Prostology

Prostology

Здесь много полезной информации простым языком Подписывайтесь на меня вк, чтобы точно не пропустить новые статьи https://vk.com/prostology
На Пикабу
поставил 1 плюс и 0 минусов
проголосовал за 0 редактирований
2352 рейтинг 34 подписчика 24 комментария 22 поста 13 в горячем
34

Гедонистическая адаптация

Все мы стремимся к постоянному чувству радости и счастья, но вот это больше похоже на гонку, чем на размеренную счастливую жизнь. Мы покупаем желаемые предметы, едим вкусняшки, путешествуем, чтобы постоянно держать свой уровень счастья в тонусе, и каждый раз, чтобы почувствовать себя радостным и счастливым нам нужно всё больше прилагать усилий. И это объясняется гедонистической адаптацией, что означает привыкание к любому виду удовольствий.

У каждого человека есть базовое состояние счастья, которое в повседневной жизни не чувствуется. И когда происходит что-то хорошее, новые эмоции, то наш уровень счастья поднимается и мы чувствуем прилив сил, но спустя какое-то время эмоции от этого события или действия утихают и мы снова возвращаемся к базовому состоянию. Это работает и с негативными событиями в том числе, сначала нам плохо, но спустя какое-то время эмоции утихают и мы возвращаемся в норму.

Гедонистическая адаптация Психология, Мозг, Совет, Счастье, Удовольствие, Привыкание, Адаптация

Какое бы действие не было, мы к нему привыкаем и оно перестаёт давать какой-либо отклик, поэтому мы ищем новые и новые способы поднятия настроения. Но есть некоторые лайфхаки для торможения процесса привыкания.

1. Благодарность. Когда в последний раз вы благодарили человека/события/предметы за то, что они есть у вас? Вот даже сейчас сделайте паузу и подумайте за что вы благодарны. Может быть вы благодарны, что у вас есть дом и работа, любимый человек рядом, забавные питомцы, вкусный ужин, возможность посещать интересные места. Да что угодно, что у вас происходит. Даже за способность дышать можно благодарить. Как-то у меня нос заложило на 99% и с того момента я очень ценю эту возможность и не ленюсь лишний раз вдохнуть полной грудью.

2. Устраивать себе дефицит удовольствий. Когда всего много и часто, то это сильно притупляет ощущения. Ведь если есть каждый день одну и ту же конфету, то через какое-то время вас от неё затошнит. Поэтому во избежание привыкания полезно себя в чём-то ограничивать, можно даже устраивать эмоциональное голодание и часик в день просто смотреть в стену. Именно не подпускать себя ни к каким источникам эмоций и удовольствий, даже чтение книг и прослушивание музыки могут вызывать сильный отклик, поэтому здесь нужно быть осторожнее и выбирать то, что будет минимально вызывать эмоции.

3. Разнообразие. Чем больше у нас разных интересных дел, тем сложнее нам к чему-то привыкнуть. Чередуйте ваши занятия, места для прогулок, темы для обсуждения, сделайте перестановку в доме, попробуйте новый вкус чая.

Чтобы в жизни не случилось, какие бы вы эмоции не испытывали, в конечном итоге вы придёте к вашей установленной норме. В случае, когда это негативные события, это даже радует. Но с позитивными эмоциями как-то уже не очень радует, но благодарность, разнообразие и дефицит удовольствия помогут чувствовать себя счастливее дольше.

Показать полностью 1
16

Как развить критическое мышление

Мы пользуемся критическим мышлением ежедневно и даже не задумываемся о том насколько оно важно и как упрощает нам жизнь. Чем больше мы внимания уделяем этому навыку, тем проще нам становится жить. Я не буду давать многаслов теории и предлагаю перейти сразу к практике. Ты можешь посмотреть короткое видео и развивать этот навык уже сейчас во время просмотра.

Что такое критическое мышление? Подумай и дай определение, не вдавайся сильно в подробности, определи для себя в общих чертах, запомни и переходи к следующему заданию.

Мы с тобой немного поиграем в игру "Вижу. Думаю. Удивляюсь".

Сначала посмотри на картинку и опиши её, что ты видишь на ней

Как развить критическое мышление Мозг, Саморазвитие, Психология, YouTube, Критическое мышление, Решение, Видео

Далее ответь на вопрос, что ты думаешь о ней? Какие мысли возникают?

И переходим к последнему пункту, что тебя удивляет? Что нравится, что не нравится? Почему?

Как эта игра и критическое мышление связаны? Критическое мышление отвечает за сбор и анализ информации, составление собственного мнения и вывода, принятие решений. Тем самым ты сначала собрал информацию (что видишь), потом проанализировал (что думаю), и пришел к выводу (что удивляет).

Ты можешь практиковать эту игру ежедневно и заметишь, что стало проще и быстрее принимать решения.

Это была разминка, идём дальше. Я приведу три факта и тебе нужно будет определить, какой один факт является ложью. Для этого нужно подвергнуть сомнению все три, спросить себя: что если это (не)правда? Почему это должно быть (не)правдой? Где и какую информацию я могу по этому поводу найти? Итак, три факта:

1) Грибница опенка темного (это вид гриба) является самым крупным живым существом.

