Спойлер: чтобы вы не спрашивали "А зачем я прочитал многобукв?", объясняю кратко: в в 1920-е годы у Макаренко в "Педагогической поэме" большинством были дети из нормальных семей, которые погибли в Гражданскую войну, а в 1930-е годы у Макаренко в «Флагах на башнях» большинством были дети из социально неблагополучных семей. Короче говоря, у них родители пьянствовали. И ещё, если кому-нибудь покажется, что в данном диалоге не понятен предмет обсуждения, то можете побыть третейским судьёй, который предложит, например, обсудить пригодность методики Макаренко в наши дни.
Есть такой фильм "Республика ШКИД". Сто лет назад сняли. По книжке некого Макаренко "Педагогическая поэма" [нет, фильм сняли по детской повести Григория Белых и Леонида Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе-коммуне имени Достоевского (ШкИД)]. Там не просто дети, а беспризорники. Резюме: с детьми работать сложно! Но НУЖНО, не отмахиваясь от их проблем. Иначе абздольц!
Я постараюсь в течение суток написать развëрнутый комментарий насчёт "Педагогической поэмы", пока что вот ссылка на статью в Дзене: Почему советские коммуны проваливались [чтобы увидеть ссылку на статью, кликните ссылку моего ответа].
Так и что не так с Макаренко? Почему провалились его эксперименты? Ничего нет. Короче, Кликбейт. Вот отец С. Савицкой (женщины-космонавта), подробно писал, как он жил в подобных заведениях. И как из беспризорника при живой матери они сделали из него вначале шофёра, а потом и лётчика.
Мой ответ:
Благодарю за поддержание диалога. Скорее всего, я в завтрашний пост включу все три вышестоящие реплики.
Да не за что. Лучше гляньте книгу Савицкого, хотя бы начало. Вот там про будни беспризорников и детдомовцев есть. К Макаренко он не попал, но тоже выбился в люди. И не только он.
Во-первых, классический подход предполагает 4 основных мотива травли:
1. Привлечение внимания;
2. Демонстрация силы;
3. Утаивание неуверенности и страхов;
4. Удовлетворение потребности во власти и доминировании.
В будущем планирую изложить подробные рекомендации для педагогов, как действовать в ситуации с травлей, в зависимости от мотива, который за ней стоит. (При подготовке материалов используем не только теорию, но и соотносим с реальным положительным опытом педагогов, которые консультируют нашу команду волонтеров.) Пока читателям, работающим в школах, вот эту статью рекомендую: Травля в школе: инструменты раннего реагирования для классного руководителя в первые недели учебного года
-- Также напишу ситуации, в которых тоже часто появляется травля (большинство я наблюдал на практике). Возможно, это знание поможет кому-то вовремя заметить признаки и вовремя среагировать/начать готовиться.
1. Травля инициирована учителем. Пример: если учитель несколько раз повторяет: "Посмотрите на Иванова, с простой задачей справиться не может", скоро и большая часть класса сочтет нормой показывать этому ребенку свое неуважительное отношение. К сожалению, весьма распространенное явление.
2. Нарушение ребенком негласных социальных норм. Примеры: распускать сплетни, поддерживать слухи, сообщать учителю о незначительных проступках других учащихся или раскрывать иную информацию о других, которую можно назвать конфиденциальной ("А Лёша домашнее задание не выучил", "А знаете, это Таня на парте рисовала"). Коллектив сочтет такого ребенка ненадежным и будет доступными способами реагировать/противостоять. Исключения: если информация касается нарушения прав личности, вопросов безопасности или здоровья живых существ ("Там Илья первоклассника бьет", "Мне Настя тетради испортила", "Там ребята кошку мучают"), это коллектив принимает проще. По моим ощущениям, в благополучных семьях о таких деталях не рассказывают (это скорее социальные нормы, которым учатся во дворе), а, наверное, зря. Включите в разговор важных тем с ребенком, это снизит его шансы стать объектом травли. При этом важно ему объяснить, чтобы он сам, вооруженный вашими советами, не инициировал травлю другого ребенка, который рассказал, что "Лёша домашнее задание не выучил".
3. Травля – инструмент иного противоправного поведения. Пример: старшеклассники заставляют школьников средних или младших классов воровать в магазине. Или вымогают деньги. Травлю, сопряженную с сексуальными домогательствами, отношу сюда же. Заметите признаки АУЕ-субкультуры (запрещенное в России движение и организация, признаны экстремистами), поднимайте этот вопрос в разговоре с администрацией школы.
4. "Позорный поступок". Пример: ребенок описался в первом классе, или был уличен в том, что играл с найденным предметом гигиены или контрацептивом. (Последний пример не наблюдал, читал в каком-то посте на Пикабу. При этом волонтер моего проекта, работающий в школе, говорит, что очень много от адекватности коллектива зависит: бывали и инциденты похуже, но ребенка не обижали.)
5. Низкая самооценка и неуверенность в себе. Сюда же виктимное поведение, например, у ребенка, который подвергается физическому и психологическому насилию в семье.
