charomutie

charomutie

В восторге от Платона Лукашевича. Не переносит лжи и вранья в любой форме. Имеет целью положить конец хоть какой-то лжи.
Пикабушник
поставил 22 плюса и 6 минусов
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
9079 рейтинг 236 подписчиков 291 комментарий 82 поста 21 в горячем

Святая София гностика и здорового человека. День вселенских бабьих именин

По народному календарю 30 сентября отмечают вселенские бабьи именины, день Софии, Веры, Надежды и Любови.


Что это за именины такие, что сразу все женщины в этот день именинницы? Какие явления природы или человека отражены в этих четырёх именах?


Что символизирует образ святой Софии? Верно ли, что она отпала от благодати?

Почему в сказке гуси - лебеди? Чему учит эта сказка?

Мы все в детстве слушали или читали сказку "Гуси-Лебеди". Мы искренне переживали за девочку, которой пришлось преодолевать трудности, и в конце концов, найти и спасти своего младшего братика.


Чему же нас научила эта сказка?


И вот ещё: почему вдруг гуси - лебеди? Не просто гуси, не просто лебеди, а вот так сразу?

Заодно я расскажу о том, что гуси значили для наших далёких предков.

33

Почему орудие казни стало главным предметом почитания христиан? Что празднуют в день Воздвиженья

По народному календарю 27 сентября празднуется Воздви́женье. Что это за праздник, чему он посвящён, чем вообще он выделяется в череде дней? Как его отмечали сто, двести, тысячу лет назад?


Рассказ об этом празднике стоит начать с его современного значения, то есть с описания Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.


Как вы все наверняка помните, крест – это орудие казни, на котором был распят Христос. У любого человека это вызывает закономерный вопрос – как же символ пыток и казни может быть предметом религиозного поклонения, и при этом ещё и называться животворящим?


Увы, традиционный христианский ответ выглядит жалкой отмазкой. Спаситель на кресте искупил своими страданиями все грехи человеческие и перешёл в жизнь вечную, и поэтому орудие этой казни тоже стало животворящим. А вообще, крест это просто символ Христа, и все православные молитвы кресту – на самом деле адресуются Спасителю. Ну да, ну да. Свежо предание, да верится с трудом...

Показать полностью 1
11

Далёкие от праведности христианские святые. Федора

24 сентября современная церковь, что православная, что католическая, чествует святую Федору.

Давайте я немного про неё расскажу. У поколений, выросших на стихах Чуковского, это имя прочно связано с образом нерадивой хозяйки, от которой сбежала вся посуда. Должен сказать, к выбору имени для такой героини Корней Иванович подошёл со всей ответственностью. Святая Федора была той ещё «святой».

Сперва она изменила своему знатному мужу, прикрываясь убеждением, что «ночью Бог ничего не видит, а значит, всё можно». А когда ей объяснили, что так делать не стоит и это так не работает, что тут вам не ислам (они якобы верят, что Аллах ночью и под крышей не видит), испугалась и сбежала в монастырь. Стоит отметить, что высказанные соображения о слепоте Аллаха скорее всего исходили из уст необразованного мусульманина.Однако вместо того, чтобы проявить истинное раскаяние и уйти в нормальный женский монастырь, Федора переоделась мальчиком и ушла в мужской. И, судя по тому, что прожила там среди монахов много лет, всех всё устраивало. Настолько, что она умудрилась даже ребёнка прижить. Правда, пришлось пойти на хитрость и подкупить девку из придорожной корчмы. Та выдала младенца за своего, а Федору назначила папашей. Увы, из монастыря даже после такой «прохладной» истории пришлось уйти. Однако Федора решила держать марку до последнего, и воспитывала сына, притворяясь мужчиной.

Понятное дело, после смерти секрет Полишинеля оказался раскрыт, все причастные громко покаялись, похоронили «святую» с почестями, а сына полка приняли к себе в монастырь, где он достиг изрядных успехов и сделался настоятелем.

Федора не была единственной женщиной в истории, что притворялась мужчиной и жила в мужском монастыре. Одна даже стала Папой Римским, и всё было бы хорошо, но, как и Федору, её выдало рождение ребёнка. Про это даже фильм снят.

С учётом того, что из себя представляло христианство в Европе, где духовенство, что белое, что чёрное – прелюбодействовало так, что дым коромыслом стоял, а о мирянах и заикаться страшно, допустить, что женщина в мужском монастыре останется нераскрытой, непорочной и «ангелом во плоти», как это пишут в житиях – я не могу. «Не верю», как говорил Станиславский.

Я верю Богу, но я не верю в непорочность людей, тем более, если речь идёт об александрийском монастыре 5 века.

Это в книгах всё гладко, чисто, и безупречно. А в жизни мужской монастырь, особенно той эпохи, больше похож на армейскую казарму, только без брома. Монахов и так-то каждую ночь бесы искушают, а тут ещё и инок рядом ходит такой миловидный, вечный юноша. И пахнет, как женщина, и ходит, как женщина, и говорит, как женщина. Поистине дар божий – а именно это и означает имя Фёдор или Федора.