2) Египетские пирамиды самые большие в мире.

3) Раньше в США можно было отправлять детей по почте.

Пиши в комментариях какой из этих фактов ложь и почему.

Показать полностью 1
18

Как развить воображение

Воображение это достаточная важная часть нашей жизни и, возможно, его недооценивают. С помощью воображения мы не только можем красочно мыслить, создавать искусство, и придумывать разные истории из ничего. С помощью воображения можно расширить внутренние горизонты, проработать страхи, сделать жизнь качественнее. Это всё развивается различными творческими заданиями и если выполнять что-то каждый день, то можно заметить, что в голову начинают приходить разные идеи, мир расширяется, мысли становятся разнообразнее, жизнь интереснее.

Заданий существует очень много, как на мысленное воображение, так и образное. Самое основное в них это то, что оно развивается через творчество. Приведу некоторые из них:

Как развить воображение Психология, Саморазвитие, Воображение, Искусство


1. Придумывание истории предметов. Возьмите любой предмет, который перед вами и подумайте о том, что с ним было до того, как он к вам попал. А что с ним будет после? Какие ассоциации с этим предметом возникают?

2. Возьмите 10 любых слов, можете попросить знакомых назвать вам эти слова и составьте с ними рассказ, он может быть о чём угодно, чем красочнее и разнообразнее сюжет, тем лучше. Хотите попробовать? Держите 10 слов: кровать, спина, альбинос, кофе, тротуар, корабль, розетка, подарок, ястреб, акваланг.

3. Нарисуйте себя и свою жизнь через образ, это может быть что угодно, погодное явление, предмет, животное, абстракция. Как вы себя видите и чувствуете? Это также может указать на то, что вам не нравится в вашей жизни. Можно также пробовать рисовать своё настроение.

4. Представьте ситуацию, например, вы ждёте автобус и он приходит пустым, какие 10 причин, почему автобус пустой, вы можете назвать? Можно использовать самые невероятные. Также само придумывание ситуаций уже может поспособствовать развитию воображения. Вот ещё некоторые примеры ситуаций: курьер пришёл без вашего заказа, будильник не прозвенел, лампочка перегорела. Дайте к каждой ситуации 10 причин почему это произошло.

5. Прочитайте отрывок из книги/рассказа, где есть описание, попробуйте представить в максимальных подробностях, а потом зарисовать свои идеи.

6. Вспоминайте свой день, пробуйте представлять именно через образы, что вы видели, что делали, что чувствовали. После чего проделайте всё от конца дня до начала, то есть все действия в обратном порядке. Это также поспособствует развитию памяти.

Воображение многогранно и имеет много функций, от просто получения удовольствия до помощи в достижении целей, ведь чем больше вы будете тренировать его, тем больше идей будет приходить. Вскоре вы сможете сами себе придумывать задания и это может стать интересным хобби, которое будет доставлять радость.

Показать полностью 1

Расхламление перед новым годом


До нового года осталось чуть больше двух недель и чтобы в новом году появилось место для чего-то нового и интересного нужно освободить для этого место. Это касается как предметов, так и различных дел. Пройдёмся по порядку.


1. Вещи. Как давно вы делали уборку и выбрасывали ненужные предметы? Очень часто мы можем хранить вещи, которыми не пользуемся годами и не собираемся пользоваться дальше. Не пользоваться = не обладать этим предметом. Абсолютно ничего не изменится, если его не будет, его и так фактически нет. Задайте себе следующие вопросы:


-Как давно я не пользовался этим предметом? Больше года? Может пора его выбросить?
-В какой момент мне понадобится этот предмет? Эти события будут в ближайшее время или в неопределенное? Если он мне понадобится, я смогу найти его в другом месте?
-Какую я выгоду получаю от того, что его храню? Что-то изменится, если этого предмета у меня больше не будет?


Заведите себе привычку на декабрь выбрасывать 1-3 вещи в день, предварительно спросив себя вопросы выше, а то можно случайно и что-то нужное выбросить :)


2. Дела. Точно ли все дела и обязанности, которые вы делаете вам нужны и важны? Бывает такое, что мы что-то делаем из чувства долга, вины или ещё каких-либо мыслей, но эти дела делают нам самим только хуже. Проанализируйте свои каждодневные дела, а также задачи по работе:


-Это приносит мне пользу/радость?
-Что будет, если я не буду это делать? Как я могу этого не делать?
-Что будет, если я продолжу этим заниматься? Это будет приносить пользу/радость?


3. Окружение. Мы вправе выбирать своё окружение, это не зависит от нас на 100%, потому что есть вторая половина, которая тоже выбирает вас или не выбирает, но на 50% вы точно можете на него повлиять. Если вы чувствуете, что есть люди, которые вас где-то обременяют и вы не можете прекратить с ними общение, но очень хочется, то стоит подумать и может сделать этот шаг сегодня, чтобы освободить место для новых людей.


