ptitsarukh

ptitsarukh

Пикабушник
поставил 507 плюсов и 221 минус
отредактировал 2 поста
проголосовал за 0 редактирований
24К рейтинг 286 подписчиков 956 комментариев 52 поста 47 в горячем
34

Пушкин и зарплата

В 1832 Николай Первый дал Пушкину долгожданное место историографа с причитающимся жалованием. Александр Сергеевич, поломав голову, не придумал ничего лучше, как обратиться к своему приятелю Бенкендорфу с вопросом, как в принципе это жалование люди получают:

"Его величество, удостоив меня вниманием к моей судьбе, назначил мне жалованье. Но так как я не знаю, откуда и считая с какого дня я должен получать его, то осмеливаюсь обратиться к вашему превосходительству с просьбой вывести меня из неизвестности. Благоволите простить мою докучливость и отнестись к ней со свойственной вам снисходительностью".  (3 мая 1832 г.)

Вот как его, такого, можно не любить?

Для любителей пруфов:
https://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1831_37/01text/1832/...

10

Об институте литературной репутации: Забытый классик Алексей Феофилактович Писемский

Литератор нынче пошёл непуганый, вот что я вам скажу. Оно, конечно, хорошо. Да и институт литературной критики нынче пребывает в подобающем ему жалком состоянии рудиментарного органа маркетинговых отделов издательств.


А вот люди старшего поколения (старшего даже для меня, почти пятидесятилетнего) прекрасно помнят, как одна статья в "Литературной газете", "Литературной России" - а уж если со всех стволов, так и в "Правде", уничтожала писателя с безальтернативной эффективностью.


"Савейское", простигосподи, литературоведение вкупе с "савейской" же литкритикой, между тем, прямо происходит от либерально-демократической критики XIX века, основанной неистовым, но очень глупым Виссарионом. Которая с тех пор гегемонствует настолько успешно, что даже иные историки литературы не в курсе существования в России литературной критики ещё за добрых лет сто до Белинского.


Преамбула несколько затянулась, простите, но вот вам последний штрих: начиная с конца сороковых годов XIX века либеральная пресса во главе с "Современником" практически полностью перехватывает у прогосударственной прессы контроль над общественным мнением. Это примерно как если бы сегодня у «Дождя» аудитория была больше, чем у Первого канала. Перед тем, как проиграть Крымскую войну, власть проиграла войну журнальную - и где-то, на уровне высоких обобщений, эти явления, безусловно, связаны. То есть, все эти Добролюбовы с Писаревыми и иже с ними были вполне себе властелинами писательских судеб.


А вот теперь о Писемском.


Писемский приходит в русскую литературу как раз по «великому журнальному призыву» конца 1840-х, когда практически одновременно дебютируют Тургенев, Гончаров, Достоевский, Щедрин – и, с небольшим отставанием, уже в начале 1850-х, Лев Толстой.

Об институте литературной репутации: Забытый классик Алексей Феофилактович Писемский Русская литература, Русская классика, 19 век, Писемский, Травля, Длиннопост

Илья Репин, «Портрет писателя А.Ф. Писемского». 1880 г.


И Алексей Феофилактович, заметим, ничуть своим коллегам не уступает, никто тогда ещё и не подозревает, что он окажется полузабытым «классиком второго ряда». Напротив: «выстрелил» Писемский, пожалуй, погромче того же Гончарова, вровень с Достоевским – но Фёдор Михайлович вскорости отбыл в «мёртвый дом», а по освобождению фактически оказался у Писемского в учениках.


С 1850 года, после выхода «Тюфяка», Писемский – любимец критики, его статус одного из ведущих русских литераторов неоспорим. И так продолжается ровнёхонько до 1863 года.


В 1863 году выходит «Взбаламученное море». Первый – ПЕРВЫЙ!!! – русский роман, в котором господа революционеры показаны не «рыцарями в сияющих доспехах», радетелями за народное благо, а людьми откровенно ущербными, с вполне садическими наклонностями, а то и откровенными психопатами. Писемский вообще много в чём новатор. Год спустя выйдет лесковский роман «Некуда», в 1870 – его же «На ножах», 1871 – «Бесы» Достоевского… Но первым был именно Писемский.


