Между строк
2 поста
2 поста
«Никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта» © Кант.
«Дунь, плюнь и всё пройдёт». Наверняка многие слышали эти слова от мамы, когда в детстве прибегали к ней после того, как поранили пальчик или поцарапали руку. А ведь у этой, казалось бы, простой фразы есть научное обоснование.
Начнем с дуновения. Для того, чтобы подтвердить его лечебные свойства, придётся чуть-чуть зайти на территорию нейронауки. Постараюсь сделать всё быстро и по возможности безболезненно.
Все вы знаете, что наша нервная система состоит из нейронов, которые находятся в головном и спином мозге и раскинули свои отростки во все возможные части тела. Пучки таких отростков называют нервными волокнами. Можно выделить 2 основных типа нервных волокон: эфферентные и афферентные. Упрощённо можно сказать, что первые передают информацию от мозга, а вторые к мозгу. Афферентные волокна в большинстве своем передают в мозг информацию об окружающем мире, получаемую от органов чувств. Кожа является наиболее часто травмируемым из них. Она предаёт различную информацию – прикосновение, температура, давление и конечно же боль. Передается эта информация по вышеупомянутым афферентным волокнам, которых в кожном анализаторе три типа: А, В и С. Расскажу о них немного подробнее.
A волокна – последнее чудо биотехники, скоростная (от 30 до 100 м/с) нейро-магистраль. Отвечает за передачу сигналов от прикосновений, дуновения и вибрации.
B волокна нечто среднее между A и С волокнами, поэтому внимание на них заострять не буду.
С волокна – старая добрая сельская дорога. Торопиться на ней не получится, так как скоростя на ней куда скромнее (от 0,1 до 10 м/с). Эти волокна проводят сигнал от терморецепторов и, что для нас сейчас важнее, болевых рецепторов. Также как и волокна типа А, проводят сигналы, вызванные прикосновением.
Так вот теперь представьте, что Вы поцарапали руку. По С волокнам тут же побежали болевые сигналы. Мама дует Вам на ранку, и происходит следующее:
Стоит ещё отметить, что сигналы, передаваемые через разные типы волокон, не просто «обгоняют» друг друга, но ещё и подавляют. По итогу, когда Вы дуете на поврежденный участок кожи, Вы его буквально обезболиваете, так как сигнал боли, передаваемый по С волокнам, блокируется сигналом, вызванным дуновением, передающимся по миелинизированному (более быстрому) А волокну.
Перейдем к плевкам. Чем мы плюёмся? Секрет. Точнее слюна. Выяснили товарищи учёные, что содержится в слюне хитрый пептид Гистатин, именуемый первым. Этот вот пептид, как оказалось, способствует росту кровеносных сосудов, побуждая клетки эпителия усиленно «стягиваться» к поврежденным областям и закрепляться там (пруф). Короче, заживляет.
Ещё в слюне млекопитающих имеются бактерицидные вещества (лизоцим, например), которые уничтожают всякую вредоносную микрофлору, что для заживления очень даже кстати. Оно и понятно – какая только дрянь может в рот залететь, надо всё обеззаразить. Ведь рот как-никак самый прямой путь в наш внутренний мир, и его надо защищать.
Считается, что самая лечебная слюна у молодых особей в расцвете сил. Так что, если вы здоровая, фертильная особь, то в теории, можете удачно лечить лёгкие телесные повреждения.
Само собой, вышеупомянутые методы годятся для лечения только лёгких телесных повреждений. Что же касается серьёзных травм, то тут уж извиняйте, без медицины никуда.
Благодарю за внимание. И помните, всё пройдёт.
Предисловие
Так уж вышло, что в данный момент я являюсь студентом. И как заведено, студентам частенько задают домашние задания. Иногда случается так, что некоторые из них ну вот совсем не хочется выполнять. Бывает из-за усталости, бывает из-за незаинтересованности в теме, а иногда из-за ощущения того, что задание бестолковое и ничему хорошему не учит. Если с первыми двумя причинами помогает бороться банальная сила воли, то для борьбы с последним у меня только одно средство – чувство юмора. В этом посте я как раз хочу поделиться результатом такой борьбы. Я изрядно повеселился, когда описывал эмоциональное потрясение Пятачка и мотивационные образования Винни-Пуха. Надеюсь, что данное чтиво вас хотя бы позабавит. Работу выкладываю в неизменном виде, только картинок добавлю.