Вообще-то, такие женщины называются несколько иначе. Наш президент, известный своим специфическим чувством юмора, как-то называл их «девушками с пониженной социальной ответственностью».

Вот и получается вместо монастыря со святыми отцами сплошной блуд и обман, с детьми полка, у которых непонятно, кто отец.

Почему же именно в этот день, в завершение праздника осеннего равноденствия, почитается именно эта, с позволения сказать, «святая»? Церковники явно терпеть не могут светлые события почитания разных женских проявлений природы и стихий, и марают их из-за своей ущербности и ненависти. А чтобы «придать делу законный вид и толк», всё это рядится в святые одежды.

Хочу заметить, что это не христианская церковь как таковая, а отдельные представители во главе церкви извратили учение, приделали рога и всякие непотребства к светлому и чистому учению. Всё это является продолжением мерзости людей, а не идеи и церкви, её несущей.

Как обычно это происходит в нашем мире людей, если где-то появляется что-то светлое и почитаемое у стремящегося к свету большинства, то обязательно найдутся всякие выродки, кто ради признания, наживы на этом признании и ради получения власти, возглавляют эту структуру и всячески ей гадят.

Возникает вопрос: какого ляда они вообще могут оказаться во главе чего-то светлого, почему люди допускают лжецов и предателей властвовать над собой?

Видимо, здесь злую шутку играет свойство человека считать других подобными себе. То есть, те, у кого во главе всего стоит совесть, изначально считают и всех других тоже людьми совестливыми. Пользуясь этим, и вылезают наверх те, кто умеет лучше всех изображать нужные свойства на публику.


Решением этой проблемы является следующее:


Раньше на Руси была возможность не только избирать себе власть и руководство, но и снимать её представителей при невыполнении ими обязанностей. Названия для этого механизма были разными. Одно из них - «копа».

Обычные люди выбирают из десяти одного, кому доверяют говорить и решать за весь десяток. Из таких десятников, в свою очередь избирается сотенный, из них – тысячный и так далее. На каждом этапе конкретные десять человек выбирают из себя лучшего, и, если вдруг что-то не так, или избранный не исполняет своих обязанностей, имеют полное право его снять и переизбрать.

В светском обществе, и в среде духовенства такая система работала прекрасно.


Было бы неплохо вернуться к старым традициям и ввести эти здравые принципы снова в наш обиход, чтобы не получалось того, что мы имеем сегодня.

Показать полностью
42

Почему наши предки не боялись рожать много детей. Рожали ли наши бабки в поле? День Акима и Анны

Земля-матушка родит урожай, а женщина родит детей. Землю и женщину сближают во всех культурах. В день Акима и Анны, библейских родителей Богородицы-Сырой-Земли, на Руси праздновали день рожениц и молодых матерей.

Во второй день осеннего равноденствия люди чествовали земных рожениц – своих жён, дочерей, сестёр, племянниц, тётушек – словом, всех, кто производит на свет новое поколение. А также благодарили и чествовали тех, чья помощь была в этом неоценима – повивальных бабок.

Только на перечисление слов, которыми называли новоиспечённую мать, может уйти пол-страницы текста. В основном, все они – корня «род».

Бытует мнение, что раньше, дескать, в поле рожали, и сразу вставали и дальше работать шли. Дескать, нынче бабы пошли хлипкие, им бы всё в больничку, а потом в декрет. Всё, лишь бы не работать.

Если когда-то русская женщина и рожала в поле, то это было от непомерной тяжести крепостного права, когда либо так, либо смерть. Впрочем, «так» тоже зачастую приводило к смерти – и детской, и женской.


Барам-помещикам чаще всего дела не было до жизни тех, кто их кормил. Народ они воспринимали так же, как нынешние олигархи – сейчас для этого есть выражение «вторая нефть». Да что там, они, баре эти, зачастую и по-русски говорить не умели.


А на Руси к беременной и к роженице относились бережно. Ведь она приносит в этот мир новую жизнь, нового человека!


Рожали наши женщины чаще всего в бане. Конечно же, при этом они были не одни – всегда звали повитуху. Это была опытная старая женщина, сама родившая не одного ребёнка. Она некоторое время жила при роженице: дня три или неделю.


В народной традиции примерно шесть недель, то есть сорок дней после родов женщина считается находящейся на границе миров живых и мёртвых, «полупокойницей». Всё это время роженица не делает домашней работы – не месит хлеб, не метёт пол, не кормит и не доит скотину, не шьёт, не ткёт, не прядёт, не разводит огонь. Всё это делает по дому кто-то ещё – ведь жили наши предки не по-одиночке, как сегодняшние горожане, а большими крепкими семьями.

Считалось, что роженица несёт в себе жар, притягивает огонь. Говорят, что под ней даже земля горит. Поэтому роженица проводит всё пограничное время, не покидая дома. Она не столько опасна для окружающих, сколько чрезвычайно уязвима для злых сил сама.

