Серия «Без названия»

7

Автоэлектрик. Бизнес модель

Не много затянул с выходом поста, обещался в конце квартала, так как спрашивали в рентабельности моего предприятия, @karel1002, @Parschivets, @mix1068. Но последние недели работы стало столько, что прожевать едва получилось, но даже сейчас нас ждут, а я тут постом занимаюсь))
Давайте я сначала дам отчет по прибыльности, а после кратко распишу откуда цифры и как они получились. Военных тайн там не будет, все в белом, за все уплачены налоги, но контрагентов я не буду показывать.
Я писал ранее, что старт был довольно таки тяжелым, денег не водилось, оборудование и инструмент не могли толком себе позволить, клиентской базы почти нет, но была вера что врываемся на поле не паханное. Напомню, мы занимаемся предоставлением услуг по автоэлектрике, диагностике и ремонту топливной системы на грузовиках и спецтехнике. Работаем в основном в режиме выездного сервиса. Сейчас в компании три человека, менеджер и 2 директора(шучу, у нас пока демократия, но компанию считаю своим детищем) которые отрабатывают заявки.

Цифры будут выборочные с начала и последний квартал 2025 года более подробно. Cчитаю оборотные, отнимаю налоги и расходы = прибыль. Далее отнимаю 10% на резерв и остальное пилим в карман.

04.2024
Выставлено 27 счетов по 5 контрагентам, на данный момент мы были заняты в основном заказами от бывшего моего работодателя. Оборот составил 285.866р. из них чистой прибыли 218.214р.
до августа плюс минус те же цифры держались.

08.2024
139.880р./118.023р. Очень грустно было. Всего 11 счетов на 5 контрагентах.

Короче так и жили, иногда тужили. Дело в том что поездки закрывались из своего кармана, резервные средства решили не тратить на такое, но что бы не быть в накладе, идет компенсация по пробегу 10р\км., но личные средства морозились до оплаты счетов, а это минимум 10 дней. На клиента дорога ложится в размере 40р\км, но в одну сторону, этой осенью повысим до 50р\км. Минусы в том, что свою машину изнашиваешь, и сильно, я масло меняю примерно раз в 4-5 недель на пробеге 5000км. Машинка старенькая с большим мотором, надо беречь.

Смеркалось. Но это не из этой оперы. Приходит 2025г. Анализирую статистику, понимаю что аутсорсом у бывшего работодателя это не выгодно, нормочас ниже, оплата задерживается вечно, да и зависимость это всегда плохо. Так можно делать только, что бы не сдохнуть. Надо выходить на прямых клиентов, этим активно занимались в январе, результат показал, что на верном пути.

01.2025
168.373р.\121.183р. 8 счетов на 4 контрагентах.

02.2025
562.160р.\383.327р. 14 счетов на 8 контрагентах.

Но далее цифры болтались 280.000р.- 320.000р.
Но мы наняли в июле менеджера для работы по клиентам и поиску новых. И результат не заставил себя ждать.

07.2025
425.140р.\331.628р. 17 счетов на 11 контрагентах.
08.2025
724.630р.\526.480р. 18 счетов на 11 контрагентах.
09.2025
696.027р.\500.419р. 13 счетов на 10 контрагентах.


Как видно что соотношение оборота и прибыли изменилось, это связано с продажей запчастей под ремонт, накидываем конечно к стоимости, но не сильно много, накидывали бы больше разница была бы минимальна. Считаю, что бизнес набирает обороты генерируя прибыль уже в хороших объемах.

Но надо и ложку дегтя добавить, работы привалило столько что трудно прожевать ее, вчера, в понедельник утром, расписали всю неделю наперед, причем 3 из 5 дня это выезды, в среднем по 250км каждый в одну сторону, а значит подъем в 5 утра, в 6 выезд, возвращение как получится. Одно радует Частые поездки в Горный Алтай, красиво там.
Бывают и поездки в другие регионы, в связи с деятельностью я побывал на Кузбассе, Владивостоке, Якутии, Челябинске, Магнитогорске, Екатеринбурге, Забайкальске, Иркутске, Москве. В Сочи был, но не по работе, надо исправлять.

Оставлю ссылку на телегу, пока там только начало, движения почти нет, но потихоньку тоже начинаем развивать. t.me/DTC_barnaul

И похвастаюсь нашим лого, друг постарался.

Автоэлектрик. Бизнес модель

P.S. А еще я задумал новый проект, не знаю хватит ли сил и времени на него, но я полон энтузиазма!

Показать полностью 1
12

Услуги автоэлектрика, бизнес модель

Всем привет! Вот уже много лет починяю технику по электрике и топливным системам. Кажется, что больше ничего уже не умею, хоть и был опыт стройки и отделки, продаж и всякое по мелочи делал, короче работал всегда. Сейчас занимаемся грузовиками и спецтехникой, все что касается электрики и топливной системы, крупноузловым ремонтом не занимаемся.

Хочу запустить серию постов, как строим бизнес, какие успехи, какие трудности. Рассматриваю вариант включения описания работ. Есть мысли запуска видео или подкастов, но нет понимания как это делать и не хватает времени.

