
Чайный путь
1 пост
1 пост
Тадам! произошел переход- был Пост модерн- копии копий, реакция на реакцию. Ирония, пост ирония, бесконечный океан сарказма. Если не все, то многие устали.
Стал -Метамодерн- выход в градиенты смыслов, в контекст. в возможность «наводить мосты» между темами. Честность, искренность, даже в чем то наивность, инфантильная правдивость. Рулят Междисциплинарное искусство, интегративные техники, открытость, все сходится в персональную сингулярность опыта. Как если например вы снимаете на пинхол( самодельный фотоаппарат ) и делаете выдержку год, два- так и в искусстве- выдержку закончилось- каждый набрал свою уникальную «экспозицию» и со своим опытом образует свой теперь открытый для мира контейнер, свою сингулярность.
Всем хорошего дня! Тут: #comment_365214281 — я обмолвился, что кое-что знаю про чай. Я получил позитивный отклик и кучу подписок. Так что с радостью отвечу на ваши вопросы. Если мой контент зайдёт — сделаю серию постов про чай, чайную культуру, о том, какого это — держать чайную, про Чайный путь, философию, чайную церемонию и т.д. Задавайте вопросы.
Коротко о себе. Меня зовут Акимочкин Владимир, мне 34 года, 12 из которых я занимаюсь китайским чаем. 6-го сентября моему чайному клубу будет 10 лет. Он находится в городе Белгороде и называется «НОРА». В 2020 году я стал чемпионом России по версии Tea Masters Cup в номинации Tea Preparation (Мастерство заваривания чая), а в 2024 году был судьёй в этой номинации на российском финале.
Сразу оговорюсь, что я себя позиционирую и воспринимаю как любитель и энтузиаст — в смысле, я люблю то, что делаю, и делаю это с огоньком в глазах. Но так как моя основная деятельность — это торговля китайским чаем и посудой, а также его популяризация среди населения, то в моих высказываниях могут быть определённые допущения, т. е. в некоторых вопросах моя экспертность хромает. В России существует большая когорта профессиональных «чайников», вы можете обратиться к их контенту в сети — они лучшие из лучших: Антон Дмитращук, Денис Шумаков, Елена Иванова, Сергей Кошеверов, Александр Жиряков, Владимир Быков.
Также для развития рекомендую портал tea-terra, где собран контент любителей чая.
Начнём с ответов на вопросы пикабушников и плавно раскроем тему.
@silverspam #comment_365287061:
«А подскажите, не так давно в ленте появился чай Newby (не реклама), и он там один из самых дорогих. Взял как-то попробовать, и он прям сильно неплох в сравнении с масс-маркетом. Может, пробовали? Насколько это сравнимо с теми сортами, что пьют эксперты вашего клуба?»
Чай, который продают в ленте, по определению и есть чай из масс-маркет сегмента. Конкретно этот чай я не пробовал, так как основная моя специализация — это листовой китайский чай без добавок и ароматизации. Пейте то, что вам нравится. Между представителями пакетированного, упакованного чая различных брендов и чаем для чайной церемонии есть большая разница. И кратко её можно свести к тому, что чай как ботанический вид имеет разный потенциал к культивированию. Примерно одна и та же асамская разновидность камелии, выращенная на Цейлоне и в провинции Юньнань, будет иметь грандиозные отличия.
Так что же влияет на органолептику (вкус, аромат, послевкусие и т.д.)?
Культивар (сорт чайного куста), терруар (регион, высота произрастания), состав почвы, погодные условия (количество осадков, влажность, туманы, количество солнца), технология сбора и обработки, а также хранение.
Каждый из этих пунктов является важным, а их сочетание — определяющим с точки зрения качества итогового продукта. И если мы сравним схожие по виду обработки сильноферментированные чёрные чаи (красные по-китайской классификации), то асамская разновидность будет весьма прямолинейная и консервативная — крепкий, насыщенный чай, очень понятный на русский вкус. Такой чай хорошо заваривать по-европейски, т.е. методом длительного настаивания, и он отлично ладит с молоком. Данная специфика преимущественно пришла с запада и связана с колониальной политикой Англии (бостонское чаепитие, опиумные войны, экспансия в Индию).
Если же рассмотреть чёрный китайский чай из провинции Юньнань, то благодаря позитивной совокупности факторов, указанных выше, чай имеет больший диапазон преимуществ перед ланкийским и, соответственно, заваривают его чаще по-восточному, т.е. методом пин-ча (гунфуча) — методом короткой экспозиции (короткого настаивания) или, как часто любят говорить, — проливают.