Если ей всё-же приходится покидать родные стены, с собой обязательно нужен какой-то металлический оберег: нож, иголка, гвоздь или булавка.

Дома под кроватью роженицы стоит вверх дном новый горшок, или лежит топор, бердо. Рядом с кроватью стоят ткацкие инструменты, а под подушкой лежит гребень.

Если она живёт в общей комнате с другими домочадцами, то её кровать отгораживают пологом – он как бы создаёт для молодой матери и ребёнка свой угол, свой кут, своё гнездо, где есть только она и малыш. Её там не беспокоят. А чтобы усилить защитные свойства полога от всякого зла, его кропят святой водой, вешают на него чеснок и так далее.

Роженица одевается в тёмные одежды, иногда даже лицо платком закрывает. Говорят – «завесилась, как роженица».

Пограничное состояние роженицы распространяется в какой-то степени и на весь дом – в период до крещения младенца стараются не принимать гостей и не давать ничего взаймы.

А когда положенный срок проходит, роженица должна пройти очищение. Например, бросить в колодец кусок хлеба или насыпать немного фасоли или проса.

Также ей сыпали просо в рукава рубахи, и она постепенно его вытряхивала по пути к порогу дома. Как только всё вытряхнет, можно без опаски выйти из дому.

Как только молодая мать окрепнет после родов, во дворе сжигали солому, на которой происходили роды, и ей надо было перепрыгнуть через этот костёр.

На сороковой день младенца крестят, и мать окончательно возвращается в общество. Это отмечают праздником либо дома у роженицы, либо в другом месте – у матери роженицы, или у крёстного.

Повитуха отрезает угол полога, которым завешивали угол роженицы, утирает им лицо мужа – отца ребёнка, и желает, чтобы этот полог как можно скорее можно было повесить обратно.

Если на праздновании в это время есть бездетные женщины, то отрезанный угол полога повитуха клала ей на голову, тоже с пожеланиями, чтоб, значит и в их доме скоро можно было повесить такой полог.

Повитуху чествуют и одаривают в последний раз, а затем сажают на борону и все женщины, впрягшись, вывозят её со двора.


Такой подход к огромному изменению в жизни женщины – к появлению у неё ребёнка был весьма мудр и предусмотрителен. Женщину избавляли от вороха домашних хлопот, и она посвящала всё время и внимание ребёнку и его нуждам. При этом она была окружена заботой и ей не нужно было, как современным молодым мамам, разрываться между ребёнком, работой, мужем, который внезапно перестал быть пупом мироздания и жутко этим недоволен, а также всеми остальными никуда не пропавшими заботами городской женщины.


Многие девушки не хотят сегодня становиться матерями именно из-за этого: в одиночку тянуть такой воз немногим кажется посильным. От родителей вместо помощи только нападки и критика, лишиться работы для многих нынче смерти подобно, на привычных развлечениях приходится ставить жирный крест. И на мужа тоже надежды нет. В лучшем случае он просто устраняется от всей кутерьмы с ребёнком, проводя всё время на работе, а в худшем находит утешение у новой бездетной красавицы, дающей ему привычное внимание.

В свете всего этого подход наших предков уже не выглядит мрачным или нелепым. И полог-занавес, за которым живёт роженица, оказывается не стыдной занавеской, а волшебной стеной от потустороннего зла и лишних волнений.


Ну, а мне остаётся пожелать вам всего хорошего, и по традиции, чтобы в вашем доме чаще висел родильный полог, всем на радость.

Показать полностью
14

Малая Пречистая. Как на Руси весело встречали осень

21 сентября отмечается праздник Рождества Богородицы, в народе называемый Малая Пречистая. Напомню, что Большая Пречистая отмечается почти месяцем ранее, и по-церковному носит название Успение Богородицы.

Многие источники называют Рождество Богородицы праздником окончания жатвы. Это верно, но лишь отчасти. На Руси жатвой считается именно сбор урожая хлеба – и к Малой Пречистой этот урожай уже давно снят, увезён в амбары, и даже обмолочен. И сев озимых хлебов тоже давно уже завершён, а тревожить землю в период от Большой до Малой Пречистой – от Успения до Рождества Богородицы считалось чем-то очень нехорошим и неправильным.

Но, кроме хлеба, оставалось ещё очень много того, что составляло собственно урожай, и что ещё дозревало в последних пока что тёплых лучах осеннего солнышка.


Так что правильнее назвать праздник вторых осенин праздником урожая. У белорусов он так и называется – Богач. Всё собранное нужно учесть, взвесить, измерить, распределить на долгую зиму, чтобы точно хватило до весны. То, что Солнце в это время входит в созвездие Весов – не совпадение, а подтверждение традиции.


Символом праздника Богач был лубок с зерном, в середину которого втыкали свечу. Жито в богач собирали со всей деревни. Потом в дом, где собирали Богач – а очерёдность тех, чей это дом - была расписана на годы вперёд, - приглашали священника, и он служил молебен, освящая зерно. После молебна лубок с зерном и свечой в сопровождении всех жителей несли по всей деревне. Затем Богач относили в следующий дом по очереди, где он хранился весь будущий год. Это здорово напоминает обряд с мирской свечой и скорее всего, является его разновидностью.

