SHALNRYUSEI

SHALNRYUSEI

#Алиса_Пишет_Про_Космос
На Пикабу
Дата рождения: 14 июня
128 рейтинг 1 подписчик 0 подписок 5 постов 0 в горячем
9

Artemis — NASA возвращается на Луну. Сейчас, чтобы остаться

Артемида (Artemis) является актуальным проектом по исследованию Луны. Во главе очередного американско-космического кипиша неизменно стоит NASA, а вокруг неё вертятся ESA, JAXA и CSA. По плану, Артемида должна снова установить присутствие человечества на Луне впервые с 1972 года и подготовить Нас к марсианским делам.

Космический корабль Орион на 13-ый день полёта миссии Артемида-1. Здесь он достиг максимального удаления от Земли и находился на расстоянии 432 210 километров от планеты. Орион пролетел дальше, чем любой другой космический корабль. Фото: NASA

Космический корабль Орион на 13-ый день полёта миссии Артемида-1. Здесь он достиг максимального удаления от Земли и находился на расстоянии 432 210 километров от планеты. Орион пролетел дальше, чем любой другой космический корабль. Фото: NASA

Проект был официально принят во время прошлого главенствования в США Дональда Трампа — в 2017 году. Кроме четырёх крупных космических агенств, в проекте также участвуют 53 страны, связанные «Соглашением Артемиды» (Artemis Accords), которое базируется на «Договоре о космосе», принятом в 1967 году. Артемидовское соглашение регулирует сотрудничество и деятельность не только по использованию Луны, но и Марса, комет и астероидов в мирных целях. Россия, кстати, соглашение не подписывала (Китай тоже).

Основная цель Артемиды — высадка астронавтов на Южный полюс Луны, где планируются исследования в основном водяного льда, плюсом — создание условий для долгосрочного присутствия человечества на сером спутнике.

Вот что пишут сами NASA об Артемиде:

С кампанией Артемида мы исследуем Луну для научных открытий, развития технологий и для того, чтобы узнать, как жить и работать в другом мире, готовясь к миссиям людей на Марс. Мы будем сотрудничать с коммерческими и международными партнерами и установим первое долгосрочное присутствие на Луне. NASA высадит первую женщину, первого астронавта из этнических меньшинств и первого международного партнера-астронавта на Луне, используя инновационные технологии для исследования большей поверхности Луны, чем когда-либо прежде.

Сейчас у NASA по плану четыре миссии:

Artemis I

Миссия Артемида-1 (ранее известная как Exploration Mission-1) была запущена два года назад и стала дебютом проекта. Она представляла собой первое испытание беспилотного полёта на Луну. Во время миссии испытывались: космический корабль Orion (особенно его тепловой щит), ракета SLS и наземные системы исследования в Космическом центре Кеннеди.

Artemis I стартовал 16 ноября 2022 года с площадки стартового комплекса 39B. После выхода на околоземную орбиту верхняя ступень с космическим аппаратом Orion отделилась и выполнила транслунный запуск, а затем развернула десять спутников CubeSat. Orion совершил облет Луны 21 ноября, вышел на далекую ретроградную орбиту на шесть дней и вторично пролетел мимо Луны 5 декабря. 11 декабря корабль успешно приводнился в Тихом океане.

Луна на фоне Orion в 20-й день миссии Артемида-1. В ближайшей точке Orion пролетел в пределах 130 километрах от лунной поверхности. Фото: NASA

Луна на фоне Orion в 20-й день миссии Артемида-1. В ближайшей точке Orion пролетел в пределах 130 километрах от лунной поверхности. Фото: NASA

Кстати, позднее, когда NASA анализировала приводнившуюся капсулу, была выявлена потеря материала и растрескивание фрагментов теплового щита (напоминаю, щит нужен, чтобы к х**м собачим не сгореть в атмосфере при посадке на Землю). Отчёт об этом происшествии был представлен аж спустя два года после завершения миссии. Ну, считай, испытания щита прошли успешно — надеемся, что NASA примут меры в будущих миссиях и астронавты останутся живы.

Artemis II

Эта и дальнейшие миссии — уже будущее проекта. Артемида-2 должна быть запущена совсем скоро: в апреле следующего года. Это будет десятидневный пилотируемый полёт с экипажем из четырёх астронавтов: Рида Вайзмана, Виктора Гловера, Кристины Кох и Джереми Хансена.

Слева направо: Виктор Гловер (пилот), Джереми Хансен (специалист по миссии), Рид Уайзман (командир) и Кристина Кох (специалист по миссии). Фото: NASA

Слева направо: Виктор Гловер (пилот), Джереми Хансен (специалист по миссии), Рид Уайзман (командир) и Кристина Кох (специалист по миссии). Фото: NASA

Астронавты в своем первом полёте на борту ракеты Space Launch System (SLS) и космического корабля Orion отправятся в путешествие вокруг Луны. Их задача заключается в подтверждении корректности работы всех систем корабля в условиях настоящего дальнего космоса.

