Привет. Я живу в Нидерландах и катаюсь здесь на велике. В прошлых постах я писал в основном про покатушки, в этот раз решил написать на более техническую тему. А именно, про то, как я собирал свои первые колеса для своего первого шоссера. Опишу так же какие запчасти, инструменты и литературу я использовал и где их брал. Не сочтите за рекламу, насколько я знаю, это многим интересно. Простите так же, если я какие термины по-русски переврал, я все это изучал на английском и голландском языке.
Итак, как-то раз я ехал на упомянутом выше винтажном Cilo 1979 года, наслаждался погодой и скоростью. Как вдруг звонкое "треньк!" омрачило радость велосипедного бытия. Беглый осмотр быстро показал две винтажные спицы на заднем колесе 1979 года, заявившие, что семьдесят девятый был уже давно и они решили покинуть этот мир. Всего хорошего, как говорится, и спасибо за все те километры.
Помимо спиц, еще и на ободе был давний дефект, который забавно шваркал при торможении. Поэтому я воспринял случившееся как челленж и решил заняться колесостроительством (все равно давно уже хотел).
Книжка
Так как знаний у меня было в этом деле ноль, я пошел гуглить. Очень скоро я натолкнулся на рекомендацию книги Roger Musson, Professional Guide To Wheel Building. Она продается в электронном виде на его сайте wheelpro.co.uk. Это просто кладезь информации, из которого я узнал про типы ободов, спиц, нужные инструменты и так далее. А главное - там есть пошаговое описание всего процесса с кучей подробностей и хитростей, а так же чертеж станка для правки колес, который можно сделать самому.
Станок
Собственно, вот этот станок я и собрал из валявшейся в сарае МДФ-ной полки. Цены на готовые улетали за сотни евро, данная поделка обошлась мне в EUR 7, шесть из которых - это болты. Поскольку руки у меня из одного места растут, выглядит это как... гм... поделка из палок и палок, но функционально - все тип топ. Он очень устойчивый и вполне справился со своей целью. Даже самодельные шкалы удобные. Справа от станка видно высокотехнологичное устройство для измерения тарелки, выполненное из высокоцеллюлозного картония :)
Втулки
Так как мне хотелось, чтобы хоть что-то в новых колесах было соответствующее эре велосипеда, втулки решил брать винтажные. Нашел NOS комплект Shimano 600 с высокими бортами. Абсолютно новые, лежавшие больше 30 лет на складе. Дороговато, но красавчики Campagnolo стоят вообще космически. Рекомендую продавца Mario Verhoeven, сайт defietsenmaker.nl, он продает много NOS запчастей.
Первым же делом разобрал их и поменял старую заводскую смазку. В отличие от родных втулок, пыльники у них снимаются легко. Смазку использовал кальциевую Motorex 2000. Каких-то особенных замечаний по ней ней, смазка и смазка.
Спицы
Спицы и нипеля поштучно нашел на bike24.com. Там можно выбрать нужный размер (как его расчитать описано в книге, либо можно воспользоваться калькулятором на сайте https://www.wheelpro.co.uk/spokecalc/) На "родных" колесах стояли спицы DT Swiss, я решил взять их прямых конкурентов Sapim Race Double Butted, просто потому что они стоили ровно в два раза дешевле :) Форма спиц - обычная с двойным баттингом, нипеля тоже обычные латунные. Мне нужно было 36 штук.
Обода
Для начинающих строителей рекомендуют использовать новые обода, так как со старыми будет сложнее на этапах выравнивания натяжения. Mavic выпускает обода классического типа: Open Pro подороже и Open Elite подешевле. Я взял подороже. Они с двойными люверсами и чуть полегче. Отзывы - самые положительные. Нашел самое дешевое предложение на wiggle.com
Спицовка
Тут, к сожалению, я не сделал фоток. Если будет интересно, могу описать подробности в отдельном посте про починку оригинального колеса.
Если вкратце, то ставим первую спицу (важно не ошибиться), потом в четыре прохода ставим все остальные внутри и снаружи с двух сторон. Рисунок - классический 3-Cross. Кто ошибся с первой спицей - тот я и начинает все заново. Перед установкой, резьбу смазываем машинным маслом, чтобы они хорошо закручивались и потом хорошо откручивались. Вот на этой фотке видно инспектора ОТК, ожидающего спицовку на контроль.
После установки, приводим все к изначальному натяжению. Удобно использовать специальную отвертку для этого. Она вставляется в нипель сверху и выскакивает как только торец спицы сравняется с шапкой нипеля. Впоследствие можно крутить обычным спицевым ключом.
