Сегодня был у нашей семьи знаменательный день. Отправили сына впервые в садик! Настроение было прекрасным, хоть и слегка волнительным. Встали очень рано, намного раньше, чем нужно - просто так получилось.
Садик выбирали частный домашнего типа, в 5 минутах от дома. Сначала услышали рекомендацию от знакомой моей подруги - та знакомая водит в садик своих двух дочерей-погодок, всё вроде прекрасно. Куча развивашек, но нас не это прельстило, а то, что в отзывах в целом говорят о том, что к детям относятся с любовью. Детей в группах мало, поэтому вниманием никто не обделён.
Предварительно списались с хозяйкой сада, она любезно рассказала о распорядке дня, о необходимых документах, о том, как проходит адаптация. Пообещала, что если вдруг ребёнок будет плакать, искать маму и вообще в случае чего - звонить будет.
Я в свою очередь предупредила, что ребёнок у нас оставался только со мной и папой, больше особо опыта тет-а-тет с другими не было, кроме разовых случаев. Узнала насчёт возможности посещения во время адаптации вместе с ребёнком - у них так не принято. Ладно, согласились на это условие.
И вот мы с сыном пришли! Ребёнка я подготовила, настроение ему задала приподнятое. С сыном на подходе к саду обговорили самое важное, кого и как зовут, и что я уйду, но обязательно за ним вернусь. Мне провели экскурсию по саду, в это время сын то был с нами, то переключался на игрушки. В какой-то момент он просто завис там с чем-то интересным, я была занята беседой, меня плавненько подвели к выходу, я спокойно ушла.
Но была неподалёку, ждала звонка или каких-то сообщений. В глубине души надеялась, что всё будет хорошо. И вот проходит час, два, три, звонков нет. Я в целом спокойна, но наготове. На четвёртый час я подошла поближе к саду и села на лавочке. Со стороны увидела, как ребятишек повели погулять, а потом повели обратно (около получаса была прогулка).
Забрала сына, он мне обрадовался. Сначала одна воспитательница, а потом и сама хозяйка сада, улыбаясь, сообщили мне, какой хороший и общительный ребёнок, да что поел хорошо, да всё было прекрасно. Параллельно хозяйка сада переодевала сыну футболку, как родному. В саду ребёнок провёл 4 часа. Я поблагодарила за заботу и тёплое отношение, пожелала много сил. У хозяйки сада мелькнуло напряжение на улыбающемся лице, но может быть, показалось..
Я всё равно с подозрением посматривала на сына, когда мы шли домой, чтобы понять его. Он начал капризничать (это было ожидаемо в любом случае) и говорить, пойдём в церковь 😳. (Мы были не так давно пару раз, просто заходили, ставили свечки, я показала, как креститься, рассказала немного про пару святых и больше внимание на этом не акцентировали). Еле уговорила пойти всё же домой.
Дома он бесконечно заворачивался в одеяло, видимо, надо было спрятаться и почувствовать безопасность. И не засыпал несколько часов, хотя я ожидала, что вырубится сразу же.
Я потихоньку стала расспрашивать, что было в саду. Как прошло, с кем подружился и тд.
И вдруг я спросила - а кто-то обидел тебя? И он отвечает - да, и называет имя-отчество хозяйки сада!
Выясняется, что он стал отбирать игрушку у другого мальчика и толкаться. За это его поставили в угол! Мы никогда такого наказания не практиковали и ранее не обсуждали, что такое возможно, поэтому сомнений, что это случилось, не было.
Говорю - тебе было обидно?
- Да, плакал.
- А кто-то тебя пожалел?
- Нет!
Тут надо сказать, что сыну 3-х лет ещё нет, но он замечательно разговаривает, и в целом он готов к диалогу и выравниванию поведения, но импульсивен и пока не может себя сдержать, если что-то сильно хочет. То есть я его регулирую при взаимодействии с другими детьми, когда дело касается общих интересов, и никто не уступает. Учу ждать, договариваться или меняю фокус внимания на другое.
