRCROSS (производства компании ООО "Автомобильные

технологии" в Калужской области).

SWM g01

SWM g01

И в итоге, что же после этого будет? Думаю, ничего серьезного. Машины, которые вы сейчас видите в такси будут внесены в реестр и изнашиваться еще в течение многих лет. Старые свое отъездят, а на их место придут уже наши новые автомобили. Это отчасти поможет цивилизовать такси, уверен, уже к 2033 году заметная часть автомобилей будет состоять из новых, взятых в лизинг, оклеенных, не битых и не праворульных автомобилей.

Цена? Она будет расти, но плавно, а не одномоментно в 2-3 раза, как писали всякие.

X-cite X-cross 8

X-cite X-cross 8

Водителей на личных авто закон как-то по-особенному не ограничивает, просто постепенно им будет все сложнее соответствовать требованиям закона и агрегаторов. Так что со временем в такси будет все меньше личных старых японцев.

А пассажиры станут платить со временем больше, но зато к ним будет приезжать новый отечественный (китаец) автомобиль. Естественно, всяких бомбил у вокзалов вытеснит Яндекс. Рынок такси вырастет очень сильно. Такси будет стоит подороже, но везде уже будет определенный уровень качества, который будут поддерживать как агрегаторы, так и закон.

Haval Dargo

Haval Dargo

Показать полностью 13
5

Советские названия улиц. Что значат?

Иной раз мы слышим о попытках переименовать ту или иную улицу. Если при каждой такой новости вы закатываете глаза и думаете: «других проблем что ли нет?», то эта паста для вас. Вот вы знаете, что значит название вашей улицы? Кто тот человек, удостоившийся улицы в свою честь? Или что это за событие такое? Сегодня мы возьмем несколько советских улиц и узнаем значение их названий.

Начнем с моего города Иркутска. А впрочем, это имеет мало значения, ибо советские названия часто повторялись от города к городу и, к сожалению, мало отражали колорит определенного города. Так что приди вы в какой угодно город, вы наверняка найдете знакомые вам названия.

Советские названия улиц. Что значат?

1. Есть там переулок МОПРа. Что это? А вот! Международная организация помощи борцам революции или Международная организация помощи революционерам. МОПР, имея отделения в десятках стран мира, оказывала денежную и материальную помощь осуждённым революционерам. В СССР по каналам МОПР эмигрировали около 9 тысяч революционеров из разных стран.

Улица 3 июля в Иркутске сейчас и раньше

2. Улица 3 июля. Антиправительственные выступления 3—5 (16—18) июля 1917 года в Петрограде. Попытка большевиков захватить власть, как в октябре, но в июле.

Тимирязева в Иркутске и Тимирязевская в Москве

3. Улица Тимирязева. Есть не только в Иркутске, но и в других городах. Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920). Профессор Московского университета, естествоиспытатель, ботаник. Основные исследования Тимирязева посвящены изучению механизма фотосинтеза. С помощью сконструированной им аппаратуры установил, что этот процесс наиболее интенсивно протекает в красной и синей областях спектра (а не в жёлтой и зелёной, как считалось ранее).

Сам учёный и ЖК в Новосибе на улице Костычева. Я кст там жил чутка

4. Улица Костычева. Павел Андреевич Костычев (1845-1895). Российский профессор, агрохимик, почвовед. Важной заслугой Костычева явилось открытие роли почвенных микроорганизмов в разложении растительных остатков и формировании гумуса. С 1885 года Костычев работал в Министерстве земледелия и государственных имуществ. В 1894 году он стал директором Департамента земледелия.

Советские названия улиц. Что значат?

5. Улица Халтурина. Степан Халтурин. Неудачливый убийца Александра II, устроивший взрыв в Зимнем дворце, погубивший 11 человек, и ранивший более 50-ти. Закоренелый преступник через год после теракта участвовал также в убийстве прокурора в Одессе.

Советские названия улиц. Что значат?

6. Улица Володарского. Нет, не в честь Леонида Володарского, а в честь Мойши Гольденштейна, члена президиума ВЦИК, участника революции, который был убит в 1918 году.

Советские названия улиц. Что значат?

7. Улица Войкова. Петр Войков. Российский революционер, выписывал требования о выдаче серной кислоты для уничтожения трупов царской семьи, до революции организовывал покушения на разных лиц, был послом в Польше, где его и убили.

Советские названия улиц. Что значат?

8. Улица Баумана. Николай Бауман. Опять же революционер, которого убил рабочий текстильной фабрики во время митинга трубой по голове.

9. Улица Желябова. Андрей Желябов. Организатор покушения, к сожалению, удачного, на Александра II. Кстати, непосредственного участия в нем не принимал.

Советские названия улиц. Что значат?

10. Улица Софьи Перовской. Еще одна участница всё того же покушения. В нём, помимо одного из народников и самого Александра II, погибли также один из его охранников и 14-летний крестьянский мальчик.

Непосредственно Мойша и улица в Иркутске

11. Улица Урицкого. Моисей Урицкий, Первый председатель Петроградской Чрезвычайной комиссии. И тоже был убит. В 1918 году Леонидом Каннегисером.

Советские названия улиц. Что значат?

12. Улица Воровского. Вацлав Воровский. Советский дипломат, убитый в 1923 году в Швейцарии бывшим белогвардейцем.

Советские названия улиц. Что значат?

13. Улица Щорса. Николай Щорс. Руководитель красных повстанческих формирований на Украине во времена гражданской войны.

Советские названия улиц. Что значат?

14. Улица Бабушкина. Иван Бабушкин. Революционер, принимавший участие в восстании в Чите в 1905 году. Убит карательной экспедицией Меллера-Закомельского при попытке доставки оружия из Забайкалья в Иркутск для организации там восстания. Его имя до сих пор носит город Бабушкин на берегу Байкала.

Советские названия улиц. Что значат?

15. Улица Коминтерна. Коммунистический интернационал. То же самое, что и III Интернационал  – международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран в 1919 – 1943 годах.

Советские названия улиц. Что значат?

16. Улица Лазо. Сергей Лазо. Еще один революционер, который принимал участие в установлении советской власти в Сибири. И тоже был убит. Его сожгли в паровозной топке белогвардейцы.

Ну что? Узнали для себя что-то новое? А на какой улице живете вы? С дореволюционным названием или советским?

Показать полностью 21
1

Не нравится в СССР. Дефицит

Всем привет. Сегодня на повестке дня у нас сайт «Не нравится в СССР». Сегодняшняя тема: Дефицит. Не буду душнить, а просто соберу для вас несколько интересных историй. Приятного… а стоп, еды же нет! Дефицит.

Не нравится в СССР. Дефицит
  1. Частенько вспоминаем с женой совковые времена. Особенно, когда в очередной раз слышим, что при "дорогом Леониде Ильиче" полки в магазинах ломились от продуктов, про бесплатные квартиры и пр. Немного воспоминаний. 70-е годы. Областной центр в Центральном Черноземье. Курск. На прилавках только гнилая картошка, серые макароны, сахар, если не дачный сезон, пара видов рыбных консервов и... и всё! За маслом, причем не сливочным по 3.40, которого вообще не бывало, а "Бутербродным" по 3.10 стояли по три часа в очереди по триста грамм в руки. На рынке, если не имеешь знакомого рубщика, то купишь по рыночной цене одни кости. Помню, год наверное 77-й - 78-й. Канун Нового года, холодильник пуст. Отстояли в очереди часов пять на морозе, чтобы купить синих цыплят, умерших от дистрофии. За мясом, дважды в год, либо за 500 км в Москву, либо, за 250 - в Харьков. Как же народ выживал? Скоро пронюхали лазейку. Народ собирался на вокзале и штурмовал вагоны-рестораны, чтобы по бешеной цене купить кусок колбасы либо пару упаковок "заморозки" (готовое блюдо в фольгированной упаковке для разогрева). А ранние подъемы в 5 утра за молоком? Придешь, стоишь на морозе, вдруг крик - "Бочку повезли на Заводскую!", вся толпа бежит туда, а молочной бочки нет... "Бочку повезли на Комарова!"- опять бежишь!

2. Казалось бы "сытая", "заевшаяся" Москва. Но в советские годы я никогда не ела многое из того, что потом попробовала уже после падения СССР.

