Дубай - просто!
6 постов
6 постов
Реклама на Пикабу
Ох уж эти 3д-креативы
Билайн в комментах к посту вышел на связь, попросил написать им ВК. Там я ответил на пару вопросов. Затем, в течение пары дней (был занят, так бы и раньше) мне позвонил оператор. Отключил платный пакет и дал бонусные 10Гб/месяц на полгода.
Выходит, я был не прав, @beeline.Russia, спасибо.
Мне бы даже месяца хватило :)
В России сейчас бываю наездами, обычно на непродолжительный срок.
Подключил 29.10.24 пакет услуг «Интернет», 15Гб, мне на недельку как раз хватит. Сегодня не смог зайти в сеть без вайфая.
Захожу, и что бы вы думали… месяц уже идут списания по 9₽ за пакет 1.5 Гб/день (мог подключить в прошлый приезд, фиг бы с ним).
А подключенный пакет сгорел :)
Ну стал бы я подключать 15Гб 29 октября, если бы знал, что они сгорят? Нет.
Нигде не указано, что они ограничены временем.
Попробую черкануть в Спортлото. Ну или хотя бы в РПН.
Билайн, простипрощай, наша встреча была ошибкой, все те 12 лет...
Понятно, что все опсосы примерно одинаковые, но подскажите, может быть, есть кто-то получше, чтобы без абонентской платы и внезапно подключенных сервисов?
Оптимизация бизнеса происходит повсеместно.
Плохо, если сокращения прошли по национальному признаку. Вдвойне хуже, что основатель сам из России.
Но больше всего меня смущает сам механизм: собрать на созвон, запретить высказываться, плюнуть даже не в лицо, а в экран, обрубить все доступы и... всё :)
Думаю, там коллективный иск прилетит, и не один.
PS. Давно хотел написать пост, как не стоит проводить реструктуризацию в компании, вот и повод выдался, как раз размышлял над похожим подходом, который видел лично.
Думал, что в этом году буду писать про Эмираты чаще, но что-то пошло не так. Местные права у меня уже давно, черновик написан тоже, но опубликовать руки дошли только сейчас.
Я хотел все подробно рассказать, а потом перечитал пост, открыл форточку и...
Надеюсь, за этот мем не забанят
Машина в Дубае нужна - общественный транспорт развит херовато. В Эмиратах признают и меняют права многих других стран. Из лагеря бывшего СССР свои права на местные точно могут обменивать граждане Азербайджана, Беларуси и Украины. Может кого еще упустил.
Есть местная фишка - «золотой шанс»: в кратце - заплатить около 2000-4000 дирхам (~50-100к рублей) и попробовать сдать вождение сразу. Могут не только лишь все, и не важно, насколько хорошо ты водишь.
Выжимка для ЛЛ: стоимость от ~3000 до 20 000 дирхам. Зависит от вермени обучения, количества бесплатных пересдач (от 0 до бесконечности), количества занятий в неделю, А/М на котором занимаешься, проходка без очереди, чай, кофе, минет, кокаин. Порядок обучения: теория, тест, город, внутренний экзамен, площадка, внутренний экзамен, экзамен в аналоге ГИБДД, еще город, экзамен в Аналоге ГИБДД.
Чуть более подробный рассказ. Я заплатил за обучение (в 2022 году) ~ 4 000 дирхам (~ 86k рублей). У меня было всего 10 часов уроков вождения, так как моим российским правам больше 10 лет. Но это сумма с учетом допзанятий, которые мне "рекомендовал" принимающий на внутреннем экзамене и с учетом пересдачи площадки в ГИБДД. Так как я самый умный и думал, что сдам все с первого раза и сэкономлю. Но вообще, я сэкономил, серебряный пакет у меня в автошколе стоил 4 600 дирхам (~110к рублей).
Автошкола у меня была отстой (хотя на гугл картах рейтинг был один из лучших; теперь моя одна звездочка чутка им его портит).
Медкомиссия - халявная, только зрение проверили. Мой опыт вождения подтвердили вопросом, на какой коробке я умею водить и на какую собираюсь идти учиться.
Учебные материалы выбил после прохождения финальных электронных тестов, перед официальным теоретическим экзаменом. Впрочем, я их так и не открыл. Тест состоит из 40 вопросов, с правом на 4 ошибки.
