Bardcat1

Bardcat1

пикабушник
пол: мужской
поставил 7 плюсов и 0 минусов
150 рейтинг 5 подписчиков 31 комментарий 4 поста 2 в "горячем"
-16

Есть ли у людей инстинкты?

Краткий ответ на этот вопрос — у людей инстинктов нет. И не может быть именно потому, что мы люди.


Что такое инстинкт? Это запрограммированный, врожденный алгоритм поведения. Образ действий, запускающийся в той или иной ситуации. Мотылек летит на пламя свечи, а новорожденный утенок следует за мамой, даже если эта «мама» — бородатый австрийский биолог. Другие инстинкты предполагают более сложные, растянутые во времени последовательности действий. Так происходят брачные ритуалы, обустройство гнезда или норы, выхаживание потомства. Но и это — лишь алгоритмы. Где бы ни жил самец павлина, в Европе или Америке, в зоопарке или на воле, он везде будет распускать хвост перед самкой. Такова его врожденная программа. Его, если хотите, натура.


Но человек, пусть не намного, все же умнее павлина (хотя, вероятно, есть исключения). Увидев симпатичную самку, самец homo sapiens может выбрать, как поступить: подмигнуть, поздороваться, пройти мимо, симулировать обморок… У людей нет врожденных программ поведения.


Да, есть рефлексы. Коленный (помните своего невролога с молоточком?), зрачковый, болевой (обжегшись об утюг, нужно сначала отдернуть палец, а уже потом задумываться об этом) и еще множество. Некоторые рефлексы формируются в течение жизни как реакция на привычные стимулы (вроде выделения слюны при запахе сочного стейка — в общем, то, о чем писал Иван Петрович Павлов). Но все это простейшие физиологические явления, а не формы поведения.


Инстинкт же — это именно врожденная поведенческая программа. У нас таких программ нет. Если бы у человека существовал инстинкт самосохранения, люди бы не совершали самоубийства и не бросались на амбразуры. Если бы был материнский инстинкт, детей не отдавали бы в детские дома. Если бы был инстинкт размножения, мы бегали бы по улицам и насиловали друг друга! Потому что — программа. Что ты с ней сделаешь? Только подчинишься. А если можно не подчиниться, если можно выбрать, как поступить — значит, это уже не инстинкт. По определению.


Еще есть разные интересные психические эффекты. По сути это склонности: склонность подчиняться авторитету (как тут не вспомнить эксперимент Милгрэма, в котором испытуемых заставляли бить человека током!), склонность терять свое «я» в толпе, склонность верить большинству. Но это, опять же, не программы поведения, а скорее набор когнитивных искажений. Они есть у всех нас, но ведем-то мы себя по-разному. В том же эксперименте Милгрэма, вполне способном поколебать веру в человечество, люди действовали неодинаково.


Непонимание происходит потому, что инстинктами с легкой руки психоаналитиков стали называть потребности, желания и стремления. Так появился популярный термин «основной инстинкт». На самом деле, конечно, ни основного, ни факультативных инстинктов у нас нет. Есть половая потребность. Ну так потребности имеются и у животных, и это не то же самое, что инстинкты! Еще раз: инстинкт — это программа поведения. А потребность — то, на что направлена эта программа. У нас есть потребность в пище, но добывать ее мы можем тысячью разных способов. То же самое с сексом. В разных странах, в разных культурах, в разное время действуют разные традиции, связанные с тем, как удовлетворить возбуждение. Кто-то играет свадьбу, кто-то похищает невесту, кто-то изобретает «50 оттенков серого», а кто-то получает удовольствие, сидя в одиночестве перед монитором. Потребность одна, но способы ее удовлетворения разные. И зависят они от личной истории человека, от его опыта, воспитания, знаний, возможностей — в общем, имеют социальную природу, а не биологическую. Человек обучается разным способам действий, а не рождается с готовыми шаблонами. Больше того, он даже способен осознанно отказаться от удовлетворения потребности: например, принять обет безбрачия или объявить голодовку.


