Серия «Школьный альманах»

121

Школьный альманах #80. Иногда они возвращаются...

Серия Школьный альманах

Работаю учителем информатики уже четвертый год.

Одним из столпов моей мотивации являются мои ученики. Когда они приходят и рассказывают, как мои уроки информатики помогли им в жизни, я смущённо улыбаюсь и развожу руками.

Первая история.

Этого мальчика я знал всего год. Он учился в 6 классе, а затем родители уехали вместе с ним в Германию.

В прошлом году приходит, жмёт руку, говорит "спасибо за то, что научили делать презентации". Я интересуюсь подробностями.

Оказывается, он там у себя в классе лучше всех делает презентации, умеет пользоваться переходом "Трансформация", создаёт вау-эффекты и носит среди одноклассников гордое звание "русский хакер".

Однако.

Вторая история.

Посреди учебного года мне пишет выпускник и просит напомнить, как в заявлениях делать строку для граф "дата/подпись". Я напоминаю то, что мы делали на уроках, и он через пару часов говорит мне: "вы спасли всю нашу группу". Там препод какой-то очень требовательный был.

Третья история.

Вообще я рассказывал про парня вот в этом посте, но история получила продолжение. Чувак очень плохо сдал ЕГЭ, поступил в военную академию в другом городе... И строевую службу не несёт практически вообще. Сводит отчёты в Excel, делает в PowerPoint для командиров презентации красивые и частенько исполняет роль человека, который может исправить проблему рода "я что-то нажал, и всё исчезло". В звании растёт, на конференции по ИИ даже его отправляют. Молодец парень.

Короче, мои уроки, по всей видимости, некоторым товарищам дают что-то вроде путёвки в жизнь. И это очень здорово.

Можете подписаться на меня на Пикабу или в Телеге.
Я пишу про работу в школе, репетиторство и иногда про всякое личное.

Показать полностью
21

Школьный альманах #79. Почему школа?

Серия Школьный альманах

Почему я вообще четвёртый год работаю учителем?

Этот вопрос я периодически задаю себе сам. Иногда его задают мои друзья, знакомые и прочие собеседники.

И действительно. Зарплата-то для Москвы так себе, если честно. А времени отнимает прям много. И нервов. И сил.

Но, думаю, всем, кто читает этот пост, понятно, что речь не про деньги. Деньги — это когда я репетитор. Или недо-СММщик у блогера (кто знает, тот знает).

"Найдите работу по душе, и вам не придётся работать ни дня в своей жизни" (с)

Именно так я и поступил.

Работа в школе мне просто безумно нравится как процесс. Я просто обожаю детей. Люблю вести уроки и передавать знания. Общаться с подрастающим поколением и воспитывать в них что-то светлое и радостное.

Разумеется, есть и то, что мне не очень нравится. Я не люблю проверять тетради и всякие самостоятельные с контрольными. Да вообще бумажная работа меня не привлекает.

Но всё остальное — чистый, нереальный кайф. Бальзам для души. Радость сердца.

Вот и простой ответ на вопрос.

***

Я прекрасно осознаю, что мне нереально повезло. Общаясь с одногруппницами в педагогической магистратуре, я про себя благодарю всех и вся, что попал именно в эту школу. Иногда я слышу от них истории, как половину урока приходится тратить на то, чтобы всех успокоить, как дети матерятся и хамят учителю в открытую и как у них срывает крышу от отсутствия воспитания и полной безнаказанности.

У нас же создаётся прекрасная атмосфера, в которой растут не менее прекрасные творческие дети. Они невероятно эмпатичны. Очень нежны и добры. И знают, что это к ним, как правило, взаимно. Я всегда готов их выслушать, помочь в чём-то, ещё раз объяснить тему при необходимости, успокоить. Иногда они приходят и просто пообниматься — у нас в школе это абсолютно нормально.

Не менее важен и коллектив. Другие учителя тоже прекрасны, и это самые лучшие коллеги на свете. Наш директор, правда, не любит слово "коллеги" и предпочитает обращение "хорошие люди"! И они действительно хорошие Люди. С большой буквы. Всегда пойдут навстречу, всегда помогут, всегда можно о чём-либо договориться. Да и просто приятно с ними общаться в любой ситуации.

И, конечно, администрация. От самого лучшего в мире директора до завучей — это невероятные Люди, которые хотят изменить как отдельных детей, так и весь мир к лучшему. Про них сложно говорить, тяжело описать словами, насколько они классные.

И вот когда ты попадаешь в такое место, где сходятся все эти три фактора — это кайф. Это не воспринимается как работа. Это просто огромное удовольствие жить и дышать всем этим.

И я желаю всем найти такую работу, которая придётся вам по душе.