И именно Писемский первым столкнулся с тем, что Лесков впоследствии назовёт «либеральной травлей». Коснётся она всех, отклонившихся от «генеральной линии партии». Достоевский, уже будучи автором «Преступления и наказания», «Игрока» и «Идиота», да ещё и с репутацией «пострадавшего от царизма», в конечном счёте выйдет из этой битвы победителем. Лескову придётся труднее: на весь советский период его романы окажутся под полным или частичным запретом, а сам он будет известен в основном благодаря объявленному «детской литературой» «Левше» и вообще малой форме: «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда», etc.


Писемского эта травля уничтожила.


Писемский – первый наш классик, вбитый во второй ряд коваными сапогами критиков именно за несоответствие главенствующей в их кругу идеологии. И здесь – тоже первый, как и во многом другом.


Тут нужно добавить, что Писемский вовсе не был «мракобесом-охранителем», он всю жизнь старался не примыкать к какой-либо писательской группировке, не рвался в «литературные войны» и так далее. Он, собственно, держался центра, равноудаляясь от всех склок, дрязг и прочего, внелитературного. И не его вина, что усилиями тогдашних «либералов» и «демократов» центр так резко сместился влево.


Ей-же ей, экранизировал бы кто-нибудь нынче «Тысячу душ», роман, где всего на нескольких страницах об отношениях человека с дьяволом сказано больше и лучше, чем во всём вашем перехваленном «Мастере и Маргарите». Потому что уж кого-кого, а Алексея Феофилактовича сегодня нужно читать обязательно. Там бездны.

Показать полностью 1
46

Цитата про то, что художник должен быть голодным

"Сложившаяся практика процентных отчислений приводила к непомерному обогащению отдельных драматургов, переводчиков и инсценировщиков. Так, драматург Барянов за публичное исполнение написанной им пьесы "На той стороне" получил только в 1949 году около миллиона (920,7 тыс.) рублей процентных отчислений. Драматург Софронов в том же году получил 642,5 тыс. рублей, братья Тур — 759 тыс. рублей. Писатель Симонов получил процентных отчислений за четыре последних года около 2500 тыс. рублей.


Получая из года в год за исполнение своих произведений огромные суммы, некоторые авторы перестают работать над повышением своего мастерства и не создают новых высокохудожественных драматургических произведений".


(Из докладной записки Михаила Андреевича Суслова "Об извращениях в выплате авторского гонорара за право публичного исполнения литературно-драматических и музыкальных произведений", 1950 г.)

54

Учительнице видней!

История древняя, но менее прекрасной от этого она не становится. И вообще, это моя любимая литературная байка на тему "что хотел сказать автор".


Так вот: Дарья Аркадьевна Донцова вспоминает, что во времена стародавние, когда была она не Донцова, и даже не Дарья, а вовсе Груня Васильева, дочка печально известного писательского парторга всея Москвы, задали ей в школе сочинение по повести Валентина Катаева "Белеет парус одинокий". И наша Груня, будучи нормальным жизнерадостным ребёнком, вместо того, чтобы тратить время и силы на эту муть, просто обратилась за помощью к соседу по переделкинской даче - тому самому дяде Вале Катаеву. Катаев, человек незлобный, сочинение соседской дочке написал, та аккуратненько перенесла его в тетрадку, сдала...


И получила тройбан с гневной ремаркой от русички: "В СВОЕЙ ПОВЕСТИ ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ КАТАЕВ ХОТЕЛ СКАЗАТЬ СОВСЕМ НЕ ЭТО!"

Учительнице видней! Валентин катаев, Донцова, Переделкино, Советская литература, Учитель

Валентин Катаев смотрит на отечественное среднее образование

Показать полностью 1
60

"Прекрасные люди" и большая власть

Сперва цитата:


"Между тем, при отсутствии всякого надзора за штатом в полсотни человек, и в усадьбе, и в петербургском доме шла веселая воровская свистопляска. По словам пронырливых старых родственниц, - доносам которым никто не верил, но, увы, они говорили правду, - заправилами были повар, Николай Андреевич, да главный садовник, Егор, - оба положительные на вид люди, в очках, с седеющими висками преданных слуг. При наплыве чудовищных и необъяснимых счетов или внезапном исчезновении садовой клубники либо парниковых персиков, мой отец испытывал, в качестве юриста и государственного человека, профессиональную досаду от неумения справиться с экономикой собственного дома; но всякий раз, как обнаруживалось явное злоупотребление, какое-нибудь юридическое сомнение мешало расправе. Когда здравый смысл велел прогнать жулика-слугу, тут-то и оказывалось, что его маленький сын лежит при смерти (или просто лежит) - и все заслонялось необходимостью консилиума из лучших докторов столицы". (В. Набоков. "Память, говори")


Владимир Владимирович, как известно, отца боготворил. Да и в целом, сколь я могу судить, Владимир Дмитриевич был человеком сугубо и глубоко порядочным.