После теста - идешь кататься по городу.
Водил я вот такой пепелац, только убитый в дребадан:
Nissan - Sunny, рабочая лошадка рядового автошкольника эмиратов
Мой инструктор сидел в тачке босиком, пил какую-то вонючую жижу из термоса (мб карак-чай, хотя он обычно приятнее пахнет) и был арабом. Отсюда забавная шутейка для знающих английский. В какой-то момент он показывает пальцем на обочину и говорит: барк хир. Я секунду потупил, думая, зачем мне здесь гавкать, а потом как понял... Большинство арабов не могут произнести звук "п", так как он отсутствует в арабском языке, и заменяют его на "б".
Саму тачку я проклял - час езды и у меня отваливалась спина.
После откатки города - внутренний экзамен. Я сдавал его вместе с тремя индусами, они не сдали (и слава Кришне, я почти уверовал, пока они ехали свою часть). Но мне проверяющий "посоветовал" докупить еще пару часов занятий, мол, зря пропустил одну машину при выезде на дорогу, должен был проехать (ага, а если бы не пропустил, сказал бы, что надо было пропустить).
И теперь новичков готовы допустить до площадки. Где логика? Я не знаю. На площадке из непривычных упражнений - экстренное торможение (легкотня, но при мне его завалило несколько индусов) и угловая парковка (эту ерунду зафакапил я сам, но потом исправился). Валишь упражнения - платишь, приходишь и пересдаешь только их (а вот это удобно). Сдаешь площадку один в машине, всё контролирует автоматика, в спорных случаях представитель ГИБДД проверяет видеозапись твоей сдачи (со всех ракурсов, полное 360).
Потом докатываешь два часа уроков по автострадам и сдаешь город в ГИБДД. Меня сначала не хотели допускать до экзамена, так как я не выкатал два часа "рекомендованных" занятий, но я послал автошколу куда подальше, занятия я купил, а вот кататься или нет - дело мое. В "городе" всё очень зависит от экзаменатора, мне повезло, у нас был добродушный эмирати, сдали все, даже чел, который не смог нормально припарковаться в конце.
Права выдают примерно через час после сдачи экзамена и уплаты 600 дирхам (~14k рублей). А на окошке с выдачей - qr code - поставьте нам 5* на google maps - вот откуда рейтинг, я сам чуть не тыкнул в эйфории. Продлевать лицензию - каждые 3 года, цена вопроса - такая же.
А дальше, судя по всему, граждан Индии, Пакистана и стран Персидского залива приглашают в комнату, где сидит агент J
Ничем иным происходящее на дорогах ОАЭ я объяснить не могу. 90% участников движения водят как могут. Точнее нет, пытаются водить, как не могут. Дикие скорости, несоблюдение дистанции, игнорирование разметки.
При этом, жертв на дорогах ОАЭ не так много. Наверное, Nissan Patrol хорошая все же машина. Местные ее очень любят.
Если интересуют какие-то подробности - спрашивайте в комментах, подскажу, что смогу.
Этот пост является продолжением поста про минусы жизни в Дубае. В предыдущем всплеске моей графомании я поделился минусами, в основном, связанными с финансами и экономикой, в этой части будет больше бытовухи.
«Помогаторы»
На просторах интернета я наткнулся на такое описание Дубая: это город помогаторов. Это применимо вообще ко всем эмиратам.
Да, они есть везде, но мне кажется, такого количества «консультантов» на душу населения как в Дубае нет даже в офисе McKinsey.
Помогаторы нужны чтобы:
Зарегистрировать фирму (теоретически можно самому)
Оформить ипотеку (теоретически можно самому)
Купить недвижимость (без риелтора самому нельзя 🚫)
Перевезти животных (теоретически можно самому)
Каждый из них отхватывает свой % и разгоняет экономику. На практике процессы зачастую излишне усложняются, чтобы плодить эту прослойку. Таких специалистов в эмиратах пруд пруди, включая мошенников и просто людей, которые хотят хоть как-то заработать (читай, ничего толком не умеют).