Детальная маршрутная карта миссии Артемида-2. Источник: NASA

Детальная маршрутная карта миссии Артемида-2. Источник: NASA

Artemis III

Миссия запланирована на середину 2027 года и будет основываться на опыте второй Артемиды. Будут добавлены новые фичи: система посадки человека и новые крутые скафандры. Это будет один из самых сложных проектов в истории исследования дальнего космоса, ибо.

Иллюстрация художника, изображающая астронавтов миссии Артемида-3, работающих на Луне. Источник: NASA

Иллюстрация художника, изображающая астронавтов миссии Артемида-3, работающих на Луне. Источник: NASA

За предполагаемые 30 дней проведения миссии астронавты отправятся на лунную орбиту, затем двое из них поднимутся на борт модифицированного под лунные миссии Старшипа (Starship HLS) прямо на орбите, на нём спустятся к Луне и проведут около недели вблизи её Южного полюса, занимаясь исследованиями и сбором образцов.

Детальная маршрутная карта миссии Артемида-3. Источник: NASA

Детальная маршрутная карта миссии Артемида-3. Источник: NASA

Artemis IV: строительство первой лунной космической станции

После миссии Артемеида-3, астронавты четвёртой миссии будут жить и работать на первой лунной космической станции человечества, названной Gateway.

Художественное представление лунной станции Gateway. Источник: NASA

Художественное представление лунной станции Gateway. Источник: NASA

Эта штучка станет главным фактором долгосрочного пребывания человечества на Луне и станет хорошим бустом для марсианских миссий.

Gateway состоит из двух модулей, разработкой и созданием которых занимаются две разные компании. Станцию соберут на Земле и запустят на Масковской ракете Falcon Heavy. Конструкция будет в пути к Луне около года, попутно отправляя в NASA данные о радиации на лунной орбите.

Детальная маршрутная карта миссии Артемида-3. Источник: NASA

Детальная маршрутная карта миссии Артемида-3. Источник: NASA

Когда Gateway долетит до своей орбиты вокруг Луны, её компьютеры пройдут контрольный список пунктов, дабы подготовиться к прибытию второго жилого элемента с экипажем Артемиды-4 — называется I-Hab и его разработкой занимается ESA.

Перед запуском экипажа и I-Hab, NASA с помощью ракеты SLS разместят два дополнительных космических корабля для миссии: Starship HLS от SpaceX (будет нести усовершенствованные скафандры для лунных прогулок) и логистический модуль SpaceX Dragon XL (несет научные эксперименты и прочие материалы миссии). Модернизированный Starship будет поддерживать четвёртую Артемиду для долгосрочных исследований и будущих миссий, включая стыковку с Gateway.

На сегодня краткий обзор проекта Артемида завершён. Ставьте классы 👍.

Жду Вас в своем Телеграмм-канале — туда я выкладываю посты уже очень давно, там мнооого интересного).

Хочу запостить сюда побольше инфы про лунный Starship, ракету SLS и станцию Gateway. Что думаете?

Показать полностью 8
7

Проект Меркурий — отправная точка американской лунной программы

На моей странице уже есть пост про программу Аполлон — первый в мире проект по доставлению человечества на Луну. Немного черпнём предыстории и поговорим о программе Меркурий — самой первой программе NASA.

Астронавт Джон Гленн готовится к запуску Дружбы 7, первого полёта Америки на околоземную орбиту. Фото: NASA

Астронавт Джон Гленн готовится к запуску Дружбы 7, первого полёта Америки на околоземную орбиту. Фото: NASA

Программа — буквально исток всех космических программ Америки: проект Меркурий был создан всего через шесть дней после создания NASA, в октябре 1958 года.

9 апреля 1959 года на пресс-конференции в Вашингтоне мы впервые знакомимся с семью мужчинами, выбранными первыми людьми, которые должны были отправиться в космос (всем известный спойлер: Гагарин оказался первым).

Команду назвали астронавтами — нечто среднее между «аэронавтами» и «аргонавтами». Первые — воздухоплаватели, а вторые — те самые легендарные греки из истории похода на Колхиду.

Состав проекта получил название Mercury Seven, что можно перевести как «Меркурианская семёрка». Существуют также альтернативные названия команды — Original Seven и Astronaut Group 1:

Слева направо: Алан Шепард, Вирджил Гриссом, Гордон Купер, Уолли Ширра, Дек Слейтон, Джон Гленн и Скотт Карпентер. Фото: NASA

Слева направо: Алан Шепард, Вирджил Гриссом, Гордон Купер, Уолли Ширра, Дек Слейтон, Джон Гленн и Скотт Карпентер. Фото: NASA

Project Mercury (Программа Меркурий) — это первая пилотируемая космическая программа США, реализованная NASA в 1958–1963 годах.

Она стала важным шагом в освоении космоса и предшествовала программам Gemini (Близнецы) и Apollo (Аполлон). Проект стал ранним этапом космической гонки, целью которого было вывести человека на околоземную орбиту и благополучно вернуть его, в идеале до СССР (не получилось). Во время проекта было проведено 20 беспилотных экспериментальных полетов (некоторые с участием животных) и 6 успешных полетов астронавтов.

Главным конструктором космических кораблей проекта был Максим Фаже, а первый американский космический корабль был конусообразной капсулой, рассчитанной на одного человека.