Но. Но-но-но.


После Февраля он, с его описанными выше хозяйственными талантами, станет управляющим делами Временного Правительства. Не мудрено, что дела эти мгновенно придут в то же состоянии, что и набоковское имение. Владимир Дмитриевич, разумеется, останется столь же прямодушным, высокодуховным, морально безукоризненным - и героически погибнет в Берлине в марте 22-го, заслонив своего друга Милюкова от пуль черносотенцев. А гениальный сын, до конца своих дней тоскующий по потерянной России, так и не поймёт, что погубили её в первую очередь такие, как его отец: умные, честные, порядочные теоретики.

"Прекрасные люди" и большая власть Владимир Набоков, Временное правительство, История России, Цитаты, Длиннопост

В.Д. Набоков (1869-1922)

Показать полностью 1
48

Художник так видит

Есть такая старая история: когда в 1573 году Паоло Веронезе выставил свою картину "Тайная Вечеря", к нему пришли видные тогдашние искусствоведы в форме - то бишь, в сутанах и рясах - и предъявили за недостоверность. Мол, скажи нам, добрый человек, почему в Евангелии эта история описана так, а у тебя на картине - вовсе этак? Откуда все вот эти посторонние люди, почему они одеты в неподобающие эпохе костюмы и что вообще ты, козья морда, имел в виду?

Художник так видит Эпоха возрождение, Паоло Веронезе, Живопись, Цензура, Находчивость

Паоло Веронезе (1528-1588)


Тогда-то Веронезе и произнёс фразу, с которой вошёл в историю: "когда у меня на картине остается свободное пространство, я украшаю его вымышленными фигурами".


В итоге, художник просто сменил название картины на "Пир в доме Левия" - и от него отстали.

Художник так видит Эпоха возрождение, Паоло Веронезе, Живопись, Цензура, Находчивость

Паоло Веронезе. Пир в доме Левия


Мораль сей басни ясен: не лезьте к художнику со своей "правдой" и со своими "фактами". Он не копирует реальность, он её творит. Для "заклёпочников" любого сорта есть соответствующая справочно-техническая литература, вот в ней пусть блошек и ловят.

Показать полностью 2
154

Новое слово на букву "П"

Дважды на моей памяти из русской Википедии выпиливались статьи по причине «многочисленных вандальных правок» - проще говоря, набегали люди с определённым складом ума и культуры, которые начинали в меру этих самых ума и культуры веселиться.


Во-первых, это статья «Пипидастр» («помпон для чирдидинга»), содержание которой перенесли в общую статью о помпонах, а во-вторых – статья «Пидоухуй». Слово, конечно, богатое для демонстрации остроумия, но обозначает оно штуку, от юмора довольно далёкую. Кстати, если тут есть знатоки китайского (а они тут есть), то хотелось бы уточнить, как правильно транскрибировать на русский иероглифы , это самое понятие обозначающие – сугубо для общего развития.

Новое слово на букву "П" Китай, Маоизм, Культурная революция, Ненависть, Травля, Новые слова, Википедия, История

Так вот, на русский язык «пидоухуй» традиционно переводится как «сеанс ненависти» - что-то вроде тех «двухминуток ненависти», о которых писал Оруэлл.


В маоистском Китае пидоухуй, как правило, устраивался над разоблачёнными «врагами народа» - как правило, непосредственно на месте разоблачения. То есть, дорогие коллеги ставили провинившегося в круг посреди офиса (или заводского цеха, или где там происходило действо), и начинали всячески критиковать, в диапазоне от словесных оскорблений до телесных повреждений различной степени тяжести. Школьники могли устроить (и регулярно устраивали) пидоухуй непонравившемуся однокласснику или учителю. Причиной могло послужить что угодно, от предмета иностранного производства в одежде до поминания добрым словом кого-то из деятелей китайской истории.


В особых случаях, когда речь шла о людях публичных, пидоухуй проводился на центральной площади или городском стадионе, чтобы в нём могло принять участие как можно больше добровольцев.

