M555

M555

Пикабушник
Дата рождения: 24 января 1991
поставил 19757 плюсов и 260 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
10 лет на Пикабу
5389 рейтинг 9 подписчиков 19 подписок 48 постов 18 в горячем

Творчество Говарда Лавкрафта через призму психологии

Творчество Говарда Лавкрафта через призму психологии Психология, Обзор книг, Что почитать?, Длиннопост

Одним из самых притягательных писателей для меня является Говард Филлипс Лавкрафт. Его личная история необычна настолько же, насколько творчество. При жизни у него не было опубликовано ни одной книги, все произведения выходили на страницах журналов и по объему не превышали формат повести. Но в своем завещании он сделал гениальную вещь - подарил права на свое творчество всему миру, позволив каждому использовать его сюжеты. В результате, сегодня имя Лавкрафта известно всему миру, по книгам снимаются фильмы и создаются игры, а издательства регулярно перевыпускают собрания сочинений того самого.

Говард был одиноким и нелюдимым человеком, что находит отражение в персонажах. Никогда в книгах не найдете темы любви, дружбы, секса или чего-то человеческого. Его героев вдохновляет искусство, наука, поиски силы, знаний, раскрытия неведомого или попытки разобраться в собственной природе, но эти вещи не выходят за пределы личности, как одинокого странника в внешнем, отдельном мире.

В произведениях Лавкрафт также часто поднимал темы, связанные с изоляцией и одиночеством. Он создавал образы людей, которые оказывались заточенными или изгнанными из общества, и часто описывал их переживания, связанные с чувством отчужденности и бессмысленности жизни. Примером такого персонажа может служить Рэндольф Картер, один из самых известных героев Лавкрафта. Его поиски Неведомого Кадата являются тонкой метафорой самоощущения человека, потерявшего понимание места в мире. После преодоления всех преград таинственный Кадат оказывается порталом в детство Картера, в тот период времени, когда он был наиболее счастлив и доволен жизнью.

Это крайне тонкое психологическое наблюдение, сделанное Лавкрафтом скорей всего интуитивно на основе собственного опыта. Мы часто думаем о неком образе жизни, где все хорошо и есть ощущение абсолютного счастья. Но что именно должно происходить в этом образе - нам не до конца понятно. И образ Неведомого Кадата, таинственного затерянного города в стране снов хорошо это отражает.

Еще одной чертой личности Лавкрафта была его любовь к науке и знаниям. Он был увлечен историей, географией, астрономией и другими научными дисциплинами, что отразилось в творчестве. Он использовал научные термины и концепции в произведениях, чтобы создать реалистичность в мирах ужаса. Это также могло отражать стремление к пониманию мира и контролю над ним.

Смесь науки и чего-то неведомого и ужасного неслучайна. Для начала ХХ века наука была явлением неизвестным и пугающим - она разрушала старый миропорядок, чтобы на обломках возвести нечто другое. Границы ее силы были непонятны большинству населения - и мысли в стиле, что раз ученые могут отправить человека в космос, то почему бы им не попытаться вернуть его из мертвых - не казались таким уж абсурдными и невозможными.

Ну и конечно же главная фишка Лавкрафта - образ того, что воплощает ужас. До сих его произведения уникальны тем, что заставляют бояться трансцендентного. Например, объект страха у Кинга конкретен, даже когда речь идет о существах с огромной силой - например Оно из одноименного романа, которое оказываются в силах победить обыкновенные подростки.

У Лавкрафта же древние боги - сущности настолько за гранью человеческой природы, что они в принципе непознаваемы. Любая “победа” над ними относительна - и поэтому большинство героев в итоге попадают в сумасшедшие дома, даже после относительно успешных приключений. Автор доносит до нас идею - что бы мы не делали, все равно остаемся песчинками в огромной вселенной, незначительными настолько, что сама наша жизнь - удачная случайность.

Если любите книги, погружение в другие миры и атмосферу запредельного - я обязательно рекомендую ознакомиться с творчеством этого автора. Он написал не так много, все произведения помещаются примерно в 3 больших тома. Но если вам понравится - то откроется большой мир адаптаций и экранизаций, способный подарить не один приятный вечер. И вдобавок к этому, мирами Лавкрафта вдохновлялись не одно поколение творцов - так что сможете оценить море отсылок.

Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"

Показать полностью 1

Разница между здоровыми и нездоровыми отношениями

Я на терапии прорабатываю вопрос эмоциональной близости и зависимости. Первой мне сильно не хватает, а во вторую я имею тенденцию скатываться при построении эмоциональных отношений с окружающими, поэтому в итоге вообще строю функциональные, хотя и отчаянно грущу от этого. Но моя картина - отдельная история, а вам бы я хотел рассказать о каждом виде этих отношений и чем они отличаются.

Представьте два равных круга. Это два человека, которые стремятся построить отношения. Их отношения будут тем, как эти два круга будут контактировать друг с другом. Как правило, при строительстве отношений(не только романтических, но здесь будем говорить именно о них) всегда есть третий маленький круг. Это то, что объединяет двух людей, изначальная причина, почему они почувствовали интерес друг к другу.

Таким интересом может быть секс и это означает, что сексуальное притяжение оказалось началом отношений. Это может быть совместное проживание и тогда мы говорим об отношениях, которые уже прошли через какое-то время. Также им могут быть разные вещи, например общие увлечения, работа, дети, ценности и т.д.

Здоровой можно назвать картину, где третий кружок частями находится и в первом, и втором, а они сами соприкасаются краями, включенными в этот кружок.Факт соприкосновения и является той самой близостью. А края каждой фигуры является теми самыми личными границами человека, о необходимости соблюдать которые нам так настойчиво говорят психологи.

Разница между здоровыми и нездоровыми отношениями Саморазвитие, Психотерапия, Отношения, Длиннопост

Почему такая картина является здоровой проще всего объяснять от противного, рассматривая два других варианта.

Первый - это так горячо любимая на наших просторах эмоциональная зависимость. Это не просто красивый речевой оборот, множество так называемой народной мудрости посвящено тому, как эффективно строить именно данный вид отношений. Например, муж голова, а женщина шея и т.п.

При таком виде отношений большие круги начинают наезжать друг на друга, соприкасаясь не краями по третьему кругу, а целыми частями накрывая один другого. Где-то посередине теряется третий круг, про который часто забывают. Как мы можем понять, вопрос личных границ тут полностью нивелируется, круги поглощают друг друга так же, как это делают люди в таких отношениях. В них будет много эмоций, принадлежность которых сложно определить, как и то, где кончается один круг-партнер и начинается другой. В сериале “Клиника” и “Мужчина ищет женщину” такие пары изображались в виде неразделимых сиамских близнецов.

Разница между здоровыми и нездоровыми отношениями Саморазвитие, Психотерапия, Отношения, Длиннопост

Второй - это функциональные отношения, к которым по наблюдениям чаще тяготеют мужчины. Здесь круги соприкасаются краями не друг с другом, а только с третим кругом, который является единственным связывающим звеном. Можно представить любовников, которые только занимаются сексом и ничего больше их не связывает. Когда секс по тем или иным причинам пропадает, отношения тут же заканчиваются. Прямого эмоционального контакта здесь в идеале нет.

Разница между здоровыми и нездоровыми отношениями Саморазвитие, Психотерапия, Отношения, Длиннопост

И первый и второй круг показывает, что часто люди сталкиваются с трудностью соблюдения личных границ, которые требуют весьма однозначного деликатного положения: трогать можно, а нарушать и входить нельзя. И кто-то начинает полностью игнорировать важность границ и идет в полное слияние, а другой отказывается от попыток и уезжает на дальность функциональных отношений, где нарушение границ невозможно. Но и тут, и другой страдает, каждый по-своему - один от недостатка своего пространства, а другой от нехватки близости.

Трудность непонимания границ чаще всего идет из детства, когда в семье считался нормальным нездоровой тип отношений. Для развития такого навыка одним из эффективных методов является дневник эмоций. Это фиксирование происходящих с вами событий и внутренних ощущений, которые им сопутствовали. Например, сегодня кто-то меня спросил, где я так долго был и мне было комфортно, а потом попросили рассказать о любимом блюде и мне это понравилось.

