Настольная игра СУПЕРТАНК дневник разработки
16 постов
Скриншот одного из билдов графического мода для Battle City
В свое время для меня стало открытие существование эмуляторов – приложений, которые позволяют запустить на компьютере образы игр от приставок и играть прямо как на старенькой консоли. Эмуляторы дали вторую жизнь старым играм с приставок 3-го и 4-го поколения (8-ми и 16-ти битных приставок) и многим другим платформам. Благодаря им стала доступна огромная библиотека ретроигр, которых за прошедшее время создавалось очень много.
Помимо этого, современные эмуляторы имеют еще ряд отличных функций: игра по сети, различные графические фильтры, поддержка джойстиков, аппаратное ускорение, возможность сохраняться во время игры, читкоды, запуск образов от разных консолей в одном эмуляторе, библиотеки игр прямо внутри эмулятора и пр.
Так же эмуляторы дают прекрасную возможность запустить игры для редких приставок, типа NEOGEO, 3DO и пр., которые официально не продавались в России и вряд ли вам когда-либо удастся поиграть на оригиналах этих консолей. Еще круче, что эмуляторы дают запускать игры для старых аркадных автоматов типа MAME, игры для ZX Spectrum или, например, Аtari 2600.
Эмулятор-монстр типа RetroАrch позволяет запускать образы игр даже на базе Android и благодаря этому ваш телефон превращается в портативную ретроконсоль.
Эмулятор-комбайн RetroArch
А современные джойстики для мобильных телефонов типа Gamesir делают погружение еще более полным. Я, например, так и не смог привыкнуть играть, нажимая на дисплей, а с джойстиком все заиграло новыми красками.
Джойстик для мобильных телефонов GameSir
Нет ничего удивительно, в том, что сейчас стал очень популярен ретрогейминг и аудитория ретрогеймеров активно растет. Кто-то собирает и коллекционирует старые консоли и картриджи к ним. Стоимость редких экземпляров картриджей иногда составляет несколько тысяч долларов. Кто-то устанавливает рекорды по скоростному прохождению культовых игр прошлого.
Очень популярны блогеры и стримеры типа Kinaman, Pixel_Devil или Коля Coulthard, которые активно развивают тему ретрогейминга – делают обзоры на любимые игры детства, проводят многочасовые стримы-марафоны по прохождению ретроигр, обзоры девайсов и пр.
Отдельные сообщества делают хаки и моды для старых игр. Кто-то проводит турниры по культовой NHL 94 или серии спортивных игр NEKKETSU.
Анонс турнира по Goal 3
Для меня лично эмуляторы дали возможность реализовать детские мечты. Мне удалось поиграть в редкие игры, о существовании которых я мог знать только по кратким описания в черно-белом печатном каталоге игр, который наверняка в детстве был у каждого обладателя приставок Dendy или Sega. Такое окно в целый мир видеоигр, из которого мы по сумрачным описаниям и черно-белым картинкам пытались разглядеть и понять, что представляют из себя те или иные игры и мечтали поиграть в каждую из них. И уж тем более заоблачным было желание поиграть в игры для Super Nintendo, типа Donkey Kong Country или Mortal Kombat.
Каталоги с описания игр для Dendy и Sega
Возвращаясь к игре Battle City, хочется заметить, что это довольно старенькая игра и она очень простая в графическом плане. Когда я открыл для себя эмуляторы, я стал искать были у этой игры другие версии на более продвинутых в графическом плане консолях. И того, что удалось найти это было продолжение Battle City под названием Tank Force для аркадных автоматов.
Игра Tank Force для игровых автоматов
И хотя в игру было добавлено много новых игровых механик, типа битв с боссами, возможности играть вчетвером, разные типы врагов, новые виды бонусов, то в графическом плане плане она меня совсем не впечатлила, даже несмотря на графическую мощь аркадных автоматов.
Изучал я и другие аналоги Battle City, коих в интернете великое множество от домашних поделок начинающих программистов, до специального режима в World of Tanks аля с графикой из оригинальной Battle City.
Игра аля Battle City
World of Tanks с графикой аля Battle City
Так я пришел к тому, что я хочу свой Battle City с покером и куртизанками в плане графики. Т.к. навыками программирования я не обладаю совсем, то начал с того, что мне казалось наиболее понятным и простым – с редизайна графики. Для этого пришлось изучить кучу референсов и туториалов по пиксель арту затем, чтобы своими руками получить результат такой как я себе представлял. Спрайты из игры должны были выглядеть как если бы Battle City вышла на 16-ти битной консоли типа Sega Mega Drive II или Super Nintendo. Параллельно с этим я занялся разработкой настольной игры по мотивам Battle City, т.к. реализовать видеоигру с измененной графикой я вообще не представлял как, а использовать новые спрайты для оформления настольной игры по мотивам «танчиков» выглядело хорошей идеей, чтобы реализовать свои амбиции и заодно получить обратную связь от сообщества.
Про разработку настолки я уже рассказывал в предыдущих частях дневника. Теперь мне хочется рассказать о том, как мне все таки удалось реализовать графический мод для Battle City и прийти к тому, что стало возможным запустить старые добрые ламповые «танчики» с новой 16-ти битной графикой.
Однажды, во время поиска референсов для пиксельного рерайта оригинальной Battle City я наткнулся на один пост на форуме, где пиксель-арт художник из Чили выложил графический мод для Battle City. Он перерисовал в игре спрайты танков, взрывов, ландшафтов и фоны игрового поля. Интересно все это анимировал.
Эмулятор приставок Mesen позволял довольно просто заменить спрайты в игре не влезая в код образа игры. В итоге получилась Battle City, но с новой графикой. Художник не менял разрешение спрайтов в игре, но все равно выглядела новая Battle City очень круто. Настолько, что я с большим трудом нашел и связался с этим чилийским художником и спросил можно ли мне использовать его спрайты как референс для оформления моей настольной игры на что он дружелюбно согласился.
