Обсуждение книг
5 постов
5 постов
18 постов
7 постов
2 поста
2 поста
тест
📖 Жанр: Научная фантастика
📅 Год издания: 2011
⭐️ Оценка клуба: Ничего не понятно, но местами очень интересно (3/5)
После паузы возвращаемся с обсуждением "Посольского города" Чайны Мьевиля — научно-фантастического романа о языке, границах понимания и межвидовой коммуникации. Действие разворачивается в далёком будущем, на планете Ариека, где люди пытаются выстроить контакт с таинственными Хозяевами, говорящими на уникальном языке без лжи, разговаривать на котором могут только особым образом воспитанные послаы-близнецы.
💬 Книга поднимает интересные абсолютно новые идеи: язык как инструмент и как ограничение, чуждость мышления, культурное непонимание. Звучит интригующе? Да. Реализация? Ну… спорная. Темп повествования хромает, а разобраться, для кого написана книга, мы так и не смогли.
Но удивительно: в клубе почти все оказались на одной волне — впервые за долгое время мнения сошлись.
🎧 Слушайте выпуск — и расскажите, как вам "Посольский город".
Слушайте в Telegram | Spotify | Apple Podcasts | Яндекс.Музыка | ВК | Звук
Возвращаюсь после долгого затишья с обзором на «Сплав закона» — первую книгу подцикла «Двурожденные», который продолжает события «Рождённого туманом». Всё это происходит на Скадриале и входит в большую вселенную Космера от Брендона Сандерсона. И да, мне снова очень понравилось. :)
Это прямое продолжение «Рождённого туманом», но после таймскипа: прошло около 300 лет. Цивилизация развилась — Вседержитель больше не сдерживает прогресс, и теперь мы видим мир, напоминающий начало XX века. Огнестрельное оружие стало обыденностью, повсеместно строят железные дороги и многоэтажные дома, а электричество медленно распространяется от центра империи (города Элендель) к окраинам — в дикоземелье.
Аламанты и ферухимики всё ещё с нами, так что магических трюков и эффектных сражений будет в достатке. Но жанр сдвинулся: теперь это не эпическое фэнтези, а скорее детектив с элементами вестерна и городского фэнтези. Хотя я могу немного путаться в терминах.
В центре истории — Ваксилиум Ладриан, мужчина лет сорока. Он — аристократ, последний в своём роду, но из-за разногласий с семьёй долгое время служил законником (по сути — шерифом) в дикоземелье. Там он и выковал свой характер, взгляды и моральные ориентиры. Теперь Вакс возвращается в Элендель, чтобы заняться семейными делами. И тут появляется таинственная банда "Умыкателей", которая грабит поезда с драгоценными металлами (важное уточнение: на Скадриале металлы — это основной ресурс для магии. Если вы «Рождённого туманом» ещё не читали и нуждаетесь в базе Скадриаля — сначала туда). Кроме того, "Умыкатели" берут заложников. Кто, как не Вакс и его команда, может распутать это дело?
Наверное, это первая книга у Сандерсона, которая зацепила меня с самого начала безо всяких оговорок. Автор моментально втягивает в происходящее — бодрое вступление, динамичный экшен, интрига, расследование и таинственные зацепки отлично сбалансированы. Скучать просто не приходится. Возможно, дело в том, что это уже четвёртая книга в Скадриале, и я просто "в контексте", но мне кажется, дело именно в грамотной подаче — в «Источнике Вознесения» у меня были ощущения провисания, а здесь — всё на месте.
Первая ассоциация, которая у меня возникла — книги про Эраста Петровича Фандорина за авторством Бориса Акунина. Потом подтянулись ассоциации с Шерлоком Холмсом и даже немного Бэтмен с Робином. Думаю, это довольно распространённая сюжетная конструкция, но мои ассоциации — именно такие. А вы, если находите сходства с другими произведениями — делитесь в комментариях, обсудим!
Персонажи — приятные, живые, с понятной мотивацией, к ним легко привязываешься. Это прямо история про "хороших ребят", так что если вам нужно больше моральной серости и цинизма — может, лучше пройти мимо.
Сам Вакс — как уже сказал выше — типичный Фандорин: красавчик, стиляга, умен, харизматичен, ловок и хладнокровен в опасных ситуациях. Настоящий герой дамских романов, но при этом вовсе не «Мэри Сью». За плечами у него хватает личной боли и сомнений, а по ходу повествования он не раз оказывается на грани провала.
