Сейд (или сейдр) – это обрядовая эзотерическая практика, которая возникла на территории раннесредневековой Скандинавии и, по всей видимости, широко применялась провидицами вёльвами. Иногда слово «сейд» в русской транскрипции произносится как «зейд», оба варианта допустимы. Что касается этимологии, то «сейдр» происходит от древнескандинавского «seiðr». Перевод этого слова неизвестен, но его когнаты (однокоренные слова единого происхождения) из древневерхненемецкого и древнеанглийского вполне переводимы, они имеют значения «натянутая веревка» или «силок», иногда – «ловушка». Все эти варианты выглядят логичными ввиду того факта, что в ритуалах сейдр часто используется прялка («seiðstafr» на древнескандинавском).
О самом явлении сейда нам известно из ряда скальдических произведений. В частности, ярчайший пример сейда мы видим в эпической поэме «Песнь валькирий», которая была создана в XI веке и повествует о битве при Клонтарфе. Один из эпизодов поэмы представляет собой рассказ некоего шотландца, который видит, как валькирии спускаются с неба и начинают творить ритуал сейд, результатом которого становится победа ирландцев над скандинавами.
Другой значимый эпизод, упоминающий скандинавскую магию сейдра, мы встречаем в «Перебранке Локи», это одна из песен, входящих в канонический состав «Старшей Эдды». В тексте песни Локи упоминает о том, как Один посещал остров Самсей и принимал участие в ритуалах сейда. Локи смеется над Одином, говоря о том, что «так делают ведьмы», он называет верховного аса «женоподобным». На основе данного текста и ряда других скальдических произведений (например, знаменитая «Сага об Эйрике Красном») можно сделать вывод о том, что сейдр являлся прерогативой женщин, ведьм, которых скандинавы называли вёльвами или «сейдконами» («seiðkona» на древнескандинавском).
Для мужчины занятие сейдом являлось крайне предосудительным. Считалось, что если мужчина занимается сейдом, то он становится подобным женщине, его больше не считают за мужчину и отказываются иметь с ним дела. В этом смысле показательной является история о Рёгнвальде Прямоногом, сыне Харальда Прекрасноволосого. Рёгнвальд начал практиковать сейдр вместе с группой скандинавских колдунов, за что был объявлен вне закона, и тогда другой сын Харальда, Эйрик Кровавая Секира, сжег Рёгнвальда вместе с его приспешниками.
О технике сейда, которая ввиду ее многочисленных упоминаний в сагах, вероятно, широко практиковалась скандинавскими ведьмами, известно очень мало. Из отечественных исследователей наиболее подробно этот вопрос рассматривал Л. Кораблев (в частности – на страницах книги «Графическая магия исландцев»). По всей видимости, сейдр представлял собой практику экстатического транса, позволявшего душе («вюрд», как ее называли скандинавы) отделяться от тела и свободно путешествовать в пространстве и времени. Одним из важнейших практических аспектов скандинавской магии является предсказание будущего (к примеру, Один, практиковавший зейд, был великим провидцем).
Также вполне вероятно, что посредством сейдра вёльвы могли творить, скажем так, защитные и атакующие чары, иными словами – наводить порчу, снимать ее и защищать от направленного негатива (например, Один при помощи сейда мог насылать болезни и даже убивать). В сагах в связи с упоминанием ритуалов сейда неоднократно встречается слово «hamfarir». Сегодня многие сетевые ресурсы говорят о том, что «hamfarir» является названием некоего «искусства изменения формы». Это абсолютно необоснованное заявление, которое не имеет под собой никакой фактологической базы и более того – противоречит реальным сведениям. С древнескандинавского языка «hamfarir» переводится как «ярость», и тут речь идет скорее о некоем боевом трансе, который вёльвы «насылали» на воинов, повышая их эффективность в бою.
В скальдических произведения неоднократно встречаются эпизоды, в которых скандинавские ведьмы исполняют особую песню, в текстах саг она называется «vardlokkur». Точная этимология слова неясна, но его первая часть явно указывает на уже упомянутое понятие «вюрд» (душа). По всей видимости, «vardlokkur» представляет собой некое трансовое заклинание, которое вводит вёльву в измененное состояние восприятия и позволяет душе отделиться от физической оболочки. В одной из саг говорится о том, что песня «vardlokkur» исполняется пятнадцатью девушками и пятнадцатью мужчинами. Это может служить указанием на то, что сейдр в исключительных случаях все же практиковался мужчинами (и тут вновь справедливо вспомнить самого Одина). Кроме того, в некоторых скальдических текстах есть упоминание о том, что мужчины, практиковавшие сейд, назывались «сейдмады» («seiðmað» на древнескандинавском).
