Такие вот дела
Статья доступна на нашем сайте: https://4everscience.com/2020/11/29/ayauyaska-obzor/
Статья доступна на нашем сайте: https://4everscience.com/2020/11/29/ayauyaska-obzor/
Временами так бывает:
Снега с гор сойдёт волна.
Тонкий месяц исчезает;
Наступает тишина.
Сквозь безмолвности потоки
Пробивается туман;
Социальные пороки
Превращаются в таран.
Негатив наружу лезет
И терзает, и язвит;
Окружающие бесят.
Сердце — рвёт! Душа — болит!
Только мысли неизменны,
Сокровенные мечты;
Вера в истину — нетленна,
Как глоток живой воды.
И когда всё завершится
И развеется туман,
Всё само собой решится;
Стихнет внутренний буран.
И спокойствием хранимый
Выйдя из дому во двор,
Ты поймёшь сей обратимый
Жизни красочный узор!
Поскольку мой предыдущий пост вызвал бурное обсуждение в комментариях, для более ясного понимания, кто и от кого происходит, возникло желание разобраться в этом вопросе более досконально.
В качестве вероятных предков нашего герба, да и двуглавых птиц вообще, помимо хеттского двойного орла, были упомянуты ещё 2 персонажа: шумерский Анзуд и индийская Гандаберунда. Вот о них и пойдёт речь в этой статье.
Для начала, давайте определимся с хронологией:
Анзуд: XXVI в. до н. э. – первое упоминание
Двойной орёл: XIV-XII в. до н. э. – изображение на камне
Гандаберунда: IV-V в. (н.э.) – упоминание в тексте (Вишну-пурана)
Как мы видим, Анзуд из всего этого пантеона самый старший, а значит, это он мог быть прообразом для заимствования других персонажей, а не наоборот. Давайте посмотрим, что же он из себя представляет, и мог ли он быть прообразом двуглавого.
Вот так он выглядел. ↑
Как мы видим, аналогия с хеттским изображением двойного орла действительно есть. Но есть и различия. Во-первых, если смотреть на положение тела, то данный персонаж изображен в анфас, и это очевидно.
Более того, пропорции тела у него не нарушены. Голова при этом всего одна, да и та львиная. Да, у него в лапах львы, подобно зайцам у хеттского. Но он просто мирно сидит на этих львах. И, как написано про них в описании: «… опирающийся "на двух львов, огромных и гривастых", по мнению ученых олицетворяющих раскаты грома и рёв молнии». То есть эти львы это либо часть сущности самого божества, либо его «сопровождающие», они НЕ являются его добычей. Львы, кстати, далеко не на каждом изображении покусывают его за крылья. Но, учитывая их размеры, длина туловища самой «птички» должна превосходить человеческий рост.
Теперь краткая историческая справка: примерно в XVI веке до н.э. хетты вторглись в Месопотамию и захватили Вавилон. Могли ли хетты видеть шумерские барельефы? Безусловно! Могли ли они что-то заимствовать из увиденного? Да почему бы и нет!
Стоит также вспомнить, что в те далёкие времена не было не только интернета, но даже радио и телевидения. Это сейчас можно скопировать что угодно, и даже выпустить на рынок копию раньше оригинала.
Но даже в наше время никто не гарантирует, что копия будет скопирована без косяков. Да и при всём внешнем сходстве, по сути, она может оказаться чем-то иным. Например, смартфон известной марки может оказаться с 2 сим-картами вместо одной, иметь встроенный телевизор, да и работать под управлением совсем другой операционной системы.
А что же было тогда? А тогда, чтобы передать информацию, надо было физически добираться из пункта А в пункт Б. Расстояние между Хаттусой и Вавилоном – 921 км (на современных картах Богазкёй и Багдад). Если лошадь движется со скоростью 20 км/ч, то без остановок это расстояние преодолевается примерно за 46 часов. Но если отправиться в путь ранним утром и останавливаться на ночлег, тогда получается 4 дня и 3 ночи. Фотографии, кстати, в те годы тоже не было. Да, могли сделать набросок, скажем, на пергаменте, но никто не гарантировал идеальное качество того изображения и идеальный же перенос впоследствии на камень. А если просто запоминали по внешнему виду и держали в голове, то за 4 дня искажения гарантированно будут.
Посмотрите на изображение выше. Нас в данной статье не интересует, что за бородатый мужик выглядывает из кольца, нас интересует только положение крыльев. Они расправлены, так же, как и у хеттского барельефа, что соответствует положению полёта…
То есть, если даже хетты заимствовали изображения, увиденные в Месопотамии, это вовсе не означает, что они их тупо копировали. Более того, никто не гарантирует, что они знали шумерскую мифологию. Вполне возможно, они адаптировали изображения под свою. Хеттские полуорлы, если судить по зайцам, вполне обычного размера, и с вполне обычными головами.
Что до двухголовости самого Анзуда – согласно мифу, вторая голова у него появилась, когда бог по имени Нингирсу рассёк её пополам. То есть, на тот момент, это было уже мёртвое, побеждённое божество.
Бог Нингирсу держит побеждённого Анзуда и сеть с пленниками. ↑
К сожалению, на данном изображении голова повреждена, а потому трудно судить, что это была за голова, и сколько именно их было. Но львы в его лапах никуда не исчезли, что ещё раз подтверждает, что они «неотделимы».