Я не помню кофе, если оно и было, то редко и очень дорого. Зато был кофейный напиток из корней цикория. Тогда он казался даже довольно вкусным. Не знаю, как бы я оценила его сейчас. В основном пили чай, но хороший чай тоже было не достать. Индийский со слоном на упаковке считался самым качественным. Его давали в основном только в заказах. Заказы иногда продавали на работе. Это не то, что ты сам заказывал. Это просто набор нескольких дефицитных продуктов, которые произвольно для тебя собрали вместе. Там часто были: индийский чай, коробка конфет, банка тушенки, по-моему гречка и что-то еще в зависимости от времени. Иногда была и нагрузка: то, что есть было практически невозможно. Например, "завтрак туриста". Это тушенка, в которой почти совсем нет мяса, а в основном один жир. Когда эта банка нам попадалась, мы иногда на нем что-нибудь жарили. Но желудок даже это часто не выдерживал.

Зато консервы из лосося были очень вкусными. Но сам лосось я никогда не ела. Иногда после больших праздников в магазины выбрасывали лососевые головы. Это наши партийные начальники отмечали праздник, ели осетров, а головы продавали в магазины. Вот из них суп был великолепный. Но это было очень редко.

Помню каким праздником были глазированные сырки. Их продавали только в магазине "Диета". И иногда, когда маме случалось проезжать мимо, она покупала нам несколько штук. Какими же они казались вкусными! Я и сейчас их люблю, возможно, в память о детстве.

Ну и самое неприятное: почти за всеми продуктами приходилось стоять в очереди. Нас, детей, часто посылали в эти очереди. И как же я это не любила! Как часто там были хамство и агрессия. Причем, обхамить ни за что могли и меня, девочку. Я была довольно застенчивой и тяжело переносила это.

Сейчас думаю: ведь стояли же в основном женщины, у которых тоже были дети. Как они могли так легко срываться на девчонку лет 10-13? Но, видимо, общая замотанность, неуверенность, достанется ли то, за чем стоишь, усталость после работы давали такое раздражение.

А знаменитый крик продавщицы: "Вас много, а я одна!" - он ведь, действительно, часто раздавался. И часто бывало, что во время скандала она бросала всю торговлю и уходила. И все терпеливо ждали, когда соизволит вернуться. А когда продавщица, наконец, возвращалась, все становились как шелковые.

3. Еще немножко о дефиците или Квест для бабушек и внуков.

Квест был на самом деле для бабушек и их внуков-дошкольников, с которыми эти самые бабушки сидели. Школьники не годились, потому что им надо в школу. Действующие лица: баба Аня (моя бабушка по материнской линии), баба Тома (сестра другой моей бабушки, по отцовской линии), многочисленные внуки бабы Томы.

Итак, раннее утро. Баба Тома бежит в магазин неподалеку от ее дома. Возле нашего дома ловить просто нечего. Баба Тома занимает очередь, пишет номерок и звонит бабе Ане. Баба Аня в это время отправляет меня в школу и бежит в магазин возле дома бабы Томы (километра два) отмечаться. Баба Тома в это время летит домой, на пятый этаж, поднимать своих внуков. Пока баба Аня стоит в очереди и время от времени отмечается (а следующий от нее человек отстает не на один номер, а сразу на три или четыре, о чем заранее позаботилась баба Тома), баба Тома летит с пятого этажа со своими едва проснувшимися внуками в очередь. Баба Аня держит оборону. "Вас здесь не стояло" не прокатывает, т.к., напомню, когда баба Тома становилась в очередь, она назвала следующему номер на четыре больше, по числу планируемых внуков. Потом баба Аня и баба Тома берут дефицит (сахар, например, или масло, в доталонную пору), делят его по-братски и довольные расходятся по домам (бабе Ане, напомню, топать километра два). Областной центр. Город-герой Волгоград. Примерно 1980 год. Баба Аня и Баба Тома - две женщины под шестьдесят, обе фронтовички, с не очень здоровыми ногами.

Выглядит смешно и здорово. Азартно, я бы сказала. Только почему-то плакать хочется.

Вы, молодежь, удивитесь: зачем внуки бабы Томы нужны в этой схеме? Отвечаю: в пару крохотных детских рук дадут еще 2 кг вожделенного сахара, или еще 200 г вожделенного масла, или не помню сколько, один кг или полкило вожделенной колбасы. Этого хватит на семью одной дочери бабы Томы, другой дочери бабы Томы и еще дочери бабы Ани. Самим бабе Томе и бабе Ане может и не хватить... Но они и не претендуют. Они сварят кастрюлю борща для внуков и кастрюльку пустого супчика для себя.

4. 1989 г. Иркутск. Самое голодное время на моей памяти. В магазинах пусто, от слова совсем. Люди блуждают по пустым храмам торговли в тщетной надежде найти хоть что-то съедобное. Продавщицы скучают. В один из таких дней я зашел в "овощной", где кроме запаха гнилой картошки ничего меня не ожидало. Даже самой картошки, хоть бы и гнилой. На одной полке пылились трёхлитровые снаряды берёзового сока. Порадовали только нарядные ценники моего собственного дизайна. Такие ценники украшали все овощные иркутской области и были предметом моей гордости (ха-ха). На ценниках был целый натюрморт: красные (!) помидоры, лук репчатый, капуста, морковка, и т.д. Ну да ладно, это так, лирическое отступление. По пустой торговой точке кроме меня уныло прогуливались три-четыре хорошо одетые женщины. Дело было ближе к вечеру, и это явно были тётеньки, зашедшие в магазин после работы, надеясь найти что-то, чем можно покормить мужа, а если повезёт, то и детей. Была поздняя осень, и некоторые были в красивых кожаных перчатках. Что-что, а одеваться тогда старались достойно любой ценой. Это была всеобщая навязчивая идея. Так вот. Внезапно открылась шторка из подсобки, и нетрезвый грузчик в старом ватнике вкатил в зал небольшую тележку с полугнилой морковью. Полугнилая в этом случае не метафора. Она действительно была гнилой на 50%. Кроме того вперемешку с комьями сырой земли. Женщины мгновенно среагировали и, отталкивая друг-друга, ломанулись на своих высоких каблуках к тележке, так что я сразу понял, что у меня шансов нет. Я просто стоял и смотрел. Смотрел и запоминал. Эти несколько пар рук в дорогих перчатках рвущие друг у друга гнилую грязную морковь. Метафора тошнотворного унижения. Я повернулся и поплёлся домой. По дороге остановил такси и купил у водителя бутылку водки за тройную цену.

Не нравится в СССР. Дефицит

Кстати, интересный парадокс: в Совочке в моем городе был молокозавод, пивзавод, рыбзавод, хлебзавод (до недавнего времени). Сейчас ничего этого нету, однако проблема с продуктами была именно в прошлом. Сейчас же в городе почти ничего из продуктов не производится, но ни намека на дефицит. В этом и прикол советской экономики: заводов много – товаров мало.

  1. В 1982-ом году я учился во 2-м классе. Как-то раз моему однокласснику Лёшке Попову старший брат привез из загранплавания японские 24-цветные фломастеры. Родители Лешки были из партийной номенклатуры, и жили они зажиточно. Его старший брат закончил мореходку и часто плавал в капстраны: Японию и Южную Корею. Лёшка вытащил фломастеры на уроке рисования. Это явление было как гром среди ясного неба! Нас, савеццких учеников шокировало то, что в этом наборе фломастеров были так называемые «неоновые цвета»: салатовый, ярко-розовый и ярко-фиолетовый. Увидев эти цвета фломастеров, мы были поражены и удивлены, как дикие аборигены впервые увидевшие зеркало или бусы. Даже учительницы из других классов приходили поглазеть на это буйное чудо японских красок. И это неудивительно, потому что в сером эСеСеСеРе таких красок и цветов не существовало. Напомню, что на дворе стоял 1982-ой год. Лешка берег фломастеры как зеницу ока, потому что их могли запросто украсть из сумки. Потом уже, в 1990-х, когда Совок рухнул, буйство красок и цветов распространилось на все городские рынки. Появились китайские шнурки неоновых цветов, кроссовки, куртки и пр. ширпотреб.

2. В 1970 году к 100-летнему юбилею продавались тетради, альбомы с изображением Ленина В.И. Для черчения не было абсолютно никакой бумаги, поэтому мы на уроках черчения использовали альбомы для рисования. Я на обложке своего альбома на лысине Ленина написала свою (длинную) фамилию. А когда сдали альбомы на проверку и на следующем уроке их раздали, то мне альбом не дали. На вопрос—где мой альбом, учитель сказал— после урока получишь. Позже он мне вернул альбом без обложки и сказал: — Ты знаешь, что бы с тобой было за это несколько лет назад? Больше так никогда не делай!