Например, помочь в регистрации фирмы вам возьмется добрая сотня фирм и полтысячи людей. Запросят за свои услуги от 1 000 до 10 000 дирхам (270 - 2 700$). И вряд ли скажут, что с банками могут быть проблемы. За регистрацию банковского счета возьмут деньги дополнительно, но опять же - гарантию не дадут. А кто дает гарантию - врет. Бывают компании/люди которые берут оплату услуг по факту регистрации, но таких меньшинство. Если кому-то нужны будут советы в этой области, пишите в комментариях, я поделюсь всем что знаю всего за 99.99$ совершенно бесплатно. Мы изучали возможность регистрации ЮЛ и открытия своего бизнеса, но риски и вложения без инвестиций со стороны перевесили возможную прибыль (помните, что я говорил про малый бизнес?)
В свою очередь сразу хочу сказать, я знаю несколько хороших специалистов, которые реально консультируют или оказывают квалифицированную помощь (например в перевозке животных). Талантливые и профессиональные «помогаторы» есть. Просто их довольно сложно найти.
Это бич Дубая. Если продукты стоят вменяемых денег, техника куда ни шло, то практически все, что касается сервисов (есть пара исключений) - очень дорого и не всегда оправдано.
Начнем с такси. Основное приложение - Careem. Родом из Пакистана, Careem в эмиратах был простым агрегатором городских служб такси. Впоследствии, следуя современным трендам он развился в так называемое суперприложение, где можно заказать доставку еды, цветов, химчистки, клининг итд. Но вернемся к такси - стоимость посадки 5-12 дирхам (1.4$ - 3.3$, при заказе через приложение дороже, чем ловить на улице), в аэропорту 25 дирхам (6.7$). За км плата примерно 3 AED, за минуту 0.6 AED. Минимальная стоимость поездки 15 дирхам (4$).
Ко всему еще прикручиваются мультипликаторы спроса, «плюс доставка, плюс на пиво».
В среднем, мои поездки получаются примерно 50AED, т. е. 13.6$. За эти деньги я получаю Тойоту Камри случайной чистоты и с неизвестным набором ароматов внутри (т. е. может быть и идеально, и «грязнопотная машина»), сомнительного качества вождение, разговоры с родней (иногда по видео), индийскую музыку, тошноту (хотя меня раньше вообще никогда не укачивало, может я старею). Сами поездки редко когда превышают полчаса. Если заказывать класс выше, ценник уже будет раза в полтора дороже. Убер - как правило еще дороже. Яндекс - где-то посередине, машины хорошие, новые, водители умеют крутить баранку. Лайк однозначно. При этом, отметить, что водитель на месте, когда до тебя еще 10 минут! ехать - в порядке вещей. Объясняешь - куда доехать/подъехать, могут сбросить заказ, деньги за вызов, само собой спишутся. Придется компенсировать через приложение, благо возвращают легко. Но на счет приложения. А вот если поймать машину с руки или сесть в торговом центре (то есть не через приложение) добродушный Мухамед может возить тебя кругами, переулками, проехать съезд на шоссе и, как плохой биатлонист, уйти на штрафной круг. В результате таких промахов на таксометре может набежать приличная сумма. В такой ситуации нужно сфоткать номер а/м, записать марку, иногда указывается название таксопарка. И идти на сайт RTA (аналог гибдд + автодора). Можно написать в поддержку Careem, они сориентируют, куда направлять жалобу. Как правило, если начать фоткать номера - сам водитель начнет предлагать компенсировать разницу.
А еще в высокий сезон обычное такси невозможно заказать с 6 до 8 вечера. Приложение насильно отправляет водителей в торговые центры - развозить затаренных туристов по номерам своих отелей. Выручает Янго или тариф комфорт, но это выходит дороже.
С доставкой продуктов все чуть-чуть лучше. Сирийскую, ливанскую, пакистанскую и индийскую кухни можно найти за вменяемые деньги. Сервисов доставок еды множество, от того же Careem до Yalla Market - приложухи от российских разработчиков. Если привезли некондицию, не ту позицию, не привезли заказ - деньги возвращают моментально. Очень часто - на счет приложения (что не доставляет особых неудобств), но если написать в поддержку - вернут на карту. Однако объяснить курьерам, что холодный пакет и горячий пакет нужно чем-то разделить в доставочном боксе невозможно. Это хорошо, если сборщик знает, что должен быть отдельный пакет для холодного и отдельный пакет для горячего. Доставляют заказы довольно быстро.
Лучше, но не без нареканий. Доставщик упаковывает еду обратно. Даже после замечания. ПС. он не унес ее обратно, он пошел доставлять ее дальше.