И так, начал работать на себя, сам себе начальник, сам себе подчиненный. Где то поругаю, но и премию выпишу. Шутка.
Первое ожидание, что это свобода, в т.ч. больше свободного времени. Второе, что больше денег. Третье, это азарт.
Первое ожидание рассыпалось очень быстро, на практике, если ты не работаешь, ты теряешь деньги, собственно из-за этого посыпалось и второе ожидание. Спасает азарт, что это я, это мое, я смог!
О структуре. Сейчас нас в команде 3 человека, 2 непосредственно выполняют работу и 1 менеджер. Но начинали вдвоем с другом, да я знаю про бизнес с друзьями, все это знают, все это делают. Моя зона ответственности это техническая часть и маркетинг, зона ответственности Сергея это административная и часть технической. Распределение ответственности не совсем корректное, но на первое время работает, лучше не смог придумать.
Работаем по постоплате безналом, редко но иногда требуем предоплату, это или запчасти или выезд на дальнюю дистанцию к сомнительному контрагенту. Работа в основном на выезд к клиенту. Тут и свои плюсы и свои минусы.
Плюсы в том что заказчику так удобнее, и это существенно повышает его лояльность. Еще это разнообразие мест, для меня важный момент. Минусы это ограниченность инструментом, ресурсом, временем, плюс амортизация машины, ведь места часто в заднице мира.
Деньги мы берем только за результат, если я приехал и не дал результата, будь то просто диагноз "вот это поменять и все будет работать!" или устранил неисправность, для меня это результат. Если я развожу руками и говорю, что не знаю что с машиной, то за что брать деньги? Но тут либо копаемся дальше, либо я потратил время и силы бесплатно. Максимум можно взять за выезд, если было согласовано предварительно. К примеру заявка на незнакомую технику и по описанию нет предположений что и как делать, то обговариваю сразу, выезд будет оплачен, а работы по результату.
В одном профильном чате надо мной посмеялись за то что я даю гарантии, причем даю их чуть ли не на весь срок эксплуатации. Но у них там видимо свое виденье или не правильно меня поняли. Дело в том что, я считаю что если делать, то делать хорошо, и что бы это не повторилось вновь. Если я восстановил обрыв провода, то он не должен сломаться в этом же месте никогда. Если я залил прошивку свою, то я 100% в ней уверен, а если будут проблемы то я буду их устранять за свой счет.
Но есть и защита от хитрожопых, если я прошил машину, а клиенту кто то напел или он сам чего то надумал и прешился в другом месте, то тут никакой гарантии и быть не может, если что то не устраивает, будьте добры предоставить это. Если клиент использует не мои запчасти то тоже все не так однозначно.
Был случай, приехал на диагностику самосвала JAC, ошибка 0251 - большой расход топлива через актуатор тнвд. Страдают ей много китайцев. Плюс ошибка (номер не помню) - открытие аварийного клапана. Самое вероятное это то что актуатор вышел из строя и дает в топливную рейку избыточное давление, соответственно аварийник и отрывается, но бывают случаи когда виноваты форсунки, начинают сильно сливать в обратку топливо, и система это распознает как открытие аварийного клапана. А если еще на мотор прошивкой тюнинг накинули, то вообще не все однозначно. Объяснил все это заказчику, тот ок, мы сами с усами. Вопросов нет, оплатите выезд и диагностику.
После опять звонят, поменяли актуатор и аварийник, ничего не произошло, все также.
Приехал, посмотрел обратку с форсунок, 3 льют, сказал, опять они решили сами делать. Ну хозяин барин, деньги за диагностику и за проверку утечек.
И снова звонок. Снова ничего не заработало. Снова приехал. Снова все проверяю. Но ошибка только 0251 появляется, но актуатор то поменян, новый. Узнаю где брали и сколько стоит, сказали что 3 тыщи. Ну не может нормальный актуатор столько стоить, от 8к еще поверю. Еду покупаю нормальный, ставлю, и ву аля все работает. Оплачивают фул прайс.
Как итог если бы дали мне устранять неисправность, то сэкономили бы денги и время, а простой такой техники, это опять же деньги, вернее их потеря.
Возможно найдутся не согласные, и скажут, что мог сразу все объяснить и проверить, но увы это не так, неисправностей в данном случае было несколько и их устранение требует поэтапного подхода. Да и сам кайфую , если приехал на технику, потратил 4-10 минут и заявил что вот это надо поменять, вот тут можно купить, а после тебе звонят и говорят все сделали как сказал и все работает, спасибо.
Люблю видеть счасливые глаза водителя или оператора когда все начинает работать так как надо. Им когда техника на ремонте или не платят или платят очень мало, а когда техника снова на линии можно заработать деньги.