6. Ситуация наоборот: в семье считается приемлемым решать проблемы с помощью агрессии. Пример: папа учит ребенка: "Обозвали – подойди и дай в нос". (По-человечески я могу понять это, однако, это не должно так работать. Кроме того, по моим ощущениям, с такими установками дети легко могут попасть в ситуацию с превышением самообороны в будущем. Конфликт – это всё же довольно тонкая вещь, нужно учитывать много факторов, включая юридические.) Напомню, что в ситуации с травлей я крайне не рекомендую пытаться самостоятельно решить вопрос с родителями задир (у многих почему-то такое первое желание). У Вас нет специальных регламентированных законом отношений с ними (могут просто лесом послать). А еще у вас могут быть просто разные взгляды на воспитание: они могут считать, что нормально бить других детей, а вы нет. А вот со школой у Вас есть такие отношения. И школу всегда можно подвести к необходимости смотреть на ситуацию с позиции Федерального законодательства (можете найти конкретные аргументы и ссылки на нормативно-правовые акты здесь: ссылка на пост-инструкцию) В этом направлении и нужно работать.
7. Дети предоставлены сами себе. Социальная динамика группы не отслеживается. Воспитательные мероприятия не проводятся, в том числе мероприятия на сплочение. Хаос охотно порождает хаос, а травля (буллинг) – простая самая доступная социальная стратегия, в которую дети без сопровождения со стороны педагогов могут легко скатиться. Частный случай – в коллективе есть ребенок или несколько, посещающие секции единоборств, где тренер не уделяет достаточно внимания объяснению, что спортивные навыки только для ринга/татами/самообороны. (Моя гипотеза – классному руководителю имеет смысл уточнить у таких детей, какие наставления дает тренер, учит ли он, что эти навыки нельзя применять к другим детям, и в случае необходимости провести самому цикл бесед с ребенком. Выходить на тренера я не рекомендую, обычно, тренер или осознает этот момент, или нет. Впрочем, здесь я не категоричен: возможно, сможете найти подход.)
8. Травля отличающегося ребенка. Успехи/неудачи в учёбе, внешность (рост/вес/веснушки), социально-материальное положение семьи. Очень глупые и несправедливые, как по мне, причины. Тут проблема в том, что особо не подготовишься. Нет гарантированного рецепта, каким быть ребенку, чтобы не столкнуться с травлей. Исследователи говорят, что с травлей сталкиваются и богатые, и спортсмены ("Андрея опасно пинать, мы ему в рюкзак мокрую тряпку подкидываем"), и победители конкурсов красоты. Так что, если ваш ребенок столкнулся с травлей по причине отличия, не принимайте это на свой счет. И он не должен. Это совсем не исключительная история.
9. Недоступность иных способов самореализации для потенциально агрессивных детей. У людей любого возраста есть потребность в значимости. Если нет способностей к учебе, спорту, нет талантов к искусству, а педагогами не предоставляется возможности, где ребенок может раскрыться, самый простой путь почувствовать себя значимым и влиятельным – стать хулиганом и начать над кем-то прикалываться. Много историй исправления хулиганов начиналось с того, что им выделяли специальные зоны ответственности, и давали понять, что для окружающих важно, справятся дети или нет.
10. Медицинские особенности детей. Выше говорилось о здоровых психически учениках. Но ситуации разные бывают, при этом родители вправе не проходит обследования (лучше они этим ребенку не делают, конечно). И вправе не сообщать диагноз школе/родителям других учеников. Школа, кстати, тоже не имеет права сообщать диагноз родителям других учеников.
Возможны комбинации этих вариантов, в том числе с основными мотивами задир. Что-то мог упустить. Можете предложить свои мысли в комментариях (это не прием провокации на комменты, мне действительно интересно читать другие позиции, пост без рейтинга).
Буллинг - не детская проблема, потому что потом бывшие хулиганы приходят к депутату и говорят: "Восстанови нам заводы", а тот им отвечает: "Сами разбирайтесь, если вас обидели"?
Я столкнулась с буллингом с 4 по 11 класс. Мне 47 и только недавно я наконец сумела оставить эту историю в прошлом. Для себя. Но не реагировать на такие истории не могу, внутри поднимается волна и аж печёт кожу изнутри.
Всё началось хз почему. Так понимаю, что просто хорошо училась, старалась, родители воспитывали строго и заставляли быть отличницей по всем фронтам, без вариантов. К этому начали цепляться.
Потом подлила масла в огонь не осознанно: украла в магазине стаканчик мороженого. Не знаю, что нашло. Я смотрела на него, оно на меня, дальше туман, я сую стаканчик под куртку, иду к выходу из магазина, меня ловит с громкими криками продавец за руку, требует адрес дома, тащит полчаса до дома также с громкими криками позора на весь микрорайон... И это всё на глазах у одноклассницы, с которой мы и зашли в данный магазин... В общем дома "убили", конечно же, и утром в классе все всё знали. Травля меня умножилась на 10.
Попытки как-то найти решение спросить хотя бы совета у родителей утыкались в "твои проблемы - сама разбирайся. Если нападают, значит за дело, значит заслужила. Позоришь семью?"
В общем с 4 до 11 класса в той травле было всё: и кликухи всех мастей, и плевки на спину, когда идёшь по коридору, и вызовы на "стрелки ", и смех коллективный, и причисление в касту "бичей", и ритуалы придуманные специально для коллективного унижения... Всё было. Стоя на сцене на последнем звонке я плакала со всеми не от сентиментальности, а от облегчения, что всё это закончилось.
На встречи одноклассников не ходила, естественно, ни разу. Спустя годы активисты класса создали чат, включили всех, кого нашли, меня в том числе, этакая милая, дружелюбная, ностальгическая атмосфера. Я не нашла в себе сил выйти из неё, чтобы не показывать, что обида во мне жива. Гордость, так я это называла.
