Обзор и опыт использования - Мопед Stingray
В последнее время частенько натыкаюсь на Пикабу на вопросы и дискуссии по поводу мопедов. Какого ими владеть, имеет ли смысл их брать, и если брать, то какой? Сегодня я решил отойти от формата "интересных историй" и ответить на все эти вопросы как пользователь одного из таких мопедов. Но чтобы это не было скучным обзором "ну это, норм кароче аппарат", я немного расскажу вам о самом мопеде, поделюсь своими впечатлениями спустя 1500 км пробега расскажу что и как я менял в этом мопеде, чтобы сделать его больше похожим на мотоцикл, ну и разбавлю это щепоткой истории.
Статей на эту тему в интернете не так уж и много, и когда я искал хоть какую-то информацию при выборе и эксплуатации, мне бы такая статья была очень полезна :)
Здесь будет много чего, поэтому вот краткий чек-лист для ЛЛ:
1. Краткая историческая выдержка - чо, как, откуда появился движок.
2. Так что за Stingray? - характеристики, комплектации, цены.
3. Опыт использования - какие косяки, плюшки и особенности владения.
4. Мой тюннинх - что делал сам, как улучшал мопед.
5. Брать или не брать? - кому подойдет, чем лучше альфы, чем лучше скутера, чем лучше мото.
6. Можно всех посмотреть? - рассказываю о альтернативах, вариантах.
Бонус - пару советов, если хотите купить себе именно мопед.
Дисклеймер:Итак, приятного чтения, с вами интеллектуальное повидло, поехали!
Я не профессиональный мотогонщик, мото-технарь и не гуру мототемы. Я могу ошибаться в терминах и иметь субъективный опыт в каких-то вопросах. Поэтому если вы ждете тут профессиональный разбор от эксперта и уже подготовили "топ 10 причин почему я разбираюсь лучше", просто закройте этот пост и идите "в свой двор".
1. Краткая историческая выдержка.
Если вы хотите сразу почитать про Stingray, сразу переходите к следующему разделу. Здесь немного вводной истории для тех кому интересно.Для начала о движке китайских мопедов. Любое чудо китайской инженерной мысли, имеет под баком старый добрый движок Honda Cub мощностью от 50 до 125 кубов, разработанный еще в 1958м году. Долгое время он стоял на легендарной Honda Super Cub, который вы могли встретить во многих фильмах, например, в "Человек-Паук" с Тоби Магуайром
По сути этот движок легенда, он надежный как швейцарские часы, и не убиваемый как автомат Калашникова. Honda долго выпускала эти мопеды (и выпускает до сих пор) и примерно в начале 90х начала продавать лицензию на движки другим компаниям. Именно так эти двигатели и попали в руки китайцев, которые собрали свою версию Super Cub, которая называлась Delta
А чуть позже появился мопед Alpha, который в нашей стране завоевал особую популярность среди школьников и дачников, потому что стоил как ведро картошки, и по сложности исполнения был как ведро картошки.
"Погоди мужик, а зачем ты нам все это рассказываешь, ты же про Stigray вроде писать начал?"
А дело в том что все эта информация понадобится чуть позже, ну и плюс эта небольшая историческая выдержка может быть интересна тем, кто покупать мопед не хочет, но почитать про него не против.
Так вот, мопеды альфа стали очень популярны, а разбег по мощности движка от 50 до 125 кубов дал китайцам большой простор для творчества, поэтому на рынок повалила целая лавина китайских мопедов. И на первый взгляд, начинающему "райдеру" будет очень сложно понять, что из этого стоит выбрать, ведь создается впечатление, что моделей просто миллион.
На самом деле это иллюзия, такая же как на выборах. Кандидатов много, но по факту только один. Какой бы китайский мопед вы не выбирали, везде будет стоять движок от альфы, а точнее, от Honda Super Cub. Разница только в пластике, форме бака и навесном оборудовании, ну и цене разумеется.
