CapArchi

CapArchi

Я начинающий автор, а ещё я владелец и капитан небольшой парусной яхты. Здесь я публикую дневник своих парусных приключений и другие заметки связанные с морем и писательством. Это дополнительная страничка, основным местом публикации на данный момент является канал в ТГ - https://t.me/leeloosailing
Пикабушник
Дата рождения: 07 марта 1988
поставил 11 плюсов и 0 минусов
449 рейтинг 33 подписчика 3 подписки 10 постов 4 в горячем

Об исторических парусниках Лиссабона

Мне как-то довелось совершить прогулку по Лиссабону в поисках парусного наследия страны, занявшей прочное место в истории судостроения и великих географических открытий.

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Каравелла Vera Cruz на фоне моста 25 апреля и башни Белема

Лиссабон, без сомнения, является морской столицей, хоть и стоит на берегу реки. От центра города, до Атлантического океана всего 8 миль. Река называется Тежу, а ее берега отданы под прогулочные набережные или места стоянок судов.

На осмотр этих стоянок я отправился в первую очередь, заняло это пару дней. Попадались мне как классические яхт-клубы, так и небольшие порты, а искал я, конечно, старинные парусники.

Первой на глаза мне попалась целая группа небольших парусников очень яркой окраски и необычной конструкции. Как выяснилось, это рыболовные и пассажиро-грузовые парусники, стремительный закат которых начался после строительства моста Салазара (после свержения диктатуры которого, мост переименовали в Мост 25 апреля).

Если верить сайту владельца этих лодок, то типовое разнообразие традиционных лодок в Португалии самое большое в Европе. И вот, что мне удалось увидеть: первая лодка с позитивным названием Sejas Feliz (Будь счастлив), тип - Bote de Fragata, была построена в 1947. Вторая - Sou do Tejo (Я с Тежу), тип – Varino, построена в конце 19-го века.

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Традиционная лодка Sejas Feliz (1947 г.)

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Традиционная лодка Sou do Tejo (конец 19-го века)

Третья лодка в группе самая интересная, тип Tagus Muleta. Вы только посмотрите на то, какой необычный рангоут! Позже мы нашли её модель в музее, вы видели что-то подобное?

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост
Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост
Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост
Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Лодка типа Tagus Muleta иеё макетс парусами

Лодочки эти в настолько превосходном состоянии, что сразу понятно, что это игрушка. Ни один блок не потерт, ни одна веревка не изношена. Насколько бы они не были оригинальными, это просто развлечение для туристов. Паруса они поднимают изредка и только для фотосессий. На палубах оборудованы скамейки для целой толпы зевак, в трюме двигатель, экипаж – один человек-гид.

К сожалению, это были не последние жертвы коммерции на моем пути. На фотографии можно увидеть два парусника голландской постройки, ныне принадлежащие одному владельцу. Оба построены в 1910 году, но на разных верфях. И оба переделаны в плавучие конференц-залы с рестораном под развлекательные мероприятия. Трудно назвать это сохранением парусных традиций.

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост
Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Голландские парусники Westenwind и Leão Holandês (оба 1910 г.)

Кстати, даже не читая ничего про один из парусников, можно сказать, что он голландский. Выдают его шверцы – поворотные шверты по бортам, это очень характерная особенность судостроения этой страны. Первая яхта Петра I Святой Петр была построена голландскими мастерами и вероятно имела шверцы. Этот «дизайн» перекочевал на некоторые суда потешной флотилии, макеты этого флота сегодня можно увидеть в музее-усадьбе "Ботик Петра I" в Переславле. Поделитесь впечатлениями в комментариях, если вы там бывали.

Однако, не все так грустно! Довольно наивно ожидать, что случайно застанешь действующий парусник в порту. Они все в море, где им и место. Подальше от желающих превратить их в увеселительное заведение. И всё-таки немного мне повезло – у одной из причальных стенок стояла каравелла Vera Cruz. Это новый парусник, постройки 2000 года, но является копией каравелл, на которых португальцы начали эпоху великих географических открытий. Было бы очень интересно его детально изучить и пообщаться с командой, но связаться ни с кем не удалось. Однако я не унываю, и обязательно возьму интервью у кого-нибудь из экипажа, а пока можно понаблюдать за их походми в соцсетях.

Об исторических парусниках Лиссабона Путешествия, Туризм, Португалия, Лиссабон, Парусник, Парус, Яхта, География, Достопримечательности, Мобильная фотография, Длиннопост

Каравелла Vera Cruz, фото с Википедии

Закончу курьезом. У той же причальной стенки, что и Vera Cruz, мне повстречалась Sean Paquito IV. Это была весьма солидная гафельная шхуна, 38 метров в длину. Состояние этой шхуны на первый взгляд намекало на её преклонный возраст: чехлы для парусов разложились под солнцем, палуба покрыта сантиметром пыли, какие-то ржавые железки валяются тут и там. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что это яхта 2008 года постройки! Не представляю, что могло случиться, чтобы новенькая яхта превратилась в живые декорации к фильму Капитан Рон.