Но только стоит пролиться дождю - доставка прекращает свою работу. Все из-за того, что курьеры гоняют на мотоциклах. Хотя во время сильных дождей замирает вообще почти весь город: улицы из-за отсутствия ливневок превращаются в бурные речки, машины встают во многокилометровые пробки. В старых районах ливневки не существуют, как класс, а проекты по засеиванию облаков никто не отменял. Эти эксперименты иногда даже приводят к жертвам, хотя речь идет не про жителей мегаполиса.
Немного про сервисы еды по подписке: для обывателя - пользоваться можно, стоит недешево. А для худеющих или спортсменов планы питания не ахти: много соусов, мучного, баланс кбжу очень вряд ли соблюден.
Техподдержка, как квинтэссенция принципа «иншалла». Далеко не у всех сервисов и приложений реализован онлайн чат. Весьма типичное решение - робот на телефонной линии и почта. Не ответить на запрос в порядке вещей даже для сервисов поддержки клиента огромных международных конгломератов (например, страховой, CIGNA, hello 👋). Часто ответ на обращение занимает минимум сутки (ENBD, Du, DEWA, мое почтение), а компетенция первой линии поддержки чуть меньше, чем у любого, изучившего сайт компании. А если кто-то прочитал договоры, положение и тарифную сетку, то смело может претендовать на позицию начальника отдела ТП (расшифровывайте как хотите, оба варианта подходят). Таким образом решение вопроса средней сложности может занимать месяцы. Отправил запрос. Через день получил ответ, ответил на него, через день получил ответ. Зачастую стандартную отписку.
Плавно переходим к следующей проблеме. Подключить услуги: коммуналку (она оформляется на арендатора и дико дорогая), интернет (он оформляется на арендатора и дико дорогой. И дерьмовый), тариф мобильной связи (как и домашний интернет) - очень легко. А отключить, наоборот, сложно.
С интернетом у меня приключилась забавная история. В чате техподдержки интернет-оператора мне сказали, что оформили мое заявление на отключение. Когда через месяц я получил очередной счет за услуги, которыми уже не пользовался, другой человек уточнил, что через чат эту заявку направить нельзя. И через сайт нельзя. Можно только через мобильное приложение (что не так с сайтом?) или в физическом обличии в офисе. Так начались мои отношения по переписке с клиентским сервисом оператора. Они просили скрины (каждое же действие в интернете скриню), говорили, что никакого запроса не было, чат они проверить не могут (ха ха). Счет они тоже отменять не будут, а тот факт, что я их услугами не пользовался - ничего не значит. Заявку приняли с третьего раза после направления видео снятого с экрана телефоне. В общем, спустя месяц мне прислали уведомление о расторжении контракта. Мой друг тоже потратил на это примерно три месяца.
А моей коллеге отключили интернет и расторгли контракт через месяц после заключения договора на год. Начислили штраф за расторжение. Ей пришлось объездить три офиса, чтобы выяснить, что это техническая ошибка. И заново переподключить интернет (заключить новый договор), так как расторжение необратимо. Штраф вернули, плату за подключение не брали, но осадочек остался. У нас одинаковый провайдер, кстати. Но в стране, в принципе, всего 2.5 провайдера (LAN - 2 и еще один - мобильный интернет), и по факту это жаба с гадюкой. Интернет, как и мобильная связь, дорогой и дерьмовый.
Возврат депозита за коммунальные услуги жду уже два месяца полгода. Газ еще даже не отключили (не расторгли контракт), но там риелтор арендодателя косякнул, может быть в комментарии распишу, и так нагруженный пост выходит. Есть еще кулстори про разрыв контракта на мобильный телефон.
И вот - два типа сервиса, у которых цена/качество - норм: клининг и аренда авто. Без комментариев:)
Напишу коротко, не растекаясь мыслею по древу.
Погода. Официально в городе очень вряд ли покажут выше +49 (придется сокращать рабочий день). При этом, ничего не мешает ставить температурные рекорды в пустыне и/или пригороде (что чаще всего одно и то же).
Летом в течение дневного пика жары запрещают работы на открытом воздухе. В нашем районе запрещали выгул собак.
На побережье относительная влажность может достигать 100%. Очень опасная ситуация. Нужно избегать находиться на улице в такой ситуации, больше пить и физически не перенапрягаться.