Но как-то под винишко вечерком не выдержала, задала вопрос в чат, почему травили, за что, что я такого сделала?! Ответила одна одноклассница: "Прости, мы были детьми. Дети бывают жестокими". Остальные, о чудо, оказывается всё время были на моей стороне. Я понимаю, цепная реакция, идти против коллектива и защищать другого себе дороже. Поэтому да, где-то промолчали, где-то отвели глаза, где-то поржали за компанию. Как уже взрослый человек понимаю. Туда, в детство, уже не исправить. Им тоже жить с этой гадостью, гадостью содеянного. На том для себя и закрыла вопрос.
Но, чу! Сын после второго класса перешёл в третий к другому учителю (предыдущий уволился) и у него буквально с порога начались проблемы с учебой. Я ссылалась на смену "уровня сложности", личную неусидчивость сына и прочее.
Сильно удивляли, конечно, отдельные выбрыки нового классного руководителя в общем учебном процессе, но сдерживало от разборок удивительное единодушие и лояльность родительского коллектива к мягко говоря странностям учителя.
Разобралась во всем только к концу года. Эта тварь, не побоюсь этого слова, весь год травила, именно травила, булила сына весь год! Окончательно подтвердили мои подозрения диктофонные записи на уроках, сделанные сыном тайком, по моей указке.
Дети же молчали, как рыбы об лёд, для них происходящее в классе вообще норма - они другого подхода не видели, они с ней с первого класса. Ну орёт, но это же мы не слушаемся значит. Ну 40 двоек за урок на 30 человек, но это ж мы не дотягиваем до нужного, не стараемся... Ну *мой сын* не так смотрит, не так говорит, не так рисует, не так пишет, не так реагирует - значит не так, учителю виднее. Ну грозится оставить сына на второй год в 3(!!!) классе, как неуспевающего, но по факту ж вот, двойки во всех колонках.
Когда я разобралась, и послушала диктофонные записи, не могу передать всю гамму эмоций. Я проявила чудеса невиданной выдержки, просто сходив к директору школы и заучу. Да, чесались руки и до сих пор чешутся довести дело до прокураторы.
Но, честно? Боюсь. Боюсь, что в какой-то момент сорвёт гайку и я полезу бить ей рожу. Я могу убить, я себя знаю. Гнев - не моя сильная черта. В гневе у меня отлетает кукуха напрочь. С годами эмоции, что сдерживались в детстве настоялись до уровня атомной силы. Я знаю эту свою опасность и конфликты стараюсь обходить стороной. Иначе я точно сяду за тяжкие телесные, если повезёт во время остановиться. А сын поедет в детдом. Оно нам надо? Поэтому в этом году сын уходит из школы. С четвертого класса он будет на семейном образовании. Ну его в п**ду. С нас хватит
Меня травили примерно с середины 1 по 8 класс, в 9 поутихло, а в 10 и 11, когда пришли ребята из других классов, травля прекратилась и у меня появились друзья (конечно же, из новопришедших). Физического насилия не было, психологического много, постоянно и беспричинно.
Для ЛЛ: 1. Мне 30 лет, и только сейчас я наконец смогла до конца разобраться и начать справляться с обидой, которую несла в себе всю сознательную жизнь. У меня сейчас всё в порядке, но из-за буллинга есть проблемы с доверием и другими вещами, которые я решаю до сих пор. 2. Классная руководительница в начальных классах являлась главным агрессором, и способствовала буллингу. 3. Интересно, что в школе атмосфера была в среднем такой, как будто все ок, но ок не было. 4. Я практически не помню школьный период с 1 по 9 класс, а нормально развиваться в плане увлечений и прочего начала только после школы. В школе просто не было сил на это. 5. Насилие плохо в любом виде и проявлении для всех участников, и ничто его не оправдывает. 6. Родители должны словами через рот объяснять ребёнку, кто что может и не может делать по отношению к ребёнку, а также, что взрослые далеко не всегда правы.
У меня сейчас прекрасная жизнь, отличная работа, любящий муж, и я не жалею о прошлом, так как я нахожусь где нахожусь из-за него и не желаю другого. Но я сильно переживаю, когда читаю истории о травле и насилии. В какой-то момент в интернете была волна "вот некоторых детей сейчас лучше бы кто-то погнобил, а то они вон как выглядят/ведут себя..." Я просто в ужасе от такого одобрения и романтизации буллинга. Пожалуйста, не надо так... На нормальном языке эти дети просто нормальные свободные)) А воспитание не должно быть связано с буллингом, это вообще отдельная тема.
Длиннопост)
Важно отметить, что я была нежным цветочком и ничего плохого или некорректного не сказала и не сделала, чтобы условно "спровоцировать" такое отношение (я против буллинга в любом виде, и ничто его не оправдывает, и вот это вот "за что-то" - это отсутствие у ребенка права на ошибку). Я попала в класс (по какой-то причине буквы не подчинялись теориям в интернете, и наш "В" класс был гимназическим с усложненной программой обучения), где многие дети были знакомы с садика, и была там одной из новых для них людей. Не знаю, что конкретно стало началом, но класс как коллектив отвергали меня все эти 9 лет разными способами, в том числе самыми бредовыми. Например, классе во втором группа девочек заявили, что у них туфли белые, а у меня нет, и они не будут со мной общаться. Естественно, я получала за всё - фамилия, внешность, зрение (была в очках в начальной школе) и вот даже эти несчастные красивые бордовые туфли. К счастью, я из тех немногих, кого это не сломало, но и закалкой я бы это не назвала, скорее больше устойчивостью к жестокости и конфликтам, а вот последствия пожинаю всю жизнь. В том числе у меня с 2 до 8 класса стремительно падало зрение, что мы с врачами также предполагаем как психосоматику. Пока не нашлось ни одной другой причины, почему это началось с травлей и закончилось с её завершением. Одним из самых тяжелых аспектов травли было также то, что на психологическое давление и оскорбления я отвечала физически, и естественно всегда была виноватой стороной в глазах учительницы и родителей одноклассников.