Обойдя все набережные, я отправился в морской музей, но об этом в следующий раз.

Показать полностью 10

#7 Кеми (65°43,70’N 24°33,27’E). Новые знакомые. Спуск!

Город и яхт-клуб преобразились с нашего майского визита. Жизнь кипела, открылись магазины и лавочки, начался фестиваль еды, на котором очень аппетитно выглядел кебаб, но очередь в него стояла такая, что я только с третьей попытки достоял до конца.

#7 Кеми (65°43,70’N 24°33,27’E). Новые знакомые. Спуск! Путешествия, Личный опыт, Туризм, Финляндия, Парус, Парусник, Лодка, Дневник, Мечта, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Это седьмая часть из серии "Два месяца с Лилу".

Рыжуля быстро освоился и с удовольствием гулял по окрестности на шлейке, а вот Балтик стрессовал и несколько дней почти не ел.

#7 Кеми (65°43,70’N 24°33,27’E). Новые знакомые. Спуск! Путешествия, Личный опыт, Туризм, Финляндия, Парус, Парусник, Лодка, Дневник, Мечта, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост
#7 Кеми (65°43,70’N 24°33,27’E). Новые знакомые. Спуск! Путешествия, Личный опыт, Туризм, Финляндия, Парус, Парусник, Лодка, Дневник, Мечта, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Неделя ушла на подготовку лодки к спуску на воду. В целом всё шло стандартно: покраска борта, мелкий ремонт, разбор и укладывание вещей по местам. Пока мы этим занимались, немного познакомились с местными.
Первым нашим знакомым жителем стал паренек, который совмещал в себе роли швартовщика, администратора, уборщика, спасателя и даже сторожа в яхт-клубе. Однако такое обилие должностей нисколько его не обременяло. Он приходил утром, надевал оранжевую жилетку, символизирующую, что он на посту, и начинал скучать, сидя в кресле в теньке. Иногда он брал безалкогольный коктейль в местном баре при клубе, а если приходила новая лодка, то болтал с прибывшими. Раз или два в день он тратил пятнадцать минут на приборку в местном туалете и душевой. На этом вся его работа заканчивалась.

Наше прибытие немало развлекло паренька. Когда же дело дошло до спуска «Лилу», он даже остался сверхурочно, чтобы помочь и, наконец, увидеть нас на воде.

Однажды поздно вечером, когда я работал возле лодки, ко мне подошел пожилой мужчина. Я напугался, что побеспокоил его тем шумом, что производил. Оказалось, что это секретарь яхт-клуба и очень милый человек. Он выслушал нашу историю и выразил всякую готовность помочь. И, надо сказать, он помог. Через него мы вызвали кран, который спустил «Лилу» на воду, и организовали продажу ненужного лодочного трейлера. В общем мировой оказался мужик. Он любит Вотсап, и мы до сих пор переписываемся. Он же предупредил меня, что кто-то пытается продать «Лилу» без моего ведома, но об этом как всегда позже.

Первая неделя прошла как в тумане: мы готовили лодку, работали удаленно, следили за котами, а у меня ещё и шёл дистанционный интенсив английского. Наша жизнь превратилась в череду бесконечных дел без перерыва. Засыпали мы, едва коснувшись простыни, чтобы встать рано утром и продолжить.

Наконец, настал тот благословенный день, когда из сухопутных мы превратились в морских. Как всё поменялось! Из безумных бомжей, живущих на яхте в кустах яхт-клуба, мы превратились в яхтсменов! Нам выдали место у причала. Наконец, наша мечта обрела физическое воплощение: лодка была на воде, держалась на плаву, и мы могли готовиться к отходу.

Если вам нравится статья и вы хотете меня поддержать, присоединяйтесь к чату в ТГ - https://t.me/leeloosailing

Показать полностью 3 1

#6 Готовимся к приключениям, а Лари пропал с радаров

Это шестая часть из серии "Два месяца с Лилу".

Пока «Лилу» стояла в Кеми, говорить о каком-либо нормальном яхтинге не приходилось: слишком далеко, долго и дорого ездить. Требовалось перегнать яхту максимально близко, идеально - в Котку.

#6 Готовимся к приключениям, а Лари пропал с радаров Путешествия, Личный опыт, Финляндия, Опыт, Дневник, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Длиннопост

Начали подготовку с покупок: от спасательных жилетов и карт, до помп и ламп ходовых огней. Я как заправский хомяк шнырял по городу и волок в норку всё, что может пригодиться. Выяснилось, что расходы на карты всего маршрута сравнимы со стоимостью половины лодки. Чтобы не разориться, я купил только несколько генеральных мелкомасштабных карт и понадеялся на электронную картографию.