Не нравится в СССР. Дефицит

3. А ещё бывало, ходишь по магазину, ищешь пустоту, и вдруг... люди куда-то побежали... И ты за ними, подхваченная стадным чувством. Прибегаешь и вместе со всеми набрасываешься на тележку. Даже не зная, что в ней. Главное - схватить. Сначала бежать, потом хватать. Авось пригодится.

4. Сегодня болгарку купил. И чё тут такого? Нудно мы живем! А где романтика? А как же весело было в СССР! Недавно дед мне рассказывал, как бензопилу в 1968-м покупал:

«Приехал на Новый год друг с севера, говорит: можно “Дружбу” взять. Поехали мы с ним в Ухту (республика КОМИ). Вечером говорит: “Пошли!” Ночь. Мороз. Шли с километр. Слышим голос из темноты:

- Как звать ?

- Витька, - отвечает друг.

- Бери, - дает мешок в руки.

Мы дали деньги и домой. Дома посмотрели в мешок - пила разобранная, не новая, может пару месяцев ей работали, но детали все есть! Привез домой, собрал аж осенью, чтобы не светится. Был первый парень на деревне, мне 21 год и уже бензопила есть!»

А сейчас? Разве это жизнь? Пойдешь в магазин - пил сотня стоит, продавец за руки хватает, у меня купи. От народ, продались америке, за печеньки!

Свободно заявляю в полной уверенности, что мне ничего за это не будет: Ленин – мудак.

Не нравится в СССР. Дефицит
  1. Отсутствие в продаже интересных книг. Талоны на книги. Целых 20 кг макулатуры надо было собрать и сдать, чтобы получить несчастный клочок бумаги на право покупки одной (!) хорошей книги. В середине 1970-х мы с подругой были студентками Абрамцевского художественного училища и заядлыми читарями. Вся приключенческая литература окрестных библиотек была нами проглочена, оставался один выход - макулатура. С трудом насобирали два мешка и поперли на себе в Москву, т.к. пункты приема были только там, и книги по талонам там же. Огорчало несоответствие затраченных усилий конечному результату. Все-таки 20 кг для худеньких 16-летних девчонок - это очень тяжело, и за такие труды всего одна книга! Кажется, "20 лет спустя" Дюма, или "Наследник из Калькутты". Спасибо родной партии за заботу о подрастающем поколении!

2. У мужа родственники жили в райцентре. В их маленьком книжном можно было найти редкости, которые мы никогда не видели на прилавках большого города. (Примечание: В СССР в крупных городах хороших книг не было, их можно было купить, только сдав макулатуру. Но в маленьких городках и поселках часто можно было найти хорошие книги, которые там не пользовались спросом, хотя поставлялись, ведь экономика была плановая).

3. А ещё вспомню, как на работе подписки на книги были в розыгрыше. Выделяется на организацию человек в 30 штук 5 подписок. И тянут бумажки из шапок. Нет, никогда не смогу то время признать нормальным. Какой бы уверенностью в завтрашнем дне не оправдывали. Унижение на каждом шагу.

4. А у нас и в магазине книги с нагрузкой продавались. Отчётливо помню, как заходим с мамой в книжный магазин, и я вижу на полке сборник Булычева. Ору: "Купи!", а продавщица говорит, что эта книжка отдельно не продается. Мама не удивилась, купила мне Булычева и ещё какие-то две брошюры, которые мы сразу же и выбросили.

(Примечание: часто дефицитные товары продавались «с нагрузкой»: чтобы их купить, надо было купить еще что-то, что никто не хотел брать).

5. А чтобы выписать "За рулем" или еще что-то интересное, надо было подписаться на кучу пропагандистской гадости.

6. А школьникам обязательная подписка на газету "Пионерская правда".

7. Чтобы подписаться на что-то приличное вроде "Нового мира", приходилось подписываться в нагрузку на газету "Правда". Однажды у нас скопилось одновременно четыре подписки на "Правду". Мы на почте договорились, чтобы нам ее не носили, а отдавали каким-нибудь бедным старушкам.

8. У родителей валялась куча книг, в которых обличали и разоблачали Запад, сионизм и еще что-то. Именно валялась - книги не стояли на полке, а были стыдливо запихнуты на дно шкафа. Потом эту дрянь все же увезли на дачу, на растопку (почему они это в макулатуру не сдали - не знаю). Я спросила: - Откуда оно и зачем вы на это деньги тратили? - Нагрузка! - вздохнули родители. И у папы, и у мамы на работе иногда предлагали купить хорошие книги. Но только с нагрузкой. Хочешь что-то приличное, изволь купить Солодаря.

Литературный "памятник" Сибири

Литературный "памятник" Сибири

Что касается книжек, то эта ситуация – еще один абсурд Совочка. Было так: книг издавалось невероятно много: тогдашний средний тираж (условно 100 000) – это нынешний бестселлер. Издавались ли популярные авторы? Да! Гигантскими тиражами в 1 000 000 и более, но их все равно не хватало на почти 300 миллионную страну. Но зато издавалась целая куча низкокачественной графомании. Я вот хотя бы бумагу не трачу…

А там тратили на это мощности целых издательств. В Иркутске, например, в Восточно-Сибирском книжном издательстве выходила серия «Литературные памятники Сибири», изданная, как говорит Вики, тиражом в 2 275 000 экземпляров. Она включала в себя рассказы сибирских авторов, советских и дореволюционных.

Есть такое место, как «Книжный приют» в Иркутске. Так вот… Там эти книжки лежат просто пачками, я их открываю, а они хрустят по корешку. То есть сорокалетнюю книгу никто никогда не открывал!!! Вот, сколько бумагомарательства издавалось в Совочке, которое даже никто не читал. Вот, в чем суть плановой экономики, когда на интересы читателя кладут болт, продвигая при этом местечковых ноунеймов, которых потом дадут в нагрузку. И напоследок вам…

Кто-то пишет про нагрузку костей к мясу, кто-то про «Малую землю» к книгам... Но есть вещи и пострашнее, которые давались гражданам «в нагрузку». В нагрузку к вкусному пломбиру, сильной армии и «нас уважают» полагались железный занавес, ГУЛАГ, беспросветная отсталость в экономике и уровне жизни. Большинство понимало это тогда, но другое большинство не понимает это сегодня.

Показать полностью 5
6

Ответ на пост «Все что нужно знать о рыночной экономике»4

И мне есть чего сказать. Часто приходится покупать запчасти для машинок 🚗 🚗 🚗 В том числе для грант. Чтобы сэкономить, беру на озон и иногда ВБ: масло по 200 с чем-то рублей за литр синтетики, хорошее. Комплект сцепления меньше 3000, стойка передняя - 2000 за штуку. Живу в городе Усть-Илиме Иркутской области. Да, далеко от всего.

И есть у нас несколько автомагазинов, продающих то же самое, но с накруткой 2-3 сука раза. Тот же комплект сцепления будет там стоить 7-8 тысяч. Пзц, просто самая незатейливая накрутка, что я видел в жизни.

Озон и ВБ - огромное удобство для нас, которое избавит нас от всяких сраных паразитов, которые зарабатывали на нас деньги, не делая ничего полезного.

Каждый бизнес зарабатывает, удовлетворяя потребность людей. Если он это делать перестает, то за что нести ему деньги?

Разбор статьи Толстого

В альманахе «Минувшие дни», который я недавно заимел, я нашел одну статью Л. Н. Толстого, которую он написал в 1909 году. В журнале 1928 года она называется «Чингисхан с телеграфом», вы также можете встретить её под другим названием: «Пора понять».

Почему Чингисхан и почему с телеграфом? Ну такое выражение впервые употребил Герцен, а имел он ввиду условного деспота с современной на то время техникой, вроде телеграфа и железных дорог, типа того. Это камень в огород Российской Империи, ну вы поняли. Статья размещена там не просто так. Весь журнал пропитан от корочки до корочки антицарской пропагандой, в каждом номере содержится подложный дневник фрейлины императрицы Вырубовой и многочисленные рассказы о неудачах белогвардейцев.

Я считаю статью очень интересным и важным материалом, так как она действительно может отражать реальный образ мысли образованных жителей Империи. Хотелось бы знать, что они думали обо всем происходящем, и статья Толстого нам в этом немного помогает… Хочу сделать полный ее разбор по фактам! Постараюсь разобраться со всем, за что он критикует Империю и Царя. Давайте дам прочесть вам саму статью, благо она короткая, а сам, между делом, буду вставлять свои пять копеек. В общем, открываю дискуссию!

