Pteranodon

Pteranodon

Очень ценю конструктивную критику. К неконструктивной отношусь с умилением. Хочется сказать: иди, обниму, кто ж тебя так озлобил))
На Пикабу
user0304910 valerson1990
valerson1990 и еще 7 донатеров
4702 рейтинг 58 подписчиков 27 подписок 23 поста 18 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
26

Ответ на пост «Магическое мышление»2

Многие действительно подвержены «магическому мышлению». И у них есть масса жизненных примеров, что это работает. Хочу со своей позиции пояснить, откуда эти «примеры».

Есть один рабочий момент, на котором принцип «сильно захотела и получила» держится. Вокруг нас очень много предметов, звуков, событий. Но обращаем внимание мы только на то, что считаем важным.

Например, любитель кошек будет подмечать котов на фото, на улицах, в принтах одежды и т.д. А увлеченная мать не заметит граффити с котом во всю стену дома, зато подметит новую детскую площадку рядом с этим граффити. Площадку куда можно сводить детей.

Видим то, что нам нужно/приятно. Очень правильное удобное свойство мозга.
То есть, если я гипотетически начну много думать о поездке в Мурманск, то я стану больше замечать того, что с этой поездкой может быть связано: посты на тему, статьи в журналах, разговоры коллег. Хотя раньше не обратила бы внимания.

Много думаешь - замечаешь. Именно замечаешь, но не обязательно получаешь. В этом разница. Однако адепты магического мышления используют это свойство мозга как подтверждение своих теорий: «ВОТ!!! ТЫ ДУМАЛА ПРО КРАСНУЮ БЛУЗКУ И УВИДЕЛА 5 ТАКИХ ЗА ДЕНЬ!!! РАБОТАЕТ!!!» Работает. Но увидела, не значит получила))

Так что нет никакой магии, просто особенности работы мозга. ТС права, не позволяйте вводить себя в заблуждение.

Показать полностью
85

Мама не нужна

Пост-рассуждение о личных детских и взрослых переживаниях. Взгляд со стороны ребёнка и родителя. И непрошеный совет в конце))

В детстве часто слышала от взрослых: «вот, если ребёнку плохо, больно, беда какая - сразу к маме бегут. А как всё хорошо, мама не нужна!» Мне было очень жалко маму. Было как-то неуютно веселиться, когда она одна дома скучает.

Теперь я сама мама. Недавно отправляла сына развлекаться на пиратский квест с друзьями из сада. Как только пришли, он сразу побежал искать друзей, на меня даже не посмотрел. Окликнула, сказать, что приду за ним, когда всё закончится. Он набегу сказал: «ага, давай иди уже!». И я прочувствовала, что ненужна. Целых три часа не нужна. Можно без спешки сходить в магазин. Можно покойно попить чай с мужем. Почитать. Можно переделать кучу взрослых дел. Можно просто помолчать. Восхитительное ощущение того, что ребёнок счастлив, а мне для этого ничего делать не надо)) Он вернётся и мы опять будем разговаривать, играть, куда-то вместе ходить. Пригожусь ещё, но сейчас можно побыть просто взрослой тётей, а не мамой)

Я не знаю, почему взрослые в моём детстве говорили, что плохо веселиться без мамы. Плохо говорить или показывать ей, что она сейчас мне не нужна. Не знаю, действительно ли моей маме было так уж плохо, когда я уходила развлекаться. Обычно, провожая меня, она говорила: «буду скучать, буду грустить и плакать без тебя!» Возможно, так она хотела показать свою любовь ко мне. Но мне от этого было очень грустно. Как-будто предаю близкого человека. Поступаю жестоко и эгоистично. Не могла отделаться от этого ощущения и на 100% погрузиться в атмосферу праздника. Старалась уйти пораньше.
В общем не желаю такого никому из детей. Особенно своим))

А теперь непрошеный совет. Не любителям такого дальше лучше не читать))
Пожалуйста, не говорите близким, что вам плохо от того, когда им хорошо где-то без вас. Особенно если это не так.
А если вам действительно плохо, когда близкому хорошо без вас, это повод задуматься и разобраться. Ведь парадокс выходит: близкому хорошо, вы его любите, заботитесь. Значит должны быть рады, что ему хорошо. А вам плохо и больно. Если у вас именно так, желаю с этим в себе разобраться. Зачем? Хочу, чтобы не было больно и плохо вам. И близким вашим. Никому. Мощные хотелки, но не могу себе в этом отказать)))

P.S.: возможно возникнет вопрос как в эту концепцию вписываются супружеские измены. «Мужу хорошо с любовницей, а жене от этого плохо». Это отдельная большая и спорная тема. В этом посте речь шла о «хорошо без нарушения общепринятых норм морали».

Показать полностью
77

Ответ на пост «Как безопасно сбросить пар?»2

У ТС копиться агрессия и интересует безобидный способ выпустить пар.