Именно поэтому взросление человека длится так долго — дольше, чем у любых других живых существ. Младенец homo sapiens — совершенно беспомощное, беззащитное создание, способное только плакать и сосать титьку (да и это он делает не очень умело). Всему остальному ему нужно учиться. Но в этом и наша сила: инстинкты могут быть очень эффективны в привычной ситуации, но стоит обстоятельствам чуть измениться — и все, муха будет биться в стекло до изнеможения, но так и не догадается вылететь в щель рядом. Мы, люди, можем выбирать, как поступать в той или иной ситуации, искать и находить более эффективные способы действий. Инстинкты у человека заменены сознанием. Передача опыта у нас происходит не биологическим путем (с помощью программы, «зашитой» в генах), а социальным (посредством языка, образования, наблюдения).


У животных, кстати, тоже заметно: чем более развит биологический вид, тем большую роль в его жизни играет обучение. Если жизнь ленточного червя — это один сплошной инстинкт («некогда объяснять! присосаться и забыться!»), то собаки и кошки учатся охотиться, взаимодействовать с хозяином и друг с другом. У человекообразных обезьян когнитивный компонент занимает еще более важное место, а инстинктов гораздо меньше, чем, например, у птиц.


В ходе эволюции и приспособления к изменчивой среде поведение человека усложнилось настолько, что инстинкты были заменены системой саморегуляции. Так родился разум. Сознание. Свобода воли. Да, ограниченная (как и любая свобода): привычками, навыками, социальными ролями. Гормонами, в конце концов. Но чем более личностно зрелым становится человек, тем выше степень этой свободы. Мы не биороботы, действующие по заданной кем-то программе. В каждый момент жизни, каждый день, каждую секунду мы выбираем, как поступить.


Это и делает нас людьми.


Автор: Михаил Прынков, психолог

Показать полностью
37

Жизнь — пыль. Как не оказаться чужим на общем празднике

У Татьяны Толстой есть рассказ «Огонь и пыль». В нем с большой психологической точностью показано состояние женщины, живущей завтрашним днем. Жизнь эта «не совсем настоящая, жизнь на чемоданах», зато наполненная сладкими мечтами, туманными грезами, томительным ожиданием чего-то большого, светлого и величественного. «Огромное счастье ждет меня впереди, какое — не скажу, не знаю сама, но голоса шепчут: жди, жди».


Годы проходят один за другим, река времени неспешно течет сквозь тебя, а то великое, удивительное, манящее, о чем мечтал, так и не наступает. И вот уже кажется, что краски поблекли, мир припорошен пылью. Все вокруг куда-то движутся, ныряют в теплые воды счастья, и только ты словно бы превратился в камень, вросший в илистый берег и медленно зарастающий ряской и мхом.


Знакомое ощущение? Чувство, что жизнь проходит мимо, а время утекает сквозь пальцы, не оставляя после себя ничего — только усталость и странную, ноющую боль об упущенном. Где-то на краю сознания мелькает мысль: а ведь мог бы… а ведь могла бы… И ты думаешь: ну ничего, завтра или послезавтра. Еще не поздно. Еще успею. Вот только наберусь сил, вдохну поглубже. А потом обнаруживаешь, что нет больше ни сил, ни воздуха. И даже никакого «завтра» нет, а есть лишь череда дней, похожих один на другой, и где-то там, не так уж и далеко, неумолимый конец.


Те, кто испытывал подобное состояние, знают, насколько тяжелым и удушливым оно может быть. Причем для этого вовсе не обязательно ждать до пенсии: чувство пустоты, бессмысленности, мимопроходящести жизни посещает и людей в молодом возрасте. Почему такое происходит и что с этим делать? Подробный ответ мог бы занять целую книгу, и не одну. Но попробую сформулировать кратко.


Когда мы размышляем о потоке жизни, то говорим на языке метафор, абстракций. На самом деле жизнь никуда не «течет» и не «проходит». Жизнь — это последовательность событий, источником которых являются люди. Мы сами. Только мы определяем наше отношение к миру. Мы решаем, включиться в преобразование реальности — или наблюдать за этим процессом со стороны.


Проблема возникает тогда, когда мы начинаем верить, что можем влиять на мир одним лишь фактом своего бытия. Когда хотим быть активными участниками событий — но ничего для этого не делаем! Как принцесса, которая сидит в башне и мечтает, что однажды за ней приедет прекрасный принц. Ну что ж, надейся и жди. Пока не умрешь от старости. Потому что принц по дороге встретит другую принцессу, которая догадалась выбраться из башни и отправиться навстречу своему суженому.