Оригинальный Battle City и с заменной графикой от Imkrut
Когда настольная игра была уже выпущена, я стал изучать возможности эмулятора Mesen. Информации было не очень много. Несколько ознакомительных видео на YouTube плюс короткий вики-мануал от разработчиков как заменить с помощью эмулятора графику и звук в играх
Оказалось, что редизайн Battle City был не единственным графическим модом для игры. Были графические моды для Super Mario Bros, Castlevania и Rock Man. Очень симпатичный мод для Ice Climber.
Ice Climber Remastered by imkrut
Причем функционал эмулятора Mesen позволяет не только увеличивать разрешение спрайтов и играх, но и добавлять новые анимации, например сделать движение персонажей в игре более плавным.
Для человека не очень сведующем в программировании сам процесс замены графики был не очень сложным. Эмулятор позволяет в специальном режиме вытащить из игры все спрайты в уже подготовленном для изменению виде - спрайтлистов.
Базовый spritesheet от imkrut и замененный Spritesheet для Battle City
Дальше остается только заменить графику в этих спрайтлистах и немного пошаманить с текстовым файлом в котором сохраняется код, считывая который, эмулятор Mesen заменяет спрайты в игре. Если совсем сильно упороться, то можно добавить новые анимации или изменить не только спрайты, но и фоны в играх.
Текстовый файл с кодом для считывания замены спрайтов
Вся графика у меня уже была нарисована, осталось только ее заменить и добавить в игру. В итоге у меня получилось два HD Pack. Один для оригинального рома Battle City. Другой для китайского хака TANK 1990.
В моде для Battle City, т.к. там конечное количество уровней (35) я сделал фоны в виде пустыни. А на отдельных уровнях на фоны я добавил реки, мосты и перерисовал лед, чтобы игровое поле не было сформировано из монотонных тайлов
В моде для китайского хака TANK 1990 я сделал фон в виде лужайки с цветами. К сожалению, создавать отдельный фон для каждого уровня с водой и льдом невозможно, т.к. в роме 28 версий игры и в каждой свой уникальный набор уровней. Поэтому тут ограничился одним фоном для всех версий игры. Плюс режим Construction дает возможность создать довольно симпатичный свой уровень.
Следующий шаг напрашивается – создать отдельное приложение, чтобы не заморачиваться с установкой и настройкой эмулятора и HD Pack для него. Но пока мой издатель отговорил от этого шага, т.к. кодить игру это откровенно недешевый процесс и я плохо понимаю как монетизировать эту историю. Но если есть желающие сделать игру с моей графикой – то я буду рад принять участие в разработке если есть потребность в моих навыках.
Подписывайтесь на сообщество проекта и следите за новостями
Прямые ссылки на все части дневника проекта СУПЕРТАНК
Полезные ссылки
Этот материал подготовлен по мотивам моего выступления на фестивале Индикон в августе 2024 года и выглядит как набор слайдов и сопровождающих их текст. Как пишут в умных западных книжках - это самый удобный для читателя вариант донесения информации.
Для начала представлюсь, если вдруг кто со мной не знаком. Меня зовут Юрий Егоров. Я автор нескольких изданных настольных игр, руководитель отдела развития продаж издательства Hobby World и коллекционер настольных игр. Настольными играми я занимаюсь практически с пеленок, когда я делал настольную игру по каждой прочитанной художественной книжке или сыгранной видеоигре. Сегодня я расскажу о своем опыте краудфандинга одной из моих игр.
Т.к. кампанию я проводил самостоятельно, за свой счет и своими силами, то собрал все вероятные грабли, которые могут поджидать того, кто выводит свой проект на краудфандинговую площадку. Как говорит мой партнер и издатель: «Если ты не разбираешься в вопросе, все расходы умножь на два, а ожидаемый результат подели на десять». Собственно о треснувших мне в лоб граблях и выводах из этого я и хочу рассказать вам сегодня и надеюсь, что мой рассказ поможет вам в дальнейших подобных граблей избежать.
Что же такое краудфандинг? Если коротко, то краудфандинг - сбор народных средств в интернете на какой-либо проект: настольная или видеоигра, книга или комикс, музыкальный альбом или концерт и множество других проектов.
Самая известная в Мире краудфандинговая площадка – это Kickstarter, где сборы некоторых проектов превышают миллион долларов. Например суперпопулярная игра «Взрывные котята» собрала более 8 млн долларов.
А в 2024 году настольная игра Frosthaven установила рекорд и собрала 12,9 миллионов долларов.
Самые известная российская площадка – это Boomstarter. И сборы некоторых проектов на ней составляют миллионы рублей, в том числе и настольных игр.
Самые яркие из них это настольные игры «Страдающее Средневековье» по мотивам суперпопулярного паблика,
и «Внутри Лапенко» по мотивам самобытного ютуб-сериала с огромной аудиторией. Но эти проекты по многом исключения, чуть позже я расскажу почему.
Если говорить о моем опыте сбора народных средств, то в апреле 2023 года я провел краудкомпанию моей авторской настольной игры СУПЕРТАНК. Это моя уже третья изданная игра.
В этой краудкомпании меня поддержало 147 спонсоров и общая сумма сборов составила 234 440 рублей. Сразу скажу, что я надеялся собрать полную сумму необходимую мне для запуска производства игры 1 500 000 рублей, но как оказалось в дальнейшем это было сильно оптимистично.
Краудкампанию я запускал, чтобы профинансировать промо игры, т.к. независимо от итогов краудкомпании планировалось выпустить игру на рынок и производство тиража уже был запущено. Краудкампания для меня была дополнительным источником финансирования проекта и маркетинговым инструментом.