Начнём
Портфолио по курсу Общая психология Часть 3
В качестве произведения для разбора эмоциональной и мотивационной сферы человека мною был выбран мультипликационный фильм Винни-Пух (1969). Мультфильм состоит из трех короткометражных серий, каждая из которых может представлять различные стороны эмоциональной жизни.
Ссылка на мультфильм: https://youtu.be/ApfKv8Kx4oI. (Заблокирован на территории РФ, ссылка будет работать только с VPN).
1.Проявление каких теорий эмоций можно увидеть в этом произведении? Приведите примеры для как можно большего числа известных вам теорий эмоций, кратко обозначив существенные для теории моменты, проявляемые в данном произведении.
Несмотря на довольно небольшой хронометраж, в мультфильме представлено довольно много эмоций. Веселье, тревога, неловкость, страх, интерес, радость, печаль и другие. Небогат мультфильм только на эмоции, связанные с агрессией и сексуальным влечением.
Когнитивная теория Шехтера. Согласно ней, тип или качество эмоции, испытываемое индивидом, зависит не от ощущения, возникшего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию. Оценка ситуации позволяет человеку определить возбуждение как радость, гнев, страх, отвращение или как любую другую, подходящую к ситуации эмоцию.
Пример: когда Винни-Пух подлетел на воздушном шарике к пчелиному улью, в целях добыть мед, он начал испытывать физиологическое возбуждение. Когнитивная оценка ситуации определяет это возбуждение как беспокойство, страх.
Когнитивная теория Лазаруса. Лазарус считает, что каждая эмоция основывается на специфическом виде когнитивной оценки, сопровождаемой моторно-поведенческими и физиологическими изменениями. Он различает первичную оценку, вторичную оценку и переоценку. Вторичная оценка — это оценка субъектом своего отношения к конкретному окружению, и потому она ведет к измененной эмоциональной реакции. Переоценка может происходить как простое оценивание значения этого изменившегося отношения к окружению, или она может представлять собой психологическую попытку совладать со стрессом.
Пример: торопясь вручить подарок, Пятачок падает, что приводит к тому, что шарик, который он собирался подарить, лопается. Первичная оценка ситуации приводит к осознанию произошедшего, как крайне негативного события, что приводит к тому, что его эмоциональный фон сильно падает. Вторичная оценка события Пятачком, происходит при помощи ослика Иа, который показал преимущество лопнутого шарика, показав, что тот входит и выходит из пустого горшка. Вторичная оценка значительно улучшает эмоциональное состояние поросёнка.
Когнитивная теория Фестингера. Л. Фестингер считал, что положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Диссонанс есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте. Для того, чтобы избавиться от этого состояния у человека есть два выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые согласовались бы с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.
Пример: когда Пятачок со всех ног бежал, чтобы подарить ослику шарик на день рождения, у него было четкое ви́дение того, как он это сделает и какие эмоции при этом испытает, однако оно в миг рушится, после падения, приведшего к тому, что шарик лопается. Это вызывает сильный диссонанс в Пятачке, сопровождаемый негативными эмоциями, такими как разочарование, грусть. Избавление от них, происходит тогда, когда Пятачок получает новые сведения, которые соответствовали изначальным его ожиданиям, пусть и в немного другом виде. Новыми сведениями было то, что ослик принимает подарок даже в таком виде, и даже находит положительные стороны в том, в каком состоянии находится шарик.
Когнитивная теория Симонова. Симонов считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П.В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели.
Пример: после того, как Винни-Пух сообщает Иа о том, что у того нет хвоста, к ослику приходит осознание того, что он не обладает достаточным количеством сведений. Возникает много вопросов: Где находится его хвост? Как он его потерял? Как его теперь найти? И прочие. Отсутствие этой информации сильно увеличивает его эмоциональное напряжение. Когда же Сова дарит ему его же хвост, эти вопросы отпадают, вместе с эмоциональным напряжением, что приводит к всеобщей бурной радости.