Отвечу здесь на ту часть, которая связана с ребёнком. Дети нарушают личные границы родителей. Дети не дают спокойно поесть, поспать, заниматься личными делами. Требует внимания в любое время суток. И это нормально. Но действительно выводит из себя. Как писала ТС, агрессия и раздражение копятся. Вмещать это на ребёнке действительно плохо. Но есть способы, как это можно выместить вместе с ребёнком.

Драка
С детьми можно драться. Например подушками. Или просто ввозиться. Можно при этом рычать. Или хрюкать. Прямо в пузик. Можно даже слегка покусать. Детям это нравится, а у взрослых выходит накопленное раздражение.

Ор
С детьми вместе можно орать. Желательно конечно уйти в лес. И просто поорать. В пространство. Дети будут довольны, они любят орать. И вам станет легче.

Мама-монстр
На детской площадке можно побегать за ребёнком изображая страшное чудовище. Можно рычать, кричать, корчить рожи, хрипеть и волочить ногу как зомби. Дети от этого восторге. Как свои так и чужие. Когда мы так играем, к нам обычно присоединяются другие дети)) Правда, когда гоняешься за детьми по площадке, важно быть родителем хотя бы одного из этих детей. А то может неловко получится ))

Обнимашки
Обнимашки реально спасут мир. А детей, особенно дошколят, можно обнимать долго, часто. Объятья способствуют выделению гормона окситоцина. Он среди прочего снижает уровень стресса.

Если кто знает ещё способы: пишите в комментариях. Поможем ТС выпустить пар!

Показать полностью
53

Это больше на работает

Пост и серии «а вдруг пригодиться» для тех, кто вынужден общаться с манипуляторами.
Да, конечно, лучше не общаться вообще, но ситуации разные бывают)

Что и как нужно сделать
Пробуйте сказать манипулятору «это больше не работает» на очередную попытку манипуляции. Не «прекратите манипулировать!», а именно «это больше не работает». Говорить нужно спокойно, уверенно. Нельзя сомневаться своих словах. Это не должно выглядеть как угроза. Или как жалкая попытка защититься. В голосе не должно быть победного торжества. Вы просто сообщаете информацию: то, что работало раньше, теперь не работает. Как-будто вы информируете: привычный автобус теперь ходит по другому маршруту. Или стиральная машина безвозвратно сломана. Просто факт. Не работает и всё.

Пример из личного опыта
Опущу подробности о долгом пути выяснения и осознания моих отношений с мамой. Резюмирую, что по итогам я примерно выяснила методы нехитрых манипуляций.
Когда у моей мамы кончались аргументы в споре, а признавать неправоту ой как не хотелось, она неожиданно говорила что-то вроде: «ну что, сорвалась на мне? Выместила злобу? Дома натерпишься, а потом на мне срываешься!» Целью было пристыдить, заставить почувствовать себя плохой и неправой. Эти слова очень смущали меня, заставляли оправдываться. Я мямлила, что дома всё хорошо и ничего я не терплю (это правда). Что срываться ни на ком у меня нет необходимости. Но её это не останавливало. Мой оправдывающийся тон только подкреплял её уверенность: она права. А если я продолжала отстаивать свою позицию, в ход шла беспроигрышная манипуляция здоровьем: давление, сахар, «смерти моей желаешь». На этом всё и заканчивалось. Я потом долго восстанавливалась внутренним диалогом: «нет, я не срываюсь, я ведь даже голос не повысила... и злобы никакой нет...». В общем, мамин механизм победы в споре работал как часы))
Но я не сдавалась: читала умные книжки, анализировала, размышляла. И вот в очередной раз в ходе выяснение отношений она спросила меня: «ну что сорвалась на мне? Выпустила пар?». А я, вместо того чтобы по привычке начать оправдываться, просто сказала: «это больше не работает». «Что?», спросила мама. И тогда я объяснила: «понимаешь, раньше после такой твоей фразы я пугалась начинала оправдываться, сбивалась забывала чём шел разговор. Но теперь это больше не работает». И что вы думаете произошло дальше))? Я если честно опасалась слёз, истерик, лекарств. Но мама меня удивила. Она посмотрела на моё спокойное лицо, на нейтральную улыбку, в спокойные уверенные глаза и просто начала говорить на другую тему. По итогу разговора свои позиции мне удалось отстоять.
А после этого разговора я заметила, что она стала намного уважительнее относиться ко мне.

Заключение
Конечно, чтобы говорить: «не работает», нужно действительно в это верить. И прежде чем пробовать свои силы на тех, кто манипулировал вами готами, лучше потренироваться на ком-то из недавно обретённых манипуляторов.

