Этот пост является продолжением моего предыдущего поста, самым распространенным вопросом по которому внезапно стал процесс обучения и развития ребенка в деревне.
Со здоровьем у дочери все ок. Как с физическим, так и с ментальным. Единственный момент, который я заметила, когда ей было еще года два, так это то что по психотипу дочь интроверт и 100% сова: трудно уложить спать вечером, не поднять утром. C садом, в который она ходила неполных 3 года, нам повезло по всем параметрам: рядом с домом, новый с бассейном, воспитатели и нянечка в группе классные, проблемных детей нет. Единственное но: подъем в 7 утра - редкое утро без слез, отказ подниматься и одеваться. По итогу одевала и обувала ее я сама, ставила на самокат и везла в сад. В сентябре 2020 года, когда на очередное "Не хочу в сад!" спросила, чего она хочет, внезапно услышала "Жить на море и спать сколько хочется". Про жить на море я и сама многие годы мечтала, планировала Тай или Ланку, но ковид внес свои коррективы, отношение локалов к туристам да и вывозной рейс в марте 2020 года "впечатлил", поэтому занялась поиском в пределах РФ. Первый критерий - хороший песчаный пляж и чистое море, поэтому Краснодарский край сразу мимо, выбрала запад Крыма. Далее - наличие школы, ФАПа, магазинов и стабильного интернета. Выбрали село Оленевка на 2,5 тысяч жителей (в сезон до 18 тысяч), до райцентра 23 км. В этом году открылись пункты выдачи ВБ и Озона, т.к. многие строятся и переезжают на ПМЖ. В 300 метрах от участка пансионат на базе усадьбы Попова с хвойным парком, минизоопарком, детскими площадками и круглогодичным кафе.
Изначально рассматривала местную школу, посетила собрания, пообщалась с учителем (довольно милая девушка), но когда встал вопрос о том, можно ли периодически приходить ко второму-третьему уроку, периодически пропускать дни, категорично ответила "нет". Все пропуски по справкам и запискам, которых не должно быть много. Тогда поинтересовалась заочной и семейной формами, направили к директору, т.к. до этого не было случаев. Параллельно изучила вопрос в сети, подобрав несколько платформ. Остановились на ЦПСО https://hss.center/ . Из преимуществ: прикрепление к московской школе, о чем подается уведомление в районный отдел образования, и соответственно, отсутствие контроля со стороны местной школы и отдела образования; возможность учиться по более сложной программе, выбирать учебные пособия, работать в своем ритме, личный кабинет с планировщиком, учебниками в электронной форме и материалами и куратор. Тесты за первый класс можно сдать до 31 мая (дочь сдала в начале апреля). Стоимость 11900р. в год. Моя мама (учитель начальных классов) помогла оптимально подобрать учебный материал и рассказала основы методики обучения в младших классах. Хорошая подборка программного видеоматериала и тестов по всему школьному курсу есть на ресурсе РЭШ https://resh.edu.ru/.
Учебный день моей первоклашки строился следующим образом:
Подъем (гигиена) в 10.30-11.00(я наоборот, жаворонок, редко встаю позже 5 утра, и успеваю, к этому времени поработать сама)
Занятия в 11.30-14.30 (обязательное условие - пока не сделано все по учебному плану гаджеты в руки не берем, поэтому дочь сама выбрала это время. Примерно половину этого времени у меня уходит на объяснение и проверку материала, во время самостоятельной работы делаю свои домашние дела). Учебный план составляем вместе с учетом мнения ребенка на неделю. Если настроения учиться совсем нет, делаем выходной.
Прогулка на детской площадке или тренировка по акробатике (3 раза в неделю) 14.30 -16.00
16.30 - 19.00 - свободное время (я в этот период или работаю, или занимаюсь ремонтом, дочь сидит в телефоне или играет в игрушки на компе, или во дворе с собакой)
19.00 -21.00 - Ужин и совместное время (мультики, фильмы, шахматы, интерактивные туры по музеям, игры по желанию ребенка)
Дальше я иду спать, у ребенка свободное время (примерно до 24.00- 01.00). Таким образом, мое время в одиночестве (для меня обязательно) утром, у дочери поздно вечером.
По программе: в дополнение к учебникам по математике и русскому языку мне очень понравились практикумы Узоровой и Истоминой, которые направлены на автоматизацию полученных знаний, как только материал по ним закреплен, берем практикумы Петерсона и развиваем математическое мышление. По русскому для этого использую олимпиадный материал за 1-4 классы, дочери очень нравится решать. По остальным предметам максимально просто. Иностранный язык не учили (есть лексическая основа английского типа счета до 20, простенькие фразы, цвета и названия предметов), т.к. я считаю, что до того, как ребенок усвоит фонетические и грамматические основы родного языка, давать этот материал на иностранном нельзя. Со второго класса начнем английский (владею) и, возможно, китайский (желание дочери, но я по нулям, придется вместе учить).
На платформе "Фоксфорд" дополнительно занимаемся алгоритмикой.
По субботам в местном ДК есть занятия по пению и рисованию, попробовала водить, не понравилось, т.к. "шумно, как в зоопарке". Больше 1 раза не пошла. Подруг тоже выбирает максимально спокойных.
С тренером по акробатике повезло: в Оленевку переехала на ПМЖ пара тренеров из Питера с педагогическим образованием и огромным стажем. Тренируемся у них.
Домашних обязанностей у дочери нет, т.к. я заметила, что она охотнее помогает, когда это ее инициатива.
Из затруднений: трудно было заставить писать прописи по чистописанию, т.к. ребенок абсолютно не видел смысла писать рукой, если сейчас все печатают)) Скорость печати у нее на сегодняшний день для первоклашки аховая (спасибо Genshin Impact и чату в нем:) Здесь пришлось договариваться). И занятия в вечернее время, когда только формировали расписание: максимум - это порисовать, почитать, посмотреть видеоролик, т.к. концентрация и внимание у ребенка падает, в сравнении с первой половиной дня, существенно.
Как итог: успешно освоенная программа за первый класс (проверено тестами и бабушкой-учителем) , здоровая нервная система, преимущественно хорошее настроение, длинные каникулы с мая по сентябрь (программу 2 класса планируем начать в октябре, т.к. в сентябре еще во всю купаться можно), самостоятельность в усвоении материала. Для меня такой формат добавляет необходимость вникать в учебный процесс и программу, и тратить 2 часа в день на обучение дочери, но не нужно отвозить в школу, и по словам подруги, у нее на выполнение с ребенком домашних заданий уходит не меньше.
Таким образом, весь учебный процесс выстроен самостоятельно в онлайне, поэтому я и утверждаю, что сейчас каждому, у кого есть интернет, при желании, доступно достойное образование, включая жителей сельской местности.