2.Приведите примеры для различных проявлений эмоциональной сферы:
• Эмоциональный тон ощущений — это низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования. Выполняет функцию биологической оценки раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия. Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего физиологического процесса (ощущения). Поэтому для возникновения эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем.
Пример: во второй серии Винни-Пух с Пятачком отправляются в гости к Кролику. Во время того, как медведь опустошал съестные припасы кролика, он испытывал удовольствие от удовлетворения физиологической потребности, а вот когда застрял на выходе из норы, напротив, неудовольствие.
Эмоциональный тон впечатлений - эстетическое удовольствие-неудовольствие.
Пример: во время написания стихов Винни-Пух испытывает эстетическое удовольствие.
• Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Пример: то, что Пятачок расстроился от того, что ему нужно выстрелить в его красивый синий шарик, показывает то, что шарик ему дорог и уничтожать его он не хочет.
• Аффект — эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, часто сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.
Пример: после падения, приведшего к тому, что лопнул зеленый шарик, Пятачок испытывает состояние аффекта. Это отражается в том, что он сначала даже не осознает случившегося, а после испытывает сильнейшую эмоциональное потрясение.
• Чувства – устойчивые эмоциональные переживания, отражающие субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
Пример: чувство грусти и печали у ослика Иа. Большинство событий ослик воспринимает в негативном ключе, что является ярким примером того, насколько субъективное оценочное отношение влияет на восприятие действительности.
• Эмоциональный фон – общее глобальное отношение к окружающему миру, событиям и себе самому.
Пример: отношение Винни-Пуха к жизни. Он всегда весел, сочиняет и напевает песни, даже неудачи не расстраивают его.
3.Приведите примеры и разберите проявление функций эмоций
Функции эмоций:
1. Сигнальная функция эмоций.
Во второй серии, по мере убывания съестных припасов, росло недовольство Кролика происходящим. Даже прикрытое вежливостью, оно смогло просигнализировать гостям о том, что пора уходить.
2. Управляющая (регуляторная) функция эмоций.
Радость и предвкушение эмоций от подарка, заставляют Пятачка сильно торопиться, из-за чего тот теряет осторожность.
3. Коммуникативная функция эмоций.
Благодаря коммуникативной функции эмоций, друзьям удается развеселить ослика Иа. Радость и сочувствие, источаемые Винни-Пухом, Пятачком и Совой, передали то, что Иа им небезразличен, что утешило и обрадовало его.
4. Оценочная функция эмоций.
Боль утраты и разочарования, пришедшие к Пятачку после утраты второго воздушного шарика, дают понять, насколько ему важно было сделать что-то приятное для друга на день рождения.
5. Защитная функция эмоций
Страх, возникший у Винни-Пуха при виде пчел, подтолкнул его к тому, чтобы попросить Пятачка принять крайние меры по возвращению медведя с небес на землю.
6. Дезорганизующая функция эмоций.
Сильное влечения Винни-Пуха к мёду приводит к тому, что он перестает себя контролировать и полностью отдается желанию. В первый раз это приводит к событиям у большого дуба, а после к тому, что ослик получил на день рождения не горшочек меда, а просто горшок.
4. Проанализируйте эмоциональные особенности какого-либо героя данного произведения
Эмоциональные особенности Иа.
1. Эмоциональная возбудим, поскольку готов эмоционально реагировать на значимые для него раздражители.
Например, вначале третьей серии он сильно подавлен, отсутствием праздника, а в конце он счастлив вниманию со стороны друзей.
2. Эмоционально неустойчив.
Даже незначительные события приводят к тому, что он расстраивается.
3. Эмоционально чувствителен.
Переживает сильные эмоции в ответ на события.
4. Эмоционально экспрессивен и эмоционален.
Эмоции проявляет интенсивно. В мультфильме видно, как он плачет, когда ему грустно, прыгает и смеётся, когда ему весело.
5. Оптимизм – пессимизм.
В общем преобладает пессимистический настрой, в кризисных ситуациях впадает в уныние.