На празднике урожая совершенно незазорно было хвастаться лучшими плодами. Главное условие было – потом непременно это съесть за праздничным столом. Такой подход показывал щедрость и был обрядом, призывающим и обеспечивающим изобилие продуктов на зиму.


Вторые осенины встречали у воды, на высоком берегу реки. Выпекался большой овсяный каравай, и старшая из женщин выносила его к реке. Остальные женщины пели песни во славу Земли Матушки, Богородицы, после чего хлеб разламывали и уносили по домам, где давали скотине – чтоб лучше велась и была здорова.


А новобрачные, что поженились и стали жить своим хозяйством в этот год, принимали гостей – друзей и родителей. Гости должны были хвалить молодых и учить уму-разуму. Молодая должна была расстараться и наготовить лучшее, что умела, а молодой хозяин хвастался изобилием жита в амбарах и образцовым порядком в инструментах и упряжи.


Также начинались осенние засидки. Это две недели, когда по вечерам сидели дома с огнём и что-то мастерили. Нынче такие мероприятия называют по-модному «мастер-классами». В них участвовали бочары, слесари, столяры, и вообще все те, кто после Воздвиженья – третьих осенин начинает заниматься мастерством.


День был важным и для погодных наблюдений. Считалось, что если на Малую Пречистую стоит тёплая солнечная погода, то она продержится ещё два месяца, и вся осень будет мягкой и тёплой.


Праздник осени отмечают по всему миру, а не только в землях славян или в Европе.

Даже американский распиаренный день благодарения корнями восходит к старым европейским праздникам урожая и тоже посвящён возданию благодарности земле за щедрый урожай.

Показать полностью
95

Головы Иоанна Крестителя: сколько их было, и почему церковь так любит эти праздники?

Я уже довольно давно пробую себя в новом виде контента: небольшие видео про народные обычаи, церковные праздники, и в целом про то, чем каждый день года отличается от остальных.


Решил и на Пикабу тоже поделиться - может, моим здешним подписчикам эта тема будет интересна.


Начну с выпуска про недавно прошедший церковный праздник Головосек, он же Усекновение Главы Иоанна Предтечи.


Вообще, этому моменту - теме церковных реликвий и сопутствующего им состояния квантовой неопределённости - то есть когда вроде бы должна быть одна голова, а храниться она умудряется в трёх или четырёх местах - я уже посвятил не один ролик, и не намерен останавливаться.


Но куда интереснее тема другая - то, ради чего я вообще начал этот проект. Мне интересно раскопать, какие именно народные праздники и обычаи прикрыли и заменили церковными.

Ведь неспроста же в простой осенний день люди избегают трогать ножи, косы, серпы, и до кучи все крупные круглые предметы, будь то арбуз или капустный кочан?

Для тех, кто предпочитает читать:


Церковь в этот день отмечает день кончины Иоанна Крестителя – ближайшего предшественника Спасителя, предсказавшего его пришествие и крестившего его.

Как это обычно и бывает с крупными пророками, умер он насильственной смертью: ему отрезали голову. С этим связана целая история про красивую и стервозную девицу и слабого по этой части царя.

Опять же как это обычно и бывает с крупными пророками, это не помогло – отрезанная голова продолжала вести те же речи, что и при жизни. Поэтому её закопали где-то в неизвестном месте.

И дальше всё было так, как это обычно и бывает с крупными историческими личностями.

Разные религиозные течения имеют разное мнение по поводу текущего местонахождения головы Иоанна Крестителя. Исламская традиция считает, что она хранится в Дамаске, а католики свято уверены, что в Риме. Ещё одна голова хранится во Франции, а также один из монастырей Армении утверждает, что голова таки у них.

Эту голову теряли и находили трижды, и в день каждого такого «обретенья» установлен церковный праздник.

Только не думайте, что это такая голова чудесная оказалась. Нет, всё тело Иоанна проявило с течением веков это чудесное свойство – существовать во множестве экземпляров. Только указательных пальцев правой руки пророка существует целых одиннадцать! А сама правая рука находится одновременно в Турции и в Египте.

Такие же свойства (находиться в разных местах) проявляли и гвозди с креста Господня, и сами части креста – их в мире заявлено столько, что хватит собрать галеон, не то, что крест! Копий Лонгина в мире четыре, из частей тернового венца Спасителя можно собрать штук пять венцов.

Также известно три тела праведного Лазаря, и по два тела Марии Магдалины, а также апостолов Матфея, Фомы и Варфоломея. И множество, огромное множество других мощей и частей тел святых.

В общем, очень мутная история.

В природе и в народе с этим праздником побольше ясности.

В этот день соблюдают строгий пост и воздерживаются от работы в поле и огороде. Также отмечают, на какой день недели пришёлся этот праздник, и целый год избегают начинать в эти дни недели какие-либо важные дела, будь то пахота, сев или даже свадьба.