Если говорить непосредственно про хеттскую мифологию, то до наших дней она дошла не так хорошо, как месопотамская, а потому трудно судить по отдельным изображениям, почему их пытались изобразить именно в таком виде. Но вот что написано в википедии: «при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам». Если при храме, в числе прочих, содержались орлы – значит, их надо было чем-то кормить. Орёл это хищная птица, и вполне способна самостоятельно охотиться на мелкую живность, обитающую поблизости. Этот момент и был запечатлен в изображении.
Что насчёт Анзуда, то он только на ранних барельефах изображается как птица с львиной головой, сидящая на львах. В более поздних – крылатое четырёхлапое львиноподобное существо, покрытое перьями, и с какой-то демонической головой, не похожей ни на львиную, ни на орлиную.
Тут уместно предположить, что «художник» не видел ранних образов, а изображал божество только по описанию из мифа, что вот должен быть некий полуорёл-полулев. И ведь что интересно, именно это изображение – очевидный прообраз другого полуорла-полульва, используемого в средневековой европейской геральдике – грифона. И, как ни странно... даже самого обычного льва (с точки зрения позы).
Что же до Гандаберунды, поскольку данная птичка самая молодая из всех, следовательно – это она могла быть заимствована с хеттского или шумерского изображения. Я не знаю, когда был построен храм Рамешвара в Келади, изображение из которого было приведено в предыдущей статье, и в интернете этой информации не нашёл. Здесь актуальный вопрос, что же появилось раньше: курица барельеф или яйцо миф. Если вам известна дата постройки храма – пишите в комментариях, мне это самому интересно.
Так чем же примечателен именно этот барельеф? Примечателен он как раз тем, что на нём симметрично изображены 2 птицы. На всех остальных изображениях Гандаберунды это одна птица с 2 головами (хотя иногда и с очень сомнительными пропорциями). И, кстати, именно на том барельефе птицы показаны с добычей, коей являются слоны и лошади, что отсылает её скорее к хеттскому изображению, чем к шумерскому… хотя, сам Вишну иногда принимал форму человека-льва, что может указывать также на частичное заимствование образа Анзуда.
Габаритами, в данном случае, удивляться не надо: если вы читали индийские мифы, то прекрасно знаете, что они любят всё преувеличивать. Все и всё у них там сверхбольшое, сверхбыстрое, сверхсильное, ярче тысячи солнц, глубже тысячи океанов и т.д.
Но в одном из текстов, оказывается, есть ещё одна интересная деталь – птичка то не только двухголовая, но и четырёхлапая (!): «в одной из четырех лап держит сударшана-чакру (оружие в виде диска), в другой - раковину, которая издаёт ужасающий звук, в третьей - булаву, в четвертой – лук». О чём это может говорить? А о том, что это всё-таки 2 птицы, а не одна (пускай и слеплены вместе).
А с точки зрения геральдики, интересно вот какое изображение данного существа (первое слева):
Если кто не в курсе, во время революции 1917, временное правительство лишило имперского орла всех царских регалий и сделало его временным государственным гербом (в центре), прозванным в народе «ощипанной курицей». После развала СССР этот же герб был эмблемой Центробанка (крайний справа) и повсеместно наносился на денежные знаки. Может быть, это всё просто совпадение, но сходство очень заметное.
Когда нас спрашивают: «У вас большая команда?» — хочется ответить честно, но слово «маленькая» звучит так, будто мы просим скидку и сочувствие. Поэтому мы говорим иначе: КОМПАКТНАЯ.
Компактная команда — это не “мало обязанностей”, а у каждого набор ролей. Сегодня ты аналитик. Через час ты ещё и саппорт. Завтра ты уже немного тестировщик, немного менеджер, и в конце дня внезапно психолог для коллег, потому что всем нужно выдохнуть. Мы понимаем, что у такого подхода есть минусы, более того, мы с ними сталкиваемся. НО, на самых основных ролях у нас эксперты, которые занимаются только своей работой.
Несколько человек, один продукт и тысяча задач. И почти всегда ощущение, что права на ошибку нет. Потому что у крупной компании есть запас: бюджет, процессы и “передадим в другой департамент”. У стартапа запас — это ты сам и твоя способность быстро исправлять то, что только что сломалось.
И в этом есть серьезные плюсы: самое главное наше преимущество — это скорость принятия решений (без лишних процессов). Компактность заставляет думать головой. Мы не можем “залить проблему деньгами”. Мы не можем нанять десять людей, чтобы закрыть дыру. Мы можем только сделать проще, умнее и честнее. Убрать лишнее, продумать путь и сфокусироваться на том, что реально важно пользователю и НКО. В такой команде не спрячешься. Если что-то не работает — это видно сразу. Если что-то получилось — тоже. Каждый участник чувствует, что он не винтик, а часть двигателя.
Так что да, мы не огромные. Мы компактные. И в этом есть своя сила: быстрее учимся, быстрее принимаем решения, быстрее падаем и быстрее встаём. Главное — вставать, зная, за что ;)
Реклама ООО «ЮНИК», ИНН: 7751240810
Принято считать, что главные звёзды любой игры это боссы. Маления, Пирамидоголовый, Сефирот... Но иногда в памяти намертво заседают рядовые болванчики — те самые мобы, которые одним своим появлением, звуком или дизайном способны вызвать у игрока ПТСР. Так что давайте посмотрим на пятерку самых запоминающихся обычных противников в играх.