-Так ли вы довольны своим окружением?
-Почему и зачем вы поддерживаете контакт с какими-то людьми?
-Что будет, если вы не будете с ними поддерживать контакт?
-Что будет, если продолжите общение?


Сейчас отличное время, чтобы провести ревизию своего времени, окружения, чтобы в новый год пойти с легкостью и местом для нового и прекрасного. Помните, чтобы появилось что-то новое, всегда нужно освободить для этого место, будь то время, место, люди. Ведь как прийти новому, если вы так вцепились в старое?

Показать полностью

Как определить ложь по взгляду

Не зря говорят, что глаза зеркало души и от того куда направлен взгляд можно понять врёт человек или нет.

Как определить ложь по взгляду Ложь, Психология, Взгляд, Память, Поведение, Видео, YouTube, Длиннопост

Для начала рассмотрим 3 основным канала восприятия информации:

1. Визуальный (всё, что связано со зрительными образами);

2. Аудиальный (всё, что связано со звуками); 

3. Кинестетический (всё, что связано с ощущениями, чувствами, запахами, переживаниями).


Эти знания нужны, чтобы понимать к какому каналу памяти человек обращается во время рассказов. Есть простой тест, чтобы определить свой основной канал восприятия. Для этого тебе нужно представить осенний лес во все возможных подробностях. Итак, если ты представлял желтые листья, деревья, тропинки, траву и разные зрительные образы, то у тебя визуальный канал восприятия. Если ты представил шуршащую листву, пение птиц, треск палок, то это про аудиальный канал. А если же ты представил какое-то своё воспоминание, запах листвы, эмоции и чувства, то это про кинестетический канал. Понятно, что у каждого есть все каналы восприятия, но есть какой-то преобладающий.

Перейдём непосредственно ко взгляду во время того, когда тебе что-то рассказывает человек. Если человек смотрит влево, то он вспоминает. Если вправо, то придумывает. Давай рассмотрим подробнее.


Когда человек смотрит влево вверх то он обращается к зрительной памяти и пытается пересказать реальное событие. Любой взгляд вверх это про визуальный канал восприятия.


Когда человек смотрит вправо вверх — то в этот момент человек создаёт новые картинки в голове, что-то придумывает, опять таки зрительно. Вполне вероятно, он врёт в этот момент.


Если смотреть влево вбок— то это обращение к звуковой памяти, аудиальный канал восприятия.


А вправо вбок— соответственно создание новых звуков, их придумывание, что возможно ложь.


При взгляде влево вниз мы обращаемся ко внутреннему диалогу, что-то проговариваем про себя, либо же контролирует свою речь и подбирает слова.


Взгляд вправо вниз отвечает за телесную память, всё, что связано с ощущениями, это кинестетический канал.


Как же это запомнить, в какую сторону человек смотрит, когда врёт? Достаточно просто, представим шкалу времени, где у нас будет прошлое? Слева, значит это правда. А будущее? Справа, значит это придумано и еще не произошло. За исключением взгляда вниз. Но не забывай, что это всё от лица говорящего. Для тебя же будет всё зеркально. А каналы восприятия подскажут, что именно придумал человек, место действия или разговор.


Есть так называемая «дуга лжи» - сначала человек смотрит влево вверх, мы помним, что это визуальный канал восприятия с реальными событиями, он берет образы из памяти на основе которых будет придумывать. Потом вправо вверх дорисовывает всё, что нужно, опять таки через визуальный канал и влево вниз чтобы контролировать то, что надо сказать или умолчать.


Тем самым в зависимости от типа восприятия, будь то визуал или аудиал, человек посмотрит вправо или вправо вверх в момент, когда он что-то придумал и пытается соврать. Единственное, это может не сработать, если человек уже заранее придумал историю и тогда он будет обращаться к памяти и смотреть влево. В таком случае стоит задавать уточняющие вопросы, поскольку не на все вопросы будет заготовлен ответ. И в какой-то момент человек расколится.

Именно для этого во время допросов человека снимают на камеру и потом просматривают. Лжецы хорошо знают, что если их взгляд дрогнет, то им могут не поверить, поэтому стараются контролировать себя. Но их зрачки всё равно могут едва дернуться вправо.


Ты можешь провести маленький эксперимент, попроси друга рассказать реальную историю с добавлением ложных деталей и снимите себя на камеру. После чего изучите запись, движение глаз и мимику. Так вы поймете что и в какой момент выдает ложь.


Этот метод не работает с левшами и переученными левшами, поскольку у них другие доминантные полушария и нужно следить за ними зеркально. Для этого лучше протестировать человека и спросить заранее известную правду и посмотреть в какую сторону он будет смотреть, чтобы вспомнить.


Конечно, это всё не даёт 100% гарантии распознания лжи, но тем не менее можно попробовать понаблюдать за людьми и как они себя ведут. А так же за самим собой, если вдруг нужно что-то скрыть.

Показать полностью 1 1

Влияет ли интернет на психику человека?