Начало бизнеса шло тяжело, спустя уже 2 года я все еще считаю свой бизнес начальным, но уже есть существенные результаты. Мы сделали ставки на крупные компании, интересны клиенты с крупным парком. Например наши выезда в горный алтай на стройку сбербанка в районе с.Манжерок стабильны 1-2 раза в неделю, техники много, эксплуатация на пределе. А мы приезжаем в течении 24 часов после заявки.
Но и рабочий день ненормирован, часто выезжаем в 6 утра, приезжаем в полночь, бывает что следующий день тоже забит.

В следующем посте попробую рассказать экономику, из чего складывается цена, как покупалось оборудование, какие расходы.

Остявлю ссылку на телеграмм, сильно не бейте.
Донат просить не буду.






Показать полностью
99

Что я узнал, работая автоэлектриком диагностом 15 лет

1. Все дело в контактах, либо он лишний, либо его нет. Не имеет особого значения где, в проводке, клемме акб или внутри датчика.

2. Для работы цилиндра в бензиновом ДВС нужно четыре "кита" - компрессия, топливо, воздух, искра. Если цилиндр не работает, ищи чего не хватает.

3. Для дизельного двигателя тоже четыре "кита" - компрессия, топливо, воздух, давление топлива.

4. Для большенства людей(клиентов) электрика это магия, а я колдун.

5. Самоуверенность клиента - его враг. Это из разряда "я на этих свечах 5 лет ездил, потом машину продал и забрал их, потом поставил в новую, дело не в свечах!" - счет будет выше.

6. Машина горит 15 минут, не понимаешь - не лезь.

7. Часто высокий ценник, не значит качество. Прочитать ошибки, это не диагностика, а вот объяснить почему и что делать с этим, это и есть диагностика.

8. Сматывать пробеги могут только геи.

9. Клиенты много врут, хотя это бессмысленно, но врут, что ничего не делали и оно само. Качественный анамнез ускоряет процесс работы и сокращает счет.

10. Десять минут работы могут стоить много, оплата не за "скручивание" двух проводков, а знание и понимание где, почему и как.

11. Просто скрутки зло или задел на следующее обращение, надо бить по рукам!

12. В чиптюнинге должна быть оплата после обкатки, нельзя брать деньги сразу. Возми больше, но потом.

13. Китайский ELM тоже сканер, но может навредить, + кастрирован по функционалу.

14. Сканером может пользоваться и домохозяйка, только не поймет ничего)))

15. Не стыдно лезти в гугл, не стыдно не знать, стыдно не интересоваться.

16. И пока последнее. Все знать не возможно. Но что бы оставаться хотя бы на месте, нужно очень быстро бежать.

Показать полностью
25

Карьера 3.0 Все пошло так. Часть 2

Вот я уволен. С обидами. Без семьи. Без всего, казалось нет нихрена. Что я сделал? Правильно, начал бухать...
Хватило меня на неделю, устал. Что делать я не представлял, самое время впасть депрессию. Но не тут то было, пришел друг Серега, тот который вместо меня теперь в компании. Для ЛЛ, я притащил его в компанию, т.к. руководство требовало нанять и обучить еще одного человека. В общем пришел он с предложением, давай свою кампанию замутим, знания и навыки есть, часть базы заберем. Он мне эту тему задвигал лет 10, пока я по сервисам работал, мол давай свое уже сделай, ты классный спец, хватит на когото работать. А я все ему, так удобнее, меньше заморочек и ответственности, не хочу не буду. Подловил все таки меня на безвыходности.

Начали с плана. Понимаем что денег на старте не стоит ожидать, а запасы истаят за месяц два, плюс надо оборудование которое стоит денег, не великих но столько нет. То есть надо начать вообще и голой жопой идеей. Решаем что Серега остается в компании какое то время, пока не наберем оборотов, все доходы считаем общими. Для его работодателя имитирую успешный успех и активно сотрудничаю, что бы у тех не закралось подозрений. Тем временем совершаем угон клиентов. Но строго методом превосходства, ни в коем случае не поливая говном кого-либо, клиент должен сам решить, что со мной ему лучше, выгоднее и приятнее. Честная конкуренция по стыренной базе, да и меня уже много кто знал, а кого знал я, лично обзвонил и сообщил что в свободном полете. Так как своего оборудования не было, скидываемся и покупаем базовое оборудование, остальное юзал тайком от работодателя Сереги. Это сейчас у меня больше чем у них, но мне нужно было начать, применить навыки на чем то.

База конечно базой, но паразитировать на ней нельзя бесконечно. Надо развиваться, тематические чаты, дилеры, перевозчики, визитки под дворники, любая идея шла в ход. Ездили по компаниям аки комивояжоры. У нас тут в Горном Алтае горнолыжку строят, подрядчиком много, собрались уехали на 2 дня, искали контакты, звонили, заезжали. Теперь у нас договор с генподрядчиком.
И такая суета 3 месяца, заказы были но слабенько. Про меня всплмнила одна ООО из бывшей моей ГК(группа компаний), Сервис по Ситракам и гарантийный отдел, я приехал поговорили. Электрика у них нет, диагноста нет, у партнеров в ГК дорого, или маржи мало. Сервис стал основным заказчиком, пошли как просто ремонты так и много прошивок, жизнь начала налаживаться. А тут еще и с женой сошлись обратно.
По итогу на тот момент времени, Серега работает на ГК, я работаю везде и преимущественно на Сервис, его зарплата тоже идет в общую кассу. Мы делаем вид, что конкурируем друг с другом, хотя перегон работы шел в мою сторону.