Будущее определяется настоящим, но само по себе не существует. Это лишь фантазия, яркий мираж. Можно сколько угодно мечтать о великих свершениях и победах, но странно надеяться, что они произойдут сами по себе! Ходить на давно опостылевшую офисную работу и ждать, что однажды вдруг проснешься богатым и знаменитым. Так не бывает.


В психологии есть понятие «локус контроля». Люди с внешним локусом контроля верят, что их жизнь определяется обстоятельствами. Люди с внутренним локусом считают, что сами управляют своим существованием. Многочисленные исследования показывают, что люди с внутренним локусом, как правило, оказываются более успешны, больше зарабатывают, отличаются большей уверенностью в себе и чувством благополучия.


Отношение к миру влияет на способ взаимодействия с ним. Если я считаю, что моей жизнью, эмоциями, состояниями управляет кто-то другой: Бог, судьба, удача, наследственность — то и свое существование строю по воле других. Плыву по течению, жду знаков свыше, живу надеждами и мечтами. При этом у меня нет устойчивых целей и стремлений, а если и есть, вряд ли я их достигну, ведь я не сам прокладываю маршрут. Если повезет, моя жизнь сложится неплохо, я выполню принятую в обществе программу, и все у меня будет «как у людей», вот только принесет ли мне это личное счастье? Позволит ли ощутить полноту существования? Смогу ли я назвать эту жизнь подлинно своей?


Фразы, характерные для людей с внешним локусом контроля: «У меня не было выбора»; «Мне не повезло»; «Что я мог поделать?»; «Не мы такие, жизнь такая»; «Ты меня обидел»; «Расскажи что-нибудь». Состояния, в которые рискуют «провалиться» люди с внешним локусом: апатия, депрессия, алкогольная и наркотическая зависимость, а в старости — чувство горького разочарования, отчаяние (ничего уже не исправить!) и деменция как последняя попытка психики защититься от невыносимых переживаний.


Человек с внутренним локусом контроля живет иначе. Вовсе не обязательно, что счастливей — но его путь будет другим. Более рискованным и индивидуальным. Если я сам определяю свои цели и задачи, передо мной не встает проблема смысла жизни — ведь я не нуждаюсь в том, чтобы кто-то мне его дал. Смысл своего существования я способен сформулировать сам. Не найти, а создать его. Если у меня есть цели, я могу выбирать пути их достижения, не дожидаясь чьих-то указаний. Возможно, меня будут осуждать за то, что иду своей дорогой, отличаюсь «лица необщим выраженьем», но я готов к этому, потому что это мой личный путь. Мой собственный выбор. И я делаю этот выбор сегодня, сейчас, каждый день, в настоящем, а не в будущем.


Фразы, которые произносят люди с внутренним локусом контроля: «Я так решил»; «Это моя ответственность»; «Я ошибся»; «Я на тебя обижен»; «Хочу тебе кое-что рассказать». Такие люди совершают научные прорывы, встают во главе революций и раньше всех поднимаются из окопа. Они же становятся первыми жертвами политического преследования и ярости разгневанной толпы.


Конечно, люди не делятся на «чистых» экстерналов и интерналов. У каждого из нас бывают минуты душевной слабости и подъема, печали и вдохновения, трусости и отваги. Каждый зависит от условий вокруг. И все же у любого человека есть склонность реагировать на жизненные вызовы тем или иным образом. И именно экстерналы, то есть люди с внешним локусом контроля, чаще говорят о своем существовании как о пустом и бессмысленном. Они словно чужие на празднике жизни, и неудивительно: пока другие танцуют и веселятся, экстерналы ждут, что их кто-то будет развлекать. Но на этой вечеринке нет аниматоров. Развлечения надо придумать самостоятельно.


Душевная жизнь экстернала — мечты, фантазии и надежды. Жизнь интернала — цели и их достижение. Мечтать приятно, но грезами нельзя насытиться. Деятельностью можно.