6. Глубина переживаний.
Иа близко к сердцу принимает события, происходящие в его жизни.
7. Эмоциональная отзывчив.
Об этом говорит то, что подарки и внимание со стороны друзей он оценил по достоинству, дав хороший эмоциональный отклик.
5.На примере 2-3 отдельных ситуаций по отношению к одному герою (можно для каждой ситуации взять нового героя) разберите проявления мотивационных образований (постарайтесь аргументировать ваше мнение). Обязательно выделите в каждой ситуации проявляющиеся потребности и мотивы; по-возможности, цель, интересы, желания, мечты, привычки и т.д.
1. Основной сюжет первой серии строится на попытке Винни-Пуха достать мёд из дупла большого дуба.
Рассмотрим мотивационные образования мишки. Основная потребность – пища (либо физический аспект мёда как разновидности еды для медведя, либо философский как «мёд поэзии» - архетип, взятый из германо-скандинавской мифологии). Винни-Пух нуждается в мёде. Он хочет его заполучить, чтобы насытиться.
Мотив – голод (физический или душевный).
Цель – получение заветной пищи.
Мечта – обретение насыщения.
2. В той же серии интерес с точки зрения проявления мотивационных образований, интересна фигура Пятачка. В отличие от Винни-Пуха, основным мотивом его деятельности не является мёд. Поросёнок не пытается удовлетворить какие-либо из своих потребностей, а безвозмездно помогает своему другу.
Мотив – желание помочь.
Цель – оказать всевозможную поддержку.
Мечта – быть хорошим другом.
В эпизоде у Пяточка происходит также внутренний конфликт. Когда Винни просит его выстрелить в шарик, поросёнок на секунду задумывается, так как его желание помочь сталкивается с необходимостью уничтожить то, что ему дорого.
В третьей серии Винни-Пух встречается с осликом Иа и, увидев его подавленное состояние в день рождения, решает подарить ему какой-нибудь подарок. Подарком становится горшочек мёда, припрятанный на верхней полке.
Цель – подарить подарок.
Интерес – распространение положительных эмоций.
Желание – порадовать друга.
Мечта – сделать окружающих счастливыми (возможно).
6.Приведите из произведения примеры для различных уровней потребностей пирамиды Маслоу (по возможности для всех).
1. Физиологические потребности.
Вторая серия. Вся соль передана фразой: «надо бы немного подкрепиться».
2. Безопасность.
Первая серия. В присутствии пчел, наверху, Винни-Пух не ощущает безопасность, но вновь обретает её, когда возвращается на землю.
3. Любовь и принадлежность.
В третьей серии именно любовь и принадлежность, источаемые друзьями, выводят ослика Иа из клинической депрессии.
Уважение и признание.
В третьей серии видно, как Сова купается в лучах уважения и признания, благодаря своей грамотности.
5. Эстетика.
В мультфильме Пятачок явно испытывает потребность в эстетике. Катализатором этого чувства выступают воздушные шары. Пятачок бережет их, он испытывает душевную боль, когда появляется необходимость нанести одному их них урон, он рад ими поделиться и скорбит, если это не удается.
6. Творчество и познание.
Самую сильную потребность в этом испытывает Винни-Пух. Он постоянно занят творческим процессом, не смотря на опилки в голове.
7. Самоактуализация.
Сова, как единственный (относительно) грамотный персонаж, с радостью проявляет свои способности, например, для написания поздравления на горшке или для устного поздравления. В такие моменты она самоактуализируется, при помощи своих способностей.
7. Выберите в произведении сюжет (линию, эпизод), который на вас произвел особое впечатление, и проанализируйте его с точки зрения представленности различных феноменов эмоциональной, мотивационной и волевой сфер (что наиболее значимо, ярко проявляется или не присутствовало в других заданиях).
Мне бы хотелось подробнее рассмотреть отношение зверей (и птицы) к ослику Иа. Сам Иа, по всем признакам, находится в состоянии перманентной грусти, или как сейчас говорят – проявляет все признаки депрессии. Его не радует жизнь, ему кажется, что его преследуют одни только неудачи, а во всех событиях он видит одни только проблемы и беды.