Игра: The Last of Us Part 1
Разработчик: Naughty Dog
Платформы: ПК, PS5
Это ваш худший ASMR-кошмар. Разработчики, видимо, гении саунд-дизайна, раз решили сотворить ПТСР от щелчков языка для геймеров. Вы можете его не видеть, но вы всегда его слышите. Щелкуны слепые, и весь геймплей против них — это напряжённый стелс, где вы на полусогнутых ногах ползёте мимо этой твари, молясь, чтобы Джоэл случайно не пнул бутылку. А их «прекрасный» внешний вид воплощает в себе с десяток фобий и теперь ассоциируется с TLOU и зомби (если их можно таковыми назвать) намертво. После такого можно и потерять всю любовь к грибам…


Игра: Amnesia: The Dark Descent
Разработчик: Frictional Games
Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Nintendo Switch
В 2010 году эта тварь в одиночку перевернула жанр хорроров, научив нас главному правилу: «Не можешь драться — беги и плачь». Даже если вы не играли в "Амнезию", вы точно видели его на форумах или в мемах. Бледное, гуманоидное существо с неестественно вытянутыми конечностями. Но главная деталь — его лицо. Точнее, то, что от него осталось. Его челюсть разорвана и висит где-то на уровне груди, обнажая сухожилия и мышцы. Он слепой, но всё прекрасно слышит. Сотням тысяч игроков он запомнился не только внешним видом, но и первым в геймерской жизни ощущением полной беспомощности перед врагом.


Игра: Dying Light 2: Stay Human
Разработчик: Techland
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S, Nintendo Switch
Днём в Dying Light вы — бог паркура. Вы прыгаете по крышам, с ноги выносите зомби и чувствуете себя королём города. Но как только садится солнце, карета превращается в тыкву, а вы — в испуганную мышь. И виноваты в этом именно Прыгуны. Разработчики решили, что будет забавным сделать не классического медленного зомбаря, а ужас на крыльях ночи. Это высокое, мускулистое существо с серой кожей, у которого грудная клетка разорвана. Его челюсть разделяется на четыре части, как у Хищника. Он не ходит — он бегает на четырёх конечностях с невероятной скоростью. И он умнее. Да, в разы умнее и способнее вас. Прыгун может прыгать, загонять вас в угол и звать стаю на помощь. Единственный дельный совет — это «Беги, Форрест, беги до УФ-лампы!».


Игра: Fallout 4
Разработчик: Bethesda Game Studios
Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series X/S
Для любого новичка в Fallout первая встреча с Когтем Смерти — это обряд инициации, который обычно заканчивается экраном загрузки. Вы, довольный собой, с какой-нибудь ржавой винтовкой 10-го уровня, выходите из убежища... и тут на вас зигзагами несётся эта двухметровая, рогатая машина для убийств. Мутант игнорирует ваши жалкие пули, сокращает дистанцию за три секунды и отрывает вам голову. Он не просто так назван Когтем Смерти, ведь на каждой «лапе» этой твари есть 30-сантиметровые когти, способные резать металл как подтаявшее масло. Встреча с ним запомнится вам на долгие годы, а паранойя при дальнейшем прохождении идёт в подарок.


Игра: Half-Life 2
Разработчик: Valve
Платформы: ПК
Культовая, почти «милая» тварь, похожая на потрошённую индейку. Он — маленький и пищащий паразит, которого боится каждый игрок. Его противный писк и характерный звук прыжка заставляют судорожно жать на кнопку «R», даже если в магазине полная обойма. Но самое страшное в нём — не он сам, а то, что он делает с людьми. Думали, что в нём может быть такого уникального? Он работает по принципу Лицехвата из "Чужого": его единственная цель — напрыгнуть на голову человека, превратив его в безвольную марионетку. Каждый ветеран Half-Life до сих пор с содроганием вспоминает Рейвенхольм.. Тяжело забыть, когда в тебя кидаются внутренностями…
А какие рядовые враги стали легендой лично для вас? Делитесь своими кошмарами в комментариях!
А чтобы выгодно купить эти и тысячи других игр, заглядывайте на маркетплейс Keysforgamers. Не забудьте использовать промокод PIKABU для дополнительной скидки! У нас вы найдете удобное пополнение кошелька Steam с низкой комиссией, тысячи игр по хорошим ценам и возможность самому стать продавцом. Заглядывайте на огонек!
Реклама Flawless Keys LLC, 3686
NIKON D750
Tokina 17-35mm
Фокусное расстояние: 17mm
ISO:100
Диафрагма: f/10
Выдержка: 5 сек