Серия «Праславянская древность»

35

Хвалынская культура это ПИЕ единство?

Предлагаю  подумать,  о том, какой вклад привнесли ДРЕВНЕЙШИЕ археологические культуры в формирование праиндоевропейской языковой группы. Например,  Хвалынская  культура.

Эта культура эпохи  энеолита (меднокаменного века), существовала примерно 5200 – 3800гг. до н.э. на территории Среднего Поволжья и Южного Приуралья. Представители этой культуры занимались охотой, рыболовством, скотоводством и примитивным земледелием. Изготавливали керамические изделия с характерным орнаментом. Строили наземные жилища круглой формы. Практиковали погребальные ритуалы с раннекурганными захоронениями.

По данным генетического анализа, представители хвалынской культуры принадлежали в основном к гаплогруппе R1b, а R1a у них была минорной.  Обычно эти гаплогруппы связывают с распространением индоевропейских  народов.

Рассмотрим R1b, Она является одной из основных мужских линий современного европейского населения. Сегодня эта Гаплогруппа распространена среди населения Испании, Франции, Великобритании, Скандинавии и Ирландии.  В меньших количествах на Кавказе, Ближнем Востоке и Южной Сибири. Считается, что именно носители этой гаплогруппы могли сыграть ключевую роль в миграции  индоевропейских племён, заселивших Европу в эпоху бронзы. Носители гаплогруппы R1b часто ассоциируются с антропологическим типом европеоидов среднего роста, светлокожих, голубоглазых.

Гаплогруппа R1a  в Европе свойственна для славян и балтов. Так же встречается в Скандинавии, у норвежцев чаще, у шведов реже. На Кавказе, Ближнем Востоке и Южной Сибири, Иране, Индии встречаемость этой гаплогруппы - тема отдельного разговора.

В данной статье мы рассматриваем именно Хвалынскую культурукультуру , а деление её по гаплогруппам  R1b  и R1a является важным инструментом для изучения истории народов, живших в Поволжье 6-7 тысяч лет назад.

Об этом в своих трудах писали многие учёные, в том числе и археолог Васильев Ю.С.  (Лазариди Н.М., Миронов А.Б. Васильев Ю.С. История человечества: проблемы этногенеза и культурогенеза Евразии//СПб Из-во Санкт- Петербургского государственного университета 2017 г.)

В чем же э основной вопрос? Приступим.

Из хвалынской культуры выходят следующие сообщества:

1. Около 3,6 тысяч лет до н.э. в эпоху позднего энеолита, формируется ямная культура. Она получила своё название благодаря характерному типу погребений – глубоким ямам. Территория ямников охватывает  степи юга современной Украины, России, Казахстана. Основным  занятием были скотоводство и земледелие, а так же торговля металлами и изделиями из них. Некоторые учёные считают, что появление лошади и четырехколесн. повозок связано именно с ямниками. Эти достижения позволили ускорить миграцию и расширить территорию обитания индоевропейцев. Гаплогруппа R1b.

2. Примерно  в это же время (3500 лет до нашей эры) появляется Афанасьевская культура, на Алтае и юге Западной Сибири. Отличается своеобразными формами керамики, специфическими  украшениями и образом жизни, включающим кочевое скотоводство. Гаплогруппа R1b.

3. В середине 3 тысячелетия до н.э. на юге ямной появляется катакомбная культура. Её отличительной чертой  являются захоронения в катакомбах – подземных камерах, расположенных  рядом с могильной ямой. Распространение еë связано с юго-востоком Европейской части России и Северным Кавказом. Люди катакомбной культуры продолжали заниматься животноводством, сельским хозяйством, активно использовали  бронзу и медь. Археологи находят свидетельства интенсивных контактов между катакомбной культурой и соседними регионами, включая Месопотамию и Переднюю Азию. Гаплогруппа R1b.