Игра ушла в тираж при участии издательства настольных игр Экономикус. Сейчас СУПЕРТАНК продается в магазинах Hobby Games и Мосигра, а так же на всех маркетплейсах. В этом году выходит ее переиздание с дополнительными режимами игры и новыми компонентами. Игра была номинировала сообществами «Geek Media» на лучшую отечественную игру 2023 года и в 2024 года попала в шорт-лист народной номинации «Лучшая игра с простыми правила» от сообщества «Играем в Настолки».
Настольная игра СУПЕРТАНК
Так же сейчас я продолжаю вести сообщество проекта СУПЕРТАНК в соцсетях. Сообщество изначально было просто дневниками разработки настольной игры. Но сейчас в нем я рассказываю не только о проекте, но и о современных и ретроиграх, а также просто размещаю смешные мемчики про настольные и видеоигры.
Сообщество VK проекта СУПЕРТАНК
А также сейчас я разрабатываю видеоигру-римейк оригинальной игры Battle City. С текущей версией видеоигры можно ознакомится в моем сообществе VK.
Я выделил 3 аспекта, которые характеризуют краудкомпанию и от которых во многом зависит ее успешность.
Аудитория – сколько человек узнают о вашем проекте, будут следить за ним и самое главное поддержат деньгами.
ПРОМО – все связанное с промо по продукту: оформление страницы краудкомпании, видео о продукте и другие материалы и мероприятия, которыми вы хотите привлечь внимание к краудкомпании.
Бюджет – планирование целей сбора средств, ваши затраты на производство контента и рекламу. Так же сюда относиться и поиски альтернативных источников финансирования помимо сбора средств краудфандингом.
И так первый аспект – аудитория. Когда ты запускаешь краудкомпанию, то первый вопрос с которым ты сталкиваешься – это «Какую поставить цель сбора средств в деньгах?». Тут можно идти от необходимой суммы для реализации проекта или от реально имеющейся у тебя на момент запуска краудкомпании аудитории. Я запланировал собрать необходимые мне для запуска производства 1,5 миллиона рублей. От этой суммы я запланировал бюджет на рекламу и продвижение. Все это без привязки к реальной аудитории, которая была у меня на старте проекта. И это были мои первые грабли.
Поэтому первый вывод, который я сделал по итогам краудкампании – прогнозируемое количество спонсоров, которые поддержит ваш проект, в прямую связано с числом тех, кто устойчиво следит за вашим проектом, как правило это подписчики вашего проекта в соцсетях. В дальнейшем я анализировал другие краудкомпании инди-разработчиков и сравнивал количество подписчиков различных проектов с количеством спонсоров. Везде я обнаружил эту закономерность.
Поэтому, не стоит надеяться, что как только ты объявишь сбор средств и заявишь о своем продукте, то тут же набегут незнакомые тебе люди и начнут швырять в тебя деньгами. Если у них не возникало желание дать вам денег до запуска краудкомпании, то очень небольшие шансы, что оно вдруг появится после этого.
Поэтому успех проектов «Страдающее Средневековье» и «Внутри Лапенко» связан впрямую с имеющееся у авторов проекта аудиторией. В первом случае это юмористический паблик «Страдающее Средневековье» в ВК с более 500 000 подписчиков. Во втором случае - это успешный самобытный сериал «Внутри Лапенко» на YouTube, аудитория которого около 3 млн подписчиков. Поэтому эти проекты не были инди-разработкой настольных игр, а за их спиной стоял сильный маркетинг и по сути это было успешная монетизация огромной аудитории. И, как видите, правило 1 к 1 здесь не работает, то тут я бы посмотрел на то, сколько эти сообщества собирает лайков и комментариев под каждым постом или видео, т.к. это будет реальная живая аудитория и какая-то часть из них проголосует за ваш проект рублем.
Поэтому если вы планируете объявить сбор средств сначала оцените сколько у вас реально устойчивых подписчиков, сколько посты в вашем паблике, посвященном проекту набирают лайков, репостов, комментариев и просмотров. У меня к завершению кампании было около 150 подписчиков в моей основной группе ВК и примерно такое-то количество спонсоров меня поддержало.
И тут мы переходим ко второму пункту – ПРОМО, или то чем бы будем привлекать аудиторию. ПРОМО - это все материалы, фото, видео, арты, статьи – все материалы о продукте, которые могут привлечь внимание потенциальной аудитории, заинтересуют ее и, самое главное, побудят к покупке. Так же сюда входят и все мероприятия, которые вы проводите с целью привлечь внимание к проекту: прямая реклама, обзоры у видеоблогеров, игротеки, публичные выступления.
С помощью этих материалов и мероприятий вы должны ответить для себя на главный вопрос – как собрать аудиторию? Что привлечет их внимание к проекту? Тут мне треснули в лоб вторые грабли. Я совершил ошибку и сделал ставку на привлечение массовой аудитории через дорогую рекламу. Мне казалось, что как только большое количество людей просто узнают о моей настольной игре про танчики, то все они немедленно захотят ее приобрести. Мне казалось, что если любой условный русский мужик 35-45 лет узнает о моей настольной игре про танки по мотивам «танчиков для денди», то тут же возжелает ее купить.
Важно понимать, условный мужик 35-45 лет – это очень усредненная характеристика, которая дает огромную выборку и любая реклама на такую размытую аудиторию будет стоить очень дорого.
Если у вашего проекта еще нет своего сообщества, где вы выдаете всю информацию о проекте и где аккумулируете подписчиков – создайте это сообщество и начните собирать подписчиков немедленно – это ваша аудитория и именно они в дальнейшем проголосуют за вас рублем.
