Дневник разработки настольной игры СУПЕРТАНК. Часть 14. Про краудфандинг настольной игры СУПЕРТАНК
UPD:
Подписывайтесь на сообщество проекта и следите за новостями!
Сообщество проекта СУПЕРТАНК в ВК
Telegram-канал проекта СУПЕРТАНК
Прямые ссылки на все части дневника проекта СУПЕРТАНК
Часть 1. Вводная по нехитрые детские развлечения 90-х
Часть 2. Как возникла идея сделать из приставочной игры настольную
Часть 3. О пиксель-арте и визуальном стиле игры
Часть 4. Про точки фана оригинальной игры и поиска их в настольной игре
Часть 5. Продолжение про механики оригинальной игры BATTLE CITY и их перенос в настольную
Часть 6. Про пиксель-арта оригинальной игры
Часть 8. Про фишки танчиков в настольной игре. Разработка и производство
Часть 9. Про правила настольной игры
Часть 11. Про архив рабочих прототипов
Часть 13. Апдейт дневника разработки настольной игры СУПЕРТАНК (VK пост)
Часть 14. Про краудфандинг настольной игры СУПЕРТАНК
Часть 15. Про краудфандинг проекта в цифрах
Полезные ссылки
Battle city с 16-битной графикой (HD Pack for Mesen)
Страница сборов настольной игры СУПЕРТАНК на CrowdRepublic
Сбор народных средств (crowdfunding) на разработку и производство настольных игр довольно распространенное явление. На самой известной и крупной краудфандинговой площадке Kickstarter запускается множество проектов по настолкам. Cборы по некоторым из них превышают сотни тысяч долларов. Например, сборы игры Exploding Kittens (Взрывные котята) составили более 8 миллионов долларов. Авторов игры поддержали более 200 000 человек.
Страница сборов настольной игры Exploding Kittens на Kickstarter
У нас в стране существует более 70 краудфандинговых платформ. Самые крупные из которых это Boomstarter, и Planeta.ru, где собирают средства в том числе и на настольные игры.
Так же в нашей стране существует, запущенная издательством Hobby World, площадка CrowdRepublic, которая задумывалась изначально для сбора предзаказов на локализованные версии больших и дорогих настольных игр, ставших хитами на международном рынке, а со временем стало полноценной краудфандинговой платформой для проектов, прежде всего связанных с современной массовой (т.н. гиковской) культурой.
Сборы некоторых проектов в России превышают миллионы рублей. Например, успешные кампании по сбору средств на игры Страдающие Средневековье и Внутри Лапенко от New making Studio позволили разработчикам грамотно монетизировать огромное аудиторию одноименно паблика и поклонников суперуспешного и самобытного сериала в сумме собрав более 15 миллионов рублей.
Страница настольной игры Внутри Лапенко на Boomstarter
Страница настольной игры Война Черной Розы на CrowdRepublic
Проекты издательства Hobby World на платформе CrowdRepublic также успешно собирают по миллионов рублей на таких проектах как Massive Darkness (Кромешная тьма: Преисподняя) или Thunder Road: Vendetta (Дорога Ярости: Вендетта).
На краудфандинговых площадках, наравне с большими проектами, у авторов которых есть выход на огромную аудиторию, выступают и небольшие авторские проекты. Сборы здесь, как правило скромнее, но тем не менее краудфандинг – это по-прежнему хороший способ заявить о своем проекте и монетизировать аудиторию поклонников.
Подготовка к кампании
Мы к началу сбора средств на подошли не с самой огромной аудиторией. На начало кампании по сбору средств у нас было небольшое сообщество в VK порядка из 100 подписчиков, где мы публиковали заметки о ходе разработки игры. Плюс до и в ходе кампании мы публиковали заметки на dtf.ru, pikabu.ru. Также, что самое приятное, нам удалось открыть страничку проекта на Хабре, что было большой удачей, учитывая их непростую модерацию.