Как же реагируют на это остальные персонажи? Они не осуждают его, не пытаются его изменить, не жалеют его, что тоже немаловажно. Друзья просто устраивают ему праздник. Как могут. Каждый из них принес что-то, что представляет ценность для него самого. И неважно, что ни один из подарков не приходит в том виде, в котором предполагался изначально – горшочек мёда становится просто горшком, воздушный шарик становится рваной тряпочкой, а Сова так и вообще приносит в качестве подарка имениннику его же хвост; важно то, что каждый принес в жертву самое ценное, что у него было. Именно жертва, а не материальная ценность подарков, исцелила ослика. Он понял, что рядом с ним есть те, кто готов отдать самое дорогое что у них есть. Что как не это есть проявление настоящей любви? Любви, способной исцелить даже самую глубокую тоску.
P.S. За работу получил "хорошо".
Продолжим искать в детской литературе смысловые подтексты и образы, о которых и сам автор, скорее всего, не подозревал.
Начать хочу с небольших дополнений к предыдущему посту. Появились они благодаря комментариям. Как оказалось, маленький пёсик Тотошка может вмещать в себя куда большее количество образов, чем предполагалось.
Во-первых, благодаря товарищу @Miolz, выяснилось, что Тото имеет больше сходства с Анубисом, чем с Тотом.
Тотошка ловит Гудвина. Фото в цвете.
Во-вторых, интересное предположение насчёт Тотошки высказал @golovkahleba.
С ним же у меня завязался небольшой диалог на тему того, что может символизировать собой королева мышей Рамина. Закончился он следующим предположением:
Мысль о том, что мыши символизируют мысли, мне показалась очень интересной. Беглый гуглёж упомянутого в комментарии бога Рамы показал, что его часто изображают как лучника. Так, что общего между лучником и мыслью? Цель! От какого предположения, конечно, сове стало совсем плохо, но тем не менее картина с маковым полем сложилась окончательно.
Парализованную волю может вытащить цель, способная направить всё МЫШление в сторону избавления от зависимости.
Идём дальше. @RickSanchez22 задал хороший вопрос, на который @fireless1 дал отличный ответ.
Я лишь попробую более простыми словами передать главную мысль ответа: Гудвин изначально воспринимался как какое-то божество, способное выполнить любое желание, однако по факту он является обычным человеком, который с помощью вполне себе материальных вещей проявлял для личности желаемые качества, изначально находившиеся в ней в скрытом состоянии.
Также было интересно почитать теорию @MrLokiDoc (ссылка на комментарий).
Поздравляю всех попавших в телевизор и предлагаю всем желающим отсыпать им плюсцов.
А мы продолжим.
Напомню: по основной теории Элли из-за урагана испытывает трансцендентный опыт. Девочка отправляется в глубины своего сознания наводить порядок в своём внутреннем мирке. В этом ей помогают основные силы её души, о них был предыдущий пост.
В этом посте предлагаю обсудить географию Волшебной страны, и, в каком-то смысле, строение внутреннего мира человека. Но сначала вспомним, из каких частей состояла Волшебная страна.
Для того чтобы было проще ориентироваться, я вам своровал карту (отсюда). Ещё есть несколько иллюстраций из книг в этом посте.
Так вот. Волшебная страна делится на 5 регионов. Каждый регион имеет свой цвет и своего правителя. Кроме того, жители каждого региона имеют свои особенности, но мы сегодня обсуждать их не будем, только упомянем. Теперь по порядку.
Голубая страна. Находится на западе, населена Жевунами, правитель – злая волшебница Гингема, которая поставила заколдованные камни, защищающие Волшебную страну от пришельцев из внешнего мира.
Розовая страна. Находится на юге, населена Болтунами, правитель – добрая, вечно молодая волшебница Стелла.
Фиолетовая страна. Находится на востоке, населена Мигунами, правитель – злая волшебница Бастинда, безумно боящаяся воды.
Жёлтая страна. Находится на севере, население неизвестно, но есть теории про загадочных Свистунов, правитель – добрая пожилая волшебница Виллина, носящая с собой огромный справочник обо всём на свете.