Помимо рекламы вам нужно подготовить различный контент, который будет сам рассказывать о вашем продукте и о проходящей краудкомпании. Это то, на что стоит потратить время и средства.
Если говорить обо мне, то я собирал аудиторию в своем паблике в ВК за счет публикации дневников разработки настольной игры.
Дневники разработки настольной игры в сообществе ВК проекта
Так же я дублировал это статьи на основных ресурсах, где собирается околоигровая аудитория: Habr, Pikabu, DTF.
Статья из дневников на Pikabu.ru
Это был нативный материал, где рассказывал и показывал ход разработки игры: как разрабатывались механика, как создавались арты, что было референсами и многое другое. Несколько постов на Pikabu собрали более 20 000 просмотров, а самое главное – это было абсолютно бесплатно. Благодаря этим статьям мне удалось собрать небольшую «живую» аудиторию примерно в 150 подписчиков.
Непосредственно для краудкомпании я заказал верстку макетов для странички у профессионального дизайнера. В это имеет смысл вложиться, т.к. 1. Страница будет выглядеть профессионально. 2. Это не так дорого стоит. 3. Я сам не считаю, что обладаю достаточным художественным вкусом.
Макеты для страницы краудкампании
Все арты я предоставил дизайнеру, плюс дал ТЗ в котором описал как я хочу, чтобы выглядела страница. Так же у любой площадки есть режим черновик. Вы всегда можете залить все макеты на сайт и посмотреть как ваша страничка краудкампании будет выглядеть в натуре.
Так же я заказал видеоролик-трейлер игры.
Видео – самый удобный для аудитории способ узнать о продукте. Оно висит в шапке страницы краудкампании и в первую очередь о проекте судят именно по видео. Сделать хороший ролик недешево, но сейчас все сильно облегчают и удешевляют нейросети. Ролик обязательно должен быть на вашей странице и он должен выглядеть профессионально.
Так же еще один аспект краудкампании, который я отнес бы к контенту – это механика сверхцелей. Это была моя следующая ошибка - я сделал их не очень много и не очень креативно. Просто привязал получение определенных плюшек к достижению определенной суммы.
За достижение первых сверхцелей я открывал для всех кто следит за проектом ссылки на анимированные стикерпаки для Telegram с персонажами игры – пиксельными героями боевиков 80-90-х годов.
Анимированные стикеры для Telegram
За достижение следующих сверхцелей – мерч в виде наборов стикеров и открытки с артом из игры.
Мерч для краудкампании за достижение Сверхцелей
Сейчас я считаю, что нужно придумывать как можно больше сверхцелей и наград. Условия достижения цели не обязательно привязывать к сумме сборов – можно их привязать к любому полезному действию аудитории, например, количество лайков под определенным постом, и прочее. Аудитории нравится эта игра – чем больше у вас будет сверхцелей и чем креативнее они будут – тем лучше.
Так же подумайте о том, чем версия продукта на предзаказе будет отличать от серийной версии.
У меня в качестве эксклюзива была версия игры с пластиковыми танчиками в комплекте. Эта версия игры была в ограниченном количестве, она была дороже базовой игры, но весь запас был раскуплен в первые 5 дней кампании. Это еще одни мои грабли. Очевидно, что надо было ставить цену выше. Причем существенно. Их бы все равно разобрали, потому что эксклюзив. Да и вообще они классные. Как эти пластиковые танчики создавались можно почитать в дневниках разработки – это был отдельный квест. Очень сложный, но очень интересный.
Пластиковые танчики для краудкапании
Так же на момент старта кампании игра еще была в производстве и у меня на руках не было экземпляра игры, чтобы разослать его видеоблогерам на обзоры. Я сделал это уже только после краудкампании и это тоже была ошибка. Отзывы видеоблогеров были во многом положительные, но, к сожалению, для краудкампании это уже не имело значения.
Ну и, естественно, помимо дневников разработки игры я использовал принципы партизанского маркетинга и в ходе кампании написал о своем проекте во все тематические паблики, которые были посвящены ретроиграм. В большинстве своем они с радостью разместили посты о моем проекте, т.к. он было довольно необычный и это не стоило мне ни копейки денег. Либо это было платно, но за какие-то символические 100-300 рублей за пост.
Вот тут, собственно, мы подошли самому сложному аспекту краудкампании – БЮДЖЕТУ, т.к. во многом именно этот аспект определяет считать кампанию успешной или нет. И успешная она или нет зависит от соответствия сборов вашим ожиданиям и целям.
Тут я мощно прыгнул на грабли двумя ногами и запланировал сборы в 1,5 млн рублей. Исходя из этого я заложил на промо сумму районе 10-15% от плана, то есть 150-200 000 рублей. Часть их потратил на видеоролик, дизайнера, рекламу в ВК и производство мерча. Получилось около 80 000 рублей. И считаю это было необходимо.
Но дальше, когда с начала кампании прошла одна неделя и сумма сборов составить около 100 000 рублей, мне нужно было остановиться и не тратить заложенные на рекламу деньги как пьяному матросу в увольнении. Это я понял уже после, но тогда я решил, что дополнительной рекламой на массовую аудиторию разгоню сборы и вложил еще 100 000 рублей в рекламу на массовую аудиторию. Как раз на того самого русского мужика 35-45 лет. Так вот чуда не случилось – кампания в итоге добралась до отметки в 234 000 рублей с небольшим всплеском на последней неделе. Из этого я сделал вывод, что первые 5 дней кампании самые важные и по их прошествии вы можете уже более-менее точно понимать общую сумму сборов и скорректировать затраты на рекламу.
По итогу на краудкампанию я потратил меньше чем собрал, но все равно считаю, что можно было выступить лучше.
Если бы я делал кампанию сейчас, то:
1. Спрогнозировал сбор на основании устойчивой аудитории моего сообщества.