Почему личные границы - это так важно? Потому что именно целостность делает личность настоящей. Безграничный человек является одновременно всем понемногу и ничем конкретно. Ограненность же делает из алмазов настоящие бриллианты.

Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"

Показать полностью 3

Мой опыт детской травмы

Говоря про травму, стоит рассказать почему данная тема играет такую большую роль в моей жизни. В посте про отложенную жизнь я касался этого, но только частично, а без полной картины травму понять невозможно.

Так получилось, что мать меня не хотела и я вообще не должен был родиться, у родителей уже был маленький ребенок и дополнительный был не нужен. Но именно во время беременности мной у него диагностировали рак крови. По некой жуткой математике жизни и смерти, участником которой никто и никогда не должен быть, меня решено было оставить, как возможного заменяющего что ли. В итоге расчет оказался верен и старший умер. По воспоминаниям, на меня буквально мать молилась, смерть первого ребенка оказалась самой по себе травмой для родителей.

Я рос в любви и заботе.

На какой-то волне успокоения после смерти первого сына родители решили завести третьего, тем более я был супер спокойным младенцем, практически не кричал, много спал или тихо лежал и просто разглядывал окружающих. В-общем, давал чувство спокойствия и уверенности, что все будет ок. Мать забеременела и родила младшего брата. Роды проходили 24 февраля, это было начало девяностых. Бригада была “чуть-чуть” после праздников… В результате роды прошли с проблемами и ребенку была нанесена травма мозга. Первые полтора года все было нормально, но потом начались приступы эпилепсии, из которых могла выводить только команда скорой помощи.

По воспоминаниям матери, каждый раз она чувствовала, что ребенок буквально умирает у нее на руках, опять.

После очередного приступа, из которого брата с трудом вывели, один из врачей сказал следующее - любой следующий может оказаться последним, пациента надо изолировать от всех возможных источников раздражения, громких звуков и всего такого. Самый сильным таким источником в квартире родителей оказывался я, маленький трехлетний ребенок. Родители, в ужасе от возможного повторения самого травмирующего события в их жизни, были готовы на все, невзирая на последствия. Меня отправили жить к бабушке с дедушкой.

В моих детских мозгах произошло следующее - вот меня любят и заботятся, я как нечто самое лучше в жизни, а вот меня бросают, куда-то увозят и больше не видят как нечто полностью ненужное.

От меня отказались и бросили, и я не понимал почему.

Я абсолютно не помню жизнь до этой точки, воспоминания как фильм начинаются с конкретного момента (который в деталях помню до сих пор) того самого возраста уже у бабушки, до этого - сплошная чернота. Переход резкий и неестественный. Я подозреваю, что детская психика не смогла справиться с стрессом и вычеркнула период жизни до чтобы как-то выжить. Получается, вся моя сознательная жизнь началась с травмы и другого я никогда не знал.

Я вернулся в семью в 8 лет, но это уже был другой ребенок.

Меня преследует ощущение брошенности и покинутости. Я очень долго не строил отношения с девушками, постоянно зависая в мире книг, фильмов, игр, что угодно, лишь бы не чувствовать себя. Когда начал - сразу вскрылась пропасть. Я терялся от любого поведения, которое не было иным, кроме полного принятия и любви. Если девушка опаздывала на 5 минут - мне казалось, что меня покидают и я тут же попадал в эмоцию предательства и ужаса брошенности и улетал в истерику. Если на меня повышали голос или говорили неласково - так же терял над собой контроль, потому что в голове меня уже отвергали и бросали.

Когда нервничаю, я начинаю что-то крутить в руках, сильно держу руку девушки, постоянно как бы проверяя, здесь она или нет.

Ощущение хватание чего-то уходящего как будто застыло в мне.

Я прям чувствую маленького ребенка, которого покидает мама и он всеми силами вцепляется в нее, не желая отпускать. Но отпустить надо, потому что это уже свершившийся факт жизни. И либо я приму его и позволю себе жить дальше, строя новые сценарии и пути - либо навеки останусь запечатанным в этом моменте, когда трехлетнего ребенка бросает мать и он полностью бессилен.

Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"

Показать полностью

Последствия травмы

Продолжение серии постов про психологическую травму и книгу “Тело помнит все”.

Вопрос простой - а что делать с травмой?

В первую очередь, травма требует помощи специалиста-психотерапевта. Гипотетически можно представить ситуацию, когда человек исцеляется в хороших и доверительных отношениях, где переигрывает произошедшее с другим исходом, но на практике это происходит редко.

Наверное, самая важная и в какой-то степени неприятная вещь заключается в том, что психологическая травма - это как перелом.

Во-первых, коренным образом влияет на жизнь и не даёт ей быть полноценной.

Хотя часто человек с травмой, особенно с детства, не осознаёт этого. Он может видеть отдельные проявления, но они ему кажется не такими уж и важными. Я сам был таким. Ну да, эмоциональный и замкнутый, ну и ладно, характер такой. А потом эмоциональность становится конфликтностью, а замкнутость становится отстраненностью от людей и жизни. И это не особенность характера, не психотип, это дисфункциональность. Как перелом не является особенностью строения ноги, так и травма не являются особенностью личности. И так же, как перелом лишает человека радости движения, так и травма лишает радости жизни и общения, любви.

Во-вторых, это серьезно влияет на окружающих.

Не работая с травмой, человек не просто подвергает опасности свою жизнь, но и жизнь близких людей, так как травматичность имеет свойство расползаться на родных, как радиоактивность. Особенно на детей, ведь процесс становления характера и личности во многом завязан на повторении поведения родителей.  Представьте, как ребенок учится ходить, копируя движения родителя с переломом.

В-третьих, от этого не так легко уйти.

Лечение травмы требует серьезного подхода. Где будет и психотерапия, и, возможно, поддерживающие группы, и глубокое изменение привычек, способов жизни. Это не может быть просто по природе, как не может быть простым лечение перелома. Будет и гипс, и длительное время реабилитации, и список ограничений.

Мне обидно, что человек, вина которого заключается в том, что он был ребенком не в то время и не в том месте, должен проходить через это параллельно со остальным, через что проходит обычный человек в жизни(обучение, построение карьеры, создание семьи и т.д.) Но такова жизнь. Наверное, в этом есть какая-то космическая справедливость или неведомый божественный баланс, но за этим к другим авторам.

Единственный положительный момент, который я в этом вижу.

Я носил брекеты и делал лазерную коррекцию и у них было сходство - при лечении поврежденную систему приводят в идеальное состояние. Не хорошее, а именно идеальное, которое будет лучше большинства с нормой. По другому просто не получится, так это работает. При лечении травмы происходит такая ручная настройка работы психики, которая тоже в итоге приводит к идеальному состоянию. Никто не сможет изменить потерянное прошлое, но с помощью исцеления вы можете компенсировать это по-настоящему счастливым настоящим и будущим.

Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"

Показать полностью

Значение травмы

Продолжение поста на тему травмы и книги “Тело помнит все”. Автор на определенном этапе погружения в тему травмы тоже начал подозревать о том, что различные расстройства личности (главное из которых - пограничное) тоже как-то по симптоматике очень похожи на ПТСР. Он скоординировался с коллегами и провел обширное исследование пограничников на тему наличия эмоциональных травм в детстве. И конечно же внезапно обнаружилось, что подавляющее большинство людей с диагностированным пограничным расстройством личности переживали насилие или пренебрежительное обращение в детстве.

Проблема в том, что часто сознание блокировало воспоминание о травме.

И врач-психотерапевт видел перед собой вроде бы нормального взрослого со странным поведением, у которого не было видимых причин. Само расстройство в этом случае могло является как следствием травмы, так и способом адаптации. Та же склонность к самоповреждению, по свидетельству самих людей с ПРЛ, помогала справляться с внутренними переживаниями. Врач на основании симптоматики ставил пограничное, депрессивное, биполярное, СДВГ или прочие расстройства личности. И, в случае американского контекста, выписывал таблеточки как лечение. Травмой никто не занимался.