2. Так что за Stingray?
Немного по характеристикам. Имеет на борту четырехтактный двигатель "от альфы", вариантами 110 и с 125 кубов, на 10 л.с. с воздушным охлаждением. Способен разгоняться до 110 км/ч, но комфортная крейсерская скорость у него 70-80 км/ч. Расход топлива 2-3 литра чистого 92го без масла на сотню. Хитрые китайцы давно поняли как у нас работает законодательство, поэтому предусмотрительно выбивают на корпусе движка, на информационной табличке и в документах, что этот двигатель на 49.9 кубов. Так что на нем можно ездить с категорией М, А1 и В.
В комплектации с мопедом идет приятный бонус: сигнализация с автозапуском. Не сказать что это супернеобходимая функция на мопеде, но приятно что она есть. Так же на некоторых цветах (например красный и серый) часто в комплекте идет кофр на задний багажник.
Внешне, в отличии от альфа-подобных мопедов, выглядит Stingray брутально и очень похож на полноценный мотоцикл. Колеса значительно толще чем у обычного мопеда, бак пошире, а взрослый мужик не выглядит на нем как медведь на детском велосипеде.
Например так выгляжу на нем я:
А вот так он выглядит рядом со взрослыми Харлеями:
Согласитесь, не сказать что он слишком сильно выбивается из общего строя. Незнающий человек может даже решить, что это какая-то легкая версия Харлея и есть. Хотя, к слову сказать, при 125 кубах это по сути и есть легкий мотоцикл, а не мопед.
Однако такой внешний вид так же влияет и на цену. Если Альфу и ее аналоги вы можете купить за 50-70К (на момент написания этого поста), то Stingray и его аналоги (о них я расскажу в разделе "что выбрать"), обойдется вам в 90-120К в зависимости от региона, магазина, мощности двигателя и комплектации.
Я долго размышлял, как лучше сделать, сэкономить и купить классику, или все-таки взять этот аппарат. Сейчас у меня категория B, которую я в будущем хочу расширить до А. Поэтому хотелось набраться опыта управлением более массивной мототехникой, да и я подумал, что большеват я уже для Альфы, поэтому решил, что Stingray мне подходит больше и честно скажу, спустя сезон владения, ни разу не пожалел о таком выборе.
3. Опыт использования
Переходим к опыту владения. Не смотря на то, что двигатель хонды неубиваем и неприхотлив, а за счет его популярности, очень легок в обслуживании и запчасти на него можно купить в каждом пивном ларьке, все остальное у китайцев реализовано, в прямом смысле через жопу.
Основные косяки китайских мопедов (любых):
1. Большие вибронагрузки. Двигатель 58 года был рассчитан на передвижение по городу со скоростью 40-60 км/ч, что в современных реалиях просто смешно. С такой скоростью ездят электросамокаты по тротуарам. Китайцы это тоже понимают, поэтому поднастроили движок, коробку и цепную систему, подняв крейсерскую скорость 70-80 км/ч. Однако "донастройка" не делает из старого движка новый. Поэтому при езде по городу этот мопед настоящий гигантский вибратор.
Вибронагрузки настолько большие, что у этого мопеда уже к 500 км пробега у меня отвалилось все что может отвалиться из навесного: зеркала. декоративные накладки на выхлопной трубе декоративные боковые накладки, блок сигнализации, защитная рама, ножки для ступней, тросик спидометра (!), крепление ручек тормоза, крепления крыльев и поворотники. Поэтому сразу после покупки и весь диапазон обкатки мопед нужно "дорабатывать напильником" и внимательно следить за всеми соединениями, чтобы ничего не прое...терять на дороге.
Например я заменил часть китайских болтов на нормальные, разумеется туго их затянув, добавил шайб, залил клеем соединения зеркал, замотал некоторые детали изолетной для надежности, снял защитную рамку (которая не от чего не защищает, об этом чуть ниже, в разделе о тюнинге), а в конце заменил поворотники, болтающиеся как сопля, на жесткие.
