Гаутама Сиддхартха (Будда) потратил последние минуты жизни на напутствие: "Забудьте обо мне, будьте светом для самих себя." В это же время, в другой части света, Лао-цзы, в трактате «Дао дэ Цзин» сказал: «Мастер смотрит на части с состраданием, потому что понимает целое».
Представьте себе океан. Среди безбрежного водного пространства плывут небольшие льдины и айсберги. Представили? Возникающие время от времени айсберги – это то, что в результате высшей нервной деятельности, мы считаем «собой». Айсберги плавают, видят другие айсберги, ходят на работу, оформляют страховку, покупают барахло и вступают в брак. Когда айсберги тают, сливаясь с океаном, абстракция исчезает, - как и нужда в ней. Айсберг – не исчез. Исчезло только его эго, вместе с его тревогами, желаниями, представлением об отдельности и религиозными убеждениями, к которым айсберги, порой, приходят из страха неизвестности и желания внешнего покровительства.
Любое действие (или бездействие) айсбергов можно свести к четырем основополагающим экзистенциальным тревогам: страх смерти, одиночества, отсутствия очевидного смысла жизни и страх свободы (ибо она означает ответственность), а также к трем базисным потребностям: выживанию, размножению и доминированию (последняя, по моему мнению, обслуживает предыдущие две). Вся эта суета рождается необходимой для физического выживания айсбергов абстракцией, в которой есть «Я» и есть «Они». Абстракция эта укрепляется языком, который, в силу своей дуалистической природы, легитимизирует разделение на объект и субъект, рождая неверное понимание всего сущего.
Воистину, мир состоит из детей, которые не хотят взрослеть. Они хотят, чтобы починили их игрушку и чтобы кто-то большой и сильный сказал им, что все будет хорошо. Но все это – иллюзии. Эйнштейн в книге «Мир, каким я его вижу» отмечает: Религиозное чувство ученого приобретает форму восторга и восхищения гармонией законов природы: ведь за ними стоит разум, по сравнению с величием которого любые систематические размышления и действия человеческого существа – всего лишь смутное отражение.»
Все сущее – есть безграничный океан, расширяющийся в глубину самого себя, порождающий и аннигилирующий конечные «айсберги» познавая, таким образом, собственную бесконечность. Поэтому «Мастер смотрит на части с состраданием, ибо понимает целое»
Наше осознание предшествует мысленному оформлению, оно первично и не зависит от того, как интерпретирует наше левое полушарие все то, что воспринимает.
Голос в вашей голове – это не вы. Это следствие работы вашего ума (Вы же не ассоциируете себя со своим кровообращением или перистальтикой кишечника, верно?). Когда голос в голове умолкает – проявляется тот, кто вы есть за пределами ума. И он имеет отношение к океану, а не к айсбергам. Это настолько же очевидно, как и то, что я пишу здесь про людей, а не про различия воды в её агрегатных состояниях.
Достаточно лишь смотреть чуть внимательнее и станет ясно: мы и есть доказательство того, что ищем снаружи, и каждый из нас носит в себе океан. Его не надо достигать. Его нужно просто обнаружить: будьте светом для самих себя.