Корабль имел длину 3,3 м и ширину 1,8 м (с системой аварийного спасения общая длина составляла почти 8 метров). Внутри было 120 элементов управления: 55 электрических переключателей, 30 предохранителей и 35 механических рычагов.  Космический корабль имел форму конуса с горловиной на узком конце. Он имел выпуклое основание, на котором был установлен тепловой экран из алюминиевых сот, покрытых несколькими слоями стекловолокна.

Космический корабль Меркурий-Атлас-8.

Космический корабль Меркурий-Атлас-8.

К нему был прикреплен ретропак (система двигателей/ракетных ускорителей), состоящий из трёх ракет, развернутых для торможения космического корабля во время входа в атмосферу. Между ними находились три малые ракеты для отделения космического корабля от ракеты-носителя при выходе на орбиту.

Корабль Меркурий вместе с ракетой-носителем во время старта миссии Меркурий-Редстоун-3. Фото: NASA

Корабль Меркурий вместе с ракетой-носителем во время старта миссии Меркурий-Редстоун-3. Фото: NASA

Рядом с теплозащитным экраном находился герметичный отсек экипажа: внутри астронавт был прикреплен ремнями к облегающему сиденью с приборами перед ним и спиной к теплозащитному экрану.

Под сиденьем находилась система контроля окружающей среды, которая поставляла кислород и тепло, очищала воздух от углекислого газа, паров и запахов, а также (в орбитальных полетах) собирала мочу.

Схематичное представление кораблей, использовавшихся в миссиях проекта Меркурий. Источник: NASA

Схематичное представление кораблей, использовавшихся в миссиях проекта Меркурий. Источник: NASA

В отсеке для восстановления на узком конце космического корабля находились три парашюта: парашют для стабилизации свободного падения и ещё два парашюта: основной и запасной. Между теплозащитным экраном и внутренней стенкой отсека для экипажа находился посадочный парашют, который раскрывался путем опускания теплозащитного экрана перед посадкой. Сверху отсека для восстановления находилась антенная секция, содержащая как антенны для связи, так и сканеры для ориентации космического корабля. К кораблю был прикреплен клапан, используемый для обеспечения того, чтобы космический корабль был обращен к теплозащитному экрану первым при входе в атмосферу. Система аварийного спасения была установлена на узком конце космического корабля, содержала три небольшие твердотопливные ракеты, которые можно было бы запустить на короткое время в случае неудачного запуска, дабы безопасно отделить капсулу от ускорителя.

Космический корабль не имел бортового компьютера — вместо этого все вычисления по возвращению в атмосферу производились компьютерами на Земле, а их результаты передавались на космический корабль по радиосвязи прямо во время полёта.

Капсула экипажа миссии Свобода-7. Фото: NASA

Капсула экипажа миссии Свобода-7. Фото: NASA

Капсула с экипажем отделялась от ракеты и на парашютах спускалась в океан для дальнейшего извлечения из нее астронавта.

Алан Шепард был выбран для первого пилотируемого запуска программы и стал первым американцем, совершившим полёт в космос 5 мая 1961 года — всего через 23 дня после полёта Юрия Гагарина. Капсула Алана под названием Freedom 7 стартовала на борту ракеты Redstone с мыса Канаверал, штат Флорида. Во время суборбитального полета длительностью 15 минут капсула поднялась на высоту 187,5 км, а затем упала в Атлантический океан, откуда Шепарда вертолётом доставили на борт авианосца.

Вертолёт приподнимает капсулу Freedom 7, дабы астронавт мог выбраться из неё через люк и переместиться в вертолёт. Фото: NASA

Вертолёт приподнимает капсулу Freedom 7, дабы астронавт мог выбраться из неё через люк и переместиться в вертолёт. Фото: NASA

Фотография земли, сделанная во время миссии Меркурий-Редстоун-3. Фото: NASA

Фотография земли, сделанная во время миссии Меркурий-Редстоун-3. Фото: NASA

На самом деле, полёт Алана хоть и был первым пилотируемым, до него было проведено ещё несколько миссий, направленных на тестирование ракет-носителей и космических кораблей.

Второй суборбитальный полёт в рамках программы Меркурий, совершённый Вирджилом Гриссом, чуть не закончился гибелью астронавта.

Пилотируемый полет Меркурий-Редстоун-4, также известный как Liberty Bell 7 (Колокол Свободы 7), состоялся 21 июля 1961 года. Это был второй суборбитальный полет в рамках программы Меркурий, и на борту находился астронавт Вирджил «Гас» Гриссом. Полет длился около 16 минут, достигнув высоты 190 км. Астронавт успешно провел испытания ручного управления и испытал кратковременную невесомость. Однако главные события развернулись во время посадки.

При возвращении на Землю капсула Колокол Свободы 7 успешно вошла в атмосферу и приводнилась в Атлантическом океане. Однако сразу после посадки произошла нештатная ситуация: преждевременно сработал механизм отстрела люка капсулы. В результате люк открылся, и вода начала быстро заполнять капсулу. Гриссом, пристёгнутый внутри, едва успел выбраться наружу. Он чуть не утонул — скафандр заполонила вода.