Его друг Уэйн — главный источник юмора, трикстер со своими фишками. Очень обаятельный, запоминающийся персонаж. Мараси — умница, красавица и отличная стрелок, да ещё и с романтическим потенциалом. Отличное трио для расследований. (Опять тройки, да?)
Антагонист тоже получился интересный. Его мотивация, возможно, покажется кому-то простоватой, но подана она логично и красиво. В рамках жанра — абсолютно рабочий вариант, без перегибов. Местами кажется (и я думаю это намеренный ход от автора) - каким бы мог быть Кельсир в своих крайних проявлениях.
Атмосфера вестерна передана классно. Сандерсон отлично поработал с описаниями, уделил внимание мелочам быта. Картинка легко складывается в голове — детализированная, но не перегруженная, без "душного" переизбытка деталей.
Боевка стала интереснее и зрелищнее. Очень понравилось, как Сандерсон вписал аломантию и ферухимию в индустриальный контекст. Перестрелки на крышах поездов с применением магии выглядят стильно, кинематографично и захватывающе. Видно, что автор не просто продолжает историю, а играет с её возможностями.
В книге много отсылок к предыдущим частям и узнаваемых фамилий. В какой-то момент я даже задумался — возможно было бы интересно прочитать сначала «Двурождённых», а уже потом — «Рождённого туманом», как приквел. Я сам так сделать уже не смогу, но если вы вдруг пошли по такому пути — расскажите, как это ощущается.
Как и положено в циклах Сандерсона, то, что кажется главной интригой, оказывается только началом. К финалу нас ждут клиффхэнгеры и загадки, задел на продолжение крепкий. Надеюсь, тут раскроются некоторые вопросы, оставшиеся после «Героя Веков». А пока — строим теории и наблюдаем, куда это всё приведёт. Особенно любопытно, как события логически связаны с концовкой предыдущей трилогии.
Кстати, в конце книги есть удобное примечание — список всех 16 металлов и их действия в аламантии и ферухимии. Можно глянуть сразу, чтобы легче ориентироваться. Загадок в духе "а что делает очередной металл?" здесь не будет — всё по полочкам.
Если резюмировать — «Сплав закона» мне очень понравился. По балансу сюжета, динамики, мира и персонажей — это, возможно, мой любимый роман у Сандерсона на данный момент. Если вы уже читали что-то из Космера — смело беритесь. Если нет — сначала читайте «Рождённого туманом», иначе просто запутаетесь. А если вы ещё и фанат детективов, особенно в духе Фандорина — бегом читать!
Закончу свою рецензию воистину волчьей цитатой от товарища Ваксиллиума "Когда кто-то из твоих близких сходит с пути, с ним нужно разбираться самому" - АУФ!
Обзоры на предыдущие части:
Вот и прочитана целиком серия "Рождённый Туманом". Повторюсь что это серия из трёх книг Брендона Сандерсона, в подцикле "Скадриаль" в цикле "Космер". Последняя книга меня впечатлила больше всех, и стала отличным завершением очень хорошей серии. В ближайшее время начну читать следующую серию Скадриаля - "Двурождённые". Так вот - как и говорил в обзоре на первую книгу серии "Пепел и сталь" - это прям АНИМЕ! По эпичности, по масштабу, по драматизму - всё в лучших традициях. Тут важно отметить, что для меня это преимущество, а не минус. Далее будут мои мысли, заметки и какие-то выводы как относительно всей серии так и относительно последней книги. Как и в прошлом обзоре повторюсь - будут спойлеры, так что те кто не прочел книгу - не читайте эту статью. Ну поехали..
Да потому что прям конкретные могу назвать. Первая книга это чисто Гуррен-Лаганн! Там человечество угнетаемое зверолюдьми - тут Скаа. Там харизматичный, безбашенный веселый лидер, который хочет всё изменить Камина - тут Кельсир. И один и другой погибают и дают толчок главному герою. Там Спиральный король, который стал жестоким узурпатором чтобы спасти человечество - тут Рошек-Вседержитель. Устранив обоих главные герои узнают что есть большее злая древняя сила, которая грозит уничтожением.
А в конце у нас ну чисто Евангелион, с Сейзетом слившимся с божественной силой и перекроившим мир. Конечно обошлось без вселенского бульона и аннигиляции человечества, но так же ход похожий и красивый как по мне.