Как же взять судьбу в свои руки? Непростая задача для того, кто привык плыть по течению. Менять привычный образ мышления сложно, а порой и больно. Поэтому люди приходят к психотерапевту: с поддержкой специалиста эта работа становится не такой тяжелой.


Для начала стоит прислушаться к себе. Спросить: чего я хочу? Взять листок бумаги и выписать свои желания. И не пять-семь, а хотя бы пятьдесят. Кажется, что это много? Ничуть. Если выключить фильтры восприятия, услышать себя по-настоящему, можно составить список и из сотни, и из двух сотен пунктов. Не стоит надеяться сделать это за один вечер. Всякая психологическая работа требует времени. Человек хочет очень многого, но мы привыкли отмахиваться от собственных стремлений, стыдиться их, бояться и обесценивать. Первый этап в возвращении локуса контроля — обнаружить свои желания и признать их.


Затем можно провести сортировку получившегося списка. Отделить главное от второстепенного, возможное от невозможного. Решить, к чему ты готов уже сейчас, что можно отложить на потом, а от чего лучше вообще отказаться. Это второй этап — определение целей, принятие ответственности за выбор жизненного пути.


Поняв свои цели, нужно четко представить способы их достижения. Например, я хочу стать доктором. Для этого я должен получить образование. Для этого необходимо подготовиться к экзаменам. Для этого нужно составить учебный план. И так далее. Шаг за шагом, звено за звеном, мы куем цепочку, связывающую наше «сегодня» с желаемым «завтра». Мы должны знать, куда идем, зачем и по какой дороге. Это третий этап — планирование, самоконтроль, построение маршрута.


Четвертый этап — этап действий. Легко строить планы на жизнь, сидя за столом перед листом бумаги. Гораздо труднее воплощать их в реальность. Придется рисковать, пробовать и ошибаться, сталкиваться с собственной глупостью и некомпетентностью. И учиться, учиться, учиться. Это сложно и часто — страшно. Именно поэтому не стоит бросаться с места в карьер, приходить в спортзал и сразу брать стокилограммовую штангу, впервые открывать бизнес, закладывая квартиру, машину и дачу. Так ты успеха не добьешься. Только надорвешься, потратишь силы и разочаруешься. Путь мудрого — достижение целей в зоне ближайшего развития. Так, чтобы совершенствовать навыки, но не гробить здоровье. Требовать от себя построить бизнес-империю, не умея завести счет в банке, столь же глупо, как требовать от ребенка пробежать стометровку, когда он еще ползает в манеже. Сначала нужно хотя бы научиться ходить! Хотя бы встать на ноги!


И, наконец, пятый этап — этап подлинной ответственности. Когда предыдущие этапы многократно пройдены, к этому люди приходят сами. Приходят к пониманию, что именно они определяют, как строить жизнь в рамках своих возможностей и ограничений. Понимают, что от их поступков в настоящем зависит будущее. Понимают, что реальность меняется в результате каждого, даже незначительного действия. Понимают, что они сами выбирают, как реагировать на то или иное событие. И сами решают, будет их жизнь чередой похожих друг на друга дней — или историей личного роста и преобразования мира.


Прекрасное далёко не приходит само. Его нужно построить собственными руками.


Михаил Прынков, психолог

Показать полностью
40

Электрическая душа. Психофизиология для «чайников»

Некоторые считают, что психология — это «наука о душе». Звучит, если подумать, довольно странно, ведь наука не имеет дела с трансцендентным, а изучает то, что можно зафиксировать и измерить. Конечно, древнегреческое слово «психос» означает «душа», но сущность явления не определяется названием.


Под напряжением


В современном понимании психология — это наука о психике и поведении человека и животных. Психика, в свою очередь — это форма отражения объективной реальности, представляющая собой совокупность процессов внутренней жизни: ощущения, мысли, эмоции, память.


Психика имеет материальную, биологическую основу. Все многообразие нашей психической деятельности — это результат работы нервной системы (составной частью которой является головной мозг). Нервная система образована специальными клетками — нейронами. Многие думают, что нейроны — это только клетки головного мозга; нет, нейроны — это основа всей нервной ткани, которая пронизывает наше тело в виде нервных волокон.