Но в итоге астронавта благополучно спасли.

Спасение Вирджила Гриссома вертолётом спасательной команды. Фото: NASA

Спасение Вирджила Гриссома вертолётом спасательной команды. Фото: NASA

Колокол Свободы 7 затонул и был потерян на глубине около 5 км. Ее удалось поднять со дна океана только в 1999 году, спустя 38 лет после полета. Инцидент с люком вызвал споры: Гриссом утверждал, что люк открылся самопроизвольно, но некоторые специалисты предположили, что астронавт мог случайно активировать механизм отстрела.

Несмотря на эту аварию, полёт подтвердил жизнеспособность программы и предоставил ценные данные для будущих миссий.

На сегодня всё. Завтра будет опубликован пост-продолжение, где я кратко опишу остальные пилотируемые запуски в рамках проекта Меркурий. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить).

Также жду Вас в своем Телеграмм-канале, туда я выкладываю посты уже очень давно, там много интересного.

Показать полностью 9
4

Starship — мощнейший космический корабль в истории

Поговорим о самом многообещающем детище нынешней ракетно-космической промышленности — великая ракета Илона Маска, Starship.

Кстати, в конце будет мем от самого Илона, подсказка: банан.

Starship — разрабатываемая частной компанией SpaceX полностью многоразовая сверхтяжёлая ракета-носитель, предназначенная для доставки грузов и людей на околоземные орбиты (в будущем также для межпланетных полётов на Луну и Марс. Самая большая по размерам и массе, а также самая мощная ракета-носитель в истории человечества.

Кадр взлёта Starship. Фото: SpaceX

Кадр взлёта Starship. Фото: SpaceX

Базовые характеристики этого монстра для понимания масштаба:

  1. Длина 121 метр

  2. Ширина 9 метров

  3. Масса 6000 тонн

Корабль — кульминация почти двадцатилетней работы компании. SpaceX дебютировала с ракетой Falcon 1 в 2006 году, продолжив свою деятельность Falcon 9 и Falcon Heavy (2018 год). Всё семейство ракет Falcon работает на двигателях Merlin. Это однокамерный жидкостный ракетный двигатель, работающий на топливной паре керосин-кислород. Использует открытый цикл. Переход к Starship и двигателям Raptor стал продолжением философии SpaceX по созданию полностью-многоразовой-ракеты.

Когда пришло время создавать Старшип, Маск имел только устаревшие разработки двигателей — а для его великого детища требовалось что-то мощнее, эффективнее и круче. Так началась разработка Raptor — сверхтяжелого метанового ракетного двигателя.

В отличие от большинства ракетных двигателей, использующих керосин, Raptor работает на метане. Вещество имеет ряд преимуществ, главным из которых является удобное производство топлива на всем известной мечте Маска — Марсе. Метан можно производить из ресурсов самой планеты (вода и углекислый газ) — а это делает его идеальным топливом для межпланетных путешествий. А, кстати, метан ещё и эффективнее керосина горит.

Raptor спроектирован для многократного использования, и это круто, потому что двигатели не нужно производить заново для каждого запуска. Бро использует закрытый цикл газогенератора — то есть, и топливо, и окислитель, поступающие в двигатель, полностью сжигаются в камере сгорания для создания тяги. Ничего не выбрасывается впустую. Это повышает эффективность и снижает потери топлива.

Разработка такой сложной вещи, как Raptor не обошлась без трудностей. Частые сбои и отключения двигателей во время испытаний — уже базированное событие. Но сейчас Рапторы становятся всё круче: на данный момент существует уже три разных модификации двигателя:

Схематичное представление трёх версий двигателя Raptor с указанием их тяги на уровне моря (SEA LEVEL) и в вакууме (RVAC), демонстрируя эволюцию мощности двигателя. Фото: SpaceX

Схематичное представление трёх версий двигателя Raptor с указанием их тяги на уровне моря (SEA LEVEL) и в вакууме (RVAC), демонстрируя эволюцию мощности двигателя. Фото: SpaceX

А теперь виновник торжества — Starship. Он состоит из двух ступеней:

1. Super Heavy. Огромный разгонный блок, оснащённый тридцатью тремя двигателями Raptor. Он обеспечивает тягу для выхода на орбиту, является полностью многоразовым.

Ускоритель Super Heavy на стартовой площадке перед восьмым полётом. Фото: SpaceX

Ускоритель Super Heavy на стартовой площадке перед восьмым полётом. Фото: SpaceX

2. Starship. Космический корабль, способный доставлять полезный груз на орбиту. Оснащён шестью двигателями Raptor (три для работы в атмосфере, три для условий космического вакуума) и многоразовым теплозащитным экраном — он нужен, чтобы не сгореть н***й при входе в атмосферу.

Корабль Ship28 без ускорителя на стартовой площадке. Фото: SpaceX

Корабль Ship28 без ускорителя на стартовой площадке. Фото: SpaceX

Кстати, для запусков компания должна получать лицензию на них от Федерального управления гражданской авиации США (FAA). В прошлом году лимит составлял 5 запусков ракеты в год. Но недавно компания получила одобрение от FAA на увеличение числа запусков аж в пять раз (!!) в этом году. То есть, двадцать пять пусков в год. Считаю, это шикарно.