Да и Старкрафт 2 напомнило тоже, когда Вин слилась с Охранителем, как Кериган ставшей древней. Правда исход тут хоть немного и похож но всё же разный. Причем я вот это не воспринимаю как воровство идей, мне наоборот было приятно найти такие аналогии. Как по мне это всё потому что Сандерсон не наворовал деталей и ярких образов как какой-нибудь Кристофер Руоккио в "Империи тишины", а взял именно сюжетные паттерны, органично встроив их в свою интересную и разнообразную вселенную.
Ну и снова эпичный эпик. Сражение божественных сущностей в конце, жертвы героев, всё на надрыве, всё играет на твоих эмоциональных струнах и при этом ничто не притянуто за уши и очень логично, а всё равно работает. Надеюсь экранизации быть. И кстати это то, чего я ожидал в конце игры престолов (сериала), а получил какой-то местечковый замес. Уж если включаешь в произведение противостояние богов - будь добр дай в конце эпичный махач этих богов, а не просто заточку в печень. Ну это тема для отдельного разговора, который возможно никогда не состоится.
Как уже писал в прошлом обзоре, прочитав последнюю книгу, мне уже не кажется что моя находка с Тройками это натягивание совы на глобус. Сам автор правда возможно вводит нас в заблуждение, и подсовывает нам число 16 столь важное для Скадриаля, но не фигурировавшее в предыдущих двух книгах - тем самым подтверждая, что числа он встраивать в сюжет любит. Но вот мои замеченные тройки в дополнение к тем, что были обнаружены ранее:
Три типа существ создал Вседержитель - Кандра, Колосы, Инквизиторы.
Три агрегатный состояния было у Охранителя - Туман, Вода в источнике вознесения, метал делавший людей Аламантами.
Три типа сил - Аламантия, Ферухимия, Гемалургия
"Теперь я понимаю, что у каждой силы есть три аспекта: физический, который проявляется в существах, созданных Разрушителем и Охранителем; духовный, представляющий собой невидимую энергию, которой наполнен весь мир; и познавательный, связанный с разумами, эту энергию контролирующими."
Ну и совсем если уж если утрировать, во всех ТРЁХ книгах замечено трёх-актное повествование:
Обозначение проблемы и попытки её решить.
Поражение и почти полный крах надежд
Неожиданное торжество над всеми проблемами
Короче, можете считать меня сумасшедшим, но я вот это увидел. возможно автор ничего такого не закладывал, а может и закладывал. Давайте поспорим в комментариях!
Очень мне уже полюбились и стали родными. Нет лишних, все на своих местах, все характерные и играют свои важные роли. Автор уделяет много времени как главным так и второстепенным героям. И злодеи хорошо прописаны и абсолютно живые. Наверное дело в том, что я с этой историей 2 месяца прожил, и не мог уже не срастись с ними, но и ладно. Да возможно Вин слишком Мери Сью, но с другой стороны, учитывая сколько она пережила, не назовёшь её судьбу завидной. Да и постоянный внутренний конфликт и нескончаемая рефлексия как раз делает её интересной. Да у неё ОСОБЕННЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ и ИЗБРАННЫЕ силы, но всё чего она достигает, как мне кажется, в первую очередь заслуга её характера и тех выборов которые она делает. Эленд может и слишком правильный, но тут опять же хорошо иллюстрируются проблемы его правильности, и то каким решительным и сильным (не благодаря аламантии) он в итоге становится, тоже делает его очень живым, понятным и близким. Кстати вот ход с двойственностью персонажей как мне казалось в итоге как минимум Вин мог бы до какого-нибудь буквального раздвоения личности довести, но почему то автор решил увести это в другую степь - немного обидно, но я ему это прощаю, хорошо же вышло.
Сейзеду я вообще с первой книги всю дорогу симпатизировал, и то что он в итоге стал божественным осколком как мне кажется идеальный выход. И ведь тоже он подвергся стольким испытаниям и можно сказать выковался в того кем должен был стать. Вообще все герои тут проходят рост и изменения, и мне такое в любых сюжетах нравится. Классно кстати автор игрался с ролью Героя веков. И в самом начале обманывал нас с Аленди, и сначала мы все думали что это Вин, а в третей части я почему то даже Эленда заподозрил, а вон оно как вышло.