И тут мы дошли до самого интересного.
Классная руководительница. С 1 по 4 класс у нас была очень жестокая классная руководительница. Она гнобила нас, сравнивала нас друг с другом и морально давила как только могла. У меня практически нет воспоминаний из этого периода, но самые яркие воспоминания о ней такие: 1. Мы с девочками любили баловаться на уроках хореографии. Учитель жаловалась класс руку, и она уже в классе выставляла нас перед классом и отчитывала. Сесть можно было толкьо когда мы начинали плакать. 2. В один из разов, когда она меня отчитывала за что-то, у меня случился приступ ВСД с падением давления (я знаю, что вегето-сосудистая дистония не включена во всемирные списки болезней, и говорю то, что мне говорили врачи). Это просто полуобморок, когда нужно посидеть, и приступ проходит. Она сразу посадила меня отдельно и налила чай с сахаром. Я не думала об этом и списывала на заботу, но сейчас я понимаю, что она просто испугалась последствий. Таких людей нельзя даже близко подпускать к детям. Насколько мне известно, в классе после нашего она приложила руку к какому-то мальчику или схватила его, уж не знаю, и родители подняли это все, и ее убрали из школы.
Родители. У меня прекрасные родители. Конечно же, они тоже допускали ошибки со мной, но атмосфера была дружелюбной, ко мне относились как к личности и воспитывали личностью со своими границами и ценностями, и никогда ни с кем не сравнивали. Также в моих конфликтах с одноклассниками родители прилюдно никогда не вставали на сторону другого человека, и мы обсуждали всё с ними в личном разговоре, то есть меня защищали. Я считаю это всё ключевым аспектом того, что моя кукуха осталась на месте. Интересно, что в школе атмосфера была в среднем такой, как будто все ок, но ок не было.
Класс рук убеждала нас и наших родителей в том, что она просто строгая, но во благо, типа воспитывает в нас внутренний стержень, и мы все дружно ей верили, так как информации о том, как надо и не надо, не было. По этой же причине я также не виню своих родителей в их заблуждении. Когда ты рос в советском обществе, где все старшие по умолчанию считаются правыми, без информации и ресурса возможность критически мыслить в этом направлении без ресурсов крайне мала. Мне предлагали поменять школу, но я отказывалась, потому что тут было плохо, но знакомо, а в другом месте было бы "плохо, но не знакомо". О том, что в другом месте может быть хорошо, я как-то не думала. К сожалению, только к окончанию школы ко мне и родителям начало приходить понимание произошедшего. Да, ребёнок не должен делать выбор со сменой школы в такой ситуации. В этом я также не виню родителей, но считаю очень важным доносить до взрослых, что каким бы "самостоятельным" и "взрослым" ребёнок не был, некоторые выборы в его жизни он не может сделать корректно и полностью понимая все факторы.
Одноклассники. Я много лет несла жгучую ненависть и обиду в отношении одноклассников, и только сейчас более-менее разобралась с этим грузом. Только одна девочка заступилась за меня и общалась со мной в начальной школе. Наши пути к большому сожалению разошлись после 9 класса, но я до сих пор ей очень благодарна. Марина, если ты это читаешь, спасибо тебе!
Так вот, в этом году из-за цепочки тем, которые меня интересовали, я осознала в полной мере, что такое насилие, кто такой абьюзер, что такое в полной мере насилие. Отсюда я совместно с психологом выделила, что настоящий насильник - эта класс рук, а все дети - жертвы этого абьюза, потому что ассоциация себя с агрессором - один из распространённых и очень разумных способов защитить самого себя. Сколько сил у меня освободилось после этого осознания я даже описать не могу.
Заметка, что класс рук в старшей школе такую дичь не творила, но ей было просто наплевать на происходящее.
Что я имею в остатке: 1. Я почти не помню события своей жизни со 2 по 8 класс. 2. На 2009 год моё зрение было -7, я сделала операцию в 2018 году и это был один из лучших дней в моей жизни. 3. Я начала нормально учиться только в 5 классе, когда ушёл этот гнёт учительницы. 4. Я начала развиваться полноценно творчески и осознавать себя только после окончания школы. 5. Имела проблемы со вспыльчивостью и агрессией, над которыми работаю. 6. У меня крайне обостренное чувство справедливости, иногда слишком, над этим тоже работаю. 7. Я всю сознательную жизнь прожила с обидой на то общество и имею проблемы с доверием. С обидой разобралась только когда назвала всё своими словами. Агрессор - это агрессор, насилие в любом виде - это насилие.