Самым же интересным грузом стали наши коты. Рыжуля зачислилии кэптен-кэтом, поскольку у него отсутствует ухо и вид он имеет невероятно лихой. Бальтазар же за внешнее сходство прозван Пастером, корабельным священником.

Для подготовки котов к такой вольной жизни, мы начали гулять с ними вечерами во дворе, но длилось это недолго. Однажды ночью Рыжуля проявив невиданное упорство, залез в шкаф и вывалился оттуда,сломав себе заднюю лапу. Теперь кот хромал, что сделало его ещё больше похожим на пирата. Мы вынужденно отложили старт мероприятия – коту требовалась помощь.

#6 Готовимся к приключениям, а Лари пропал с радаров Путешествия, Личный опыт, Финляндия, Опыт, Дневник, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Длиннопост

Время мы зря не теряли и продолжали подготовку. Краеугольным камнем мероприятия оставалось молчание Лари, у которого хранились матрасы и мягкие спинки диванов для лодки. Изготовить их самостоятельно трудно.

Я применил последний из возможных способов связи – написал бумажное письмо по адресу регистрации Лари. Как я понял, сам он там не жил, но зато жили родители. Само письмо получилось предельно коротким: друг, мы собираемся в большой поход и не можем тебя найти, не мог бы ты нам отдать матрасы и всё остальное. Письмо ушло, и почти до нашего отъезда не было никаких вестей. Как вдруг мне позвонила какая-то финка и сказала, что матрасы и спас жилеты они завезли на лодку. Лари бесследно пропал и для них: поехал в Африку, и сгинул.

7 июля 2018 года мы закончили сборы, Рыжуля окреп и получил железную ногу - сломанные кости собирали на вживленный штифт, а мы с Машей сдали квартиру, погрузились в очередной раз на Аню и поехали в Кеми. Границы проскочили быстро и спокойно, вечером того же дня прибыли на место. Мы отпустили Аню в обратную дорогу, а сами легли спать прямо в лодке. Этот заезд не предусматривал таких удобств как квартира -только лодка, только хардкор. Так начались наши приключения в Кеми.

#6 Готовимся к приключениям, а Лари пропал с радаров Путешествия, Личный опыт, Финляндия, Опыт, Дневник, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Длиннопост

Если вам нравится статья и вы хотете меня поддержать, присоединяйтесь к чату в ТГ - https://t.me/leeloosailing

Показать полностью 3

О музеях Котки и Ловийсы

Котка и Ловийса– небольшие финские городки, находящиеся в трёх-четырёх часах езды от Санкт-Петербурга. В них расположено несколько потрясающих музеев, которые точно будут интересны любителям исторического парусного спорта и просто людям любознательным. С радостью делюсь с вами своими впечатлениями о морском центре Велламо и музее мореходства.

Морской центр Велламо в Котке во многом посвящен мореходной истории. Сразу после кассы гости музея оказываются над большим залом с настоящими лодками, яхтами, патрульными катерами и даже самолетом! В этом месте представлено сразу несколько разных экспозиций, одна из них – коллекция лодок разных времён. Оценив выставку в целом, можно спуститься, чтобы рассмотреть экспонаты поближе.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Не буду рассказывать обо всём, что есть в зале, но постараюсь разогреть ваш интерес несколькими примерами. Кто не слышал о фолькботах? Это, пожалуй, самый типичный и массовый класс яхт в Скандинавии. В любой марине Финляндии вы найдете пару. Они признаны классикой и настолько популярны, что их характерный внешний вид копируют даже в пластике. Самый первый фолькбот Lill-Inga был спущен на воду в 1942. Именно его можно увидеть в полной красе и отличном состоянии в Велламо.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Однако Lill-Inga не самый старый парусник под это крышей, рядом стоит Calibri VI – представитель ещё одного класса парусников – шхерных круизёров. Калибри была построена в 1922, а значит, в прошом году отметила свой столетний юбилей!

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Но сто лет - это не предел! Моторная лодка Maija была построена 1906. Её одноцилиндровый двигатель расположен прямо в кокпите. Видимо пассажиры могли погреться сами или разогреть еду сидя кружком вокруг двигателя. Органы управления лодки навевают мысли о стимпанке. Хоть судно и было построено более века назад, оно, как и все экспонаты, находится в образцовом состоянии.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост
О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

При разговоре о старых моторных судах на ум приходит что-то медленное, неторопливое и уж никак не спортивное. О катере Flundran такого сказать точно нельзя. Будучи построенным в 1930 году, в хороших условиях он развивал скорость до 35 узлов и выходил на глиссирование! Неплохой результат. Несмотря на крайне низкую мореходность, этот катер участвовал во Второй Мировой войне в качестве патрульного катера на Ладоге.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

В большом зале представлено множество других экспонатов, но оставим их для очного изучения и двинемся дальше. В здании музея имеется довольно богатая экспозиция, посвященная истории и мореплаванию на территории современной Финляндии, начиная от каменного века и до наших дней. Здесь можно увидеть обломки и макеты старинных парусников и пароходов, навигационные инструменты, оружие, форму и многое другое из разных эпох.