Надеюсь кому-то пригодиться)
Если есть ещё проверенные способы - поделитесь пожалуйста)

Показать полностью
6

Ответ на пост «Мне приходится показывать матери своего ребёнка. Мне не хочется этого делать»1

Ответ на вопрос «может ли мама-нарцисс быть примерной бабушкой». Всё реально. Но для этого маме(дочке этой бабушки) этот процесс нужно выстраивать: ограничивать такую бабушку в действиях и высказываниях. Объяснять детям, что бабушка имела ввиду фразой: «страшненький и плохонький» - «это бабушка так тебя любит, боится, чтобы не сглазили. Бабушка верит, что это помогает.

Следить, чтобы все участники общения были в хорошем настроении(в ресурсе). Чтобы дети на эмоциях не ляпнули что-то в духе: «уходи, ты плохая и страшная, я тебя не люблю!». А бабушка на это не разрыдалась и не начала демонстративно хвататься за сердце и лекарства. Давить чувством вины.

И много чего ещё надо маме выстраивать, следить, объяснять.

Тогда получится создать иллюзию счастливой семьи. Счастливая бабушка. Счастливые дети. Вопрос нужен ли этот геморрой маме ))?

4

Ответ на пост «Сравнение дня»1

Идею о том, что дети, это маленькие пьяные человечки видела где-то давно, а где уже не помню)) Мысль в посте правильная, но ситуация несколько шире, чем 2,5 года.

Стадия выпускник
Блеск в глазах. Бодрость, гибкость, чувство ритма. Уверенность в себе. Неожиданное красноречие. Противоположный пол прекрасен. Все проблемы забыты. Впереди только лучшее.

Стадия подросток
Всё раздражает. Окружающие не понимают и не ценят. Хочется толи драки, толи одиночества, толи задушевных бесед и песен. В голове мутно, тело как-будто не своё.

Стадия младший школьник
Движения слегка заторможенные, внешний вид помятый, но боевой. Как много вопросов, хочется всем их задать. Или поделиться ценными знаниями о чёрных дырах или о размножении попугайчиков. Вокруг друзья, всех надо обнять. Память слегка отказывает, но это не беда. Хочется приключений, путешествий, что-то купить, в ЗАГС и мороженку.

Стадия дошколёнок (именно она описана в посте)
С координацией и связной речью серьёзные проблемы. Хочется шалить, капризничать и безобразничать. Познавать этот прекрасный мир. Невозможно логически объяснить, но нужно срочно лезть верхом на памятник Ленину или танцевать танец «маленьких утят». Возможно одновременно. Окружающим крайне сложно договориться с дошкольном: объяснить почему пора домой/спать/переодеться практически невозможно. Вспомнить потом, что творилось вряд ли получиться. Только по рассказам очевидцев.

Стадия грудинок
Ползать, тошнить и писать. Что-то требовать нечленораздельным мычаниям. Быстро устать и уснуть.

По идее эти ценные знания могут помочь справиться со взрослым нетрезвым(если это разовая акция, а не постоянная жизнь). А также проще относиться к выходкам детей))

Показать полностью
35

Любовь к себе

В комментариях к одному из моих постов возник вопрос: «как любить себя?» Развернутый ответ представлен в этом посте. Мнение моё, основанное на прочитанных книгах и личном опыте. На истину в последней инстанции не претендую.

Вопрос задал @Khwost, ему и посвящаю данный пост))

В чём проблема

Ветка комментариев началась с #comment_263694561. И действительно, многие недоумевают: как можно себя любить, если я себе не нравлюсь? Если я этого не заслуживаю?

Зачем вообще нужно себя любить

  • Быть любимым кем-то является одной из основных потребностей человека.

  • Человек, который себя не любит, не может принимать любовь других («меня нельзя любить», «как можно любить такого, как я? Это отвратительно!»).

  • Человек, который себя не любит, не может полноценно заботиться о себе («Я этого не заслуживаю», «со мной нельзя обращаться хорошо»).

  • Человек, который себя не любит, часто наказывает себя (вредные привычки, нездоровые отношения, непосильные нагрузки и т.д. Встречается даже некое злорадство, как реакция на собственные злоключения: «так мне и надо!»).

  • Человек, который себя не любит, не позволяет себе быть счастливым и успешным («я не заслуживаю лучшего», «такие как я не должны быть счастливы»).

Кто же достоин любви

Большинству нравятся красивые подтянутые люди. Люди, которые чего-то добились в жизни, обладают особыми навыками, интеллектом, талантами. Они превзошли многих. Эта симпатия естественна и хороша с точки зрения эволюции. Выбирают лучших. Исходя из этого, получается, что если Вы худенький очкарик или рыхлый пухляш без особых достижений и способностей, то любить вас просто не за что.

Это не так, просто любовь бывает разной.