2. Заложил бы на промо и рекламу 10-15% от этой суммы.
3. Половину это бюджета заложил на контент: обязательно видео и верстка странички дизайнером. Остальную часть потратил на рекламу, но в зависимости от динамики сборов первой недели краудкомпании, а не изначально заложенной на рекламу суммы.
4. Затраты на рекламные мероприятия не более 50% от общего бюджета на промо и строго в зависимости от динамики сбора средств.
Надо признаться, что мне невероятно повезло. К работе над моим проектом присоединилось издательство Экономикус и частично профинансировало производство увеличенного тиража. Благодаря ресурсам издательства мне не только удалось снизить себестоимость производства и уменьшить розничную цену – сделать ее более «народной», но и выпустить игру именно в том виде в каком она сейчас представлена на полках магазинов и маркетплейсов.
Так же издательство взяло на себя всю дальнейшую работу по дистрибуции игры, чем сняла с меня огромную гору работы. Учитывая это, а так же мой профессиональный опыт в издательством бизнесе я могу сказать, что вариант когда автор игры и издательство софинансируют проект довольно нередкое явление. Это выгодный обеим сторонам вариант запуска игры. Подумайте об этом варианте когда будете планировать свой проект.
Эти картинки были сделаны до того как у меня в руках появился экземпляр игры.
То есть их делает дизайнер из макетов игры до сдачи тиража. Для меня, например, это было открытием, а для издательства – это стандартный этап выпуска игры.
Поэтому если кратко подводить итог всему, что я сейчас рассказал, то я бы остановился на 3 ключевых моментах:
1. Соберите устойчивую аудиторию до старта краудкампании. Это может быть сообщество в соцсетях, группа в телеграмме. Главное – у вас должен быть постоянный канал обмена информацией с аудиторией и вашими потенциальными спонсорами.
2. Подготовьте все промоматериалы до старта кампании. Видеотрейлер, обзоры от видеоблогеров, дневники разработки, макет страницы краудкампании, сверхцели, эксклюзивы, мерч, план рекламной кампании. Не во время, тем более не после – все это должно быть подготовлено у вас заранее и только когда все это готово имеет смысл запускать кампанию. У вас не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.
3. Реалистично спрогнозируйте сумму сборов и распланируйте промобюджет. Прогноз по количеству спонсоров и сумме сборов равен «живой» аудитории вашего паблика. Бюджет на промо не больше 15% от прогнозируемой суммы сборов. Бюджет на непосредственно рекламу не более 50% от всего бюджета на промо. По максимуму используйте методы партизанского маркетинга – реклама без бюджета. Ищите различные способы финансирования своего проекта, например в доле с издательством.
Подписывайтесь на сообщество проекта и следите за новостями!
Прямые ссылки на все части дневника проекта СУПЕРТАНК
Полезные ссылки
Опус СУПЕРТАНК и его автор
В комментариях к предыдущей части дневника подсказали хорошую идею – расписать a цифрах математику краудкомпании: сколько собрали, сколько спонсоров, налоги, затраты на логистику и прочее.
Подготовка к производству тиража
До запуска сбора средств у меня уже были готовы макеты игры: коробка, правила, игровое поле, тайлы и жетоны.
Первый макет правил
Вариант задней стороны коробки с игрой
Были заключен договор омпанией Woodbit на производство деревянных танчиков и кубиков с цветной печатью.
Деревянные танчики, кубики и фото с производства
Так же у меня был заключен договор на производство фирменных мешочков с логотипом.
Фото мешочка
Также у меня были 3D модели пластиковых танчиков, который я сделал сам в простом онлайновом редакторе, который позволяет сделать 3D модель из кубиков и через знакомство в моей страйкбольной команде я нашел отличную студию Lenin Solutions из Санкт-Петербурга, которая специализируется на 3D-печати. Они не только доработали модели пластиковых фишек, но взялись их напечатать.
Пластиковые танчики и фото с прозводства
Так же у меня было несколько расчетов стоимости печати, вырубки и сборки компонентов из бумаги и картона.
Предпечатный лист с картами
Давно уже не секрет, и о чем писала Мосигра в своем блоге на Хабре, что в издательском бизнесе себестоимость должна составлять примерно 25% от розничной цены настольной игры. Стабильно 50% от розничной цены заберет себе ритейл, 25% от розничной цены я зарабатываю если ставлю игру напрямую в розничные магазины или 10-15% если работаю с маркетплейсами или оптовыми посредниками. Так как изначально я планировал запустить минимальный тираж в 1000 штук, то цена на полке при таком тираже получалась 3990 руб. Это недешево для довольной простой семейной игры.
Большой удачей было, что к моему проекту присоединилось издательство Экономикус и предложило профинансировать увеличение тиража чтобы снизить себестоимость производства. Благодаря этому нам удалось снизить розничную цену игры до адекватных 1990 руб.
Также издательство полностью переделало дизайн и верстку правил игры. И именно этот макет ушел в печать.
Правила которые ушли в печать
И ход конем была краудкомпания в ходе которой я продавал игру по 1490 рублей и зарабатывал 75% от этой цены с каждой проданной
Страница карудкампании на сайте CrowdRepublic
Подготовка материалов для краудкомпании и промо
Одним из важных материалов для подготовки к краудкомпании был двухминутный анимированный трейлер настольной игры. Бюджет на создание и озвучку составил около 30 000 рублей. Сложно судить насколько это дорого или нет, но из достаточно небольшого количества материалов и контента по игре ребятам удалось сделать полноценный двухминутный трейлер игры с анимацией и кратким описанием правил.
Дизайн и верстка описания игры для странички крауда нам дизайнер на фрилансе за 3500 руб. Задание было оформить страничку в общем дизайне компонентов и правил игры.