Пора понять

«Государство, основанное на расчете и скрепленное страхом, представляет из себя сооружение и гадкое, и непрочное», говорит где-то Амиель. С этим нельзя не согласиться вообще и можно это понимать разумом, но кроме этого понимания можно еще испытывать всем существом своим чувство отвращения и ужаса перед таким сооружением, когда живешь в нем, и вся гадость и непрочность этого сооружения ничем не прикрыта. И это-то самое чувство испытывается теперь в России огромным большинством 150-ти миллионного народа.

Хорошо, когда гадость и непрочность этого сооружения искусно скрыта от людей сложными, укоренившимися в поколениях людей, хитрыми софизмами, главное, когда люди так заплетены, захвачены в это сооружение своими личными расчетами тщеславия, корысти, что они не видят, уже не хотят, не могут видеть всего безумия, несправедливости, жестокости этого сооружения и, коснея в своем рабстве, воображают, что все приспособления этого сооружения: суды, полиция, войска, министерства, главное парламенты, суть необходимые и благодетельные учреждения, обеспечивающие их безопасность и свободу. Такие люди искренно верят, что они настолько свободны, насколько люди могут быть свободны, и что те учреждения, которые держат их в рабстве, неизбежные условия жизни всех людей, и что если нужно в них изменять что-либо, то только некоторые подробности, в общем же все так, как и должно быть и не может быть иначе. Так думают и могут думать англичане, американцы, французы, немцы, но мы русские, к несчастью, или скорее к счастию, в особенности в настоящее время, как ни старались, не можем думать и чувствовать так. Мы русские теперь в огромном большинстве своем, всем существом своим сознаем и чувствуем, что все то государственное устройство, которое держит, угнетает и развращает нас, не только не нужно нам, но есть нечто враждебное, отвратительное и совершенно лишнее и ни на что не нужное.

Толстой известен своей позицией по поводу церкви и анархизма. В своих дневниках он писал в том числе и такое:

«Анархия не значит отсутствие учреждений, а только отсутствие таких учреждений, которым людей заставляют подчиняться насильно, — а такие учреждения, которым люди подчиняются свободно, по разуму. Казалось, иначе не могло и не должно бы быть устроено общество существ, одаренных разумом.»

«Понятно, что коров, лошадей, овец стерегут люди. Люди знают, чтó нужно скотине и как лучше пасти ее. Но лошади, коровы, овцы не могут сами пасти себя, потому что они все одинаковы по своей природе. Также одинаковы и люди. Почему же одни люди могут повелевать другими и заставлять их жить так, как это им кажется лучше? Все люди одинаково разумные существа, и управлять ими может только то, что выше их. Выше же их только одно: тот дух, который живет во всех их, то, что мы называем совестью. И потому людям можно повиноваться только своей совести, а не людям, которые назовут себя царями, палатами, конгрессами, сенатами, судами…»

С момента написания сего прошло уже изрядно больше ста лет. Мы хоть на сколько-нибудь приблизились к влажным мечтам Льва Николаевича? Ни на планковскую длину! Конгресс есть? Да. Царь есть? Не у нас, но есть. Суды остались? Куда денутся… Будем считать его точку зрения интересной фантазией, но не более. Идём дальше.

Для всякого теперь в России не только мало-мальски мыслящего человека, но для самого малодумающего, безграмотного человека совершенно ясно, что кроме всех обычных бед, нарушающих спокойную жизнь человека, он непрестанно испытывает лишения и страдания, причина которых одна — деятельность правительства, котор[ое] с самых разных сторон с неумолимой грубостию и жестокостью, без всякой надобности, не переставая, мучает и давит его, если только он сам не поступает в число тех некоторых людей, которые давят всех. С одной стороны русский человек нашего времени особенно живо чувствует это давление потому, что правительство, не встречая более препятствий, с полной бесцеремонностью и наглостью давит, душит, убивает, запирает, ссылает всех, дерзающих не то что противиться, но поднимать против него протестующий голос, с другой же стороны, особенно живо чувствуют русские люди жестокость, грубость и безудержный деспотизм правительства еще и потому, что в последнее время, поняв возможность более свободной, чем прежняя, жизни, русские люди сознали, хотя отчасти, себя разумными существами, имеющими право руководиться, каждое, в своей жизни своим разумом и совестью, а не волею случайно попавшего на место властвующего того или другого неизвестного ему человека. Насколько становилась жесточе, грубее и бесконтрольнее власть правительства, настолько усиливалось и уяснялось в народе сознание безумия, невозможности продолжения такого состояния. И оба явления: и безудержный деспотизм власти, и сознание незаконности этой власти, усиливаясь с каждым днем и часом, дошли в последнее время до высшей степени. Но несмотря на ясность сознания большинством народа ненужности и зловредности правительства, народ не может освободиться от него силою вследствие тех практических приспособлений: железных дорог, телеграфов, скоропечатных машин и др., владея которыми правительство может всегда подавлять всякие попытки освобождения, делаемые народом. Так что в настоящее время русское правительство находится вполне в том положении, о котором с ужасом говорил Герцен. Оно теперь тот самый Чингис Хан с телеграфами, возможность которого так ужасала его. И Чингис Хан не только с телеграфами, но с конституцией, с двумя палатами, прессой, политическими партиями et tout le tremblement.

— «Деспотизм! Помилуйте, какой же деспотизм, когда у нас две палаты, блоки, партии, фракции, запросы, президиум, премьер, кулуары, — все, как должнò. Какой же деспотизм, когда есть и Хомяков и Маклаков, и ответственный министр. Есть свод законов, и суды и гражданские, и уголовные, и военные, есть цензура, есть церковь, митрополиты, архиереи, есть академии, университеты. Какой же деспотизм?» То, что все это есть только подобие того подобия, которым в Европе обманывают людей и в России уже никого — кроме участников — не обманывает в настоящую минуту, не важно для Чингис Хана, так как у него есть другие средства. И он продолжает спокойно делать свое дело, надеясь, что, как это произошло и происходит во всех, так называемых, христианских странах, народ привыкнет, сам втянется и запутается в эти дела, и Чингис Хан останется Чингис Ханом только не с ордой диких убийц, а с благовоспитанными, учтивыми, чистоплотными убийцами, которые так сумеют устроить разделение труда, что грабеж и убийство людей будет одно удовольствие и доступно самому утонченно чувствительному человеку. Так смертоубийства, называемые казнями, совершаются не просто, а перед каждым таким убийством сходятся человек 5 в мундирах, садятся на креслы и на столе, покрытом сукном, что-то пишут и говорят, и хотя они знают, что их разговор не изменяет судьбы того, кого хотят повесить, они делают вид, что они судят и приговаривают. И с этой процедурой убивают от 3 до 7 человек в день. (Нынче, 25 ноября, было 12 явных опубликованных приготовлений к убийствам (приговоров) и 5 убийств.) И это в продолжение 4, 5 лет или больше.

Льву Николаевичу ужасно повезло не дожить до начала Мировой войны, революции, гражданской войны. Просто смешными теперь кажутся его негодования таким количеством казней в день. Это не в одном Питере или одной губернии, он имел ввиду от 3 до 7 человек в день казнят ВО ВСЕЙ Империи!

Сколько русских жизней унесла война, которая должна была покончить с войнами? По данным Википедии, потери России в ПМВ составили 1 811 000 человек. Россия воевала 31 месяц, то есть теряла более 700 000 человек в год, а в день почти 2000 человек!

Но это еще не всё… Далеко не всё, на очереди гражданская война. И тут конкретной цифры просто нет. Нашел информацию о 2 500 000 убитыми и 2 000 000 погибшими в результате репрессий. Историки, подсчитывая общие потери, рассказывают о 8-10-17 и до бесконечности миллионах человек, беря в расчет не родившихся, уехавших, и самых разных. Но если говорить только об убитых цифра все равно огромна. И если пересчитать на сутки, то выйдет в районе 3000 человек!

Так что да, хотели жить лучше, народ Империи? Поддерживали революцию? Хотели свободы? Получите, распишитесь! Самое печальное то, что свободы, власти, эмансипации женщин, отмены смертной казни и других либеральностей хотели всякая вшивая интеллигенция, толстые и Толстые, в жизни не копавшие руками земли. А когда припёрло, они же свалили за границу. И Толстой бы, возможно, свалил, если бы дожил.

Дамы говорят: «C’est terrible. Je ne puis jamais lire sans frémir. Мужчины с свойственным мужескому полу мужеством и разумностью внушают дамам, что это необходимо для общего блага. В газетах ужасаются на эти продолжающиеся казни. Важные чиновники и члены Думы, заявляя свою либеральность, говорят, что пора бы окончить эту boucherie, но заведующие этой boucherie улыбаются на эту сантиментальность. Они знают, как это неизбежно, необходимо и благодетельно. Погодите, говорят они, придет время и мы перестанем. Но им незачем переставать. Все идет прекрасно и очень может быть, что идет все так прекрасно только благодаря этим «разумным» мерам. Так зачем же отказываться от них. Так насчет убийств, совершаемых властями.

