Всем привет, и сегодня у нас в гостях автомобиль Hyundai Solaris с жалобой на плохой запуск после долгой стоянки.
На горячую двигатель запускается великолепно, поэтому когда клиенты обращаются ко мне с такой проблемой, я предлагаю им оставить машину в сервисе на ночь, чтобы утром, во-первых подключённым с вечера манометром проверить давление топлива при запуске, а во-вторых проверить герметичность холодного впускного тракта и убедиться в отсутствии подсосов воздуха, обедняющих смесь. Но всё это делается при одном условии — если на машине отсутствует ГБО. При наличии газового оборудования диагностика идёт по другому сценарию, и сегодня как раз такой случай.
Но сначала немного теории о том, что такое топливные коррекции или коррекции топливоподачи.
Двигатель автомобиля работает на топливовоздушной смеси — смеси топлива и воздуха, при чем для наиболее эффективного её сгорания их соотношение должно быть максимально близким к пропорции 14,7 к 1. То есть на каждый грамм топлива должно приходиться 14,7 грамм воздуха. Если в смеси становится больше чем нужно топлива, такая смесь называется богатой, если воздуха — бедной. И то, и другое сгорает хуже, вызывая плохой запуск двигателя, его неустойчивую работу и потерю мощности. Чем больше перекос в сторону обогащения или обеднения смеси, тем хуже работает двигатель.
О том как ЭБУ готовит смесь поговорим в другой раз, а сегодня у нас беседа о коррекции. Так вот. В процессе работы двигателя, ЭБУ контролирует соотношение топлива и воздуха в смеси по наличию в выхлопных газах не сгоревшего кислорода. Всё это благодаря всем нам давно известному датчику кислорода или лямбда зонду в выхлопной трубе.
Если датчик кислорода "видит" в выхлопных газах кислород (соответственно воздух), который не сгорел в цилиндре, напряжение на его выходе стремится к 0,1 вольта. Низкое напряжение на выходе датчика кислорода (до 0,45 вольта) означает, что воздуха в смеси было слишком много и тогда ЭБУ корректирует её состав в пользу обогащения, то есть прибавляет топливо. Эта коррекция выводится в параметре "кратковременная топливная коррекция" и изначально рана 0%.
Но ЭБУ прибавляет топливо в смесь и коррекция увеличивается — постепенно по несколько десятых процента до того момента, пока не сгоревший кислород не исчезнет из выхлопных газов, а напряжение на выходе датчика кислорода не начнет стремиться к 1 вольту. Пусть например это произойдёт при коррекции 0,8%.
Высокое напряжение на выходе датчика кислорода (более 0,45 вольта) означает, что не сгоревший кислород в выхлопных газах отсутствует. Когда не сгоревший кислород исчез из выхлопных газов, ЭБУ начинает корректировать смесь в обратную сторону, до тех пор, пока он вновь там не появится, а напряжение на выходе датчика кислорода опять не упадёт. Например до -0,8%.
Так коррекция и бегает туда-сюда, то обедняя, то обогащая смесь, чтобы кислород в выхлопе то появлялся, то исчезал. Это в итоге и позволяет смеси оставаться идеальной. Для чего? А просто датчик кислорода он на то и датчик кислорода, что он может видеть в выхлопных газах только не сгоревший кислород. Если смесь становится богатой, то датчик кислорода этого не увидит, ведь он не видит в богатой смеси не сгоревший кислород, которого там нет, а не сгоревший бензин он видеть не умеет.
В идеале коррекция всегда колеблется в районе 0%, а лямбда рисует синус, бегая от 0,1 до 0,9 вольта.
Но всё это происходит до тех пор, пока у автомобиля не начинаются какие-то хронические проблемы.