Разновидности любви

Слово «любовь» перегружено значениями. Мы говорим «я люблю морковь», «я люблю своего ребёнка», «я люблю классическую музыку», «я люблю мужа/жену». При этом имеется ввиду в чём-то похожие, но в целом разные чувства. Можно разделить виды любви на три крупных группы. Примерно. Такие чувства в чистом виде встречаются редко, обычно можно видеть их смесь.

Любовь-потребление

Что/кого любим: еда, одежда, природа, предметы интерьера, фильмы, музыкальные группы и т.д.

Удовольствие: потреблять (кушать, трогать, слушать, видеть и т.д.).

Отношение к внешности и достижениям: требовательное. Так любят только лучших.

Желание ощущать: максимально. Нам нравится наблюдать, чувствовать запах, вкус любимых.

Желание обладать: средне. Любовь такого типа допускает возможность делиться любимым (съесть любимую пиццу под любимый сериал в компании друзей).

Желание заботиться: минимально. Вся забота ограничивается желанием получить любимое в лучшем виде. Готовы оплатить билет на концерт/кино. Готовы беречь природу, покупать и готовить еду.

Любовь-обладание

Что/кого любим: вещи, животные, люди.

Удовольствие: от сознания того, что любимый принадлежит любящему безраздельно.

Отношение к внешности и достижениям: требовательное. Всё должно быть идеально.

Желание ощущать: максимально. Не отрываться ни на секунду.

Желание обладать: максимально. Никто кроме меня. «Моя прелесть!»

Желание заботиться: средне. Пока любимый принадлежит любящему – забота направлена на то, чтобы это продолжалось как можно дольше. Если больше не принадлежит, то в лучшем случае отношение равнодушное. В худшем – «да не достанься же ты никому!»

Любовь-забота

Что/кого любим: вещи, природа, животные, люди.

Удовольствие: от того, что вещи в порядке, а живые здоровы и счастливы.

Отношение к внешности и достижениям: спокойное. Есть – хорошо, нет – не в этом счастье.

Желание ощущать: средне. Вместе хорошо, но расстояние не мешает любить.

Желание обладать: минимально. Если предмет любви в безопасности и ему хорошо где-то/с кем-то ещё, то это не вызывает негативных эмоций.

Желание заботиться: максимально. В этом вся суть такого типа любви.

Последний тип любви вызывает много сомнений и недоверия. Кажется чем-то нереальным. Но именно любовь-забота лучше всего применима к себе. Поэтому поговорим подробнее.

Проявление любви-заботы

Маленькие дети

Отношение к внешности. Ребёнок, особенно очень маленький, часто бывает откровенно некрасив. Слаб, беспомощен. Часто болен. Его любят не за внешность.

Достижения. У маленьких детей нет особых достижений. Они возможны в будущем, да и то не факт. Дети осваивают навыки самообслуживания, общения. Не всегда идеально и в срок. Так что любят их не за достижения.

Как проявляют любовь-заботу.

Если ребёнок шесть лет не научился читать, как некоторые другие его сверстники, то любящий родитель не скажет: «вот ты дебил, Костя уже читает, а ты всё никак!»

Любящий родитель не скажет: «ты не читаешь, ну и ладно. Ну, и не надо тебе это чтение, пойди мультики посмотри».

Любящий родитель скажет: «ничего страшного, возможно время ещё не пришло, или мы что-то не так делали. Мы обязательно попробуем ещё раз, по-другому. У тебя всё непременно получится, это вопрос времени».

Лучшие друзья

Отношение к внешности. Лучшая подруга может материться как сапожник и весить за 100 кг. Лучший друг может быть низеньким, сутулым и плешивым, носить потёртую одежду. Друзей любят не за внешность.

Достижения. Их может не быть вообще. Не в этом дело.

Как проявляют любовь-заботу

Если лучшую подругу бросил любимый, любящий друг не скажет: «клуша толстожопая, сама виновата!»

Любящий друг не скажет: «забей, они все уроды, а ты самая лучшая».

Любящий друг будет обнимать и утешать, так долго, как это нужно. А потом предложит помощь в улучшении ситуации.

Если лучший друг не может найти работу с хорошей зарплатой, любящий друг не скажет: «не удачник, иждивенец, ничтожество».

Любящий друг не скажет: «да зачем тебе эта работа, пошли пивка попьём - угощаю».

Лучший друг будет помогать разбираться в чём проблема, не даст опустить руки.

Пожилые люди

Внешность. Пожилые могут быть по-своему красивы, но явно уступают молодым и спортивным. Их любят не за внешние данные.

Достижения. Могут присутствовать, а могут и нет. Скорее всего, они в далёком прошлом. В любом случае, особых новых достижений можно не ждать. Не за них любят бабушек и дедушек.

Как проявляют любовь-заботу

Если пожилая бабушка полезла на табуретку, чтобы помыть люстру и упала, то любящий внук не скажет: «ты, дура старая, куда тебя несёт?!»

Любящий внук не скажет: «жива - вот и ладненько».

Любящий внук отвезёт бабушку к врачу, полечит, если нужно. А потом попросит её: «больше так никогда не делай. Если тебе хочется видеть люстру чистой, попроси кого-нибудь другого это сделать».

К чему это я)? К тому, что мы способны любить не за внешность, не за достижения. Любить, просто потому, что получаем удовольствие от понимания: любимый счастлив. Если у Вас нет такого опыта, понаблюдайте за тем, у кого он есть. Задавайте им вопросы, если что-то непонятно. Если таких людей в окружении нет, постарайтесь найти такие отношения в фильмах, в художественной литературе. Понаблюдайте. Попробуйте полюбить также кого-то из окружения. Примерьте на себя.

Применение любви-заботы к себе

Выдержка из книги Ольги Голощаповой «Гудбай диета!». Книга вообще про пищевую зависимость, но более точного описания понятия «любовь к себе» я не видела))

«Любить себя – это привычка. Её можно наработать. Любовь к себе никак не связана с нашими достижениями. Любовь нельзя заработать. Но ей можно научиться. Любить себя, уважать себя, заботить о себе – это умение. Как играть на фортепиано».

Просто и гениально. Любовь к себе - это набор определённых действий. Как езда на велосипеде, как танец или написание программного кода. С этим не рождаются. Этому учатся в детстве. Если Вас не научили, не всё потеряно. Это будет несколько сложнее, но ничего нереального в этом нет.

Шаг 1

Вырабатывание привычки ежедневной заботы о себе. Наверняка Вы уже что-то для себя каждый день делаете: чистите зубы, моетесь, кормите себя, меняете одежду. Нужно этот список дополнить и расширить. В зависимости от предпочтений, времени и доступных финансов расширение у каждого будет своё.

Примеры:

  • разрешить себе отдыхать, даже когда не сильно устали;

  • заняться желанным спортом или хобби, даже если раньше это казалось глупым и бесполезным;

  • если хочется, запишитесь на массаж или другие процедуры;

  • гуляйте в парке;

  • слушайте любимую музыку и смотрите фильмы;

  • балуйте себя: делайте подарочки по поводу и без.

Шаг 2

Каждый раз, когда Вы что-то говорите себе и о себе, подумайте, сказали ли бы Вы тоже самое тому, к кому испытываете любовь-заботу? Если нет, то не говорите. Сформулируйте мысль так, чтобы она не являлась оскорблением и не причиняла боль.

Примеры:

  • Не «дрянь рукожопая – кружку разбила», а «роднуля, хорошо, что не порезалась, в следующий раз будь внимательнее».

  • Не «только умственно отсталый мог в это поверить», а «я был наивен, надо ознакомиться с этой темой подробнее, чтобы не повторять ошибку».

Шаг 3

Подумать, что является допустимым, а что недопустимым по отношению к Вам. Можно ли Вас оскорблять, повышать на Вас голос, унижать, насмехаться, применять к Вам манипуляции и насилие? Если Вы осознали, что что-то недопустимое кто-то (в том числе и Вы) делает с Вами, оградите себя от этого. Защитите себя любимого. Кто, если не Вы?

Шаг 4

Подумать над тем, как сделать свою жизнь глобально лучше. Сменить работу. Получить дополнительное образование. Пройти медицинское обследование.

Что может помешать

От очень многих слышала то, что любить себя является чем-то постыдным, недопустимым. Такое мнение основано на убеждениях, которые заботливо вложили нам в голову ещё в детстве. Родители, прочие родственники, общество в целом.

Примеры:

  • «Любовь к себе ведёт к эгоизму. Эгоизм - это отвратительно». Не совсем так. Эгоизм эгоизму рознь. Здоровый эгоизм прекрасен и созидателен. Рекомендую почитать на эту тему Андрея Курпатова «Пособие для эгоиста».

  • «Меня нельзя любить потому, что я плохой». Это объёмная тема для работы. Если кратко, то Вы не плохой и не идеальный. Вы достаточно хороший. Достаточно, для того, чтобы быть любимым. Рекомендую почитать Стефани Шталь «Ребенок в тебе должен обрести дом».

  • «Любовь к себе расслабляет, лишает стимула двигаться вперёд». Тут надо разобраться, кому это движение нужно. Если Вам, то двигаться вперёд можно из любви к себе, как из желания видеть себя счастливым. А если не Вам, то может пусть двигается тот, кому это нужно))?

  • «Я должен относиться к себе также, как относились ко мне в детстве». То есть если в детстве Вас держали в строгости и не позволяли, по их мнению, лишнего, Вы продолжаете себя ограничивать. Не баловать по старой привычке. Если Вам не говорили добрых, ласковых слов, Вам тяжело говорить их себе сейчас. Тут нужно менять привычное поведение на новое, более полезное для Вас. Рекомендую почитать Карен Прайор «Не рычите на собаку», особенно ту часть, где описано «отучение».