На цифрах постараюсь пояснить:
Когда я тему с прошивками начал, я получал 9000 за машину, но независимо от сложности работ, т.к. они разные, это пример на Ситраках. Когда мне порезали зп то я с машины имел 5к.

Сереге же, после моего увольнения, с учетом коффициента платили 3800 за машину, а после аж 4500, коффициент подгяли. Это все на двоих, т.к. мы делили все пополам.
Но, делая машину через нашу компанию мы получали 14000 на двоих, еще и Сервис зарабатывал. Если же прошивка шла через работодателя Сереги, то Сервис зарабатывал только на налоги за движение денег по счету.
Я стал им очень выгоден, я медленно сажал их на иглу. Об этом в следующем посте, где жадность и скандалы, и нет, это не про нас с Серегой.))))

Тута по прежнему нет виджета для донатов, замените донаты рекомендациями, если сочтете достойным и нужным.

Показать полностью
15

Карьера 3.0 Все пошло не так. Часть 1

Всем привет! Снова я!
Кратко: я автоэлектрик, диагност уже ~15 лет, история о развитии и карьере. г.Барнаул.

И так, в посте Карьера 2.0, я рассказал что устроился в компанию с большими перспективами. Даже группу компаний, далее ГК. Писал что занялся прошивками, он же чиптюнинг, диагностикой грузовиков и спец техникой.
Моя работа делилась на 2 части, это ремонт и собственно прошивки. Ремон был неизбежным злом, он не приносил столько дохода как прошивки, отнимал уйму времени и сил, но он позволял налаживать связи и не скатиться в рутину, что для меня смерти подобно. Количество работы как и уровень ЗП рос, но у всего есть предел. Если по ЗП я первый месяц заработал 60т.р. второй 40т.р, потом 135т.р( на тот момент это верхняя моя планка заработка), я старался, появился азарт и в феврале я сделал 340т.р.. за время работы ЗП в среднем стала 200-250т.р, точка максимум 450т.р.. И я этим горжусь!
Но просто так такие деньги мало кому сыпятся, я зарабатывал но домой приходил не всегда, а если забегал, то поспал и снова уходил. Начались командировки, полетал я до тошноты. Тем не менее похвастаюсь, я летал в Москву автокран починить и прошить, видимо очень хороший спец, раз вызвали за 3500км.))) Но и дегтя навалом в бочке, к примеру я еду на заявку по ремонту 350км, в пути согласовываем командировку в Якутию через неделю, а на завтра срочный выезд в Киселевск, т.е. я вернусь домой в 1-2 ночи, в 8 уже выезд. По командировкам можно писать отдельные посты, и если будет время наверное да.
У меня развалилась семья, и никакие бабки не помогли и не удержали. Но мы все починили, все хорошо.
Жизнь она полосатая, и подстава от нее пришла со всех сторон. Сначала у нас завелся эффективный сова менеджер, началась оптимизация. Оптимизировали ненормированный график? Нет конечно, оптимизировали зарплату, нельзя же людям столько платить. Создали новую "мотивацию" по которой моя зп срезалась на 45%!!! К тому же, что бы якобы вернуть прежний уровень заработка, мне следует нанять еще человека, которого надо обучить и дать работу. По факту я посчитал что тот объем, что сейчас есть разделить на 2, а зарплата сдельная. Да можно увеличить оборот, но это было не в моей компетенции, я не менеджер который продает, да и выше головы не прыгнешь.
Чувствовал я себя хреново, плюсом проблемы в семье, мне вставать утром, а тем более идти куда то было невыносимо. Поделился болью с другом, и вместе решили, что возьму его к себе, обучу и будем вместе, хотя бы так веселее, тем более он сам на мебели уже выгорел. Да да, выгорание не только в IT))). Прошел месяц, мы с женой разъехались, типа на время, состояние еще более подавленное. Тут я совершаю глупость. На меня вышел человек из соседнего региона, я предложил поставлять ему прошивки, просто перепродажа. Сначала мы делали через контору, но ему это крайне не выгодно, 70% оседало у нас. Он предложил напрямую но дешевле. Рассудив, что тут интересы компании не затронуты т.к. либо никто не имеет прибыли, либо у меня есть не большая, плюс другой регион и конкуренции ноль. Заработал я аж 12т.р. чистыми... И.... меня увольняют...