Если маломерного флота и макетов вам покажется мало, то прямо у здания музея на пристани ошвартованы два музея: паровой ледокол «Тармо» и плавучий маяк «Кеми».

«Тармо» был построен в 1907 году, в годы Первой Мировой войны состоял в Балтийском флоте Российской империи, а во время Зимней войны воевал на стороне Финляндии.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

«Кеми» чуть старше «Тармо», он был построен в 1901 году и является последним плавучим маяком в Финляндии.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Оба судна открыты к посещению, можно попасть на нижние палубы, посмотреть каюты и рубки. Отличная возможность познакомиться с образцами судостроения более чем столетней давности. Билеты на ледокол и маяк продаются отдельно от выставок в здание, можно разбить визит на два дня, чтобы не спешить.
Экспозиция в центре Велламо довольно большая (я не охватил ряд выставок не связанных напрямую с морем, но тоже довольно интересных), рекомендую выделить не менее двух-трех часов на посещение самого музея, плюс минимум час на «Тармо» и «Кеми». Подавляющее большинство информации переведено на английский, эпизодически встречается русский. В музее есть туалеты и кафе, можно делать перерывы.
Совсем рядом с музеем, на той же набережной ошвартовано судно Vivan. Построено оно в промежутке между 1947 и 1949 годами, как и многие парусники изначально использовалось в качестве грузового судна. На данный момент это прогулочное и образовательное судно, на нем можно совершить небольшую прогулку на несколько часов или же отправиться в целое путешествие на неделю.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

Всего в сорока километрах от Котки расположена Ловийса. Сейчас это маленький уютный городок с небольшой гаванью, несколькими достопримечательностями и музеями. Однако раньше здесь располагались верфи, давшие жизнь не одному большому паруснику. Ознакомиться с тем, как это было, можно в Музее мореходства.

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

К великому сожалению, до нашего времени не сохранилось судов построенных в Ловийсе. Однако в здании музея можно ознакомиться с их макетами, почитать истории и увидеть фотографии и документы тех времен. Суда, построенные здесь, осуществляли коммерческие рейсы и в Кадис (Испания), и даже в Рио-де-Жанейро (Бразилия). А с одним даже произошло загадочное происшествие в Бермудском треугольнике, о чем можно почитать в музее.

С первого взгляда может показаться странным, но почти все суда в музее (будь это макеты, картины или фотографии) под российским флагом. Загадки в этом никакой нет, рассвет судостроения в Ловийсе пришелся на период после русско-шведской войны, по итогам которой эти территории вошли в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское (в телеге я писал, как случано попал на место последнего сражения этой войны). Так что в какой-то мере это и наша с вами история.

Музей нельзя назвать большим, пары часов хватит с запасом, если внимательно все изучать. К сожалению, только основные экспонаты имеют пояснения на английском, русский не встречается вовсе.

Рядом с музеем расположена небольшая гавань, и в ней есть причал с действительно старинными лодочками, которые находятся в прекрасном состоянии и всё ещё на ходу. Многие из них построены в самом начале двадцатого века, ещё в Российской Империи.

Немного фотографий пристани у Музея мореходства в Ловийсе напоследок;)

О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост
О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост
О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост
О музеях Котки и Ловийсы Музей, Туризм, Финляндия, Российская империя, Достопримечательности, Путешествия, Мобильная фотография, Парус, Парусник, Котка, Деревянные лодки, Длиннопост

До скорых встреч в новых интересных местах!

Показать полностью 14

#5 Выбираем имя. Нормальный осмотр. Начало ремонта

#5 Выбираем имя. Нормальный осмотр. Начало ремонта Личный опыт, Путешествия, Дневник, Туризм, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Финляндия, Видео, Длиннопост, Фотография

Это пятая часть из серии "Два месяца с Лилу".

Любой приличной яхте нужно имя. На нашей было написано Veera, и нам это не нравилось.

От меня, как от капитана, поступило задание: имя должно быть коротким и легко читаемым. После некоторой дискуссии решили, что наша яхточка будет называться «Лилу», для «международности» - LEELOO. Наш пятый элемент (в команду входило 4 человека), всё как у Бессона. Хотели даже покрасить надводный борт кое-где оранжевой краской, но на момент написания этих строк руки до этого так и не дошли.

Каждый, кто занимался подготовкой яхты к спуску, знает: работы всегда хватает. Беда в том, что мы понятия не имели, что потребуется сделать. В задачи первой поездки входило определить масштаб необходимых доделок.

В момент покупки стало понятно, что потребуется вплотную заняться подводным бортом снаружи: Лари ободрал его немилосердно в попытках сделать лодку более привлекательной для покупателей. В первоочередные планы также входило запустить двигатель и максимально разобраться с имеющимися приборами. Для приведения двигателя и приборов в рабочее состояние мы купили две аккумуляторные батареи.

