13

Локализация такси. Юридический разбор

Вчера многих потрясла новость связанная с локализацией такси. Но то, что написали в новостях отнюдь не соответствует реальности. Давайте разберемся в чем вообще соль и чего нам ждать?

Москвич 8

Москвич 8

Для начала исследуем закон: Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации» N580. Хотите юридически подушню? Нет? Хорошо, тогда вот вам краткая выжимка о том, что изменилось после принятия этого закона:

  1. Основанием для работы в такси перевозчиком (водителем) является разрешение. Однако физлицо имеет право работать в такси, если заключило договор со службой заказа такси (агрегатором). Разрешение предоставляется бесплатно.

  2. По идее, в каждом субъекте теперь должен быть свой региональный реестр легковых такси (автомобилей), реестр перевозчиков и реестр служб заказа такси. В первый вносятся машинки, во второй таксисты, в третий агрегаторы. Во второй реестр изменения вносятся очень просто через госуслуги, сам это делал, как с другими не знаю.

  3. Ряд требований предъявляется к агрегатору, к водителю такси, а еще и к самому легковому такси.

  4. Перевозчик или агрегатор обязаны публиковать свои тарифы на перевозку на своем сайте.

  5. В городах федерального значения может устанавливаться максимальное количество легковых такси.

  6. В субъектах могут устанавливаться запреты на перевозку легковым такси на территории жд, авиа и автовокзалов, за исключением мест, оборудованных для таких услуг, а также особенности организации перевозок в таких местах.

  7. Водитель и агрегатор несут ответственность за вред, причиненный пассажиру в момент перевозки (автомобиль ответственности не несет).

Закон вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Какие изменения были внесены вчера? Что там такое опять приняли эти депутаты? Законопроект N № 481272-8 называется: “О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси” то бишь вносит изменения в исследованный нами закон N 580.

Evolute I-Pro и Evolute I-Jet

Статья 9 закона N580 раскрывает требования, предъявляемые к автомобилю, новый закон добавляет к ним еще несколько. Вот непосредственно текст:

7. Транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать одному из следующих требований:

1) совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации технологических операций (условий) при производстве указанного транспортного средства соответствует совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2)  указанное транспортное средство произведено в рамках специального инвестиционного контракта, который заключен в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» в период с 1 марта 2022 года по 1 марта  2025 года включительно, либо в рамках специального инвестиционного контракта, который заключен в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и в который в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года включительно внесены изменения, предусматривающие привлечение для производства указанного транспортного средства организации, которая ранее являлась инвестором или привлеченным лицом по другому специальному инвестиционному контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», до  1 марта 2022 года;

3) указанное транспортное средство произведено в рамках специального инвестиционного контракта, который заключен в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года  № 488-ФЗ  «О промышленной политике в Российской Федерации» после 1 марта 2025 года либо в который внесены изменения после 1 марта 2025 года, и в отношении его Правительством Российской Федерации принято решение о допуске к использованию в качестве легковоготакси.

8. С 1 января 2033 года транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать требованию, установленному пунктом 1 части 7 настоящей статьи.

9. Действие положений части 7 настоящей статьи не распространяется на транспортные средства, сведения о которых внесены в региональный  реестр легковых такси до 1 марта 2026 года, а на транспортные средства, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси Калининградской области, - до 1 марта 2028 года, в региональные реестры легковых такси субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, - до 1 марта 2028 года, в региональные реестры легковых такси субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, - до 1 марта 2030 года.

10. Сведения о моделях транспортных средств, соответствующих требованиям, установленным частью 7 настоящей статьи, публикуются федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики в установленном им порядке.

Амберавто а5

Амберавто а5

В статью 10 тоже внесены изменения, но сама статья «Региональный реестр легковых такси» носит более технический характер, в ней написано о том, что должен содержать в себе этот региональный реестр. Там мало интересного и важного.

Изменения в статью 9 куда важнее. В ней, в частности в пункте 7, сказано, что автомобиль, вносимый в реестр на дату такого внесения должен соответствовать одному из трех требований:

  1. Набрать достаточно баллов за локализацию.

  2. Быть произведенным по СПИК (специальному инвестиционному контракту) с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

  3. Быть произведенным по СПИК после 1 марта 2025 года.