А теперь мем ⬇️

Наклейка в виде банана на ракете Starship. Является отсылкой на мем

Наклейка в виде банана на ракете Starship. Является отсылкой на мем "banana for scale" , который широко используется для того, чтобы показать реальные размеры другого объекта, сравнивая его с бананом. Фото: SpaceX

Жду Вас в своем Телеграмм-канале — туда выкладываю посты уже очень давно, там дофига интересного). А на странице моего канала в Яндекс Дзене пишу длинные статьи.

Показать полностью 5
8

Два забавных казуса, произошедших с астронавтами в миссиях проекта Аполлон: «Хьюстон, у нас проблема» и лунный душ

Без долгих предисловий — сразу к делу.
Расскажу про два курьёзных случая, произошедших во время полётов к Луне.

Начнем с первого — фразы, которая стала мемом давным-давно: «Хьюстон, у нас проблема». Думаю, каждый из Вас хотя бы раз в жизни слышал её.

Её популяризовали благодаря фильму о миссии Аполлон-13, снятого в 1995 году. И, на самом деле, в фильме она была произнесена с бо́льшим драматизмом.

Дело было так: 14 апреля 1970 года, через трое суток после старта миссии-13, на корабле взорвался кислородный бак.

Джек Суиджерт, командир командного модуля, доложил в Центр управления полётами в Хьюстоне:

«Хорошо, Хьюстон... у нас возникла проблема»
(ориг. «Okay, Houston... we've had a problem here»)

После этого диспетчер полёта из экипажа поддержки, Джек Лусма, попросил его повторить эти слова. Вместо Суиджерта ответил командир миссии, Джим Ловелл:

«Хьюстон, у нас возникла проблема»
(ориг. «Ah, Houston, we've had a problem»).

В фильме была использована небольшая ошибка в цитировании этой фразы.
Кислородный бак, кстати, взорвался из-за уже использованного в испытаниях 60-ых годов вентилятора.
Мему уже за пятьдесят лет, а он до сих пор гуляет по интернету, описывая непредвиденную проблему.

А теперь поговорим о... моче. И об Аполлоне-11.

Во время той самой легендарной миссии, 20 июля 1969 года, астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин решили освободиться от лишней жидкости перед выходом на Луну — в невесомости для этого использовались специальные трубки-поршни, подключенные к бакам.

Когда Олдрин активировал систему сброса мочи за борт, произошла... шалость. Струя мочи превратилась в реактивный двигатель. Из-за вакуума жидкость мгновенно замёрзла, создав микро-тягу, и лунный модуль начал слегка вращаться.

Позже Нил вспоминал:
«Мы думали, это шутка бортового компьютера. Оказалось, это шутка нашего мочевого пузыря»

Инженеры сутки искали причину дрейфа корабля, пока астронавты не сознались в этом неловком моменте. В отчётах НАСА инцидент записали «аномалией при подготовке к выходу».
Ни слова о моче! 🤫 С тех пор в НАСА появилось негласное правило не сбрасывать отходы перед критическими манёврами.
«Или хотя бы цельтесь точнее...»
А астронавты шутили, что первая жидкость, запущенная с Луны — не топливо, а человеческая.

Пусть эти истории напомнят Вам, что даже в таких серьёзных миссиях, люди остаются людьми.
Они тоже могут накосячить — причём, очень забавно. Космос не прощает ошибок, но иногда позволяет посмеяться над ними.

Он прав — без этих казусов история Аполлона была бы скучнее.

Показать полностью
1

That’s one small step for a man. One giant leap for mankind — программа Аполлон, изменившая мир

That’s one small step for a man. One giant leap for mankind.

© Нил Армстронг

20 июля 1969 года человечество совершило один из самых смелых и вдохновляющих шагов в истории. В тот день, когда Нил Армстронг и Эдвин Олдрин ступили на поверхность Луны, мир затаил дыхание. Это был не просто научный прорыв — это было мгновение, которое объединило миллионы людей, заставив их поверить в то, что невозможное возможно.

Миссия Apollo 11 — символ человеческой отваги и стремления к неизведанному.

Эдвин Базз Олдрин стоит на лунной поверхности возле опоры лунного модуля Орёл во время прогулки по Луне миссии Аполлон 11. Фото: NASA

Эдвин Базз Олдрин стоит на лунной поверхности возле опоры лунного модуля Орёл во время прогулки по Луне миссии Аполлон 11. Фото: NASA

Когда Нил Армстронг произнес свои знаменитые слова: «That’s one small step for a man, one giant leap for mankind» (пер.: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для человечества»), он не просто описал свой первый шаг по лунной поверхности. Он подвел итог многолетним усилиям тысяч людей и обозначил начало новой эры — эры, в которой человечество перестало быть привязанным к своей планете.

Эта история о том, как человечество, несмотря на все трудности, страхи, жертвы и сомнения, смогло преодолеть гравитацию, дабы оставить свой след на другом небесном теле.