От воспитателей, которые ратовали за мягкую адаптацию и индивидуальный подход, я ожидала того же поведения, если не углубленного опытом общения с малышами и педагогическим образованием.
В саду в группе меньше 8 человек, неужели минута объяснения поведения бы затруднила? Не думаю. Но проще наказать, заставить подчиниться системе.
Дальше я решила задать ещё один вопрос - а когда я ушла, ты меня искал?
- да, я плакал. Мне сказали, ты скоро придёшь.
Смотрю видео, которое выслали в чат сада. Три видео, как дети ходят по кругу и пытаются танцевать, моего сына за руку водит преподаватель. Четвертое видео - все дети взялись за руки и водят хоровод, потом весело падают на пол и издают какие-то смешные звуки - только наш сын сидит в стороне на стульчике. Я смотрю и не пойму, как так может быть, чтобы наш активный парень, обожающий петь и танцевать, сидел в стороне, как тихоня? Ощущение, что снова своего рода наказали.
Ну и «на посошок» я спросила - а с тобой мирились? Воспитатель или мальчик, с которым игрушку не поделил? Сын отвечает - нет, мы крестились. И хлопает себя по животу в попытках показать, как это делается. Вопрос он мой не понял, но зато рассказал вот это.
То есть за 4 часа минимум 3 неприятных инцидента (наказание углом, меня потерял, сидел один), мне никто не позвонил, хоть я и уточнила, у всех ли преподавателей/воспитателей есть мой номер. И попытка скрыть произошедшее улыбками и словами - всё отлично прошло.
Плюс какая-то нагрузка религией как вишенка на тортике.
Если бы сын не разговаривал, ничего б и не узнали.
Дальше пишу подруге узнать у той знакомой, в курсе ли она методов воспитания в саду. Оказалось, её девочки почти не разговаривают, и такого они не рассказывали. Сказала, что попробует у них узнать, но в целом садом довольны, старшая туда давно ходит, и такая забота от воспитателей!
В чате сада ближе к вечеру посыпались ещё фото и видео репортажи от воспитателей. Вот дети играют в шахматы, а вот у них английский, а вот лепка, а вот ещё танцы. А вот логопедические игры! В каждой серии не меньше 15-20 фотографий!
И я понимаю, откуда отзывы. В целом, если ребёнка не расспрашивать, верить этим улыбкам и рассказам, что всё хорошо и бесконечному потоку медиа-отчётов развивашек с детьми, вывешенному на входе ежедневно обновляемому меню дня, то картинка просто идеальная складывается. Только бы лучше это время, что тратили на съёмки отчётов, малую часть его, потратили на регулирование поведения и беседу. Это куда важнее всех развивашек, вместе взятых.
С мужем, пока сын отсыпался, мы приняли решение забрать документы. Это был пробный день в саду, на следующий день планировали подписывать договор. Ощущение, что всё пытались скрыть, лишь бы мы подписали.
Странное ощущение диссонанса меня до сих пор не покидает. С одной стороны - сокрытие наказаний, плача, с другой - милые улыбки воспитателей и мир розовых пони, бесконечно развивающихся довольных детей) как будто бы упускаем возможность быть в классном саду по собственной глупости. Удивительно.
P.s.
Знаю, что в комментариях возможно, набегут те, кто скажет, что ребёнок выдумал. Но я верю своему сыну и могу отличить его фантазии от реальности, по крайней мере пока что он для меня ясен и чист, как слеза)
Возможно, скажут, что ребёнка надо воспитывать и приучать к поведению в социуме, и иных действенных методов нет. Но методы есть, и при желании можно изучить много информации от психологов и преподавателей, которые действительно за мягкий подход и уважение к ребёнку. И да, это не равно потакание капризам. И нет, не сядет на шею.