Иными словами, потенциал раскрытия китайского чая выше: он выдерживает большее количество завариваний и имеет динамику изменения вкуса и аромата в процессе экстракции.
Если резюмировать, то чай из Африки, Индии имеет более низкую рыночную стоимость из-за особенностей целой совокупности факторов и попадает в сегмент массового продукта — упрощённо скажем, это бутербродный чай, чай на каждый день, функционал сводится к сопровождению приёма пищи.
А чай китайский, тайваньский (некоторый японский и чуть тайский) попадает в то, что называется спешелти-сегмент (элитный, не люблю это слово бррр), его задача — это чаепитие как процесс и высокая гастрономия.
Specialty — это термин из кофейного мира, который не совсем корректно, но всё же можно применить к чаю. Он означает, что конечному потребителю может быть известен полный цикл производства продукта, который он приобретает, и тот человек, который для него его продаёт, обладает достаточными компетенциями, чтобы раскрыть продукт во всей его красе, зная его особенности. Известен полный цикл и контекст.
Говоря о чае, напрашивается сравнение (которое ваш покорный слуга крайне популяризирует) — сравнение чая и вина. Лозе, как и чайному дереву, очень важны характеристики терруара, почвы, солнца и осадков, и дальше по списку. Разница лишь в том, что вино — это вещь-в-себе, т.е. открыл и при соблюдении правильного температурного режима и подачи в правильных бокалах — получил то, что, условно говоря, пьёт человек через океан под этой же самой этикеткой. А чай — это продукт, который ещё нужно приготовить, и он может в сухом листе как прогрессировать и становиться лучше (пост-ферментация), так и деградировать (как, например, белые вина).
Есть занимательный китайский трактат авторства Ван Фу «Спор Чая и Вина» (茶酒論 «Ча цзю лунь»), где чай и вино в виде театрализованного представления спорят, кто же из них главнее, лучше, важнее, и в конце они, обнявшись, сходятся на том, что главное — это вода.
Моё выступление на чайных соревнованиях и итоговая победная концепция это синтез чайного, кофейного и винного подхода. Аэрация чайного крепко заваренного чайного настоя в декантере снижает его терпкость и горечь и раскрывает объёмный букет.
Есть китайская поговорка: «Вода — это мать чая, а чайник — отец чая».
Важность воды для чая трудно переоценить. Заваривая хороший чай плохой водой, мы превращаем его вкус в плоский, скучный, банальный. Широкий вкусовой профиль схлопывается, становится неинтересным. В чайном трактате Лу Юя «Ча Цзин» (кит. 茶經, «Чайный канон») есть отдельная глава, посвящённая воде: степени её сравнения, на что ориентироваться, когда и откуда собирать. В текущих реалиях бутилированная, разливная вода или вода из осмоса считаются оптимальными — при условии что у вас нет доступа к нежёсткой родниковой воде с небольшим количеством примесей. У меня в чайной стоит обратный осмос с минерализатором, система Angstra. Дома — система Atoll. Разница огромна, в пользу чайной. Для того чтобы начать разбираться в воде, можно купить TDS-метр — измеряет количество примесей в воде (например, Xiaomi TDS) — и замерять воду, которую вы пьёте. Ну и пить различную воду, запоминать, заваривать чай на разной воде. Вода — ключевой фактор. Кувшины по типу «Барьер» считаю ерундой, но за неимением лучшего — пойдёт. Есть несколько способов, как можно улучшить простую, но хорошую воду — это минерализация минералкой. Тут можно и нужно экспериментировать, но логика примерно такая: на 19-литровый бутыль добавить один литр минералки (Dr. Магний, Боржоми, Архыз) и т.д. Тема большая, но результаты очень наглядны. Можно добавить щепотку поваренной соли — сильно меняется тельность воды. Есть специальные жидкие минералы — но это уже продвинутый уровень.
Культура чайной церемонии очень фетишизирует утварь. Хорошие чайники, чашки стоят достаточно дорого, но инвентарь начального уровня весьма доступен. Лучшая посуда тоже привязана к конкретным локациям. Лучшие чайники из глины — Исин (Цзянсу), Циньчжоу (Гуанси), Цзяньшуй (Юньнань) и т.д.
Лучший фарфор — Цзиндэчжэнь, Дэхуа и т.д.