Здесь я расскажу Вам эту историю

Основной целью Аполлона-11 было выполнение национальной цели, которую ещё в мае 1969 года озвучил 35-ый президент США, Джон Ф. Кеннеди: выполнение пилотируемой посадки на Луну и успешное возвращение на Землю.

В последствии сформулированными дополнительными целями миссии стали: развертывание телевизионной камеры для передачи сигналов на Землю; развертывание эксперимента по составу солнечного ветра, сейсмического экспериментального пакета и лазерного уголкового отражателя (с помощью которого, кстати, было вычислено точное расстояние до Луны с погрешностью всего пару миллиметров); сбор образцов лунного грунта; документация лунного ландшафта и др.

Их было трое: Нил, Базз и Майкл.

Официальное фото экипажа Аполлона-11. Слева направо: астронавты Нил А. Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Э. Олдрин-младший. Фото: NASA

Официальное фото экипажа Аполлона-11. Слева направо: астронавты Нил А. Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Э. Олдрин-младший. Фото: NASA

Первый, Нил Армстронг — командир миссии и первый человек, ступивший на Луну. Он был был опытным летчиком-испытателем и астронавтом, который ранее участвовал в миссии Gemini 8. Его спокойствие, профессионализм и способность принимать решения в критических ситуациях сделали его идеальным кандидатом для этой масштабной миссии.

Второй, Эдвин «Базз» Олдрин — пилот лунного модуля Орёл и второй человек на Луне. Олдрин также ветеран программы Gemini. Его роль в миссии заключалась в управлении лунным модулем и проведении научных экспериментов на поверхности Луны.

Третий, Майкл Коллинз — пилот командного модуля Колумбия, который оставался на лунной орбите, пока Армстронг и Олдрин находились на поверхности Луны. Коллинз отвечал за управление основным кораблем и обеспечивал безопасное возвращение экипажа на Землю. Хоть он не ступил на Луну, его роль была не менее важной. Он оставался «одиноким человеком» на орбите, поддерживая связь с Землей и готовясь к стыковке с лунным модулем. Позже он даже описал свои впечатления в книге «Carrying the Fire: An Astronaut's Journeys».

Корабль, открывший дорогу к Луне

Космический корабль Аполлон-11 доставил первых людей на Луну в июле 1969 года. Этот полёт стал возможен благодаря мощной ракете-носителю Сатурн-5 (Saturn V), которая вывела астронавтов за пределы Земли.

Сам корабль состоял из трёх основных модулей: командного модуля (КМ), служебного модуля (СМ) и лунного модуля (ЛМ).

В командном модуле, названным «Колумбия» (Columbia), размещались все три члена экипажа Аполлона-11 на протяжении большей части полёта (за исключением высадки Армстронга и Олдрина на лунном модуле). КМ — единственная часть корабля Аполлон, предназначенная для возвращения Землю. По ссылке можете ознакомиться с трёхмерной моделью этой составляющей корабля.

Полный комплект космического корабля Аполлон: система спуска, командный модуль, служебный модуль, лунный модуль. Фото: NASA

Полный комплект космического корабля Аполлон: система спуска, командный модуль, служебный модуль, лунный модуль. Фото: NASA

Лунный модуль, названный «Орёл» (Eagle), использовался для посадки на Луну и взлета с её поверхности. После завершения миссии на Луне астронавты вернулись в командный модуль, который затем отправился обратно на Землю.

Служебный модуль располагался сразу за командным модулем и содержал основные системы жизнеобеспечения, двигатели и запасы топлива. В служебном модуле находились кислородные баки, батареи, топливные элементы для генерации электроэнергии и воды, а также главный двигатель, который использовался для коррекции курса и выхода на лунную орбиту. После завершения миссии служебный модуль отделился и сгорел в атмосфере Земли, в то время как командный модуль с астронавтами возвращался на планету.

Ракетой-носителем этой миссии стала Saturn V, разработанная под руководством конструктора Вернера фон Брауна. Это самая мощная ракета из когда-либо созданных (которую в будущем, в перспективе, может обогнать Starship), высотой около 111 метров и массой более 2,8 миллионов килограммов.

Неся ракету-носитель Сатурн-5 и пусковую установку Аполлон-11, гусеничный транспортер медленно продвигается по маршруту длиной в три с половиной мили к стартовой площадке 39А. Фото: NASA

Неся ракету-носитель Сатурн-5 и пусковую установку Аполлон-11, гусеничный транспортер медленно продвигается по маршруту длиной в три с половиной мили к стартовой площадке 39А. Фото: NASA

Сатурн-5 состоял из трёх ступеней: первая ступень (S-IC) использовала пять двигателей F-1, работающих на керосине и жидком кислороде, чтобы поднять ракету с Земли; вторая ступень (S-II) и третья ступень (S-IVB) использовали жидкий водород и кислород для вывода корабля на орбиту Земли и последующего разгона к Луне.