4. Позже ямников и афанасьевцев, в 2800-ых годах до нэ. появляется КШКБТ. Эта очень характерная и обширная культура  сформировалась на  территории  Центральной и Восточной Европы, включая современные Германию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Австрию, Швейцарию, Нидерланды, Данию, Норвегию, Швецию, Латвию, Литву, Эстонию и Беларусь. Она оказала большое влияние на формирование  протославянских групп. Гаплогруппа у КШКБТ - R1a. Уже много позже эта гаплогруппа была вытеснена пришлой гаплогруппой R1b из большинства районов Западной Европы. После этого Европа приобрела нынешний генетический рисунок.

Теперь вопрос: каким образом единая по языку (вроде как ПИЕ) культура так чётко распалась именно по гаплогруппам? Неужели Хвалынцы единомоментно сдали крупнейший в истории генетический анализ и разошлись - R1a в КШКБТ и сейминский феномен, а R1b в  афанас., ямн., катакомб. культуры? Каким образом это произошло?

Есть ли основания полагать, что Хвалынцы не были единой целой ПИЕ культурой? Что это было уже распавшееся ПИЕ единство, волей случая снова собранное под крышей одной археокультуры?

Радует, что я не  один с такими вопросами.

Ряд исследователей полагает, что, несмотря на общую материальную культуру, существуют различия в погребальных обычаях, архитектуре жилищ и декоративно-прикладном искусстве, а это свидетельствует о возможном сосуществовании нескольких этнических групп внутри одного культурного  пространства Хвалынки.

Так же: Современные генетические исследования показывают присутствие разных гаплогрупп среди представителей хвалынской культуры, что может указывать на смешение племён с различными языками и традициями.

Один из возможных сценариев предполагает, что Хвалынская культура возникла как временное объединение разно этнических групп, говоривших на диалектах, близких к протоиндоевропейскому языку, но не являвшихся единой общностью. Со временем эта группа могла распасться, и отдельные племена продолжили своё движение на запад и восток, формируя новые культурные образования.

Эта проблема освещается и в научной литературе, например Зданович Г.Б. «Хвалынск и древнейшие цивилизации Волго-Уралья.» Челябинское книжное изд-во. 2006г. Клейн Л.С.  «Индоевропейцы и проблема их исторической локализации» журнал Вопросы Истории, № 12, 2002г. –  рассматривают БОЛЕЕ современные теории происхождения индоевропейских народов, основанные на археологических и антропологических и исторических данных.  Так же здесь Матюшкин Ю.Н. «Этнокультурные процессы в раннем бронзовом веке Нижней Волги» журнал Вестник Московского Университета № 1, 2005г.-автор статьи ставит под сомнение  гипотезу о Хвалынской культуры как единственном источнике индоевропейских предков.

Итог статьи. Если мы ставим под сомнение ПИЕ единство во времена Хвалынской культуры, то автоматически сомнительными выглядят многие выводы современной лингвистической компаративистики. Так же мы должны в очередной раз подвергнуть сомнению то утверждение, что язык хеттов является праиндоевропейским.

Соловко Е. В.

Коротина С. А.

В рамках проекта "Предки славян".

Показать полностью 6
3

Фасмер - убийца славянской лингвистики

Если мы посмотрим на умное и волевое лицо этого учёного-слависта, то увидим на нём маску уверенного в своей правоте норманиста-латиниста. Что неудивительно, поскольку представление о славянских языках, как о второсортных и заимствованных целиком и полностью, было типичным для его времени. (А вот, кстати, в нацизме его обвинить вроде как нельзя, поскольку говорят, в годы гитлеровской диктатуры он ходил в университет с двумя портфелями в руках, чтобы не вскидывать их в нацистском приветствии.)

Но факт остаётся фактом, родившийся в аристократическом Петербурге, получивший высококлассное европейское образование, выходец из богатой немецкой семьи только в приступе белой горячки мог бы признать первенство "восточных варваров" над европейцами хоть в каком-то филологическом вопросе. Даже русский профессор мог поплатиться карьерой за подобное кощунство в царской России, где элита молилась на Европу и презирала собственный народ. Ну а молодому немецкому "незаменимому специалисту" сам Бог велел быть в струе, чтобы уже через пять лет после учебы стать профессором и получить столь необходимой для молодого учёного авторитет.