2. Окраска бака - это просто страшный сон автомаляра. Видите на фото выше странный ореол вокруг не заводской наклейки? Дело все в том, что хитрые китайцы, чтобы их наклейки никто не сдирал, сначала лепят их на краску, а потом покрывают деталь лаком. Из-за чего, если вы так же как и я захотите снять тупую наклейку, вы получите вот такой замечательный результат
К тому же китайцы не особо парятся над тем, как они лепят эти наклейки. Под ними может быть грязь, пыль и мусор, которые разумеется въелись в краску. Поэтому если с одной стороны дырка на месте наклейки выглядела более менее, то с другой под ней была еще и грязь, которую я по первой пытался позорно скрыть другой наклейкой (не вышло, в конечном итоге бак я перекрасил, но об этом так же в разделе "тюнинг")
3. Дешевые болты. Как я написал выше, мало того, что это все испытывает огромные вибронагрузки, так и все что не является движком, соединено китайскими болтами, которые легко гнутся, ломаются, и банально не держат соединение и разбалтывается, наверное, даже от ветра. Каждая поездка заканчивалась тем, что я что-то прикручивал из того, что отвалилось, и затягивал то, что растянулось. Сначала я думал что дело только в вибрации, но после замены болтов и гаек, новые стали держаться намного дольше.
Что хорошего в китайских мопедах (во всех):
1. Ну во первых это цена. Она, в принципе, не дает разгореться бугурту в голове, когда у тебя что-то отваливается, а все "доработки" сразу кажутся нормой. Даже Stingray стоит хоть и дорого по сравнению с младшими братьями, все-же не так дорого для мало-кубового мотоцикла. Например Yamaha YBR 125, по сути качественный японский аналог того же стингрея, стоит дороже, порядка 150-200К за новый, или 110-130К за БУ (в то время как альфа БУ стоит 20-30, а стингрей 50-70), а Honda Super Cub в новом состоянии и вовсе продается по 250-300К
Войти в мотомир с бюджетом "до 100" - это само по себе нереальная задача среди популярных производителей. И именно китайцы дают такую возможность, пусть и с более низким качеством. И это здорово, потому что лучше понять в низком бюджете, надо оно тебе или нет, чем на дорогом японце. К тому же, если вы сломаете или разобьете этот мопед, или у вас его вообще угонят, потеря будет не так болезненна. А если он у вас все-таки выживет, вы его легко сможете продать.
2. Легкость в обслуживании. Чтобы у вас не отвалилось или не поломалось, все чиниться набором ключа на 10, 12, крестовой отверткой и изолентой. Вы можете целиком разобрать мопед прямо во дворе человейника на 30 минут, и за 30 минут собрать обратно.
По этой же причине. простор для творчества и тюннинга у этих мопедов просто безграничный. Вы можете менять одни детали на другие, компоновать мопед из деталей других мопедов, навешивать на него все что можно навесить. Именно поэтому эти мопеды так любят школьники - это отличный мир знакомства с техникой. Из-за такой примитивной компоновки я и сам увлекся тюннингом, хотя первоначально покупал мопед просто чтобы не стоять в пробках.
3. Дизайн (конкретно у Stingray). Так как данная модель аля "премиум" у нее хорошо стянутое сидение с красной строчкой, окрашенные в красный обода, информативная приборная панель с поворотниками и индикатором включенной передаче (чего нет на некоторых альфах), большой бак болей вместимости с лючком как на взрослых мотоциклах, широкий руль.
Все это крайне положительно сказывается как на реакции прохожих, которые могут принять мопед за мотоцикл, так и на реакцию автомобилистов, которые меньше "щемят" тебя в потоке, и чаще относятся с уважением. А так же "мотобратья" не смотрят на тебя прямо уж как на говно и иногда даже здороваются.