При этом около половины объема нервной системы составляет так называемая глия («клей» по-древнегречески) — особые клетки, выполняющие защитные и метаболические функции, но главное — изолирующие нейроны друг от друга. Почему их нужно изолировать? Потому что все десятки миллиардов нейронов в человеческом теле (только в головном мозге их около 86 миллиардов) — это сложнейшая электрическая цепь, по которой постоянно идет ток. И чтобы сигнал не перескакивал там, где не надо, нейроны, как провода, нуждаются в электроизоляции.


Электрический ток в ходе химических реакций вырабатывают сами клетки (не только нервные). Электричество в теле большинства животных представляет собой поток ионов, а не электронов, но по сути это тот же физический процесс. Пока человек жив, его нейронная сеть находится под напряжением. В ней происходит примерно то же самое, что происходит в компьютере: ток идет по нейронам и несет с собой информацию в виде двоичного кода. Каждый отдельный нейрон может быть «включен» (возбужден, активен) или «выключен». У каждого нейрона своя функция, и от того, какая комбинация активных нейронов сложилась в данный момент, зависит то, что мы видим, слышим, чувствуем и думаем. Конечно же, это очень быстрый процесс: в течение секунды нейрон может «включаться» и «выключаться» сотни раз. И даже тысячи, но это уже приступ эпилепсии.


Скорость распространения электрического сигнала в нервной системе ограничена рядом физиологических особенностей и составляет в лучшем случае около 120 метров в секунду. Мизер по сравнению со скоростью света, с которой теоретически может двигаться электроток. Современные самолеты летают быстрее. Да и эти 120 метров достигаются далеко не во всех типах нервных волокон. Поэтому в ходе эволюции нейроны со схожими функциями, часто вступающие в комбинации, объединились в группы, чтобы быть ближе друг к другу и обеспечить высокую скорость обмена сигналами. Поэтому, собственно, нервные клетки не распределены по телу равномерно и не скрыты где-нибудь в глубине организма, а сосредоточены преимущественно в одном месте — в голове, как можно ближе к органам чувств. Это особенность всех животных, кроме самых простейших.


По той же причине в мозге есть центры, в которых локализованы отдельные функции: зрение, слух, понимание речи, понимание письменности, узнавание лиц, долговременная память, кратковременная память, управление теми или иными системами организма… При изучении мозга некоторые из этих центров можно различить невооруженным глазом: структура и даже цвет нервной ткани в разных местах отличаются.


Сегодня уже неплохо известно, какие зоны мозга за что отвечают. Раздражение определенных его участков позволяет вызвать прогнозируемую реакцию. Подаем ток в одно место — человек испытывает невыразимую радость. Сдвигаем электрод — получаем ужас и панику. Снова переключаем — вводим пациента в состояние сна. И так далее. Верно и обратное: те или иные эмоции вызывают активизацию определенных групп нейронов, поэтому сканирование электрической активности мозга позволяет определить (пока еще очень приблизительно, но все же), что в данный момент чувствует пациент.


Как же именно «включаются» и «выключаются» нейроны? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как они между собой соединены. Не будем подробно останавливаться на строении нервной клетки, скажем только, что у нее есть тело (сома), отростки (дендриты — потому что ветвятся, как дерево) и особенно длинный отросток (аксон). Дендритов может быть несколько, аксон обычно только один, зато в длину некоторые аксоны человека достигают метра и больше — например, те, которые связывают спинной мозг и мышцы пальцев. Однако даже длинный аксон невозможно увидеть без микроскопа, так как диаметр такого «провода» составляет всего несколько микронов. По дендритам нейрон получает входящие сигналы, а по аксону отправляет «сообщение» дальше. Таким образом, сигнал идет в одном направлении, от дендритов к аксону.


Соединение между двумя нейронами называется синапсом (ударение на первый слог). Синапс обычно образуется в месте соприкосновения аксона и дендрита, хотя бывают и другие варианты (аксон-аксон, аксон-сома и так далее). Один нейрон может иметь несколько тысяч синапсов, то есть обрабатывать тысячи входящих сигналов одновременно. Общее число синапсов в головном мозге человека составляет сотни триллионов, а число их комбинаций не поддается исчислению.