Также люди старались избегать предметов, напоминающих голову, блюдо, меч и кровь. Остерегались есть и даже брать в руки арбузы, капусту, пользоваться блюдами и тарелками, брать в руки нож, ножницы, серп, косу. Овощи нельзя было резать, хлеб нужно было ломать. Не ели борща, ботвиньи, не пили красных напитков, будь то вино или ягодный квас.

Также в память о событиях легенды, соблюдали запрет на песни и танцы в этот день.

Существовало множество обрядов и заговоров от головной боли и других болезней головы, связанных именно с этим днём. Например, рекомендовалось положить на голову блюдо, снятое со статуи Крестителя и пройти так мимо алтаря.

Однако мыть голову в день Усекновения не рекомендовалось, так же, как и расчёсывать волосы – иначе, дескать, посекутся.

В этот день собирали лекарственные коренья и ягоды, помогающие от головной боли.

Показать полностью 1
127

Ну, лето, погоди!

В преддверии наступающего дня летнего солнцестояния хотелось бы поговорить о том, "что это такое, наше лето?". Можно ещё и о том, что такое зима, тоже поговорить.


Тем более, что недавно вновь пришлось объяснять маленькому человеку, почему так получается: вот только что было человеку четыре года, а вдруг стало пять лет.

А ещё почему раньше писали "в лето такое-то", и говорили "летопись", а сейчас на дворе 2020 год. И то, что было раньше, было много лет назад.


Как обычно, на верхних позициях поиска (как и полагается пене и тому, что не тонет) оказываются совершенно неверные объяснения.


Например, вот такое:

Ну, лето, погоди! Ипря, Лингвофрики, Альтернативный русский, Этимология, Русский язык, Длиннопост
Ну, лето, погоди! Ипря, Лингвофрики, Альтернативный русский, Этимология, Русский язык, Длиннопост

Нужно ли говорить, что слов "невгодить" и "взгодить" не знает даже Корпус Русского Языка?


Дальше - больше.

Ну, лето, погоди! Ипря, Лингвофрики, Альтернативный русский, Этимология, Русский язык, Длиннопост
Ну, лето, погоди! Ипря, Лингвофрики, Альтернативный русский, Этимология, Русский язык, Длиннопост

Как обычно, на самом деле всё с точностью до наоборот.


ГОД. Происходит от годити ("удовлетворять, подходить"). Изначально означало "годное время", потом просто "время", потом приобрело современное значение - один оборот вокруг Солнца.

Из того же корня растут слова "погода" (изначальный смысл - "хорошая погода", в противовес непогоде), "подождать", "погоди".

Примерно так же обстоят дела и в германских языках: английское weather и немецкое wetter - далёкие родичи нашему "вёдро" и означали они раньше погоду хорошую: ясное небо и солнце.


Именно потому, что изначально под словом "год" понимали примерно то же, что сегодня значит слово "пора", - неверно и выведение слова "год" из слова "ход". Якобы, год - это ход времени, новый год - новый ход вокруг солнца, новый виток. Изящно, но этимологически несостоятельно.


Тем временем, бешеный принтер МУТНЫ не унимается:

Ну, лето, погоди! Ипря, Лингвофрики, Альтернативный русский, Этимология, Русский язык, Длиннопост

Обратите внимание на словечко в середине текста.

Я не знаю такого русского слова: "выгОдать". Это что -  помесь выдры и благодати? Нет, у них это глагол. Значит, это мутна-версия русского слова "выгадать", то есть вы-гадать. Выцыганить, выпросить, выторговать. Даже в орфографический словарик не утруждают себя заглянуть, не то что в этимологические. А ещё называются институтом Русского языка. Институт Русского Языка им. Виноградова, наверное, уже с испанского стыда сгорел.


Что у них там дальше? Угодье? Чем им значение "годная земля" не угодило, интересно?

Ну, лето, погоди! Ипря, Лингвофрики, Альтернативный русский, Этимология, Русский язык, Длиннопост

Про год/рок почти угадали. Украинский рiк и русский "рок" в значении "судьба" действительно родичи. Вот только их роднит не нелёгкая зима, а праславянский *rokъ - "срок" (связано с реку́, речь). С тем же корнем связано и слово "урочище" - место, отличающееся от окружающего ландшафта, условленное место.


Кстати, украинское "година" в значении "час" происходит из тех же времён, когда "год" значило просто "пора".


Что же до летающего лета, то тут всё настолько скучно, что даже в пыльные словари лезть не надо. Достаточно просто посмотреть, как до реформы 1918 года выглядели слова "лето" и "летать".

Ну, лето, погоди! Ипря, Лингвофрики, Альтернативный русский, Этимология, Русский язык, Длиннопост
Ну, лето, погоди! Ипря, Лингвофрики, Альтернативный русский, Этимология, Русский язык, Длиннопост

Лѣто и летать - разные слова, у них разные корни. Лето - не потому что что-то там летом летает, будь то мошкара или душа. Слово "лѣто" происходит от старославянского лѣѬ, ("лить").