4. Мой тюнинх
Прежде всего, упав на мопеде из-за резины (о ней ниже) практически в первый же месяц, я сломал защитную раму. Жёсткая рамка, которая, по идее, должна ЗАЩИЩАТЬ тело, ноги и корпус мотоцикла, при легком "заваливании" на скорости 10 км/ч (при выезде со двора), просто погнулась и лопнула. По факту, она не от чего не защищает и сделана из фольги и в случае серьезного падения, больше вероятности что она отломится и проткнет вам ногу, чем от чего-то защитит. Поэтому ее я выкинул сразу же после этого, и рекомендую всем делать так же. К тому же из-за вибраций она очень сильно шумит при движении.
Далее, после того как я понял, что снятая наклейка навсегда оставила след в истории бака, на котором она была, я пришел в выводу, что бак придется перекрашивать. В целом я и раньше думал об этом, потому что белый цвет мне не нравится вообще. У этого мопеда были цвета "серый с черным" и "красный с черным", но когда я пришел покупать, остался только белый. Поэтому я снял бак, отвез его к знакомым малярам, где из остатков краски трех цветов мне замиксовали вот такой потрясный цвет, который, к тому же, идеально подошел к цвету дисков.
Крыло зашлифовал наждачкой и покрасил в черный.
Красный цвет получился просто потрясающий, напомним мне костюм железного человека, поэтому думать над новой наклейкой и названием долго не пришлось.
Оригинальная фара на Stingray выглядит как унылое говно, да и к тому же светит крайне посредственно.
Поэтому заменил ее на фару с линзой с Алиэкспересс, которая, к тому же, очень напомнила мне реактор Тони Старка. Конечно же китайцы не были бы китайцами, если бы у них сразу все было хорошо, поэтому фару пришлось тоже допиливать напильником, чтобы она светила не в одну точку %)
Бонусом к фаре решил поменять поворотники, потому что оригинальные очень гибкие, и болтались как сопли. Разумеется от болтанки они постоянно раскручивались и пытались отвалиться. Поэтому заказал светодиодные на жесткой ножке. Заодно, вместе с фарой снял убогие обтекатели, получился вполе себе годный "коферейс"
Родная резина у этого мопеда намного шире чем на альфе, что и придает ему приятный внешний вид. Однако, она имеет "внедорожний протектор", что для городского использования добавляет нагрузки движку, а сам протектор на горячем асфальте очень мягкий, что ведет к потери стабильности. Более того, переднее колесо для такого большого тела все равно слишком тонкое. Из-за всех этих причин я и завалился на нем на бок в самом начале эксплуатации. Выезжая со двора на довольно низкой скорости я совсем немного переборщил с наклоном (допустимым, например, на скутере) и мопед сразу же упал на бок.
Поэтому я поставил резину с городским протектором и большей шириной. Это сразу поменяло внешний вид, повысило стабильность на дороге, добавило мягкости хода, ну и разгон стал немного пободрее.
Из-за более широкой резины пришлось поменять крыло. Но не беда, такое мне нравится больше)
Теперь я жду новую кофру, которая должна быть на днях, чтобы было место для хранения инструментов и не пришлось ездить с рюкзаком. А также планирую найти бокс под бензобак, который ставят на мопед Sigma. Такой бокс закрывает дырку между двигателем и баком, создавая визуально больше веса, из-за чего мопед еще больше похож на мотоцикл.
В итоге из и без того симпотного мопеда, у меня получился реально малокубовый мотоцикл:
5. Брать или не брать?
Для начала двайте разберемся "хто вы?"
- Если вы школьник (или берете школьнику) - смотрите альфу. Дешевле, подойдет под подростка, не жалко сломать.
- Если взрослый новичок, хотите ездить по городу и есть категория А (или готовы пойти учиться уже завтра): смотрите малокубовые мотоциклы, например тот же Yamaha YBR125.