Архитектура и качество жилья. Первое - субъективно. Да, в эмиратах, и в особенности в Дубае, есть крутые проекты от международных архитектурных бюро и дизайн-ателье (Bugatti, Al Safa, One Zabeel, тысячи их)
Bugatti Residences
Есть забавные решения
Целый микрорайон в Египетском стиле, в том числе Sofitel hotel Obelisk
Но в общем - большой массив зданий построен в 00-10, выглядит однообразно и уныло.
Вид на Sheikh Zayed Road - центральную улицу Дубая
Москва-сити круче.
Качество объектов тоже не без нареканий. Нет, не полнейший отстой, но даже к жилью премиум и люкс класса есть вопросы.
Например, в Dubai Creek Harbour у некоторых зданий в дождь лился поток воды из кондиционера (а это, на минуточку, район застройщика EMAAR, ведущего в Дубае). А в шоуруме одного из кварталов (тоже от EMAAR) дверцы встроенного шкафа при открывании уничтожают друг друга. Я всегда думал, что шоурум должен быть сделан на отличненько. Но тут, видимо, пипл схавает.
Новости. Инфоповоды зачастую высосаны из пальца. Выкладывать видео чп запрещено. Изредка пишут о громких авариях или преступлениях. С другой стороны, это вроде как и плюс (несмотря на цензуру, животрепещущих тем для журналистов и так не много)
Концерты и мероприятия. Какие-то есть. Кто-то ездит. Что-то поют, как-то танцуют. Иногда приезжают хорошие балетные и оперные труппы, пару раз в год.
Наших исполнителей поп хватает, цены на билеты, правда, адские (на концерт Machete - 800 дирхам ~218$). Музыканты рокового направления как будто избегают Эмираты (но вот Kiss с прощальным концертом должен зарулить 13 октября, билеты начинаются от ~300AED, 81$, чуете разницу с Machete, да?:)).
Трафик. Рожденный в Москве, стоять в Дубае не боится. Пробки детские, за исключением, дней, когда разверзлись хляби небесные. Дело не в них. Первое, что напрягает - это поведение участников движения: ощущение, что Эмираты признали индийские права, иначе как объяснить этот кавардак? Поворотники не признают ни местные (на огромных Nissan Patrol, Lexus LX или Инфинити), ни индусы на тарантасах, ни даже европейцы (наблюдал сам ни раз в качестве пассажира). Второе - это системы съездов. Без навигатора или внимательного пырения на знаки - хрен че поймешь. Дело привычки, конечно, и возможно, эти бешеные развязки уберегают город от пробок, но субъективно мне неудобно ориентироваться.
Далее чисто список:
Качество некоторых продуктов;
Поведение многих соотечественников (не нае*** - не проживешь);
Ограниченный выбор бытовой техники (или долгая и дорогая доставка);
Палатки с арабскими/индийскими духами/благовониями на каждом шагу;
Нестабильный ассортимент в алко-маркетах;
Отсутствие некоторых игр в арабском PS store;
Не сильно развитый общественный транспорт;
За плохие отзывы могут нахлобучить;
Бездушность
Вы можете сказать: если тебе так не нравится Дубай, что же ты там делаешь. А он мне не не нравится, просто решил поделиться отрицательными моментами жизни в Дубае. Я могу накатать пост не меньше с минусами других стран, в том числе и России. А Дубай даже лучше, чем я представлял его, когда переезжал.
Просто надеюсь, что информация будет полезна для тех, кто хочет сюда переехать. Возможно, с кого-то сорвет розовые очки, или какие-то минусы окажутся значимыми и повлияют на выбор или не выбор этой страны. Избежать ошибку = сэкономить, а сэкономил, считай, заработал.
Дальше напишу про:
То, как я права получал;
Покажу фотки Шарджи, Аджмана, Умм Аль Куэйна (что больше подходит под определение обратной стороны Эмиратов, там куда меньше лоска и шика);
Напишу про то, как не стоит проводить реорганизацию в большой компании;
Напишу несколько постов (с историей из жизни и советами) про весомые покупки;
Напишу несколько постов про другую страну и, возможно, приложу несколько инструкций.