"Не ссы против ветра, шептали берёзы,

Не зли искушеньем злодейку-судьбу

И сбудутся мечты, исполнятся грёзы,

И в рай сможешь въехать на чьём то горбу"

Стишок  конечно корявый, но ничуть не корявее большинства умозаключений героя нашей статьи. Посудите сами, мог бы достичь Фасмер тех высот если бы присоединился к белым воронам славянофилии, отринув все блага властиугодного западничества?

"Опять ты со своей теорией заговора", - поморщится иной филолог, - "Признайся - ты попросту задорновец!"

Нет ребята, я не сторонник Задорнова и прочих, а всего лишь пытаюсь найти здравое зерно в фасмеровских изысканиях и нахожу не всегда.

Но перейдём к фактам. Макс Фасмер родился в Питере в 1886 году в семье немецких купцов. В 1903 году он поступает в Санкт-Петербургский университет, где сосредотачивается на славистике и языкознании. Одним из учителей его был Шахматов.

Способности у Макса Фасмера были прекрасные) и уже через 5 лет после окончания ВУЗа он в статусе профессора)) преподаёт на высших Бестужевских курсах, еще через три года защищает докторскую и его слава начинает расти))). Отметим, расти в стране, где половина всех должностей отдано немцам и прочим иностранцам, а сама императорская семья имеет мизерную долю русской крови.

После революции Макс оказывается на отделившихся от Совдепии землях и преподаёт сначала в Тарту, а затем переезжает в  Лейпциг (бывш. Липец). Там он начинает выпуск многотомных очерков по славянской филологии, но тут к власти пришёл гитлер и очерки на время прервались. Ах, досада!

Подчеркнём, при любом намёке на объективный взгляд в сторону славян, профессора славистики в то время ждали бы большие неприятности. Но такое впечатление, что фасмеровские взгляды не были неугодны нацистам. В 38 году он возвращается из США в Германию и продолжает работу. Которую прервало в 44 году попадание бомбы в архив. Далее идёт долгое восстановление картотеки.

После войны Фасмер неоднократно бывал в СССР, читал лекции ну и, понятное дело, двигал свои дореволюционные еще идеи. В СССР западничество тоже было в почёте, как и учение Маркса. Прошлого у славян как бы не было, а было только бесконечное и прекрасное будущее. Я конечно утрирую, но кто в теме тот поймёт. Короче, объективный взгляд на славянскую лингвистику никого никогда не интересовал.

В то же время, поругивая Фасмера нельзя не признать его заслуг. Работать он был вынужден именно по тем скриптам, которые доминировали в его время иначе попросту не стал бы известен.

Переходим к сути

В статье "Огонь и пламя, кресь и жига", я уже делал попытку из слов "кресало, крестьянин, кресать" вывести древнеславянское название огня "кресь". Поверьте, немалым было моё удивление когда я узнал, что добыли "кресь" ещё до меня, и вообще такое название огня в ночь Ивана Купалы вполне себе сохранилась в хорватском языке.

Ну а Фасмер себя этим не утруждает, "кресать" он выводит из греческого или из балтского или из сопряжения двух слов "кремень" и "чесать". Искру он выводит из "яски" (звездочки) подразумевая наверное, что древние бедолаги говорили "яскра" (с какой стати?) и переболтали её в искру.

Между нами говоря, разница искры и звезды просто гигантская в бытовом плане. Не забудьте, одна искра может спалить весь дом и здравомыслящий человек обязательно выведет её происхождение именно из креси, из огня, чтобы упредить место неосторожное обращение с ним, особенно у детей.

Ах, да! Тут кстати придётся второй пример - зга. Отдельно это слово не употребляется и сохранилось только в поговорке "ни зги не видно". Что тут делает Фасмер? С Далем вместе они выводят её из "ни стьги не видно", где "стьга" выковыряна из слова "стезя". (Вообще попытка выставить праславянский и праевропейские языки труднопроизносимой абракадаброй с обилием согласных, характерно для лингвистов-западников).