Говорят, революционное большевистское правительство действительно отменяло смертную казнь в 1917 году, но сами понимаете, что в годы гражданской войны такой запрет действовать не будет.

В следующий раз это сделают в 1947-м:

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Отменить в мирное время смертную казнь, установленную за преступления действующими в СССР законами.

2. За преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, применять в мирное время заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.

3. По приговорам к смертной казни, не приведенным в исполнение до издания настоящего Указа, заменить смертную казнь, по определению вышестоящего суда, наказанием, предусмотренным в статье 2-й настоящего Указа.

Но запрет продержался недолго:

Ввиду поступивших заявлений от национальных республик, от профсоюзов, крестьянских организаций, а также от деятелей культуры о необходимости внести изменения в Указ об отмене смертной казни с тем, чтобы этот Указ не распространялся на изменников родины, шпионов и подрывников-диверсантов, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. В виде изъятия из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года об отмене смертной казни допустить применение к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам смертной казни как высшей меры наказания.

Как видите, отмена смертной казни – не новая идея, но реализовать ее удалось лишь недавно. И революция, и свержение ненавистного царя тут оказались ни при чём.

То же и по отношению к заключению в тюрьмах. Тюрьмы переполнены, недостает места. Мрут от чахотки, тифов, бегут, бунтуются, убивают самих себя, но власти знают, что это полезно, по крайней мере уж наверно не вредно, и тоже с известными, приличными делу, сопутствующими разговорами и писаниями сажают всё новых и новых узников. Виноваты они или невиноваты, это все равно. Все лучше изъять из жизни человека, от которого может произойти что-нибудь неприятное. То, что он посидит года два в тюрьме или умрет там, вреда для нас не будет, а не посади его — может быть, он и в самом деле виновен. Всегда лучше перекланяться, чем недокланяться. По тюрьмам, построенным на 70 000, больше ста тысяч человек. Но и этого мало. Чуть есть указания или кому-нибудь покажется, что есть указания на то, что человек может думать и высказывать то, что думает о действиях правительства, его схватывают, сажают в тюрьму и даже без всяких приличествующих делу процедур везут в самые далекие, дурные для жизни места и там бросают с запрещением уходить оттуда. Хотя и трудно понять, для чего это нужно Чингис Хану, но очевидно нужно, потому что он старательно делает это, даже тратя большие деньги на эти ссылки. Таких несчастных тоже около сотни тысяч.

По его информации сто тысяч в тюрьмах и сто тысяч по ссылкам? Хорошо, охотно поверим. А сколько сидело народу в Союзе?

Сюда просто вставлю таблицу под авторством историка В.Н. Земскова:

Разбор статьи Толстого

Ну и как видите, в худший год цифра выше в 12 раз! Толстой, ты доволен?

Люди эти озлобляются, передают свое озлобление тем мирным людям, которые до их появления не думали о правительстве, но Чингис Хану до этого дела нет, у него есть телеграфы, телефоны, скорострельные пушки, револьверы и он не интересуется тем, что думают и чувствуют мучимые им люди. Но это далеко не все. Самое важное продолжает делаться дома в столицах, больших городах, в печати и, главное, в школах от высших до низших. Запрещается все, что только может открыть глаза людям, поощряется все то, что может затемнить, ослепить людей в печати, в школах и, главное, в религии. Казалось бы, нельзя соединить все, что творилось и творится, с исповеданием религии, называемой христианской, еще менее оправдать все эти злодейства этой христианской религией, но существует целое сословие людей, которое занято одним этим делом: таким извращением христианства, при котором всевозможные преступления, грабеж (подати, земельная собственность), истязания, даже убийства, казни, войны считались свойственными христианам делами. И кажущееся невозможным дело совершается. Совершается то, что вера в учение Христа заменяется кощунственной верой в то, что Христос Бог делатель самых странных и ненужных чудес и что, веруя в этого Христа, надо верить и в чудеса, происходящие от воображаемой царицы небесной, от мощей, икон и т. п. Все это передается как священные истины и рядом с этим, как столь же священная истина, внушается и рабское подчинение Чингис Хану. Совершается этот ужасный обман над взрослыми и с особенным рвением и упорством и наглостью над подрастающим поколением под видом обучения заведомой лжи, называемой законом божим. На каждом экзамене закона божия — а через такие экзамены проходят все дети — происходит следующее.

Священник. Дозволено ли убийство по христианскому закону?

Ученик. Нет.

Св. Всегда не дозволено?

Уч. Нет, не всегда.

Св. Когда же оно дозволено?

Уч. Дозволено в случае наказания за преступление и для защиты отечества.

И это всегда на всех экзаменах. И нет ни одного русского грамотного человека во всей империи, который бы в том возрасте, когда он еще не может рассуждать, не прошел бы через эту клевету на Бога, на Христа, на разум человеческий. И Чингис Хан, как представитель просвещенного правительства, дает награбленные с народа деньги на народные школы, долженствующие распространять такое Чингис-ханское просвещение.

Ну вот наступила революция, отпала необходимость изучать закон божий, но на его место пришел всякий марксизм-ленинизм. Не один ли хрен?

Так телесно и духовно угнетался и угнетается русский народ Чингис Ханом с телеграфами и Чингис Хан был спокоен и надеялся, что теперь, когда есть конституция, и Хомяков, и Маклаков, и президиумы, и правые, и левые, и середина, и Гучков, и духовенство, и союзы русского народа, и пресса, и школы, и что, если не жалеть награбленных денег на шпионов и на тюрьмы, суды, виселицы для взрослых, и на преподавание, распространение и поддержание клеветы на христианские учения в виде гнусного обмана под названием Закона Божия для детей, то все будет итти по старому, и различие Чингис Хана с телеграфами от прежнего будет только в том, что новый Чингис Хан будет еще могущественнее старого. — Но к несчастию Чингис Хана и к счастию русского народа Чингис Хан ошибся. От того ли, что слишком глупы и грубы были слуги нового Чингис Хана и их дела, от того ли, что в своих насилиях они перешли тот предел, дальше которого люди не могут переносить порабощение их и издевательства над их разумом, от того ли, что железные дороги, телеграфы, пресса и все то, что, с одной стороны, дает могущественное орудие в руки Чингис Хана, с другой стороны соединяет людей в одном и том же сознании, от того ли, что русскому народу, большинству его, настоящему народу, крестьянскому народу, не развращенному еще школами,

Большевики, как вы знаете, окончательно развратили крестьян школами)

свойственно понимание христианского учения в его истинном значении, признающем равенство и братство людей, не допускающее не только убийство, но и насилие друг над другом, от того ли или от другого или еще чего, но несомненно одно то, что в настоящее время русский народ, настоящий русский народ, вследствие совершенных и совершаемых над ним преступлений, потерял не только уважение к своему правительству, но и веру в необходимость какого бы то ни было правительства и не может уже быть принужден повиноваться существующему правительству и участвовать в мерзких делах его. Недавний проезд Царя со всеми сопутствующими ему отвратительными подробностями был, как мне кажется, тем толчком, который при переохлажденной жидкости мгновенно превращает жидкое тело в твердое.

Этот проезд везде, где он происходил, вызвал одно и то [же] чувство сознания очевидной ненужности, а потому и вредоносности Царя и всех его помощников.

Едет Царь, тот человек, который стоит во главе правительства, человек, о котором предполагается, что он признается всем народом своим владыкой, что он тот человек, который своей властью может облагодетельствовать и отдельные лица, и общества людей, и целые сословия, что это лицо священное для всех людей русского народа. Кроме того предполагается, что этому человеку для себя ничего не нужно и что он стоит выше всяких желаний и страхов. Казалось бы, к такому лицу, как это и было прежде, во времена Николая первого, может быть только одно чувство, желание видеть, желание просить тех или иных благодеяний, желание выражения своей благоговейной преданности и любви, и роль всех, окружающих царя, только одна — удерживать в пределах порядка восторженную толпу, стремящуюся к этому предмету своего благоговейного поклонения. Так это должно быть, так это и было когда-то. И что же теперь? Едет Царь с своими помощниками, приближенными ему людьми, исполнителями его воли — и все они, зная, что в народе, над которым они властвуют и среди которого им нужно проехать, живут тысячи, десятки тысяч людей, ненавидящих и царя и их и всячески старающихся убить их, люди эти, в ограждение Царя и себя от этой ненависти, устраивают на всем протяжении тех мест, по которым они проезжают, тройные, четверные ряды тайных и явных охранителей. Едет Царь по своему царству, и три линии солдат, полиции, наряженных и бесплатно оторванных от своих работ крестьян, стоят день, два, неделю, другую, ругая виновника их положения, ожидая проезда, День проезда умышленно не определяется для того, чтобы желающие убить царя не могли бы знать, когда он проедет. Для этой же цели едет не один царский поезд, а несколько, так что никто не может знать, какой настоящий. И вот, наконец, украдкой, как беглец и преступник, пролетает этот человек между трех рядов охраны и никто не видит его кроме для приличия представляющихся ему в городах, где он останавливается, чиновников и важных лиц при тех же предосторожностях, охраняющих Его от покушений на его жизнь, которых всегда и везде не могут не бояться.

