Утро человека начинается бурной физиологией. Человек гадит, мочится, издает звуки, харкает и кашляет, чистит протухшую табачищем пасть, вымывает гной из глаз и серу из ушей, жрет, рыгает, жадно пьет и остервенело курит. Насколько опрятнее пробуждение собаки.
Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.
Прочитал я стихотворение, и напомнило оно мне войну народа России против украинского народа: два братских народа, будто два тургеневских близнеца.
Кто бы взял одного из них за руку и отвёл бы к зеркалу: мол, взгляни на себя, на свои изъяны и, прежде всего, реши внутренние проблемы в своём государстве — построй наконец дороги, обеспечь жильём и достойным уровнем жизни свой народ, — наведи прежде в своём доме порядок и не лезь в чужой монастырь со своим уставом.
147 лет назад было написано классиком это философское стихотворение, но актуальность не потеряло.
Иван Сергеевич Тургенев. 1871. Картина художника Константина Егоровича Маковского.1839-1915.
Стихотворение в прозе
Чернорабочий
Что ты к нам лезешь? Чего тебе надо? Ты не наш… Ступай прочь!
Белоручка
Я ваш, братцы!
Чернорабочий
Как бы не так! Наш! Что выдумал! Посмотри хоть на мои руки. Видишь, какие они грязные? И навозом от них несет и дегтем — а твои вон руки белые. И чем от них пахнет?
Белоручка(подавая свои руки)
Понюхай.
Чернорабочий(понюхав руки)
Что за притча? Словно железом от них отдает.
Белоручка
Железом и есть. Целых шесть лет я на них носил кандалы.
Чернорабочий
А за что же это?
Белоручка
А за то, что я о вашем же добре заботился, хотел освободить вас, серых, темных людей, восставал против притеснителей ваших, бунтовал… Ну, меня и засадили.
Чернорабочий
Засадили? Вольно ж тебе было бунтовать!
ДВА ГОДА СПУСТЯ
Тот же чернорабочий (другому)
Слышь, Петра́!.. Помнишь, позапрошлым летом один такой белоручка с тобой беседовал?
Другой чернорабочий
Помню… а что?
Первый чернорабочий
Его сегодня, слышь, повесят; такой приказ вышел.
Второй чернорабочий
Всё бунтовал?
Первый чернорабочий
Всё бунтовал.
Второй чернорабочий
Да… Ну, вот что, брат Митряй; нельзя ли нам той самой веревочки раздобыть, на которой его вешать будут; говорят, ба-альшое счастье от этого в дому бывает!
В соцсетях мне был задан вопрос, ответ на который я помещаю здесь.
ВОПРОС:
Суеверие их волнует, не свобода. Стало быть, и спасать никого не нужно. Белоручка дурак?
ОТВЕТ:
Белоручка не дурак, а идеалист; это тот, кто руководствуется какими-либо возвышенными идеалами и согласно этим идеалам живёт.
В данном случае идеалист стремился сделать свободными холопов. Во всяком случае, таким его показал Тургенев. Но любой расовый теоретик (о практиках даже не говорим) посчитал бы тургеневского белоручку глупцом, так как невозможно сделать свободными тех, кто рождён в неволе. Ведь нельзя сделать свободной овцу, если она появилась на свет в хлеву. Одомашенным не нужна свобода.
Точно так и с человеком: неволя — единственно возможная для холопов форма существования.
Чем отличается раб от холопа? Тем, что раб оказался в неволе по принуждению, а холоп — добровольно; первый ищет способ освободиться, а второй страшится свободы. Это как волк и собака. Волк отгрызает лапу свою, попав в капкан; он претерпевает сильную боль и жертвует частью тела ради своей свободы, ибо лучше быть волку калекой, но на свободе, чем здоровым, но в клетке.
А что же собака? Для неё жить, как волк в лесу — означает гибель. Зато на службе хозяину — конура и кость с его стола, а за это и на цепи просидеть всю жизнь псу в радость. Вон их сколько, жаждущих послужить то царю, то пупкину.
И вот таких «псов» — холопов, чернорабочих — и вознамерился освободить белоручка, не зная биологических (читай, расовых) законов живой природы. В итоге хозяин псарни его наказал, повесил, дабы и другим неповадно было лезть на чужие псарни.
Но есть и другой тип белоручек, которые тоже объявляют себя борцами за свободу трудящихся масс, прекрасно зная расовые законы. Таких белоручек в наш век диссидентами именуют. Они обещают холопам, то есть стаду овец, расширить загоны и сено свежее, а псам конуру теплее и вместо косточек со стола господ окорочка. Белоручка подобной масти, если его не успеет схватить и наказать хозяин, вскоре сам занимает место его под радостные возгласы холопов.
...Тысячи моих братий, собратий гибнут теперь там, вдали, под неприступными стенами крепостей; тысячи братий, брошенных в разверстую пасть смерти неумелыми вождями.
Они гибнут без ропота; их губят без раскаяния; они о себе не жалеют; не жалеют о них и те неумелые вожди.
Ни правых тут нет, ни виноватых: то молотилка треплет снопы колосьев, пустых ли, с зерном ли — покажет время.
«Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают возможность избавляться от неприятного общества… Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение; оно завладевает моим вниманием и прогоняет их прочь… Они – наилучшее снаряжение, каким только я мог обзавестись для моего земного похода, и я крайне жалею людей, наделенных способностью мыслить и не запасшихся ими».
«В массе своей люди слабы и трусливы, не готовы к свободе и боятся правды, а значит, надо, чтобы кто-то сильный управлял ими и обманывал их» Джордж Оруэлл, «1984»