Вернер Фон Браун с двигателями F-1 первой ступени ракеты-носителя Сатурн-5 в Космическом и ракетном центре США, штат Алабама. Фото: NASA

Вернер Фон Браун с двигателями F-1 первой ступени ракеты-носителя Сатурн-5 в Космическом и ракетном центре США, штат Алабама. Фото: NASA

О том, как человечество достигло Моря Спокойствия

Apollo 11 стартовал с мыса Кеннеди (ныне мыс Канаверал) 16 июля 1969 года с экипажем из троих уже знакомых нам пилотов. Через почти три часа после выхода на орбиту Земли разгонный блок (то бишь третья ступень Сатурн-5) S-IVB вывел Колумбию на окололунную орбиту, где он отделился от третьей ступени. Далее S-IVB был отправлен на гелиоцентрическую орбиту.

Старт ракеты-носителя Сатурн-5 во время миссии Аполлон-11 со стартовой площадки Космического центра Кеннеди. Фото: NASA

Старт ракеты-носителя Сатурн-5 во время миссии Аполлон-11 со стартовой площадки Космического центра Кеннеди. Фото: NASA

Во время полета проводились телевизионные трансляции, а 17 июля был выполнен единственный коррекционный манёвр. 19 июля, после того как Аполлон-11 пролетел за Луной, не имея контакта с Землей, был выполнен выход на лунную орбиту.

20 июля Армстронг и Олдрин снова вошли в ЛМ, и в 100 часов 12 минут полёта Орёл отстыковался и отделился от Колумбии для визуального осмотра. После всех проверок, на 101-й час 12-й минуте миссии, Орёл успешно отстыковался от Колумбии, где оставался Майкл Коллинз, отвечавший за управление командным модулем.

Лунный модуль на орбите вокруг Луны после расстыковки с командным модулем. Фото: NASA

Лунный модуль на орбите вокруг Луны после расстыковки с командным модулем. Фото: NASA

Коллинз выполнил визуальный осмотр лунного модуля, чтобы убедиться, что его состояние исправно, а все механизмы работают должным образом. Затем Орёл начал самостоятельное движение, удаляясь от Колумбии на безопасное расстояние.

Теперь Орёл двигался по заданной траектории к точке начала посадки. Впереди оставался самый сложный этап миссии — спуск и посадка в Море Спокойствия, которая навсегда войдет в историю.

“The Eagle has landed…”

«Орёл приземлился...» — Нил Армстронг произнес эту фразу, сообщая в Центр управления полетами NASA, о том, что лунный модуль успешно опустился на поверхность Луны.

Первая фотография, сделанная на Луне Нилом Армстронгом. Фото: NASA

Первая фотография, сделанная на Луне Нилом Армстронгом. Фото: NASA

Лунный модуль приземлился в Море Спокойствия в точку, которая была примерно на шесть километров дальше от предсказанной.

Спустя почти четыре часа после спуска Армстронг вышел из Орла и развернул телекамеру для передачи этого события на Землю. Через 109 часов 42 минуты после старта Армстронг ступил на Луну. Примерно через 20 минут за ним последовал Олдрин. Камера была установлена на штативе в 9 метрах от ЛМ. Спустя полчаса президент США Ричард Никсон пообщался с астронавтами по телефону.

Астронавт Эдвин Э. Олдрин-младший, пилот лунного модуля первой миссии по высадке на Луну, позирует для фотографии рядом с развернутым флагом США во время ВКД. Фото: NASA

Астронавт Эдвин Э. Олдрин-младший, пилот лунного модуля первой миссии по высадке на Луну, позирует для фотографии рядом с развернутым флагом США во время ВКД. Фото: NASA

На поверхности Луны были оставлены памятные медальоны с именами трёх астронавтов Аполлона-1, погибших в результате пожара на стартовой площадке, и двух космонавтов, также погибших в результате несчастных случаев. Также остался полуторадюймовый кремниевый диск, содержащий микроминиатюрные послания доброй воли из 73 стран и имена руководителей Конгресса и НАСА.

Флаг СССР, побывавший на Луне на борту Орла, и чуть выше — ёмкость с лунным грунтом, подаренным Советскому Союзу американцами. Экспонируются в Мемориальном музее космонавтики в Москве. Фото: собственная работа пользователя Википедии

Флаг СССР, побывавший на Луне на борту Орла, и чуть выше — ёмкость с лунным грунтом, подаренным Советскому Союзу американцами. Экспонируются в Мемориальном музее космонавтики в Москве. Фото: собственная работа пользователя Википедии

Во время ВКД Олдрин развернул ранний пакет научных экспериментов Аполлона, а затем астронавты собрали лунный грунт. После того как Олдрин провел на поверхности 1 час 33 минуты, он вернулся в ЛМ, а через 41 минуту за ним последовал Армстронг. «Прогулка» длилась более двух с половиной часов.

Пилот лунного модуля Базз Олдрин только что развернул ранний пакет научных экспериментов миссии. Был сфотографирован командиром миссии, Нилом Армстронгом. Фото: NASA

Пилот лунного модуля Базз Олдрин только что развернул ранний пакет научных экспериментов миссии. Был сфотографирован командиром миссии, Нилом Армстронгом. Фото: NASA

Нил Армстронг и Базз Олдрин устанавливают флаг США. Это один из кадров, снятых 16-мм кинокамерой лунного модуля. Фото: NASA

Нил Армстронг и Базз Олдрин устанавливают флаг США. Это один из кадров, снятых 16-мм кинокамерой лунного модуля. Фото: NASA

След Эдвина Базза Олдрина на лунной поверхности. Фото: NASA

След Эдвина Базза Олдрина на лунной поверхности. Фото: NASA

Всего Нил и Эдвин провели на поверхности Луны 21 час 36 минут. После периода отдыха, включавшего семь часов сна, двигатель подъемной ступени заработал и поднял Орла на орбиту над Луной, когда Колумбия находилась на 25-ом витке вокруг спутника.