Покровительницей вёльв считалась Фрейя, будучи ваном, она в совершенстве владела искусством сейда и спа (еще одна шаманическая женская практика). То есть изначально асы не знали о ритуалах зейда, эта магия принадлежала ванам. Но после заключения перемирия, когда Ньёрд, Фрейя и Фрейр были отправлены в Асгарда в качестве гарантов соблюдения договора, Фрейя решила научить всех желающих сейдру. Но учиться колдовству стал только Один.
Некоторые исследователи полагают, что скандинавские шаманы-мужчины представляли собой принципиально иной культ, по своей ритуалистике в корне отличающийся от женских практик. Но это лишь гипотеза и на данный момент у нас нет никаких фактов, подтверждающих данный тезис. Многие скандинавоведы уверены, что скандинавская магия как таковая была изначально феминизирована, то есть в подавляющем большинстве случаев религиозно-эзотерическими практиками в обществе викингов занимались именно женщины.
Также абсолютно необоснованно утверждение о том, что сейдр связан с сексуальными ритуалами. Нет никаких источников, которые могли бы подтвердить данное предположение хотя бы косвенно. Большинство исследователей склоняются к идее о том, что очернение практики сейдра произошло в эпоху христианизации Скандинавии. Ведь, по всей видимости, именно тогда же возник миф о Фрейе и Брисингамене, а Вёлунд, один из древнейших скандинавских богов, стал воплощением демонических сил (позже окончательно слившись с образом Сатаны). Данное предположение выглядит логично, учитывая, что сейдр был неотъемлемой частью древнескандинавской культуры (о чем, как уже было отмечено, можно судить на основе многочисленных упоминаний этой магической практики в эддических и более поздних скальдических текстах).
На сегодняшний день в научной среде доминирует мнение о том, что практика сейда не «умерла» с приходом христианства. В частности, существует версия, согласно которой ритуалы нойд, до сих пор практикуемые саамскими шаманами, и есть исконный сейдр. Саамы – это один из коренных народов Северной Европы, сегодня они живут на территории Швеции, Норвегии, Финляндии и России (Мурманская область). Этнически это группа финно-угорских народов, а их язык относится к уральской языковой семье.
Нойд («noaidi» на английском, оригинальное самоназвание неизвестно) практикуется саамами на протяжении многих веков, эта эзотерическая практика имеет многочисленные отражения в фольклоре народов европейского севера (один из ярчайших примеров – лапландские ведьмы). Считается, что большая часть носителей данной практики была уничтожена в XVII веке (по обвинениям в колдовстве и преступлениях против королевской власти), однако на сегодняшний день среди саамов еще можно встретить тех, кто официально практикует нойд. В Норвегии этих шаманов-целителей называют «leseren», что в переводе на русский означает «тот, кто умеет читать». Саамы используют термины «buorideaddji» («улучшающий») и «guvlar» («помогающий»). Нойд действительно связан с трансовым шаманизмом и обладает предсказательным аспектом, но мы не можем гарантированно утверждать, что это действительно прямой наследник скандинавского сейда.
Так или иначе, но очевидными остаются три вещи. Во-первых, практика сейда была широко распространена среди скандинавских магов, в первую очередь – среди женщин. Во-вторых, до нашего времени не дошел ни один ритуал сейдра, но сохранились многочисленные упоминания о них. В-третьих, неизвестно, насколько в действительности сейдр был феминизирован и как он связан с рунами и традиционной исландской магией – гальдраставами (которая в отдельных регионах практикуется до сих пор). Иными словами, вопросов гораздо больше, чем ответов. Однако исследования в этой области не прекращены и, быть может, однажды мы узнаем, чем на самом деле была (или есть до сих пор) практика зейда.
Источник
Аудио-версия статьи
Канал на Ютубе
Канал на Твиче
Группа в ВК