Растёкся по древу предыдущий автор.
Много сумбура, впрочем, как всегда в разговорах о музыке.
Хотелось бы понять, что же всё таки "главная проблема музыки в России"?
Ну что ж, раз "делают рок говнороком", то наверное поищем среди продюсеров и лейблов?
1. Продюсеры и лейблы.
Я птица невысокого полёта, примерно как хорошо пнутый ёж, поэтому у меня нет таких знакомых, и в этом пункте я буду писать только предположения.
Но собственно, а в чём вопрос?
Люди работают, и с удовольствием хватают всё, в чём видят возможность монетизации.
Не берут? Интересно, почему? Может - не видят? Может нет её, перспективы?
Сказок не бывает. Посмотрите внимательно на западных монстров рока и металла - большинство начало стабильный рост после подписания контрактов с лейблами, ещё до этого сделав кучу работы, да и с контрактами всё не так просто - это может быть буквально анальное рабство, с последующей скандальной сменой лейбла или продюсера (когда потенциал дорастёт до уровня, на котором уже можно позволить себе диктовать условия).
Иные настолько выпадали из общего потока, что за них никто браться не хотел. И проще оказалось основать свой лейбл.
А ведь аудитория есть! Есть, и её можно правильно подготовить и нарастить, но на данный момент выгоднее оседлать уже известные коллективы, нежели вкладываться в популяризацию жанра в целом.
2. Ну, раз с этим разобрались, то может быть посмотрим дальше? Организаторы концертов.
Есть фанаты, которые могут устроить концерт, а то и фестиваль просто из любви к искусству.
Но это скорее разовые акции, которые не приносят денег (а то и легко вгоняют в минус), зато приносят весь сопутствующий организационный геморрой в полной мере.
Всё остальное время для организаторов - это просто работа. Надо привезти Монеточку - привезут Монеточку. Руки вверх, Напалм Дэт, Гуфа, Аллегрову верхом на Кирокорове? - разницы по большому счёту никакой, работать придётся одинаково, а вот перспектива заработка очень отличается.
Это просто работа, ничего личного. Дома организатор может обмазываться ранними дисками Метлы или орать пьяным в форточку Генезис или Бостон, но будет исправно возить Артик и Асти, Тимати и прочих популярных исполнителей.
Потому что личная жизнь - это одно, а работа - это работа.
И поэтому - да, первым делом поинтересуются, сколько вы можете собрать? Потому что если потенциал "собрать" есть - то для успеха можно и докинуть на рекламу, а если его нет, то вас будут рассматривать как плохую инвестицию, неизбежные финансовые потери.
Никакой организатор не сможет наполнить большой зал, если у группы нет слушателей.
Желающие могут попробовать: возьмите никому не известный коллектив и попробуйте наполнить зал на 500 человек только засчёт собственной рекламы. Не забудьте потом написать, сколько вы просрали денег.
Сказок не бывает. Всем нужны деньги, на трубе сидел только Цой.
Особо интересен в исходном посте отсыл к Секс Пистолз, как "настоящим бунтарям". От-это был панк, от-это была настоящая музыка протеста.
Правда по совместительству это ещё и один из самых удачных примеров монетизации в музыкальном бизнесе. Какая, блин, ирония.
Из отрицательных примеров могу упомянуть нашумевший отбор на Вакен в России.
3. Так может быть виновны концертные площадки?
Не хотят принимать рок-группы, да и оборудование зачастую старое, некомплектное говно, и звуковик так себе.
Блин, а если копнуть поглубже, опять оказывается, что площадки хотят заработать.
И внезапно оказывается, что для группы хотя бы с тремя живыми инструментами надо в разы больше оборудования, чем для попсовика или рэпера, читающего под минус.
Оборудование, мягко говоря, недешёвое, перспектива иногда стоит даже не "не заработать", а "не окупиться и закрыться".
Сказок не бывает.
Либо вы уровня, ну хотя бы Порнофильмов, и будете часть или большинство (а может и всё) оборудования возить с собой.
Либо тЕрпите, приспосабливаетесь и работаете над собой, пока не сможете обеспечить себе бОльший выбор площадок.
Что приводит нас к следующему пункту:
4. Группы? Может быть это в них проблема?
Не могу ничего сказать про уже раскрутившиеся группы.
Но вот "новички"...