Нашел информацию о том, какие меры безопасности применял Сталин:

Паукер убрал с территории Кремля ряд учреждений, куда постоянно наведывались многочисленные посетители, а также школу имени ВЦИК, выполнявшую роль гарнизона. Глава службы безопасности Сталина всерьез опасался госпереворота и видел в школе серьезную опасность.

По мнению Паукера, 1,5 тысячи военных, обучающихся там, могли запросто поднять восстание и взять в заложники первых лиц страны. Впрочем, несмотря на все усилия Паукера, Сталин, любивший пешие прогулки, часто игнорировал требование передвигаться по Москве на бронированном автомобиле.

Так было вплоть до 1931 года, когда в один из дней в руки Иосифа Виссарионовича попала служебная записка, содержание которой не на шутку встревожило вождя. После нее он стал пользоваться бронированным автомобилем.

Чтобы обеспечить безопасность Сталина, Власик разработал целую систему конспирации: в назначенный час вместе с машиной вождя из Кремля выезжали сразу несколько аналогичных правительственных автомобилей — порой их число доходило до 15 — и разъезжались в разные стороны. Определить, в какой машине находится Сталин, было невозможно.

Порой похожий маневр охрана советского лидера устраивала и с двумя идентичными правительственными кортежами. С 1932 года автомобиль Иосифа Виссарионовича всегда сопровождали две машины, в салоне которых находилось по четыре охранника.

Впрочем, Власик зашел куда дальше: он приказал своим подчиненным составить досье на каждого из жителей домов, мимо которых лежал традиционный маршрут Сталина. Семьи граждан, которых глава охраны вождя счел ненадежными, были переселены в другие места, а их квартиры заняли чекисты.

При Власике была введена и практика с двойниками советского лидера: вместо самого Сталина мероприятия, где требовалось лишь его присутствие, посещали загримированные под генсека люди.

Если же Сталин решал лично отправиться на важное мероприятие, на месте его проведения принимались самые строгие меры безопасности. За несколько дней до важной даты само здание и прилегающие к нему дома тщательно проверяли и устраивали в них охранные пункты с круглосуточным караулом: входили туда по заранее составленным спискам.

Особую тревогу у службы безопасности Сталина вызывали его визиты в Большой театр: ложу вождя тщательно проверяли перед его приходом, а в моменты, когда он входил и выходил из театра, кулуары были пусты — туда никого не пускали.

Да и сейчас мало что изменилось и тут я со Львом Николаевичем бесконечно согласен. Не должно быть у честного правителя всяких излишеств за государственный счет, сто рядов охраны, бронированных автомобилей, самолетов и велосипедов. Но выходит почему-то так, что все главы сильных государств имеют охрану.

Ведь предполагается, что молчаливым согласием народ признает необходимость и благодетельность царской власти. Если же оказывается, что эта царская власть поставила себя в такое отношение к народу, что не смеет уж показаться ему, а прячется от него и пробегает мимо него, как вор от тех, кого он обворовал, так зачем же эта власть? Если положение власти поддерживается уже не признанием народом ее необходимости, а насилием, ружьями и ташками, а сама власть прячется от народа? Вот это-то становилось все более и более ясно и теперь стало уже совершенно ясно огромному большинству народа.

На что же царь, коли он прячется? А если прячется, то верно не даром, а значит чувствует, что ему нельзя не прятаться после того, что он делает и делал. Так думает огромное большинство. Не говоря уже о всех заключенных, сосланных, из которых большая доля невинных, а их десятки тысяч, и у всех их так же, как и у всех убитых, есть отцы, матери, братья, сестры, жены, друзья, которые не могут не ненавидеть виновника и виновников их горя. Но не говоря об этих сотнях, тысячах людей, имеющих такие естественные причины для ненависти к Царю и его помощникам, главная масса народа, крестьяне, все крестьяне, за исключением малого числа загипнотизированных людей, все крестьяне, доведенные теперь лишением земли до положения худшего, чем то, в котором они были при крепостном праве 50 лет тому назад, крестьяне, ожидавшие освобождения от того земельного рабства, худшего теперь, чем рабство крепостное, не могут не смотреть на Царя, виновника этой сознанной ими несправедливости, с такими же самыми недобрыми, враждебными чувствами, как и те, которые питают к Царю и его помощникам все десятки или сотни тысяч непосредственно пострадавших и страдающих от их жестокости. Крестьяне знают, что все попытки освобождения их от земельного рабства, все всегда разбивались об закоснелость царского правительства, которое, в насмешку над их законными требованиями, дало им закон 9 ноября, вносящий только еще новое зло в их отчаянное положение. И потому нельзя Царю и его помощникам не бояться и ненавидящих правительство крестьян, не бояться их доходящего до ненависти раздражения за неуслышание их страданий и за неисправление той возмутительной неправды, от которой они страдают.

Правда, есть у несчастного Чингис Хана люди, которые уверяют его в преданности к нему всего народа, в твердости той веры в Бога и рядом в Царя, которая когда-то была в народе. Но к несчастию люди эти, сами не веря тому, в чем они уверяют Царя, своей наглой ложью только отводят ему глаза от его действительного положения. Так что, веря им, несчастный Чингис Хан, продолжая свою грубую деятельность, этой самой деятельностью насилия и разрушает в конец последние основы, на которых могла бы держаться его власть.

Сознание ненужной, бессмысленной и вредной царской власти стало теперь более или менее очевидно, ясно огромному большинству народа. Трудно предвидеть, какие будут последствия этого сознания, но последствия эти, и непременно губительные для правительства, не могут не быть. Может быть, как это ни мало вероятно, но всетаки может быть — то, что власть, пользуясь всеми внешними матерьяльными средствами, которыми она обладает, продержится еще некоторое время. Может быть и то, что опять вспыхнет революция, которая опять будет задавлена, так как средства борющихся слишком неравномерны. Но в обоих случаях неизбежно будет то, что сознание ненужности и преступности правительства будет делаться все яснее и яснее людям русского народа и сделается, наконец, то, что огромное большинство людей не будет уже в состоянии, не в виду каких-либо внешних целей, а только потому, что это будет явно и мучительно их нравственному сознанию, не будет уже в состоянии повиноваться правительству и исполнять те его безнравственные требования, которыми оно держится. А как только это будет, как только будет ясно каждому человеку, что то, что называется правительством, есть только соединение людей, отстаивающих свое положение рядом неперестающих преступлений, так неизбежно прекратится и повиновение такой власти, и то участие в деятельности правительства, которое одно поддерживает его.

«От меня требуют участия в делах правительства, — скажет себе освободившийся от правительственного обмана человек (а освобождение это совершается теперь в тысячах и тысячах людей»), — требуют от меня участия в уплате податей и взимания их, предлагают мне участие в делах административных, судебных, педагогических, полицейских, требуют моего участия в военной службе, но зачем же я буду делать все это, когда я знаю, что все эти дела лишают меня и моего достоинства, и моей свободы, главное же делают меня участником в делах противных и здравому смыслу и требованиям самой первобытной нравственности». Так что для людей, понявших то, что повиновением власти они сами порабощают себя, лишая себя самых первых и духовных благ, отношение к власти может быть только одно, такое, при котором человек на все предъявляемые к нему требования правительства всегда отвечает только одно: «Со мной, — отвечает такой человек, — можете, пока сила в ваших руках, делать, что хотите, запирать, ссылать, казнить. Я знаю, что не могу противиться вам и не буду, но знаю и то, что не могу и не буду также и участвовать во всех дурных делах ваших, чем бы вы ни оправдывали, ни прикрывали их и чем бы ни угрожали мне».