Здравомыслящий человек спокойно предположит выход зги из слова жга, которое в древности, скорее всего, тоже означало "искра".

Тут мы плавно переходим к словам: "поджигать, жгут, жгун, жиган,  зажигалка, сожжëный и т. д. Откуда вышла эта орава слов? Фасмер смело выводит из древнеславянского  "жечити" и на этом останавливается. Мы же понимаем, что тут должно быть исходное существительное с корнем "жиг", а не жечь. Теоретически, предком всех этих слов была "жига" (огонь), которая дала жизнь "жге", а та уже "зге" похожему на искру проблеску во тьме.

Так что мы видим уже на примере огня? Мы видим достаточно топорное толкование сразу несколько славянских слов вкупе с постоянными попытками вывести их из западных языков.

На фоне этого понятной становится история с внезапным возвратом Фасмера в нацистскую Германию в тридцать восьмом году.

Ясное дело, я ни на что не намекаю господа борцы с теорией заговора!

Следующее слово, которое мы будем разбирать - бронза. По Максу оно заимствована у немцев - bronze.Ну или у французов - bronce. В свою очередь эти ребята типа стырили название у древнего города Бурундизиум, где были знаменитые мастерские по изготовлению бронзы.

Аррргх! Нет слов, просто нет слов! Отметим, что настолько тупое толкование отвергает большинство лингвистов, всë-таки бронза была известна предкам европейских народов задолго до Бурунзидиума и, скорее всего, они использовали для обозначения её именно нынешнее бронзоподобное слово.

Так откуда есть пошла бронза? Можно и порассуждать. Ясное дело, с риском обрести звание "лингвофрик".))

Для русского языка слова оканчивающееся на -за, -зо, -зь достаточно типичны. А если  представить, что происходило их образование с помощью этих частиц? Например есть гипотеза, что меч образовалось из древнего медзь (вариант Фасмера mekis), от корня - медь. Идём дальше. Есть слова глядь и взгляд. А что у нас глядит? Глаза. (Фасмер их выводит из германского glass - стекло) Далее, гром гремит и что у нас во время грома? Гроза. Колодец - колодезь, кладь - кладезь (выложенный камнем источник).Если живот пучится, то это пузо, металл желтеет на открытом воздухе - это железо.

Подобных примеров много, но мы ставим вопрос ребром - мог ли в условиях такого словообразования металл, который гораздо крепче меди применяемый для брони и на поле брани назваться бронза? Я думаю что может. Тем более, что чистой меди наши предки не знали и изначально получали бронзоподобный материал, который называли медью, но по мере набора прочности при добавлении присадок, название менялось с меди на бронзу. Как вам гипотеза?

Но. Большое но.

Официальная филология не признаёт за славянами способность образовывать корни слов. Они свой язык ПОЗАИМСТВОВАЛИ. Также она игнорирует словообразование с помощью -за, -зо, -зь, -з. В случае с грозой кладеем, глазами, пузом, морозом и т. п., лингвистика будет всячески вилять, но не признает словобразовательное значение этих частиц. Как видим Фасмер старался не зря.

Увы!!!

Продолжение следует🐱☝

В следующей части мы разберёмся со словами: господь и государство, царь и король, говядо и гов... кое что другое.

Показать полностью 7
6

Археология праславян

Предисловие.

Археологические исследования праславянских племён представляют собой уникальную возможность заглянуть в далёкое прошлое славян, живших задолго  до появления письменных источников. Об этом упоминается в ряде научных статей – Козак Д.Н. «Археологические аспекты  проблемы происхождения славян», Обломский А.М. «Проблемы формирования славянской  общности в свете новых археологических открытий», Фёдоров - Давыдов  Г.А. «Восточные славяне 6-13 век».

Этот цикл статей посвящен  материальной культуре и быту древних предков славян, обитавших  на территории Восточной Европы тысячи лет  назад. Основываясь на новейших научных открытиях и материалах  раскопок, мы постараемся воссоздать картину жизни праславянского  общества, выявить  ключевые  аспекты  его  хозяйственной деятельности, социальной организации.