Привет моим подписчикам! Вас не очень много, но я вас ценю :) Я тут пропал ненадолго (надолго), сначала бан (ввязался в политоту), затем куча личных дел захватило (обо всем по порядку, напишу позже и про них), но сейчас чуть-чуть подразгреб и буду продолжать рассказывать про Дубай и Эмираты с точки зрения среднего обывателя (у меня нет ламбы или ферры, я не криптомиллионер, и к сожалению, вышки на заднем дворе тоже не завалялось).
Внесу немного авторского контента в Пикабу, который скатился:)
Но если нужна какая-то помощь, можно писать в комменты, телегу дам:)
Прошло уже больше года с тех пор, как я переехал в ОАЭ. Поэтому информацию в данном посте я прочувствовал на своей шкуре или узнал из достоверных источников.
Изначально была идея собрать кучу фактов, «срывающих покровы» с идеальной картины, возникающей в головах рядового обывателя, когда он слышит слово - Дубай.
Особенно воодушевлял на создание «сенсации» встреченный на просторах Пикабу пост схожей тематики. Тот пост не нашел, но вот пример.
К счастью, (или сожалению?) многое из того поста - шляпа шляпная (например очереди из говновозов у Бурж Халифы).
И основная проблема в том, что пока найти что-то из ряда вон, ужасное, у меня не вышло.
Но само собой, Дубай это не рай (хотя есть те, кто может со мной не согласиться, но я их откровенно говоря, не понимаю).
Социальное расслоение и дискриминация
Все знают центральные, туристические и финансовые районы Дубая. На слуху могут быть элитные комплексы и грандиозные проекты.
Но не только лишь все слышали про Дейру (хотя, кто читал про Дубай что-то большее, чем туристический буклет, должен быть в курсе). Один из исторических районов Дубая, до сих пор в Дейре нельзя приобрести собственность иностранцу , но это накладывает и свои отпечатки. Жилой фонд старый, изношенный. Цены на аренду относительно низкие, район облюбовали индусы, пакистанцы и филиппинцы.
Прошу прощения, на фото завалено все, что можно, в том числе - горизонт
Повсюду сомнительного вида магазины с техникой (в основном, мобильники, планшеты, ноутбуки, а вот купить «на районе» монитор не вышло).
Средь бела дня тебя могут окружить ночные бабочки и чуть ли не хватать за руку, предлагая «массазь». Или звать в «укромную» гостиницу.
Самих бабочек я снимать не стал (каламбур), но поверьте, вы не хотите это видеть
Проституция в Дубае есть, полно тг каналов с услугами, массажных салонов с окончанием, а в популярных у туристов районах даже листовки разбрасывают. Ночные бабочки выходят на охоту, дефилируют по улицам или клеят мужиков в барах. Но все это ночью и закамуфлировано под флирт. А в Дейре это днем и напрямую.
Зачастую иммигранты живут в одной квартире ввосьмером, так сильно дешевле (очевидно). Даже наши соотечественники нередко снимают комнату, но предпочитают Марину, а не Дэйру.
Резюмируя, район, конечно не Downtown, но до трущоб Индии очень далеко, согласитесь.
Да и люди, живущие в Дэйре, еще весьма успешные ребята.
В Дубае распространена практика рабочих домов. Предприятие арендует их для работников. Работяги гоняют вахтами, живут за счет компании. Холодильник один на этаж, но кондеи в каждой ячейке… ну комнате, назвать это квартирой язык не поворачивается.
Пример рабочего дома в районе Al Quoz
Средняя зарплата доставщика еды в Дубае 5 000 дирхам (1 362.4$). Для Дубая это очень маленькие деньги, особенно, с учетом того, что как минимум половину он отправит на родину. Но это все еще на ~80% выше, чем зарплата в родной стране. Они тоже живут в таких домах.
Операционисты в банках зарабатывают около 7 500 дирхам.
Таксисты получают 10 000 дирхам и больше. Однажды в паблике Дубач проскочил видос, что водитель такси получает 22 тысячи дирхам. 22к AED это уже нормальная история, жалко, что ***деж.
Но дело не только в низких зп сервисного персонала. Даже образованный «индопак» (да простят меня граждане Индии и Пакистана) едва ли получит оклад европейца (исключение - британский паспорт, там все будет ок несмотря на национальность). Таким образом выходит классический наци… дискриминация выходит.