Мы понимали, что нужно будет шкурить, красить, что-то собирать и чистить. Поэтому брали с собой всё, что можно. Была даже наивная надежда спуститься на воду.

В дорогу отправились на двух машинах. В первой поехала Аня со своим бойфрендом. Во второй машине поехали я, Маша и Миша.

Выезжали мы в самом конце апреля. Погода стояла достаточно теплая, питерские яхтсмены принялись спускать лодки на воду и выходить в пробные походы. Однако с продвижением на север всё больше закрадывалось подозрение о неприятном сюрпризе. Появился снег:сначала так, кое-где, он лежал в тени домов и оврагов, но чем дальше мы забирались, тем больше его встречалось. В Кеми мы застали рыбаков, мирно сидящих на льду залива. Речь о спуске яхты даже не шла, разве что мы бы переоборудовали её под ледокол.

#5 Выбираем имя. Нормальный осмотр. Начало ремонта Личный опыт, Путешествия, Дневник, Туризм, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Финляндия, Видео, Длиннопост, Фотография

По прибытию на место с нами случился забавный казус, но прежде немного терминологии. Есть такое понятие «судовое время», то есть то время, по которому живет судно. В большом флоте суда постоянно пересекают часовые пояса, а бывает даже и линию смены даты. Чтобы экипаж не мучился, капитан вправе назначить любые удобные дату время. И так случилось, что почти двое суток по приезду мы жили по какому-то выдуманном времени, которое я сам для нас назначил. Дело в том, что в России то отменят переход на летнее время, то опять введут, поэтому периодически у нас случается «темпоральный разрыв» с Финляндией. Приехав, я почему-то решил, что они в данный момент живут на один час впереди. Я был настолько уверен, что перевел часы телефонов под «новый» часовой пояс и негодовал, почему они сами этого не сделали, хотя раньше всегда так и делали. Мы не могли понять, почему с утра кафешки открыты на час раньше, и почему супермаркет уже закрыт вечером. Не знаю, сколько бы мы жили по «судовому» времени, если бы нам, наконец, на глаза не попались местные часы.

Радостной новостью стало то, что яхта стояла на месте. Дело в том, что Лари перестал выходить на связь. Телефон не работал, почта молчала. Появился повод беспокоиться с новой силой. Увидев яхту, мы выдохнули с облегчением, закипела работа.

Первым делом бросились осматривать всё, что не успели проверить в январе. Одной из первых находок стал флагшток с пиратским флагом! Стало понятно, почему предыдущие владельцы яхты с регистрацией не спешили.

В своем старании привести лодку в приличный вид Лари не только обдирал, но и красил. Части салона покрывала белая водоэмульсионная краска. К её достоинствам можно отнести разве что низкую стоимость и простоту нанесения. Такая краска практически полностью растворяется водой и отваливается от любой поверхности. Вообще непонятно, зачем её производят. К тому же, Лари как попало красил всё, что видел, и брызги летели во все стороны.

Скоро вся эта краска начала облезать и размокать под ногами. Мы с Машей сфокусировались на борьбе со старой краской и разрастающейся грязью. Очищенные места приходилось заново красить.

#5 Выбираем имя. Нормальный осмотр. Начало ремонта Личный опыт, Путешествия, Дневник, Туризм, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Финляндия, Видео, Длиннопост, Фотография

По наводке кого-то из яхт-клуба поехали в местный хозяйственный. Кое-как объяснив, что нам нужно, мы купили белой краски для внутренних работ, белую краску для подводного борта, лак и множество мелочей. Чек вышел солидным, основную стоимость составляла краска для подводного борта. Даже растворитель для неё стоил каких-то неприличных денег. Продавец уверял, что её хватит на много лет: мол, покрасил и забыл. Как бы ни так, но об этом позже.

Зато лак, который мы купили тогда же, оказался ну очень стойким - банка так и стоит неоткрытой.

Убирая в лодке, мы непрерывно натыкались на что-то новое. Обнаружили невероятное количество веревок всех цветов и калибров, два якоря, один из которых вполне бы сгодился на яхту в два-три раза большую, чем наша, масса всяких разных рукояток, которым нам предстояло найти применение и так далее.

#5 Выбираем имя. Нормальный осмотр. Начало ремонта Личный опыт, Путешествия, Дневник, Туризм, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Финляндия, Видео, Длиннопост, Фотография
#5 Выбираем имя. Нормальный осмотр. Начало ремонта Личный опыт, Путешествия, Дневник, Туризм, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Финляндия, Видео, Длиннопост, Фотография

Я переключился на очистку борта. Всю неделю я ползал под лодкой и шкурил, шкурил, шкурил. Когда я уставал, меня сменяли Миша с Машей, ведь шкурить - любимое дело яхтсменов. Красить борт не стали – слишком уж холодно.

Миша вплотную занялся двигателем и всей электроникой на борту. С двигателем всё вышло удачно, мы быстро нашли место для аккумулятора, всё остальное присутствовало и с виду находилось в рабочем состоянии.