Вот пришло у меня оповещение от местного рок-бара, в стиле Юрия Грымова - "Приходите, будет интересно". Впервые в нашем городе (условно) группа Похуй-Пляшем из славного города Пермь! И плакат - дата, время, цена, фоточка вокалиста.
Не слышал про такую группу, лезу в ВК, что я вижу? Одну видеозапись с коцерта пятилетней давности, сделаную пьяным человеком на уже тогда устаревший телефон?
И в шапке совершенно неинформативное "уже семь лет рубим панк"?
Кто пойдёт на это? Никто или почти никто, равзе что друзья настоятельно затащат за руки и за ноги.
Многие группы делают НИЧЕГО для того, чтобы на них ходили.
Речь не о профессиональных видеоклипах, и даже не о студийных записях - выложите хотя бы пару удачных записей на диктофон с репетиций - будет хотя бы понятно, кто вы, что вы, как звучите, о чём поёте.
"Новичкам" порой по десятку или более лет. И это на самом деле обескураживает.
Или вас устраивает, что у вас 17 слушателей - мамы, жёны, дети, или не жалуйтесь.
Сказок, блин, не бывает.
5. Тусовочка и ...
5.1. Тусовочка.
Тусовочка делится на две неравные группы: люди в теме - музыканты, орги, звуковики и прочая братия, которая в этом варится, и остальная тусовка, которой просто нравится движуха и они готовы ходить на любые концерты местных, дружественных групп или дружественное рок-заведение.
Ко вторым вопросов нет - это тусовщики, они тусуются. На этом всё.
Первые - тут всё сложно. Редкие примеры взаимодействия групп, которые тянут друг друга всюду, куда смогут попасть выступить - это прекрасно.
В остальном - старые и новые обиды, слухи, интриги, расследования. Фактор личных отношений играет немаленькую роль.
"Мы не будем выступать на фесте, потому что будет другая группа, мы с ними враждуем". Они на открытии, вы на закрытии - вы даже не встретитесь за эти три дня. И отказываетесь от участия в фестивале?
"Нас зовут выступить в N, но организаторы не очень нравятся, у нас непонятки небольшие" - человек, который ровно три секунды назад закончил жаловаться, что уже полгода не могут нигде выступить.
Личные отношения бегут впереди профессионализма, и в итоге то, что могло бы дать эффект синергии - работает в минус.
Да, ребята, сказок не бывает, мудаков много - и с некоторыми из них вам придётся работать.
При выборе: мудак-профессионал, который может вас пристроить на разогрев, ну например к Луне, и Лёха из бара, который устроит вам выступление, при условии что вы будете с драм-машиной, потому что ударная установка на сцену не влезет - выбирайте мудака.
Учитесь работать с мудаками - их впереди будет ещё много. Возможно даже некоторые из них - вы.
5.2. ...и остальные слушатели.
Пришли, потому что место хорошее. Или просто любят рок или всё, что близко к року. Или увидели афишу, посмотрели в ВК на вашу группу, нашли описание, фото, видео и аудио и решили познакомиться с творчеством поближе.
Или ничего не нашли и решили не приходить (см. пункт 4.).
В любом случае, тусовка - маленькая, и если вы хотите выступать - работать вам надо не на тусовку, а на слушателя. Тусовочка - всегда поддержит. Потому что тусовщики всегда поддерживают движуху. Но поддержка эта - фиктивная. Тусовщику в основном надо чтобы играл примерно плюс-минус рок и пиво было недорогое. А вас слушать или кого-то другого - ему пофиг.
Работать надо на слушателя.
Именно твой слушатель, твоя фанбаза придёт на концерт, а потом придёт голосовать в интернете (вопрос о уместности голосований оставлю за кадром).
Будь ты хоть второй Зинчук - какая разница, если тебя никто не слушает?
Так кто же "делает рок говнороком"?
Да в общем получается, что все вместе, и - никто конкретно.
Никто целенаправленно не ставит такой цели. Никаких "планов Даллеса".
Просто таково состояние рока, и его место в современной музыкальной индустрии страны.
Как мог, старался быть беспристрастным.
Теперь немного субъективности и сумбура (с густым слоем ностальгии).
Дальше текста много, инфы минимум, можно смело промотать до комментов.
Так получилось, что в моём маленьком городке туго было с роком. Разве что кассеты Сектора Газа бережно передавались школьниками из рук в руки, как величайшее сокровище.