P.S.
Как когда-то переиначил классику директор: "чтобы учить маленьких людей, нужно огромное сердце".
Кажется, подхожу.

***

Можете подписаться на меня на Пикабу или в Телеге.
Я пишу про работу в школе, репетиторство и иногда про всякое личное.

Показать полностью
839

Школьный альманах #77. Ошибка идентификации

Серия Школьный альманах

Работаю учителем информатики уже четвёртый год.

Как я уже писал ранее, у меня есть рабочий номер телефона и привязанные к нему WhatsApp и Telegram.

Конечно, официально мы с детьми должны общаться только через электронный журнал. Но я же стараюсь быть ближе к молодёжи, плюс бывают экстренные ситуации, да и поломки журнала никто не отменял. Всякое бывает.

Если вдруг так случается, что кто-то пишет мне на личный номер (а откуда-то они его все равно достают), на вопрос я отвечаю, потом даю контакт, куда НУЖНО писать. И блокирую. Всё-таки личное пространство - это важно.

Но под конец четверти случается прекрасное.

В одном классе массово не сдают последнюю домашку. Что ж, вынужденно ставлю единички в журнал. Авось всё же пришлют.

На следующий день поздно вечером - три непрочитанных в телеге. В ЛИЧНОЙ!

11 вечера. Уроки уже все прошли. Для меня фактически уже начались каникулы. Оценки в журнал уже выставлены. Завтра самолёт. Кто я - всё ещё учитель или уже свободный отдыхающий человек?

Что ж.

Первый диалог. Девушка здоровается, представляется, присылает работу. Что ж, не вопрос, оценил, перенаправил на рабочий аккаунт, заблокировал.

Второй. Парень присылает приветственный стикер и работу. Пишу коротенькое письмо о том, что желательно бы представляться при первом письме. По фотографиям понял, кто это. Домашку оценил, перенаправил на рабочий аккаунт, заблокировал.

Третий. Снова приветственный стикер, снова работа. Название файла не оформлено, там какая-то ерунда. По имени пользователя и по никнейму не получается узнать человека. По фотографиям тоже - там одни мемы. Автор, даю тебе последний шанс - смотрю свойства документа, авось там что-нибудь есть. Увы, там просто User.

Извини, дорогой мой ученик. Есть всё-таки определённые нормы по отправке работ, в т.ч. и этические.

И я поступил так, как учил детей сам. Неизвестный вам аккаунт присылает вам непонятный файл? Вы не можете однозначно идентифицировать автора сообщения? 99%, что это какой-то мошенник. С такими у нас разговор короткий.

Удалить диалог - заблокировать - сообщить о спаме - сделать вид, что ничего не было.

Так и сделал. Ни о чём не жалею)

Показать полностью
549

Школьный альманах #78. Слухи и сплетни!

Серия Школьный альманах

Работаю учителем информатики уже четвертый год.

Как-то раз до 7 вечера задержался в школе: то ли готовил что-то, то ли домашки проверял.

Выхожу. Во дворе школы встречаю стайку детишек, которые явно куда-то направляются всей компанией. Случается диалог:

- Тимофей Алексеевич, здравствуйте! А вы куда идёте?

- Ну, думал в КФС поесть сейчас и домой.

- О, а мы тоже туда собираемся!

- Ну... пошли, что ли.

Ну а что ещё делать?

Пришли, посидели нормально. Даже немного пообщались. Одной девчонке не хватило пары рублей на какой-то там бургер - не вопрос, приложил ей свою карточку. А что, ребёнку голодать, что ли?

Она мне потом на следующий день наличными эти деньги принесла. Хоть я и не рассчитывал)

История как история. Что здесь интересного вообще?

Через пару дней меня вызывает к себе завуч и спрашивает, что происходит. Я, естественно, уже и думать забыл про это всё.

А оказывается, дети рассказывают, что я их сам поесть пригласил, да ещё и угощал...

Ну вы поняли.

Конечно, завучу я ситуацию объяснил.

И на этом зарёкся с детьми вне школы пересекаться)

Показать полностью
19

Школьный альманах #76. Обман системы в стихах

Серия Школьный альманах

История из серии "как обмануть систему". Ну или о чёткой постановке ТЗ.

Проходили ребята на уроке литературы поэтов Серебряного века. Ну и первым домашним заданием было выучить какое-нибудь произведение на выбор. Разумеется, среди 20 человек нашёлся парень, который гордо выучил самое простое стихотворение Маяковского и продекламировал у доски:

Ешь ананасы, рябчиков жуй —
День твой последний приходит, буржуй!

Ну это ж тоже произведение, верно? Законченное, со своей мыслью. Отчего ж не рассказать?