То чего мне немного не хватало в первой книге, с лихвой восполнилось в остальных. Куча тайн, которые связаны и со всем Космером и с этой историей в частности. Причем кстати Сандерсон раскидывает подсказки, и о некоторых вещах я строил теории и угадывал заранее, а вот строить теории я ох как люблю. И все тут ружья разложенные выстрелили, сидишь и радуешься как дурачок). Это немного превращает чтение в работу ума, и это всегда интересно - наверное я в принципе люблю детективы.
Мне очень понравился вся серия, хоть я и скептически отнёсся к ней в начале первой книги. Хоть это и кажется янг эдалтом в начале, потом все закручивается просто отлично. Это было классное путешествие, интригующее, загадочное, масштабное, яркое, и я очень рад, что впереди у меня ещё целых 4 книги в этом же мире (хоть и уже после таймскипа). Так что читаем, и наверное это отличный вход в "Космер" в принципе. В последнее время я отказался от бальной системы оценок, потому что уже сам запутался в своих же критериях, поэтому и Герою веков и Рожденному туманом в принципе ставлю оценку "Очень понравилось - всем советую.
Пишу об «Источнике вознесения» — это вторая часть из цикла Рожденный туманом Брендона Сандерсона, который входит в цикл покрупнее «Скадриаль» и совсем уж большой цикл «Космер». В этот раз у меня была такая стратегия, я писал заметки по ходу чтения, и поэтому это не классический обзор, на подобие тех, что я уже писал ранее, а скорее мои мысли по тем или иным поводам, который пришли мне во время прочтения. Этим текстом я точно не завлекаю вас прочитать это произведение, так как это вторая часть цикла – если читали первую - прочтёте и вторую, если не читали – то и данную рецензию читать ни к чему. Так что тут будут спойлеры. Ну всё, все дисклеймеры написаны, можно переходить к делу.
Читая источник вознесения, понял, что не очень понимаю, как была устроена обычная жизнь Скаа и аристократии в пределах Лютодели до свержения вседержителя. По факт конструкция простая. Есть представители власть в виде надсмотрщиков и инквизиции, есть бояре - аристократы, есть угнетаемых Скаа. Но! Что из себя представлял город? Как мы знаем Скаа не платили за их труд, но тем не менее жизнь у них была разная если послушать историю Хэма. Во второй части нам говорят, что вот магазины стали доступны и для Скаа, и торговцы стали подстраиваться под это. Не понятно, как все это было устроено в плане экономики, и как существовала страна. Опять же, в глазах аристократии Скаа это недолюди, относительно которых вообще есть сомнения в наличии сознания, НО армия ваша состоит большей частью из Скаа, воры с которыми вы иногда ведете дела Скаа. Как будто не хватает прослойки «среднего класса», рабочих разных профессий, будь то кузнец, врач, торговец (которые потом появятся и как действующие лица). Эти люди должны быть в каждом городе (а уж тем более в столице империи), но у нас как будто только два варианта кем они могут быть Скаа или Аристократы, и это как-то не укладывается. Но, конечно, моё знание об устройстве средневековых городов черпается только из экономических стратегий, поэтому может быть в корне не верным.
Во второй части автор интересно воздвигает преграды и стены между нашими героями, направляя их в разные ветки познания окружающего мира и решения своих внутренних проблем. Ты как наивный ребенок думаешь "ребята, но вы же все хорошие и друзья ну сядьте вы поговорите друг с другом, выложите все карты на стол и решите проблему!", но, как и в жизни такого не произойдет. Трещина недоверия, амбиций и неуверенности в себе не даст им раскрыться друг другу, наверное, до самого финала, а значит отправит каждого в свой путь героя. Сандерсон уже несколько раз это проворачивал, покажет нам, видящим всю картину целиком, что решение то вот оно, но главные герои не могут к нему прийти, и мы прекрасно понимаем все причины этой невозможности. Остаётся только надеяться, что это все же хорошая сказка, и в конце пути герои не потеряют себя. Эту мысль писал где-то в середине книги, и она отчасти подтвердилась в конце противостоянием Сэйзеда и Марша. Это прям круто.
После свержения вседержителя начинает большая политика и игра престолов. Помимо глобальной надвигающейся угрозы, читать про всякие дворцовые интриги всегда интересно, это приземляет и добавляет глубины. Далеко не все многоходовочки читаются сразу и автору несколько раз удалось меня удивить.