Мы пользуемся интернетом ежедневно дома, на работе, на прогулке, везде. Уже и не представляем жизнь без него. И тут встаёт вопрос, а повлиял ли интернет как-то на нашу психику или нет? Я расскажу о разных экспериментах с интернетом и как соц сети изменили нашу жизнь.

Эксперименты проведенные в интернете.

1. Эксперимент в Facebook. В 2012 году Фейсбук провёл огромный эксперимент над своими пользователями. Соц сеть манипулировала постами в новостной ленте, уделяя внимание то позитивному, то негативному контенту. Поле чего исследователи отслеживали, повлияли ли на них новости и что размещают пользователи на своих страничках. Выяснилось, что новостная лента может сделать пользователей более счастливыми или грустными. Так что, новости в соц сетях действительно очень сильно влияют на эмоциональный фон человека.

2. Эксперимент с отказом от интернета на сутки. Были отобраны активные пользователи соц сетей и им предложили не использовать интернет в течении дня и в целом сидеть дома. Большинству участникам это доставляло сильный дискомфорт, кто-то не выдерживал и брал телефон. На второй день участникам предложили взять с собой одного человека, но так же без доступа к интернету. После чего уже почти каждый справился с задачей не смотреть в телефон. От сюда можно сделать вывод, что мы зависимы не столько от интернета и информации в нём, сколько от общения, которое так легко можно получить в сети.

3. Обратный эксперимент был проведён в 2016 году, когда кинокомпания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова совместно с Вконтакте и Рутубом запустила реалити-шоу, которое называется «на экране». 8 участникам нужно было провести 8 недель в полной изоляции в комнатах в отеле, у них был доступ только к интернету, где выполняя задания зрителей и модераторов они могли себе зарабатывать на еду и прочие нужды. Многие сдавались сами, потому что не выдерживали тотальной изоляции и только интернет общения. Победитель реалити сообщил, что ему стало трудно общаться с людьми в живую после эксперимента.


Длительное нахождение в соц сетях действительно негативно влияет на психику человека, но когда соблюден баланс офлайн и онлайн жизни, то в целом, ничего страшного не произойдет. И давай рассмотрим на что же именно влияет интернет на основе экспериментов и наблюдений психологов.


1. Люди начинают терять способность к диалогу. Ведь нам уже не нужно мгновенно отвечать на сообщения, мы можем всё взвесить, подумать, три раза исправить или вовсе не отвечать. Это всё облегчает нам жизнь, снижает тревогу. Но в случае реального диалога, где нужно отвечать здесь и сейчас, могут произойти сложности. Так же мы не видим эмоций и мимики собеседника, соответственно нас легко могут обмануть весёлые стикеры.

2. Соц сети сравнимы с зависимостями, которые уводят нас в сторону от жизненных проблем в мир фантазий. Это помогает нам отключить мозг и сбежать от реальности, только туда всё равно нужно будет возвращаться.

3. В интернете нет морали, здесь всё в одной куче, и хорошее, и плохое. Не всегда получается всё отфильтровать и в итоге набираешься сомнительных ценностей. Ведь наше мышление состоит из того, что мы видим, слышим и читаем. И если всегда читать что-то сомнительное, то это в итоге перестаёт быть сомнительным.

4. Человек не может оценивать последствия своих поступков и соответственно снижается ответственность за свои действия вплоть до её отсутствия. Ведь в интернете мы чаще всего безнаказанные и если нас не наказали в онлайне, что мешает делать гадости в реальной жизни? Отсюда и рост хулиганства.

5. Согласно отчету специалистов Санкт-Петербургского психоаналитического центра 15% браков распадается из-за влияния соц сетей. В Европе и США это причина каждого третьего развода. Комментарии и лайки становятся причиной ревности, ссор и недопонимания. А так же постоянное сидение в соц сетях может раздражать партнёра.

6. С ростом медиа сервисов как нетфликс, иви, око и других появился такой термин как ТВ-запой или ТВ-марафон. В 2014 году компания нетфликс провела опрос и 74% опрошенных определяют ТВ-марафон как просмотр 2-6 серий одного сериала за раз. Что плохого в том, чтобы посмотреть денек сериал, спросишь ты? От одного денька может ничего и не будет, только вот когда это ограничивалось одним? Мы начинаем ожидать выходные или вечер, чтобы посмотреть пару серий сериала, а потом понимаем, что дела не сделаны, уже поздно и лучше я гляну ещё серию, ведь терять больше нечего. И всё это может приводить к проблемам на работе, учебе, приводить к депрессии, ожирению и еще кучи всего. А ведь казалось бы, сериал должен расслаблять и давать хорошее настроение, а в итоге, только растёт напряжение и проблемы. Во время самого просмотра то в целом да, всё весело и хорошо. Поэтому с ростом доступа к неограниченному количеству серий и сериалов растут и неврозы. И сериал лишь попытка спрятаться от реальности. Но если сериалы не становятся постоянным желанием и способом отложить дела на потом, то всё в порядке. Кстати, всемирный день ТВ-марафона является 29 марта, в этот день обычно просматривают минимум 2 сериала.


Подумай, не занимают ли у тебя интернет и соц сети подавляющую часть свободного времени?