Взглянем на ситуацию пристальнее.  История  праславян бронзового  века теоретически  не сильно отличается  от истории  ранних славянских племён.

Рассмотрим следующие аспекты. Археологи  обнаружили многочисленные артефакты, относящиеся  к эпохе бронзы, такие как керамика, оружие, украшения  и инструменты. Эти находки свидетельствуют о схожести  культур, традиций и образа жизни между праславянами и  их предками. Многие учёные занимались  вопросами прародины славян  и её культурной преемственностью.  Один из них А.М. Обломский – российский археолог, специализирующийся на вопросах  формирования славянской культуры, неоднократно подчёркивал  наличие элементов родства между праславянами и славянами. В своей работе  « Проблемы формирования славянской общности  в свете новых археологических открытий»  он пишет: «Предки славян появились в бассейне р. Днепр, а первые славяне появились в 5 веке  нашей эры. В конце 5 века славяне  неожиданно уходят с  реки Дон, её низовьев и ближайших притоков и появляются на реке Воронеж. Попытка организации общества и освоения территории очень похожая с её первыми предками: возникает крупный центр ремесла и торговли. Пока не понятно, на кого он работал, но прослеживается отчётливая связь с Причерноморьем, а также славянским населением Днепровского Левобережья.»

То есть, что мы видим? Уже на стадии  раннеславянских (с общепринятой точки зрения) племён, славяне создавали крупные торговые и ремесленные центры, которые, несомненно требовали и соответствующего уровня  культурного развития и соответствующей общественной организации. Вывод который можно сделать – позади у них уже несколько столетий культурно- хозяйственного развития. Значит мы имеем все основания предположить более древнюю историю и самих славян.

Исходя из данной работы, утверждения и находки археолога подтверждают  схожесть культур,  традиций и образа жизни  между праславянами  и ранними славянами. Характерная орнаментация керамических изделий, формы  жилищ и погребальные обычаи указывают на преемственность культурных элементов.

Кстати это  утверждал и М.В. Ломоносов. Он  был последователем «сарматской теории» происхождения славян. Ломоносов использовал сведения Синопсиса и писал о родстве русских со скифами  и сарматами.  Он также выводил древнейших славян («венедов») из Трои. Скифы, так же как и славяне хоронили своих сородичей в курганах. К примеру, были схожие архитектурные сооружения -  землянки, капища языческих богов - культовые столбы, священные рощи – лесные участки, считавшиеся священными и охраняемыми каменные жертвенники,  а также оружие и орудия труда – каменные топоры, железные мечи, ножи, наконечники стрел.  У славянских женщин и скифских были схожие украшения, обувь, пояса, головные уборы. У мужчин – длинные штаны , распространённые как у  кочевников, так и у славян. По мнению ученых,  этот элемент свидетельствует  о влиянии степных соседей на одежду оседлых землевладельцев.

Но  давайте подумаем! Неужели предки славян ходили без штанов в своём, не самом теплом, климате? Вряд ли. С одинаковым основанием мы можем предположить, что это они дали предкам скифов представление о штанах. Ну заодно и о строительстве жилищ, землянок, капищ и тд. То есть вопрос о том, кто у кого и что позаимствовал остаётся открытым.

Керамика.

Славянская  керамика X и XI веков весьма интересна. Как правило, это хорошо обожженная посуда такая же как и у предков славян, сделанная на кругу в форме горшков (иные формы, например форма кувшина с суженным горлом, встречаются редко) без ручек, с отогнутым венчиком, под которым наносился характерный орнамент в виде ряда повторяющихся горизонтальных прямых или волнистых полос или ряда врезанных косых линий, точек и кружков.

Кстати по сходству. Не только со скифами были сходства, но и с викингами. Те активно контактировали со славянскими культурами, и это было одной из причин  формирования  уникальной по разнообразию европейской цивилизации. Естественным будет предположить контакты и праславян с предками германских племён, тем более, что это изначально предполагается логикой развития ИЕ языков.