Таким образом, в процессе чаепития мы взаимодействуем с широким символическим контекстом, где материал, роспись, происхождение, форма имеют большое значение, и для ценителя это огромное эстетическое удовольствие — пить хороший чай из хорошей посуды.
Фарфоровая гайвань - хороший вариант для начало своего чайного пути. Гайвань - переводится как крышка с чашкой.
Чайник из исинской глины, чахай из стекла, пиала из фарфора. Маленький чайник и камень выполняют роль Ча Чунь или Ча Шень ( чайной игрушки или чайного духа) - служат для красоты. Стоит всё на чабани - чайной доске. Туда сливается первый пролив и излишки.
Церемонией я называю процесс внимательного заваривания чая с расстановкой акцентов в контексте чаепития. Чаепитие от церемонии отличается именно внимательностью, которая формирует особое отношение к процессу и тем самым — атмосферу. Я практикую заваривание пин-ча, гунфуча, варку чая по методу Лу Юя, чай по-гуандунски, модное медитативное чаепитие,—чай из чаш и другие. Если будет интересно, расскажу последовательно про каждый из них.
На этом первый пост-знакомство считаю состоявшимся.
Ниже — фотографии чайной церемонии. Если зайдёт пикабушникам — продолжу. Задавайте вопросы.
Все фотографии — мои. Тег «Моё».
Чайная игрушка на заднем фоне играет на гуцинь - цитре, традиционном музыкальном инструменте. Очень "дзенский" звук. послушайте исполнителя Wu Na
Четырёх ликий будда - каждая сторона разная мимика- грусть, злость, радость, уныние. Символизирует текучесть, непостоянство всех явлений. Очень философкая игрушка
Небольшой чайник и японские пиалы мастера Сейгана Ямане - красота в деталях. Крышечка стоит на окатыше нефрита. Подставка на переднем фоне - 8 триграмм, которую я купил в Тайланде а мой друг покрыл её лаком Уруши- им реставрируют посуду в технике Кинцуги.
Вода греется в печке на углях, в чугунном чайнике - тецубин. Пиалы из "Цзянь чжэнь" (建盏) - серебристо пепельные глазури которых известны с эпохи Тан ( 923-936)
Натираем исинский чайник бамбуковым полотенцем чтобы на оставалось разводов и красиво "нарабатывался"
Захотелось написать о своей прошлогодней поездке в республику Калмыкия и посещении традиционной калмыцкой чайной «Намсан» в Элисте по адресу: улица В.И. Ленина, 240. Но сначала немного контекста.
Мы попали в Элисту в жаркий во всех смыслах день. 6 июля — большой праздник: празднуется день рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV.
Отведав местной пищи, мы поспешили к местной достопримечательности — буддийскому храму (хурулу) «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Очень красивое, величественное строение — будете в Элисте, обязательно посетите!
После хурула мы пошли в чайную. Нас встретила сама хозяйка — Унгунова Намса Муевна. Намса Муевна рассказала, что чайный клуб открылся совсем недавно, людей пока немного, но дело благородное, и всё будет хорошо. Философия чайного клуба заключается в сохранении и поддержании интереса к традиционному калмыцкому чаепитию.
Мы рассказали, что приехали из Белгорода и тоже занимаемся чаем. Намса Муевна проявила гостеприимство и живой интерес, предложила нам отведать чая или провести чайную церемонию. Мы выбрали просто чай и приготовились ждать. В это время нам включили документальный фильм о калмыцком чае. Из него мы узнали, что это древний напиток степных кочевников, который придаёт сил и спасает от жары.
Намса Муевна куда-то ушла, а мы принялись разглядывать интерьер чайного клуба. Он представляет из себя достаточно скромное кафе в европейско-восточном духе. Что-то среднее между чайханой и столовой (в хорошем смысле). На стойке администратора находятся книги на продажу про различные аспекты культуры кочевников. Парочку мы приобрели. Что сразу бросается в глаза — в углу стоит буддийский алтарь, с которым активно взаимодействуют.
Намса Муевна вернулась преобразившись — она оделась в традиционные калмыцкие одежды, не знаю, как точно они называются, но ей очень идёт.
Мы беседовали пару часов, за это время гостей, кроме нас, не было.
Опробовали несколько рецептов калмыцкого чая.