У меня сейчас прекрасная жизнь, отличная работа, любящий муж, и я не жалею о прошлом, так как я нахожусь где нахожусь из-за него и не желаю другого. Но я сильно переживаю, когда читаю истории о травле и насилии. В какой-то момент в интернете была волна "вот некоторых детей сейчас лучше бы кто-то погнобил, а то они вон как выглядят/ведут себя..." Я просто в ужасе от такого одобрения и романтизации буллинга. Пожалуйста, не надо так... На нормальном языке эти дети просто нормальные свободные)) А воспитание не должно быть связано с буллингом, это вообще отдельная тема.
Полностью согласна со всеми топиками, которые привёл автор поста: - Ничто не оправдывает насилия. Насилие плохо для всех участников. - Действительно, учитель - главное и основное лицо, которое может и должно устанавливать климат в коллективе детей и подростков. - Родители должны словами через рот объяснять ребёнку, кто что может и не может делать по отношению к ребёнку, а также, что взрослые далеко не всегда правы.
@ChelovkzKemerova, спасибо, вы делаете великое дело, вы спасаете самых уязвимых.
"В" класс 2001 года набора, гимназия в одном из городов Подмосковья.
Привет. Это Человек из Кемерова, вместе с командой волонтеров мы занимаемся помощью семьям, чьи дети столкнулись с травлей (контакты организаций, которые могут помочь, найдете в конце поста, а в закрепленном комментарии ссылки на инструкции, что делать в таких случаях). Также с одним волонтером — действующим школьным психологом и учителем, мы начинаем серию постов о природе буллинга.
Для ЛЛ: Авторы дают определение буллинга, показывают его ключевые признаки. Рассказывают о вреде буллинга для всех участников (жертв, агрессоров, наблюдателей, взрослых) и общества. Рассказывают о потенциально положительных последствиях буллинга, но показывают низкую ценность таких плюсов. В конце выводы (буллинг – примитивная социальная стратегия, сильно уступающая в эффективности многим другим) и рекомендации, что делать, если ребенок столкнулся с травлей. Плюс много картинок :)
Уважаемые пикабушники, предлагаю сделать этот пост полноценным интерактивом: если у вас есть примеры из жизни, которые могут проиллюстрировать тот или иной тезис (или противоречат каким-то тезисам), напишите их. Пожалуйста, указывайте примерные годы, когда это происходило (начало/конец 90-х, нулевые, 10-е, так далее). Круто будет, если к обсуждению присоединятся родители школьников и дошкольников.
Буллинг/травля — это систематическое насилие (словесное или физическое), агрессивное поведение в отношении одного или нескольких участников коллектива большей (или субъективно сильной) части коллектива. Характерным, но необязательным признаком является воздействие агрессоров на статус жертвы: желание не только причинить боль или обидеть, но и унизить или удержать внизу иерархии.
Не возражаю против комментариев типа «К чему эти англицизмы? "Травля", а не "буллинг"», они помогают продвижению поста, но сразу обозначу свою позицию. Буллинг и травля – синонимы. При этом я предпочитаю англицизм, так как во время первых случаев, когда я помогал подросткам, столкнувшимся с этой бедой, получил обратную связь, что слово "буллинг" воспринимается ими как более нейтральное. Фраза "меня в школе буллят" дается чуть проще, чем "меня в школе травят". Авторы методических пособий (пруф), врачи в заключениях также используют слово "буллинг" и не видят в этом ничего зазорного. [Прим. школьного психолога:у нас с 2017 года управление образования (сокр. УО) оперирует термином "буллинг", с 2022 года в школах приняты алгоритмы действий в случаях обнаружения буллинга, это требование из официальных писем УО. Так что мы пользуемся общепринятым термином.]
Что действительно важно различать, так это буллинг и конфликт. (См. таблицу ниже.) Бойкот – тоже не травля (но будьте внимательны, может быть и бойкот, и травля). Если вы столкнулись с чем-то таким, очень важно доверительно поговорить с ребенком и точно понять, с чем имеете дело. Во-первых, потому что у этих проблем разные стратегии решения. Во-вторых, потому что можете столкнуться с сопротивлением со стороны педагогических сотрудников (некоторые учителя и представители школьной администрации, к сожалению, до сих пор считают более приоритетным принцип "не выносить сор из избы", чем принцип обеспечения безопасных условий для обучающихся). С чем только не встречаются пострадавшие школьники и их родители: Наверное, самый распространенный сценарий сопротивления школы – начинают убеждать, что это обычный конфликт, а не травля. Бывает и до прямого обвинения жертвы доходит. Меж тем, виктимблейминг (еще 1 англицизм, просто с термином познакомлю тех, кто не в курсе, и больше использовать не буду) в социальной психологии признан когнитивным искажением. И, если его не пресекать, часто несет множественные негативные последствия для жертвы. Человек пострадал, переживает кризис, а его еще и обвиняют. В такой ситуации важно быть готовым отстоять свою позицию, оставив школьной администрации только один действенный способ разрешения проблемы – воздействовать на задир, которые и морально, и юридически неправы. [Прим. Ч.: Как еще бывает? Весной 2025 года анализировал одну беседу семьи пострадавшего ребенка и директора школы на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и их прав (КДНиЗП). И директор заняла позицию: "В конфликте всегда виноваты оба, и со стороны вашего ребенка, значит, обязательно была провокация". Во-первых, тут подмена понятий: вместо травли продвигается идея конфликта. Во-вторых, утверждение само по себе неправда. Очень большое число правонарушений и даже преступлений совершаются без какого-либо повода или с использованием незначительного повода. В праве такая мотивация называется "из хулиганских побуждений". К счастью, семья на тот момент была уже готова отстоять свою позицию, там же заручились поддержкой наиболее авторитетных членов КДНиЗП, и дальше администрация школы нашла управу на хулиганов. А бывает и совсем экзотика. Уже упоминал, как в одном из моих первых сопровождений выяснилось, что замечательный во всех остальных смыслах учитель попросил ученицу не говорить маме о драке, когда на девочку напали три одноклассницы. Если честно, я до сих пор в шоке от такого маневра. Знание – сила, в общем. Как и качественная подготовка.]