И неизвестными путями в мои трясущиеся 14-летние ладошки пришла она. Кассета, где на серо-жёлтой бумаге, в которую раньше заворачивали колбасу, кривым почерком человека, не привыкшего писать латиницей, было накарябано: The 6est hiTs of Queen.
И при первых же звуках я понял, что попал...
И только потом уже были Кино, ДДТ, Металлика, первая кассета Нирваны, привезённая из лежания в больнице областного центра...
Таковы странные особенности рынка кассет в маленьком городке - можно никогда не слышать о Пинк Флойд, но при этом все будут слушать Slade, о котором вся остальная страна толком и не знает.
Ещё парой лет позже - ещё никому неизвестные Король и Шут...
Словом - всю жизнь я слушал рок, от поп-панка до деткора.
Да и сейчас слушаю, если бегло пробежаться, то в плеере в основной костяк составляют металкор и мелодет, с вкраплениями пауэра и трэша.
Ой, так, листаем - симфометал, фолкметал, дримфолк?
Классика в металл обработке. Классика без обработки.
А что там дальше?
Джаз, блюз, лаунж.
Рэпкор. Рэп.
Частушки.
И свамп-хоп (что бы это ни значило).
Музыка имеет много лиц.
Бывает та, что непонятна или не подходит лично тебе.
Бывает вторичная, скучная, неинтересная.
Бывает и плохая - чувство ритма и слух есть далеко не у всех, кто мечтает стать рок-звездой.
Нет только одной - единственно правильной.
Почему развился экстрим-вокал? Потому что жанр потребовал такой формы передачи смысла текстов - хтонические монстры, демоны внутри, ангст и прочий экзистенциальный ужас.
То есть это просто одно из художественных средств.
Почему многих привлекает рэп? Потому что читка - это возможность вложить максимум сюжета/смысла в минимальный промежуток времени.
И это тоже - художественное средство.
Преимущество перед другими жанрами. Как бы я ни любил метал - с текстами там зачастую просто беда. Особенно в деткоре; что поделать, ограничения жанра. Если ты поёшь особо низким гроулом - твои вокальные фразы неизбежно будут очень короткими - тут уже не до высокой поэзии. Иным коллективам по текстам до Андрея Губина далеко, что уж говорить, эх.
Рэп сейчас, как рок и металл ранее - разделился на кучу направлений, которые точно так же будут развиваться, делится и умирать - ничто не ново.
"Панк музыка протеста!" Ну так и рэп изначально - музыка протеста. А местами - и уже снова музыка протеста. А панк уже местами - нет. А ска-панк, например, так можно сказать и никогда.
Даже не интересуясь рэпом - я знаю, что не только проводятся батлы, но и есть даже конкурирующие группы организаторов этих батлов.
Что по року? Год-два-три назад всплыло в рекомендациях на Ютубе что-то вроде соревнования рок-гитаристов. Максимально незрелищно. Этакий междусобойчик от тусовки и для тусовки. Неинтересно.
Вот и всё, что происходит в рок-коммьюнити. Так о каком развитии может идти речь?
Я бы поменял вопрос "кто делает..." на другой:
А что конкретно современный российский рокер может предложить людям? Нового?
Чтобы не "смотри, у Пикника альбом вышел, абсолютно неотличимый от всех предыдущих"?
Что играете? - Ну мы, бдь, как Арч Энеми.
Ну во-первых вы себе охренеть, как льстите. Во-вторых - никому нахрен не нужны вторые "бдь, как Арч Энеми". Если человек хочет Арч Энеми - он скачает Арч Энеми. А не "бдь, как Арч Энеми".
И раз уж на то пошло - в чём вообще должна заключаться "русскость" рока?
Ну типа смысл, духовность, вот это вот всё?
А насколько оно необходимо?
Лусинэ поёт - на поле никто не знает текстов, скачут и орут "один! девять! восемь! четыре!".
На сцене играют "Наебалово" - люди в зале беснуются, в мошпите, подпевают "Наебалово!" хотя текста всё так же никто не знает.
Какой-нибудь, прости господи, Слот, у которых попытки придать текстам смысла превратили эти тексты в набор малосвязных слов - и ничего, нормально выступают, пользуются популярностью
Вроде русские, вроде рок, ни смысла, ни духовности - однако же известны и выступают.
В общем, как всегда, "главная проблема музыки в России"...