Сверстанное дизайнером описание игры для странички краудкампании
Иллюстрации для сайтов и маркетплейсов нам делал уже дизайнер издательства Экономикус. Как оказалось, сейчас уже не нужно ждать готовую игру, что ее сфотографировать, а картинки для сайтов делают прямо из макетов, поэтому презентовать покупателям то, как будет выглядеть продукт можно до его фактического производства.
Подписывайтесь на сообщество проекта и следите за новостями
Прямые ссылки на все части дневника проекта СУПЕРТАНК
Полезные ссылки
Настольная игра СУПЕРТАНК
Всем привет!
Сегодня в 21.00 в Telegram-канале нашего проекта стартовал конкурс-Quiz по настольной игре СУПЕРТАНК. Подписчиков в канале пока не очень много, мы только начали им заниматься и планируем сделать основным информационным каналом по проекту. Поэтому шансы выиграть конкурс очень высокие.
Эксклюзивные пластиковые танчики
Стикерпак №1
Стикерпак №2
Наклейка и открытка
Победитель получит в подарок нашу настольную игру СУПЕРТАНК плюс эксклюзивный (немалой цены и редкости) комплект пластиковых танчиков и стикеры с артом из игры.
Ссылка на Telegram-канал: https://t.me/tanchikiboardgame
Подписывайтесь на сообщество проекта и следите за новостями!
Сообщество проекта СУПЕРТАНК в ВК
Telegram-канал проекта СУПЕРТАНК
Прямые ссылки на все части дневника проекта СУПЕРТАНК
Часть 1. Вводная по нехитрые детские развлечения 90-х
Часть 2. Как возникла идея сделать из приставочной игры настольную
Часть 3. О пиксель-арте и визуальном стиле игры
Часть 4. Про точки фана оригинальной игры и поиска их в настольной игре
Часть 5. Продолжение про механики оригинальной игры BATTLE CITY и их перенос в настольную
Часть 6. Про пиксель-арта оригинальной игры
Часть 8. Про фишки танчиков в настольной игре. Разработка и производство
Часть 9. Про правила настольной игры
Часть 11. Про архив рабочих прототипов
Часть 13. Апдейт дневника разработки настольной игры СУПЕРТАНК (VK пост)
Часть 14. Про краудфандинг настольной игры СУПЕРТАНК
Часть 15. Про краудфандинг проекта в цифрах
Полезные ссылки
Battle city с 16-битной графикой (HD Pack for Mesen)
Страница сборов настольной игры СУПЕРТАНК на CrowdRepublic
Сбор народных средств (crowdfunding) на разработку и производство настольных игр довольно распространенное явление. На самой известной и крупной краудфандинговой площадке Kickstarter запускается множество проектов по настолкам. Cборы по некоторым из них превышают сотни тысяч долларов. Например, сборы игры Exploding Kittens (Взрывные котята) составили более 8 миллионов долларов. Авторов игры поддержали более 200 000 человек.
Страница сборов настольной игры Exploding Kittens на Kickstarter
У нас в стране существует более 70 краудфандинговых платформ. Самые крупные из которых это Boomstarter, и Planeta.ru, где собирают средства в том числе и на настольные игры.
Так же в нашей стране существует, запущенная издательством Hobby World, площадка CrowdRepublic, которая задумывалась изначально для сбора предзаказов на локализованные версии больших и дорогих настольных игр, ставших хитами на международном рынке, а со временем стало полноценной краудфандинговой платформой для проектов, прежде всего связанных с современной массовой (т.н. гиковской) культурой.
Сборы некоторых проектов в России превышают миллионы рублей. Например, успешные кампании по сбору средств на игры Страдающие Средневековье и Внутри Лапенко от New making Studio позволили разработчикам грамотно монетизировать огромное аудиторию одноименно паблика и поклонников суперуспешного и самобытного сериала в сумме собрав более 15 миллионов рублей.
Страница настольной игры Внутри Лапенко на Boomstarter
Страница настольной игры Война Черной Розы на CrowdRepublic
Проекты издательства Hobby World на платформе CrowdRepublic также успешно собирают по миллионов рублей на таких проектах как Massive Darkness (Кромешная тьма: Преисподняя) или Thunder Road: Vendetta (Дорога Ярости: Вендетта).
На краудфандинговых площадках, наравне с большими проектами, у авторов которых есть выход на огромную аудиторию, выступают и небольшие авторские проекты. Сборы здесь, как правило скромнее, но тем не менее краудфандинг – это по-прежнему хороший способ заявить о своем проекте и монетизировать аудиторию поклонников.
Подготовка к кампании
Мы к началу сбора средств на подошли не с самой огромной аудиторией. На начало кампании по сбору средств у нас было небольшое сообщество в VK порядка из 100 подписчиков, где мы публиковали заметки о ходе разработки игры. Плюс до и в ходе кампании мы публиковали заметки на dtf.ru, pikabu.ru. Также, что самое приятное, нам удалось открыть страничку проекта на Хабре, что было большой удачей, учитывая их непростую модерацию.
По большей части контент, которым мы делились с аудиторией имел нативную природу – текст с картинками, и как сказали нам специалисты, что собрать даже 100 подписчиков на нативном материале довольно неплохой результат. Отдельные посты на Пикабу собирали даже десятки тысяч просмотров.
Еще до запуска проекта мы потренировались и сделали черновик странички со сбором средств на Бумстартере, чтобы понять как в общем она будет выглядеть. Но как платформу для сбора средств мы выбрали CrowdRepublic т.к. на наш взгляд проект у нас находился на стыке аудиторий любителей настольных игр и компьютерных ретроигр. С массовой аудиторией мы тоже пытались поработать в ходе компании, но как показал наш опыт это довольно дорогое мероприятие для авторского проекта и результат был, но не поразил воображение.