Когда всё было готово, я следуя инструкции повернул ключ в замке зажигания, и двигатель запустился. С первого раза! Включил передачу – винт закрутился и раскрылся. Прибавил газу – молотит от души. Снова убавил, попробовал «заднюю» передачу – работает!Восторг, который сменился паникой. Дело в том, что двигатель должен охлаждаться водой. Эту воду качает специальный насос прямо из того водоема, в котором находится лодка, туда же эта вода и отправляется после того, как заберет часть тепла. Мы же стояли на берегу, двигатель не охлаждался, в таких условиях можно запускать его на считанные минуты. Я отчетливо всё понимал, поэтому поспешил повернуть ключ зажигания в исходное положение. Ничего не произошло, двигатель и не думал глохнуть! Потухли лампочки контроля, двигатель был обесточен, но это его не волновало совершено. Будь он бензиновым, он бы, заглох – свечи не могли бы выдать искру, а без искры нет и горения. Но дизельным двигателям ненужно ничего, кроме топлива и кислорода, если они запустились. Мелькнула идея перекрыть топливо, но его оставалось ещё много в трубках и фильтрах, пока всё сгорит – движку конец, а в инструкции не написано ни единой строчки о том, как, мать его, глушить! Спас всех Миша! Он догадался убавить газ на минимум –двигатель «чихнул» пару раз и заглох.

С электрикой всё шло не так гладко. Все приборы, ходовые огни, свет салона, плита и даже печка (да, в финских яхтах вместо кондиционера стоит отопление) должны питаться от второго аккумулятора. Мы не могли найти место, где он мог бы располагаться. Яхта пронизана проводами, которые порой начинаются из ниоткуда или заканчиваются ничем. «Главный распределительный щит» с предохранителями - «спагетти» из проводов. Проводка на «Лилу»имеет забавное свойство менять цвет изоляции: вот провода одного цвета заходят в какое-то недоступное для наблюдения место, а вот с другой стороны выходят провода совсем других цветов и в другом количестве. Миша сходил с ума.

После невероятных мучений с мультиметром и израсходовав годовой запас матерных слов, мы сдались. Появилось предположение, что Лари наврал нам, и всё питается от одного аккумулятора. Может дело в каком-то предохранителе или контакте, а мы не понимаем, как правильно включить?

Спустя сутки, я полез в рундук кормы, объем которого слабо себе представлял. Там открылся новый мир. Через этот рундук, внешне размером с большую коробку от обуви, можно попасть в кормовую часть лодки. В этом «помещении» жутко неудобно для человека, но объем солидный. Тут то, в самой корме, притаилось место крепления второго аккумулятора - специально сконструированный пьедестал, с надежным креплением и отдельным рубильником.

Как только удалось водрузить батарею на свое место, лодка ожила: всё заработало, а у Миши прибавилось работы по проверке и починке. Большой успех!

#5 Выбираем имя. Нормальный осмотр. Начало ремонта Личный опыт, Путешествия, Дневник, Туризм, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Финляндия, Видео, Длиннопост, Фотография

Мы работали как проклятые: в Кеми видели только яхту, магазин продуктов и квартиру, где ночевали. Сделали много, но список предстоящих работ оставался длинным. Так или иначе, в нашем внимании нуждался почти каждый узел.

Так закончился наш первый заезд на «Лилу»и началась подготовка ко второму, который должен был стать отправной точкой в долгом переходе в Котку.

Если вам нравится статья и вы хотете меня поддержать, присоединяйтесь к чату в ТГ - https://t.me/leeloosailing

Показать полностью 6 1

#4 Немного бюрократии и честный Лари

#4 Немного бюрократии и честный Лари Личный опыт, Опыт, Туризм, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Путешествия, Дневник, Финляндия

Это четвёртая часть из серии "Два месяца с Лилу".

В России лодки, как и машины с самолетами – недвижимое имущество, как бы парадоксально это ни звучало. Значит, нельзя просто на коленке подписать договор купли-продажи. В Финляндии всё гораздо проще, по крайней мере, с яхтами. Можно подписать договор стандартной формы, что мы с Лари и сделали, а после зарегистрировать передачу собственности на специальном сайте без личного визита в какой-либо орган.

Звучит просто и здорово, но для этого необходимо выполнить два условия: во-первых, покупатель и продавец должны быть финнами, а точнее иметь личный кабинет в государственной электронной системе. Во-вторых, необходимо, чтобы лодка была зарегистрирована в специальной базе.

Естественно, оба условия в нашем случае не выполнялись. Ни я, ни Маша не граждане Финляндии, а лодка была зарегистрирована в 80-х – 90-х и в нынешней системе по каким-то причинам не существовала.

Добавьте сюда и то, что большая часть необходимой для регистрации информации была на финском языке, и получите интересную задачу. Однако, регистрационный орган пошел навстречу и прислал мне анкету (на финском и шведском), заполнив которую, я мог рассчитывать на получение судового билета.