- Если вы взрослый новичок, с категорией или без, но хотите ездить по говнам на даче - смотрите БУ альфу. Стоить будет ультрадешево, и не жалко убивать по ухабам. Можно менять на новую хоть каждый сезон. А то как вы будете на нем смотреться в селе - всем пофигу.
- Если вам нужен просто "поджопник" до работы и обратно, и на всю мототему вам насрать, берите скутер. Автоматическая коробка, посадка как на стуле, есть большой багажник для вещей.
- Если вы опытный байкер, то тогда вообще удивительно как вы дочитали до этого момента?)
Если же вам давно не 16 нет, а вы взрослый мужик под 80-90 кг, и нет желания/возможности/времени учиться на А категорию, и вы собираетесь ездить по городу, а не по дачному поселку, но очень хочется покатать на чем-то двухколесном с ощущением мотоцикла - Stingray однозначно для вас.
Лично у меня есть машина, и я очень долго сомневался, нужно ли мне вообще все это. Однако после покупки не пожалел не разу. Городские расстояния для тебя сразу сокращаются. Для тебя нет проблемы пробок, нет проблемы очередей на светофор (ты всегда первый), нет проблем с парковкой, нет проблем с ценами на топливо. Ты свободен как ветер, который ты ловишь своим телом. В жаркие летние дни - это лучше чем тухнуть в салоне автомобиля в пробке, когда не спасает даже кондей.
Плюсы перед той же альфой:
- Как говорил ранее, автомобилисты на дороге меньше щемят, потому что не всегда могут понять что это мопед.
- Увереннее управление благодаря массе и габаритам, тебя не тянет выкинуть из седла на кочках, завалить на бок и так далее.
- Привлекает внимание у людей, которые не шарят по размеру движка. Как писал ранее, многие прохожие будут думать что это мотоцикл.
- Можно легко гонять вдвоем с дамой сердца. На альфе тоже, но будете выглядеть очень смешно.
- Мотоциклисты на светофоре не будут смотреть на тебя как на гавно. Да они будут понимать что у тебя мопед, но благодаря общей компоновке ты хотя бы не будешь совсем жалок для них.
- Меньше вероятности что спиздят, возьмут покататься. Весит в два раза больше альфы, значит его так просто уже не утащишь на крыше оки. А из-за того что не все понимают, что это не мот, некоторые в принципе не позариться воровать. Потому что за угон мота сесть намного проще чем за мопед, чисто юридически потому что он легко отслеживается.
- Можно практиковать мото-упражнения на площадке, так как габариты те же.
- Больше мощности.
- Приятнее звук выхлопа. Чем-то похож на взрослый байк.
Плюсы перед скутером:
- Практикуешься вождению телом мотоцикла. У тебя формально полноценный мотоцикл, габариты, вес, ко всему привыкаешь на практике. Потом легче будет учиться на настоящем мотоцикле. Плюс механическая коробка (хоть и работающая чуть иначе) приучает к переключению передач.
- Больше колеса, можешь ездить по грунтовке и ухабам без проблем.
- Опять таки, легче ездить вдвоем.
- И снова таки, больше вызываешь больше уважения на дороге. Скутеристы для всех "безумная табуретка".
И небольшие плюсы перед мотоциклом:
- Не нужна регистрация, соответственно нет номеров. Соответственно нет штрафов.
- Не нужна страховка.
- Меньше расход.
Немного про "законность" заводского свапа. Движок 125 кубов, по докам 49 - это идет напрямую с завода от производителя. На табличке, в ДКП, на двигателе выбито 49 кубов. Докопаться полиции невозможно, потому что это не колхоз и гаражный тюннинг. Как гражданин и водитель ты абсолютно чист. Ты хотел купить мопед на 49 кубов, зашел в магазин и купил его. Ты не обязан знать что "ну самом деле тут чуть побольше".