В самом процессе увольнения было много грязи. Меня утром вызвали в головной офис, на входе отобрали служебный телефон, посадили на диван вкоридоре и сказали ждать. Через час пригласили в кабинет и началось. Сначала высокая речь о честности, трудолюбии и преданности, на прямую мне ничего не говоря к чему это все, но и сам я не догадывался че к чему, подозревал к чему клонят, но не был уверен. Далее, наконец, перешли к диалогу по существу. Сотрудник СБ сунул мне распечатки скриншотов переписок в ватсапе, а далее сказали:
"если пес попробовал крови, то он не остановится, от него надо избавиться. Мы приняли решение, ты пишешь по собственному или мы примем другие меры, вплоть до полиции. Но как специалиста мы тебя ценим, и возможно будем сотрудничать как с аутсорсом или консультантом. Мы могли бы пересмотреть свое решение, если ты до 16.00 предложишь выход из ситуации, но я его не вижу." (Миль А.В. финансовый директор)
Я даже спрашивать не стал поверят ли мне на слово, что больше не буду, и так все понятно, не зачем лишний раз унижаться и просить тех кто уже все решил. Но для вашего понимания я бы повторять такие фокусы не стал. Уволен одним днем 01.10.2023.

Мои действия, по факту, не честные по отношению к компании, но и действия компании тоже не могу считать честными. Как только напарник сдал входной экзамен и смог работать самостоятельно, меня и убрали. Может я переступил грань видимую начальством, но и возможно я дорого обходился компании и категорически не согдашался с новой мотивацией, предлагая иные варианты. Не успоксивался.
Зарплату приходилось получать разве что не с боем, директор не то что бы не хотел платить, он мог забыть, пустить деньги в оборот и перенести выплаты, улететь по делам бросив персонал. Так же мне навязывали развить тему с прошивками дистанционно, но попробовав, я пришел к выводу что это херня полнейшая и повлечет большие проблемы, но раз в неделю от меня требовали развития, а я брыкался, доказывая, что не профит и боль.
Во мне злость и досада, хоть и формально я сам виновен, но в конце концов именно я наладил услугу по диагностике, ремонту электрооборудования, чиптюнигну в данном ГК.

Тут я закончу Часть 1.

Тут нет виджета для донатов, я пишу для души и для всех. Но это не точно))

Показать полностью
40

Карьера 2.0. Автоэлектрик - диагнотст - моторист - чиптюнер

Всем привет, начальные посты тут
Карьера часть 1
Карьера часть 2
Прежде чем начать хочу отметить товарищей которые дали стимул писать посты о работе, а не ту дребедень из последних постов:
@Compiller,
@Morze701,
@TimofeyKupavna,
@Ericsson567,
@Az2018.

Пожалуй теперь можно и начать. По скольку я теперь освобожден от комерческих тайн, могу раскрывать некоторые секреты, и первое что я хочу сказать: Дилеры ох#ели!!! В край, бессовестно и мерзко. Как же я заблуждался, защищая политику дилерских центров, я лбом бился объясняя что истории с допами частные и преувеличенные случаи, я занимался самообманом и мой дилерский центр тоже скатился, хоть и не сразу, но пал на дно.

Бум продаж на фоне нехваток автомобилей захлестнул нас с сентября 2021, сказался отложенный спрос. Зарплата уходила далеко за 100к. За любым подъемом идёт спад, в декабре стало ясно, что машины кончаются, новых не везут. В январе 2022 приехало 8 машин, в феврале 4, а потом все, по всем известным причинам, поставок не стало не то что машин, с запчастями ахтунг, все что было раскидано по складам в РФ, это все запчасти. Из Европы не привезти, с Японии тоже самое, у клиента на гарантийном LS500( закуп ~12млн) надо поменять блок цилиндров, программа выдала срок поставки 2100 год...
Ранее в постах я упоминал, что со мной работают ещё 2 человека, одного за год долбануло 2 инсульта, по лёгкому, но не без последствий, про второго лично я не высокого мнения, но тут возможно просто предвзятое отношение.
Так к чему я? Работы стало не хватать, зарплата упала в 3 раза, т.е. получал я 100к стал получать 30-40к, а у меня кредитных обязательств только на 32к, благо смог оформить кредитные каникулы, которые дали передышку, но я оптимист и думал что осенью или к зиме все начнет возвращаться на круги своя. Но когда сотрудникам надо платить, а доход падает, руководство сокращает штат... Но наши решили хитрее, под лозунгом "кадры нам важны", начали отправлять в неоплачиваемые отпуска на 180 дней, так случилось со мной. То ли я хуже человека перенесшего 2 инсульта и фактически моего ученика, то ли факт того, что я устроен на полставки(бежал от приставов). От руководства, что меня позвали работать, не осталось никого, так что условия что я описывал ранее уже отсутствовали в плане коллектива и позиции руководителей. Место работы АЕМ-Премиум г.Барнаул с 01.07.2018 по 01.07.2022 (И - ирония), АЕМ-Премиум существует с апреля 2018, я был самым "старым" сотрудником.