Группа ученых решила провести еще одно исследование - они сравнили три группы людей: травмированных в детстве, недавно переживших домашнее насилие и выживших после катастроф. Так вот, люди травмированные в детстве продемонстрировали зашкаливающую картину расстройств, психических и физиологических, которая даже близко не была сравнима с двумя остальными.

Травма в детстве оказалось намного страшнее и тяжелее по последствиям травмы от возможной смерти в катастрофе.

Причем автор несколько раз выделяет важный момент - дети, подвергшиеся насилию или пренебрежению. То есть для травмы даже необязательно было быть объектом физического или сексуального насилия - достаточно систематического плохого отношения, если это происходит в детстве. Когда видите маму, которая орет на своего ребенка - прямо на ваших глазах человек теряет шансы на счастливую, гармоничную и полную жизнь. И если на вас кричали так и вы чувствовали, как уходит воздух и сковывает желудок - не просто “ой да ладно тебе, на кого мама не кричит”. Это серьезная травма. Потому что те, на кого кричали, не соврут - кричать можно очень по разному.

Причиной всего этого является один важный факт, на который часто закрывают глаза - ребенок нуждается не только в тепле, еде и крове, одна из его объективных и жизненно важных потребностей - это любовь.

И если мама по каким-то причинам не дает эту любовь - человек ломается и травмируется. И здесь не может быть никаких оправданий родителям так же, как не может быть оправданий в том случае, как если бы ребенок умер бы от голода и холода. Только от недостатка любви умирает не тело, а душа. И если люди заводят ребенка, то их ответственностью является любовь к нему так же, как и все остальное.

Исходя из этого смело доношу следующий вывод. Большинство психических и психологических проблем имеет причиной одну вещь, всего одну. Она принимает множество разных форм, но ее суть не меняется и остается одной и той же - это насилие в детстве.

Что еще можно сформулировать менее научно, но более понятно и точно - отсутствие или недостаток любви.

Если мы видим, что родитель избивает ребенка на улице - то это преступление и спешим на помощь. Мы понимаем, что это неправильно и не должно происходить. Но если родитель кричит и оскорбляет свое чадо, называя тупым, никчемным и т.д. - отводим глаза и думаем, что это внутреннее дело семьи. Но это не так. Насилие всегда остается насилием, какие бы формы оно не принимало.

Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"

Показать полностью

Тело помнит все

После поста об отложенной жизни были справедливые реакции в виде: “Все хорошо и понятно описано, но что делать-то?” В рамках этого запроса хочу разместить отредактированный пост из старых по фундаментальной книге на тему психологических травм - Тело помнит все, Бессел ван дер Колк. Я до сих придерживаюсь мнения, что одно из важнейших осмыслений природы травматики и его должен знать каждый, кто имеет отношение к вопросу.

Итак, чем отличается травма от просто плохого события в жизни, какие бывают у всех и всегда.

При плохом событии психика испытывает негативные эмоции и стресс, штормится, но адаптируется, успокаивается, интегрирует новый опыт и живет дальше. При травме тоже самое, но в моменте у психики не получается выработать какие-либо решения и действия в ситуации.

Проще говоря, психика оказывается в беспомощности. Успокоения, адаптации и интеграции не происходит, как и жизни дальше.

Пример. Играет карапуз в песочнице, подходит к нему другой и отнимает машинку. Карапуз плачет и злится, но потом соображает - в следующий раз, когда такой претендент на любимую машинку нарисуется - надо сразу лопаткой по голове садануть и машинку отстоять. Успокаивается. Это плохое событие. А вот если дома к доченьке отчим начинает лезть под юбку и зажимать в уголке - у нее в голове не возникает каких-либо вариантов, что делать с этим в будущем, как этому противостоять.

Из дома не убежишь, силой себя не отстоять. Это травма.