Конечно, "все все понимают" и теоретически, если гонять на заднем колесе по встречке и вести себя с полицией как мудак, начиная диалог с фразы: "Причины остановки? Я вам ничего не обязан! Покажите жетончик!", у вас могут забрать мопед на экспертизу, где установят что тут стоит двигатель большей мощности, за что вы получите штраф и невозможность дальнейшей эксплуатации данного мопеда (скорее всего у вас его просто спиздят конфискуют на длительный срок). Однако если вы адекват, чаще всего встречи с полицией заканчиваются демонстрацией прав, документов и идентификационной таблички на корпусе и пожеланием счастливого пути.
6. Можно всех посмотреть?
У Stingray есть несколько братьев аналогов, которые по сути тоже самое, только имеют некоторые дизайнерские отличия. Поэтому вот вам их варианты ниже, с подробными характеристиками и ценами:
Чтобы параноики и шизы не начали искать рекламу, приведу ссылки на разные магазины
Stingray 125 - https://universalmotors.ru/motorcycles/um/mo951488951.html/
Jordan EVO - https://9814555.ru/catalog/tekhnika/mopedy/shuriken/jordan-e...
Sigma Sport - https://www.mototehnika.ru/product/moped-sigma-sport
Storm INDIGO - https://moto62.ru/mototehnika/skutery_mopedy/moto-mir/97621/
Storm Cross - https://cmoto.ru/mopedy/moped-storm-cross-mekhanika
Думаю, наверняка есть еще какие-то варианты, однако эти модели больше всего похожи между собой и наиболее распространены. Соответственно легче будет искать инфу о них, а так же легче продать в будущем.
Бонус. Особенности владения мопедом для новичков.
Дальше будут советы для новичков мопидистов, основанные на собственном путанном опыте. Если вам они не интересны, или вы вообще не хотите ничего покупать, можете закончить чтение поста тут.Какой бы мопед вы не купили, жирный стингрей или банальную альфу, хочу поделиться с вами несколькими жизненными моментами, с которыми вы столкнётесь. Эти советы я нигде не нашел когда выбирал себе мопед, поэтому думаю, они будут вам полезны.
Итак, если вы купили мопед в городе, помните:
1. Большинству мотосервисов на вас насрать.
В большинстве своем это так. Если вы попробуете приехать даже на Stingray, даже в самый популярный и дорожащий репутацией мото-сервис в своем городе, о котором одни положительные отзывы, на вас будут смотреть как на пыль под унитазом. Возможно даже посмеются в лицо. Возможно даже скажут прямо: "я это говно не буду даже смотреть". Ну или как минимум у механиков будет тысяча отговорок почему они не смогут вам помочь сейчас даже с мелкой ерундой. Большая очередь на обслуживание, сезон, отсутствие запчастей, обострившейся гемморой, луна в фазе совы. Приезжайте через год, а лучше через два, а еще лучше решайте свои проблемы сами, я занят.
Это может шокировать, но к этому лучше быть готовым. Особенно меня это поразило с учетом опыта владения авто и посещения автосервисов, где такой херни нет. С чем это связано не знаю, может быть потому что мастерам не интересно заниматься такой примитивной техникой, может быть потому что не хотят брать на себя риски работы с низкокачественным продуктов, а может тупо из-за ЧСВ. Поэтому если вы не умеете/не хотите делать что-то сами, ищите маленькие гаражные автосервисы на 1-2 бокса. Как правило там более адекватные ребята, которые часто имеют личный опыт обслуживания мопеда, и под влиянием ностальгии с удовольствием помогут вам. Причем часто за смешные деньги или вообще бесплатно.
2. Не все мотоциклисты и мото-сообщества вам рады.