Сказать, что было обидно, ничего не сказать, а ведь ещё полмесяца доработать надо до выхода в "отпуск". С моим профилем работы с энтузиазмом равным нулю, проще вообще не приходить, о каком поиске неисправности может быть речь, если насрать на результат?
В тот день я написал бывшему коллеге, который 2 года назад тоже стал не нужным холдингу АЕМ при перестройке. Через пару часов мне перезвонили и предложили работу, с момента объявления "новостей" прошло 4 часа. В отрасли в которой гораздо, охренеть как гораздо больше денег, которой санкции до фонаря, фактически эта отрасль один из двигателей экономики РФ. И нет это не нефтянка или газпром, это всего лишь спецтехника, которая используется везде, даже в нефтянке и газпроме, дорожном хозяйстве, карьеры, шахты и все остальное.
О компании, вернее группе компании я хочу написать отдельным постом, сейчас скажу кратко. После месяца работы в меня вложено больше денег чем я заработал для компании. Мне куплен ноутбук, тот на который я ткнул на картинке, куплено оборудование для чиптюнинга, то что я написал. Когда исполнительный директор узнал что я звоню с личного телефона, обязал всем купить по телефону(тем кому надо делать фотоотчеты) и симкарте для связи, т.к. в его понимании личное это личное, рабочее что бы работать. Теперь я как дурачок с 2мя смартфонами. Ну и на закуску, планируется покупка служебного автомобиля под меня, хотя уже есть несколько, т.к. иногда у меня выездная работа. Я снова весь в развитии, выгорание остановлено, постигаю совершенно новое, планирую месяца через 3 выйти на зарплату 150+, пожелайте мне удачи, надеюсь мне снова повезло и я не промахнулся.

P. S. Есть интересное понятие "проектная работа", т. е. если что то придумал новое и развиваешь это, тебе за это доплачивают.

Всем пока, до встречи!

Карьера 2.0. Автоэлектрик - диагнотст - моторист - чиптюнер
Показать полностью 1
59

Автоэлектрик-Диагност. Случаи. Часть 10. Я не придумал название

Всем привет. Думал что брошу рубрику, но время от времени случается интересное, стоящее что бы о нем написали.
Я писал ранее, что меня убивает рутина, ставлю сиги и прочее ради денег, но диагностике реально сложного случая радуюсь, хотя от этого иногда теряю спокойный сон. Будет длинно и возможно не понятно, спрашивайте, попробую ответить на вопросы.

Lexus ES250 и его хозяин.
Если вы профи в своем деле, вас раздражают люди которые почему-то решают, что опытнее и умнее вас? Я к этому отношусь с иронией, мои клиенты хорошо обеспеченные люди, а поскольку глупые так много зарабатывают достаточно редко, они не глупы, они излишне самоуверены и любят держать все под контролем, в следствии чего иногда делают глупые вещи.
Причина обращения: "не работает кондиционер, заправили, все равно не работает"
Я сам за годы приобрел излишнию самоуверенность (самокритика), и делаю простейший тест на наличие хладогента в системе - тыкаю в клапан отверткой, если пальцы обдаст холодом, значит система герметична и фрион есть, лень мне аппарат подключать. Тыкаю, давление есть, а фриона нет... Теперь ставлю станцию по заправке и запускаю полный цикл, это откачка, востановление, заправка. Задаешь программу, и идешь пить кофе. Итог откачано 100гр хладогента при норме 550гр. Кондиционер не заработал, стало интересно. Особенность системы на этом авто, это наличие датчика оборотов компрессора, датчика массового расхода хладогента, электромуфты и все это на самом копрессоре. Хоть что то выйдет из строя, будет блокировка включения муфты, что и наблюдалось. Из анамнеза машину били в морду, осматриваю жгут проводки на компресмор, есть повреждения, но устранены. Я бы не писал о случае если бы не хотел похвастать. Есть в этой машине ахилесова пята, комбинированный блок реле, на транзисторах, предохранитель общий 140А, транзисторы держат 25А, а при замыкании ток гораздо больше. При повреждении в дтп проводки блок реле и сгорел частично. Стоит эта штука 17к новой.
Клиент уехал и вернулся через 2 дня с заявлением: "вы ошиблись, вы такими методами всю машину можете поменять, и т.д. Он оказывается брал такой же блок с тойота камри v50 и ставил в свою, а свой в камри, как итог на камри климат продолжал работать, на его лексусе нет. На просьбу сказать номер детали с камри, получили отказ :" она такая же! Номер не скажу" попросили вин камри:" а вам зачем, не скажу!". Все бы ничего вот только если камри не с 2.5 мотором, что для v50 редкость, то похожий внешне блок реле не учавствует в работе компрессора кондиционера, и клиент мог угробить рабочую деталь с камри.
Итог уехал не довольный, я не смог найти "другую неисправность".