Мифологические представления также демонстрируют  значительное сходство , включая культ предков, почитание  природы и веру в сверхъестественное.

Антропология.

Антропологические данные  позволяют сделать выводы о физической антропологии населения эпохи бронзы и раннего железного века. Исследования показывают относительную однородность физического типа среди различных групп населения Восточной Европы и свидетельствуют о генетической близости праславян со славянами.

По генетике сообщает Игорь Крикуненко  «Вариация митохондриальной ДНК восточных ставов» 2007г., :

«Последние достижения в области популяционной генетики показали близость славянских народов друг другу, а также наличие связей с другими европейскими этническими группами. Например, исследования митохондриальной ДНК выявили значительные общие черты у восточных славян, балтов и финно-угров.

Преемственность мифологии.

В своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» А.Н. Афанасьев систематизирует славянскую мифологию. В изображении ученого мифология возникает удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она чужда всего иррационального, сверхчувственного и сближается с народной мудростью. Внимание древнего человека сначала привлекали главным образом небесные явления, такие как восход солнца или гроза; только впоследствии мифы об этих явлениях были приурочены к событиям и существам, имеющим земную локализацию, однако именно небесные явления и составляют главное содержание мифов.

Теперь давайте предположим, а не свидетельствует ли подобная простота и «отсутствие изысков» в мифологии славян о её древнем происхождении? Ведь обычно предполагается как раз наоборот. Примитивизм, почему то считается свидетельством молодости народа. Что отчасти верно, но не всегда.

Славянские языки.

Исследование славянских  языков показывает наличие общих корней и сходства в лексике, грамматике и фонетике. Это подтверждает гипотезу о единстве происхождения праславянской культуры. В тоже время есть и отличия между славянами, показывающие на разные пути развития после выделения из праславянской общности, и это нельзя забывать.

Прародителем всех  современных славянских языков на данный момент, считается протославянский язык, выделившийся  из индоевропейской  семьи около 4-5 веков н.э. (но сейчас этот рубеж активно оспаривается).  Впоследствии праславянский  распался  на три ветви: восточную, западную и южную. Восточная – русский, украинский и белорусские языки. Западная – польский, чешский и другие языки, которые возникли на землях, прилегающих к Центральной Европе. Южная – представлена болгарским, сербохорватским и словенским  языками. Они сложились на Балканах и испытали влияние греческого , турецкого и латинского языков. Таким образом, особенностью  славянских языков является сохранение ряда черт  индоевропейского праязыка. Это опять таки  заставляет многих предполагать гораздо более раннее возникновение славянских  языков. В течение длительного времени славянские языки  испытывали процессы заимствования и взаимодействия друг с другом. В древности слова были более многозначны и метафоричны, чем сейчас. Когда эта метафоричность забывалась, рождался миф; как правило, в его основе лежит описание природных явлений, только вместо, скажем, “зимы” миф говорит о “смерти солнца”. Затем действие мифа переносится с небес на землю: рождается эпос. Так, Афанасьев считал, что былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике восходит к древнему описанию грозы. Илья сидит сиднем, пока не напьётся живой воды, – это значит: зимой гроз не бывает, пока не растает снег. Илья некогда был богом грома, а Соловей – олицетворением дождевой тучи. Стрелы Ильи – это молнии, золотая казна Соловья-разбойника – закрытые тучей светила… Следы древних мифологических представлений праславян и славян, Афанасьев отыскивал и в сказках, и в языке, и в мелочах народного быта.

Письменные источники о славянах.