Представим, что наш автомобиль уже изрядно побегал. Бензонасос не новый, фильтр забитый, форсунки не первой свежести, где-то во впуске есть негерметичность, какие-то датчики подвирают. В таком случае смесь будет хронически бедной, а коррекция станет бегать уже не в районе 0%, а выше. Например в районе 5%. Или 10%. И так далее. Ошибку по бедной смеси ЭБУ выдаст нам только после долгой работы при коррекции +25%. А всё что до этого, он считает временными трудностями. Так вот. Когда двигатель работает долго на какой-то завышенной топливной коррекции, эта коррекция из кратковременной прописывается в коррекцию долговременную и в дальнейшем используется ЭБУ как "стартовая" в момент запуска двигателя после долгой стоянки, когда лямбда зонд не прогрет и ещё не работает. Это логично, ведь иначе двигатель на хронически бедной смеси без какой либо поправки запустить было бы затруднительно. Тоже самое, но с коррекциями в обратную сторону будет происходить если смесь по каким-то причинам хронически богатая. Но вернёмся к нашему пациенту.
Подключаем сканер для диагностики, сбрасываем адаптации, запускаем двигатель на бензине и выводим на экран коррекции топливоподачи — кратковременную и долговременную. Кратковременная бегает в районе 0%, долговременная — 0%. А значит смесь на бензине — нормальная.
Переключаемся на газ. Несколько секунд после переключения двигатель работает неустойчиво, подтраивает, обороты плавают. Кратковременная коррекция постепенно убегает до +25% и работа двигателя выравнивается.
После переключения обратно на бензин двигатель опять несколько секунд работает неустойчиво, подтраивает, плавают обороты. Кратковременная коррекция постепенно возвращается к 0%. Работа двигателя нормализуется. После переключения на газ всё повторяется.
Можем сделать вывод, что топливовоздушная смесь на газе — бедная. Когда двигатель работает на такой смеси долго, а автомобиль с ГБО естественно эксплуатируется на газе постоянно (за исключением холодных пусков), +25% из кратковременной коррекции прописывается и в коррекцию долговременную.
Такая коррекция в дальнейшем используется ЭБУ при пуске холодного двигателя. Вот только запускается двигатель не на газе, а на бензине, а на бензине у нас смесь нормальная. Таким образом нормальная бензиновая смесь ошибочно обогащается из-за прописанной на бедной газовой смеси долговременной коррекции +25%. Двигатель плохо запускается, глохнет и неустойчиво работает до прогрева датчика кислорода, после чего коррекция начинает работать в обратную сторону.
Таким образом после прогрева двигатель начинает работать и запускаться нормально. Но стоит поездить какое-то время на газе, как коррекции опять прописываются в плюс и всё повторяется заново при следующем холодном пуске.
Тоже самое, но в обратную сторону будет с коррекциями и при езде на богатой газовой смеси, то есть двигатель будет запускаться на ошибочно обеднённой смеси бензиновой.
Самая частая причина плохого запуска двигателя после долгой стоянки на автомобилях с ГБО — ГБО. Вернее неполадки в нём, приводящие к чрезмерному обеднению или обогащению газовой смеси, из-за чего в память ЭБУ прописываются топливные коррекции, приводящие к ошибочному обеднению или обогащению смеси бензиновой, что в итоге несовместимо с нормальным запуском.
Смело отправляем клиента к специалистам по газовому оборудованию.
Что касается топливных коррекций на автомобилях Лада. Если вы подключаетесь к ЭБУ по протоколу OBD2 (ISO), то коррекции вы будете видеть такими, какими они представлены на скриншотах в этом посте. Но если вы выберете подключение по ВАЗовским протоколам, то формат отображения изменится. Изначально топливная коррекция будет равна не 0%, а 1. И расти или уменьшаться она будет не до 25% или -25%, а до 1,250 или 0,750.
-25% = 0,750
0% = 1
+25% = 1,250
Спасибо всем кто дочитал — буду рад подписке!
Ваш #CARTIME
Предыдущие посты о диагностике и ремонте автомобилей можно почитать в серии: Статьи
Ну а больше мемасиков — во ВКонтакте и Телеграм. Ссылки в шапке профиля. 🖐️