Интересно, что у детей синапсов больше, чем у взрослых: в начальный период жизни мозг активно развивается, но со временем неиспользуемые и малоэффективные сигнальные цепочки начинают отмирать. И наоборот, если мы изучаем что-то, обретаем навыки, то между нейронами формируются новые синапсы, образуются новые пути передачи информации. Это происходит буквально на физиологическом уровне, на дендритах вырастают новые шипики (крошечные отростки, на концах которых могут образовываться синапсы).


Поэтому никакое обучение не может быть мгновенным: изменения в мозговых структурах требуют времени. Спустя месяцы или годы практики мы можем научиться печатать вслепую, играть на фортепиано, писать романы и ходить по канату. За всем этим — формирующиеся нейронные, синаптические цепочки, все более короткие и эффективные. Петляющие заросшие тропы, превращающиеся в прямые асфальтированные магистрали.


Миллионы лампочек


Итак, через синапсы нейрон получает от соседних нервных клеток входящие сигналы: электрические или химические импульсы. С электрическими все понятно, это передача тока, как по проводам (на самом деле несколько сложнее, но суть та же). Электрический импульс быстрее, однако по ряду причин в нервной системе химическая передача сигнала встречается гораздо чаще. У млекопитающих (в том числе человека) электрические синапсы составляют всего один процент нейронных контактов.


Механизм химического импульса выглядит следующим образом. На конце аксона есть микропузырьки, в которых содержатся молекулы особых веществ — нейромедиаторов. В результате возбуждения нейрона пузырьки «раскрываются», высвобождая медиатор, который начинает двигаться к соседнему нейрону. На мембране (оболочке) этого нейрона есть рецепторы, реагирующие на тот или иной медиатор. При успешном контакте открываются особые каналы, сквозь которые внутрь нейрона входят ионы натрия, в результате чего меняется уровень электрического заряда на мембране, что, в свою очередь, влияет на то, пойдет ток дальше или нет.


Это предельно упрощенное (и потому не вполне точное) описание системы, известной как натрий-калиевый насос (интересующихся отсылаю также к понятию «потенциал действия»). Главное понять суть: «включение» и «выключение» нейрона вызывается взаимодействием с тем или иным нейромедиатором (а точнее, их комбинацией, ведь поток медиаторов идет со всех тысяч синапсов). Названия многих нейромедиаторов хорошо известны: адреналин, серотонин, дофамин… Некоторые из них оказывают на нейроны возбуждающее действие, то есть обеспечивают прохождение импульса дальше (что, например, в случае адреналина приводит к активации нейронов, «запускающих» сердце). Другие (скажем, глицин) вызывают эффект торможения, затухания электрического импульса.


На свойстве тормозить нейронную активность основано действие антидепрессантов и успокаивающих препаратов, в том числе природного происхождения. Обезболивающие лекарства, средства для наркоза и многие яды работают по тому же принципу. Например, тубарин, содержащийся в яде кураре, в малых дозах оказывает расслабляющее действие, но в больших вызывает паралич и остановку дыхания. Ботокс, который колют в лицо для разглаживания морщин, работает таким же образом: прерывает передачу нервного импульса, что приводит к параличу мимических мышц.


Подобные препараты (как тормозящие, так и возбуждающие) эффективны, потому что содержат вещества, молекулярная структура которых очень похожа на структуру естественных нейромедиаторов, и нейроны принимают эти химические соединения за «своих». Главный недостаток таких лекарств состоит в неизбирательном действии: например, антидепрессанты оказывают эффект торможения не только на те группы нейронов, которые вызывают страх и тоску, но и на те, которые необходимы для умственной деятельности. Попросту говоря, человек тупеет. Поэтому употреблять подобные средства стоит с осторожностью.


Так, вкратце, выглядит физиологический фундамент, на котором основана наша психика. Это переплетение цепочек из миллиардов нервных клеток, «включающих» и «выключающих» друг друга посредством триллионов синапсов. Архитектура некоторых нейронных цепочек запрограммирована генетически: так формируются врожденные, или безусловные рефлексы. Другие рефлексы, условные, создаются и исчезают в течение жизни. В известном смысле можно считать, что все наше поведение — это комбинация огромного множества взаимосвязанных рефлексов, над которыми, однако, главенствует феномен сознания, отличающий человека от животных.