В пункте 8 же сказано, что с 1 января 2033 года транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать требованию, установленному пунктом 1 части 7 настоящей статьи. То есть требованию о локализации.

Наконец, в пункте 9 речь идет о том, что требования из пункта 7 не распространяются на автомобили, внесенные в реестр до 1 марта 2026 года, для Сибири и Калининградской области до 1 марта 2028, а для Дальнего Востока до 1 марта 2030 года.

Лада Гранта и Лада Аура

В итоге что мы имеем? До указанных дат можно вносить в реестр те же машины что и сейчас. То есть новые требования о локализации будут действовать только с 1 марта следующего года как минимум. И то, как я понял, эти требования не будут распространяться на автомобили, внесенные в реестр до вышеозначенных дат. Автомобили вносятся в реестр на неопределенных срок, так что можно будет внести все автомобили, что используются сейчас и ездить на них до посинения. Но вот после этих дат внести в реестр можно будет только определенные машины, которые соответствуют как раз тем трем пунктам.

Voyah Dream и Voyah Free

А какие машины соответствуют требованиям о локализации сейчас? Вы наверно слышали про некие 3200 баллов за локализацию. Откуда инфа? Из Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции". И там действительно сказано про 3200 баллов. Там также сказано, что условием подтверждения соответствия указанному требованию является наличие реестровой записи реестра российской промышленной продукции, размещаемого в государственной информационной системе промышленности. То есть, по идее, должен быть исчерпывающий перечень доступных в такси машинок.

Аурус Комендант и Аурус Сенат

А еще, как было сказано выше, автомобиль должен соответствовать совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Где перечень? А вот он!

Письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. № КА-39089/20 О направлении актуального перечня легковых автомобилей с российским идентификационным номером транспортного средства (VIN), использование которых представляется приоритетным для государственных и муниципальных служащих.

На данный момент в перечень входят 15 брендов:

бренд Lada, модели: Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Legend, Niva Travel, Largus, Aura;

бренд Москвич, модели: 3, 3е, 6, 8;

бренд УАЗ, модели: Патриот, Пикап, Профи, Хантер, СГР;

бренд ГАЗ, модели: ГАЗель NEXT, ГАЗель NN, Соболь, Соболь NN;

бренд SOLLERS, модели: ST6, ST8, ATLANT, ARGO;

бренд Evolute, модели: I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE, I-VAN;

бренд Voyah, модели: FREE, DREAM;

бренд Haval, модели: JOLION, DARGO, F7/F7x, H9, M6;

бренд XCITE, модели: X-Cross 7, X-Cross 8;

бренд AURUS, модели: SENAT, KOMENDANT;

бренд KAIYI, модели: E5, X3 Pro, X3, X7;

бренд BAIC, модели: U5 Plus, X35, X55, BJ40 Plus, X7;

бренд АМБЕРАВТО, модель: А5;

бренд SWM, модели: G05 Pro, G01;

бренд CITROEN, модель: C5 AIRCROSS (производства компании ООО "Автомобильные

технологии" в Калужской области).

SWM g01

SWM g01

И в итоге, что же после этого будет? Думаю, ничего серьезного. Машины, которые вы сейчас видите в такси будут внесены в реестр и изнашиваться еще в течение многих лет. Старые свое отъездят, а на их место придут уже наши новые автомобили. Это отчасти поможет цивилизовать такси, уверен, уже к 2033 году заметная часть автомобилей будет состоять из новых, взятых в лизинг, оклеенных, не битых и не праворульных автомобилей.

Цена? Она будет расти, но плавно, а не одномоментно в 2-3 раза, как писали всякие.

X-cite X-cross 8

X-cite X-cross 8

Водителей на личных авто закон как-то по-особенному не ограничивает, просто постепенно им будет все сложнее соответствовать требованиям закона и агрегаторов. Так что со временем в такси будет все меньше личных старых японцев.

А пассажиры станут платить со временем больше, но зато к ним будет приезжать новый отечественный (китаец) автомобиль. Естественно, всяких бомбил у вокзалов вытеснит Яндекс. Рынок такси вырастет очень сильно. Такси будет стоит подороже, но везде уже будет определенный уровень качества, который будут поддерживать как агрегаторы, так и закон.

Haval Dargo

Haval Dargo