Помучавшись со словарем, я подготовил бумагу. На парусах яхт принято писать их регистрационные номера: места хоть отбавляй, парус белый и контрастный, поэтому видно издалека. И у нас такой номер имелся, он же присутствовал в некоторых старых документах, его я и указал в анкете.

Ответ ведомства озадачил: лодка под таким номером была совсем другим судном, даже не парусным. Дополнительно, финнов интересовало, как Лари приобрел эту лодку. Нарисовалась щекотливая ситуация. Я написал Лари.

Это был момент истины. Если мы стали жертвами мошенников, Лари достаточно просто не отвечать: мы в другой стране, лодка почти в тысячи километров от нас, толком никаких документов у нас нет. Но, черт возьми, Лари ответил! Он даже прислал документ о передаче лодки ему. Там не было цены, это была скорее дарственная, но его ответы удовлетворили чиновников, и спустя время у меня в руках был судовой билет на нашу яхточку. Мы действительно её купили!

Не могу сказать, что чувство беспокойства меня оставило, но притупилось оно точно. Пора было начинать подготовку к переходу из Кеми в сторону России.

Если вам нравится статья и вы хотете меня поддержать, присоединяйтесь к чату в ТГ - https://t.me/leeloosailing

Показать полностью 1

#3 Очень подозрительное приобретение

#3 Очень подозрительное приобретение Личный опыт, Путешествия, Дневник, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Финляндия, Туризм, Яхтинг, Длиннопост, Фотография, Вертикальное видео, Видео

Это третья часть из серии "Два месяца с Лилу"

Чтобы дать представление о том, как проходил осмотр, необходимо рассказать об особенностях местоположения и климата Кеми. Этот небольшой городок лежит на самом севере Ботнического залива, где река Кемийоки впадает в этот самый залив. Там же находится деревня Санта Клауса, а точнее Йоулупукки.

Как вы понимаете, Рождественский Дед едва ли выбрал бы своей резиденцией теплое место. К тому же, местный климат отличается чудовищной влажностью. Сочетание холода и влаги покрывает ледяной коркой всё, что осталось на улице. Выглядят это шикарно, всё в инее, как в настоящей сказке.

День просмотра выдался исключительно ясным и морозным. Мы недооценили возможные холода (ошибка, которую мы ещё раз совершим в следующий визит) и оделись относительно легко. Этого вполне хватало для прогулок по Питеру и для вылазок от машины до заправки, но вот для длительного пребывания в «открытом космосе» Кеми совершенно не годилось.

Мы прибыли первыми и нашли лодочку довольно быстро. Вообще Лари писал, что по мере сил очистит её от снега. Результат его работы нас не впечатлил.

Лари прибыл с женой, которая предпочла остаться в машине. Начался осмотр. Длился он совсем недолго по совокупности причин. Во-первых, как я сказал, было адски холодно. Во-вторых, большая часть лодки была под снежно-ледяным саркофагом, который не поддавался никаким доступным способам очистки. В-третьих, сам Лари плоховато владел английским и про лодку знал просто удивительно мало - складывалось впечатление, что он ни разу и не ступал на её палубу. Общение наше проходило в формате:

- А какой объем топливного танка?

- Я не знаю, нам хватало пару дней на моторе походить.

- А что на счет пресной воды? Сколько влезает в танк?

- Тоже не знаю, она никогда не заканчивалась.

- А где этот танк находится?

- Без понятия.

- Хорошо, вот плита, на каком топливе она работает?

- На газу. (На деле же оказалось, что не на газу.)

Получить какую-либо вразумительную информацию о яхте не получалось. Скорее мы могли, осмотревшись, сами рассказать много нового Лари.

Естественно мы осведомились, с чего это он решил продавать лодку зимой. На самом деле, нам, конечно, было интересно, отчего такая низкая цена, но задавать этот вопрос было не разумно. Лари сослался на то, что стал семейным человеком, кивая на жену, и, мол, ему не до лодок сейчас, а деньги нужны.

По итогам осмотра борт, хоть и был немного грубо очищен, с виду не имел значительных дефектов. Двигатель имелся, выглядел неплохо, но о его запуске речь не шла: было слишком холодно, отсутствовала стартовая батарея, рассчитывать, что лодка была заправлена зимней соляркой, тоже не приходилось. Изнутри яхта показалась нам относительно ухоженной. К тому же нам были предоставлены три паруса из заявленных четырех. Проверять их на морозе сил не было, поэтому, мы поверили на слово.

Что же мы имели в итоге? Я бы сказал, что это был лотерейный билет и довольно мутная сделка. Поводом для радости был приличный вид лодки. За такие деньги мы бы ничего лучше в России не взяли, даже если двигатель был совершенно не рабочим. В конце концов, у нас остались паруса, которые сами по себе стоили не мало. Ещё на тот момент мы верили, что абсолютно все финны люди честные и законопослушные.