Изумрудная (Зелёная) страна. Находится в центральной части. Изначально выступала в качестве нейтральной разделительной территории между владениями волшебниц. Правителем стал Гудвин после того, как приземлился туда на воздушном шаре.
Теперь что касается символики. Начнем с добрых волшебниц. И Стелла, и Виллина в ходе повествования выступают исключительно в роли советчиц. Иными словами, источниками информации для решения конкретных задач. Но делают они это совершенно по-разному.
У пожилой Виллины есть конкретный источник сведений – её книжка-раскладушка, в которой всё записано.
Вечно молодая Стелла о своих источниках не распространяется, однако в книге «Огненный бог Марранов» она дарит Страшиле волшебный телевизор, который способен показывать того, кого желает увидеть его владелец.
У человека также существует два основных источника ответов: логический и интуитивный.
Первый источник приходит с опытом и базируется на «записанной» в памяти информации. Второй от возраста не зависит и основывается… на волшебном телевизоре, который показывает любую информацию, если произнести волшебные слова? Да не, бред какой-то. В общем, вы поняли, к чему я веду. Виллина – память, опыт и логика, а Стелла – интуиция. Что ещё любопытно, так это то, что Виллина сразу появилась перед Элли, как только та прибыла в Волшебную страну, а до Стеллы пришлось добираться с помощью Летучих Обезьян. Но это я так, к слову.
С севером и югом разобрались, теперь перейдем к средней полосе.
Гингема, защищавшая Волшебную страну от внешнего мира, отдаёт концы сразу, как только появляется Элли (сознание). Получается, что Гингема – своеобразный защитный механизм психики, не дающий сознанию вмешиваться в более глубинные слои психики.
Тему с Гудвином обсудили в комментариях выше. Можно только добавить то, что после Гудвина править центральной областью волшебной страны стал Страшила, т.е. ум, а вот у Голубой страны так и не появилось надёжного правителя. Да и вообще, Голубая страна – это своего рода Польша, потому что добрая половина замесов с неё начинается.
Осталась Бастинда. Вот с ней больше вопросов, чем предположений. Бастинда имела только один глаз, но видела им получше Саурона. Был у неё свисток, которым она призывала внутренние «защитные механизмы» психики: волков, ворон и бедолаг Мигунов. Каждый из них был повержен одним из друзей Элли: Железным Дровосеком, Страшилой и Львом, соответственно. Ещё Бастинда владела Золотой Шапкой, призывающей непобедимых Летучих Обезьян, и до смерти боялась воды. Вот ещё один интересный момент: Железный Дровосек, который после событий первой книги занял место Бастинды тоже имеет траблы с водой.
Можно предположить, что Бастинда, как и Железный Дровосек, как-то связана с эмоциональной сферой, но общей картины по ней у меня не сложилось. Ваши предположения на её счёт пишите в комментарии.
А на этом у меня пока всё. Спасибо, что дочитали. Всем пока!
Как-то на днях вздумалось мне перечитать старое доброе творение Александра Малентьевича Волкова, многим знакомую с детства книгу, «Волшебник Изумрудного города». Имея пусть и поверхностные, но знания в области психологии, психофизиологии, философии, филологии, да и в целом имея хоть какой-то жизненный опыт, книга раскрылась с совсем новой для меня стороны. Во время прочтения начали мерещиться скрытые смыслы и к концу шестой книги я выглядел приблизительно так:
Началось всё с того, что я услышал от одного хорошего преподавателя мысль о том, что каждый из друзей Элли (или Дороти, как в оригинальном произведении Баума) символизирует собой одну из трёх частей человеческой психики, а именно: Страшила – ум, Железный Дровосек – эмоции/чувства, Лев – воля. В тот момент меня мучил всего один вопрос: как я сам до этого не додумался? Ведь заветные желания каждого из друзей жирно так намекают на их особенности. Страшила мечтает о мозге – должен же где-то находиться ум, Железный Дровосек стремится получить любящее сердце – надо же чем-то любить, а Трусливый (от чего безвольный) Лев нуждается в получении храбрости – естественном проявлении воли.