Что происходит при травме. Негативные эмоции, которые в первом случае перерабатываются и уходят, здесь остаются и застаиваются. Психика не понимает, как с ними поступать. И начинает делать примерно тоже самое, что делает человек с хламом в квартире, который не нужен, но выкинуть не хватает силы воли. Он его собирает и запихивает на балкон, превращая его из места, где летом можно приятно отдохнуть и подышать свежим воздухом, в дисфункциональную свалку. Только в этом случае говорим о телесных и эмоциональных ощущениях, которые играют намного большее значение.

Происходит диссоциация.

Эмоции заливаются в части тела, а потом отсекаются и зарываются, как захоронение радиоактивных отходов. Не получилось человеку выразить эмоции гнева - отсечение и получаем идеальную жертву насильника, с которой можно делать все, что угодно - а она просто будет застывать и терять подвижность.

Вместе с негативными чувствами теряется способность испытывать положительные, человек теряет ощущение жизни и не понимает, зачем дальше жить. Ощущения своей телесности теряется также, часто люди с травмой не ассоциируют себя с человеком, которого видят в зеркале.

Так же, бонусом идет явление, когда вместо выбывшей эмоций функцию начинает выполнять орган тела.

Например, вместо обиды начинает болеть горло. И эту боль невозможно снять никаким лекарством, потому что болезни нет - есть новая функция. Мозг посылает сигнал, что должна быть боль и она есть.

Человек в травме теряет цельность и способность к счастливой и полной жизни.

Вместе с отказом от чего-то плохого, что не смог переварить, он теряет и хорошее. Если отключается система “Бей или беги” (а она часто отключается) - он не сможет решать проблемы в жизни, так как весь спектр его решений будет ограничен двумя вариантами - либо все хорошо и можно жить, либо что-то плохо и сворачиваемся калачиком, пока проблема не уйдет сама. А там как повезет, если что-то не случится само - будет лежать годами.

Следовательно, решение проблемы травмы лежит через работу с телом, открытия тех свалок радиоактивных отходов, той самой токсичности, чтобы она могла выйти естественным путем и балкон вернул свою функцию.

Правда, открытие таких свалок будет неизменно сопровождаться выбросом всего того негатива, который там так долго и надежно хранился. Процесс болезненный. Но здесь мы выбираем, между острой болью, которая в итоге принесет освобождение - либо фоновой ноющей, которая будет с нами до смерти.

Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"

Показать полностью

Почему у нас так любят начальство

Посмотрел интервью с Оскаром Кучера и вдохновился. Мы знаем много людей, которых можно условно описать как “супер лояльные к любому руководству”. И из интервью с Кучера прекрасно видно, что эта лояльность - глубоко алогична и идет не из рационального, а чисто эмоционального поля.

“Я глубоко верю, что босс не может ошибаться, даже если все факты говорят об обратном. Видимо, мы чего-то не знаем, что все объясняет и расставляет по полочкам” - типичная формула.

Если пытаться анализировать поведение таких в людей с обычной точки зрения, что ничего вразумительного увидеть не удастся: не только их слова не согласуются с поступками, но даже сама нить мышления содержит постоянные противоречия и, как правило, имеет предельно рваный характер, который можно увидеть в таких местах как “Скажи пожалуйста, это хорошо или плохо? Для ответа на этот вопрос, нам нужно откатиться на 10 лет назад…”

Психологически же мы имеем дело с другой формой “заклинившей” защиты из детства.

Ее характер более легкий, чем та, которую я описывал недавно, она не так травматична. Но на жизнь и мышление определенно влияет. Представим ребенка, у которого есть родитель, например отец, который посылает ему крайне противоречивые сигналы. Например, говорит, что любит, но при этом практически не проводит время и не стремится как-то решать эту проблему. Перед детской психикой встает дилемма: его вроде как любят на словах, но на действиях относятся как к пустому месту.

Решить ее можно несколькими способами.

Первое - назначить на отца ярлык “врага” и воспринимать в штыки. Тогда все его слова будут воспринимать как ложь и обман и дилемма решается - он просто врет и тебя не любит. Но придется жить с осознанием нелюбви, что весьма тяжело. Второе - повесить вину за поступки отца на самого себя. Отец действительно тебя любит, но из-за того, что ты плохо себя ведешь, он не уделяет тебе внимание. Тоже дилемма решается, но уже приходится жить с чувством вины.