Протяжка
Дальше начинается долгий и неторопливый процесс, состоящий из последовательной затяжки, снятия стресса, выравнивания колеса и выравнивания натяжения спиц.
Для последнего этапа мне сильно помог тензометр. Некоторые люди умеют ориентироваться на высоту звука, издаваемого спицами, но мне медведь оттоптал все уши еще в детстве, поэтому я не отличу до диез от ре бемоля ни при каких условиях. Купил примерно вот такой простой тензометр для измерения относительного натяжения от X-Tools. Брал так же на wiggle.com
Нужно еще контролировать тарелку, особенно на заднем колесе. При необходимости, уменьшать натяжение на всей стороне. Когда натяжение становится сильнее, спицы начинают вращаться, не проворачиваясь в резьбе. Здесь необходимы флажки, например, из простого малярного скотча.
Через какое-то время натяжение хорошее, биение - минимальное какое я только могу достигнуть. Все устраивает!
Клеим ленту High Pressure от Schwalbe и объявляем колесо готовым! Празднуем, радуемся, уходим в загул... стоп... еще же надо делать второе...
Бонусы
Так как резьба на старый втулках была итальянская, а на новых - английская, понадобилась новая трещотка. Брать винтаж по цене и качеству не было вообще никакого смысла, поэтому взял новодел от SunRace. Оказался отличный агрегат. Благодаря современному профилю, цепь между звездами стала перебрасываться гораздо проще.
Где трещотка - там и цепь. Особо не выделываясь, взял добротную KMC Z8. По размеру отлично подошло на мои 5 задних скоростей, да еще и Quick Link в комплекте. Все эти штуки (включая отверку для нипелей) брал на нашем голландском сайте internet-bikes.com
Поскольку на этот момент бюджет проекта давно пролетел равнины разума и отправился гулять по горам эстетического безумия, купил жутко непрактичные, но радующие мои глаза и душу покрышки Vittoria Corsa G2.
Это гоночные покрышки, а значит катятся они примерно с той же скоростью, с которой убиваются. Мягкий профиль ловит мелкие камешки и если за этим не следить, может продырявить камеру. К трем тысячам километров (по нашим условиям), они начинают заметно квадратнеть. Ну и пусть! Зато посмотрите какие красавицы!
На старых колесах стояли Michelin Dynamics Classic. Достаточно кандовые, недорогие и заметно более медленные. Вот парочки рядом друг с другом.
В результате - как минимум один абсолютно бомбически довольный велосипедист. Вот как получилось в установке:
Финансовый вопрос.
Как уже было упомянуто, цена всего этого вышла совсем не маленькой. Я потратил (без инструментов) около 300 евро на все про все, что даже дороже изначальной цены самого велосипеда. Однако в этом есть определенный смысл.
Во-первых, в наших краях стоимость работы веломастеров невероятно высока. Простая протяжка одного колеса стоит от 50 евро. Постройка - точно улетит за сотню, а то и две. Качество при этом - вообще не гарантировано. Это вообще особенность западной Европы. Из-за дороговизны труда, ручным ремонтом мало кто занимается. Просто меняют все крупными узлами и выставляют счет ровно такой, чтобы у клиента глаза округлились, но в орбитах удержались. Так что отдать запчасти в мастерскую финансово был не вариант.
Во-вторых, я получил кастомный продукт ровно такой, какой хотел. А это всегда дорого.
В-третьих, с описанной выше точки зрения приобрести такой навык крайне полезно. С тех пор я перетянул еще несколько колес и не боюсь каких-то дефектов. Смогу сам починить. Так что в долгосрочной перспективе все окупится, ну а деньги, потраченные на самообразование я не считаю потраченными зря.
Эпилог
Я проехал на своих первых колесах пока еще не так много - около 300 км. Но за это время они остались ровными, и настройка не сбилась. А значит каких-то грубых ошибок я не совершил.
Благодаря топовым покрыхам катиться велик стал быстрее по приборам на пару км/ч и по ощущениям на 100500. Новые обода так же заметно улучшили торможение. Эстетически - великолепно. Комплименты от проезжающих мимо винтажных дедунов, еще хорошо помнящих 1979 год - бесценны (стоп! я же не хотел писать об этом сомнительном "преимуществе").
Эмм... о чем я? А ну значит пора закругляться. Напишите, строите ли вы колеса? Знаете ли хитрости? Стоит ли мне писать более подробный пост именно с процессом?
Пока и до новых встреч!