Парк Монстров был построен в Бомарцо, Италия, в 1552 году убитым горем принцем Пьером Франческо Орсини, также известным как Вичино, чтобы выразить его скорбь после смерти жены - Джулии Фарнезе.. Известный архитектор Пирро Лигорио, который ранее завершил строительство собора Святого Петра после смерти Микеланджело, был нанят для проектирования этого уникального монументального комплекса в стиле маньеризма.. Парк площадью около трех гектаров строился на протяжении почти трех десятилетий, а последним его строением стал храм, построенный спустя 20 лет после начала проекта.
Парк Монстров в Бомарцо отличается разнообразным набором уникальных скульптур, которые способствуют его сюрреалистической и захватывающей атмосфере. Среди наиболее примечательных творений:
Огр (Оркус): Это колоссальное каменное лицо с разинутой пастью, пожалуй, самая знаковая скульптура парка. На его верхней губе есть надпись «OGNI PENSIERO VOLA» («Все мысли летят»), и посетители могут войти в рот скульптуры и найти внутри стол для пикника. Акустика конструкции создает жуткий эффект, усиливая даже слова произносимые шепотом.
Слон Ганнибала: большая скульптура, изображающая одного из боевых слонов Ганнибала, сокрушающего римского легионера, символизирующая жестокость войны.
Протей: гигантское лицо с широко открытым ртом, олицетворяющее морского бога.
Наклонный дом (Casa Pendente): наклонное здание, призванное дезориентировать посетителей, посвящено кардиналу Мадруццо, другу семьи Орсини.
Храм Вечности: восьмиугольное сооружение, сочетающее в себе классический, ренессансный и этрусский стили, построенное как мемориал Джулии Фарнезе. Сейчас здесь находятся могилы Джованни Беттини и Тины Севери, которые восстановили сад в 20 веке.
Другие мифологические существа: В парке есть скульптуры сирен, драконов, на которых нападают львы, медведей и черепахи с крылатой женщиной на спине.
Пегас: фонтан, изображающий крылатого коня из греческой мифологии.
Великан: Скульптура, изображающая гигантскую фигуру, жестоко разрывающую другого персонажа на части.
Эти скульптуры, изготовленные из местного базальта, разбросаны по всему парку в хаотичном порядке, бросая вызов симметрии, типичной для садов эпохи Возрождения. Многие из них сопровождаются надписями на итальянском языке, некоторые из которых со временем стерлись. Планировка и дизайн парка остаются во многом загадкой, и некоторые ученые предполагают, что они могут иллюстрировать сцены из любовного романа «Гипнеротомахия Полифила».
Необычная и порой тревожная природа этих скульптур отражает изначальное предназначение парка: не радовать, а удивлять и провоцировать посетителей. Такой подход соответствует стилю маньеризма, который часто бросал вызов традиционной эстетике и стремился вызвать сильные эмоциональные отклики у зрителей.
Парк Монстров оставил неизгладимый след в мире искусства, вдохновив множество известных художников и деятелей культуры. Сальвадор Дали был особенно очарован сюрреалистическим пейзажем, сняв в парке короткометражный фильм и черпая вдохновение для своей картины 1946 года «Искушение Святого Антония» в его скульптурах. Среди других известных поклонников парка были Жан Кокто и аргентинский писатель Мануэль Мухика Лайнес, чей роман «Бомарцо» был основан на впечатлениях писателя о этом парке и позже адаптирован в оперу.