По большей части контент, которым мы делились с аудиторией имел нативную природу – текст с картинками, и как сказали нам специалисты, что собрать даже 100 подписчиков на нативном материале довольно неплохой результат. Отдельные посты на Пикабу собирали даже десятки тысяч просмотров.
Еще до запуска проекта мы потренировались и сделали черновик странички со сбором средств на Бумстартере, чтобы понять как в общем она будет выглядеть. Но как платформу для сбора средств мы выбрали CrowdRepublic т.к. на наш взгляд проект у нас находился на стыке аудиторий любителей настольных игр и компьютерных ретроигр. С массовой аудиторией мы тоже пытались поработать в ходе компании, но как показал наш опыт это довольно дорогое мероприятие для авторского проекта и результат был, но не поразил воображение.
Следующим шагом было сделать страницу кампании на сайте. Движок сайта CrowdRepublic позволяет сделать страничку проекта даже если ваши навыки не превышают умения сделать презентацию в Powerpoint или оформить свою страничку VK.
За референс мы брали странички успешных проектов на Бумстартере и Краудрепаблике, таких как Внутри Лапенко, Страдающее Средневековье, Война Черной Розы и др. Тексты писали сами. Сверстал нам все текстовые блоки и иллюстрации профессиональный дизайнер. Благодаря тому, что мы уже имели представление как будет скомпонована страница нам нужен был только взгляд человека с художественным вкусом, чтобы все красиво оформить. В итоге дизайнер отлично справился, и правки по ходу были минимальные.
Макеты для странички краудкомпании
Так же мы сделали небольшой анимированный видеотизер/трейлер игры на пару минут для странички проекта. Тут мы полностью отдали все на откуп специалисту, определив только тайминг ролика и предоставив имеющиеся материалы и иллюстрации. Надо сказать, что тут тоже получилось хорошо, оперативно и не за бешеные деньги. Хороший видеоролик – это отличное вложение средство для продвижения проекта, даже скорее из разряда must have. В дальнейшем мы этот ролик использовали и в рекламе, и для оформления карточек товара на маркетплейсах
В процессе кампании
Пока шел предзаказ у нас была запущена реклама ВК, ведущая на страничку кампании. Также мы делали публикации в тематических сообществах ретрогеймеров и поклонников настольных игр. Где-то бесплатно, где-то на платной основе, но как правило стоимость постов у таких пабликов не очень высокая.
Также для дополнительной мотивации сделать предзаказ на игру мы добавили несколько cверхцелей. Первые две цели были цифровыми и открывали для всех желающих ссылки на анимированные стикерпаки для Telegram с иллюстрациями из игры – персонажами и танками.
Анимированный стикер из набора стикеров для Telegram
Следующими cверхцели уже были физические - наборы наклеек, стикеров и открытка с иллюстрациями из игры. К сожалению, мы переоценили потенциальные сборы игры и динамика сборов не позволяла достичь установленных порогов целей, то мы приняли решение приблизить цели к более реальным с учетом динамики и в итоге всем кто оформил предзаказ, помимо скидки достался еще и набор из стикерпаков, наклейки и открытки.
Стикерпаки, наклейка и открытка для краудкомпании
Отдельная история получилась со специальным лотом – игра в комплекте с пластиковыми танчиками. Несмотря на более высокую цену, чем на игру в обычной комплектации эти наборы разлетелись буквально в первые два дня кампании.
Эксклюзивные пластиковые танчики для краудкомпании
В ходе компании мы информировали аудиторию постами в группе о ходе компании и происходящих изменениях, например о снижении порогов целей кампании. Также параллельно отслеживали все упоминания о проекте, отвечали на комментарии и вопросы.
Надо сказать, что краудкомпания - это маркетинговый инструмент, который в принципе без денег позволяет организовать сбор средств на свой проект. Комиссию площадке вы выплачиваете после завершения кампании как % от собранных средств. Так что в принципе это инструмент доступный даже при самом ограниченном бюджете.