Показать полностью

Почему мы опаздываем и что можно с этим сделать

Думаю, никто не любит опаздывать, хотя, может кто-то и любит. Так вот, чтобы перестать опаздывать нужно определиться с причинами и иногда этого достаточно, а иногда нужно что-то больше, чем просто осознание причины.


Исследования причин опозданий начали во второй половине 20 века американские кардиологи Мейер Фридман и Рей Розенман. Их исследования не касались пунктуальности, их интересовала склонность к определенным сердечным заболеваниям. Так вот, они выявили два типа поведения, первый тип — это люди, которые любят соперничать и побеждать и они легко раздражаются, если что-то идёт не по их плану. Их характерные черты торопливость и беспокойство и они всё делают быстро, ведь ожидание для них невыносимо. Второй тип — их противоположности, они менее тревожны, их темп жизни более спокойный и расслабленный, так же они относятся проще ко многим вещам. В 2001 году преподаватель психологии из государственного университета Сан-Диего Джефф Конти провел эксперимент. Он разделил участников на две группы в соответствии с типами поведения, о которых написано выше. Участникам нужно было интуитивно посчитать сколько длится минута. У первой группы, которые любят быстрый ритм жизни, получилось в среднем 58 секунд, у второй, любителей спокойной жизни, получилось 77 секунд. Тем самым, можно сделать вывод, что в зависимости от отношения к жизни меняется и восприимчивость ко времени, поэтому люди, ведущие размеренную жизнь, больше склонны к опозданиям.

Так же рассмотрим, какие еще могут быть причины опозданий:

1) Сильно выраженный перфекционизм. Когда ты в целом не можешь выйти из дома пока не разложишь всё на столе, не вытрешь стол, и всё в этом роде, тогда и никакой дедлайн и работа не заставят это отложить;

2) Выброс адреналина. Он происходит, когда время ограничено, нужно делать всё быстрее и выполнять всё в последнюю минуту, что приводит к опозданиям на встречу. Так что всем любителям острых ощущений лучше поискать другой способ его получения;

3) Страх. Когда тревожные мысли всё сильнее накатывают и хочется откладывать до последнего, но от дел не убежишь и приходится играть в догонялки, чтобы их опередить;

4) Недостаток мотивации. Бывает то, что делать или идти куда-то совсем не хочется и мы откладываем всё до последнего момента. Так скажем, это наш внутренний протест. Но, дела делать надо, поэтому всё равно идешь, но не к назначенному времени;

5) Слишком сильное доверие к другим людям, обычно к близким. Что в случае чего они простят и подождут, а значит можно чуток и опоздать.


После того, как причина найдена можно попробовать с ней поработать. Иногда достаточно осознать причину, а иногда нужно изменить привычки. И вот несколько способов, как можно исправить привычку опаздывать.

1) Нужно осознать сколько неприятностей приносят опоздания. Искать не выгоду от выполнения действия, а наоборот спросить себя, что плохого могу я получить в случае опоздания;

2) Давайте себе больше времени. Если ты такой же любитель поспать как я, то начинай просыпаться заранее. Мне вот нужно как минимум пол часа полежать, поэтому если мне нужно встать в 7 часов, то я начинаю просыпаться как минимум в пол 7. Я не пытаюсь себя изменить, но учитываю это при необходимости ранних подъемов. Поэтому вноси дополнительное время в процесс пробуждения. И это работает не только для пробуждения, а так же для всего остального. Знаешь, что обычно опаздываешь, заложи на сборы больше времени;

3) Высчитай сколько по времени у тебя занимают твои действия. Тебе нужно точно знать, сколько ты тратишь время на еду, одежду и всё остальное;

4) Не сжимай время. Если ты знаешь, что тебе надо 30 минут на дорогу, то значит это 30 минут, а не 25;

5) помни о непредвиденных обстоятельствах и заложи дополнительные 5-10 минут. Ведь никогда не знаешь, когда лифт сломается и придется идти пешком;

6) Сделай все незначительные дела заранее, чтобы потом перед выходом они не забирали твоё время.


Я надеюсь, эти советы помогут тебе опаздывать меньше, а лучше совсем перестать, ведь мы воруем своё и чужое время.

Показать полностью 1
11

5 уловок мышления, которые используются ежедневно

Наш мозг и мышление очень интересные системы со своими правилами и законами, которые не особо поддаются контролю. Я расскажу тебе о частых эффектах, которые делают нашу жизнь как проще, так и сложнее.

1. Фундаментальная ошибка атрибуции. Звучит сложно, правда? Заключается эта ошибка в том, что мы склонны объяснять поведение других людей их индивидуальными особенностями, их характером или какими-то качествами, а своё же поведение мы объясняем ситуацией или внешними обстоятельствами. Например, возьмём студента, у которого плохо получается писать диплом и руководителя, который его исправляет. Студент будет ссылаться на плохое самочувствие, личные проблемы, завалом по другим предметам, в то время как руководитель будет считать этого студента ленивым, слабым, без сильного стремления к учебе. Этот термин был предложен в 1977 году американским психологом Ли Россом и он указал несколько причин возникновения фундаментальной ошибки атрибуции:

1) ложное согласие — у человека есть только одна правильная точка зрения, если же она отличается от мнения другого человека, то это всё из-за его личностных особенностей, но никак не из-за внешних обстоятельств. Поэтому, если руководитель считает тебя ленивым, а ты не смог дописать главу из-за боли в зубе, то для руководителя ты всё равно ленив и отмазываешься.