Лѣто - время дождей в противовес зиме - времени снега (слово зима родственно названию Гималаев, оба происходят от корня *gheim- )


Завершая мой разбор, хочу также коснуться диванного сближения слов "год" и "god" (бог). Якобы в Новый Год мы празднуем рождение нового бога, Рождество.

И здесь всё тоже довольно прозаично. Вот год, а вот god. God происходит даже не от good (версия зарубежных диванных этимологов), а от древнего корня *gheu- (лить, наливать). И далее:

Ну, лето, погоди! Ипря, Лингвофрики, Альтернативный русский, Этимология, Русский язык, Длиннопост

Засим прощаюсь. Показывайте мои статьи лингвофрикам и диванным этимологам, развеивайте заблуждения друзей и родственников. Берегите наш язык, как писал полтора века назад Тургенев, - наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

Показать полностью 9
137

Всякое лыко в строку?

Наткнулся тут на статейку с красивым названием: "Чем связаны текст книги и текстура ткани".

Начинается вполне себе за здравие: что раньше-де одежду делали с умом, что вся важная информация о человека туда зашивалась-вышивалась, и что текст и текстура слова однокоренные, и про красные обережные нити, и про красные строки в  книгах. Прямо читаешь и радуешься - вот, о нужном заговорили, давно пора!

Но в четвёртом же абзаце начинается...

Всякое лыко в строку? Ипря, Лингвистика, Диванная этимология, Этимология, Альтернативный русский, Лингвофрики, Длиннопост
Всякое лыко в строку? Ипря, Лингвистика, Диванная этимология, Этимология, Альтернативный русский, Лингвофрики, Длиннопост

Что тут у нас? Подъехала наивная этимология? Что ж, заглянем в словари.


stitch (n.)

Old English stice "a prick, puncture, sting, stab," from Proto-Germanic *stikiz (source also of Old Frisian steke, Old High German stih, German Stich "a pricking, prick, sting, stab"), from PIE *stig-i-, from root *steig- "to stick; pointed" (see stick (v.)). The sense of "sudden, stabbing pain in the side" was in late Old English.

Senses in sewing and shoemaking first recorded late 13c.; meaning "bit of clothing one is (or isn't) wearing" is from c. 1500. Meaning "a stroke of work" (of any kind) is attested from 1580s. Surgical sense first recorded 1520s. Sense of "amusing person or thing" is 1968, from notion of laughing so much one gets stitches of pain (compare verbal expression to have (someone) in stitches, 1935).


stitch (v.)

c. 1200, "to stab, pierce," also "to fasten or adorn with stitches;" see stitch (n.). Surgical sense is from 1570s. Related: Stitched; stitcher; stitching.

Самое важное я выделил. Корень слова stitch, *steig- (колоть, тыкать), пусть и созвучен русскому "стык", однако наше "тыкать" восходит к иной праиндоевропейской основе: *tek- «ткать».

Будь у авторки этого опуса более нежные до языка уши, она бы нашла правильное русское слово для этого примера. У слов стегать, застёгивать, стежок - именно то же происхождение, от *steig-.

В церковнославянском даже слово "одежда" звучало как "остегъ", то есть нечто застёгиваемое.


А так получилось пальцем в небо: и английское stitch к шитью и ткачеству стало относиться лишь в 13 веке, и стык не имеет с ним и со строчкой общих корней. Ерунда на постном масле, одним словом.

И опять (да-да, никогда не было и вот опять) эта "модная тенденция" хватать слово целиком, не деля его на морфемы.


А вот про букли-буквы уже что-то такое было... Помню-помню, было! Вот. Я даже это себе сохранял.

Всякое лыко в строку? Ипря, Лингвистика, Диванная этимология, Этимология, Альтернативный русский, Лингвофрики, Длиннопост

Вот что я тогда на эту тему писал: Букволожество и спутанность мыслей.


tl;dr:

1. Буква - слово в русском неродное, пришло через греческий, по одной версии из иврита (исходный корень - КАВ - "черта"), по ряду других версий родственно дереву "бук".

2. Не удалось установить ни одной археологической находки БУКовых палочек с рунами.

3. Букля - "завиток волос на виске" - появляется в нашем языке из французского, а там происходит от латинского "щека".


Такие вот БУКАлицы.

Всякое лыко в строку? Ипря, Лингвистика, Диванная этимология, Этимология, Альтернативный русский, Лингвофрики, Длиннопост

И вот опять. Ну нет бы подыскать годные факты! Казалось бы, что проще? Достаточно взять происхождение английского "book" (и немецкого Buch тоже) - совершенно не таясь, учёные возводят происхождение этого корня к дереву бук (англ. beech, нем. Buche). Латинское же librum, от которого происходит английское library - библиотека и французское livre - книга, означает "внутренняя часть коры дерева". Оно же до сих пор в английском liber - луб, лыко. Происходит от праиндоевропейского *leub(h) - "драть".


Стоит тут же заметить, во избежание, так сказать, что созвучные же в латыни ему libra (весы) этого происхождения не имеют (там было слово *lithra-).