Естественно для того, чтобы все эти мероприятия были законны понадобиться регистрация своего юрлица, ИП или хотя бы статус самозанятого. И все взаимоотношения с площадкой нужно обязательно оформить документально с выплатой всех обязательных платежей и налогов государству.
Рассылка заказов
По завершению кампании площадкой нам был предоставлен список контактов всех бэкеров и надо было оперативно игру всем разослать. Т.к. игру мы в любом случае планировать продавать не только на предзаказе, то тираж был запущен заранее и к моменту завершения кампании был уже у нас на руках. Более только мы так хорошо подгадали по срокам, что тираж не лежал на складе, а сразу поехал и в магазины и бэкерам.
Со всеми бэкерами мы связались с помощью почтовой рассылки и попросили заполнить простую гугл-форму, где указать контактный телефон, ФИО и адрес доставки.
Для рассылки посылок мы заключили договоры со СДЭК и Почтой России. Кстати, тарифы для юридических лицах существенно ниже чем для физических, что было приятным сюрпризом.
Отправления мы сформировали, почти автоматически, списком подгрузив данные о получателях через личные кабинеты для бизнеса на сайтах СДЭК и Почта России. Оставалось только собрать посылки и отправить их в службу доставки.
Посылки мы упаковали за один день. На складе нашего партнера, куда поступил тираж были все необходимые материалы для надежной упаковки товара: специальные картонные коробки, чтобы товар внутри посылки не повредился, термоклей для запаковки. СДЭК нас бесплатно снабдил файлами и пакетами для запаковки посылок.
Если бы бэкеров было раза в три больше, что своими силами мы бы наверное не справились, но на этот случай у нас был план привлечь компанию, которая занимается организацией таких рассылок.
Обзоры и блогеры
Естественно, мы договорились практически со всеми ключевыми видеоблогерами по настольным играм об обзорах на игру. В течении 2-3 месяцев после релиза активно выходили распаковки, обзоры и полноценные летсплеи. В большинстве своем отзывы оказались очень теплые, а где-то даже удалось растопить некую настороженность и опасения по поводу «игры по мотивам» любимого приставочного хита детства.
Также мы попали в номинацию «Лучшая отечественная игра 2023 года» от издания Geek Media, что было безумно приятно.
Разбор полетов
Первое и самое очевидное – наши ожидания по сборам были сильно завышены. Как-то так получилось, что нас поддержало практически столько бэкеров, сколько у нас было подписчиков в нашем сообществе. Из этого мы делаем вывод, что количества ваших подписчиков - это и есть реально достижимая цифра сборов, что в принципе логично – эти люди решили следить за проектом, подписавшись на него и высокая вероятность, что именно они за него и «проголосуют рублем».
Второй вывод – нужно очень аккуратно относиться к рекламным бюджетам и выборам площадок для рекламы. Чудес не бывает и зачастую, то что дорого, не всегда дает нужный эффект.
Третий вывод – ищите различные способы финансировать проект. Нас поддержали на крауде столько же бэкеров, сколько было подписчиков было у нас в группе ВК. Одних этих средств нам бы не хватило для того, чтобы запустить тираж. Поэтому самую большую инвестицию в проект сделало издательство. Благодаря финансированию от издательства на производство тиража нам удалось установить адекватную цену на игру. Также издательство с его опытом и ресурсами активно включилось в доработку игры и внесла огромный вклад в проект.
За эксклюзивность люди готовы платить. Версия игры с пластиковыми танчиками разлетелась как горячие пирожки, что было неожиданным сюрпризом. Хотя сколько времени и сил было потрачено на эти пластиковые танчики – есть отдельная статья в дневнике разработки.
Подписывайтесь на сообщество проекта и следите за новостями
Прямые ссылки на все части дневника разработки игры:
Полезные ссылки