Такая же история как и сервисами. Для "тру мотоциклистов" - вы лох и неудачник, который не может купить себе мот. Поэтому даже если запах бензина задурманил вам голову с первого же поворота ручки газа, а шлем вы не снимаете даже в душе, не стоит думать что на каждой мототусовке вы будете "своим", а в чатах с вами будут общаться на равных. Не важно сколько вам лет. Не важно сколько вы зарабатываете. Не важно какой у вас статус, пол и сексуальная ориентация. Если вы на мопеде - вы школьник и недомотоциклист.
Конечно среди мотоциклистов есть много адекватов, которые наоборот, с респектом относятся к подходу "постепенно поднимать литраж и учиться". Самые адекватные из них, по моему опыту, это ребята на Харлеях и весь harley клуб. Эти дядьки всем все давно доказали, жизнь пожили, поэтому никогда не против если вы немного потусуетесь рядом, всегда помогут советом, поздороваются на светофоре, и даже могут позвать вас на открытие сезона)
Однако тот незначительный процент неадекватов привлекает на себя все внимание и очень портит впечатление о мото-сообществе. Чаще всего это будут байкеры на японцах. Молодые и горячие, со сверлом в жопе, они будут проносится 300 км/ч в потоке почти впритирку к вам, чуть ли не выбивая из седла. У меня было несколько таких аварийных ситуаций. А на светофорах они будут в голос ржать над тем, какой у вас маленький движок (видимо компенсируя то, как все смеются над их маленьким членом).
Конечно исключения есть везде. Не хочу никого обидеть из владельцев японцев. Если вы не такой, только уважение и респект. Может быть только мне попадались на пути долбаебы, но почему-то процент адекватных и неадекватных менялся от угла наклона корпуса над топливным баком. Даже если таких даунов 1 из 1000, он очень портит общее впечатление о всем комьюнтюити.
3. Не пренебрегайте защитой, но и не увлекайтесь.
Обязательно купите хороший шлем, хорошие перчатки. Шлем нужен не только по закону, но и убережет вас от сотрясений при падении и может даже комы. Перчатки уберегут ваши руки, потому что первое, что вы разорвете при падении - это руки. Потому что падать вы будете 100%. Не страшно, не смертельно, но руки повредите. Поэтому перчатки нужны обязательно, и мотоциклетные, а не перчатки без пальцев для фитнеса!
Оптимально купить простенькие наколенники, и средненькую черепаху. Опять таки, убережет от лишних разорённых ран. На первое время этого хватит. Мопед не такой быстрый транспорт, и защита уровня "танк" нужная при падении с 200 км/ч вам будет скорее мешать ,чем защищать. Однако со временем имеет смысл докупить джинсы с кевларом, армированные кроссовки, толстую мотокуртку и простые бронетрусы (да есть и такие). Этот комплект точно убережет вас при падении с мопеда. Большего для такой кубатуры, вроде полного экзоскелета, или шлема за 50К не имеет смысла.
4. Можно лить автомобильное масло.
Ну и третий, маленький лайфхак. Вам не обязательно покупать дорогущее мото-масло Motul за оверпрайс, кто бы что вам не говорил. Мало того, что у вас не литровый монстр, работающий на диких оборотах, и ресурс дорого масла просто не используется, так еще и в самой инструкции по эксплуатации нет ни слова про "специальное мото-масло".
По факту, для мопеда альфа подойдет любое минеральное или полусентетическое масло 10w40 (можно 15w40), с индексом API SL, SM или SF. Я заливаю Lukoil Standart. Цена 350 рублей за бутылку (против 1500 у MOTUL).
При покупке обязательно нужно поменять транзитное масло на эксплуатационное. Скорее всего в мотомагазине при покупке вас будут разводить на MOTUL. Лучше сразу везите с собой свою бутылку масла, или, если ехать недалеко, по приезду домой поменяйте масло сами.
На этом у меня все. Надеюсь такой формат вам понравился тоже. Всем добра, вкусных печенек и удачи на дорогах :)