4 октября 2001 года в 12:00 российский авиалайнер авиакомпании «Сибирь» Ту-154М с регистрационным номером RA-85693 вылетел из аэропорта имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве, на борту находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа.
Спустя 1,5 часа Ту-154, находившийся над Черным морем на высоте 11 километров, начал снижаться: до Сочи оставалось 200 километров. В 13:45 экипаж Ту-154 вновь вышел на связь, и диспетчер услышал крик. После получения тревожного сигнала с борта Ту-154 его метка исчезла с радара. Минуту спустя на связь с землей вышел пилот пассажирского самолета Ан-24 Армянских авиалиний Гарик Ованесян, самолет которого шел на высоте 6,5 километра под лайнером «Сибири». Ованесян сообщил, что наблюдает взрыв в воздухе и падающие обломки.
Вскоре к операции по поискам Ту-154 подключились 578 человек, 17 судов и два вертолета Ми-8, Но когда обломки лайнера обнаружили, стало ясно — спасать некого. Все, кто был на борту Ту-154 погибли. Целиком сохранились тела лишь 14 человек из тех 78, что были на борту Ту-154: от остальных тел остались лишь фрагменты.
В это время появились данные со спутников Пентагона мониторивших обстановку на военных учениях, проводимых на территории Украины. Судя по этим данным, российский Ту-154 был сбит ракетой украинского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-200.
Эксперты и родственники погибших при опознании и осмотре вещей обнаружили, что обломки фюзеляжа Ту-154 и багаж, находившийся на борту, пробиты во многих местах, а отверстия похожи на пулевые. На это обращал внимание и капитан сухогруза «Капитан Вакула», прибывший на место трагедии одним из первых: «Они [погибшие] все были пробиты, на телах круглые отверстия как от шариков».
Напомню, что боевая часть ракеты ЗРК С-200 имеет боевые поражающие элементы в виде стальных шариков, разлетающихся во все стороны со скоростью 1,7 километра в секунду.
После проведения расследования Межгосударственный авиационный комитет (МАК) официально заявил, что лайнер был сбит ракетой С-200 украинских ПВО во время военных учений, украинская ракета разорвалась в 15 метрах над российским самолетом со стороны хвоста.
По факту проведенного расследования президент Украины Леонид Кучма заявил следующее: «Не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду».
20 декабря 2001 года Генпрокуратура России передала уголовное дело о крушении Ту-154 в Генпрокуратуру Украины.
Но Генпрокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы Ту-154, сославшись на то, что объективных данных, указывающих на гибель лайнера от украинской ракеты, якобы нет. Киевский суд отказал в исках родственникам пассажиров и владельцу сбитого лайнера — авиакомпании «Сибирь».
На Заельцовском кладбище в Новосибирске в память о погибших над Черным морем была установлена мемориальная плита.
Трагедия скудно освещалась западными СМИ и в целом быстро ушла с повестки дня, почти также как и сбитый на Донбассе Boeing 777. Или это другое?