Слайд из презентации Кризисного центра «Верба» (Красноярский край)
Проблема буллинга актуальна долгие годы. Несмотря на повышение уровня осведомленности и освещенности проблемы травли, прогресс в решении общей проблемы идет очень слабо.
К сожалению, до сих пор распространено мнение, что травля вредит только жертве. Из-за этого проблему часто не воспринимают всерьёз, а детей пытаются убедить, что они сами виноваты. Это не так. Важно понимать: последствия травли разрушительны и долгосрочны для всех участников — жертвы, агрессора и наблюдателей. Пережитый буллинг формирует устойчивую модель поведения, которая переносится во взрослую жизнь, отражаясь на рабочих и личных отношениях (сплетни, агрессия, пассивность).
Обозначим вероятныепоследствия буллинга для участников процесса:
1/2
Иллюстрация к сказке «Гадкий утенок» Андерсена <> Список последствий
1. Для жертвы буллинга – психологические травмы, тревожность, депрессия, сложности в социализации. Как это выглядит в жизни? Часто последствия травли затрагивают и личную жизнь, жертвы испытывают трудности с доверием к партнеру и не могут построить доверительных отношений. Буллинг убивает самооценку, для таких людей отстоять себя и свои личные границы будет сложно и во взрослом возрасте. Школьники, ставшие жертвами травли, могут начать испытывать проблемы с успеваемостью, но, если построены хорошие отношения с педагогами, могут быть и высокие показатели в учебе. Повышается риск употребления психоактивных веществ. Последствия травли живут годами и серьезно влияют даже на здоровье людей. Зарубежные исследования (ссылка) выявили повышенный риск диабета, депрессии, других заболеваний у бывших жертв травли во взрослом возрасте. Некоторые находят силы переключиться на самореализацию, достигая успеха в профессии или творчестве, однако это не «закалка», а бегство от боли человеческого взаимодействия в безопасную сферу, где есть успех. Своевременная помощь пострадавшему от буллинга значительно улучшит качество его жизни в будущем. Кстати, у жертв травли повышается вероятность совершения преступлений в будущем (агрессоры при этом находятся еще в большей зоне риска).
1/2
Социальная реклама (фото сделано пользователем @Deamone) <> Список последствий
2. Для агрессора – проблемы с эмпатией, неумение строить здоровые отношения, часть агрессоров столкнется с трудностями в карьере (soft skills, так называемые «гибкие навыки», важны, кроме того, часть агрессоров не очень ответственно относится к учебе). Дети, агрессивно преследующие других детей, с большей вероятностью нарушат закон во взрослой жизни. Агрессоры чаще сталкиваются с обвинениями в совершении тяжких преступлений. (ссылка) Выросшие агрессоры чаще применяют насилие в отношении своих супругов. (ссылка) В школе агрессоры могут испытывать трудности в обучении, если у них нет способностей. Из-за поведения не могут построить взаимодействие с педагогами, часто хамят учителям для установления авторитета. [Прим. школьного психолога: Знаю несколько случаев, когда учителя, которым надоели задиры в классах, шли против распоряжений руководства и не допускали к экзаменам ребят, или же никак не помогали на экзаменах. После девятого класса они остались без аттестата, со справкой. Теперь без классного коллектива им практически нереально закончить школу.] Во взрослой жизни такие люди часто строят отношения, основанные на запугивании друзей или партнеров, привыкают подчинять других, что приводит к конфликтам с законом (изнасилования, вымогательство). Проблемы с социализацией мешают даже в бытовых ситуациях. [Прим. Ч.: история конца 90-х, начала нулевых. На пару классов старше учились известные на всю школу задиры. Причем особенно выделялись трое и все трое закончили плохо. Первый, еще будучи школьником, погиб зимой – цеплялся сзади за грузовик, чтобы кататься на льду и попал под колесо. Второй закончил 9 классов, зимой ехал пьяным в электричке, поругался с контроллерами, те его высадили за несколько станций до его цели. Он пошел пешком и замерз насмерть. Третий тоже доучился до 9 класса, последнее, что я о нём слышал – получил срок за изнасилование.] Такие ребята во взрослом возрасте испытывают проблемы с сохранением работы (выше риск безработицы), финансовые проблемы (по данным норвежского исследования). Агрессор может измениться и добиться успеха, но только если произойдет глубокая смена установок — его собственных и его близкого окружения. Без этого его модель поведения ведёт к саморазрушению.
1/2
Кадр из м/с «Неуязвимый» <> Список последствий
3. Для наблюдателей – чувство вины перед одноклассником-жертвой, страх стать следующей жертвой, усвоение модели поведения "равнодушия к насилию".
В будущем усвоение этой модели приводит к тому, что и во взрослой жизни человек оказывается в нездоровых отношениях, как личных, так и профессиональных. Часто себя оправдывают словами о том, что у жертвы какие-то особенности поведения, которые стали причиной травли, или то, что он просто должен дать отпор, и все исправится. Но это не так.