Наши привычки, вкусы, желания приводят к формированию в нервной системе доминант — групп нейронов с хорошо развитыми синаптическими связями; при этом, когда одна доминанта (например, ответственная за половое влечение) возбуждена, прочие зоны мозга (например, отвечающие за чувство стыда) испытывают эффект торможения. Именно поэтому невозможно делать много дел одновременно.


Все наше мышление и чувствование, любовь и ненависть, радость и печаль, все наши воспоминания и мечты — это электрохимический процесс. Миллионы миллионов горящих и гаснущих лампочек. Наше восприятие — двоичный код, непрерывно шифрующий информацию от органов чувств и расшифровывающийся в тех или иных ядрах мозга.


Уместно задаться философским вопросом: насколько точным может быть отражение мира, если оно укладывается в последовательность нулей и единиц? Как фотография не передает реальность во всей полноте, так и мы не способны увидеть все грани, все оттенки бытия.


С другой стороны, человеческий мозг — невероятно сложная система, способная решать задачи, которые не под силу ни одному суперкомпьютеру — и при этом на несколько порядков более энергоэффективная. Те же биологические механизмы, которые служат ограничениями для психики, являются и ее источником. Основанием того, что раньше называли душой, а теперь — сознанием.


Автор: Михаил Прынков, психолог

Электрическая душа. Психофизиология для «чайников» Психология, Психофизиология, Михаил Прынков, Мозг, Нейробиология, Нейрофизиология, Нейромедиаторы, Длиннопост
Показать полностью 1
75

Как воспитывать ребенка. Вредные советы

Здравствуйте, уважаемые родители! Многие спрашивают, как правильно воспитывать детей? Сегодня я дам вам несколько простых, проверенных временем советов. Следуя им, вы сможете вырастить ребенка своей мечты.


Как известно, лучший метод воспитания — воспитание на собственном примере. Вот и покажите пример, как не надо жить! Хотите уберечь ребенка от курения — дымите сами, желательно прямо в квартире. Хотите вырастить трезвенника — выпивайте каждую пятницу. Пусть с детства видит, как это вредно.


Избегайте четких инструкций. Указания должны быть размытыми и неконкретными: «Будь осторожней», «Старайся лучше», «Уважай старших». Ребенок должен научиться угадывать, что вы имеете в виду. Если он этого не делает, не бойтесь его наказывать. Наказание укрепляет понимание.


Предъявляйте требования, которые нельзя исполнить. «Думай быстрее», «Нужно любить кашу», «Надо только захотеть». Пускай старается и тренирует силу воли. У него ничего не получится, зато у вас будет повод для критики.


Ругайте ребенка как можно чаще — кто, как не вы, укажет ему на ошибки. Завалил контрольную? Наорите и накажите. Разбил вазу? Доведите до слез и накажите. Плохо помыл посуду? Устройте получасовую сцену на тему «мать и неблагодарное дитя» (и не забудьте наказать). Необходимо сразу дать понять, что любая ошибка влечет за собой расплату.


Угрожайте отдать его в детский дом, прохожим или цыганам: ребенок должен твердо усвоить, что родители готовы бросить его в любой момент. Пугайте чертями, бабайкой и чудищем под кроватью. Заикание, энурез и нервные тики — критерий того, что вы достигли успеха.


Почаще применяйте силу. Кто сказал, что детей нельзя бить? Плюньте этому человеку в лицо! Только представьте, с какой эффективностью и желанием вы бы выполняли свою работу, если бы начальник отвешивал вам пинки и подзатыльники! Вот и с ребенком надо так же. Тем более он и сдачи дать не может.


Оскорбляйте и навешивайте ярлыки. Ребенок пытается понять, кто он, так расскажите, что он слабый, глупый, ленивый, растяпа, плакса и неумеха, что он рохля и идиот, сопляк и придурок. Желательно делать это публично, чтобы укрепить его характер, сделать стойким и сильным. Так закалялась сталь!


Задавайте вопросы, на которые невозможно ответить, вроде таких: «Ты что, дурак?», «О чем ты думал?», «Как тебе не стыдно?», и главный вопрос: «Почему ты не хочешь?». Пусть развивает навык дискуссии.