И тут приходит наш призер: найти оправдания любым поступкам отца, не назначая никого конкретного за них ответственного и исходить из логики подгонки окружающей действительности под нужную модель.

То есть, он точно любит, а факт того, что не проводит со мной время объясняется чем-то другим. Например - да все отцы не проводят время с своими детьми, это нормально. Или - там такие неизвестные мне обстоятельства, что у него просто нет другого выбора. Или - да это хорошо, что он хоть успевает мне сказать, что любит, а в другом случае даже этого не говорил бы! И так далее, так далее.

Как обычно, ребенок со временем вырастает и становится взрослым, а детская защита остается на месте, как и необходимость в существовании отцовской фигуры.

Ведь та самая родительская любовь так и не была получена в необходимом объеме и человек будет стремиться искать альтернативных отцов, которые смогут ее подарить. А нет более подходящих кандидатур на роль таких фигур, как начальство и власть - они стоят выше, говорят что делать и типа знают и понимают больше. Пазл тут же складывается.

И к этим фигурам будет применяться та самая психологическая защита из детства - отрицание и рационализация.

Чем больше человек будет применять эту защиту, тем больше она будет доминировать в психике. И в конце-концов мы получим вроде взрослого и зрелого человека с мышлением, которое можно будет выразить одной фразой - “Если факты противоречат теории, тем хуже для фактов”. Разговор с которым, в попытках понять логику мышления, будет похож на процедуру ловли бабочки без сачка - вот вроде бы ты почти-почти сумел ухватить ее, а она опять прямо из рук ускользнула.

Такие люди действительно могут быть абсолютно не кровожадными или жесткими, а вполне миролюбивыми.

Они действительно, так же как и мы, против всего плохого и за все хорошее. Но только если все перечисленное согласуется с тем, что говорит и делает “папа”. Если же нет - то простите-извините, “папе” лучше нас знать. Ведь если как вы размышлять, то получается что он что, не любит ли что ли меня? “Нет! На это я пойтить не могу!”

Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"

Показать полностью

Самозабота

Самозабота - редкое слово, у меня даже Word его подчеркивает красным. И, наверное, в этом действительно есть определенный смысл, потому что в условно нормальной ситуации гораздо эффективней работает схема “я позабочусь о тебе, а ты позаботишься обо мне”. Например, девушка будет рада помощи по уборке дома, а парень - вкусному и питательному ужину.

Но положение круто меняется, когда мы говорим о людях с расстройствами различного характера, потому что их потребности, как правило, начинают сильно отличаться от условно нормальных. Кому-то нужно безграничное внимание, как маленькому ребенку от мамы, а кому-то молчаливое ненавязчивое присутствие, как подростку от родителей. И, что еще важнее, эти потребности не только сложно понять окружающим и близким людям, но еще и объяснить в словах, потому что они могут быть не до конца ясны для самого переживающего. Здесь и выходит на первый план самозабота.

Когда переживал тяжелый период расставания, я запомнил две совершаемые мной вещи: покупка небольшого тортика в местной кондитерской сети, от которого балдел в детстве, и повторяющиеся поездки на местные горы, где бродил в одиночестве и рефлексировал, чего хочу от жизни. Ни один человек в природе не сумел бы угадать эти два разных желаний и помочь воплотить их мне. Только я сам.

Поэтому навык самозаботы становится таким важным для людей, проходящих через психическую работу, совершаемую как самостоятельно, так и с помощью терапевта. Ведь даже самый лучший специалист не владеет телепатией и может максимум подтолкнуть вас к тому, чтобы сформулировать внутри, какая потребность нуждается в удовлетворении, но сам процесс остается за вами.

Необходимо начинать с крайне простых действий - уборка в квартире, организация физической активности на свежем воздухе, приведение в порядок своего тела. Эти действия, пусть и не являющиеся самыми важными в моменте, начинают запускать внутренний движок любви к себе, разгоняя его до необходимой частоты, где приходит понимание более критических потребностей. Конечно, важно делать эти поступки именно самому - показывая психике, что внутренний любящий родитель рядом и готов на большее.

Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!