Такое отношение к тому, что называется русским правительством, уже живет теперь в сознании большинства русских людей, а продолжись еще некоторое время безумная, бесчеловечная и грубо жестокая деятельность этого правительства, и то, что теперь только в сознании, неизбежно перейдет и в дело. А перейдет сознание в дело, т. -е. перестанут большинство людей, повинуясь правительству, участвовать в его преступлениях, и само собой без борьбы падет то ужасное, отжившее русское правительственное устройство, существование которого уже давно не соответствует нравственным требованиям людей нашего мира.

6 декабря 1909 г.

Разбор статьи Толстого

И всё? Это все поводы для недовольства? Существование смертной казни, трудное положение крестьян и показная роскошность царя? Не увидел Лев Николаевич того, что ждало Россию позже и из своего еще мирного времени рассуждал об «ужасном» положении людей. Наивный взгляд от зажравшегося богатого старика, который бесится с жиру. Он оказал России медвежью услугу, возможно, приблизив революцию, которая принесла стране еще большее горе.

Неужели нельзя было ну слегка потерпеть? Нет! Им видите ли царь глаза мозолил. И сейчас ведь то же самое. Хотел народ на Майдане Европы? Получил! Только не Европу и кружевные трусики, а войну и смерть миллиона соотечественников. Конченные либералы и сейчас есть. Им не нравится, что видите ли Россия воюет. Сами они при этом на передке не бывали, родственников не теряли, на Донбассе не жили. К черту таких не слушайте! Если сейчас трудно, революция, будьте уверены, не поможет, а сделает лишь хуже!

Показать полностью 4

На такое коммунисты способны не были

К своему стыду я не знал о существовании одной замечательной вещи. Здание Государственного банка в Нижнем Новгороде. И тут вижу в ТГ канале Архитектурные Излишества пост про сие диво дивное. Короче, вот вам сразу фотки:

Итак, краткая справка: здание было построено всего за два года, к 300-летию Дома Романовых, в 1913 году его уже освятили. Построено оно в неорусском стиле для Государственного банка Российской Империи. Организация объявила конкурс, в котором победил проект архитектора В. А. Покровского. Помимо экстерьера здание впечатляет внутренней росписью: небесные светила, гербы, орлы и целый сонм других русских узоров. В общем, апофеоз, апогей и зенит русского стиля! Полюбуйтесь еще:

Увидели красотень? Так вот мой вам месседж: в Совочке такую красотищу ни в жизнь бы не построили. Вспомните ваш город – что в нем построили в СССР из красивого? Именно из красивого! Не серые заводы, не серые хрущобы, не серые памятники Ленину, а что-то несомненно красивое. Возьмите любой город и окажется, что почти ничего.

Конец 19 - начало 20 века – на мой взгляд, самый рацвет архитектуры в России:

Исторический музей в Москве, ГУМ, Доходный дом Басина (русский стиль)

Елисеевский магазин в Питере, Торговый дом Эсдерс и Схейфальс, Дом Зингер (модерн)

И целая куча зданий попроще за пределами двух столиц: Торговые дома Кунст и Альберс, здания банков в каждом крупном городе, доходные и частные дома.

Неужели кто-то из вас приедет в Иркутск, Екатеринбург, Владивосток или, опять-таки, Нижний Новгород и пойдёт смотреть хрущобы и заводы? Даже если вы изрядный апологет Совочка, то статистика говорит за вас: едва ли кто ездит путешествовать в советский Тольятти или Норильск. Нет, все едут в Питер смотреть на красотень, которую строили при царях.

Всё это великолепное строительство закончилось в начале 20 века, а представьте, если бы это продолжилось… Представьте, что всё, что я вам сегодня показал – это половина, треть или даже четверть от того, что могли бы мы построить в XX веке. Вы восхищаетесь Питером? А представьте теперь, что каждый крупный город у нас выглядел бы как Питер! Красивенные торговые дома, здания банков, доходные дома и усадьбы купцов. Сколько всего мы могли бы построить, но, к сожалению, увы…

И это не проблема нас или наших предков, не нашего народа или отдельных нехороших людей во власти. Нет! Это проблема системы. Социалистической. Когда нету частного капитала, то нет тех, кто готов рискнуть им и создать нечто новое, необычное и качественное для людей. Что-то красивое вроде Московского метро может строиться, но лишь в директивном порядке. Частной же инициативы нет. Поэтому наши города такие серые и одинаковые и лишь редкими самоцветами в этой куче цемента поблескивают Сталинские высотки, Московское метро, сталинки, и иные редкие здания в стиле брутализма и модернизма.

Как кто-то хочет «назад в СССР», я бы хотел разок погулять по городам и весям «России, которую мы потеряли».

Нижний Новгород. Главный ярмарочный дом (построен в 1890 году)

Нижний Новгород. Главный ярмарочный дом (построен в 1890 году)

Екатеринбург. Дом Севастьянова (1863-1866)

Екатеринбург. Дом Севастьянова (1863-1866)

Иркутск. Дом Файнберга (1900-1902)

Иркутск. Дом Файнберга (1900-1902)

Ростов-на-Дону. Здание городской думы (1897-1899)

Ростов-на-Дону. Здание городской думы (1897-1899)

Владивосток. Торговый дом Кунст и Альберс (1906-1907)

Владивосток. Торговый дом Кунст и Альберс (1906-1907)

Пермь. Дом купца Грибушина (1895)

Пермь. Дом купца Грибушина (1895)

Рязань. Дом дворянского собрания (1905)

Рязань. Дом дворянского собрания (1905)

Краснодар. Гостиница Гранд-отель (1888-1900)

Краснодар. Гостиница Гранд-отель (1888-1900)

Хабаровск. Здание городской думы (1907-1909)

Хабаровск. Здание городской думы (1907-1909)

Владимир. Здание городской думы (1906-1907)

Владимир. Здание городской думы (1906-1907)

Показать полностью 34

Про вандализм в царской России

Недавно заимел подшивку первых трех выпусков альманаха «Минувшие дни» 1927-1928 годов. В разделе «Из старой шкатулки» нашел вот такую коротенькую заметку, хотя и без указания автора.

Называется она «Из истории вандализма в России»

А написано там следующее:

Принято думать, что бессмысленное уничтожение памятников искусства, уродование украшающих общественные места статуй и тому подобные проявления вандализма, хулиганства и неуважения к человеческому труду являются почему-то особенностью наших дней. Но вот документ, показывающий, что все это восходит у нас ко временам давно минувшим.

Скульптурный мастер Цвейгоф доносил канцелярии от строений в январе 1741 г.:

В Петергофе «в тех годах в летнее время ходят множество всякого чина люди и ломают своевольно у помянутых статуй персты и прочие мелкие вещи, а в зимнее время не токмо всякого подлого народа ходит множество денно и ночно, но и ездят на лошадях в санях и тем ломают и повреждают у оных статуй мелкие вещи, также похищают с статуй чехлы и мешки».

 

Ну штош… Действительно, невосполнимые культурные потери, бедные беспалые статуи, нечем им было в носу поковыряться.

А что же в советское время? Автор заметки сам признает разгул вандализма в советской России, но, как сказал Наше всё, «не нужно, что называется, останавливаться». Давайте разберемся, что же это за «бессмысленное уничтожение памятников искусства», «уродование украшающих общественные места статуй» и «тому подобные проявления вандализма, хулиганства и неуважения к человеческому труду»

Возьмем родину издания Красная газета, приложением к которой является сей альманах, город Санкт-Петербург.

Благовещенская церковь. Раньше находилась на нынешней площади труда

Борисоглебская церковь на Синопской набережной. Сейчас там парковка, снесли в 1975-м

Борисоглебская церковь на Синопской набережной. Сейчас там парковка, снесли в 1975-м

Введенский собор у Витебского вокзала

Введенский собор у Витебского вокзала

Мало-Коломенская церковь во имя Михаила Архангела

Мало-Коломенская церковь во имя Михаила Архангела

Греческая церковь на Лиговском проспекте

Греческая церковь на Лиговском проспекте

Церковь Святой Екатерины

Церковь Святой Екатерины

Церковь Марии Магдалины на Малой Охте

Церковь Марии Магдалины на Малой Охте

Матфеевская церковь на Большой Пушкарской

Матфеевская церковь на Большой Пушкарской

Церковь Егерского полка у Обводного канала

Церковь Егерского полка у Обводного канала

Церковь Кавалергардского полка

Церковь Кавалергардского полка

Пожалуй, на десятке остановимся, для наглядности и этого достаточно. Всё это бессмысленное уничтожение памятников искусства произошло в советские годы, и это далеко, далеко не большая часть разрушений Петербурга. Википедия приводит список в 47 разрушенных храмов. Не удивлюсь, если их по факту больше.