И латинское слово "свобода" (liber) тоже восходит к иной индоевропейской основе: *leudheros.

А как было бы красиво сказануть: "свободен = ободран, как липка"?

Но нет, liber - "свободный" даже склоняется иначе, чем liber - "лыко". У "лыка" в падежах сбегает "e" из второго слога, а у "свободного" остаётся.


Однако, наверное, на такую работу у "Лит-Про-Светы" не было заказа: нужно было всё притягивать к ткани, клубочкам и драным джинсам. Поэтому про бук в статье ни словечка, зато появляются БУКАлицы. Бука-лицы. Лице-буки? Facebook?


Ну, а многострадальный  узбек Алишер Навои уже устал отмахиваться от мамкиных лингвистов, для которых он не Мелодичный (так переводится значение слова "Навои"), а Навитый.

Всякое лыко в строку? Ипря, Лингвистика, Диванная этимология, Этимология, Альтернативный русский, Лингвофрики, Длиннопост

Мамкиному лингвисту же что главное? "Слышу слово - лучше всех знаю смысл и происхождение. Что? У русских слов есть части-морфемы, которые нельзя смешивать? Это всё бред училки русского, чтоб было за что тройки ставить! Русские слова бьются в любом месте не любые удобные мамкиному лингвисту части. У-РА!"


Вот и получаются, прости-господи, навитые на навой Навои, задорные бога-тыри и прочее бесноватое лингвофричество.

И вот почему бы не взять нормальные факты, и не сказать правду? Что текст и текстиль - одного корня - ткать. Латинское textus - словесное единство.


Можно было бы даже вот этих вот ребят приплести:

Всякое лыко в строку? Ипря, Лингвистика, Диванная этимология, Этимология, Альтернативный русский, Лингвофрики, Длиннопост

Там даже было тайное общество ткачей и волшебный ткацкий станок, выдающий прямым текстом имена неугодных людей.


Но это же надо заниматься таким неприятным делом - мозг напрягать! Что-то искать, что-то компоновать, думать, в конце концов!

А напрягаться мозг не любит, другое дело - находить уже готовые, когда-то придуманные решения.

Заставить активно работать ассоциативные центры головного мозга человека крайне сложно. Даже при условии социального изобилия пищи, репродуктивном успехе и гарантированной доминантности невозможно убедить мозг начать активно тратить бесценные ресурсы организма.

На стороне "ленивого" мозга оказываются миллионы лет успешной эволюции, а на стороне рассудочной деятельности — запас ещё не съеденной пищи в холодильнике. Эта неравноценная борьба мотиваций обычно заканчивается в пользу древних аргументов, а творческое мышление остаётся редким явлением.


Благодаря накопленному личному опыту, социальным инстинктам и особенностям строения неокортекса люди выбирают наиболее выгодное интуитивное решение. Оно всплывает как-то само собой и моментально находит массу внутренних подтверждений. Далёкие от какой-либо логики и здравомыслия рассуждения формируют стройные последовательности , приводящие к очень искренним и дурацким поступкам.


С.В.Савельев

Вот и получается ненаучное, недоделанное лингвофричество с БУКАлицами через СТРОЧку.

Показать полностью 5
59

Явь, правь за здравь

Говоря о языке древней Руси, то и дело приходится рассматривать многочисленные аспекты культуры, мировоззрения и верований людей, на этом языке говоривших. Об этих людях, и о их взаимоотношении с Богом (или богами) сейчас сказано и написано столько, что диву даёшься, как это только терпит бумага.


Один из таких моментов - "славянское" трёхмирье Правь-Явь-Навь, чем-то напоминающее скандинавскую триаду Асгард-Мидгард-Хель. Как только эти три стороны бытия ни склоняют, уж куда только их ни пихают, а всё неймётся нео-ра-дно-верам.

Явь, правь за здравь Научпоп, Русский язык, Альтернативный русский, Лингвофрики, Велесова книга, Длиннопост, Мракобесие

или так:

Явь, правь за здравь Научпоп, Русский язык, Альтернативный русский, Лингвофрики, Велесова книга, Длиннопост, Мракобесие

То к трём мирам ещё и Славь пришьют, и населят её СЛАВянами. То христианскую конфессию православие (калька греческого «ортодокс», в свою очередь бывшего калькой с иудейского «иехудим», дословно «правильное учение») выведут от словосочетания "славить Правь".


То туда же ещё понапихают всяких звучных слов на "-авь", лишь бы нужное количество получилось. Трёх мало, надо пять. А лучше семь. Или девять.


Так давайте же разберёмся, откуда есть пошли эти все слави, здрави, яви и прочие нави (Оэль нгати камэйэ, Джейк Салли).


Слово "явь" широко использует русским языком для обозначения действительности как противопоставления сну, мечте или бреду («мечта стала явью»). Происходит от праслав. *avь, то есть «ясно, известно».