Но всех переплюнул мой знакомый, со слов которого и была записана эта история. Наш герой гордо выходит и перед всем классом читает, с выражением:

Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз

А что? Это, между прочим, в 1913 году футурист Крученых написал. Серебряный век? Да. Произведение есть? Тоже да :)

Показать полностью
2122

Школьный альманах #75. Вспышка кори

Серия Школьный альманах

Работаю учителем в школе третий год.

Недавно произошёл случай, который поверг нас с коллегами в шок и будто бы отбросил в Средневековье.

Семиклассница заболела корью.

Корь. Вы чувствуете, как это звучит? Это же что-то очень старое, нафталиновое, давно выброшенное на свалку истории! Примерно так же для моего уха звучат слова "чёрная оспа", "чума", "коклюш"... Да блин, какая корь??? Всем же в детстве прививку делают, ну вот эта, которая 3 в 1: корь, краснуха, паротит.

Оказалось, что не всем. После заболевшей девочки начали проверять других детей, и оказалось, что во всей школе более трети ребят не привито от кори!

Выстроились очереди в медицинский кабинет, седьмой класс перевели на карантин, туда же двинули всех непривитых детей, классы полупустые, мы мучаемся с тем, чтобы всем так или иначе дать материал, а на карантине в том числе и те дети, которым скоро сдавать экзамен.

А всё из-за идиотов, которые не сделали своему ребенку прививку.

(разумеется, никаких претензий к тем, у кого медотвод)

Ну и важный вопрос стоит поднять -- а почему у нас в школы и в детские сады в принципе пускают не привитых без уважительной причины детей?

Показать полностью
378

Быть молодым учителем - это весело!

Серия Школьный альманах

... когда папа путает вас с младшим братом, кто должен идти в школу, а кто в институт...

... когда у первоклашек мамы и папы едва ли не твои ровесники, а у ребят средней школы старшие братья и сёстры часто одного возраста с тобой...

... когда ты помогаешь всему педсоставу осваивать компьютерные технологии и нейросети...

... когда у детей появляется какой-то новый прикол, именно к тебе обращаются за пояснениями коллеги...

Третий год держу рекорд самого молодого учителя в своей школе. Так держать!

31

Дети и нейросети1

Серия Школьный альманах

Работаю учителем информатики третий год.
В преддверии Дня космонавтики написал для детей этот текст. Выложу и сюда, на Пикабу.

В безумном торжестве технологий мы забываем, что самое главное — всегда оставаться Человеком с большой буквы Ч.

Развитие сервисов искусственного интеллекта и нейросетей резко обнажило один из главных человеческих пороков — лень. Зачем что-то делать самостоятельно, если можно попросить об этом электронный мозг? В отличие от нас, он никогда не устаёт, задачи выполняет беспрекословно и, самое главное, — быстро.

Все помнят последние строчки из песни:

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, счастлив человек.

Казалось бы, вот то, о чём мечтали ещё полвека назад. Наступило прекрасное Светлое будущее™.

Но сегодня я вижу, как потомки Гагарина и Королёва, преемники Попова и Сикорского, наследники великого прошлого... сдают сочинения и домашние работы, написанные нейросетями. ChatGPT, DeepSeek и им подобные правят бал — в работах многих очень хорошо видна механическая рука, бездушно воплотившая текст на заданную тему.

Нужно ли объяснять, чем это плохо? Или это всё равно будет воспринято как нудный бубнёж учителя в духе "а вот раньше было лучше" или "обленились, ничего сами не хотят делать"?

Всё проще. Сейчас нейросети воспринимаются детьми как палочка-выручалочка, некий "чёрный ящик", колодец желаний, в который можно закинуть монетку и получить требуемое.

Но такой подход ошибочен. Он ведёт к бесконечному паразитизму — сегодня нейросеть сделала за тебя задачку, завтра сочинение за тебя пишет робот, а через пару лет на экзамене ты уже мучаешься, пытаясь сделать то же самое.

А не получится. Знаний-то нет.

Поэтому уже в следующем году я буду на уроках рассказывать, как ПРАВИЛЬНО пользоваться нейросетями, чего категорически нельзя делать и, что самое главное — как правильно составлять запросы, чтобы ваше общение с ИИ вело не к паразитизму, а к симбиозу человека и технологий.

Нейросети — это инструмент, а не костыль.

***

От себя хочу спросить: а сами как думаете? Я со своей стороны подниму этот вопрос на педсовете и обязательно научу коллег распознавать тексты нейросетей - за их использование в работе будем ставить двойки. Ну а самих детей научим правильно составлять запросы - но только в благих целях, типа генерации картинок или идей.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества