13

Тринадцатый апостол. Кем был основоположник христианства Шауль Тарсянин

Итак, предупреждение.

Данный пост никоим образом не несёт цели оскорбить чувства любой категории граждан, принадлежащих к той или иной конфессии. Все признаки кощунства, неуважения к святым лицам, религиозным артефактам, обычаям и верованиям, которые можно в данном посте при желании найти, являются не более чем здравой критикой фанатизма и мракобесия, а также призывом мыслить своей головой.

Вот. Теперь можно и к делу.

Сегодня я хочу рассказать о тринадцатом апостоле Христа.

Нет, не об этом.

Как известно, у Христа было двенадцать апостолов, которых он лично призвал к служению. Было также ещё семьдесят, призванные уже этими двенадцатью. И особняком от них всех стоит ещё одна фигура. Без него просто не было бы современного христианства как такового.

Вот он, этот коварный тип гражданской наружности

Вот он, этот коварный тип гражданской наружности

Первоверховный апостол Павел - одна из ключевых фигур истории раннего христианства. В православии он почитается даже больше святого Петра - правой руки Христа. И это несмотря на то, что Павел не только не застал при жизни Христа, не видел его, не слышал его проповедей - но изрядную часть жизни был ярым противником христиан и нарождающейся религии.

Более половины книги деяний апостольских, повествующих о ранних годах христианской церкви, посвящено рассказу об обращении Павла и его миссионерских трудах.

В текстах, составляющих Новый Завет, более половины - послания самого Павла, поясняющие, как полагается жить христианам, что должно, а чего не должно делать, а также одно Евангелие, составленное его прямым подручным - так называемым святым Лукой. Говорят, что Лука и вовсе был родственником тринадцатого апостола.

Как же так вышло, что главной фигурой Нового Завета, Библии в целом, да и вообще основным "автором" христианства стал тот, кто первые двадцать или тридцать лет жизни преследовал и убивал христиан, невзирая на их возраст или социальное положение?

На эти и другие вопросы постараюсь ответить. А хороший вопрос, как известно, содержит большую часть правильного ответа.

Естественно, касаться такой деликатной темы, как зарождение христианства и  церкви, стоит весьма аккуратно, дабы не дать повода или материала для нападок на христианство со стороны его противников.

И, несмотря на моё личное отношение к Павлу, ни в коем случае я не хочу умалить то доброе, что было сделано этим несомненно великим человеком.

Примерно через пять лет после всем известных событий с распятием одного добряка, проповедовавшего любовь к ближнему, в киликийском городе Тарсе родился мальчик Шауль (в греческой транскрипции - Савл).

Город Тарс, будучи крупным промышленным и торговым центром, был также крупнейшим центром культуры, науки и образования.

Он был частью огромной эллинистической цивилизации, сложившейся в результате побед Александра Македонского в четвертом веке до рождества Христова.

Эти победы привели к тому, что греческий образ жизни распространился на обширные территории восточного средиземноморья.

Коренное население завоеванных областей принимало греческие обычаи: в городах строились театры и бани, в гимназиях занимались атлетикой и другими видами спорта. В театрах ставились драмы и комедии. Греческий язык сосуществовал с местными языками.

Во времена Савла основная часть земель, некогда завоеванных Александром, входила в состав Римской империи, но это мало изменило их в культурном отношении. Во многих городах империи проживали евреи, и в своем подавляющем большинстве они сохраняли религию Ветхого Завета. При этом все евреи диаспоры говорили по-гречески.

Неудивительно, что Савл с детства свободно владел греческим языком наряду с арамейским.

Савл от рождения имел римское гражданство. Римский гражданин пользовался значительными привилегиями. В отличие от прочих жителей империи, римского гражданина нельзя было подвергнуть бичеванию, связать, заковать в кандалы, подвергнуть пыткам, нельзя было передать его дело из римской судебной юрисдикции в какую-либо иную.

Даже казни для римских граждан, осужденных на смерть, были более гуманными, чем для прочих. Так, например, римского гражданина нельзя было распять на кресте.

Что же касается Петра, который, скорее всего, тоже был римским гражданином, то это тайна, скрытая под покровом времени стараниями отдельных людей и целых сообществ.

Скорее всего, именно римское гражданство явилось причиной, почему фарисейская община выбрала именно Савла в качестве посланника - амбассадора христианства.

Во времена Савла/Павла римское гражданство можно было получить несколькими способами:

  • родившись в нем

  • отслужив много лет в армии

  • получив его в награду получив его в дар

  • купив за деньги

Савл родился римским гражданином, а это значит, что в свою очередь, римским гражданином по одной из указанных причин был его отец.

О  своем еврейском происхождении Шауль-Савл упоминает неоднократно. В послании к филиппийцам он говорит о себе:

если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев

Фил. 3:5

Слово «еврей» в данном случае указывает не только на этническое происхождение, но и на религиозную, культурную идентичность евреев.

Это тот израильтянин, который сохранил традиционную еврейскую культуру несмотря на тотальную эллинизацию. Иудейское имя, которое будущий апостол Павел получил при обрезании было Шауль. Весьма распространено мнение о том, что после обращения в христианство он сменил имя на Павла, однако это не так.

В  действительности, у него, как и у многих других евреев диаспоры, было два имени: одно еврейское, другое греческое. Мы не знаем, каким образом и при каких обстоятельствах, и в каком возрасте Шауль впервые оказался в Иерусалиме, но свое религиозное образование он получил именно там.

В речи, произнесенной в Иерусалиме, Павел так характеризует себя: «воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставлен и в отеческом законе, ревнитель по боге, как и все вы ныне.»

Гамалиил был членом синедриона и пользовался в иудейской среде большим уважением.

Важнейшее христианское предание свидетельствует о том, что под конец жизни Гамалиил принял христианство, став единственными в истории раввином, почитаемым не только в иудейской, но и в христианской традиции - церковь прославила его в лике праведных.

Можно предположить, что Гамалиил последовал за своим учеником в к тому времени уже богатую и огромную общину, которую основал Павел. Вероятно, Гамалиилу также импонировало то, что христианство стало новой религией - ею можно будет пользоваться так, как захочется, потому что правила этой религии они же сами и писали.

Старый иудаизм при наличии оккупантов из Рима не так действенен и не приносит столько денег, а здесь можно организовать хороший поток, и скорее всего, Павел доказал, что этот поток уже существует.

Причём деньги можно сосать не только из «несчастных» евреев, но и из новой паствы, в которую можно включить даже захватчиков римлян или эллинов, - собственно к кому Павел и был послан.

Выражение «воспитанный при ногах» отражает распространенную практику, согласно которой раввин учил сидя, а ученики располагались на полу или на земле у его ног.

Савл принадлежал к партии фарисеев. Именно эта религиозно-политическая партия стояла во главе заговора против Исуса Христа, и добилась его осуждения на смерть римскими властями. Вполне естественно поэтому, что Савл, будучи ревностным фарисеем, разделял их негодование относительно деятельности Исуса и основанной им общины.

Молодой и горячий, Савл взялся за дело искоренения новоявленной ереси со всем присущим ему пылом. В своих посланиях Павел неоднократно упоминает о том, что до обращения «гнал церковь божию жестоко и опустошал ее, был гонителем церкви божией, был хулителем и гонителем и обидчиком» - это все его собственные выражения, эти слова говорят не только о несогласии с христианским учением, но и об активных действиях, направленных против его носителей.

Скорее всего, Павел заставил Луку записать эти подробности про то, что он был ярым гонителем для того, чтобы не отступить от правды, которая рано или поздно в любом случае вылезла бы наружу, и скорее могла бы ему навредить.

Он сам себя называет гонителем, тем самым подтверждая свою силу и полезность для христианской церкви. Якобы он будет более полезен, поскольку был сильным противником, а теперь стал сильным сторонником.

Данная информация полностью подтверждается деяниями апостолов.

В этой книге Павел – точнее, тогда ещё Савл, впервые упоминается в связи с рассказом о том, как члены синедриона учинили самосуд над Стефаном.

Вон тот юноша в центре на возвышении, у которого на коленках лежат плащи - и есть Шауль Тарсянин, будущий первоверховный апостол Павел.

Вон тот юноша в центре на возвышении, у которого на коленках лежат плащи - и есть Шауль Тарсянин, будущий первоверховный апостол Павел.

Перводиакон Стефан же, будучи исполнен духа святаго, воззрев на небо, увидел славу божию и Исуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот я вижу небеса отверстии и сына человеческого стоящего одесную Бога, но они закричали громким голосом, затыкали уши свои, единодушно устремились на него и, выведя его за город, стали побивать его камнями.