Lexus GX470.
История долгая, машиной изначально занимался напарник, нас в команде трое, в итоге подключились все.
Клиент обратился с горящим чеком, ошибка бедная смесь в Б2. Так как там мотор V8 он разделен на Банк1(со стороны водителя) и Банк2(сторона пассажира). По параметрам нормальная смесь, неисправность не проявляется, переставляем местами датчики кислорода и отправляем на пару дней кататься. Приехал, бедная смесь в Б1, значит датчик мертв, меняем на новый и в путь.
Через месяц опять, бедная смесь в Б2, клиент сам предлагает заменить еще один датчик, меняем.
Приехал через 2 дня. Бедная смесь в Б2.
Началось исключение очевидного, это подсосы воздуха, дмрв, грм и далее по списку. Нашли уставшие резинки под форсунками, уже обрадовались, но замена не помогла.
В процессе выясняется, что скончался от отравления датчик кислорода в Б2. А почему? А потому что по сканеру смесь бедная и комп обогащает, корекция +20%, а иногда +40, и это только короткая коррекция(быстрая), по факту смесь идет богатой, сильно богатой.
Встала задачка, почему комп видит бедную смесь при богатой. Достали комп и.... вылили из его разъемов масло. Я не то что бы удивился, я ох%ел. Позже узнал что на хендаях подобное частая проблема, но у нас лексус. Нашли виновника появления масла в компе, это акпп, забились сапуны и масло пошло через разъем коробки внутрь проводов под изоляцию, из под днища в салон, вверх.
Устраняем, заменой жгута проводки в самой акпп, меняем кислородник и... и ничего не поменялось.... Б2 постоянно в "бедной" , Б1 иногда. Пошли по новой проверять все. Ничего, вот все хорошо, кроме смеси.
Выходили в выходные, оставались после рабочего дня, нужно было отгадать загадку.
поставили 3 версии, каждый свою:
- в проводке масло, пока не убавится не пройдет или сами кислородники.
- система vvt-i
- комп, подсос воздуха, там где мы не могли проверить, например в приемной трубе выпуска.(это моя версия).
Проверяя свою гипотизу, я решил показать машине, что такое настоящая бедная смесь, механически обеднив ее. Когда все вернул как было, произошло чудо, коррекция упала в нули и оставалась стабильной... все бы хорошо, но хреново, теперь надо сломать и понять почему в норму все вернулось, иначе рецидив будет 100%, что и показала тестовая поездка в 20 минут. Поиграв смесью сканером через активные тесты, коррекция приходит в норму, подозреваю что комп накрылся, доказательств у меня нет, только логические изыскания. Компа в РФ нет, хоть мотор и 2UZ, тачка с Америки, да и просить покупать "попробовать" клиента не комильфо.
Пока я думал, напарник нашел на клапане vvt-i в Б1 кусок герметика.

Я не верю что это ОНО!
Дело в том что при незакрытом клапане двс не будет, да и не должен быть стабильным, меж тем если активировать клапан Б1 на 12-20% то состав смеси в Б2 меняется. Но это не может объяснить стабильную работу двс при ушедшей коррекции, не может объяснить сваливания смеси и Б1 и Б2 одновременно, не может объяснить рекцию на кратковременную принудительную регулировку смеси. Мое личное мнение, это сильно притянуто за уши.
Как на зло, неиправность перестала проявляться через 20 минут езды, т.е. мы не можем вызвать неисправность.
Приняли Соломоново решение, отправили поездить 2-3 дня, без оплаты, посмотрим что произойдет.

Показать полностью 2
11

Автоэлектрик-Диагност. Случаи 9. Темная сторона

Всем привет!
Произошли колосальные изменения, мы переехали в новое здание, все новое, люди, руководство. Привыкал я долго и до сих пор не могу до конца привыкнуть, нет той больше максимально комфортной среды, зарплата осталась та же, но работы прибавилось, ответственности тоже. Ну репутация в глазах руководства обнулилась, надо опять долго и упорно востанавливать.

Но сегодня об интересной поломоке и о спасении напарника. Героической борьбы с неисправностями не будет, скорее я буду в роли антигероя.
АХТУНГ ПОСТ ПОЛУЧИЛСЯ ДЛИННЫМ!!!!!
Погнали.