Следующим шагом было сделать страницу кампании на сайте. Движок сайта CrowdRepublic позволяет сделать страничку проекта даже если ваши навыки не превышают умения сделать презентацию в Powerpoint или оформить свою страничку VK.
За референс мы брали странички успешных проектов на Бумстартере и Краудрепаблике, таких как Внутри Лапенко, Страдающее Средневековье, Война Черной Розы и др. Тексты писали сами. Сверстал нам все текстовые блоки и иллюстрации профессиональный дизайнер. Благодаря тому, что мы уже имели представление как будет скомпонована страница нам нужен был только взгляд человека с художественным вкусом, чтобы все красиво оформить. В итоге дизайнер отлично справился, и правки по ходу были минимальные.
Макеты для странички краудкомпании
Так же мы сделали небольшой анимированный видеотизер/трейлер игры на пару минут для странички проекта. Тут мы полностью отдали все на откуп специалисту, определив только тайминг ролика и предоставив имеющиеся материалы и иллюстрации. Надо сказать, что тут тоже получилось хорошо, оперативно и не за бешеные деньги. Хороший видеоролик – это отличное вложение средство для продвижения проекта, даже скорее из разряда must have. В дальнейшем мы этот ролик использовали и в рекламе, и для оформления карточек товара на маркетплейсах
В процессе кампании
Пока шел предзаказ у нас была запущена реклама ВК, ведущая на страничку кампании. Также мы делали публикации в тематических сообществах ретрогеймеров и поклонников настольных игр. Где-то бесплатно, где-то на платной основе, но как правило стоимость постов у таких пабликов не очень высокая.
Также для дополнительной мотивации сделать предзаказ на игру мы добавили несколько cверхцелей. Первые две цели были цифровыми и открывали для всех желающих ссылки на анимированные стикерпаки для Telegram с иллюстрациями из игры – персонажами и танками.
Анимированный стикер из набора стикеров для Telegram
Следующими cверхцели уже были физические - наборы наклеек, стикеров и открытка с иллюстрациями из игры. К сожалению, мы переоценили потенциальные сборы игры и динамика сборов не позволяла достичь установленных порогов целей, то мы приняли решение приблизить цели к более реальным с учетом динамики и в итоге всем кто оформил предзаказ, помимо скидки достался еще и набор из стикерпаков, наклейки и открытки.
Стикерпаки, наклейка и открытка для краудкомпании
Отдельная история получилась со специальным лотом – игра в комплекте с пластиковыми танчиками. Несмотря на более высокую цену, чем на игру в обычной комплектации эти наборы разлетелись буквально в первые два дня кампании.
Эксклюзивные пластиковые танчики для краудкомпании
В ходе компании мы информировали аудиторию постами в группе о ходе компании и происходящих изменениях, например о снижении порогов целей кампании. Также параллельно отслеживали все упоминания о проекте, отвечали на комментарии и вопросы.
Надо сказать, что краудкомпания - это маркетинговый инструмент, который в принципе без денег позволяет организовать сбор средств на свой проект. Комиссию площадке вы выплачиваете после завершения кампании как % от собранных средств. Так что в принципе это инструмент доступный даже при самом ограниченном бюджете.
Естественно для того, чтобы все эти мероприятия были законны понадобиться регистрация своего юрлица, ИП или хотя бы статус самозанятого. И все взаимоотношения с площадкой нужно обязательно оформить документально с выплатой всех обязательных платежей и налогов государству.
Рассылка заказов
По завершению кампании площадкой нам был предоставлен список контактов всех бэкеров и надо было оперативно игру всем разослать. Т.к. игру мы в любом случае планировать продавать не только на предзаказе, то тираж был запущен заранее и к моменту завершения кампании был уже у нас на руках. Более только мы так хорошо подгадали по срокам, что тираж не лежал на складе, а сразу поехал и в магазины и бэкерам.
Со всеми бэкерами мы связались с помощью почтовой рассылки и попросили заполнить простую гугл-форму, где указать контактный телефон, ФИО и адрес доставки.
Для рассылки посылок мы заключили договоры со СДЭК и Почтой России. Кстати, тарифы для юридических лицах существенно ниже чем для физических, что было приятным сюрпризом.
Отправления мы сформировали, почти автоматически, списком подгрузив данные о получателях через личные кабинеты для бизнеса на сайтах СДЭК и Почта России. Оставалось только собрать посылки и отправить их в службу доставки.
Посылки мы упаковали за один день. На складе нашего партнера, куда поступил тираж были все необходимые материалы для надежной упаковки товара: специальные картонные коробки, чтобы товар внутри посылки не повредился, термоклей для запаковки. СДЭК нас бесплатно снабдил файлами и пакетами для запаковки посылок.
Если бы бэкеров было раза в три больше, что своими силами мы бы наверное не справились, но на этот случай у нас был план привлечь компанию, которая занимается организацией таких рассылок.
Обзоры и блогеры
Естественно, мы договорились практически со всеми ключевыми видеоблогерами по настольным играм об обзорах на игру. В течении 2-3 месяцев после релиза активно выходили распаковки, обзоры и полноценные летсплеи. В большинстве своем отзывы оказались очень теплые, а где-то даже удалось растопить некую настороженность и опасения по поводу «игры по мотивам» любимого приставочного хита детства.
Также мы попали в номинацию «Лучшая отечественная игра 2023 года» от издания Geek Media, что было безумно приятно.
Разбор полетов
Первое и самое очевидное – наши ожидания по сборам были сильно завышены. Как-то так получилось, что нас поддержало практически столько бэкеров, сколько у нас было подписчиков в нашем сообществе. Из этого мы делаем вывод, что количества ваших подписчиков - это и есть реально достижимая цифра сборов, что в принципе логично – эти люди решили следить за проектом, подписавшись на него и высокая вероятность, что именно они за него и «проголосуют рублем».
