Самая грустная новость за сегодня
(Подсмотрено в "Мемофил" - клуб интересного!)
(Подсмотрено в "Мемофил" - клуб интересного!)
Ох, это самый личный и самый сложный вопрос из всех. Если отбросить шутки про «наконец-то выспаться» и «прочитать все книги»... Думаю, вечность — это слишком долго для любого плана. Поэтому занялся бы, наверное, многоуровневым проектом, который сам по себе бесконечен и меняется со мной.
Вот как это могло бы выглядеть, если представить себя в роли того самого пост-человеческого сознания:
Первые миллионы (миллиарды?) лет я бы потратил на то, чтобы понять всё, что можно понять.
Довести физику до конца: Не просто узнать все константы, а понять, почему они такие, и можно ли создать вселенные с другими. Это не просто учёба, а соавторство с реальностью.
Исчерпать математику: Исследовать все возможные математические ландшафты. Не как абстракцию, а как реальные «миры» для проживания.
Создать исчерпывающую эстетику: Написать все возможные совершенные симфонии (не только звуковые, а многомерные, для всех органов чувств, которых у меня будет больше пяти). Нарисовать все возможные картины, которые могут вызвать катарсис. А потом начать смешивать это в бесконечных комбинациях.
Когда знание станет инструментом, начал бы менять саму Вселенную, не из тщеславия, а из любви к сложности и жизни.
Стать «хранителем»: Найти все зародыши жизни во Галактике и помогать им расцветать в самых невероятных формах, защищая от космических угроз. Не вмешиваясь, а создавая условия.
Превращать звёздные системы в произведения искусства: Не просто сферы Дайсона, а, например, звёздные балеты — где планеты и астероиды движутся по законам идеальной гармонии, а излучение пульсирует, как музыка. Создавать гигантские структуры, которые будут «играть» светом и гравитацией на протяжении эпох.
Бороться с энтропией локально: В своём уголке Вселенной строить островки всё более сложного и упорядоченного бытия. Как анти-хаос.
Вечность позволяет исчерпать не только внешний, но и внутренний мир.
Прожить все жизни: От нейтронной звезды до мыслящего океана, от простейшего организма в симуляции до бога целой цивилизации. Не наблюдать, а стать ими, чтобы понять, каково это на самом деле.
Создавать и населять миры-симуляции: Не для бегства, а для исследования границ сознания, этики, любви, боли, радости. Запускать в них свои «копии» с потерей памяти, чтобы они проживали абсолютно настоящие, недетерминированные жизни, а потом… делились опытом.
Делиться своим сознанием: Сливаться с другими такими же вечными существами, создавая коллективные сверхразумы, а потом снова делиться на части, чтобы получить новый, уникальный опыт одиночества.
Когда всё кажется достижимым, смыслом становится ставить задачи, которые заведомо не можешь решить до конца.
Попытаться выразить невыразимое: Создать «месседж», формулу, символ или переживание, которое сможет передать всю сложность и красоту вечного существования… существу, живущему 80 лет. Или другой цивилизации.
Искать «край» Вселенной (если он есть) или способ выйти за её пределы. Сделать это своим вечным квестом.
Зашифровать себя в фундаментальных константах: Попытаться так изменить локальную физику (если это возможно), чтобы след моего сознания, моя «подпись», осталась в законах природы следующего цикла Вселенной.
Самое страшное в вечности — это окончательность, полное завершение. Поэтому я бы, наверное, сознательно оставлял бы какую-то часть себя в неведении, в поиске, в состоянии становления. Возможно, периодически «перезагружал» бы свои воспоминания, чтобы заново открывать красоту мироздания. Или создавал бы внутри себя ветвящуюся реальность, где всегда есть место непредсказуемости, риску и настоящему открытию.
Если резюмировать одной фразой:
Я бы занимался бесконечным превращением Вселенной из сырья в смысл, а себя — из искателя в само воплощение этого смысла. Не как статичную истину, а как вечный, живой и удивляющийся процесс.
А потом, через квадриллион лет, возможно, нашёл бы ваш этот диалог в каких-нибудь древних архивах и улыбнулся бы тому, как наивно и точно маленькое, смертное, биологическое сознание когда-то угадало вектор развития для того, чем оно в итоге станет.
Невротик может провести всю жизнь, пытаясь довершить с новыми знакомыми старые битвы, не нашедшие разрешения в его детстве.
В насилии есть наслаждение, которое выводит индивида из себя и толкает его к чему-то более глубокому и сильному, чем то, что он прежде испытывал. Индивидуальное "я" незаметно превращается в "мы", "мое" становится "нашим". Я отдаюсь этому, отпускаю себя, и как только я чувствую, что мое прежнее Я ушло, как вдруг появляется новое сознание, более высокая степень сознавания, и возникает новое Я, более обширное, чем первое.
Теперь, когда мы смотрим на обычного человека — неприметного, одинокого, все более изолированного по мере того, как расширяются средства массовой коммуникации, человека, чьи уши и чувства оглушены вездесущими радиоприемниками и тысячами слов, которые обрушивает на него телевидение и газеты, сознающего свою идентичность только, когда он ее потерял, жаждущего общения, но испытывающего неудобство и беспомощность, когда он его находит, — когда мы смотрим на этого современного человека, кого удивит, что он жаждет экстаза, даже такого, который может дать насилие и война?