Конечно этот список не полный, у каждого что-то своё. Разобраться с этим «запретом на любовь к себе» поможет хороший психолог. Хотя можно и самостоятельно, например, по книгам. Рекомендую почитать Дэвид Бернс «Терапия настроения» и другие книги по КПТ.

Заключение

Любовь к себе – это не про симпатию, не про желание видеть, не про желание обладать. Любовь к себе - это желание оберегать, заботиться, защищать. В каждом из нас живёт маленький ребёнок. Он нуждается в заботе, сострадании, защите. Вы можете стать самому себе заботливым родителем. А можете стать самому себе лучшим другом. Не судить строго, а оберегать и поддерживать. Помогать разобраться. В моменты слабости и постепенности отнеситесь к себе так, как отнеслись бы к пожилому родственнику. Без осуждения, но с теплом и заботой.

Очень надеюсь на то, что этот пост поможет тем, кто осознаёт необходимость любви к себе, но не понимает, как это вообще возможно. Буду рада прочитать в комментариях истории обретения любви к себе. Это также поможет желающим.

Показать полностью
76

Я токсичный родитель?!

О чём пост

Очень много доступной информации о том, что делать детям токсичных родителей. К кому обращаться, как пережить травмы, как строить свою жизнь дальше. Но я не встречала инструкций о том, как быть тем самым токсичным родителям. Родителям, которые растили, старались, а о своей токсичности неожиданно узнали от подросших детей. Это серьёзное обвинение, и не так просто его пережить, разобраться. Даже поделиться с кем-то и спросить совета кажется чем-то постыдным. Именно для таких родителей этот пост. Писала долго, старалась, получилось очень много. Если Вы не тот самый токсичный родитель, дальше можно не читать.

Мысли мои, основанные на личном опыте и наблюдениях. На истину в последней инстанции не претендую)

Термины и определения данного поста

Вы - тот самый родитель, которому сообщили, что он токсичный.

Ребёнок - Ваш взрослый от 18 лет (а скорее всего 25-35 лет) ребёнок. Пол для простоты изложения конкретизировать не буду.

Пример - небольшая история характерная для большинства подобных ситуаций. Возможно это не про Вас, возможно из аналогичных ситуаций были сделаны другие выводы. Это нормально, все люди разные.

Как это произошло

Ваш такой понятный, неидеальный, но такой родной ребёнок, начал постепенно отдаляться. Что-то читать или посещать специалиста в области психологии. И вдруг лично или письменно сообщает, что детство его было отравлено Вашими неблаговидными поступками. Что это сильно отразилось на его психике и жизни в целом, что все его сегодняшние проблемы в конечном итоге из-за Вас.

Ваша реакция

  • Вы защищались, пытаясь объяснить, что ничего плохого никогда не желали. Всё во благо.

  • Или атаковали, доказывая, что вина исключительно на нём, припоминали свои заслуги и его оплошности.

  • Или молчали, потому что не знали, что сказать.

В любом случае Вам было больно, страшно, обидно и непонятно. Вы же столько сделали и вложили, а ребёнок Вас винит в том, что его жизнь не складывается именно из-за Вас.

Как пережить

Принять успокоительное. Дать себе время пережить эту трагедию. Походить, подышать, попить чай с конфеткой. Выйти погулять на улицу. В общем сделать то, что Вы обычно делаете, чтобы вернуть себе спокойствие и рассудительность. Когда эта цель будет достигнута, постарайтесь принять следующие мысли:

  1. Мир не рухнул, все живы, а остальное поправимо.

  2. Вы не чудовище и не злодей - злодеи не читают Пикабу)). Большую часть Вы наверняка делали правильно, и действительно старались. Иначе не переживали бы так, и наверняка не стали бы читать что-либо в попытке разобраться.

  3. Вы не идеальны, и это нормально, Вы живой человек, Вы имеете право на ошибки. Ошибки были, как и у других родителей, так как Вас никто не учил, как надо. Делали как умели.

Когда эти мысли более-менее улягутся, примите решение, как жить дальше. Выходов из подобных ситуаций обычно три: два простых и один сложный.

  • Первый(простой) - прервать общение с ребёнком. Малыш подрос, дальше разберётся сам. А у Вас начинается жизнь для себя)

  • Второй(простой) - вернуть всё как было. Угрозами запретить ребёнку даже упоминать о подобных вещах, ничего не было - живём как раньше. Угрожают в таких случаях рассказать всё родственникам и знакомым, лишением финансирования, наследства, самоубийством и просто ухудшением собственного здоровья. Обычно это помогает, но ненадолго, и в конечном итоге Вы придёте к первому выходу.

  • Третий(сложный) разобраться, что было и есть не так в Ваших отношениях, максимально улучшить ситуацию. Долго и сложно, но в конце можно получить здоровые гармоничные отношения с ребёнком. Если этот выход не для Вас, дальше можно не читать)

Почему ошибки, допущенные родителями в воспитании, так влияют на взрослую жизнь детей

В детстве родители для ребёнка - основной источник информации о мире и о себе самом. Эта информация определяет, как подросший ребёнок будет относиться к себе и окружающим, как будет строить отношения с людьми, кого из них выберет в спутники жизни, как организует свой быт, как будет справляться с трудностями и т.д. Важно знать, что эту информацию Ваш ребёнок получил не из Ваших воспитательных нравоучений, а из Вашего истинного к нему, к себе и к жизни отношения.

Приведу примеры:

  1. Вы говорили, как важно быть уверенным в себе, а после высмеивали его внешность, увлечения, достижения. Вера в себя не формируются, когда родители не верят в тебя.

  2. Вы требовали быть аккуратным и вести здоровый образ жизни, а сами при этом курили, употребляли алкоголь, не занимались спортом и не особо следили за порядком в доме. Для формирования навыков у ребёнка нужен положительный пример.

  3. Вы заставляли учиться на пятёрки и много читать, а сами при этом не читали, не развивались, а смотрели сериалы по телеку. Опять же нужен был пример.

  4. Вы хотели для ребёнка лучшей доли. Вы – технарь, и ожидали от него того же, а ребёнок не имел способностей в этой области. Не потому, что бездарность и разочарование, а потому, что его сильные стороны в чём-то другом. В итоге Вы были необъективны в его восприятии и внушили, что он неудачник.

  5. Вы хотели максимально передать ребёнку свой жизненный опыт, который ему не подошёл. Вы уверены, что для женщины главное хорошо вести хозяйство, а остальное вторично. Ваша дочь, поверив в это, не может найти себе пару, так как в жёны выбирают в первую очередь ухоженных интересных в общении девушек, а не идеальных хозяек. Нет идеального подходящего всем жизненного опыта.

  6. Вы обещали платить некую сумму за хорошие оценки и вычитать за плохие. Ребёнок старался, а когда предоставил «счёт» Вы грубо отказали, так как сумма оказалась слишком высока. Для Вас – мелочь, а ребёнок опустил руки. Вы ничего плохого не хотели, а нанесли ребёнку травму, которая подорвала его веру в себя, в свои силы и в окружающих.

  7. Вы ожидали, что ребёнок подарит Вам счастье/безусловную любовь/общение и поддержку, но дети не для этого появляются на свет. В итоге Вы недовольны ребёнком, он недоволен собой.

  8. Абсолютно того не желая, Вы могли внушить ребёнку следующие убеждения (в скобках указаны Ваши возможные действия и фразы):

  • он ни на что не годиться («неудачник», «слабак», «вечно всё портишь», «давай лучше я сам сделаю»);

  • в жизни его ждёт только плохое («никто не будет любить тебя так, как я», «человек человеку - волк», «лучшие годы в детстве с родителями»);

  • семейная жизнь – мучение («все мужики сволочи», «все бабы - дуры и нахлебницы», Ваш личный неудачный пример);

  • он заслуживает только плохого («ты плохой», «ненавижу тебя», «всю жизнь мне испоганил», «ты моё наказание, непонятно за что»);

  • самостоятельные решения не для него («вечно ты не то выбираешь», «я лучше знаю, что тебе надо»).

  • он неадекватный: помнит то, чего не было, не помнит то, что было («того о чём ты говоришь, не было никогда», «было по-другому, я точно знаю»);

  • он не в состоянии справиться с агрессией (Вы применяли жёсткие физические или словесные наказания, добились этим полного послушания).

В это сложно поверить, но именно так работает детская психика. Скорее всего Вы сейчас думаете: «нет, дело не в моих словах и действиях, просто мой ребёнок такой. Несамостоятельный неудачник и врун, который все жилы мне вымотал». И Вы жестоко ошибаетесь. С этим не рождаются. Это либо результат воспитания, либо Вы необъективно его оцениваете. И Ваш ребёнок об этом узнал, и работает над тем, чтобы исправить. Именно это знание не даёт ему общаться с Вами как раньше.

Как улучшить ситуацию

Прошлое не изменить, но возможно поменять те ошибочные выводы, которые ребёнок сделал исходя из детского опыта. Например, поменять:

  • «я бездарность» на «я не силён в математике, зато успешно работаю с деревом»;

  • «я слабак» на «я достаточно силён, чтобы справляться со своими задачами»;

  • «счастье доступно только богачам» на «я могу быть счастлив занимаясь любимым делом и общаясь с близкими»;

  • «я должен нравиться всем» на «мне достаточно нравиться себе и близким».

Таких выводов (их называют ложными убеждениями) очень много, и у каждого они свои. Они отравляют жизнь, лишая сил, уверенности и счастья. Ваш ребёнок работает над тем, чтобы их изменить, и Вы можете ему помочь.

Самое лучшее, что Вы можете сделать – это честно признаться, что не понимаете, что именно было не так. Но если ребёнку тяжело и плохо, Вы готовы помочь в меру своих сил. Сделать всё от Вас зависящее. Эти слова мечтает услышать каждый ребёнок токсичных родителей. Почитайте книги, которые читал (если читал) Ваш ребёнок. Посетите вместе с ним специалиста по психологии, которого он посещает.

Будет непросто: иногда страшно, иногда больно, но в этом и есть родительский долг, переступать через страх, боль и усталость ради блага ребёнка.

Главное не бросать, и верить в благополучный исход. Ваши отношения определённо станут лучше. Скорее всего, узнаете много нового и полезного лично для себя. У Вас ведь тоже были родители)

Чего делать нельзя

  1. Врать. Если раньше Вам безоговорочно верили и это помогало, то теперь Ваши слова будут пристально изучаться, и ложь будет раскрыта.

  2. Обвинять ребёнка во лжи. Если Ваш ребёнок утверждает, что Вы были несправедливы с ним в детстве, а Вы этого не помните, то так и скажите: «Я этого не помню», а не «ты врёшь: этого не было и не могло быть». Скорее всего Вы не запомнили, потому что не предали значения. А ребёнок помнит потому, что у него это событие вызвало яркие негативные эмоции.

  3. Давить на чувство вины/долга/жалость. Это эффективный, но нечестный метод управления детьми. Ваш ребёнок об этом уже знает. Так что не сработает, да ещё и выставит Вас не в лучшем свете.

  4. Бояться признавать ошибки. Все ошибаются. Признание ошибки не делает Вас плохим человеком. Признав свою неправоту, Вы покажете себя сильной, зрелой и объективной личностью.

  5. Выяснять кто прав, а кто виноват. Это тупиковый путь. Ваша цель – помочь ребёнку разобраться в себе, обрести новые здоровые отношения с ним, а не победа в соревновании «кто больше прав».

О ваших новых отношениях

Ваши отношения изменятся. Станут равноправными, гармоничными и более интересными. Не как у взрослого с малышом, а как у двух близких взрослых.

Для этого нужно принять, что ребёнок вырос и стал отдельным самостоятельным человеком. А это значит, что он имеет право:

  • выглядеть так, как считает нужным, стричься, красить или не красить волосы, лицо. Носить любую принятую в обществе одежду. Делать татуировки, пирсинг, шрамирование и т.д. Даже если Вы считаете это некрасивым и неприемлемым.

  • делать то, что считает нужным, если это не нарушает закон и не мешает лично Вам спокойно жить. Даже если это занятие не нравится Вам.

  • иметь от Вас секреты.

  • общаться, с кем считает нужным. Даже если Вы не любите его пару, друзей. Вы не обязаны общаться с ними, но и ему запрещать нельзя.

  • не общаться с тем, с кем не хочет. Даже если это близкие родственники, Ваша пара или Ваши лучшие друзья.

  • не быть источником Вашего единственного удовольствия, спасением от одиночества. Радоваться общению с детьми нормально, но винить их в том, что они мало общаются неправильно. Вы тоже взрослый, самодостаточный человек, и можете сами себя развлекать и радовать.

  • не отвечать за Ваше настроение: если Вы расстроены из-за его слов и действий - это Ваша ответственность, не его. Ни один взрослый человек не несёт ответственность за эмоции другого взрослого человека. Так что придётся забыть про: «ты меня расстроил/разозлил/разочаровал». Меняем на «я расстроен/разозлён/разочаровался». Разница в том, что с Вашими эмоциями теперь разбираетесь Вы, а не Ваш ребёнок.

  • на уважение к своим взглядам, идеям, увлечениям. Вы можете не разделять и не одобрять, но унижать и высмеивать - недопустимо.

Исключение

Иногда под влиянием всеобщего увлечения психологией повзрослевшие дети начинают видеть токсичность там, где её нет: «вы не обеспечили мне достойный старт в жизни», «вы заставляли убирать за собой, делать уроки», «вы запретили делать дома приют для животных/людей». Тут скорее завышенные ожидания со стороны ребёнка, а не реально нанесённый вред. Хороший специалист поможет Вашему ребёнку разобраться с этим и без Вашего участия.

Заключение

Старалась покороче, но получился краткий длиннопост)) Чтобы всё описать и подробно объяснить нужна толстая книга. Может такая есть, если кто знает - напишите пожалуйста в комментариях.

Искренне надеюсь, что кому-то эта информация поможет. Буду рада прочитать в комментариях истории самих токсичных родителей)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!