Свидетели же положили свои одежды у ног юноши именем Савл, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи Исусе, прими дух мой», и преклонив колени воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего», и, сказав сие, почил.

Савл же одобрял убиение его.

Савл в этом рассказе назван юношей. Использованное здесь греческое слово может означать молодого человека в возрасте двадцати с небольшим лет.

Это значит, что он был лет на сорок моложе Исуса Христа и вероятно, моложе большинства его апостолов.

Далее в деяниях говорится: «а Савл терзал церковь, входя в дом и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу».

Откуда у молодого человека могли быть такие полномочия и почему именно к его ногам складывали одежды те, кто побивал камнями Стефана?

Очевидно, Савл уже в молодости приобрел некоторый авторитет в фарисейских кругах.

Возможно, члены синедриона воспользовались услугами не по годам ревностного Савла потому, что видели в нем восходящую звезду.

Не исключено также, что Савл по своей инициативе принял на себя лидирующую роль в борьбе против зарождавшегося христианства.

А теперь давайте представим этих самых молодчиков, которые убивали камнями Стефана. Вряд ли это были старые люди, которые развлечения ради бросались камнями в других людей. Скорее всего, это были молодые люди, которые регулярно занимались подобной деятельностью: то есть забиванием людей камнями. Но руководил ими Савл.

Скорее всего, это была удобная бригада мальчиков, которые занимались тем, что тренировались, убивали или избивали всех несогласных, необязательно новоявленных христиан, но и любых других приходящих в синагогу людей, ну или встречавшихся просто на пути-дороге.

Именно поэтому вскоре после убиения Стефана Савл, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы кого найдет последующих сему учению мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

Чтобы попасть из Иерусалима в Дамаск, требовалось преодолеть около 200 километров.

Скорее всего, Савл не шел пешком, а ехал в Дамаск, по пути производя театральное действо, а также готовил замечательное представление уже в самом Дамаске для Христиан, которые будут наблюдать его.

Как-то так это могло бы выглядеть...

Как-то так это могло бы выглядеть...

Естественно, там он должен был получить помощь соответствующих внедрившихся агентов, которые бы с радостью помогли ему во вхождение под прикрытием.

И вот, когда он уже был на подступах к городу, произошло то, к чему он готовился: ему якобы явился Христос.

Здесь стоит отметить то, как именно произошло это явление, если оно вообще было, и что произошло с Савлом и при каких обстоятельствах.

Отступлю немножко от повествования. Позднейшие истории про монахов рассказывают примерно следующее: некоему монаху пришел ангел света. Монах забыл перекреститься и поклонился ему, после чего его взяли в оборот бесы.

Этого несчастного монаха все братья в монастыре отхаживали, потому что поклонился он врагу рода человеческого.

Сомневаемся, что Савл/Павел перекрестился, прежде чем воззвать к некоему господу, который его ещё к тому же и ослепил.

Вот уж действительно чего нельзя было ждать от Христа и чего он никогда не делал ни при жизни, ни после воскресения своего, так это не ослеплял людей и не шантажировал их тем, что они поступают неправильно.

Традиционная точка зрения РПЦ состоит в том, что обращение Савла - один из самых драматичных эпизодов в книге деяний апостольских и одно из важнейших событий всей раннехристианской истории.

Что же это за эпизод такой?

Когда Савл был уже на подступах к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба и такой яркий, что он упал, и он услышал голос: «Савл, Савл, что ты гонишь меня?».

Савл спросил: «Кто ты, Господи?»

И Господь – а почему-то Савл, и вслед за ними вся современная христианская церковь, вне зависимости от направлений и согласий – так вот, этот «господь» ответил ему: «Я – Исус, которого ты гонишь!».


В страхе и трепете Савл обратился к этому «господу» со словами: «Господи, что мне делать?». И якобы Исус ответил ему: «Встань и иди в город, и сказано тебе будет, что надлежит тебе делать».

Совершенно замечательная сцена в духе тайных агентов и команд, которые даются из центра под прикрытием. Как будто не древнюю книгу читаешь, а смотришь шпионский детектив.

Савл встал, но он ничего вокруг себя не видел. он был ослеплен. Его под руки повели в Дамаск и привели в центр города, на улицу прямую.

В своих посланиях Павел будет вновь и вновь возвращаться к этому событию, изменившему ход его жизни на прямо противоположный.

В первом послании к Коринфянам он поставит явление ему Христа в один ряд с его явлениями апостолам после воскресения.