Новое слово на букву "П" Китай, Маоизм, Культурная революция, Ненависть, Травля, Новые слова, Википедия, История

Пидоухуй над Десятым Панчен-ламой (1964 г.)


«Сеансы ненависти» в Китае были запрещены лишь в 1978 году, после прихода к власти реформаторов во главе с Дэн Сяопином.

Показать полностью 1
29

Биба без Бобы, или Плейбой в науке

Американский биолог Чарльз Уильям Биб, вместе со своим другом Отисом Бартоном, изобретателем батисферы, стал первым человеком, опустившимся на глубину более ста пятидесяти метров.

Биба без Бобы, или Плейбой в науке Путешественники, Батискаф, Девушки, Биологи, История науки, Длиннопост

Биб и Бартон готовятся к погружению


"Скука аморальна" - вот слова, максимально ёмко описывающие его отношение к жизни.


Сын состоятельного нью-йоркского издателя, он рано проявил интерес к живой природе, закончил Колумбийский университет - и началась жизнь, полная приключений и открытий.


Он изучал птиц Мексики, когда там бушевали массовые беспорядки, и исследовал фазанов в Китае во время вспышки бубонной чумы. Побывал на Галапагосах, Гаити, Бермудах и много где ещё, написал десятки книг и, в общем, внёс существенный вклад в развитие эволюционной биологии и экологии.


Особым талантом Уильяма Биба была способность находить для своих экспедиций щедрых спонсоров, обеспечивающих не только высокий уровень оснащённости, но и личный комфорт для привыкшего к роскоши плейбоя, поэтому Биб всегда включал в состав своих экспедиций, особенно, морских, "специалиста по ихтиологии", каковым специалистом, как водится, оказывалась юная, а то и совсем юная барышня. Не отягощённая всякими глупостями вроде диплома, зато обладавшая отличной фигуркой и смазливой мордашкой.


В конце концов, нигде не написано, что научная экспедиция - это обязательно тяготы, лишения и сексуальное воздержание.

Биба без Бобы, или Плейбой в науке Путешественники, Батискаф, Девушки, Биологи, История науки, Длиннопост

Уильям Биб (1877-1962) с японской длиннохвостой курицей

Показать полностью 2
5036

Кое-что о конспирации

В 1944 году французскому Сопротивлению понадобился надёжно скрытый от посторонних глаз штаб. Парижские катакомбы, с их многокилометровыми лабиринтами подземных тоннелей, подходили идеально. Шутка в том, что немцам тоже нужно было надёжное место для секретного бункера. И. разумеется, они тоже выбрали для его размещения катакомбы. В результате, после войны выяснилось, что штаб Сопротивления и бункер вермахта разделало всего несколько сотен метров.

59

Три жёлтые шляпы

История, за достоверность которой я не могу ручаться (поэтому и тэг "Исторический анекдот), но которая, на мой вкус, достаточно хороша, чтобы её пересказать.


Король Португалии Жозе I вошёл в историю с прозвищем Реформатор, хотя занимался в основном охотой и прочими положенными по чину развлечениями. Фактически страной руководил всесильный фаворит, маркиз де Помбаль, один из самых ярких государственных деятелей в португальской истории.

Три жёлтые шляпы История Европы, Евреи, Антисемитизм, Исторический анекдот, Португалия, Король, Министр, Длиннопост

Жозе I Реформатор (1714-1777), король Португалии


Так вот, однажды королю пришла в голову "гениальная" идея, которую он претворил в жизнь, не посоветовавшись сперва со своим министром: а пусть, де, все португальцы, в ком имеется хоть капля еврейской крови, будут обязаны носить жёлтые шляпы!


Через несколько дней Помбаль пришёл в королевский дворец с тремя жёлтыми шляпами под мышкой.


На удивлённый вопрос короля маркиз ответил, что лишь повинуется воле Его  Величества. 

Король снова удивился и спросил, почему шляп три.


- Ну как же, - ответил министр. - Одна шляпа для меня. Вторая для Великого инквизитора. А третья - на тот случай, если Ваше Величество пожелает покрыть голову.

Три жёлтые шляпы История Европы, Евреи, Антисемитизм, Исторический анекдот, Португалия, Король, Министр, Длиннопост

Себастьян Жозе де Карвалью-и-Мелу, маркиз де Помбаль, граф де Оэйраш (1699-1782)

"Шляпный указ" был отменён.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!