С другой стороны, люди из этих стран сами готовы работать за более низкие зарплаты, а качество их работы не дотягивает до европейцев и азиатов. Предки цыган вообще нехило демпингуют рынок.
Европейские компании страдают рабочим шовинизмом меньше, арабские больше.
В противовес, государство поддерживает своих граждан. Во-первых, наращивается прессинг на компании - все больше фирм затрагивает закон об эмиратизации (обязанность нанимать локала, если численность персонала больше 20 человек). Позиция должна подразумевать квалифицированный труд - никакого офис-менеджмента или уборки (да простят мне мое высокомерие офис менеджеры и уборщицы - конечно, ваш труд важен и не легок). На низкую зп местный житель, разумеется, не согласится. И государство доплатит ~5-8 тыщ дирхам сверху. Лепота?
Маленький вывод с моей колокольни: с одной стороны - дискриминация и эксплуатация это всегда плохо. Рабский труд должен быть искоренен, нет ничего важнее свободы… и вот с другой стороны - эти люди сами выбирают свою судьбу, они едут в Дубай добровольно, зачастую получают сильно лучшие условия труда и проживания, чем на родине, и точно получают кратно больше денег.
Особняком стоит стройка, говорят, что рабочие там мрут как мухи и условия адские. Не могу подтвердить или опровергнуть, но на моих глазах никто не падал.
Бизнес и финансовый сектор
Эта часть будет довольно нудная и практически без реактивной анальной тяги, поэтому люди, не интересующиеся экономикой, финансами, бизнесом, могут закрыть пост и ждать следующую часть. В этом разделе я хочу агрегировать все раздражающие моменты с банками, госорганами, налогами (0% ха-ха) и прочая, прочая.
ОАЭ и Дубай в особенности, - деловая Мекка Ближнего (среднего) Востока, факт. В целом, вести здесь бизнес весьма удобно - есть инфраструктура, различные специальные экономические зоны (free-zone), бизнес тусовка, в заливе то и дело расширяются воронки продаж, а биткоины свисают с пальмы.
Начнем с «отсутствия» налога на доходы/прибыль. В мае анонсировали изменения в налоговое законодательство ОАЭ.
Налогов нет, а налоговое законодательство и кодекс есть.
С 2024 года компании в Дубае, зарегистрированные в общей экономической зоне (mainland), обязаны платить 9% налог на прибыль если их выручка превышает 1 миллион дирхам (272 000$). Впоследствии, этот закон распространили и на free-zone.
При этом в сентябре анонсированы меры поддержки малого бизнеса, которые позволяют избежать налогооблажения, если компания подходит под определенные требования (в том числе, оборот менее 3 миллионов дирхам).
Там есть свои приколы, но в них вникать не будем. Не о том речь.
НДФЛ в эмиратах действительно отсутствует. В том числе, налогами не облагаются доходы от инвестиций и от сдачи недвижимости в аренду (не коммерческой само собой).
Но самый важный момент - в эмиратах по сути действует система скрытых налогов. Любое действие вызывает противодействие оплату.
Работодатель регистрирует компанию? Оформите лицензию (требуется для любого вида деятельности). Стоимость лицензии варьируется от 10 000 (~2 740$) до 200 000 дирхам (~54 500$). Хочется диверсифицировать бизнес? Нельзя на одну компанию оформить разноплановые лицензии.
То есть, если у вас производственная компания, начать розничную торговлю у порога фабрики вам позволят едва ли.
Если лицензия на торговлю бытовой техникой, так и быть, можешь продавать мобильные. Это дополнение к лицензии, оплачивается отдельно, но совмещать допустимо.
Приглашаешь сотрудника на работу в страну (а по сути по приглашению и визе работают в ОАЭ чуть больше, чем все) - плоти нологи взнос. Оформляешь на него визу (это следующий шаг устройства на работу) - опять плоти. Регистрируешь человека, как работника конкретной фри-зоны (у меня вот даже карточка специальная есть, по ней в ресторанах рядом с офисом скидку делают:)) - плати фри зоне. Выпуск пропуска, официальная справка о доходах (нужна частенько) - ну вы поняли…
Регистрируешь недвижимость? Платишь 4% от стоимости контракта. Машину? Вроде бы 2% от стоимости а/м. Интересно, сколько платят за регистрацию яхты или частного самолета?