Павел говорит о себе прежнем предельно уничижительно, но значение явления ему воскресшего Христа он не только не умаляет, а наоборот, он видит в этом явлении часть того евангелия которая он призван проповедовать.

Дальше мы видим Савла-Павла, который, естественно, ведёт себя в духе всё тех же самых шпионских боевичков. Вот он преобразился обновился, обнулился, так сказать, и вот он теперь себя прежнего вдруг резко не переваривает, и считает себя прежнего ужасно неправым.

Вдруг он делает разворот на 180 градусов, без всяких проблем и всяких покаяний, без каких-либо извинений и контрибуций за то, в чём он был неправ, он просто немногоуничижительно о себе прежнем говорит.

Бог, видите ли, призвал его для свидетельства не о том, что видели и слышали другие, а о том, что видел и слышал он сам.

Савл-Павел принял крещение от одного из христиан по имени Анания.

Тому в видении тоже явился господь, и повелел найти Савла в Дамаске.

«Иди, ибо он есть мой избранный сосуд».

Анания нашёл Савла, вошел в дом, и возложив на него руки, сказал:

«Брат Савл! Господь Исус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился святаго духа».

И тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла и вдруг он прозрел, и встав, крестился, и приняв пищи, укрепился, и был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

Несомненно, те несколько дней, которые Савл провел в Дамаске, были для него временем, когда он слушал рассказы об Исусе - те самые рассказы, которые впоследствии войдут в Евангелия. А пока они существуют только в устном предании, можно себе представить, с каким вниманием впитывал как губка Савл рассказы о том, чьим гонителем он еще недавно был.

Сразу же после своего крещения Савл – теперь уже Павел - начал проповедовать о Христе в синагогах и все слышавшие удивлялись и говорили - не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие?

Но Павел продолжал проповедовать, и иудеи наконец решили убить его.

Настоящий диссидент, естественно, должен быть арестован, а иначе какой же он истинный проповедник? Приобретение Павлом ореола мученичества должно было помочь ему влиться в среду апостолов, как нового апостола, всамделишного и избранного. Естественно, в процессе его пребывания в Дамаске его готовили, и он действительно впитывал как губка все эти положения, правила, которым он должен будет следовать, будучи христианином. Но при этом, естественно, была разработана новая система того, что он будет проповедовать, как он будет проповедовать, и собственно, ради чего.

Естественно, ради бабла, ради того, чтобы организовывать общины для перенаправления средств не к ногам апостолов, а в нужные руки…

Таким образом «еврей из евреев» Савл и был внедрён в нарождающуюся общину последователей Христа. Теперь поговорим о том, зачем вообще понадобилась вся эта история с внедрением. Ведь все ключевые лица были Синедриону хорошо известны. Если бы возникла такая необходимость, всю новоявленную секту Христа-Мессии можно было легко стереть с лица истории, физически уничтожив 12 апостолов, 70 их последователей, и пару-тройку сотен послушников. Дальше достаточно было только подождать пять-десять лет, и сама память об Исусе из Назарета исчезла бы, как надпись на песчаной дюне.

Видимо, целью фарисеев было не уничтожение новой «ереси», а возглавление её и приведение к собственным целям. Каким именно? Как и всегда, к накоплению и сохранению власти.

По версии Павла и стоящих за ним фарисеев, христианство должно существовать в двух вариантах: для толпы и для интеллектуальной элиты. Упрощённый вариант христианства «для толпы» - ровно то, что мы сегодня наблюдаем, и что проповедуется во всех церквях РПЦ, по всем церковным теле- и радиоканалам, а также во всех упрощённых вариантах христианских сект западного образца. Это так называемое простое христианство можно выразить всего несколькими тезисами: «выгляди верующим и жертвуй деньги, и тебе всё будет прощено», «ты изначально грешен и обязан каяться», «слушайся пастыря и не будешь таким образом ещё больше грешить». Если совсем упростить, то получится: «регулярно жертвуй», «будь овцой», «тебе воздастся потом».

8. Мойте руки после туалета.

8. Мойте руки после туалета.

Именно такое, «упрощённое» христианство преподносилось язычникам, как новая религия. Минимум правил, всё просто запомнить, никаких сложных ритуалов и обрядов.

План по переводу язычников в христианскую веру состоял в том, что практически кто угодно мог принять христианство, эта община была буквально открыта для всех.