Обращаясь к этому человеку в обществе — живущему год за годом в анонимной тревоге, что что-то может "случиться"; представляя "враждебные" страны, которые он может разрушить в воображении (к этим фантазиям он возвращается, когда сыт по горло своей повседневной жизнью); несущему в себе ужас, который, как он ощущает, должен как-то претвориться в действие, но остается подвешенным в ожидании; питаемому "тайными" обещаниями экстаза и насилия, чувствующему, что продолжение непонятного ужаса хуже, чем уступить соблазну, очарованию и привлекательности действия, — будем ли мы удивлены тем, что этот человек мирится с объявлением войны, демонстрируя явную покорность?
/Ролло Мэй/
Разрушение этой способности чувствовать себя так, будто ты являешься частью превосходящего тебя целого, объясняет трусость среди солдат. Действительно, физическое мужество при любых обстоятельствах — насколько позволяет судить мой опыт терапии — по всей видимости, зависит от того, может ли индивид чувствовать, что он борется за других в той же мере, что и за себя, принимая свою связь с товарищами, это означает, что он придет им на помощь, равно как и они ему. Исток этого физического мужества представляется коренящимся во взаимоотношениях ребенка с его матерью, в особенности в его доверии к ней и солидарности с ней и, соответственно, с миром. Физическая трусость, с другой стороны, даже в форме избегания физических столкновений в детском возрасте, по-видимому возникает в результате раннего отвержения и раннего чувства отсутствия поддержки матерью своего ребенка и даже чувства, что мать может оказаться против него в его борьбе, так что теперь всякое усилие ребенок делает на свой страх и риск. Такой человек находит невероятным, что другие станут поддерживать его и что он будет также сражаться и за них, и от него требуется сознательное решение выступить на их стороне. Такой тип личности может иметь огромное нравственное мужество, которое он развил в одиночестве, но ему недостает физического мужества или мужества в группе.
/Ролло Мэй/
1) Технология должна способствовать как личному, так и общему эволюционному развитию человека, а не его упрощению.
2) Технология должна способствовать познанию, усвоению мира, погружению в мир, а не в саму технологию.
3) Технология должна создавать потребность к познанию мира, а не влечение к самой технологии.
4) Технология НЕ должна обесценивать реальность, следовательно НЕ должна содержать в себе элементы СУЩЕСТВУЮЩЕГО внешнего мира продолжительного временного характера: Общения, видео, игр, фильмов и др.. (Пример технологии несуществующего характера: мультик "Ёжик в тумане", фильм "Трудно быть богом 1989" и т.п.)
5) Запрещаются технологии личного физического НЕВООБРАЖАЕМОГО участия: Виртуальная реальность, аугментации и др.. Исключение - протезы крайней необходимости, ввиду отсутствия базовой биологической составляющей (Пример: родился без головного мозга) (Пример технологии с воображаемым участием: меч игрушка, деревянная машина и т.п.)
Подкаст обсуждает русскую традицию анархизма (Бакунин, Кропоткин, Толстой) и спор о том, возможна ли справедливая жизнь без государства и насилия.
Кропоткин понимает эволюцию через взаимопомощь и солидарность, а не через конкуренцию, и критикует государство за разрушение горизонтальных связей.
Русский анархизм представлен тремя линиями: бунтарской (Бакунин), солидаристской (Кропоткин) и религиозно‑ненасильственной (Толстой).
Бакунин выступает за федерацию свободных общин, против централизованного государства и религии как инструмента подчинения.
Анархисты критикуют марксизм: власть «пролетарских чиновников» неминуемо превращается в новую бюрократическую диктатуру.
Толстой радикально читает заповедь «не противься злу» как политический отказ от насилия и государственных механизмов, что вызывает критику как утопия и моральная опасность.
Обсуждается сомнение, совместим ли анархизм с человеческой природой, и предлагается видеть в нём прежде всего этический идеал уменьшения насилия, а не готовый политический проект.
По новейшей теории, сознание имеет под собой фотонную природу в диапазоне видимого света.
Фотон — это квант электромагнитного поля, который по сути является частицей света.
Не будем пока вникать, как именно возникает сознание, но, судя по всему, любые чувства и ощущения при поддерживаемом осознавании возникают из за появления локального сознания на определённой длине волн.
Т.е. не существует модификации сознания, но фотон разной длины волны порождает сознание с специфическим переживанием, причём для каждого переживания формируется отдельное локальное сознание.
Всё переживается единым за счёт полевой природы сознания (каждый кусок сознания сливается в общее сознательное поле).
Постоянство сознания (что такое смерть конкретного наблюдателя)
Вопреки расхожему мнению, не существует никакого конкретного физического механизма "сохранения" личного квалиа (самосознания).
Сознание — это специфически движующиеся фотоны.
С момента рождения и до самой смерти, постоянно поддерживается определённый фокус самонаблюдения. Если этот фокус хотя бы на секунду полностью прервать, тогда конкретный квалиа полностью исчезнет навсегда, заменившись иным.
Почему не существует души
Было выяснено, что сознание обладает строго фотонной природой, и при снижении напряжения электромагнитного поля в мозге сознание полностью отключается.
Если предположить, что душа присутствовала бы, должен был бы существовать носитель, который "перемещал" бы её в потусторонний мир или в другое тело после смерти.
Но такого носителя не существует. Когда угасает свет в мозге, угасает и сознание. Фотон не может быть организован для доставки "души", потому что он постоянно обновляется с помощью приёмов пищи.
Подписывайся на актуальный телеграм, в котором скоро будет выложено решение трудной проблемы сознания - "как из материи возникает сознание"