Понравились некоторые закольцовывания - герои возвращаются. Битва с вседержителем самая красочная и эпичная в конце первой книги, не менее сложная и опасная битва с Зейном происходит ближе к концу второй в том же месте. Источник вознесения Вин находит в той же комнате, вокруг которой все крутилось еще с первой книги и для этого ей нужно было уйти и вернуться. Вин уходит от Эленда, чтобы вернуться.
Интересное было так и противопоставление цветов. Вин всегда в черном и олицетворение грубой силы, Эленд облачился в белое став королем, и в противовес представляет мягкую силу дипломатии. Зейн - брат Эленда, тоже представитель тьмы, как и Вин. И если продолжать эту метафору, красивый выбор стоит перед главной героиней. Выбрать понятную, знакомую и близкую ей тьму, тем самым слившись с ней и возможно потеряв себя, или выбрать свет, вступить с ним в противостояние и возможно обрести равновесие.
Ухожу в спгс, но заметил, что у Сандерсона тут кругом тройки:
Трое королей идут войной на Лютодель
Трое героев победили вседержителя
Три романа в мини цикле
Любовный треугольник Зейн Вин Эленд
Семейный треугольник Эленд Страфф Зейн
Что это значит не знаю, просто было прикольно обратить на это внимание.
Если резюмировать, вторая часть на пару голов выше первой. Она стала интересней, глубже, многогранней. Таинственные тайны, которых мне не хватало в первой обозначились, герои раскрылись глубже, и вообще автор отлично развивает историю.
Прочитавшие, как вам вторая часть Рожденного туманом? Делитесь впечатлениями.
На этой неделе прочитал «О любви и прочих бесах» Габриэля Гарсиа Маркеса. Это не первая книга автора, с которой я знакомлюсь — лет семь назад были прочитаны «Сто лет одиночества» и «Полковнику никто не пишет», которые оставили более приятное впечатление.
Сюжет
Эту книгу мы выбрали для обсуждения в книжном клубе, и это, наверное, первый случай, когда обсуждать было интереснее, чем читать. Хорошо, что сама книга совсем небольшая — иначе я точно бы через неё не продрался. О чём история? А вот тут сложно сказать. С одной стороны, завязка простая, её можно описать одним предложением. Действие разворачивается в Колумбии XVIII века: юную девочку Марию Анхелу, дочь маркиза, во время прогулки кусает бешеная собака. Если читать аннотацию к книге (да и само название), может показаться, что это история о любви. Конечно, да, но я бы сказал, что это скорее история о нелюбви.
Жанр и стилистика
Маркес пишет в жанре магического реализма, и здесь это раскрывается особенно ярко — всё время творится какая-то паранормальная дичь, но воспринимается это как обыденность. И ты всё время задаёшься вопросом: «Простите, а что вообще происходит?» У меня на протяжении всей книги было ощущение, что это сон с температурой 39. Если в «Сто лет одиночества» это всё носило для меня романтически-трагичный характер, то тут я периодически ловил себя на вопросах: Мария действительно заражена бешенством? Или всё же одержима? А тот мужик умер просто по совпадению, или нет? А волосы у неё шевелятся как змеи — это реально или показалось кому-то из персонажей? С одной стороны, это богатая почва для обсуждения, а с другой — ты начинаешь сомневаться в себе: это метафоры такие утончённые или что?
Отдельного масла в огонь подливает стиль повествования. Он постоянно скачет — и во времени, и в экспозиции. Будто ты разговариваешь с человеком, который не может ни на чём сосредоточиться и всё время перескакивает с темы на тему: то про текущие события, то в воспоминания, то на какие-то абсолютно незначительные детали. Возможно, это моя личная проблема, но читалось тяжело — иногда приходилось перечитывать страницу по два раза, чтобы убедиться, что ничего не упустил.
Персонажи
А ещё мне было тяжело, потому что в этой истории нет главного героя. И вообще нет персонажей, которым хочется сопереживать. Вроде как центральная фигура — Мария Анхела, но на деле она скорее символ или субъект, через который раскрываются во всей своей неприятности другие персонажи. Это с одной стороны странно, а с другой — интересный опыт. И да, все эти второстепенные герои неприятные, но при этом хорошо прописаны. Можно сказать, что каждый здесь — олицетворение одного из смертных грехов, а Мария — катализатор их проявления.