Вообще нейтральная позиция наблюдателей – обязательное условие для возможности агрессоров инициировать травлю. Если же наблюдатель перестанет оправдывать насилие по отношению к другим, поменяет точку зрения на непринятие такого поведения, то общее настроение в коллективе может поменяться, так как наблюдателей больше.
Постер к сериалу «13 причин почему»
4. Потенциальные экстремальные последствия... Вы знаете, какими бывают резонансные дела и исходы, к которым приводит порой школьная травля. Мы все видели в новостях ужасные новости о пострадавших от травли: детей избивают и калечат, издеваются на камеру, учителя замалчивают проблемы в коллективе, самые страшные случаи видим в детских некрологах. При некоторых условиях грань между легким, не причиняющим физические травмы буллингом и серьезным правонарушением/преступлением стирается очень быстро. [Прим. школьного психолога: Ситуация может настолько выйти из под контроля, что в один непрекрасный день ребенок задаст вопрос: «А зачем мне жить, если я такой плохой?»] В этом разделе могли быть ссылки на конкретные истории, но мы с моим соавтором договорились, что, раз нам доподлинно известно, что посты читают в том числе школьники, мы серьезно отнесемся к эффекту Вертера и ссылки добавлять не будем. С эффектом Вертера считаются и СМИ. Даже сериал «13 причин почему», постер к которому мы выбрали для иллюстрации, по данным исследователей, имел негативные последствия. В целом, всё тут в принципе понятно, скажу только 2 вещи и будем двигаться дальше. Первое. Тот факт, что буллинг может находиться в причинно-следственной цепочке, приводящей к таким экстремальным последствиям, уже является достаточной причиной относиться к этой проблеме серьезно (это не игра, и не «полезный» способ социализации). Второе. Уважаемые учащиеся, если вдруг вы это читаете и в это же время испытываете большие трудности, связанные с буллингом, пожалуйста, найдите в конце поста контакты волонтерских организаций и психологической помощи, свяжитесь с ними. Уверен, проблема решаема. Начните с первого шага и уже сегодня получите союзников, которые будут готовы вам помогать. Там же можно найти электронную почту нашей команды волонтеров (правда, мы больше специализируемся на правовых способах решения проблемы, а не на психологической поддержке), можете написать нам тоже. Вместе будет проще найти решение, тем более опыт есть.
Потенциально положительные последствия
Чтобы быть объективными, мы рассмотрели и возможное положительное влияние буллинга на участников процесса. Да, бывает так, что ребенок получает устойчивую мотивацию заниматься спортом, чтобы иметь возможность постоять за себя. [Прим. Ч.: проблема в классе при этом глобально не решается: задиры переключаются на другого ребенка... Школьный психолог: ...либо меняют подход – начинают заниматься кибербуллингом или распускают сплетни в отношении ученика, который може дать физический отпор.] Люди, пережившую сильную травлю (или притеснения в семье), могут развить в себе эмпатию: у кого-то это защитный механизм (такой человек может сказать: "могу по изменению интонации собеседника определить, что он начинает злиться"), у кого-то сильное неприятие несправедливости к другим вследствие понимания, насколько разрушительной может быть агрессия и равнодушие. В некоторых случаях работа над собой у жертв травли приводит к повышению устойчивости и "прокачке" внутренней силы. "Смог пережить это – и с остальным справлюсь", "Что не убивает делает нас сильнее". И если не копать глубоко, а также принять факт, что буллинг – естественная вещь, действительно можно прийти к выводу, что "да ничего с этим делать не надо".
Но важно увидеть, что удельный вес такой потенциальной пользы крайне низок и не перевешивает реальный и потенциальный вред. Что касается естественности, то она не делает вещи хорошими автоматически: весь Уголовный Кодекс, к примеру, про естественные для человека действия.
Аналогично дело обстоит и с ситуациями, где дома часты скандалы между родителями или один из родителей имеет проблемы с алкоголем. У меня есть знакомые педагоги, которые отмечают, что некоторые дети из таких семей стараются лучше учиться (возможно, чтобы обеспечить себе выход из ситуации), многие показывают устойчивый отказ от алкоголя, когда вырастают ("не буду пить, видел, как отец пил"). Скорее всего, найдутся и другие примеры, когда деструктивные условия приводят к осознанной конструктивной позиции вынужденного участника.
[Прим. школьного психолога: Важно отличать эустресс (полезный стресс, связан с вызовом, пример – подготовка к конкурсу или участие в дебатах) от дистресса (вредный разрушительный стресс, связан с угрозой). Буллинг – чистый дистресс. Постоянное (ежедневное) пребывание в стрессе, связанном с угрозой, приводит к депрессии, настоящей, медицинской, отсюда и проблемы со всеми сферами жизни, человек не живёт свою жизнь, у него нет ресурса даже радоваться обычным вещам.]
Отвечу на популярный тезис оппонентов "убирая из школы травлю, вы воспитываете неженок". Истории, где жертва смогла найти ресурс дать отпор обидчикам, например, записался на секцию бокса, – в чистом виде систематическая ошибка выжившего (еще одно когнитивное искажение). Гораздо больше историй, где жертва просто дожил до конца школы и остался с этой травмой на долгие годы. Не получил такой человек пользы от буллинга, в чем смысл тогда? Или у него теперь прав меньше на счастье и хорошую жизнь, потому что в школе он был уязвим, так что ли?