Что нас смущало? Конечно, цена. Мы списали это на то, что Лари ни бельмеса в лодках не понимал, боялся их, а жена хотела избавиться от конкуренции за время и деньги. К тому же, покупая лодку зимой, в разобранном состоянии и на суше, мы не могли убедиться, что она хотя бы держится на воде, не говоря о других вещах. В общем, скидка за риск.

Смущало и то, что Лари не знал названия лодки и номера двигателя. Очень смущало, так как название было написано на борту лодки и в документах. Номер двигателя же не присутствовал нигде. Нам предложили самим найти его, но эта затея не увенчалась успехом.

Отсутствовало некоторое оборудование из заявленного, но мы не смогли открыть всех ящиков, а Лари сам сказал, что часть барахла убрана на зиму в надежное место. Учитывая, что лодка даже не закрывалась, мы ему поверили.

Проведя быстрый совет, мы решили, что надо брать. Будто мы могли решить что-то ещё! Как нам казалось, если что, мы всегда сможем продать эту лодку за те же деньги, даже если с ней что-то не так. К тому же Лари пообещал дописать в договор пункт, гарантирующий возврат денег, если двигатель откажется работать.

Ещё в России я подготовил и распечатал подробный договор купли-продажи, в него оставалось только вписать имена, название лодки, номер двигателя и прочие детали. Однако, со слов Лари, в Финляндии есть своя специальная форма покупки плавательных средств. Она удивительно примитивная, буквально десяток полей, никакого текста договора - просто табличка, содержащая имена и адреса сторон, базовую информацию о лодке и подписи с датой. Туда же Лари от руки вписал свои обязательства на счет двигателя.

#3 Очень подозрительное приобретение Личный опыт, Путешествия, Дневник, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Финляндия, Туризм, Яхтинг, Длиннопост, Фотография, Вертикальное видео, Видео

Договор подписан

Лодка не запиралась снаружи, не было никаких замков. Поэтому нам передали только ключи от двигателя, а также кое-какие документы и паруса.

Лари согласился подержать у себя матрасы для коек и кучу другого оборудования, которое присутствовало в объявлении, но отсутствовало по факту. По его словам, всё отсутствующее было на зиму эвакуировано в гараж его родителей. Проверить мы это, конечно, никак не могли.

Аня зафиксировала на фото и видео процесс подписания документов. Финн, получив деньги, поздравил нас, пожелал удачи и исчез в неизвестном направлении.

Уезжали из Кеми мы со смешанными чувствами: вроде и успех, но ощущение, что где-то есть подвох, не покидало нас долго. Как оказалось, не зря, но об этом попозже.

По дороге домой в Аниной машине нашелся журнал, где свои объявления оставляли девушки легкого поведения. Журнал был толстый, с качественной печатью и картинками. Откуда он взялся, Аня нам так и не рассказала, что не мешало нам полдороги ржать над объявлениями вроде «Очаровательная русалка окунет в океан страсти. От классики до фантазий».

#3 Очень подозрительное приобретение Личный опыт, Путешествия, Дневник, Мечта, Яхта, Парус, Лодка, Финляндия, Туризм, Яхтинг, Длиннопост, Фотография, Вертикальное видео, Видео

Первая помощь после контакта с дверью

Где-то на безымянной заправке, по роковому стечению обстоятельств, Аня расколотила себе нос о торец входной двери при помощи Миши. В итоге значительную часть пути она провела с пакетом снега у лица, и вернули мы её не совсем в том виде, в каком забирали. В этом же путешествии у нас появилась традиция спускать мелочь в игровых автоматах, которые в Финляндии есть буквально везде. На момент написания этих строк мы проиграли в них много больше того, что выиграли, но дело ведь в азарте.

Если вам нравится статья и вы хотете меня поддержать, присоединяйтесь к чату в ТГ - https://t.me/leeloosailing

Показать полностью 3 5

Аккуратнее с уважением в Испании

Случился с нами один конфуз на тему разности менталитета. Испанский позволяет сказать "вы" обращаясь к одному человеку, плюсть есть "сеньёр" и "дон". Используются эти формы в официальной обстановке или для обращения к кому-то, с кем у вас большая разница в возрасте. Вроде всё как у нас, но есть детали.

Продавец в магазине спокойно скажет вам "Привет, красавец, чтобы ты хотел купить?" или "Дорогуша, посмотри какие спелые помидоры!". Даже автодиллер будет с вами общаться так, будто вы вчера вместе пили пиво. Это нормально. Казалось бы, ну что такого, если выразить больше уважения?

В ресторане наш товарищ решил дозаказать чего-то, и подозвал молодого официанта словом "сеньёр". Официант изменился в лице, сказал, что никакой он не сеньёр, и что он ещё молод. Заказ принял, но больше к нам не подходил и нас обслуживали его коллеги. Ну кто бы мог подумать?

Отличная работа, все прочитано!