Историки часто ссылаются на античные источники, такие как Геродот и Тацит, которые описывают различные племена, жившие  на территории современной Восточной Европы. Хотя эти описания не являются прямыми свидетельствами о праславянах, они помогают реконструировать общую  картину культурного  развития региона.  Публий  Корнелий Тацит в сочинении «О происхождении и местоположении германцев» (98 г. н. э.) упоминает венедов. Возможно  праславянские племена, проживавшие в районе реки Вислы между Карпатами и Балтийским морем. Тацит затрудняется сказать, к каким племенам отнести венедов — к германцам или сарматам. В конечном итоге Тацит причисляет венедов к германцам, хотя и делает это не очень уверенно. Однако указание на то, что венедам принадлежит пространство от Балтийского побережья до Карпат, заставляет предположить  в венедах Тацита именно славян, ведших, как и германцы, почти что первобытный образ жизни.

Геродот  Галикарнасский (около 484 г. до н. э. — около 425 г. до н. э.) в своём историческом трактате  «История»  описал племена, населявшие земли к северу от Чёрного моря. Некоторые исследователи считают, что среди этих племён были и предки славян. Например: упоминание будинов — народа, жившего в лесной зоне, — Геродот сообщает, что у всех будинов светло-голубые глаза и светлые волосы, что давало некоторым историкам повод видеть в них предков славян.

Таким образом, археологические, лингвистические, антропологические и исторические данные подтверждают предположение о значительной преемственности между культурой предполагаемых предков праславян бронзового века и ранней историей славянских народов.

Славяне как часть индоевропейского мира

Рассматривая историю праславян  и ранние этапы формирования  славянской культуры, важно помнить , что славянские народы являются  частью гораздо большего культурного круга – мира индоевропейцев. Индоевропейцы  составляли обширную группу народов, говорящих  на языках одной семьи и имеющих общие корни в материальной культуре, религии, и мифологии. Следовательно,  изучение праславянской культуры неизбежно подводит  нас к исследованию общей картины возникновения и распространения  индоевропейских племён. Исследуя происхождение  славянской культуры, мы приходим  к пониманию, что этот процесс неразрывно связан с развитием всего индоевропейского  сообщества. Поэтому во многих случаях встаёт вопрос о том, что славянская языковая группа могла возникнуть  гораздо раньше – уже при распаде праиндоевропейской языковой общности.

Ведь формирование  праславянской этнической общности стало результатом сложных исторических процессов, охватывающих значительную территорию Евразийского континента. Именно поэтому  понимание особенностей праславянской культуры невозможно вне контекста общего  исторического движения народов индоевропейской языковой семьи.

Данная публикация - предварение серии статей,в которых будут рассмотрены гипотезы, предполагающие более раннее формирование европейских языков, чем в общепринятых версиях.

Авторы:

Коротина С. А.

Соловко Е. В.

Показать полностью 2
3

Псевдотохары. Народ о котором опасно говорить

Псевдотохары— народ Центральной Азии, известный с III по VIII век н. э., говоривший на тохарском-А и тохарском-Б языках ( на языках ārsí и kučaññe).

Сейчас-то они ассимилированы уйгурами, а тогда это была наиболее восточная, из известных науке, группа языков индоевропейской семьи.

Псевдотохар не следует путать с истинными тохарами, которые говорили на восточноиранских языках и были родственны с юэчжами. Истинные тохары под натиском хунну мигрировали в Бактрию, тогда как герои нашего романа остались всё там же в бассейне Тарима.

Вот.

Исследователи Р. Келлог, Е. Швентнер, В. Краузе, В. Порциг, Э. Бенвенист отмечали особо тесные связи, объединяющие псевдотохарский язык (ārsí-kučaññe) с фрако-фригийским, германским и балто-славянским. Происхождение этих, говорящих на крайне нетипичном для Азии языке, парнишек остаётся предметом дискуссий среди учёных.  По одной из гипотез, их предки пришли в Центральную Азию откуда-то из современных Швейцарии или Франции.

Это гипотеза Л.С. Клейна и его учеников.

Вот статья, а внизу иллюстрация идеи статьи)))

По другой версии, они происходили от обитавших в сибирской части России и на востоке Казахстана племён андроновской и афанасьевской археологических групп.

Что вернее? Над этим вопросом уже работают..

В 2021 году мумии псевдотохаров подверглись геномному секвенированию, которое установило, что швейцарско-французская версия происхождения не подтверждается.