2)неравные возможности — если взять тех же студентов, которые пишут диплом, тот, у кого нет проблем со здоровьем или чем-то еще и у него достаточно времени, скорее всего напишет диплом лучше. Но другие посчитают, что он просто умнее и менее ленив, не беря во внимание другие факторы.

5 уловок мышления, которые используются ежедневно Психология, Мозг, Психолог, Каждый день, Google, Торговля, Учеба, Внутренний диалог, Личный опыт, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост

2. Розовая ретроспекция. Когда нам прошлое кажется более позитивным, чем в момент, когда эти события проживались. Объясняется это тем, что когда мы переживаем определенные моменты, мы имеем как позитивные, так и негативные мысли. Однако негативные факторы относительно недолговечны и мы забываем о них спустя какое-то время после события, но при этом сохраняем положительные воспоминания, что и приводит к общей положительной оценке. Например, прошлым летом у тебя был отпуск и были некоторые проблемы с заселением, иногда невкусная еда, скучная экскурсия. Со временем эти негативные моменты стерлись, а общее впечатление об отпуске осталось хорошим, хотя в тот момент так не считалось. Но это может работать и в обратную сторону, если что-то оставило слишком негативный отпечаток, то с большей вероятностью мы забудем о всём хорошем и будем ожидать негативный опыт в будущем. Польза розовой ретроспекции в том, что она позволяет сгладить негативный опыт прошлого, формируя позитивные воспоминания, а так же помогая нам рискнуть в будущих ситуациях.


3. Эффект Даннинга-Крюгера. Этот эффект заключается в том, что низкоквалифицированные люди не осознают, что совершают ошибки и принимают неудачные решения из-за неполноты своих знаний, навыков и умений, то есть они максимально уверены в своей правильности. В то время как высоко квалифицированные люди часто сомневаются в своих суждениях и страдают от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Это еще называется синдромом самозванца. Но мы сейчас не об этом. Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые ссылались на высказывания Чарльза Дарвина и Бертрана Рассела. Чарльз Дарвин говорил: "Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием". А слова Бертрана Рассела звучат следующим образом: "Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности". После серии экспериментов Крюгер и Даннинг выдвинули гипотезу, что для людей с низкой квалификацией характерно следующее: 1)они склонны переоценивать собственные умения;

2)они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;

3)они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.

За это исследованиям авторам была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год. И да, действительно существует Шнобелевская премия, которая является пародией на Нобелевскую премию и ей награждают за необычные и остроумные исследования.

5 уловок мышления, которые используются ежедневно Психология, Мозг, Психолог, Каждый день, Google, Торговля, Учеба, Внутренний диалог, Личный опыт, Работа, Видео, YouTube, Длиннопост

4. Эффект google или цифровая амнезия. Этот эффект заключается в том, что мы перестали запоминать ту информацию, которую легко можно загуглить. Прочитали и через пол часа уже забыли, ведь зачем запоминать, когда гугл под рукой и в случае необходимости мы знаем, где можно найти нужную информацию. У меня такое было с конспектами в универе, я спрашивала себя, а если мне понадобится эта информация, я буду искать её в конспекте или загуглю? Ответ был, конечно же, что загуглю. Первое исследование было проведено под руководством Бетси Спэрроу, в котором испытуемым предоставили простые утверждения, которые нужно было запомнить. Первой группе сообщили, что эти выражения будут сохранены в файле на компьютере, а второй группе не сказали, что они будут сохранены. Как ты можешь уже предположить, с заданием лучше справилась вторая группа, а первая группа лучше запомнила, как называется файл и где его можно найти, нежели сами утверждения. В этом эффекте есть как плюсы, так и минусы. Он спасает нас от скопления большого количества ненужной информации, но так же и делает нас более ленивыми на запоминание фактов.


5. Эффект привязки или эффект якоря. Этот эффект заключается в том, что мы сосредотачиваемся на первой доступной информации и исключаем другие факторы из поле зрения. Это часто можно встретить в магазинах, когда мы что-то видим с разными скидками и предложениями. К примеру возьмём книгу стоимостью в 10 тысяч рублей, эта сумма будет нашим якорем или привязкой. Эта стоимость кажется нам неоправданно высокой и вот мы видим, что на неё уже скидка 50% и стоит она уже 5 тысяч рублей, что всё еще дорого. Но мы настолько привязались к первой цене, что вторая нам кажется очень выгодной и шанс того, что мы купим её вырастет, не смотря на то, что реальная цена этой книги пару тысяч. И этот эффект не исчезнет даже если используются неадекватно большие числа и когда мы знаем, что существует такой эффект. Так что его использовали, используют и будут использовать в торговле.