Но НДФЛ нет… да…
У меня друг переоформлял а/м с себя на другого своего друга. Ясно, что за эти услуги платится пошлина. Номер они решили оставить, какой и был. Внимание - за то, чтобы повесить его обратно после переоформления - платятся доп. деньги. Самому нельзя. Новый номер дороже.
И такие кейсы сплошь и рядом. Если в мой пост забредет кто-то кто живет в эмиратах дольше меня, расскажите в комментах, какие вы знаете нелепые на взгляд жителя СНГ (да и Европы мб) поборы?
Теперь плавно переходим к банкам. В первом посте я описывал некоторые негативные моменты, например так себе работающее приложение у топового банка Эмиратов. Они, кстати, исправились, и выкатили новое приложение, с улучшенным функционалом. Я поставил его себе на телефон, попытался зайти, но мои логин и пароль не подходят. Т. е. нужно регистрироваться заново. Таким образом, у банка есть три системы: онлайн банкинг, мобильное приложение раз и мобильное приложение два. И они не шибко между собой связаны. Техподдержка при создании запроса из старого приложения - не отвечает.
Теперь чуть-чуть про банковские услуги. В принципе, проценты по кредитам невысокие, по акциям даже чуть ли не под 1% можно урвать. Но чтобы кредит оформить нужно принести справку с работы, контракт аренды недвижимости, счета за коммунальные услуги, кредитную историю, копии айди, визы, свидетельства о рождении, ветпаспорта своего пса. И оформляя кредит или ипотеку ты платишь банку за оформление кредита или ипотеки!!! Сумма может достигать нескольких тысяч дирхам, что весьма существенно. И вам об этом могут не сказать сразу.
При оформлении кредита на конкретную покупку или ипотеки - оформляется страхование жизни и имущества. Ничего нового. Отказаться нельзя.
Запрос некоторых справок нельзя сделать через приложение или по звонку. Ты идешь в отделение, запрашиваешь документ. И должен прийти через неделю за результатом, так как «таков регламент». Хотя по идее документ и печать можно оформить после запроса за 5 минут. А если сделать реквест доступным через приложение, то можно снизить нагрузку на сотрудников, оптимизировать расходы. Но кому это нужно, индийский программист стоит дороже индийского операциониста:)
UPDATE: я пишу посты довольно медленно и вот, наконец, буквально на днях ENBD разродился сервисом удаленного заказа справок и документов:
Возможно, за мной следят
У FAB такой список больше, они позиционируют это как киллер-фичу.
По слухам, банки ОАЭ начинают отказываться от SWIFT переводов из / в Россию, даже в неподсанкционные банки.
Весьма феерично в эмиратах открылся МТС банк. Угодил в санкционной список чуть ли не через две недели после открытия и накрылся медным тазом.
Пару слов о бизнесе: если у вас много денег, открыть компанию и перенаправить денежные, товарные потоки несложно. Зарегистрировать юрлицо можно без проблем. Открыть банковский счет - с проблемами. Могу требовать большие неснижаемые депозиты, еще большее количество документов: подтверждения источников дохода, в том числе из других стран, банковские выписки, налоговые выписки, бизнес-план. Среднему и крупному бизнесу это под силу.
Мелкий бизнес официально оформить выходцу из России будет непросто. Регистрационные действия (см. выше) стоят недешево, фризон тьма, очень важно не ошибиться в выборе. У каждой фризоны могут быть свои приколы: пакет документов, банки-партнеры, офисный фонд и минимальные арендные площади.
Юридически в ОАЭ для регистрации ЮЛ доступен виртуальный офис. Практически, если вы из России, банк вам счет с виртуальным офисом не откроют. А на физический даже могут приехать посмотреть.
Вместо заключения
Материала по недостаткам Дубая довольно много, возможно, комментаторы накидают еще что-нибудь интересное. В следующей части я распишу один из неочевидных для человека, не жившего в Эмиратах, но очень весомый пакет недовольства – это не самый лучший сервис. А также подсвечу прочие недостатки.
Я не претендую на истину в последней инстанции. Стараюсь объективно преподнести информацию, но все равно, со своей субъективной оценкой.
PS: Ответ на закономерный вопорос, что же я делаю в Дубае, если там так много минусов – тоже в следующем посте!
Честно, не помню эти вафли в своём детстве, но в Дубае - продаются. Начитался Пикабу и взял попробовать:)