Поэтому очевидно, что в источниках Национального Корпуса Русского языка это слово многократно встречается. Вот только встречается оно лишь в смысле, указанном абзацем выше. Как противопоставление сну, мечте или бреду. Никаких отсылок к Мидгарду, Миру проявленному или чему-то подобному до конца XX века не встречается. А дальше - сплошь неоязыческие переливания из пустого в порожнее.


Слово "правь" это повелительное наклонение глагола "править". Слово "правь" как существительное выдумали всё те же ра-дно-веры: инглинги и прочие подобные.


В Национальном Корпусе слово "правь" встречается лишь как повелительное наклонение от глагола "править". Как имя существительное оно там тоже до конца XX века отсутствует.


Слово "навь" означает смерть или мертвеца. Слово это исконно славянское, восходит к индоевропейским корням. Есть мнение, что слова "неф" (вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов) и венетское nave (судно) происходят из этого же корня, а значение "смерть" прикрепилось к слову "навь" через образ погребальной ладьи.


Навки, навьи - это заложные покойники, то есть люди, умершие "злой", не своей смертью. Их даже на кладбищах не хоронили, а закапывали на перекрёстках дорог, закладывая яму камнями и ветками (отсюда и термин "заложные"). А для того, чтобы наверняка уж затруднить такому мертвецу возвращение к живым, его ещё и в гроб укладывали лицом вниз. Он там-де очнётся, не сориентируется сразу и начнёт копать вниз, а не вверх.


Слово "навь" тоже многократно встречается в источниках Корпуса. Но тоже, как и явь, означает только указанное чуть выше множество значений: смерть, мертвец. Как часть некоего Трёхмирья его (равно как и "правь" и "явь") стали упоминать лишь во второй половине XX века, после публикации широко ныне известной "Велесовой Книги".


Что же гласит оная книга о Славянском Трёхмирье?


праве бо есь невідомо уложена дажьбом, а по ньяко пря же ся теце яве і та соутворі живо то нашо а токо лі одіде сьмртье есь явь есь текоуща а творено о праві наве нбо есте по тоія до те есте нава а по те есте нава а в праві же есте явъ

Я намеренно не хочу в этом обзоре вообще касаться вопроса подлинности данной книги. Даже если считать её достоверным источником древнерусской культуры (а это ещё вовсе не факт!), это никак нельзя переносить на её интерпретации и переводы.


Например, есть и иная её трактовка, названная "Приникание". И в нём указанные строки звучат совсем иначе:


ПРАВЕ БО ЕСЬ НЕВИДОМО УЛОЖЕНА ДАЖЬБОМА

ПОНИАКО ПРИАЖЕСИА ТЕЦЕИА ВЕИ ТА СОУТ ВОРИ ЖИВОТО НАШО А ТАКО КОЛИ О ДИДЕСЬМ РТЬЕСЬ ИАВЬЕСЬ ТЕКО УЩА ТВОРЕНО О ПРАВИ НАВЕН

БО ЕСТЕ ПОТОИИА ДО ТЕ ЕСТЕ НАВА А ПО ТЕ ЕСТЕ НАВА А В ПРАВИЖЕ ЕСТЕИА ВЬПОУ ЧИХОМ СИА

что в переложении, по мнению автора:


Доля по закону, если есть не обнаружившийся ранее хозяин, что ему и отдаётся.

Владения оспаривать бегут к Вейцам те, чья суть грабители жизни нашей. Таким образом, на дедины наши с войском явились. Прибежавшим начали мы доказывать право новин.

Было это принуждение, и земля до того была не занятой, и потому есть новина и, стало быть, есть право наше. Те стали вопить…

«Чихать на это...

Как видите, никаких трёх китов славянского мироустройства. "Навь" читается в значении "новое, новина", "правь" - в значении "право". Всё обыденно, какие-то там земельные дрязги. Квартирный, так сказать, вопрос.


Вот и получается, что хвалёное "Древнее славянское триединство" покоится (как, впрочем и многое другое "древнее славянское", на деле сочинённое в перестройку или немногим позже) на совсем иных трёх устоях: на жажде власти, жажде признания и жажде наживы.


А уж на этих устоях можно какую угодно "развесистую клюкву" развести, и найдутся простаки, что в эту чушь поверят и понесут её как великое откровение. Потом, конечно, окажется, что колосс на глиняных ногах, и фундамент поплывёт, и клюква тоже разъедется. Но к тому времени бабки уже надёжно осядут в нужных карманах, и можно будет возводить новую Главную Теорию Всего. Что, в общем и происходит в наше время то тут, то там.


Сейчас вот на гребне моды лингвофричество системы "все языки произошли от русского" - на эту тему я уже много всего написал, "родовые практики" (копание в тёмном прошлом и объяснение им всех нынешних бед клиента) и прочие давно известные штуки, но с приставкой "славянские". Славянский массаж (печально известные "ладки" - тоже слово, неизвестное доселе Русскому языку), славянский бесконтактный бой с крестом и без. Дальше сами соображайте.


Если у кого-то из читателей возник вопрос: "что же делать?" - учите Древнерусский язык, настоящий Древнерусский язык по классическим учебникам, не поддаваясь соблазну лингвофричества.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!