(Публикация 27 октября 2021 г. в журнале Nature китайских ученых Fan Zhang, Chao Ning et. al, 2021)

Ссылка на статью:

Оказалось, что псевдотохары это генетически изолированная популяция, произошедшая от неких древних азиатских племён многотысячелетней давности, ну и участие афанасьевцев в их появлении тоже было. Но язык-то у них европейской языковой группы, не древнеазиатской! Как так вышло? Единодушное мнение учёных по этой теме пока отсутствует.

Давайте мы попробуем высказать своё неединодушное мнение.

Итак вопрос: откуда появились тохары со своим европейским языком в местах, где, по версии академической науки, европейцами до Марко Поло не пахло?

Ответ: Часть тех племён, которые бузовали и кочевали на просторах Евразии в эпоху ямников-афанасьевцев-андроновцев были НЕИНДОИРАНОЯЗЫЧНЫ.

Казалось бы - ну и што? Это, в принципе, теория Марии Гимбутас. Соглачно ей предки нынешних европейцев вышли из курганной ямной культуры и пошли распространяться по Европе. Но где Европа, а где Азия?

Азия в академической науке традиционно считается индоираноязычной. Появление псевдотохар и их ЯЗЫКОВАЯ ВЫЖИВАЕМОСТЬ в Азии Бронзового века, в условиях тотального превосходства индоиранских языковых групп была фактически невозможна! Таким образом кто-то из афанасьевцев-ямников-катакомбников-андроновцев должен быть неиндоираноязычен.

-Ну   к чему ты ведешь? - спросят некоторые, с трудом подавляя благородный академический гнев и желание обвинить автора во всех грехах.

А веду я к тому ребята, что может рухнуть хлипковатая теория о тотальном индоираноязычии Евразии бронзового века.

Волей-неволей надо будет (да уже надо!) создать новую академическую гипотезу и "европоязычным индоевропейцам" в ней должна отводиться гораздо более значительная роль, чем в теориях нынешних.

Как будет выглядеть эта новая гипотеза? Сложно сказать, но она должна учитывать, в первую очередь, реалистичное объяснение европоязычности псевдотохар, а значит и возможное наличие носителей европейских языков среди андроновцев и афанасьевцев. Несколько подкорректировать надо будет в ней и превращения праевропейскоговорящих балановцев в абашевцев.

Также она придёт, скорее всего, к более раннему распаду балто-славянской и прочих праевропейских языковых общностей.

Но есть проблема. При нынешнем менталитете "носителей истины", говорить об этом опасно, поэтому о псевдотохарах попросту молчат...

Соловко Е. В.

Проект: "Праславянская древность"

Показать полностью 6
14

Начало нового проекта

Друзья! Мы начинаем наш новый проект : "Праславянская древность“.

В нём попробуем рассмотреть историю славян. (Ну и других ИЕ и не индоевропейских народов). Опираемся, естественно, на академическую науку и официальную археологию.

Но!

Пункт первый: как видно, из приведённого на фото текста, письменным источникам, не всегда можно доверять.

Пункт второй: но им и не всегда доверяют!

Казалось бы - всё правильно, учёные перепроверяют письменные источники и только при соответствии их логике событий, используют. Только вот проблема - сама логика развития народов иногда получается какой-то не совсем логичной.

К примеру балтославяне. Ну дело даже и не в том, что никак не могут реанимировать язык балтославянской общности из которой мы вышли (кажется).

Дело в вендах (венедах, венетах и т. д.) .

Согласно ПИСЬМЕННЫМ источникам античности, славян называли венедами. Германцы их и сейчас так называют. Сравнительно недавно исчезнувшее племя балтов называли вендами (уничтожены куршами). Венедских топонимов полно и у балтов и у славян (даже Россия называется у финнов Венейя). Тем не менее наука НАОТРЕЗ отказалась признавать "венедство" балтославян, поскольку оно ломает всю картину развития ИЕ народов Европы.

А как Вы думаете? Имели отношение древние венеды и венеты к балтославянам?

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!