Обвиняйте ребенка в своих эмоциональных проблемах. Этот негодник специально доводит вас, заставляет нервничать и тревожиться, причем делает это даже на расстоянии. Пусть отвечает за ваши переживания! Помните: чувство вины нужно воспитывать с детства. Потом будет поздно! Если так и вырастет невиноватым, как вы во взрослом возрасте заставите его подчиняться?


Почаще сравнивайте свое чадо с другими детьми, а еще лучше с идеалом, который никогда не плачет, успевает по всем предметам, всегда хорошо кушает и слушается маму с папой. Пусть ребенку будет стыдно, что он не дотягивает до ваших высоких стандартов.


Не стесняйтесь влезать в его личные границы. Что, у ребенка нет личных границ? Совершенно верно! Ребенок недееспособен, а потому все, что у него есть, принадлежит родителям, включая тело, мысли и чувства. Читайте его переписки и дневники, удаляйте приложения на телефоне, запрещайте запираться в ванной и входите в комнату без стука. Пусть знает, кто здесь хозяин.


Не позволяйте лениться. Свободные минуты складываются в годы жизни, потраченные впустую, поэтому с младенчества ведите его в кружки по фото, рисованию, языкам, танцам и макраме. Разве можно сидеть без дела, когда столько всего нужно добиться! Родители не успели, пусть он отрабатывает.


Ограничивайте инициативу. Пусть спрашивает у вас, что съесть на завтрак, во что поиграть и с кем дружить. Решайте за него, какую одежду носить, какую музыку слушать и чем заниматься. Только так можно воспитать послушного члена общества.


Как можно дольше скрывайте, откуда берутся дети. Рассказывайте сказки про аиста и капусту, пресекайте любые неудобные разговоры, при словах «пенис» и «вагина» зовите полицию. Хороший тон — когда ребенок узнает о сексуальности не от родителей, а из порножурналов и от сверстников во дворе, а еще лучше — прямо во время опытов с соседом или соседкой по парте.


Не забудьте сами и не уставайте напоминать отпрыску: хороший ребенок — это ребенок, который хорошо ест. Помните, что традиция запрещает выбрасывать еду и требует утилизировать все, что положено в тарелку. Если ребенок говорит, что не голоден, не верьте ему: маленький дурачок просто не способен понять, хочет он есть или нет. Мама знает лучше! Не зря же наела тридцать лишних кило. Просто в роду у всех кость широкая.


Опасайтесь быть последовательными. Хороший метод — ругать сегодня за то, за что хвалили вчера, и наоборот. Помните: награды должны быть неожиданными, а наказания непредсказуемыми. Пусть с детства привыкает к изменчивости мира.


Если, несмотря на все усилия, ребенок сломался, ведите его к психологу и требуйте починить. Ведь с вами и вашим окружением все в порядке, это ребенок всем назло ведет себя неправильно. Нужно сделать его нормальным!


Автор: Михаил Прынков

Показать полностью

Готовы принять вызов и засветиться в рекламе? Тогда поехали!

Готовы принять вызов и засветиться в рекламе? Тогда поехали!

Признайтесь, вы хоть раз, но заходили на Авито. Возможно, продавали старые книги, детские вещи или старинные, но совсем ненужные вам вазы или статуэтки. Когда звезды сходятся, покупка или продажа выходит крайне удачной. Как у наших героев.


1. @MorGott

Почти открыл свой магазин на Авито из детских вещей, из которых вырос его ребенок.


2. @Little.Bit

Привел с Авито третьего в их с женой уютное семейное гнездышко, и теперь они счастливы вместе.


3. @MadTillDead

Собралась с силами и продала на Авито все, что напоминало ей о бывшем.


4. @Real20071

Его жена доказала, что в декрете тоже есть заработок. Причем на любимом деле и Авито.


Своим удачным опытом они поделились в коротких роликах. Теперь ваша очередь!

Снимите видео об успешном опыте продажи, покупки или обмена на Авито, отправьте его нам и получите шанс показать свой ролик всей стране. Представьте, вы можете попасть в рекламу Авито! А еще выиграть один из пяти смартфонов Honor 20 PRO или квадрокоптер. Ну что, готовы принять вызов? Смотрите правила, подробности и ролики для вдохновения тут.

Отличная работа, все прочитано!