Неясно дела обстояли с пёсиком Тотошкой. В интернетах пишут теории о том, что собачка олицетворяет собой египетского бога Тота, на что намекает его полностью черный окрас и какая-то связь со смертью, но мне эта теория как-то не импонировала. В один прекрасный день я увидел в одной замечательной книге фразу «pars pro toto», что в переводе с латыни означает «часть вместо целого». После этого я для себя определил, что пёсик Toto (как его именовал автор оригинального произведения) является символом целостности вышеперечисленных частей человеческой психики, но возможную связь со смертью ещё держу в голове.
С Элли вроде как вопросов не возникает. Она главный герой, который вмещает в себя все свойства психики, олицетворяет сознание и всё такое.
Так вот, зная, что собой представляют главные герои, во время чтения начинаешь замечать интересные вещи. Например, становится понятно, почему Страшила и Железный Дровосек постоянно спорят, что лучше: сердце или мозг? Вроде как распространенная и всем понятная вещь – конфронтация разума и эмоций.
Одно из первых и самых ярких впечатлений мне дали события на маковом поле. Кто не помнит, маковое поле имело эффект сильного снотворного, да такого, что отправляло не в глубокий сон, а на вечный. А знаете, что ещё отлично усыпляет и как-то связанно с маками? Правильно, опиаты! От действия макового поля первыми отключаются Элли и Тотошка. Получается, что первым делом при наркологической зависимости человек теряет целостность и себя. Затем, при попытке бегства, засыпает Лев, то есть человек теряет волю. И если разум и чувства как-то смогли вытащить Элли и Тотошку, то со спасением Льва возникли серьёзные трудности. Вытащить его удалось только при помощи армии мышей, во главе с их королевой. Я так и не понял кто такая королева мышей и зачем надо было убивать кота, но как по мне, метафора крайне интересная.
И такими примерами пропитана вся книга. Возьмём даже последовательность, с которой появлялись друзья Элли, и взглянем на неё через призму онтогенеза (процесса индивидуального развития) и филогенеза (исторического развития организмов). Первым Элли встречает Страшилу, затем Железного Дровосека, а потом уже Трусливого Льва. Получается, сначала появился интеллект, затем эмоции, а потом уже волевые качества. Сравним это с научными данными. Закладка интеллекта происходит ещё в утробе, когда формируется мозг. Т.е. когда ребенок рождается, он уже кое-что умеет хотя бы на уровне рефлексов (особенно это проявляется у животных). Позже, с началом социального взаимодействия в первые годы жизни, ребенок начинает проявлять эмоции. Периодом формирования более-менее осознанных волевых качеств считается возраст от 3 до 9 лет. Получается, с онтогенезом попадание.
С филогенезом тоже вроде порядок. Наличие примитивного интеллекта обсуждают уже у ракообразных, рыб, насекомых и уж чуть ли не инфузорий. Как это принято у ученых - споры ещё ведутся. С изучением эмоций дело обстоит ещё сложнее. Подходов много, споров ещё больше, но ведутся они уже над более сложными формами жизни (животные, птицы). В вопросах, связанных с волей, фигурируют только высшие млекопитающие, да и то не все.
Тут, конечно, можно оспорить вопрос, связанный с интеллектом, мол, какой у младенца интеллект? Я своим обзавёлся только когда работать начал. Но здесь я прошу обратить внимание на то, что Страшила начал свой путь чучелом, которое плохо отгоняло ворон, а закончил правителем Изумрудного, мать его, Города! Так что откуда начинается интеллект вопрос открытый.
Много чего ещё можно обсудить. Тут и география Волшебной страны, и её значение в целом, связь Урфина Джуса с диктатурой и технической революцией, подземные короли, колониализм… Да один только жёлтый туман, из-за которого жизнь в волшебной стране прекратилась, а всем её жителям пришлось носить маски из листьев, чтобы не заболеть, чего стоит! Флешбэки появились? У меня тоже. В общем, всех любителей искать тайный смысл там, где его может и не быть, приглашаю в комментарии.
А у меня на этом пока всё. Спасибо, что дочитали. Всем пока!
P.S. Пост первый, можно сказать, что проба пера. Если что не так, пишите