Когда лунный модуль достиг высшей точки орбиты на 125-м часу 19-й минуте полета, система управления реакцией (RCS) скорректировала его траекторию, сделав орбиту почти круговой на высоте около 90 километров. При этом Орёл находился примерно на 21 километр ниже и немного позади командного модуля Колумбия.

Лунный модуль перед стыковкой с командным модулем на фоне восходящей Земли, снятый Майклом Коллинзом. Фото: NASA

Лунный модуль перед стыковкой с командным модулем на фоне восходящей Земли, снятый Майклом Коллинзом. Фото: NASA

Стыковка с Колумбией состоялась на 27-м витке командного модуля, на 128-м часу 3-й минуте миссии. Армстронг и Олдрин вернулись в командный модуль, где их ждал Коллинз. Через четыре часа лунный модуль был отстыкован и оставлен на лунной орбите. И нет, он не летает там до сих пор, как вы могли подумать. Орбита ЛМ не была стабильной из-за гравитационных возмущений и низкой высоты — со временем Орёл упал на поверхность нашего спутника. Его остатки, вероятно, находятся где-то на Луне, но их точное местоположение до сих пор неизвестно.

Вид на Землю с высоты почти 40 000 километров. Снимок сделан во время возвращения астронавтов, в последние часы их подлета к Земле. Фото: NASA

Вид на Землю с высоты почти 40 000 километров. Снимок сделан во время возвращения астронавтов, в последние часы их подлета к Земле. Фото: NASA

Процедуры возвращения в атмосферу были начаты 24 июля, через 44 часа после схода с лунной орбиты. СМ отделился от КМ, который был переориентирован в положение «тепловой щит вперед» (вхождение в атмосферу со стороны теплового щита, дабы астронавты не сгорели к чёртовой бабушке). Сброс парашюта произошел в 195 часов 13 минут. После полёта, продолжавшегося 195 часов 18 минут 35 секунд — примерно на 36 минут дольше запланированного — Аполлон-11 упал в Тихий океан в 20 километрах от спасательного корабля USS Hornet. Из-за плохой погоды в районе цели точка приземления была изменена примерно на 400 километров. Аполлон-11 приземлился 24 июля 1969 года.

Командный модуль космического корабля Аполлон-11 во время опускания на палубу USS Hornet. Плавучее кольцо, прикрепленное водолазами ВМС, было снято с капсулы. Фото: NASA

Командный модуль космического корабля Аполлон-11 во время опускания на палубу USS Hornet. Плавучее кольцо, прикрепленное водолазами ВМС, было снято с капсулы. Фото: NASA

Спасательные вертолеты быстро достигли места посадки, после извлечения их из командного модуля и поднятия на борт астронавты были одеты в биозащитные костюмы (из-за опасений заражения предполагаемыми лунными микроорганизмами) и доставлены на USS Hornet. Там их поместили в мобильный карантинный фургон (MQF), где они провели первые часы после возвращения. Президент США лично приветствовал астронавтов на борту корабля, поздравив их с успешным завершением миссии. Это была первая встреча астронавтов с внешним миром после их возвращения на Землю.

Астронавты в биозащитных костюмах машут рукой перед вхождением в карантинный фургон. Фото: NASA

Астронавты в биозащитных костюмах машут рукой перед вхождением в карантинный фургон. Фото: NASA

В Мобильном карантинном фургоне (MQF) находятся (слева направо): Нил А. Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Э. Олдрин-младший во время общения с президентом Р. Никсоном. Фото: NASA

В Мобильном карантинном фургоне (MQF) находятся (слева направо): Нил А. Армстронг, Майкл Коллинз, Эдвин Э. Олдрин-младший во время общения с президентом Р. Никсоном. Фото: NASA

После встречи с президентом астронавты вместе с лунными образцами и оборудованием были доставлены в Лунную приёмную лабораторию в Хьюстоне, где продолжили 21-дневный карантин. Это было необходимо для исключения риска заражения Земли потенциальными лунными микроорганизмами. В течение этого времени астронавты проходили медицинские обследования, а ученые изучали доставленные образцы лунного грунта. После завершения карантина астронавты были встречены как национальные герои, а их миссия стала величайшим достижением в истории освоения космоса.

Так и закончился первый полёт к Луне.

Спасибо всем, кто дочитал.

Кому понравился пост — жду Вас в своем Телеграмм-канале, туда я выкладываю посты уже очень давно, там много интересного). А на странице моего канала в Яндекс Дзене я пишу длинные статьи, как эта.

Хочу запостить сюда статью про первый полёт человека в космос, совершённый нашим соотечественником, Юрием Гагариным. Как Вам идея?

Показать полностью 18
Отличная работа, все прочитано!