Нельзя считать, что буллинг или другая деструктивная ситуация – важная и надежная стратегия подготовки и закалки детей. Дистресс для этого не подходит. Ни один же адекватный отец не решит, что будет больше ругаться на супругу или пить, чтобы это положительно повлияло на ребенка. И мне сложно представить, что адекватный человек может сказать: «Жаль, что у меня не было более токсичного окружения в школе/в семье в детстве. Это бы сделало меня сильнее». Поэтому я считаю важным прекратить романтизацию школьной травли.
Пожалуйста, поймите правильно, я не призываю к стерильности в классном коллективе. Шероховатости, споры, конфликты допустимы. И вот они-то как раз и нужны. Но создание коалиций, задирающих конкретных детей с целью унижения или регулярного причинения иного целенаправленного вреда, уже повод для проведения работы. Важно и то, что я не предлагаю бегство от проблемы и уж точно не пацифизм уровня кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно!». Мои стратегии решения (ссылки на посты-инструкции найдете в закрепленном комментарии) – это активное участие в противостоянии со ставкой на законные правовые методы и технологии социальной психологии. Ребенок будет учиться таким образом отстаивать свои права. Что, по моему мнению, в 2020+ более перспективно, чем опыт занятий единоборствами.
Прикреплю скриншот с обсуждением в комментариях к предыдущему моему посту про травлю. Последний комментарий принадлежит классному руководителю (опыт более 13 лет)
@Danonuk, @Miandra, благодарю за озвученные позиции
И вот, собственно, ключ: Буллинг – это примитивная неэффективная социальная стратегия.
Буллинг — это самый простой путь для тех, кто не научился выражать злость иначе. Это как тыкать палкой, когда не знаешь, как объяснить словами. Примитивный язык тех, кого не научили взаимодействовать экологично и с уважением личных границ окружающих. И получает распространение травля именно там, где нет работы и научения другим более эффективным социальным стратегиям.
Неужели, глядя на детей на этих видео, вы думаете: вот жеж, ну, явно этим детям не хватает, чтобы их затравили хоть нормально, чтобы в будущем людьми вырасти?
Что еще важно. Проблема обычно усугубляется там, где сотрудники школы выбирают неэффективные и порой даже примитивные стратегии. Все эти попытки "не выносить сор из избы", игнорировать происходящее, начинать реагировать, только когда жертва начинает давать сдачи, и подобные. Тогда как и де юре, и де факто учитель – ключевое лицо, способное предотвратить/остановить травлю.
Почему, с точки зрения закона, школа должна заниматься воспитанием учащихся, подробно я разбирал в посте (пост-инструкция) Ссылки на статьи закона, если ваш ребенок столкнулся с буллингом и предстоит разговор с администрацией школы (см. пункт 7). Даже наличие должности "замдиректора по учебно-воспитательной работе" в школе непрозрачно на это намекает. И уж тем более школа должна обеспечивать безопасность учащихся. Школа – важный институт социализации (именно через эту призму и нужно понимать тезис "школа должна заниматься воспитанием учащихся", ни в коем случае не как идею, что "школа должна заниматься воспитанием вместо родителей"), и здорово, что государство не игнорирует это.
Но дело не только в законе. И точно не в том, что я хочу повесить какую-либо нагрузку на учителя, пользуясь формальными поводами.
Дело в том, что оказываемое учителем/педагогическим коллективом влияние на происходящие у детей процессы колоссально и имеет решающее значение. Среди отечественных исследователей проблемы травли популярно мнение, что травля – процесс, в первую очередь согласованный со взрослыми (в частности, с учителями). Пока учитель игнорирует проблему, он поддерживает этим задир. В некоторых случаях учителя в прямом смысле инициируют травлю (пример с видео). Так что без активной и грамотной поддержки учителя проблему в классе не решить, даже если ребенок учится быть более уверенным в себе или что еще советуют отдельные психологи.
Я хочу сказать, что не только детям нужно стремиться изучать более эффективные социальные стратегии, но и учителям (да и вообще взрослым) тоже. Если вы работаете в образовании и не знаете, что делать с проблемой травли, начните с изучения этого простого методического пособия («Методические рекомендации по предотвращению буллинга в школьных коллективах»). Первая половина (теория) не очень информативна, практическая часть (с 20 страницы, глава "Ошибки взрослых" и дальше) весьма полезна.
Контакты и организации для тех, кто столкнулся с травлей:
8-800-2000-122 – телефон доверия для детей, подростков и их родителей.
8 (800) 500-44-14 – горячая линия психологической помощи подросткам проекта Травли NET. Если их операторы заняты, можете написать им в специальной форме на сайте.
bat9955@rambler.ru – почта нашего проекта. Обратите внимание, мы не психологи, просто волонтеры, можем помочь с оформлением официальных обращений и подсказать стратегию действий. В закрепленном комментарии сможете найти ссылки на предлагаемые нами инструкции.
Материалы этого поста (в частности, определение и ключевые признаки буллинга) также можете использовать, если дети столкнулись с травлей, а вам активно доказывают, что это простой конфликт или "дети так играют".
P.S. Субъективное мнение: Что замечательно в идее гражданского общества, легко можно уже сегодня начать прикладывать усилия в этом направлении. Пусть даже дорога предстоит долгая, неравнодушным людям вполне по силам.