Культ страданий как стержень православной культуры? 29 января, праздник "Петровы Вериги"

Церковь отводит эту дату под поклонение веригам святого Петра. Чтобы было понятнее: вериги – это кандалы с цепью. Одна для рук, одна для ног.

От обычных цепей с кандалами они отличаются тем, что в нужный момент чудесным образом открываются и падают, позволяя носителю покинуть место заключения.

Позже, в 20 веке, подобные штуки на потеху публике демонстрировал в Америке один фокусник, но эффект был уже не тот, что две тысячи лет назад.

Культ страданий как стержень православной культуры? 29 января, праздник "Петровы Вериги" Религия, Бог, Церковь, Философия, Страдания, Христианство, Православие, Видео, Длиннопост

Что можно сказать о таком типе святынь? Отчасти этот попытка «хайпануть» на популярности Креста Господня – как-никак тоже орудие мучений, тоже контактировавшее с телом святого. А отчасти – это продуманный компонент культа мучений и мученичества, плотно сопряжённый с христианством. Увы, местами и временами эта часть христианского культа даже перевешивала его солнечную и человеколюбивую часть. Страдания возводились во главу угла и считались более верным путём в Царствие Небесное, чем жизнь по Промыслу и искренняя бескорыстная помощь ближнему.


Понятное дело, стремление причинить страдание себе или подвластным себе людям – детям, например, или просто младшим членам семьи – не приводит человека к Богу. Однако такое поведение уже давно свойственно людям, называющим себя христианами.

Из этого культа страданий происходит и типичное лицемерие – когда считается богоугодным и правильным «скорбеть сердцем, сохраняя улыбку на лице». Такие люди считают, что счастливый человек тут же впадает в гордыню и становится глух к чужим несчастьям, и, стало быть, не сочувствует никому.

Культ страданий прививается на нашей земле уже более двух сотен лет. Скорее всего, это проявилось с особой силой после церковного раскола XVII века. "Страдать за веру" в те времена было прямо-таки мейнстримом, выражаясь современным языком. Люди готовы были брать на себя вину за чужие проступки, лишь бы гнев - желательно, гнев властей - пал на их голову. А там уже можно было громко кричать, как власти притесняют святого человека и как он от властей терпит лишения.

У Достоевского в "Преступлении и наказании" есть персонаж Миколка. Он признаётся в убийстве старухи-процентщицы. Ему плевать на Раскольникова, ему нет дела до причин этого убийства. Для него это повод быть пострадавшим, и как раз от властей.

Сильно напоминает сегодняшних либералов, не так ли? У многих есть такое развлечение - домотаться, например, до омоновца на митинге, добиться, чтоб тот применил силу хотя бы для самозащиты, и громко орать, что ж деется-то, люди добрые!

Но если либералы это делают лишь для выставления властей предержащих сатрапами-угнетателями, у старообрядцев-бегунов это считалось прямым путём в Царствие Небесное.

В основе этой уверенности лежит убеждение, что страдания при жизни освобождают от страданий после смерти. Причём неважно, за что именно человек будет страдать. А так как все прижизненные беды и лишения не идут ни в какое сравнение с геенной огненной и адскими муками, совершенно понятно, почему люди, искренне верящие в загробную жизнь, стремились этих адских мук избежать.

Вот и получается, что быть счастливым на фоне таких убеждений становится как-то эгоистично и недальновидно. "Бог терпел, и нам велел" - вот он, девиз подобного мировоззрения. Власти же всячески потворствуют подобным взглядам у населения. Так проще управлять массами, да и крамольных мыслей у людей появляется в таком режиме куда меньше, чем у людей свободных и имеющих время и силы подумать о том, насколько справедливо устроена жизнь вокруг нас.

Идеологию страдания позже унаследовал и советский менталитет. Она органично вписалась в концепцию превозмогания и лишений ради счастья будущих поколений. Дескать, мы сегодня потерпим, зато внуки будут жить при коммунизме.

Увы, внукам коммунизма изведать не довелось. В наши дни страдать ради туманного будущего уже не кажется такой хорошей идеей, как сто лет назад. Слишком туманно будущее, а вот превозмогание и лишения наоборот - вполне осязаемы. Люди стремятся вообще не планировать в долгосрочной перспективе, а жить прямо здесь и сейчас. И их можно понять: когда твоя жизнь в любую секунду меняется, о каком долгосрочном расчёте может идти речь? Сегодня ты сидишь на макарошках, чтобы отложить лишний рубль на покупку жилья, к примеру, а завтра ты просыпаешься в совершенно другой стране с другими порядками. Моё поколение уже неоднократно через такое прошло. Мы засыпали в СССР, а просыпались в стране порешавшего рыночка. Потом лютый разгул анархии на время затихал и создавалась иллюзия порядка. Но ровно до следующего "хлопка", вроде очередной войны или финансового кризиса.

Однако идеология страдания навязывается нам всё это время со всех сторон. В каждом новогоднем поздравлении наш бессменный лидер рекомендует в очередной раз затянуть пояса и немножко ещё потерпеть и попревозмогать. Уже вот-вот будет хорошо, но пока что надо поработать.

Церковь своих взглядов на страдания в земной жизни никуда не теряла, и также проповедует это своей целевой аудитории.

И наши родители, у кого они ещё живы, тоже не понимают, как это вообще так - жить здесь и сейчас, и для себя. Это для них немыслимо, стыдно и неуважительно к окружающим. Все страдают и превозмогают, а ты решил в своё удовольствие пожить? Ишь какой выискался! Знакомо?

По большому счёту, эта идеология - трусость перед необходимостью брать ответственность за свою жизнь. Если ты страдаешь и лишаешься, тебе сочувствуют, жалеют, помогают. А когда ты идёшь своим избранным путём, решая своей головой, советуясь только со своей совестью - с одной стороны, ты сам виноват во всех своих ошибках, а с другой - ты выделяешься на фоне страдальцев, вызывая у них скрытую зависть.

Культ страданий как стержень православной культуры? 29 января, праздник "Петровы Вериги" Религия, Бог, Церковь, Философия, Страдания, Христианство, Православие, Видео, Длиннопост

А там, где появляется зависть, появляется и желание сбросить обнаглевшего крабика обратно в банку ко всем остальным.

Стоит напомнить, особенно тем, кто считает себя настоящими православными, что уныние - один из смертных грехов. А тяжкое несение своего креста - это именно уныние. Бог терпел, а нам не велел.