Я рассказала о достаточно частых уловках мышления и как они работают, а вот будешь ты их отслеживать или нет это уже решать тебе, пиши в комментариях на чём ты себя часто ловишь.

Показать полностью 2
79

Психологические трюки, которыми пользуются учителя

Все мы проходили или проходим обучение, будь то в школе, универе или на работе. И каждый раз можно встретиться как минимум с одним из эффектов, о которых я расскажу ниже. Что-то может как помогать в процессе обучения, а что-то, наоборот, вредить.

1. Эффект доктора Фокса. Заключается этот эффект в том, что личные качества, харизма и выразительность лектора важнее, чем сам материал лекции. Тем самым даже после самой бесполезной лекции, но с харизматичным спикером, будет казаться, что мы получили много полезной информации. Этот эффект был открыт в 1970 году на медицинском факультете Университета Южной Калифорнии, когда исследователи Дональд Нафтулин, Джон Уэр и Франк Доннелли задались вопросов, а действительно более важны личные качества преподавателей, чем содержание уроков. Для эксперимента был приглашён актер, который играл роль Доктора Майрона Фокса, представленного как авторитетный научный светила. Ему нужно было дать двадцатиминутную лекцию на тему «математическая теория игр и её применение к врачебному образованию», о которой он собственно ничего не знал. Единственное, что он сделал - это прочитал одну статью перед выступлением. В его задачи входило убедительно и уверенно рассказать лекцию, используя неясные термины и формулировки, разные умные слова, двусмысленность и противоречивые заключения. Его речь внушала доверие, хоть и была на самом деле абсолютно бессмысленной. Параллельно же выступал настоящий профессор и давал лекцию в привычной для него манере. После обеих лекций слушателям предложили заполнить анкету, и выяснилось, что выступление лжедоктора было оценено лучше, чем настоящего профессора. Кто-то даже был уверен, что читал работы доктора Фокса ранее. Отсюда так же можно сделать вывод, что неважно какой бред вы несёте, главное, делать это уверенно.


2. Проклятие знания. Этот феномен обозначает ситуацию, когда говорящий, чаще всего ошибочно, полагает, что у слушающего есть вся достаточная информация для понимания. И получается, что слушающий не понимает, что до него хочет донести говорящий, а говорящий может считать свою информацию элементарной и не понимать, почему же слушающий его никак не поймёт. Самый известный эксперимент провела студентка Стэнфордского университета Элизабет Ньютон в 1990 году при подготовке своей диссертации. В эксперименте участвовало две группы: первой нужно было отбивать ритм несложной мелодии, а второй отгадывать, что это за мелодия. Перед началом эксперимента первую группу опросили, сколько по их мнению должны угадать мелодий. Большинство ответили, что как минимум половину. А в реальности слушатели угадали всего 2,5 процента всех мелодий. Это показывает, что когда мы что-то хорошо знаем, то нам сложно оценить, что этого может кто-то не знать, тем самым мы не слишком обеспокоены тем, насколько понятно преподносим слушателям информацию, ведь она же так очевидна! Поэтому помним, что не всегда понятная нам тема, может быть так же понятна кому-то ещё.


3. Эффект Голема. Феномен, при котором низкие ожидания ведут к ухудшению показателей. Если кто-то считает, что ты завалишь экзамен, то они создадут все условия, чтобы так и было. Этот эффект назван в честь Голема — мифического существа, который был создан с целью борьбы со злом, да вот в итоге сам стал злым и его пришлось уничтожить. Этот эффект наиболее подробно изучен в экспериментах, выполненных в общеобразовательных учреждениях. Если учителю сказать, что конкретный ученик является неспособным или глупым, то преподаватель непроизвольно будет вести себя так, чтобы ухудшить работу ученика, а ученик начнёт соответствовать ожиданиям преподавателя. Вывод, не стоит заранее вешать клеймо неудачника на человека, потому что потом будет сложно изменить своё поведение и в какой-то момент, он действительно станет неудачником.


4. Эффект Пигмалиона. Он является противоположностью эффекта Голема и заключается в том, что если завысить ожидания от кого-то, то сделаешь всё, чтобы это оправдалось. Тем самым, если учителю сказать, что этот ученик умный и хороший, то и поведение у преподавателя будет соответствующим, что поспособствует успеху ученика. Назван этот эффект в честь героя древнегреческих мифов, скульптора Пигмалиона. В мифе Пигмалион вырезал женскую статую из слоновой кости и полюбил её, он дарил ей подарки, одевал в красивые одежды, но увы любовь была безответной. Афродита, тронутая такой любовью, оживила статую, которая стала женой Пигмалиона. И здесь можно сделать следующий вывод, если хочешь, чтобы человек стал лучше, то считай его изначально лучше, чем он есть и он уже сам подтянется.