Второй вывод – нужно очень аккуратно относиться к рекламным бюджетам и выборам площадок для рекламы. Чудес не бывает и зачастую, то что дорого, не всегда дает нужный эффект.
Третий вывод – ищите различные способы финансировать проект. Нас поддержали на крауде столько же бэкеров, сколько было подписчиков было у нас в группе ВК. Одних этих средств нам бы не хватило для того, чтобы запустить тираж. Поэтому самую большую инвестицию в проект сделало издательство. Благодаря финансированию от издательства на производство тиража нам удалось установить адекватную цену на игру. Также издательство с его опытом и ресурсами активно включилось в доработку игры и внесла огромный вклад в проект.
За эксклюзивность люди готовы платить. Версия игры с пластиковыми танчиками разлетелась как горячие пирожки, что было неожиданным сюрпризом. Хотя сколько времени и сил было потрачено на эти пластиковые танчики – есть отдельная статья в дневнике разработки.
Подписывайтесь на сообщество проекта и следите за новостями
Прямые ссылки на все части дневника разработки игры:
Полезные ссылки
К годовому юбилею выхода настольной игры СУПЕРТАНК состоится ретро-вечеринка посвященная «танчикам на Dendy».
Начало мероприятия: 30.03.2024 г. В 12.00
Место: Хобби-клуб "Берлога" по адресу Москва, Улица 2-я Песчаная, 2 к3 (м. ЦСКА)
Хобби-клуб "Берлога"
Чем будем развлекать?
Будут проекторы во всю стену, приставки и мы будем играть в "танчики" на NES-Dendy. В обычную версию Battle City и TANK 1990. Можно будет потестить HD Pack для эмулятора Mesen.
В клубе много всего интересного для увлеченных современной массовой культурой: магазин, настольные игры. Работает бар и присутствуют легкие закуски. В общем все, чтобы лампово провести время с единомышленниками.
Также в программе турнир по настольной игре СУПЕРТАНК с призами победителям от издательства настольных игр Экономикус.
Для участия в турнире по настольной игре регистрируйтесь по ссылке: https://forms.gle/4EAWiR1TQyMcZWQi8
Стоимость участия в турнире: бесплатно, но обязательно нужно зарегистрироваться до начала мероприятия.
Опыт: не требуется.
Апдейт 07.04.2024 г.:
Новая ссылка с новым билдом:
https://disk.yandex.ru/d/W0iDjlz-U6Owcw
В новом билде:
Новые бэкграунды (пыстыня, реки, мосты) для всех 35 уровней игры оригинальной игры
Новый бэкграунд для версиии Tank 1990 (зеленые поля с цветами)
Новый арт танков, тайлов ландшафта и орла
Новый шрифт
Прибиты небольшие косяки по графике
Прибиты косяки по коду
Всем привет!
Если вы являетесь большим поклонником оригинальной игры Battle City, то у нас для вас есть хорошие новости. В старую игру теперь можно поиграть на компьютере с новой 16-битной графикой из настольной игры СУПЕРТАНК.
Эта графика была нарисована для настольный игры СУПЕРТАНК.
И специально для всех поклонников оригинальной игры мы сделали этот HD Pack для эмулятора приставок Mesen.
Что нужно, чтобы сыграть в старые-добрые танчики с новой графикой:
1. Скачать эмулятор консоли NES-Famicom под названием Mesen.
2. Скачать rom-файл оригинальной игры (он имеют раширение *.nes). Подойдет оригинальная версия или ее китайский хак TANK 1990.
3. Скачать HD паки для эмулятора, который новый арт и заменят старую 8-битную графику на новую 16-битную.
4. Запустить эмулятор, открыть в нем rom нужной игры и потом в эмуляторе через меню загрузить HD Pack из архива.
Все нужные файлы мы собрали по ссылке.
HD Pack подходит как для оригинального roma японской версии игры, так и для китайского взломанной версии TANK 1990, где среди бонусов есть "пистолет" и "кораблик", а враги тоже подбирают бонусы.
Всем привет!
Сегодня не будет новой части дневника разработки, но будет хорошая новость по предзаказу игры.
До конца кампании по предзаказу осталось 10 дней. Ближайшая сверхцель практически с 100% вероятностью будет достигнута. Поэтому мы решили, что ВСЕ УЧАСТНИКИ оформившие предзаказ получат полный набор дополнительных плюшек предзаказа, которые полагались до достижение сверхцелей компании, а именно:
Наклейка и открытка
Набор стикеров с артом из игры: танчики, бонусы и ландшафт
2. Набор стикеров с танчиками, бонусами и ландшафтом из игры. Этим наклейками можно украсить свой телефон или ноутбук. Или как вариант из наклеек можно создать целую сцену в виде уровня из игры.3. Наборк наклеек с персанажами из игры и их коронными фразами, которые отсылают нас к боевикам 80-90-ых годов.Мы считаем, что помимо хорошей скидки в 25% у все участники предзаказа должны получить дополнительные плюшки, за то, что поддержали наш проект еще до получения нами тиража игры - так что плюшки достанутся всем!
Набор стикеров с персонажами из игры
3. Наборк наклеек с персанажами из игры и их коронными фразами, которые отсылают нас к боевикам 80-90-ых годов.
Мы считаем, что помимо хорошей скидки в 25% у все участники предзаказа должны получить дополнительные плюшки, за то, что поддержали наш проект еще до получения нами тиража игры - так что плюшки достанутся всем!
P.S. А между тем, мы начинаем потихоньку готовить игру к розничной продаже в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Подготовили вот такие картинки для карточек товара на сайтах и маркетплейсах: