Расскажу вам про особенности устройства строительных компаний в России и в странах ЕС и Северной Америки. Начнем с прогрессивного Запада.
Я лично учавствовал в проектах с участием германской, французской, английской, американской и итальянской компаний. Проекты достаточно крупные, от 500 млн Евро бюджет. Названия компаний и проектов упоминать не буду, но тут что-то можно угадать, что-то допридумать, если уж так интересно.
Каждый проект это обособленное подразделение. То есть, существует огромная корпорация с 100 000 плюс сотрудников и уставным капиталом 1 млрд плюс долларов. И это корпорация получает проект. В тендере победила или занесла чемодан денег (да, такое бывает не только у нас). Выбирается на уровне топов Директор Проекта и основные ключевые сотрудники. Организационная структура как трафарет накладывается на реалии проекта и страны- реализации, возможно незначительно трансформируется и частично заполняется выбранными выше сотрудниками. Но вы должны понимать, что это только 10-20 процентов состава проекта. Если грубо, то ключевые посты занимаются постоянными сотрудниками корпорации, которые зачастую проработали уже более пяти лет и имеют высокий кредит доверия. Каждый (практически каждый) топ берет своих, уже знакомых подчиненных и ставит их в ту же организационную структуру. Таким образом формируется основа команды за счет наработанных связей и предидущего опыта.
Сформировано примерно 20-40 процентов. Оставшуюся большую часть наймут на месте. В соответсвии с условиями и особенностями проекта и страны реализации. На Ближнем Востоке это будут инженеры из Индии или Филиппин, в Египте- местные инженеры, так как можно найти достаточно образованных и опытных на местном рынке. В России тоже будут с местного рынка, и по тем же причинам.
Минимальное количество экспатов. И максимальная эффективность от существующих. Экспат дорог, но он отрабатывает вложения за счет увеличенного трудового дня, знанием и пониманием процессов в компании и как уже говорилось ранее- доверия. Прошу обратить внимание на это и запомнить. В дальнейшем я объясню почему.
Отоваримся, что почти все экспаты владеют английским. Проблем с коммуникацией не возникает. Итак- организационная структура заполнена, далее будут налаживаться связи между отделами, сотрудниками. И все заработает, возможно не сразу. Встречались мне и неожиданные замены топов и начальников отделов в активной фазе проекта. Так бывает. Но все заработает. Не сомневайтесь.
Российские компании. Их нет. На международном рынке их не существует. Есть только технологии, которые представляет одна компания из России и в силу многих факторов, в том числе и дешевизны по сравнением с аналогами, эта компания получает проекты и их реализует. Думаю, что вы все понимаете о какой компании идет речь.
Итак. Формирование организационной структуры проекта. Корпрорация не отдает топ функции проекту. Все контролируется с центра. То есть, Директор проекта находится в центральном офисе и периодически выезжает на место реализации проекта. И ключевые сотрудники так же. Таким образом мы видим попытку (именно попытку) управления проектом из-за бугра. Топы подбирают себе руководителей среднего звена, которые уже поедут на Проект. И тут сюрприз. Многие из них не владеют английским. И соответственно они и набирают себе своих же знакомых или бывших коллег, которые так же не говорят на универсальном языке (не стоит скрывать очевидные вещи).
Получилось, максимум экспатов, 80 процентов примерно. Уровень компетенции разный, но ФОТ не высокий для линейного персонала, поэтому допускаю, что и уровень компетенции также не высок (Мы же не забываем, что мы дешевле конкурентов). Ключевые решения принимаются где-то в центре, не видя обьективной картины происходящего на Проекте. Уровень доверия, про который я говорил выше. Его практически нет. В том числе из-за непонимания специфики проекта топ менеджерами. «Они там прохлаждаются и на море каждый день купаются»-дословно слышал от одного из топов. И доверия становится еще меньше, когда Проект настигают последствия решений, принятых в Центре.
Проект закончат. С опозданиями в несколько лет, с потерями репутационными и банально денежными. За счет самоотверженных и честных сотрудников, которые найдутся. За счет бессонных ночей тех, кому не наплевать.
Почему нам не пойти западным путем? Сохранить лицо и вместо фальшивой экономии средств не организовать эффективное управление?
Попытки есть, вот честно. Расскажу об этом поподробнее потом, если кому-то будет интересно.
PS Увидел вакансию диспетчера по заказу бетона. Суть работы- обзвонить прорабов, сформировать дневную, недельную, месячную потребность. В соответсвии с планом сделать заказ на Бетонные заводы. Проконтролировать поставки. В общих чертах -всё.
Такая работа должна быть на удаленке на мой взгляд. Работать из дома. Через мессенджеры, коих полно. Но нет! Диспетчер должен лететь из России на другой континент. Перелет, проживание, виза. Ну мы не забываем, что мы дешевле конкурентов и хотим сэкономить! Но все не в масть…
На фото один из моих проектов.