Продолжение поста «Именно так выглядит путь к счастливой работе и страшный сон эйчара»
Очень много у этого поста было вопросов, мол, что за птичий язык, ничего не понятно и т.д. Кто-то даже возмущался, что ЭТО делает в общей ленте. Решил написать пост с разъяснением основных терминов в ИТ, вдруг кому будет интересно)
Термин и синонимы.
ПО, ВП, product owner, владелец продукта.
Пояснение.
В компаниях, которые разрабатывают для себя, разработка делится на продукты. Например, личный кабинет банка - это продукт. Приложение инвестиций от банка - это продукт. Владелец продукта - это человек, который отвечает за развитие этого продукта. Он общается с теми, на кого этот продукт влияет, смотрит, какие отзывы, сопоставляет какие-то бизнесовые показатели с тем, как должен развиваться продукт, выстраивает график и карту развития продукта.
Термин и синонимы.
РП, руководитель проекта, МП, менеджер проекта, PM, Project manager.
Пояснение.
В компаниях, которые разрабатывают не для себя, а делают именно заказную разработка по контракту, разработка, как правило, делится на проекты. Например, это может быть гос проект, есть четкое ТЗ, сроки, финансы. РП отвечает за проект. Это близкая к ПО роль, отличие в том, что в проекте, в отличие от продукта, нет задачи придумать, как будет развиваться проект. Задача больше сводится к тому, чтобы в заданные сроки и выделенные деньги выполнить поставленные задачи.
Термин и синонимы.
Тимлид, Team Lead, руководитель команды.
Пояснение.
Это "старший по званию" в команде. В ИТ команде может быть нескколько людей разных специальностей, например, 3 аналитика, 5 разработчиков, 2 тестировщика. И внутри команды обычно есть тимлид разработки, тимлид аналитики, тимлид тестирования. Задачи у него могут самые разные, начиная от простого кураторства остальных разработчиков и подсказок, как сделать лучше, заканчивая полноценными руководящими функциями, такими как распределение зарплаты, увольнение, найм, работа с мотивацией и т.д.
Термин и синонимы.
Тех стек, стек разработки.
Пояснение.
Набор инструментов, технологий, которые используются на данном проекте\продукте.
Это могут быть язык программирования, способы интеграций, паттерны разработки, типы базы данных и т.д.
Термин и синонимы.
Онбординг
Пояснение.
Процесс погружения новичка в проект, в команду, в инструменты, с которыми работает команда.
Да, в ИТ компаниях - это отдельный процесс. В крупных компаниях этому процессу уделяют много времени, разрабатывая процесс погружения так, чтоб новичок как можно быстрее влился в проект и начал приносить пользу.
Термин и синонимы.
Скрам, SCRUM
Пояснение.
Процесс разработки с определенными правилами. Это не про код, не про инструменты, это больше про то, что разрабатывать надо иттеративно, что постоянно надо консультироваться с заказчиком и т.д.
Как правило процесс разработки не соответствует всем принципам скрам разработки, а является каким-то франкенштейном, но для простоты все называют это скрамом.
Термин и синонимы.
Дейлик, дейли, статус, стэндап.
Пояснение.
Один из обязательных элементов скрама. По сути это просто ежедневная планерка, где разбирается, что было сделано вчера, что будет сделано сегодня, какие трудности. Главная задача и сложность сделать так, чтоб дейлик не превратился в техническую встречу и люди не завязли в бесполезной встрече, где двое спорят, а остальные слушают и ничего не делают. Дейлик должен длится 15-30 минут, если больше - это плохо. Именно поэтому одним из названий дейлика является стэндап. Кто-то давно, до эпохи зумов и скайпов, придумал такую фишку, чтоб такие планерки проводились только стоя и люди понимали, что чем дольше они будут говорить, тем дольше им придется стоять.
Термин и синонимы.
Бэклог, список задач
Пояснение.
Как правило владелец продукта при планировании его развития придумывает, что же нужно сделать. Например, мы делаем музыкальное приложение, типа спотифай. Тогда бэклог будет состоять примерно из таких задач:
1. Необходимо выводить обложку альбома при проигрывании песни
2. Пользователь должен иметь возможность сохранять песни, чтобы слушать их офлайн
3. Пользователь должен иметь возможность соствлять плейлисты и закидывать туда песни, которые ему нужны для этого плейлиста.
и т.д.
Термин и синонимы.
Грумминг.
Пояснение.
Еще один из обязательных элементов скрама. Это встреча команды, на которой разбираются, какие задачи остались в бэклоге, все ли они нужны, не поменялись ли у них приоритеты, какие задачи лучше брать как можно скорее, а кике можно отложить.
Термин и синонимы.
Ретро, архивация.
Пояснение.
Еще один из обязательных элементов скрама.
Это встреча команды, где обсуждается, что за прошедший период было хорошо, что плохо, что можно улучшить, что нельзя. Проводится раз в 2-4 недели обычно.
Термин и синонимы.
Демо, демонстрация, показ, приемка.
Пояснение.
Демонстрация разработанного функционала заказчику или пользователю или каким-то представителям бизнеса, в общем любому, кто заинтересован в продукте.
Чтобы синхронизироваться с ожиданиями заказчика, результат работы обычно показывают не только в конце разработки, а после каждого мало мальски полезного разработанного функционала.
Термин и синонимы.
Код ревью.
Пояснение.
Код-ревью - это процесс, в котором ваши коллеги или руководители проверяют ваш код на его правильность, красивость, удобство, соответствие принятым в команде стандартам разработки.
Есть разные правила проведения код-ревью, например, код-ревью не всегда проводится более опытным разработчиком, вас вполне могут ревьюить и разработчики, которые слабее вас.
Все остальные поняти в посте вроде не являются айтишными, поэтому на этом я свой пост закончу. Убедительная просьба действующим айти специалистам не кидать тапками за неточности в формулировках и определениях, пост все-таки рассчитан на тех, кто не сталкивался с работой в айти.