Контекст
Отмечу ещё (хотя это скорее мой личный нюанс): мне было сложно из-за того, что я вообще ничего не знаю о Колумбии, и в целом о Южной Америке и её колонизации. Слабо представляю себе ту эпоху, не разбираюсь в титулах и иерархии католической церкви — а это, важные вещи для того, чтобы понимать происходящее. И если подытожить — я был совсем не в контексте, и сам контекст мне особо не интересен.
Вообще это не рецензия, а какое-то сплошное «почему мне не понравилось», но несмотря на все эти минусы и противоречия, после прочтения я несколько дней ловил себя на мысли, что думаю об этой истории. И мне понравилось обсуждать её с друзьями, потому что интерпретаций тут множество. Мне сложно назвать какие-то её явные плюсы, но один отмечу точно – Маркес отлично передает атмосферу, и вот я написал выше про «сон с температурой», но это же и о мастерстве автора говорит, что он своим текстом может погрузить читателя в какой-то дурман.
Резюмируя: если вам интересна эпоха, вы неравнодушны к автору, вас привлекает Колумбия — читайте. Если вы, как я, — в целом тоже читайте. Это займёт пару вечеров, даст интересный читательский опыт и, возможно, хорошую почву для размышлений.
Как вам "О любви и прочих бесах"? И творчество Маркеса в целом?
Плотно иду по Сандерсону — как вы уже, наверное, поняли. На этот раз — первая книга цикла "Рождённый туманом", она же Пепел и сталь (в оригинале Mistborn: The Final Empire).
Если коротко — это прям аниме, во всех его характерных чертах. Мне это близко: люблю истории с преодолением, масштабными конфликтами, "вот это поворотами" и борьбой добра со злом. Да, местами наивно, временами предсказуемо, но всё работает в рамках жанра и читается хорошо.
О сюжете
События происходят в мире под названием Скадриал, напоминающем викторианскую Англию, но с рядом мрачных особенностей: тусклое красное солнце, постоянно падающий с неба пепел, коричневая растительность, ночной туман, скрывающий улицы. Политически — это империя с божественным правителем, инквизицией, аристократией и жестоко угнетаемым народом Скаа. Магическая система — одна из сильных сторон книги: интересная, нестандартная и логично выстроенная. Детали оставлю — лучше узнавать самому. История в целом — про сопротивление, классовую борьбу и попытку изменить устоявшийся порядок.
Что понравилось
Сандерсон хорошо работает с боевыми сценами — они динамичные, изобретательные, и при этом легко визуализируются. Магия раскрыта так, что понятно, как она работает, но остаётся потенциал для дальнейшего развития.
Мир ощущается живым: есть своя природа, правила, существа. В этом плане Сандерсон снова показывает себя как талантливый ворлдбилдер. Тем более, что всё происходит внутри вселенной Космера, и элементы мира не выбиваются из общего контекста. Это добавляет глубины.
Что не зашло
Как и во многих других его книгах, начало получилось довольно медленным. Много экспозиции, постепенное раскрытие персонажей, пояснения лора — всё это затягивает темп. После "Элантриса" и особенно "Архива Буресвета" эта история ощущается проще, и по сюжету, и по героям.
Некоторые повороты предсказуемы, героиня временами кажется чересчур идеализированной, а повторяющиеся объяснения одних и тех же элементов мира начинают утомлять.
Лично для меня это было бы поводом отложить книгу, если бы не понимание, что она часть Космера. Но ближе к последней трети история разгоняется, и читать становится действительно интересно. Сейчас уже читаю вторую часть — идёт заметно легче.
Наблюдения по стилю
Если читали другие книги автора, то заметите узнаваемые приёмы: вступления к главам с дневниками/воспоминаниями, тема двойной личности, необходимость притворства, надежда на успех, которая в последний момент оборачивается неудачей. Все эти приемы автор будет так или иначе переиспользовать в других своих произведениях отточив их ещё лучше. Это придаёт определённую структуру и знакомость, и помогает ориентироваться в его стилевой системе.
Итоги
Книга в целом понравилась, хотя и не стала для меня откровением. По сравнению с другими произведениями Сандерсона она слабее, но как часть вселенной Космера — вполне достойный элемент. Старт немного затянутый, но концовка вытягивает общее впечатление. Для знакомства с глобальным циклом Космера, "Рождённый туманом" — хороший первый шаг. Читаю дальше.
Вам как первая книга из цикла "Рождённый туманом"?