5. Названия у следующего эффекта нет, но заключается он в том, что учеба в сильном классе может негативно отразиться на самооценке. В сильных классах всегда повышенные требования, больше заданий, больше внимания и всё это заставляет учеников поддерживать высокий средний балл и постоянно сравнивать себя с успехами других. Всё это приводит к бесконечной гонке и, в итоге, недовольством собой и сниженной самооценке. Либо же наоборот, их самооценка поднимется настолько, что потом будет доставлять трудности в построении отношений с другими людьми. Тем самым, у учеников из обычных классов реже встречаются проблемы с самооценкой, чем у учеников в сильных классах. Хотя, казалось бы, должно быть всё наоборот, но нет.


С чем из этого списка ты сталкивался на своём опыте?

Показать полностью
984

3 оптические иллюзии и как они нас обманывают

Мозг сложная система и порой он видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. И даже понимая, как всё работает, мозг всё равно будет видеть так, как ему это удобно.

1. Эффект Тэтчер


Сначала посмотри на эту фотографию. Всё ли с ней в порядке?

3 оптические иллюзии и как они нас обманывают Психология, Иллюзия, Оптические иллюзии, Парейдолия, Мозг, Интересное, Видео, YouTube, Длиннопост

А если перевернуть фотографию? Теперь она уже не кажется нормальной? И даже если мы снова перевернем фотографию, зная уже все детали, в перевернутом виде она будет по-прежнему казаться более менее нормальной. И этот эффект называется — эффект Тэтчер.

3 оптические иллюзии и как они нас обманывают Психология, Иллюзия, Оптические иллюзии, Парейдолия, Мозг, Интересное, Видео, YouTube, Длиннопост

Этот эффект был описан впервые профессором Йоркского университета Питером Томпсоном в 1980 году. За пример была взята фотография Маргарет Тэтчер, которую ты сейчас видишь ниже.

3 оптические иллюзии и как они нас обманывают Психология, Иллюзия, Оптические иллюзии, Парейдолия, Мозг, Интересное, Видео, YouTube, Длиннопост

Это происходит потому, что мозг в обычном положении лица воспринимает совокупность отдельных элементов: глаза, нос, уши, рот. И кроме индивидуальных черт лица, принимается во внимание их положение относительно друг друга и как они связаны на лице. Так скажем, лицо воспринимается как цельная система. Это всё нужно для того, чтобы смочь узнать человека в толпе и, например, не забрать случайно чужого ребенка с детской площадки.


Если же лицо перевёрнуто, то мозгу сложно собрать все детали в образ и он опирается на информацию в общем виде: глаза, нос, рот на месте и уже хорошо. Но стоит лицо перевернуть, как мозг снова смотрит на всю систему целиком и понимает, что что-то всё-таки не так.

2. Иллюзия наклонной башни


Теперь смотрим на следующие фотографии. Как думаешь, это две одинаковые фотографии или одна всё же наклонена сильнее?

3 оптические иллюзии и как они нас обманывают Психология, Иллюзия, Оптические иллюзии, Парейдолия, Мозг, Интересное, Видео, YouTube, Длиннопост

На самом деле это две одинаковые фотографии, но от того, что ты это знаешь об этом, наклон у фотографии не поменяется. Этот эффект называется иллюзия наклонной башни.


Его открыли в 2007 году ученые из Макгиллского университета, когда поместили две одинаковые фотографии Пизанской башни рядом и с удивлением обнаружили, что визуально строения не параллельны друг другу, а расположены под углом.


Чтож, я попробую быстро и просто объяснить почему так происходит. Всё дело в перспективе, когда все линии сужаются к основанию, а так же в зрительной системе, которая отвечает за зрение в целом и за позиционирование предметов в пространстве. Именно с помощью этой системы мы можем понять примерное расстояние до предметов. Так вот, когда человек смотрит на высокое здание снизу вверх, то появляется та сама перспектива, когда верх кажется уже, чем основание. Мозг пытается сгладить это ощущение, корректируя линии постройки. И если рядом разместить точную копию здания, то оно будет восприниматься как проекция и сознание не будет регулировать его границы. Тем самым, одно здание будет скорректированным, а второе нет и из-за этого будет казаться, что они под разными углами.

Вот еще один пример с железнодорожными рельсами

3 оптические иллюзии и как они нас обманывают Психология, Иллюзия, Оптические иллюзии, Парейдолия, Мозг, Интересное, Видео, YouTube, Длиннопост

3. Парейдолия

3 оптические иллюзии и как они нас обманывают Психология, Иллюзия, Оптические иллюзии, Парейдолия, Мозг, Интересное, Видео, YouTube, Длиннопост

Парейдолии возникают, когда в обычных вещах нам кажутся какие-то образы. Мы можем увидеть лицо на обоях, корову в облаках, улыбку на камне и всё в этом роде. Впервые парейдолии были описаны Калбаумом и Яспером в 1913 году. И объясняется это тем, что когда мы видим лица людей в разных предметах, то наш мозг использует те же механизмы, что и при распознавании лиц людей. То есть, наш мозг точно знает, где должны быть глаза рот и все остальные части лица. И поэтому, когда он видит похожие черты, то предполагает, что это может быть лицо. И так же это работает и с другими образами.

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!