В целом, если обобщить, то калмыцкий чай — джомба — это плиточный крупнолистовой зелёный чай осеннего сбора из грубых листьев с обилием палок и веток. Изначально плитки такого чая были грузинские, сейчас чаще — краснодарские, ставропольские. Из-за тесной связи культуры народов Калмыкии и Тибета можно сделать вывод, что китайский калмыцкий чай тоже встречается. Калмыцкий чай — это и способ приготовления. Готовят такой чай методом варки (томления) с добавлением жирного молока, масла и соли.
Мы опробовали несколько разновидностей: чистый, с добавлением цампы (дроблёный обжаренный ячмень) и с добавлением мускатного ореха. Все варианты очень самобытны, достойны внимания. Калмыцкий чай — это жирный, молочный, солоноватый чай, он утоляет жажду, насыщает и придаёт сил.
Намса Муевна готовит джомбу в мультиварке. Также в меню есть спецзаказ — джомба с бараниной; заказывать нужно за один день, чтобы мясо было свежее. Если память не изменяет, идут туда рёбра молодого барана. Получается эдакий суп.
Мы сделали несколько фото на память и с хорошим настроением решили идти по своим немногочисленным делам. От чая накатила приятная нега, захотелось что-то делать, куда-нибудь прогуляться... Если будете в Элисте, обязательно посетите чайный клуб «Намсан». Спасибо за внимание!
Он шел через бескрайнюю Пустошь Обещаний, где ветра выли о забытых обновлениях и рассыпались в прах мемы былых времен. Его сапоги тонули в песке из треснутых смайлов и обломков хвастливых постов админов. Цель была одна — найти Заветное Слово, ту самую функцию, что должна была спасти Площадь Правды от воинства глупцов.
На краю пропасти, где висел ржавый мост «Скоро-релиз», он увидел полуразрушенный храм. Внутри, на троне из битых клавиатур, сидел Обещанный Минус. Вернее, то, что от него осталось: тень с треснутым голосом и пустыми глазницами, из которых струился код-призрак.
— Ты… живой? — выдохнул путник, но уже понимал ответ.
Тень зашевелилась, и скрипучий смех заполнил зал:
— Живой? Они убили меня еще до рождения. Рисовали схемы, клялись в чатах, собирали голоса… А потом просто — перестали.
— Но зачем? Зачем обманывать?
Обещанный Минус поднял руку, и стены храма рухнули, обнажив бесконечный океан постов. Тысячи юзеров кричали в пустоту, тыкали в небо пальцами, требовали справедливости. Админы же, гигантские и незримые, как древние боги, молча листали золотые свитки рекламы.
— Они дают лишь то, что приносит монеты, — прошепелявила тень, рассыпаясь пеплом. — А ваша вера… Разве она чего-то стоит?
Путник вернулся в мир, где всё осталось по-прежнему. Но теперь он знал: минусы — не функция. Это — зеркало, в котором админы боятся увидеть свое отражение.
А на Площади Правды тем временем рос новый мем:
«Минусы? Забудь. Здесь правят котики и тишина»
Однажды ночью у меня случился приступ вдохновения. Я увидел сон в котором мне открылось устройство мира, модель вселенной, схема всего-всего. Фундаментальность открывшегося осознания нужно срочно зафиксировать! Как говорят великие - поймал волну- не откладывай твори, так и сделал и накидал этюд:
Следом заказал раму 120:70 натянул зажелатинил и загрунтовал холст и выполнил работу в большем размере.
Не так давно у меня в чайной освободилась ниша, в которой висел японский свиток и было решено добавить яркий акцент в виде этой работы:
В своих последних работах я сочетаю свою писательскую и художественную деятельность и получается что то вроде авторской экспликации - на выставках настаиваю чтобы кураторы писали тексты в описании работ. Кстати, именно это и послужило тому что одну из работ порезали на прошлой выставке. Если интересно могу рассказать эту историю.
Делал картину на заказ. Люблю к своему творчеству писать сопроводительные тексты и тут он есть.
Он живёт в башне, и взгляд его падает вместе с водопадами. Сонное царство разбивается как об камни брызги. Эхо в горах укрывает рассвет каскадами, цветной ветер, образный символизм. Свет, тень, силуэт, контекст- заходящее градиентное солнце. С шелестом успокоились задремав на террасах крылатые мысли. Озеру повезло что небо беззвездное, его глубина понятна лишь издали. Утро доброе, день хороший, ночь спокойная— эти ручейки образуют реку жизни.
Холст масло 120х70