Так что да, конечно, в советское время разрушали храмы, но разве это сравнится с пальчиками статуй?

Показать полностью 13
3

Воспоминания смотрителя кладбища о похоронах революционеров

Некоторое время назад я изучал вопрос погребения первомартовцев, тех, кто убил Александра II. В своей статье по этому вопросу я написал следующее: «Еще чутка информации вы можете встретить в книге Исторические кладбища Санкт-Петербурга под редакцией А.В. Кобак и Ю.М. Пирютко. В ней приводится статья В. М. Лукина, в которой он упомянул того же Саговского, а также сказал, что на месте погребения в СССР выросли постройки Домостроительного комбината. Сослался на Саговского, как непосредственного наблюдателя процесса похорон, который оставил свои воспоминания в некой статье «Как их хоронили» в выпуске №3 альманаха «Минувшие дни» 1928 года, который прилагался к «Красной газете»

Так вооот…. Книжка у меня!!!

Да, я заказал на Озоне подшивку из трех выпусков альманаха «Минувшие Дни». Недостает лишь последнего, четвертого номера, но он нам и не нужен. А нужен нам третий. Как я и предполагал…

«Я нашел фото с содержанием этого номера альманаха, но там заметки с таким названием нет, быть может, она помещена в один из заключительных разделов: «Новое о старом» и «Из старой шкатулки»?»

Так и вышло. Статья «Как их хоронили» действительно содержится в разделе «Из старой шкатулки».

Для начала приведу полный текст статьи, чтобы он просто был. Может он кому-нибудь и когда-нибудь еще пригодится?

Русская революция открыла архивы и развязала языки. Участник похорон казненных за покушение на Александра II народовольцев: Перовской, Желбкова, Кибальчича, Михайлова и Рысакова, смотритель Преображенского православного кладбища, 70-летний старик В. Г. Саговский в 1917 г., только через тридцать пять лет, рассказал об этом гнусном и кощунственном деле.

Кроме меня, — рассказывал Саговский, — никто не знал о месте вечного покоя страдальцев; похороны были произведены под таким секретом, с такой строгостью, что теперь вспомнить жутко.

Не помню точно числа и месяца, но помню, что выпал тогда первый снег. Ко мне в контору кладбища явился пристав Александро-Невской части с каким-то штатским господином и приказал мне спешно приготовить общую могилу для пяти гробов, где-нибудь в самом отделенном углу кладбища.

Я немедленно принялся исполнять приказание. Взяв могильщиков, повел их в самый дальний угол кладбища, на пустырь и там через несколько часов мы вырыли глубокую яму.

Утром на следующий день, около 9 часов, я вышел на станцию. В это время из Петрограда подкатил поезд, к которому был прицеплен один товарный вагон. С поездом сошел все тот же пристав Александро-Невской части, с ним несколько штатских.

Вагон оделили. Поезд ушел.

В это время к вагону подошел и местный пристав Шлиссельбургского участка, Агафонов, который, очевидно, заранее был вызван на станцию Обухово. Пристав Александро-Невской части подозвал к себе пристава Шлиссельбургского участка и они, отойдя в сторону, долго о чем-то шептались. Затем Агафонов побежал на кладбище, по направлению к нашей кладбищенской конторе.

Я пошел за ним следом и на полдороге окрикнул его. Агафонов вздрогнул от окрика, но увидав меня, оправился.

Агафонов сообщил мне, что привезли для похорон пять гробов с цареубийцами, которых казнили в Петрограде, на Семеновском плацу. По моему телу тогда пробежали мурашки...

Начали готовиться к похоронам. Агафонов предложил произвести похороны исключительно при посредстве привезенных из Петрограда рабочих, но я отказался, говоря, что у меня есть свои опытные люди. Я приказал своим могильщикам запрячь лошадь в дровни и взять с собой веревки. Когда открыли товарный вагон, я увидел там пять ящиков, не похожих на гробы, вымазанных черной краской. Мои рабочие поставили эти ящики на дровни и повезли по направлению к церкви. Дорогой пристав Агафонов предупредил меня, что никакого отпевания делать не приказано.

Мы повезли гробы мимо церкви, туда, где была приготовлена могила.

Едва миновали церковь, видим к кладбищу несутся верховые казаки. Несутся во всю лошадью мочь... Оказалось, что сотня казаков приехала охранять похороны. Казаки разделились на две шеренги и поехали сзади процессии.

Привезли ящики с телами казненных к могиле и стали спускать. Ящики до того были плохи, так наскоро и кощунственно сбиты, что некоторые из них тут же поломались. Разломался ящик, в котором лежало тело женщины. Одета женщина была в обыкновенное черное платье, очевидно, в то самое, в котором ее вешали, в ватную кофту и в тюремные „коты".

Во время опускания гробов в могилу была какая-то особая жуткая тишина. Никто не проронил ни одного слова... Тут же пристав отдал распоряжение засыпать могилу, сравняв ее с общим уровнем земли. Дождавшись, когда могила была засыпана и замаскирована, пристав позвал меня в контору и там приказал расписаться в том, что я принял от него пять трупов и похоронил их без всякого отпевания. Он предъявил мне особый акт о похоронах и приказал расписаться в пяти местах, под фамилией каждого из казненных. После этого пристав взял с меня подписку в том, что я никогда никому не назову имена тех, кого мы похоронили, и где находится их могила. Я принужден был расписаться.

Пристав вышел из конторы, попрощался с казаками и ушел на станцию. Тут же уехали в Петроград и казаки.

Управившись в конторе, я пошел на квартиру и заметил, что за мной следит какой-то человек. Это был охранник, который следил за мной потом несколько лет подряд, изо-дня в день.

Спустя года два после похорон, ко мне явилась старушка и, обливаясь слезами, стала упрашивать меня показать ей могилу казненных на Семеновском плацу, говоря, что она мать Софии Перовской. Боясь наказания, зная что за мной неотлучно следит охранник, я не сказал матери, где покоится прах ее дочери. На второй день после того как у меня была мать Перовской, меня вызвали в охранное отделение, начали допытываться, что я говорил той старухе, которая была у меня вчера. Я хотел было отказаться, заявив, что никакой старухи я не видел. Меня повели тогда в другую комнату и там показали мать Перовской. Я признался, что мать Перовской у меня была, спрашивала о могиле, но я не сказал ей. Меня отпустили, но надзор за мной и за местом похорон усилили.

Лишь спустя десять лет цари Романовы стали забывать о могиле и ослабили надзор за ней.

Ну и теперь у нас появилось еще немного инфы о том, где же их похоронили. Итак, «приказал мне спешно приготовить общую могилу для пяти гробов, где-нибудь в самом отделенном углу кладбища.

Я немедленно принялся исполнять приказание. Взяв могильщиков, повел их в самый дальний угол кладбища, на пустырь и там через несколько часов мы вырыли глубокую яму»

Впрочем, совершенно точно мы и сейчас не можем сказать, где они лежат или лежали. Можно лишь еще раз убедиться в догадке о том, что они лежат в том самом «срубленном» углу кладбища. Очень этот угол похож на «самый дальний», учитывая его наибольшую «угловатость» и расстояние от него до кладбищенской церкви.

На некоторых картах этот участок не был порезан на квадраты как остальные, значит, скорее всего, именно там находился тот самый пустырь. Однако это все равно территория в тысячи квадратных метров. Где же именно они лежат? И лежат ли?

В любом случае, если копать, то мы должны будем обнаружить пять рядом лежащих деревянных черных ящиков, сделанных наспех. Один из скелетов – женщина. Маленькая Соня, на которой были надеты: черное платье, тюремные коты и ватная кофта. Один корнет лейб-гвардии казачьего полка, сопровождавший преступников на казнь, описал их одежду как «арестантские халаты». Его воспоминания я привёл в отдельной статье. В другом каком-то источнике я, кстати, прочитал, что Соня лежала в гробу одетая в «тиковое платье». Это звучит странновато, учитывая, что тик - это совсем не мягкая ткань и для платья не очень бы подошла. Может этот Саговский вообще наврунькал и мы обсуждаем небылицы?

В любом случае, другой инфы у нас нет. Можно копать дальше в направлении Домостроительного комбината, который вырос на месте части кладбища. Может при стройке все эти могилы были уничтожены? А может нет? Ну и, наконец, рассчитывать на то, что когда-нибудь там снова возьмутся копать, но уже в прямом смысле, например котлованы для новых ЖК и тогда-то их и найдут. Поживем-увидим.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!