Неофит должен был пожертвовать в христианскую общину практически всё своё состояние, как бы отказавшись от прежней жизни. Требовалось буквально продать всё своё имущество и сложить вырученные деньги к ногам апостолов. Так и только так можно было доказать свою преданность Христу. Испокон века этим способом пользуются многие радикальные секты, и довольно успешно.

И слово, повторённое три миллиона раз - это...

И слово, повторённое три миллиона раз - это...

И в наше время самые финансово успешные секты благополучно «крышуются» соответствующими органами. Дела секты процветают, а все уголовные дела против неё саботируются «крышей».

Было ли это изобретением апостолов, или же они переняли такой подход от более древних общин – неважно. На апостольскую церковь обратили внимание иудеи во главе с Гамалиилом, но не как на угрозу церкви и вере, а как на успешный финансовый проект. Жёсткий финансовый ценз был необходим в то время, пока христианство было всего лишь сектой иудаизма.

Лишь позже, получив достаточно капитала и некую основательность, христианские пастыри позволили себе расслабиться и требовать с паствы всего лишь десятину, а не всё и сразу.

Эта схема и сегодня повторяется в радикальных сектах: жертвовать в общину требуется всё…

Но для начала надо было втереться в доверие, стать своим в уже имеющейся общине христиан, возглавляемой апостолами.

Влиятельных друзей в христианской общине у Савла поначалу не было. Спящих агентов вроде Варнавы мы таковыми не рассматриваем. Они сыграют свою роль позже.

А раз нет друзей, которые могли бы объявить Савла своим, придётся играть от противного. Враг моего врага – мой друг. А кто в это время самый ярый враг нарождающегося христианства? Радикальные иудеи. Те самые, что распяли Христа и приговорили Стефана.

И начинается история гонения Савла-Павла иудеями. Он был многократно заключён под стражу, бит, приговорён к смерти, но каждый раз возникал какой-то рояль в кустах и вместо воссоединения с Создателем в райских кущах Павел возникал, как чёртик из табакерки, в другом городе, где принимался проповедовать с ещё большей силой.

И никакая зараза его не брала. Говорят, что Павел был столь угоден Господу, что его просто не могли убить. То есть Стефан был менее угоден, получается? Да что тут говорить – неужели сам Христос был менее угоден Богу?

Однако Павел продолжает влипать в неприятности и мастерски из них выпутываться. Его то и дело арестовывают, заковывают в узы, но потом освобождают. Или подкарауливают его и бьют, но так, вполсилы.

Это просто царапина!

Это просто царапина!

На следующий день самоназванный апостол уже бодр и полон сил, хоть и щеголяет свежими кровоподтёками. Полон сил идти на новую проповедь, желательно, в другом городе.

Именно Павел начал проповедовать язычникам. Никто из апостолов за почти два десятилетия от сошествия на них Духа Святого не отлучался из Иерусалима на проповедь. Даже во времена повальных чисток от опасности разбежались все, кроме самих апостолов. Они сидели в притворе Соломоновом (Деяния, глава 5 стих 12) и всячески отрицали саму возможность принятия в лоно общины необрезанных не-иудеев!

А «командный центр» Павла сделал ставку на язычников, и не проиграл. Эта аудитория была гораздо шире народа Израилева, они были неискушены в богословских вопросах, их было легко убедить, что мир находится на грани краха, вот-вот настанет Страшный Суд, и заботиться надо не о мирском благополучии, а о том, чтобы предстать перед судом в лучшем виде. Лучший вид, разумеется, обеспечивает вхождение в церковь, а это, как мы помним, делается путём продажи всего имущества и жертвования вырученного апостолам. Тех, кто утаивал себе кубышку на чёрный день, обвиняли в недостаточной вере и убивали. Анания и Сапфира тому пример.

Лишь спустя долгий срок, когда новоиспечённая павлова церковь имени Христа нахапала достаточно, чтобы обрести вес и возможность диктовать свои правила светской власти – только тогда вхождение в лоно церкви новых послушников стало проще. И сегодня мы просто принимаем крещение, и время от времени жертвуем «на храм». О прочих доходных областях деятельности церкви – в другой раз.

Видео-версия для тех, кому недосуг читать:

Уж если надо озаботиться предупреждением - как пройти мимо такого замечательного образчика?

Уж если надо озаботиться предупреждением - как пройти мимо такого замечательного образчика?