1. Свежий RX, гневный хозяин, гаснет монитор. Гаснет рандомно, музыка продолжвет играть, климат работает (встроен в мультимедиа, только монитор вынесен). Машину хотят вернуть, а это полный швах. И ведь есть основания, ее не раз пригоняли с этой неисправностью, правда на меня она не попадала. По неисправности были отписки, вялая работа инженера по гарантии, в общем тупо пинали. Вот тут я согласен с теми кто хаит дилеров, ибо это плохо, и так делать нельзя, в тойота и лексус должна быть максимальная лояльность к клиенту, есть даже понятие "добрая воля" - когда не гарантийный случай проводят как гарантию. А машину привезли сдавать, но слава Богу, владельца уговорили не делать этого, выдают подменку и отправляют на неделю.
Мне ставят задачу : "Надо решить проблему, срок 5 дней, после залет на всех ляжет, огребем по полной!". Вот так, отпинывал тачку не я, разгребаю я. Лезу в машину все работает, неисправность плавающая, хуже некуда. Первая гипотеза это монитор, так как когда гаснет все остальное продолжает работать. Ошибок нет, да и монитор не диагностируется сканером. Решаю идти по ТехДоку, что бы правильно задефектовать монитор, но для этого необходимо научится провоцировать неисправность, искать неисправность не возможно когда все работает. Решаем трясти и греть,а это пыльная дорога, на улице +30, климат жарит на всю и мы катаемся. Выясняется что реакция на вибрацию, ага хоть что то, и согласно тестов по инструкции это монитор, но у меня сомнения. Монитор на тряску руками не реагирует, копаем дальше. Нахожу сигнальный провод от мультимедиа по которому идет сигнал, вижу что в момент когда гаснет монитор идет сигнал выключения, значит монитор в порядке, это мультимедиа дает команду погаснуть. На тряску мультимедиа тоже не реагирует, что вызывает сомнения что это именно она, разрабатываю теорию, что кто то говорит мультимедиа потушить монитор, и начинаю искать подтверждения или опровежение этой теории, цена ошибки не только возврат автомобиля, но и возможность повесить на себя запчасть стоимостью ~ 700тыс.руб. Теория не подтвеждена и не опровергнута, я в тупике. Очередная тестовая поездка с поимкой неисправности, и вот удача, монитор гаснет стабильно. В поле(есть у нас участочек где тесты делаем), вынимаю мультимедиа и начинаю отсоеденять разъемы, просто потому что уже не знаю что делать, и вот первый разъем дал результат - монитор включился, одеваю разъем - гаснет. Разъем на антену, в цепи еще и усилитель сигнала, разобрал заднюю дверь, снимаю усилитель - монитор включается! Ура! Но решаю провести тест и с заведомо исправной запчастью, а резуль тат тот же - гаснет и с новой. Психую, снимаю потолок, что бы проверить проводку, и вижу что проводка лежит не очень и на ней след потертости о направляющую люка, подаю на эту точку (0.5 кв.мм) массу и монитор погас! Вот и все мы снова победили! Искатали ~200км, 4 дня.

2. Темная сторона.
Вот за это я наполучаю пинков и тычков от вас, но что сделано то сделано, и делал я осознано, корыстных целей я не преследовал и заработал за это 0руб.
Выхожу на смену, а мой напарник вышел в свой выходной, говорит доделать надо. Ну ОК, это мы практикуем, однако в его глазах паника, по началу я не придал значения, но позже мне раскрылась причина. Машина гибрид, обратились что горят ошибки по тормозной системе, ABS, VSC. Напарник действовал по инструкции, это важно, и эта блин инструкция вывела что неисправен блок клапанов (аллюминевый кубик под капотом с трубками). Теперь не много ликбеза: в обычных авто есть вакуумный усилитель тормозов, работает за счет разряжения во впускном тракте. Без него никакий силы в ногах не хватит продавить тормоз что бы остановить автомобиль. На гибридах этого нет, реализовано это насосом с гилроаккумулятором и блоком клапанов, т.е. при нажатии на педаль тормоза открываются клапана на контуры колес и запас давления с гидроаккумулятора идет на супорта, а мотор тут же компенсирует падение давления.
Напарник задефектовал блок клапанов, 150к, владелец согласился, поставили и .... калибровки не проходят а без них нельзя ездить. Все. Подключился в работу я. Сначала думал не прокачали как надо, качаем, прокачали, калибровка не проходит. Калибровка линейного соленоида, это вроде согласование педали тормоза и усилия на тормозные колодки, прокачка системы тоже ничего приятного, качай-держи тут не катит, надо с бубном ноутбуком плясать. После очередной прокачки, вижу что давление есть но уж сильно падает при нажатии тормоза, снимаю гидроаккумулятор. Это просто цилиндр с мембраной, за мембраной азот, и жидкость его сжимает, тем самым сохраняя давление. Как и ожидалось мембрана сдулась, азота нет. Вывод задефектовали не то, 150к, и надо еще 150к, так как насос и гидроаккумулятор идут в сборе. Клиен уже нервничат, я решаю пока тормознуть с передачей информации и сочиняю гипотезу что просто сломано 2 запчасти, нашли сначала одну потом вторую. Естественно все получилось обоснованно и логично. Ударили по рукам клиент сам нашел запчасти, б/у за 60к. и привез, но когда отдавал сказал, что бы поставили старый блок клапанов, так сказать проверить на всякий случай. Устанавливаю все на места, прокачиваю, опа калибровка прошла. Печально. Дальнейшие действия были лишь для того что бы спасти напарника, я сношу калибровки и делаю все то же самое но слегка не правильно и калибровка снова не проходит, что и предъявляем клиенту. Клиент согдасен с доводами и все ставим как надо, калибруем и отправляем. Мораль? А какая тут мораль, я в первые сделал подобное, мне с этим чедовеком работать, а с таким залетом не факт что он остался бы работать дальше, а на его место неизвестно кто бы пришел, и снова менять что то я не хочу, да и просто спасти человека хотел, хоть ценой кошелька другого. Мне должно быть стыдно, но почему то меня не мучают угрызения совести. Поступлю ли я еще раз так? Я не знаю. Справедливости ради, на старом блоке клапанов при резком торможении система курсовой устойчивости закидывала в сторону авто, а на новом блоке нет, но это к делу уже не пришить.
Теперь я вроде как не джедай!)))
Напарник в долгу не остался.

P.S. текст писался с телефона, возможны косяки. Всем спасибо, что осилили!

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!