Есть уже целый ряд постов об этом, но, подвисая постоянно в профильном паблике, постоянно натыкаюсь на зов о помощи в стиле "Что делать то?! Выставили регресс, а я то чо?!111", и подумал, пусть будет очередной, если поможет хотя бы одному человеку.
При оформлении ДТП путём заполнения европротокола без сотрудников ГИБДДД у потерпевшего есть одна обязанность: уведомить страховщика о наступлении страхового случая в течение 5 дней.
И если именно для потерпевшего здесь всё очевидно и без рисков – ведь при обращении за возмещением он это и сделает, то для виновника – не очень.
К виновника есть уже 2 обязанности:
1. аналогично уведомить своего страховщика о наступлении страхового случая в течение 5 дней,
2. не приступать к ремонту повреждений своего автомобиля в течение 15 дней.
Для обоих участников ДТП обязанность уведомления страховой организации прописана в части 2 статьи 11.1 ФЗ-40 (Об ОСАГО). Не приступать к ремонту для виновника – в части 3 этой же статьи.
За невыполнение именно виновником обоих этих требований в срок у страховщика появляется право регрессного требования к виновнику (подпункт "ж" части 1 статьи 14 ФЗ-40).
Ещё раз упомяную – да, всё вышенаписанное не для многих – большинство об этом уже знают. Тем не менее, есть и те, кто не знает, и их немало, очень немало.
Как именно уведомлять?
В законе конкретно прописан способ уведомления – передать свою копию извещения (европротокола) страховщику.
Есть 2 варианта это сделать:
1. лично привезти в офис страховой
2. направить по почте.
Первый вариант многим кажется удобнее. Но он может стать очень неудобным с того момента, когда страховщик откажется выдавать подтверждающие принятие извещения документ – акт принятия. Обязанности такой для него не прописано нигде. А вероятность этого вполне велика – увы, ну не получается жить у нас пока в правовом государстве. Впрочем, видеозапись решает эту проблему. Запретить Вам снимать в офисе страховой никто не может – это публичное место, а открытость получения информации любым не запрещённым способом прописана в Конституции.
Второй вариант оптимальнее лично для меня. Отправить по почте копию извещения лучше с описью вложений заказным письмом и с уведомлением о вручении (опись из всего этого крайне желательна, остальное просто желательно на всякий случай). Датой извещения при этом будет считаться дата отправки письма. Квитанцию, опись вложений и уведомление о вручении не терять в течение 3 лет, хранить в тёмно месте во избежание выцветания.
Вот и всё, пожалуй! Напоследок хотелось бы напомнить ещё пару моментов:
1. Аварийные комиссары – это не сотрудники ГИБДД, и никак они последних не могут заменить. Если ДТП оформляли они, значит, оформлено всё именно европротоколом, и обязанности выше для виновника актуальны. Но лучше вообще гнать аваркомов в шею – очень часто они представляют интересы именно страховой компании.
2. Вы вообще не обязаны оформлять ДТП европротоколом – это право, а не обязанность. Часто бывает, что при звонке в ГИБДД сразу после аварии Вам сами сотрудники говорят оформляться европротоколом. Вы можете отказаться. Если прямо сказать "нет" не дают Вам те или иные причины, просто укажите, что у Вас нет с собой шариковой ручки или средств для произведения фотосъёмки.
Информация по материалам сайта Тонкости ОСАГО.